Мясковский, николай яковлевич. С. В. ВенчаковаТворчество Н. Я. Мясковского и русская музыкальная культура первой половины XX века Награды и премии

это исторически ключевая фигура всей нашей музыкальной. Художественная личность, которая сберегла для всех, кто вошел в новую послереволюционную эпоху России, самое лучшее, непреходящее. По времени рождения Николаю Яковлевичу Мясковскому суждено было соединить две эпохи. Не просто разное время - эпохи Царской и Советской России. «История наша сделала такой бросок, что между вчерашним и нынешним оказалась какая-то пустота, психологически болезненная, как раскрытая рана », – писал В. Ходасевич о событиях революции и Гражданской войны. Рану эту можно было залечивать разными способами: низвергнуть искусство «графьев», дворян и «мещанского нытика» , создавать «искусство для пролетариата». А можно было сохранить духовные ценности и приумножить их. В этом, без сомнения, - предназначение Мясковского. Сохранить для нас, потомков Октября, нечто , идущее из прежней жизни, из дореволюционных представлений и ценностей (ценностей вечных ), таким образом сглаживая разрыв между прошлым и настоящим.

Николай Яковлевич имел большое (хотя и не громкое) влияние на атмосферу отечественной музыки. Однако ученик Николая Яковлевича Б. Чайковский говорил, что в воздухе словно висело – «Бей его!». Первые комсомольцы Московской консерватории объявили Мясковского главой «буржуазного направления в музыке», уловив внутренне свободный, независимый дух , присущий большому искусству.

В революционную Россию Николай Яковлевич Мясковский, дворянин с либерально-демократическими взглядами, вошел вполне сложившимся 36-летним человеком (родился 8 апреля 1881 – умер 8 августа 1950). В начале Первой мировой войны Мясковский был мобилизован в саперные войска и попал на австрийский фронт. Испытал «угощение» артиллерийским огнем, смерть друзей, плен. Поймут ли Николая Яковлевича его потомки, узнав, что он имел право на освобождение от мобилизации… Поверят ли, что никогда ничего не добиваясь для себя, он всегда охотно хлопотал за других, старался помочь.

Признание больших художников, если оно не случилось при жизни, идет вслед за их земной жизнью. Но бывает по-иному…

Николай Яковлевич Мясковский (ученик Лядова и ) получил признание при жизни и вошел в историю музыки XX века как крупнейший русский симфонист. Причин несоответствия достоинств музыки Мясковского и весьма скромного места, которое она занимает, вероятно, несколько. Ну хотя бы та, что в творчестве композитора отсутствуют такие жанры, как опера, балет, киномузыка, которые делают композитора более доступным и известным. Широкая аудитория лишена возможности знать музыку композитора.

Сочинения Мясковского обладают глубокой сдержанностью, большой степенью интимности высказывания. Они лишены всего внешне эффектного и, возможно, малопонятны той части публики, которая, по меткому замечанию Б. Асафьева (восторженного ценителя творчества Мясковского), привыкла, «чтобы ей подслащали пилюли». А музыканты… О них тот же Асафьев писал так: «…кто занят самим собой, кто не интересуется сложными концепциями, предпочитая мимолетное… а кто погряз в условностях и не чует ничего живого».

В среде профессионалов (нацеленных во многом на внешнюю новизну) можно встретить равнодушие или даже пренебрежение: старомодно, скучно! К тому же музыкальный язык композитора рождает иногда ложное ощущение, что подобное уже было, ибо стиль Мясковского не ломает, не отвергает традицию, а развивает ее в самобытной форме.

Возможно, причина нашей отдаленности, индифферентности от музы Мясковского еще и в том, что она не спорит, не воюет, не поучает, не развлекает и не оказывает агрессивного психического давления (как это случается в XX веке). Она, как определил ее суть Асафьев, «выделяется крайне острым устремлением к тому, чтобы выяснить самому себе тайны своей душевной жизни…».

Сквозняк конца ХХ века отодвинул от нас сокровенно-хрупкое и чистое творчество Николая Мясковского чем-то «более актуальным» (порой грубым и пошлым). Художественный феномен по имени «Мясковский » оказался сокрытым. Чрезвычайно редко встретишь имя композитора в концертных программах, а ведь раньше в репертуар каждого крупного исполнителя его сочинения входили непременно. Грамзаписи сейчас скорее найдешь у музыкантов старшего поколения. Все симфонии композитора записаны в Англии Евгением Светлановым, но у нас в стране их нет. Большинство программ радио, тем более телевидения, не рискнет обратиться к художнику немодному, не имеющему ажиотажного спроса (разве что когда к его сочинениям обращается крупный исполнитель - Г. Рождественский, В. Гергиев).

Советский композитор, народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения (1940). Родился в семье военного инженера. Образование получил в кадетском корпусе. С детства обучался музыке. В 1899-1902 годах учился в Военно-инженерном училище, затем состоял на военной службе в Москве и Петербурге (до 1908 года). Одновременно занимался музыкально-теоретическими предметами под руководством Р. М. Глиэра и И. И. Крыжановского. В 1911 году окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции (учился у А. К. Лядова и Н. А. Римского-Корсакова ). В консерватории началась большая дружба Мясковского с С. С. Прокофьевым, продолжавшаяся до конца жизни. Тогда же произведения Мясковского начали исполняться в концертах и издаваться (1-я симфония, 1908; симфониетта, 1910; симфоническая притча "Молчание", 1909; 2 струнных квартета, соната и др. пьесы для фортепиано, ряд вокальных сочинений). С 1911 года выступал как музыкальный критик в московском журнале "Музыка". Особенно большое значение имела его статья "Бетховен и Чайковский" (1912). В начале 1-й мировой войны 1914-1918 годов был мобилизован, находился на передовых позициях. По признанию композитора, впечатления войны послужили к "просветлению" его музыкальных мыслей (4-я и 5-я симфонии, 1918). После Великой Октябрьской социалистической революции Мясковский работал в Морском генеральном штабе, в 1921 году был демобилизован и жил в Москве. Один из авторитетнейших русских музыкантов, Мясковский с первых лет Советской власти трудился на пользу нового общества. С 1919 года он работал в Наркомпросе, музыкальном издательстве; в 1932-1948 годах был членом оргкомитета Союза советских композиторов. С 1921 года профессор Московской консерватории, воспитавший более 80 композиторов, среди которых - В. Я. Шебалин , А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, В. Г. Фере, Г. Г. Галынин.

Николай Яковлевич Мясковский - один из крупнейших симфонистов современности, автор 27 симфоний и ряда др. сочинений для симфонического оркестра. Для творчества Мясковского характерны: самостоятельное претворение классических традиций, многообразие содержания при воплощении тем, образов и эмоций современной действительности, сложность и серьёзность музыкального мышления, неустанные поиски нового, неоднократное обращение к народным образцам при весьма свободной их трактовке, высокое художественное мастерство. Почти каждая симфония ставит новую творческую задачу. Особенно выделяются песенные образы 5-й симфонии, трагические - 6-й (1923), героические - 16-й (1936), лирические - 21-й (1940; Государственная премия СССР, 1941), 27-й (1950; Государственная премия СССР, 1951) симфоний; 19-я симфония (1939) написана для духового оркестра. Мясковский - автор ряда камерных ансамблей, прежде всего 13 струнных квартетов (в том числе 9-й - Государственная премия СССР, 1946, и 13-й - Государственная премия СССР, 1951). В тесной творческой связи с советскими исполнителями созданы Мясковским концерты с оркестром - для скрипки (1938) и для виолончели (1944; Государственная премия СССР, 1946).

Музыкальный критик, .

Инструменты Жанры

классическая музыка: поздний романтизм, модернизм (1908-1927), социалистический романтизм (1931-1940), поздний романтизм (1940-1950), русский романс, массовая песня.

Псевдонимы

Мизантроп

Коллективы Награды
www.myaskovsky.ru

Никола́й Я́ковлевич Мяско́вский ( -) - русский советский композитор , педагог, музыкальный критик. Доктор искусствоведения (). Народный артист СССР (). Лауреат пяти Сталинских премий ( , - дважды , , - посмертно ).

Биография

Во время гражданской войны Н.Я.Мясковский перешёл на службу Генеральный Морской Штаб Балтийского флота. Это было обусловлено тем, что его родные оказались под угрозой голодной смерти и композитор взял на содержание семьи своих сестёр. . Однако распространённый в Советское время миф о том, что Мясковский был ярым сторонником коммунизма не в полной мере соответствует действительности. Из переписки Композитора следует, что он с надеждой принял созыв Учредительного собрания и первые два года без особого энтузиазма смотрел на Советскую власть. . Отец Николая, Яков Константинович не поддержал решения сына служить в Красной Армии и попытался уехать на Украину, но погиб в пламени разгоравшейся гражданской войны. В 1918 году Мясковский переезжает в Москву, в которой он прожил большую часть жизни. В 1919 году Мясковский был избран членом правления «Коллектива московских композиторов», одновременно являлся заместителем заведующего Музыкальным отделом Наркомпроса РСФСР (1921). После демобилизации с военной службы в Красной Армии, с , Мясковский - профессор класса композиции МГК имени П. И. Чайковского .

6-я симфония Н.Мясковского - это отражение трагедии русского народа, расколотого гражданской войной. Очень показателен мрачный старообрядческий хор в финале, как символ нового, социального раскола XX века в России. Симфония имела оглушительный успех. Мясковский даже удостоился сравнения с П. И. Чайковским . Об этом произведении говорили как о первой симфонии, достойной названия 6-й, после гениальной 6-й симфонии Чайковского.

В 1925-1927 годах Мясковский много экспериментировал. Тогда он создал 7-ю симфонию, чей интонационный стиль лежит на стыке русского романтизма и французского импрессионизма К. Дебюсси . А также 8-ю симфонию, применив атональные построения в духе А. Шёнберга , а также элементы русского и башкирского фольклора. В те годы композитор потратил много времени на борьбу со сторонниками упрощенчества в музыке из РАПМ, которые признавали только прокоммунистическую массовую песню, как единственный возможный стиль музыки в СССР. Среди участников РАПМ господствовали идеи примитивизма, упрощенчества, наряду с ненавистью почти ко всей классической музыке XVIII - XIX вв. (единственное исключение они делали для творчества М.Мусоргского и Л.В.Бетховена)

В начале 30-х годов (начиная с 11-й симфонии) Мясковский меняет стиль музыки на более светлый, что стало отражением того давления, которое оказывали на него власти. В музыке начинают доминировать мажорные тональности, а полифония упрощается. Уступаю давлению властей Мясковский пишет 12-ю симфонию, посвящённую коллективизации. Некоторые современные критики считают её худшей в творчестве композитора. В том - же духе выдержана упрощённая 14-я симфония. Показательно то, что единственное мрачное произведение того периода, 13-ю симфонию, он вынужден был представить на закрытой премьере. 13-я симфония стала своего рода прощанием композитора с модернизмом и авангардом. Что аналогично ситуации, сложившейся вокруг 4-й симфонии Д. Д. Шостаковича . Хотя помимо упрощенных 12-й, 14 -й, 18-й и 19-й симфоний в творчестве композитора в 30-е годы встречались и высокие образцы симфонического искусства, такие как, например, построенная на русско-украинской фольклорной интонации 15-я и величественная 17-я симфония, посвящённая дирижеру А. Гауку.

Среди других его работ 30-х годов также особо выделяется 16-я симфония, посвященная советской авиации. Её драматизм навеян впечатлениями от катастрофы огромного самолёта АНТ-20 «Максим Горький», случившейся в мае 1935 года.

В 1932 году Мясковского избирают в состав оргкомитета Союза советских композиторов . С 1939 года член художественного совета Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР . В 1940-1951 гг. член редколлегии журнала «Советская музыка».

В 1940 году композитор сочиняет свою 21-ю симфонию - произведение потрясающей силы, в котором нашли отражение и тягостные раздумия о правильности пути страны, и искренняя вера композитора в светлое будущее. Чистая сонатная форма, мастерское сочетание мрачных и светлых тонов, философская глубина сочинения принесли этому произведению всеобщее признание в мире. Эта великолепная симфония открыла последний, завершающий период творчества Советского мастера. Для него характерно возвращение к политональным схемам русского классического романтизма наряду с прозрачной полифонией духовых инструментов.

Но в 1948 году Николай Яковлевич уже открыто встал в музыкальную оппозицию, защищая своих коллег С. С. Прокофьева , Д. Д. Шостаковича и А. И. Хачатуряна . На заседании союза композиторов он охарактеризовал «Постановление по борьбе с формализмом» как истерическое, что привело к его конфликту с Т. Н. Хренниковым . .

Последние два года своей жизни Мясковский провел на даче у Николиной горы, приводя в порядок свои сочинения и работая над своей последней, 27-й, симфонией. В конце 1949 г. композитор уничтожил свой личный дневник, часть своих ранних фортепианных сонат и почти все романсы написанные в 1906 - 1914 гг.

Педагогическая деятельность

За время преподавания в Московской консерватории он воспитал многих композиторов, среди которых Д. Б. Кабалевский , А. Л. Локшин , Б. А. Мокроусов , А. В. Мосолов , В. И. Мурадели , Л. Н. Оборин , Н. И. Пейко , Л. В. Фейгин , В. Я. Шебалин , А. И. Хачатурян , Б. А. Чайковский . Несмотря на разность дарований и увлечений. каждый из учеников Мясковского нашёл свой стиль, жанр и интонацию.

По воспоминаниям учеников Николай Яковлевич был добрым, отзывчивым человеком, никогда не позволявшим себе хамства. Грандиозная эрудиция, удивительная наблюдательность и точность его замечаний восхищали не одно поколение музыкантов. Дарование Мясковского-педагога, его умение услышать, "схватить" самое главное в сочинении, увидеть и достоинства, и недостатки, ценили не только ученики, но и коллеги, обращавшиеся к нему за советами - С. Прокофьев, Д. Шостакович, М. Вайнберг и многие другие.

Музыкальный стиль композитора

Стиль музыки Мясковского суров, но, в то же время, удивительно лиричен и красив. В нем органично переплетаются элементы русского позднего романтизма, модернизма и французского импрессионизма, получившего в России наименование Символизм. Помимо П. И. Чайковского , в его творчестве заметно влияние Н. А. Римского-Корсакова и А Н.Cкрябина .

Среди его симфоний особенно выделяются лирико-трагические: 2-я (1912), 3-я (1914), 4-я (1917) и 5-я (1921), трагико-монументальная 6-я (1923), героико-драматическая 16-я (1936), задумчиво-ностальгические 21-я (1940) и 25-я (1946), патриотическая 22-я (1941), посвящённая событиям Великой Отечественной войны , а также последняя 27-я (1950).

Выдающийся русский дирижёр Е. Ф. Светланов , сделавший в 1991-1993 годах запись всех его симфонических произведений, называл Мясковского прямым наследником русских классиков XIX века. Также он с горечью отмечал, что творчество этого композитора на сегодняшний день почти забыто.

Причиной такого положения стало:

1) Отсутствие пропаганды его творчества в течение последних 30 лет.

2) Тот факт, что композитор, работая на стыке нескольких течений, так и не был до конца признан ни среди радикальных модернистов, ни среди песенников. А для любителей классического романтизма XIX века его творчество чересчур тяжеловато. При том, что лирическая составляющая там осталась в достаточно архаичной форме. То есть получилось, что для одних он слишком тяжёл и современен, а для других слишком консервативен. Именно на это обстоятельство указывают современный исследователь жизни и творчества Н. Я. Мясковского - Д. Горбатов, а также крупнейший русский дирижёр современности Г. Рождественский . .

Музыканты и композиторы о Николае Мясковском

Сергей Прокофьев писал о Мясковском: «В нём больше от философа - его музыка мудра, страстна, мрачна и самоуглублённа. Он близок в этом Чайковскому и думаю, что является, по сути, его наследником в русской музыке. Музыка Мясковского достигает истинных глубин выразительности и красоты» .

Дмитрий Шостакович отзывался о Мясковском как о крупнейшем после Г. Малера cимфонисте, среди произведений которого целый ряд является просто шедеврами симфонического искусства. . В связи с этим, среди немногочисленных поклонников Мясковского сохраняется надежда на возрождение имени композитора и исполнение его произведений.

Память о композиторе

Имя Мясковского носил работавший на протяжении 38 лет Уральский струнный квартет . В 2006 году в честь Мясковского назван Белый зал Московской консерватории . Так как Николай Яковлевич жил в переулке Сивцев Вражек № 4 на Арбате, его именем была названа одна из арбатских улиц, находившихся неподалёку, бывший Большой Афанасьевский переулок, соединявший ул. Арбат и нынешний Гагаринский переулок. К сожалению, в 90-х годах на волне всеобщего переименования улица Мясковского снова превратилась в переулок, Большой Афанасьевский. Вообще многие эксперты сходятся во мнении, что Мясковский был очень необычным человеком, в чьей биографии немало белых пятен. Он не вписывается в стандартные представления о русском симфонисте или советском песеннике. А его музыка, сотворённая на стыке европейского модернизма и русского романтизма, только ожидает своего будущего.

Награды и премии

Произведения

Список произведений

Опус | Название | Жанр | Год

  1. «Размышления» 7 стихотворений Е. Баратынского для голоса с фортепиано. Вокал 1907
  2. «Из юношеских лет» 12 романсов для голоса и фортепиано на слова К. Бальмонта. Вокал 1903-1906
  3. Симфония № 1, до минор, в 3-х частях Симфонии 1908
  4. «На грани», 18 романсов на слова З. Гиппиус для среднего и низкого голоса с ф-но. Вокал 1904-1908
  5. «Из З.Гиппиус», 3 пьесы для голоса и ф-но. Вокал 1905-1908
  6. Соната № 1 для ф-но, ре минор, в 4-х частях Фортепиано 1907-1909
  7. «Мадригал», сюита для голоса с ф-но на слова К.Бальмонта. Вокал 1908-1909
  8. Три наброска на слова Вяч. Иванова для голоса с ф-но. Вокал 1908
  9. «Молчание», симфоническая притча Оркестровая музыка 1909-1910
  10. Симфониетта, ля мажор, в 3-х частях Оркестровая музыка 1910
  11. Симфония № 2, до диез минор, в 3-х частях Симфонии 1910-1911
  12. Соната для виолончели и фортепиано, ре мажор Инструментальная музыка 1911
  13. Соната № 2 для фортепиано, фа диез минор, одночастная Фортепиано 1912
  14. «Аластор», симфоническая поэма Оркестровая музыка 1912
  15. Симфония № 3, ля минор, в 2-х частях Симфонии 1914
  16. «Предчувствия», 6 набросков на слова З.Гиппиус для голоса с ф-но. Вокал 1913-1914
  17. Симфония № 4, ми минор, в 3-х частях Симфонии 1917-1918
  18. Симфония № 5, ре мажор, в 4-х частях Симфонии 1918
  19. Соната № 3 для фортепиано, до минор, одночастная Фортепиано 1920
  20. 6 стихотворений А.Блока для голоса с ф-но. Вокал 1921
  21. «На склоне дня» 3 наброска на слова Ф. Тютчева для голоса и ф-но. Вокал 1922
  22. «Венок поблекший», музыка к 8 стихотворениям А. Дельвига - тетради I и II для голоса и ф-но. Вокал 1925
  23. Симфония № 6, ми бемоль минор, в 4-х частях Симфонии 1921-1923
  24. Симфония № 7, си минор, в 2-х частях Симфонии 1922
  25. «Причуды», 6 набросков для ф-но Фортепиано 1922-1927
  26. Симфония № 8, ля мажор, в 4-х частях Симфонии 1924-1925
  27. Соната № 4 для ф-но, до минор, в 3-х частях Фортепиано 1924-1925
  28. Симфония № 9, ми минор, в 4-х частях Симфонии 1926-1927
  29. «Воспоминания», 6 пьес для ф-но Фортепиано 1927
  30. Симфония № 10, фа минор, в 1-й части Симфонии 1926-1927
  31. «Пожелтевшие страницы», 7 незатейлевых вещиц для ф-но Фортепиано 1928
  32. Серенада, ми бемоль мажор, для м. оркестра, в 3-х частях Оркестровая музыка 1928-1929
  33. Симфониетта, си минор, для струнного оркестра Оркестровая музыка 1929
  34. Лирическое концертино № 1, соль мажор, для м. Оркестра в 3-х частях Оркестровая музыка 1929
  35. Струнный квартет № 1, ля минор, в 4-х частях Камерная музыка 1930
  36. Струнный квартет № 2, до минор, в 3-х частях Камерная музыка 1930
  37. Струнный квартет № 3, ре минор, в 2-х частях Камерная музыка 1930
  38. Струнный квартет № 4, фа минор в 4-х частях Камерная музыка 1909-1937
  39. Симфония № 11, си бемоль минор, в 3-х частях Симфонии 1931-1932
  40. Симфония № 12, соль минор, в 3-х частях Симфонии 1931-1932
  41. Симфония № 13, си бемоль минор, в 3-х частях Симфонии 1933
  42. Симфония № 14, до мажор, в 5-х частях Симфонии 1933
  43. Симфония № 15, ре минор, в 4-х частях Симфонии 1935
  44. Симфония № 16, фа мажор, в 4-х частях Симфонии 1935-1936
  45. 12 романсов на слова М.Лермонтова, для голоса с ф-но Вокал 1935-1936
  46. Симфония № 17 Соль диез минор в четырёх частях Симфонии 1936-1937
  47. Симфония № 18 До мажор в трех частях Симфонии 1937
  48. 10 очень легких пьес для ф-но Фортепиано 1938
  49. Четыре легкие пьески в полифоническом роде для ф-но Фортепиано 1938
  50. Простые вариации, ре мажор, лирическая сюита для ф-но Фортепиано 1937
  51. Концерт для скрипки с оркестром, ре минор, в 3-х частях Концерты 1938
  52. Три наброска (на слова С.Щипачева и Л.Квитко) для голоса с ф-но Вокал 1938
  53. Симфония № 19, ми бемоль мажор для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1939
  54. Две пьесы (из симфонии № 19) для струнного оркестра Оркестровая музыка 1945
  55. Струнный квартет № 5, ми минор в четырёх частях Камерная музыка 1938-1939
  56. Приветственная увертюра до мажор для б. оркестра Оркестровая музыка 1939
  57. Струнный квартет № 6, соль минор Камерная музыка 1939-1940
  58. Симфония № 20, ми мажор, в трех частях Симфонии 1940
  59. Симфония № 21, фа диез минор Симфонии 1940
  60. «Из лирики Степана Щипачева» 10 романсов для среднего голоса с ф-но Вокал 1940
  61. Два марша для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1941
  62. Симфония № 22 («Симфония-баллада»), си минор для б. Оркестра в трех частях Симфонии 1941
  63. Струнный квартет № 7, фа мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1941
  64. Симфония-сюита № 23, ля минор (на темы кабардино-балкарских песен), для б. оркестра в 3-х частях Симфонии 1941
  65. Сонатина, ми минор, для фортепиано в 3-х частях Фортепиано 1942
  66. Песня и рапсодия (Prelude und Rondo-Sonate), си бемоль минор, для ф-но Фортепиано 1942
  67. Струнный квартет № 8, фа диез минор Камерная музыка 1942
  68. Драматическая увертюра, соль минор, для духового оркестра Музыка для духового оркестра 1942
  69. «Киров с нами», поэма-кантата для м.-сопрано, баритона, смешанного хора и симфонического оркестра, на слова Н.Тихонова, в 4-х частях Вокал 1942
  70. Струнный квартет № 9, ре минор, в 3-х частях Камерная музыка 1943
  71. Симфония № 24, фа минор, в 3-х частях Симфонии 1943
  72. Соната (№ 5) для ф-но, си мажор Фортепиано 1944
  73. Соната (№ 6) для ф-но, ля бемоль мажор Фортепиано 1944
  74. «Звенья», 6 набросков для б. оркестра Оркестровая музыка 1944
  75. Концерт для виолончели с оркестром, до минор, в 2-х частях Концерты 1944
  76. Струнный квартет № 10, фа мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1945
  77. Струнный квартет № 11 «Воспоминания», ми бемоль мажор Камерная музыка 1945
  78. Симфониетта № 2 для струнного оркестра, ля минор, в 4-х частях Оркестровая музыка 1945-1946
  79. Симфония № 25, ре бемоль мажор, в 3-х частях Симфонии 1945-1946
  80. Соната для скрипки и ф-но, фа мажор, в 2-х частях Инструментальная музыка 1947
  81. Славянская рапсодия для б. симфонического оркестра Оркестровая музыка 1946
  82. Тетрадь лирики, 6 романсов для высокого голоса и ф-но (на слова М.Мендельсон и её переводы из Бернса) Вокал 1946
  83. «Стилизации», 9 пьес в форме старых танцев для ф-но Фортепиано 1946
  84. «Из прошлого», 6 импровизаций для ф-но Фортепиано 1946
  85. «Кремль ночью», кантата-ноктюрн (слова С.Васильева) для соло-тенора (или сопрано), смешанного хора и оркестра Вокал 1947
  86. Патетическая увертюра до минор для симфонического оркестра (к ХХХ летию Совествкой Армии) Оркестровая музыка 1947
  87. Струнный квартет № 12, соль мажор, в 4-х частях Камерная музыка 1947
  88. Полифонические наброски для ф-но, в 2-х тетрадях Фортепиано 1947
  89. Симфония № 26 (на русские темы), до мажор, в 3-х частях Симфонии 1948
  90. Дивертисмент ми бемоль мажор, для б. симфонического оркестра, в 3-х частях Оркестровая музыка 1948
  91. Соната № 2 для виолончели и ф-но, ля минор, в 3-х частях Инструментальная музыка 1948-1949
  92. Соната (№ 7) для фортепиано, до мажор Фортепиано 1949
  93. Соната (№ 8) для фортепиано, ре минор Фортепиано 1949
  94. Соната (№ 9) для фортепиано, фа мажор (средней трудности) Фортепиано 1949
  95. Симфония № 27, до минор, в 3-х частях Симфонии 1949
  96. Струнный квартет № 13, ля минор, в 4-х частях Камерная музыка 1949
  97. «За многие годы», сборник романсов и песен на слова разных авторов Вокал 1950
  98. Ф. Э. Бах Andante для флейты и фортепиано. Переложение второй части концерта для оркестра Фортепиано 1922
  99. Д. Мелких «Аладина и Паломид» симфоническая поэма - переложение для двух фортепиано в восемь рук Фортепиано 1925
  100. М. Штейнберг «Принцесса Малэн» симфоническая поэма - переложение для двух фортепиано в восемь рук Фортепиано 1926
  101. С. Прокофьев Третья симфония - переложение для двух фортепиано в четыре руки Фортепиано 1929
  102. М. Штейнберг Третья симфония - переложение для двух фортепиано в четыре руки Фортепиано 1930
  103. М. Мусоргский «Иванова ночь на лысой горе» - переложение для фортепиано в четыре руки Фортепиано 1931
  104. С. Прокофьев «Осеннее» - эскиз для м. симфонического оркестра - переложение для двух фортепиано в восемь рук Фортепиано 1935
  105. С. Прокофьев «Египетские ночи» симфоническая сюита из музыки к спектаклю - переложение для фортепиано в четыре руки Вокал 1935
  106. С. Прокофьев «1941-й год» симфоническая сюита - переложение для фортепиано в четыре руки Фортепиано 1941
  107. А. Бородин Три романса и каватина Кончаковны из оперы «Князь Игорь» - переложение аккомпанементов для струнного квартета
  108. Прелюдии для фортепиано Фортепиано 1896-1898
  109. Прелюдии для фортепиано Фортепиано 1899
  110. Прелюдии для фортепиано Фортепиано 1900
  111. Прелюдия для фортепиано, до диез минор Фортепиано 1901
  112. Фантазия фа минор для фортепиано Фортепиано 1903
  113. «Тишина», романс для голоса с фортепиано на слова Мельшина Вокал 1904
  114. Идиллия фа мажор для фортепиано Фортепиано 1904
  115. Две фантазии для фортепиано: до диез минор и ре мажор Фортепиано 1904
  116. Две фантазии для голоса с фортепиано Вокал 1903
  117. Соната для фортепиано ми минор Фортепиано 1905
  118. Скерцандо для фортепиано Фортепиано 1905
  119. Два романса для голоса и фортепиано Вокал 1905
  120. «Flofion», тетрадь 1, шесть прелюдий для фортепиано Фортепиано 1899-1901
  121. «Flofion», тетрадь 2, миниатюры для фортепиано Фортепиано 1906
  122. «Flofion», тетрадь 3, миниатюры для фортепиано Фортепиано 1906-1907
  123. «Flofion», тетрадь 4, Шалости для фортепиано Фортепиано 1907
  124. «Flofion», тетрадь 5, Шалости для фортепиано Фортепиано 1907-1908
  125. «Flofion», тетрадь 6, Школьные опыты для фортепиано Фортепиано 1907-1908
  126. «Flofion», тетрадь 7, Опыты для фортепиано Фортепиано 1908-1912
  127. «Flofion», тетрадь 8, Наброски и отрывки для фортепиано Фортепиано 1917-1919
  128. Соната для фортепиано до минор одночастная Фортепиано 1907
  129. Соната для фортепиано соль мажор одночастная Фортепиано 1907
  130. 26 фуг (классных) для фортепиано Фортепиано 1907-1908
  131. 2 романса для голоса с фортепиано Фортепиано 1908
  132. «Ковыль» для хора без сопровождения на слова К.Бальмонта Вокал 1909
  133. Увертюра соль мажор для небольшого оркестра Оркестровая музыка 1909
  134. «Песня у станка» на слова А. Безыменского для голоса и фортепиано Вокал 1930
  135. Два военных марша для духового оркестра Оркестровая музыка 1930
  136. Три песни советских летчиков для хора и фортепиано Вокал 1931
  137. «Ленинская» песня для хора с фортепиано на слова А. Суркова Вокал 1932
  138. «Песня о Карле Марксе» для хора с фортепиано на слова С. Кирсанова Вокал 1932
  139. Три военно-комсомольские песни для хора с фортепиано Вокал 1934
  140. «Слава советским пилотам» четырёхголосный смешанный хор без сопровождения (слова А.Суркова) Вокал 1934
  141. Прелюдия и фугетта на имя «Сараджев», соль минор. Из 24 пьес для фортепиано (1907), для симфонического оркестра
  142. «Жить стало лучше» для голоса и фортепиано на слова В. Лебедева-Кумача Вокал 1936
  143. Четыре песни полярников для голоса и фортепиано Вокал 1939
  144. Две массовые песни для голоса с фортепиано Вокал 1941
  145. «Походная песня» для мужского двухголосного хора без сопровождения на слова М. Исаковского Вокал 1941
  146. Два эскиза к гимну РСФСР Оркестровая музыка 1946

Литература

  • Барсова И. А. Николай Сергеевич Жиляев: Труды, дни и гибель. - М., 2008.
  • Власова Е. С. 1948 год в советской музыке. - М.: 2010.
  • Горбатов Д. Последний вздох русской классики.Статья - 2001 .
  • Горбатов Д. Проблема Мясковского. Статья. - 2006 .
  • Гулинская З. К. Н. Я. Мясковский. - М., 1985.
  • Долинская Е. Б. Фортепианное творчество Н. Я. Мясковского. М., 1980.
  • Долинская Е. Б. Стиль инструментальных сочинений Н. Я. Мясковского и современность. М., 1985.
  • Ершова Т. Н. Я. Мясковский: начало творческого пути // Из истории русской и советской музыки / Ред.-сост. А. Кандинский. - М., 1971. С. 29-63.
  • Иконников А. Художник наших дней Н. Я. Мясковский. - М., 1982.
  • Кунин Ф. Н. Я. Мясковский. - М., 1981.
  • Кудряшов Ю. Н. Я. Мясковский. - Л., 1987.
  • Ламм О. Страницы творческой биографии Н. Я. Мясковского. - М., 1989.
  • Ливанова Т. Н. Н. Я. Мясковский: Творческий путь. - М., 1953.
  • Мясковский Н.Я. С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский. Переписка. - М.: 1977.
  • Н. Я. Мясковский: Собрание материалов в двух томах. - М., 1964.
  • Сегельман М.Николай Мясковский - Шестая симфония. Буклет к СD - изданию. Мелодия - 2005.
  • Справочник-путеводитель по симфониям Н. Я. Мясковского / Сост. В. Виноградов. - М., 1954.
  • Цыпин Г. 15 Бесед с Евгением Светлановым. - М., 1998.
  • Patrick Zuk, "Nikolay Myaskovsky and the Events of 1948", Music and Letters, 93:1 (2012), 61-85.