Н. Миклухо-Маклай – «Караам Тамо» − Человек с Луны. Социальные науки и гуманитарное знание Представьте себе что вы подобно миклухо маклая

Социальное знание включает в себя не только социальные науки и повседневные представления, но и огромную сферу гуманитарного знания. К социальным наукам относят все виды научного познания общества, которые следуют правилам научного метода. Это, как вы знаете, социология, экономика, политология, правоведение, этнография и др. Социальные науки производят знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых связях и отношениях между народами, классами, профессиональными группами. Социальные науки изучают свой предмет с помощью идеальных типов, позволяющих зафиксировать устойчивое и повторяющееся в человеческих действиях, в обществе и культуре.
Гуманитарное познание обращено к духовному миру человека. Хранителями гуманитарного знания являются дневники, рецензии, жизнеописания известных людей, публичные выступления, программные заявления, художественная критика, эпистолярное наследие. Их изучает психология, лингвистика, искусствознание, литературоведение. Граница между социальными науками и гуманитарным знанием не является жесткой. Социальные науки, сохраняя связь с жизненным миром человека, включают в себя и элементы гуманитарного знания. Когда историк исследует исторические закономерности и идеально-типические характеристики, он действует как социальный ученый. Обращаясь к мотивам действующих лиц и изучая дневники, письма и тексты выступлений, он действует как ученый-гуманитарий. Но и гуманитарное знание заимствует элементы социального. Ученые говорят о правилах составления биографий и описания отдельных случаев, которые все шире используются в современных общественных науках. Оценка художественных произведений, в свою очередь, также не является выражением субъективного мнения критика, а опирается на анализ композиции произведения, художественных образов, средств художественной выразительности и т. д.
Обращенное к духовному миру человека, его переживаниям, страхам и надеждам, гуманитарное знание требует понимания. Понять текст - значит придать ему смысл. Но он может быть не совсем таким, каким имел в виду его создатель. Мы не можем иметь достоверного знания о его мыслях и чувствах, а судим о них лишь с той или иной степенью вероятности. Но мы всегда интерпретируем текст, т. е. приписываем ему тот смысл, который, как мы думаем, имел в виду автор. А чтобы приблизиться к истокам авторского замысла, полезно знать, кто и при каких обстоятельствах написал произведение, каков круг общения его автора, какие задачи он ставил перед собой. Человек наделяет текст смыслом в соответствии с личным запасом социального знания. Поэтому великие произведения искусства по-разному откликаются в сердцах миллионов людей и сохраняют свое значение для многих поколений.
Не обладая строгостью и универсальностью естественно-научного знания, гуманитарное знание выполняет важные функции в культуре. Обращенное к духовному миру человека, гуманитарное знание пробуждает в нем стремление к возвышенному и прекрасному, облагораживает его стремления, побуждает к нравственным и мировоззренческим исканиям. В наиболее развитой форме такие искания воплощены в философии, но и каждый человек немного философ в той мере, в какой задается вопросами бытия и познания, нравственного совершенствования и разумного устройства общества. Входя в мир гуманитарного знания, человек расширяет горизонты познания, учится постигать чужой - и свой собственный - внутренний мир с такой степенью глубины, которая недостижима в самом тесном личном общении. В гуманитарной культуре человек обретает дар социального воображения, постигает искусство сопереживания, способность понимания другого, дарующие саму возможность совместной жизни в обществе.
Основные понятия: научное социальное знание, обыденное знание, методы социального познания, социальный факт, смысл, ценности, интерпретация, понимание.
Термины: культурный контекст, конкретно-исторический подход, идеальный тип.



Проверьте себя

1) В чем состоит своеобразие социального знания в сравнении с естественно-научным? Чем отличается объективность естественно-научного, социального и гуманитарного знания? 2) Можно ли отождествить факт социальной науки с событием, с тем, что случилось в жизни? 3) В чем состоит проблема интерпретации текста, поступка, исторического документа? Что значит правильное понимание? Можно ли достичь единственно правильного понимания? 4) Чем отличается идеальный тип от художественного образа? Можно ли считать идеальный тип научным описанием конкретного человека? 5) Согласны ли вы с утверждением, что обыденное знание ошибочно, а научное истинно? Зачем нужно изучать общественное мнение?



1. Современный философ П. Бергер, имея в виду зависимость прессы от расстановки общественных сил, писал: «У кого длиннее палка, у того и больше шансов навязать свои представления обществу». Согласны ли вы с таким представлением?
2. Существует мнение, что история не имеет сослагательного наклонения. Стоит ли обсуждать то, что могло бы быть, если бы этого не случилось? Являются ли упущенный шанс и утраченная возможность социальными фактами? Поясните свой ответ.
3. Социальное знание принято подразделять на социальные науки и гуманитарное знание. К какой из этих частей можно отнести тезис Протагора «Человек есть мера всех вещей»?
4. Известна притча о двух работниках. На вопрос, что они делают, один ответил: «Таскаю камни», а другой: «Строю храм». Можно ли сказать, что одно из высказываний истинно, а другое ложно? Аргументируйте свой ответ.
5. Немецкий философ У. Дильтей считал, что понять - «значит пережить лично». Согласны ли вы с этим? Может ли человек понять то, что сам не пережил? И всегда ли лично пережитое понятно?
6. Летописец Пимен из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» поучает Григория Отрепьева: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь». Возможно ли в принципе описание исторических событий, свободное от интерпретаций? Конкретизируйте свой вывод, используя знания из курса истории.
7. Представьте себе, что вы, подобно Миклухо-Маклаю, отправились изучать жизнь туземных племен. На что вы обратите внимание прежде всего:
- на то, что более всего бросается в глаза;
- на то, что отличает жизнь туземцев от нашей;
- на устойчивые и повторяющиеся формы практической деятельности?

Рожденный в год Аиста русский путешественник-этнограф Миклухо-Маклай прожил интереснейшую жизнь. Подобно перелетной птице он многократно отправлялся в южные страны, возвращаясь в родные земли для того, чтобы вскоре их вновь покинуть. В его характере проявились типичные качества тотема: благородство, «окрыленность», привязанность к любимой земле. Аист считается хранителем местности, национальных традиций, защитником семейных устоев. Все эти качества в полной мере присутствовали в характере Миклухо-Маклая, посвятившего всего себя изучению и защите культуры малых полинезийских народов. Он избрал своей родиной Новую Гвинею и по отношению к ней вел себя как дух-хранитель этого острова, в чем проявил лучшие качества своего тотема.

Гороскоп Миклухо-Маклая Н. Н.

Рождественское Новгородской губернии 05.07.1846 (с.стиль) 16:15:29

Пятница, 29 с.д., 24 л.д.

Время рождения Н.Н. Миклухо-Маклая не известно. Гороскоп ректифицирован, но требует дополнительных исследований.

Этнография, антропология и биология, генезис животных видов и человеческих рас — все эти отрасли естествознания, коим всецело посвятил себя Миклухо-Маклай, рожденный под знаком Рака, находятся в планетарном ведении хозяйки этого знака — Луны, управляющей также и годом Аиста. Быть может потому, что в гороскопе русского исследователя индонезийских островов Луна, управляющая, как годом, так и месяцем его рождения, находилась в экзальтации (сильнейшем эволюционном положении), ему дана была возможность в полной мере проявить качества небесного тотема.

Неутомимый исследователь, человек, ставший национальным героем Новой Гвинеи, исколесивший дороги Европы, Азии и Австралии, изучивший огромное количество островов Атлантики, Юго-Восточной Азии и Океании, родился в скромном российском селе Рождественское Новгородской губернии. Кто мог предполагать, что родившийся в семье обычного инженера мальчик станет знаменитым путешественником-этнографом, увидит чуть ли не весь свет и оставит после себя огромную коллекцию, составляющую ныне основу экспозиции музея антропологии и этнографии в г. Санкт-Петербурге? И это тот самый человек, которому было отказано в получении высшего образования в России за участие в студенческих волнениях.

В начале научной карьеры революционно настроенный студент Николай Миклухо (тогда еще не Маклай) был исключен из Петербургского университета без права поступления в высшие учебные заведения Российской империи. Страждущий знаний молодой человек вынужден был покинуть родину, чтобы продолжить образование за рубежом. Два года он слушал лекции на философском факультете Гейдельбергского университета в Германии, затем изучал медицину в Лейпциге и Йене, что весьма пригодилось ему в будущем. В 19 лет в составе группы немецких ученых он отправляется в первое далекое путешествие на Канарские острова, длившееся почти год, а еще через год совершает самостоятельное путешествие на побережье Красного моря. В 23 года будущее светило антропологии, а пока лишь просто ученый-энтузиаст возвращается в Петербург, где ему удается добиться в Русском географическом обществе одобрения программы путешествия по островам Тихого океана с целью изучения физической географии, метеорологии, зоологии и антропологии этого региона планеты. Лишь через 12 лет (цикл Юпитера — планеты образования, далеких поездок и общественного признания) «блудный сын» Миклухо-Маклай возвращается в Россию и получает признание.

Жизненный путь неутомимого исследователя был извилист и тернист. Выносливого путешественника спасало врожденное терпение (Сатурн в королевском градусе в обители в Водолее) и равнодушие к благам цивилизации. Дух авантюризма толкал Миклухо-Маклая к постоянной перемене мест, его живой ум постоянно нуждался все в новой пище. Страны, города, попутчики и просто знакомые — все менялось с невероятной быстротой как в волшебном калейдоскопе.

Чудаковатый молодой человек проявлял оригинальность во всем: он присоединил к своей фамилии дополнение «Мак-лай», выкрасив лицо, выбрив голову и облачившись в наряд араба, добрался до коралловых рифов Красного моря, пешком прошел земли Марокко.

Своим странным поведением ему удалось поразить даже папуасов. Во время его первого путешествия в Новую Гвинею он столкнулся с необходимостью произвести впечатление на жителей острова, в пищевой рацион которых входило и человеческое мясо. В момент первого «культурного» контакта между европейским ученым и аборигенами, Миклухо-Маклай, окруженный агрессивно настроенными жителями острова, находясь между жизнью и смертью, сел на землю, спокойно развязал шнурки своих ботинок, и … улегся спать. Как ни странно, ему удалось уснуть под любопытными взглядами десятков папуасов, решивших, что раз белый человек не боится гибели, значит, он бессмертен.

Впоследствии ученый писал в дневнике: «Во сне не так страшно умирать». Миклухо-Маклай не только не умер во сне, но даже проснулся знаменитым. Весть о нем быстро облетела остров, жители которого приняли его за полубога.

«Караан Тамо» — «Человек с луны» — так назвали странного пришельца туземцы, бессознательно угадав некоторые особенности его характера, продиктованные астрологическими обстоятельствами рождения. Луна — небесная покровительница людей, рожденных в период с 22 июня по 21 июля, когда Солнце движется по зодиакальному знаку Рака, была важнейшим светилом в гороскопе ученого-натуралиста.

Миклухо-Маклай, будучи лунарием (хоть и не совсем типичным), отличался мечтательностью, страстью к морским путешествиям, интересом к реликтам природы и цивилизации. Астрологический символизм лунного влияния в характере человека проявляется в желании обрести внутреннюю связь со своей истинной сущностью, докопаться до истоков и первопричин событий и явлений, ведь в астрологии Луна — праматерь, прародительница всего сущего, она управляет произрастанием и ростом растений, рождением людей и животных. Сильнейшее влияние Луны на Миклухо-Маклая (а в его гороскопе она, управитель солнечного знака, находилась в экзальтированном положении в Тельце) проявилось в том, что предметом своих научных исследований он избрал первобытное общество. Луна, оказывающая колоссальное влияние на внутренний эмоциональный мир индивидуума, наиболее значима на первом этапе становления личности, а также на самых ранних этапах формирования социальных отношений. В первобытном обществе, построенном на принципах внутриродовых взаимоотношений, лишенных товарно-денежного выражения, в полной мере проявляются различные аспекты лунного влияния: здесь и следование природным циклам, и подчинение младших принципу старшинства, и культ матери-прародительницы. В своей статье «Почему я выбрал Новую Гвинею?» Миклухо-Маклай писал, что «именно на этом малоизученном острове первобытные люди менее всего затронуты влиянием цивилизации и это открывает исключительные возможности для антропологических и этнографических исследований».

Цивилизация и культура — совсем не одно и то же. Миклухо-Маклая интересовала живая культура в ее первородном виде, но не цивилизация, представляющая собой упорядоченную, окостеневшую, омертвевшую культуру.

Немецкий философ Освальд Шпенглер провел между культурой и цивилизацией четкую грань, заявив, что там, где начинается цивилизация, заканчивается культура.

Мы не будем столь категоричны и скажем, что с точки зрения астрологического символизма с понятием культуры как неким живым, спонтанно развивающимся процессом, соотносится Луна, воплощающая собой вселенское рождающее начало, цивилизация же — продукт упорядочивания, организации и канонизации — соответствует солярному мужскому принципу. Соединение солнечного (отцовского) и лунного (материнского) начал приводит к зарождению новой жизни, как в биологическом так и в культурном смысле этого слова. На стыке творческого порыва и художественного канона рождается подлинное произведение искусства, способное восполнить явную нехватку культуры в современной цивилизации. К сожалению, в последнее время мы видим все меньше и меньше истинных продуктов культуры среди произведений живописи, литературы, театра и кинематографа.

Цивилизация все больше вытесняет культуру из нашей повседневной жизни, что заставляет многих людей обращать свои взоры к нетронутым уголкам природы и бежать подальше от шумных городов в поисках покоя и вдохновения. Одним из тех, кто разочаровался в преимуществах цивилизации, был Миклухо-Маклай, отправившийся на край света в поисках первобытной культуры, именно культуры, а не консервативного, раз навсегда установленного образа жизни, регламентированного социальными и материальными взаимоотношениями европейского общества. В гороскопе естествоиспытателя Луна превалировала над Солнцем, в результате чего тяга к природе и уединению взяла верх над желанием комфортной жизни в столице.

Разумеется, помимо объяснимого научно-культурного интереса, Миклухо-Маклая влекло к далеким островам свойственное всякому человеку, находящемуся под сильным влиянием Луны, желание вновь оказаться в детстве. Жизнь среди людей, находящихся на детской стадии развития социальных, материальных и интеллектуальных отношений, вполне устраивала ученого, для которого мирские блага «просвещенного» общества не представляли особого интереса. «Караан-тамо» — «Лунный человек», или «Тамо-рус» — «русский человек», стал своим среди низкорослых жителей Новой Гвинеи, он лечил папуасов, давал им полезные советы, был их заступником в цивилизованном мире, защищая их право на собственное развитие. Неудачная попытка введения русского протектората в Новой Гвинее, что фактически означало бы присоединение к России, была вызвана стремлением сохранить в чистоте девственную природу этого острова и уберечь его население от германских и английских колониальных агрессоров.

Отношения Миклухо-Маклая с этой удивительной землей начались 20 сентября 1871 года, когда русский корвет «Витязь» на 346-й день плавания достиг берегов Новой Гвинеи. Ученый в сопровождении двух слуг, нанятых им на архипелаге Самоа, высадился на берегу залива Астролябия, близ селения Бонга. По окончании топографической съемки местности команда корвета «Витязь» продолжила плавание, а 25-летний естествоиспытатель остался на острове, чтобы испытать собственное естество (Солнце и Марс в VIII доме гороскопа), а заодно сделать ряд научных открытий. В момент высадки Миклухо-Маклая на Новой Гвинее транзитный Юпитер находился точно на Солнце ученого, что бывает один раз в 12 лет и, как правило, открывает ряд возможностей, побуждая личность к проявлению индивидуальности. Подобный транзит особенно важен для представителей зодиакальных знаков, в которых Юпитер активно проявляет свои качества. В Раке, где находилось Солнце Миклухо-Маклая, Юпитер находится в экзальтации (возвышении), что сообщает представителям этого знака потребность в далеких поездках, расширении горизонтов, изучении других культур. Яркие события, происходящие в момент транзитного движения Юпитера по важнейшим точкам гороскопа, как правило, становятся основополагающими в целой цепи событий, разворачивающихся в течение последующих двенадцати лет. Высадка Миклухо-Маклая на северо-восточный берег Новой Гвинеи в сентябре 1871 года была для русского исследователя как раз таким судьбоносным событием.

«Последний герой» больше года прожил в хижине на берегу океана. Испытывая постоянный дискомфорт от того, что закончились спички, соль, сахар, чернила, а одежда превратилась в лохмотья, ученый, тем не менее, не прекращал своих научных изысканий. Здесь, движимый чувством голода, он открыл новый вид сахарного банана, ряд ценных плодовых и масличных растений. Войдя в контакт с местным населением, покоренным его смелостью и великодушием, ученый написал «Антропологические заметки о папуасах берега Маклая в Новой Гвинее», нанес на карту обширный пролив и архипелаг Довольных Людей, которые действительно были довольными, пока немцы и англичане в 1884 года не захватили остров. Но до этого печального события, подорвавшего веру ученого в «цивилизованное человечество» и резко сократившего срок его жизни, должно было пройти еще 13 плодотворных лет, насыщенных активной научной деятельностью, антропологическими, этнографическими и культурными исследованиями и открытиями.

Срок первого пребывания Миклухо-Маклая в Новой Гвинее был сравнительно небольшим — всего год и три месяца, но за это время, прожитое им в хижине, открытой океанским ветрам и муссонам, ученому удалось сделать важнейший для антропологии вывод: папуасы не являются людьми второго сорта (как принято было считать в тогдашней науке), а потому не могут подвергаться нещадной эксплуатации и работорговле со стороны «цивилизованных» наций. После проведения ряда антропометрических измерений и исследований Миклухо-Маклай установил, что волосы папуасов ничем не отличаются от волос европейцев. Этого исследователя можно с полной уверенностью считать первым европейским правозащитником коренного населения Юго-Восточной Азии, во всеуслышанье заявившем о равенстве прав высокоразвитых народов и тех, которые в силу различных исторических и географических обстоятельств остались на стадии первобытного развития.

В декабре 1872 года в залив Астролябия зашел русский клипер «Изумруд», на борт которого поднялся Миклухо-Маклай для продолжения своих странствий. Папуасы устроили торжественные проводы «Тамо-руса», обещавшего скоро вернуться на новую родину. На обратном пути антропологу удалось сделать еще одно немаловажное открытие.

Воспользовавшись заходом «Изумруда» в филиппинский порт Манилу, он поднимается в Лимайские горы, где находит низкорослое чернокожее племя негритосов, тайна происхождения которых до того времени была не разгадана. «Негритосы» по-испански — «маленькие негры» и рост их не превышал 1 метра 44 сантиметров, что существенно отличало их от других чернокожих народов. В результате антропометрических исследований, а также на основании родства языков и обычаев гвинейских папуасов и филиппинских негритосов, Миклухо-Маклай совершил крупное научное открытие: негритосы не являются неграми! Русский ученый был первым правозащитником чернокожих народов, противопоставившим теории расового превосходства белых над черными доказательства биологической идентичности представителей различных рас.

Во влажном тропическом климате Николай Николаевич серьезно заболел и долго лечился, но возвращаться в Россию не стал. Поправив здоровье в Сиднее, Миклухо-Маклай предпринял путешествие вглубь Малаккского полуострова с целью найти «орангутанов» — «людей леса» — низкорослое темнокожее племя немалайского происхождения. Этот таинственный народец находился на первобытной стадии развития, вел бродячий образ жизни, проводя ночи на деревьях, спасаясь от хищников. Тяжелейшая экспедиция с двенадцатичасовыми переходами по непроходимым тропическим лесам, топким болотам с ядовитыми испарениями и поросшим густой растительностью рекам завершилась удачей — «орангутаны», как их называли местные жители, были найдены. Миклухо-Маклай провел среди «людей леса» несколько месяцев, изучил их язык, описал быт и нравы, сделал антропологические измерения. «Орангутаны» ростом напоминали филиппинских негритосов, а обликом — папуасов Новой Гвинеи. Восторженный ценитель первобытной культуры с нескрываемым удовольствием описывал естественную и свободную жизнь человека в природной среде, ратуя за возвращение к истокам, но предвидя скорое крушение этого хрупкого мирка под натиском цивилизации. Внутренние противоречия полинезийского европейца усугублялись его физическим состоянием, на котором отрицательно сказывались последствия перенесенных им тропических заболеваний. Мучимый лихорадкой, Миклухо-Маклай описывал в дневнике все, что представляло научный интерес: жилища и орудия труда аборигенов, их социальные отношения, народные верования и этиологические предания, обряды, одежду, татуировки и предметы быта, прекрасно понимая, что все это в самом скором будущем может стать достоянием истории.

К глубокому сожалению, хранитель культурных и природных ценностей народов Океании прожил недолго, но то, что было сделано им при жизни, под силу не многим. Жизненный путь искателя научной истины невозможно мерить обычными человеческими мерками. Пространственно-временные критерии миров, в которых обитает душа подлинного ученого, порой существенно отличаются от привычного для нас неспешного хода времени в знакомом обжитом пространстве. За сравнительно малый временной промежуток эти неутомимые подвижники в поисках знаний успевают пройти столько дорог и открыть так много неведомых страниц истории и науки, что их хватило бы на несколько человеческих жизней.

К числу таких «пионеров» современного естествознания относится и легендарная личность Миклухо-Маклая, совершившего к своим 42-м годам (а именно столько было ему отмерено судьбой) ряд важнейших научных открытий в далеких морских экспедициях. Огромные расстояния, неоднократно преодолеваемые русским антропологом в поисках ответов на волнующие его вопросы о происхождении человеческих рас, несоизмеримы с масштабами европейских стран и городов, сформировавших наши представления о пространстве. Николай Николаевич Миклухо-Маклай четырежды совершал путешествия в Новую Гвинею, всякий раз преодолевая под парусами более 20000 км в каждом направлении.

Частая смена климатических и часовых поясов, неоднократное пересечение экваториальной области планеты, длительное проживание в регионе, не претерпевающем сезонных климатических изменений, столь характерных для России — все эти факторы способствовали изменению внутреннего биологического ритма ученого, что, возможно, ускорило ход его «внутренних часов». Официальное медицинское заключение о смерти Миклухо-Маклая свидетельствует о губительных последствиях тяжелых тропических заболеваний, но, вероятнее всего, помимо болезней было что-то еще, что сокращало годы жизни талантливого ученого.

Астрология рассматривает продолжительность жизни человека как отрезок времени, на который помимо образа жизни, генетической предрасположенности и планетарного воздействия, оказывают существенное влияние дополнительные факторы, среди которых «география» судьбы занимает не последнее место. Каждый год в свой собственный день рождения человек символически переживает новое рождение, закладывая индивидуальную программу на год и одновременно, внося коррективы в ход всей последующей жизни. С астрологической точки зрения немаловажно, где и как осуществляется ежегодный завод внутренних биологических часов, называемый в честь обращения Солнца «соляром». Отмечая день рождения в отличном от постоянного проживания месте, человек реально меняет картину своего будущего, поскольку изменение географических координат места встречи ежегодного обращения Солнца приводит к иному расположению небесных домов в гороскопе соляра. Если европеец встречает день рождения в южном полушарии, то в гороскопе солнечного обращения на восходе (Асценденте) оказывается один из знаков противоположной полусферы зодиака от того, какой восходил бы в момент соляра на географической широте места его рождения. В результате подобной инверсии события, вызываемые воздействием транзитных планет на радикальные, затрагивают проблемы других гороскопических домов, и, как следствие, разворачиваются в совершенно иных областях жизни. Одна и та же планетарная ситуация в зависимости от того, на фоне какого дома гороскопа она разворачивается, может реализоваться в двенадцати различных сферах человеческой жизни. Изменяя географические координаты ежегодного обращения Солнца, происходящего в день рождения, человек переводит стрелки космических часов, ускоряя, либо замедляя ход событий, направляя поток времени в иное, неведомое русло. Подобные пространственно-временные эксперименты могут привести как к положительным, так и отрицательным результатам в зависимости от того, в какие дома гороскопа попадут те или иные планетарные констелляции.

Миклухо-Маклай, сам того не подозревая, с 19-летнего возраста (времени первого обращения лунных узлов) включил механизм коррекции собственной судьбы. Свой девятнадцатый день рождения он встретил в первой далекой морской экспедиции на борту корабля, и вся его дальнейшая жизнь пошла по иному сценарию. Во время своего первого путешествия в качестве ассистента Геккеля Миклухо-Маклай посетил Мадейру, Тенерифе, Гран Канарию, Гибралтар, Испанию и Францию. С тех пор о другой жизни он уже и не помышлял.

Изменив фамилию (с Миклухо на Миклухо-Маклая), он стал другим человеком — подлинным хозяином собственной судьбы, прожив яркую, незабываемую, но весьма короткую жизнь. За все нужно платить и у каждого свои собственные счеты с судьбой. Русский путешественник заплатил за счастье самому выбирать жизненную стезю непрожитыми годами жизни. Он сделал это сознательно и, судя по всему, вряд ли отказался бы от возможности вновь пройти путь первооткрывателя. Ученый, посвятивший всю свою жизнь исследованию населения Индонезии и Полинезии, прожил жизнь, сравнимую по продолжительности с жизнью типичного аборигена Новой Гвинеи. Прижизненная реинкарнация Миклухо в Маклая (а это добавление к фамилии он взял для большей звучности в среде папуасов) в конечном итоге привела к полной перемене жизненной программы и сокращению жизни европейца до срока среднестатистической жизни полинезийца. Душа русского человека, растворившись в восхитительной природе Индонезии и Океании, слилась с душами любимых им папуа Новой Гвинеи. В этом удивительном человеке слились воедино две сущности — русская по фамилии Миклухо и сотворенная им самим полинезийская «Маклай», в честь которой он даже назвал часть северо-восточного побережья Новой Гвинеи Берегом Маклая. Но в данном случае речь идет не о шизофреническом раздвоении личности, а, скорее, об удвоении личности, ведь Миклухо-Маклай прожил вдвое более насыщенную жизнь, чем жизнь обычного кабинетного ученого.

Но, к сожалению, сверхнасыщенная событиями жизнь редко бывает долгой, примером чему может стать и судьба Маклая. Возможно, Миклухо прожил бы дольше, но индонезиец Маклай не мог быть долгожителем. С точки зрения астрологии 42 года (возраст, в котором душа антрополога покинула бренное тело и вернулась в Индонезию) — возраст более чем символичный, поскольку представляет собой лишь половину «идеальной» продолжительности жизни, составляющей 84 года и обусловленной движением точки жизни по 12 знакам зодиака (7 лет х 12 = 84 года). Первую половину жизни человек, как правило, занимается решением проблем личного характера (семья, дом, дети, овладение профессией), вторую половину жизни посвящая другим людям, решая проблемы социума, воспитывая внуков и т.д. Сорокадвухлетний рубеж ограничивает нижнюю полусферу зодиакального круга, связанного с выполнением индивидуальной программы личности (программы минимум). В 42 года точка жизни переходит в зодиакальный знак Весов, связанный с социальной деятельностью, далее следует в Скорпион — знак колоссальных коллективных энергий (49-56), еще далее — в Стрелец — знак социальной активности, признания авторитета, учительства, наставничества и передачи накопленного опыта ученикам. Проблемы социума, чуждые характеру ученого-одиночки, так и остались вне сферы его интересов, поскольку в космограмме исследователя подавляющее большинство планет находилось именно в нижней (индивидуальной) полусфере зодиака.

Дорога жизни Николая Николаевича Миклухо-Маклая закончилась на самом переходе точки жизни из знака Девы в Весы. Этот пункт зодиакального круга совпал с зенитом гороскопа первооткрывателя. Уход из жизни в момент соединения точки жизни с верхней точкой гороскопа — свидетельство выполнения жизненной программы и достижения желанной цели. А цель Миклухо-Маклая носила научно-исследовательский характер (МС в Деве), и могла быть достигнута лишь в далеких странствиях (Прозерпина — альмутен X дома в IX доме). Дом странствий и духовных исканий (IX дом гороскопа) был значим в натальной карте Маклая, поскольку в нем находился собственный управитель — планета ученых и исследователей Прозерпина. Зловещее соединение Лилит и Меркурия раскрывает границу между VIII и IX домами — далекие странствия носили экстремальный характер. Для установления контакта с аборигенами Океании русскому исследователю пришлось отведать человеческого мяса. Ритуальный каннибализм, распространенный в среде полинезийцев, противоестественен для цивилизованного человека, но Черная Луна на границе VIII и IX домов заставила Миклухо-Маклая пройти через эту чудовищную инициацию. Вероятно, за это он и был впоследствии наказан смертью в относительно раннем возрасте.

Не смотря на выраженность IX дома в гороскопе ученого, любые его попытки социальной активности не приносили никаких положительных результатов, стать политическим деятелем Маклаю было не суждено. Но с научной деятельностью все обстояло как нельзя лучше, поскольку в VI доме гороскопа находилась экзальтированная Луна, управитель солнечного знака Миклухо-Маклая. Его научные труды приобрели большую популярность и приковали внимание ученых всего мира. Слава ученого была дарована ему по заслугам. IX дом, указывающий на авторитет и общественное положение, в его гороскопе попал в знак Девы, что обусловило признание Русским географическим обществом заслуг Миклухо-Маклая перед наукой в последние 7 лет его жизни (в период с 35 по 42 года точка жизни движется по Деве). Общественное признание, пожизненная пенсия, квартира в Санкт-Петербурге, издание трудов ученого, многочисленные приглашения в высшее общество, слава, деньги, престиж — все это было в последние годы жизни Миклухо-Маклая, но его самого это все уже мало волновало. К 40 годам он был уже слишком болен, чтобы ощущать себя полноценным членом общества и участвовать в светских мероприятиях.

Всю свою жизнь он посвятил науке, но когда пора научных открытий миновала (движение точки жизни по знаку Девы) и настало время социальной адаптации, связанной со знаком Весов, Миклухо-Маклай ушел из жизни. Его асоциальная внутренняя сущность не смогла найти своего места в светской жизни. Некогда отторгнутый родной страной, находясь в добровольной ссылке в Новой Гвинее, в своем дневнике Миклухо-Маклай писал: «Я так доволен в своем одиночестве! Мне кажется, что если бы не болезнь, я здесь не прочь был бы остаться навсегда, то есть не возвращаться никогда в Европу».

Любовь к одиночеству — проявление в характере Миклухо-Маклая соединения Сатурна и Нептуна в Водолее. Сатурн в астрологии — символ индивидуализма, одиночества и испытаний, Нептун — владыка морей и природных стихий, управляет XII домом гороскопа, связанным с заточением и уединением (в лучшем случае на лоне природы). Обе планеты чрезвычайно сильны в Водолее (Сатурн в обители, Нептун в экзальтации), а Сатурн даже находится в королевском градусе. Эти астрологические обстоятельства рождения Н. Н. Миклухо говорят о том, что для его личности уединение носило эволюционный характер и способствовало развитию лучших качеств его индивидуальности. Символом 30 градуса Водолея, в котором находился Сатурн в гороскопе Маклая, является «Король на троне», иллюстрацией к чему может быть жизнь русского антрополога, который, находясь в уединении па Новой Гвинее, действительно мог чувствовать себя королем этого острова, поскольку был любим аборигенами и признан ими за полубога.

Но Сатурн способствует лишь становлению и оформлению личности, можно сказать, огранке драгоценного камня человеческой души, однако нисколько не укрепляет положение человека в обществе. В отличие от Юпитера Сатурн является небесным покровителем одиночек-индивидуалистов, способных долгое время проводить в одиночестве и закалять характер, испытывая голод и холод, претерпевая невзгоды и удары судьбы. Истинный сатурнианец — это человек-кремень, человек-скала. Показательно, что в честь выдающегося путешественника-антрополога Русским географическим обществом еще при его жизни была названа гора на острове Новая Гвинея — редкая честь для ученого. Однако гора Миклухо-Маклая, хоть и стала вечным мемориалом его научного подвига, самому ученому никаких выгод не принесла. Если бы в гороскопе выдающегося естествоиспытателя не Сатурн, а Юпитер находился в королевском 30 градусе Водолея, то, наверняка, его ожидала бы прекрасная политическая карьера, и планы ученого присоединить Новую Гвинею к Российской империи, стать губернатором этого острова, могли бы получить реальное воплощение. Но в космическом паспорте Н. Н. Миклухо-Маклая за Юпитером (планетой социума) было закреплено ущербное для него положение в знаке Близнецов, что значительно осложнило отношения Миклухо-Маклая с властями.

Асоциальная жизненная позиция этнографа-натуралиста — проявление изгнанного Юпитера. В сильнейшем влиянии на судьбу Н.Н. Миклухо-Маклая именно этой планеты кроется ответ на вопрос о причинах скитальческой жизни ученого-искателя, жаждущего знаний и не приемлющего научных догм и авторитетов. Изгнанный Юпитер в Близнецах формирует скептическое отношение к установленным раз и навсегда научным доктринам, а в лучшем случае способствует постоянному самообучению и поиску духовных ориентиров в поездках вдали от дома.

Казалось бы, рожденный 17 (5) июля 1846 года под знаком Рака Николай Миклухо должен был бы стать хранителем традиций своего народа, обрести духовную связь со своей родной землей, ведь Юпитер — планета авторитета и мировоззрения — экзальтирует в Раке, а, стало быть, является эволюционной планетой для представителей этого знака. Но в случае с Маклаем этого как раз и не произошло. Юпитер в Близнецах подтолкнул его к поискам научной истины вдали от родных берегов.

Вектор развития личности был избран молодым ученым совершенно верно, ведь в его гороскопе в Стрельце (знаке далеких путешествий) находилась Белая Луна — ангел-хранитель, подталкивавший его к поиску духовных ориентиров и расширению горизонтов. Если бы Юпитер, управляющий Стрельцом и Селеной, находящейся в этом знаке, в карте рождения Н. Н. Миклухо не находился бы в изгнанном положении в Близнецах, то социальная адаптация искателя приключений принесла бы гораздо больше пользы как ему самому, так и всей России. Его планам о создании на Новой Гвинее независимого государства — Папуасского союза и организации на этом острове «вольной русской колонии» — демократической автономной области, не суждено было воплотиться в жизнь. Ущербное положение Юпитера в его гороскопе не позволило ему стать ни «губернатором острова Борнео», ни председателем Папуасского союза Новой Гвинеи. Царь Александр III после нескольких рассмотрений проекта в 1886 году наложил окончательную резолюцию: «Считать это дело конченным. Миклухо-Маклаю отказать». Отказ царя сломил дух ученого, и без того страдавшего от последствий тропических болезней.

Вряд ли 40-летний ученый-этнограф, большой друг народов Индонезии, мог рассчитывать на другой ответ государя. 40 лет — критический возраст для каждого человека, поскольку в это время по символической прогрессии (1 год = 1 градус зодиака) все планеты становятся по отношению к самим себе в аспект «нонагон» (1/9 часть круга). Сорокоградусные аспекты сковывают любую инициативу пуще сорокаградусного мороза. Не случайно 40-летний возраст называют кризисом середины жизни, ведь само слово «сорок» происходит от слов «срок», «рок» и означает испытание. «А сроку было сорок сороков» — пел В. С. Высоцкий, сам проживший всего 42 года (столько же прожил Маклай).

Число 40 незримыми нитями связано с магическим числом «9», ведь само слово нонагон (аспект 40 градусов) в переводе с латыни означает «девятиугольник». Девять месяцев плод находится в утробе матери, пока душа воплощается в физическом теле, прежде чем войти в материальный мир. Девять дней после смерти душа находится рядом с телом покойного, а через сорок дней (девятая часть года) по окончании жизни душа окончательно развоплощается, уходя в страну предков, предварительно представ перед Божьим Судом. Не случайно поминальные трапезы устраиваются родственниками ново-представленного через 9 и 40 дней.

В судьбе Миклухо-Маклая эта, казалось бы, безобидная игра цифр сыграла роковую роль. В 40 лет «включился» и стал действовать в полную силу нонагон (аспект 40 градусов) от Плутона (владыки загробного мира) к Юпитеру, дарителю жизненных благ. В орбисе действия этого нонагона Миклухо-Маклай встречает свой последний 41-й соляр, а ровно через 9 месяцев умирает, причем точно в момент движения Солнца по Плутону, «включившему» обратный отсчет на сорокалетнем рубеже. Активный Плутон в Овне оказался гораздо сильнее пассивного Юпитера в Близнецах, а потому разрушительное действие Плутона-Аида, покровителя душ умерших в этом аспекте можно считать доминирующим.

События сорокового лихолетья подорвали надежды Миклухо-Маклая на создание русской колонии в Новой Гвинее. После отказа государя Александра III и крушения всех планов ему оставалось прожить не более полутора лет. Ученому, посвятившему всю свою жизнь исследованию коренного населения Индонезии в целом и Новой Гвинеи в частности, было нестерпимо сознавать, что аборигены этих островов, ставшие для него родными за эти годы, подвергаются жестокой эксплуатации со стороны английских и немецких колонизаторов и становятся жертвами работорговли. Особенно обидным был тот факт, что при захвате и разделе Новой Гвинеи колонизаторы прикрывались именем Миклухо-Маклая.

В 1877 году покидая остров, русский полинезиец созвал папуасов со всех окрестных деревень и предупредил их, что белые люди, которые вскоре приплывут на больших кораблях, могут оказаться работорговцами и пиратами. Настоящие друзья должны были подать особый «знак Маклая», дабы папуасы могли во всем доверяться братьям «Тамо-руса» («русского человека»). Отто Финш, явившийся на остров по следам Маклая назвался братом русского ученого и подал пресловутый особый знак, который он заранее выведал у простодушного русского ученого, видевшего в предприимчивом немце коллегу и единомышленника. Но все вышло иначе — Финш предал Маклая, использовав авторитет «тамо-руса» среди папуасов для скорейшей колонизации острова.

В гороскопе Миклухо-Маклая Меркурий (планета контактов и обмена информацией) находилась в точном соединении с Черной Луной (Лилит, Друдж), название которой в переводе с авестийского языка переводится как «ложь». При подобном соединении человек либо сам становится лжецом, либо страдает от клеветы, обмана и предательства. Именно это и произошло в случае с Миклухо-Маклаем, ставшего жертвой собственной доверчивости, наивности и слишком хорошего отношения к людям. Всю свою жизнь движимый гуманистическими идеями равенства рас и защиты малых народов от произвола цивилизованных колонизаторов, Миклухо-Маклай, сам того не хотя, поспособствовал облегчению завоевания 11овой Гвинеи Германией, имевшего место в 1884 году.

Осознав последствия собственной ошибки, Маклай захотел было вернуться на острова, чтобы своим собственным присутствием хоть как-то облегчить участь аборигенов. Но ему не суждено было при жизни еще раз попасть на Новую Гвинею — он был уже слишком болен. Солнце жизни талантливого исследователя и просто хорошего человека неумолимо катилось к закату. На последнем этапе земного пути каждый человек мысленно возвращается к самому дорогому, к тому, без чего он не мыслит своего дальнейшего загробного существования. Светлые воспоминания способны скрасить долгие годы ожидания нового воплощения.

Склонный к одинокому времяпрепровождению вдали от цивилизации натуралист всем своим сердцем прикипел к Филиппинам, Индонезии и Океании. Даже, находясь на смертном одре в петербургской больничной палате, Миклухо-Маклай мечтал вернуться на далекие острова, ставшие делом всей его жизни и причиной столь ранней смерти. Остров — прекрасная жемчужина океана, манящая девственной чистотой природы — восхитительная мечта каждого натуралиста и естествоиспытателя. В самых различных мифологических традициях острова ассоциировались с местом упокоения душ праведников и героев. Греческие «острова блаженных», кельтский Аваллон, остров Буян русского фольклора — прекрасные поэтические образы, иллюстрирующие извечную тягу человека к чему-то призрачному, волшебному, нереальному. Миклухо-Маклай — один из немногих людей, сумевших при жизни найти тот волшебный остров, где сбываются мечты и исполняются надежды. Вне всякого сомнения, подлинным местом упокоения души исследователя является не Волков о кладбище в Санкт-Петербурге, а берег Миклухо-Маклая на северо-восточном побережье Новой Гвинеи, названный так в честь исследователя, внесшего огромный вклад в исследование Индонезийского архипелага.

Класс: 7

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая; показать выдающийся вклад отечественных исследователей в мировую науку.

Подготовка к уроку: книжная выставка, посвященная жизни и творчеству ученого, портрет Миклухо-Маклая, карта, на которой показан стрелками путь путешественника к берегам Новой Гвинеи.

1-й ученик читает стихотворение:

Он шел. Они стояли, как стволы,
С рисунками на обнаженном теле.
Молчали, настороженны и злы,
Но лишь глаза под скулами блестели.
Напрасны были жесты или речь,
Жили мысли, проносясь пугливым роем,
Не смел он ни присесть
И ни прилечь
Пред этим плотным полуголым строем.
Стихали крики птиц, цикад смычки,
Прощаясь, солнце из воды смотрело,
Затеплились созвездий светлячки,
И небо гасло. Дикарей зрачки
Вонзались, как отравленные стрелы.
На фоне звезд мелькали взмахи крыл,
Вверху луны висело полукружье...
А воинов он все же покорил,
Улегшись спать – один и без оружья.
В. Ланин

Учитель : Сейчас вы, ребята, прослушали стихотворение, посвященное замечательному ученому и путешественнику и нашему с вами соотечественнику Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю

Библиотекарь

Летом 1869 года в журнале “ Отечественные записки”, выходившем под редакцией Н.А.Некрасова была напечатана статья без подписи“ Цивилизация и дикие племена”, информирующая русских читателей об ученых спорах в антропологических обществах Парижа и Лондона. Журнал сообщал о насилиях, которые чинят над мирными народами правительства стран, именующих себя передовыми. Путешественники, посещавшие в шестидесятых годах острова Тихого Океана, отмечали, что “туземное население Полинезии постоянно вымирает в тех местах, где поселились европейцы даже в небольшом количестве”. Автор статьи приводит факты чудовищной расправы американцев с индейцами, англичан с австралийцами и заканчивает статью восклицанием: “Это позор для восхваляемой цивилизации” Чем же объясняется неизбежная гибель туземных племен при столкновении их с “цивилизованными народами”? А тем, что многие из западноевропейских ученых считали, что эти племена неспособны к цивилизации. Что “белая раса” - господствующая, а “цветные должны подчиняться. Из ученых того времени последователем теории единства происхождения человеческого рода был академик Бэр. Он считал необходимо всесторонне изучить людей различных рас – от цивилизованных европейцев до малокультурных жителей тропических стран.. В том же 1869 году молодой ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай обратился в Географическое общество с просьбой обсудить программу задуманного им многолетнего путешествия в Тихий океан на неисследованный берег Новой Гвинеи и выхлопотать ему разрешение отправиться туда на борту одного из военных судов. Ему было 23 года. Он избрал Новую Гвинею местом своих многолетних исследований потому, что этот остров был населен первобытным племенем, изучение которого могло дать ответ на центральный вопрос. Маклай понимал, что надо торопиться, если европейские колонизаторы явятся в Новую Гвинею, папуасам не сдобровать. Не верил ученый в нелепую сказку про жестоких дикарей.

Учитель

Миклухо-Маклай - русский путешественник, биолог, этнограф, отважный исследователь Океании и Новой Гвинеи

Путешественник – ученый-гуманист. Эти три слова определяют всю его деятельность и жизненное кредо, точно и полно выражают главное содержание его жизни. Он побывал на всех материках, кроме Антарктиды, совершал длительные тысячемильные плавания, высаживался на многих островах, нередко проникал в такие места, куда до него не ступала нога европейца. Миклухо-Маклай был не просто путешественник, но путешественник - ученый, для которого любая экспедиция, длительная или короткая, дальняя или близкая, подчинялась какой-то научной программе и могла считаться законченной и успешной лишь в том случае, если путешественнику удавалось получить ответы на вопросы, казавшиеся ему важными с научной точки зрении. Среди многочисленных героев великих путешествий, которым вечно не хватало средств, Миклухо-Маклай, должно быть, - самый необеспеченный: у него не было ничего, кроме долгов, и он не мог рассчитывать на то, что путешествия принесут ему хоть что-нибудь материальное. Все свои экспедиции он предпринимал в одиночку: у него не было ни сотрудников, ни помощников, единственное, кого он вынужден был привлекать, были командиры судов для плавания, носильщики и проводники для пеших экскурсий, слуги - при длительных высадках. Он обладал редким качеством – располагать к себе людей, от которых часто зависела его судьба.. Он умел как-то просто заставить поверить, что служит единственно одной науке, с которой он постоянно связывал служение на благо человечеству. Он не любил громких слов, но, когда речь заходила о науке, он не боялся говорить и писать торжественно и даже с пафосом.

“Единственная цель моей жизни – польза и успех науки и благо человечества”

Николай Николаевич родился 17 июля 1846года. В имении Рождественское Новгородской губернии в семье инженера-путейца. Его отец Николай Ильич принимал участие в постройке первой в России железной дороги, а потом был назначен на должность первого начальника Московского вокзала в Петербурге. Был вскорости уволен за то, что, желая облегчить участь Тараса Шевченко, отправил ему деньги. Умер в 40 лет, т.к. болел, получив болезнь при строительстве железной дороги.

Происхождение фамилии:

Потомок куренного атамана Войска Запорожского Охрима Макухи, прототипа Тараса Бульбы, родственник Гете И Мицкевича.

Николай Николаевич писал о своем происхождении: “Мое лицо – живой пример того, как объединились три испокон веков враждебные силы – горячая кровь запорожцев мирно слилась с кровью их гордых врагов –ляхов и разбавилась кровью холодных немцев.

Прадед, запорожский казак Степан Миклухо получил дворянское звание за героизм при штурме Очакова. Мать – дочь героя Отечественной войны 1812г. полковника Семена Беккера.

После переезда семьи в Петербург Николай обучался во второй Санкт-Петербургской гимназии, а в 1863 году поступил физико-математический факультет Петербургского университета, откуда его исключают за участие в студенческих волнениях без права поступления в Российские учебные заведения.

2-й ученик

На средства, собранные студенческим землячеством, уезжает в Германию. Поэтому он учится в 1864-1868 - в - Германии университеты: Гейдельбергкий, Лейпцигский, Иенский., получил блестящее по тем временам образование в области философии, медицины, биологии.

Окончил Иенский университет, медицинский факультет, но врачом не стал. В первых экспедициях он занимался зоологическими исследованиями морской фауны и даже получил некоторую известность в области анатомии губок

Упорные занятия естественными науками, языками, живая общественная активность. Типичный студент-разночинец. Сохранился набросок “ Несколько правил жизни Н.Н.

М.М.” Например: “Твои права оканчиваются там, где начинаются права другого;. не делай другому того, что не желаешь, чтобы сделали тебе;. не обещай – раз обещав, старайся исполнить; не берись за дело, не будучи уверенным, что его выполнишь; раз начав работу, старайся ее кончить как можно лучше – не переделывай ее несколько раз. ...”

В Иенском университете Николай сближается с известным зоологом Э.Геккелем, под руководством которого начинает изучать сравнительную анатомию животных. В 1866-67гг в качестве ассистента Геккеля 19- летний студент совершает путешествие на Канарские островах и в Марокко, Гибралтар, Испанию. а в 1869 побывал на побережье Красного моря. Побрившись наголо и переодевшись в наряд араба он добрался до коралловых рифов Красного моря. Он прошел пешком земли Марокко, побывал на островах Атлантики, жил в Турции.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай утверждал, что люди всех рас имеют одинаковое происхождение, что все зависит от условий жизни и воспитания. Чтобы доказать свою правоту, он принимает решение – поехать на один из неисследованных островов. О своем намерении отправиться во влажные тропические леса Новой Гвинеи ученый писал, что “ именно на этом малоизученном острове первобытные люди менее всего затронуты влиянием цивилизации, и это открывает исключительные возможности дл антропологических и этнографических исследований”

3-й ученик

Это был великий подвиг во имя науки. Подготовка к плаванию заняла целый год.

В 1870 году отправился на военном корвете “ Витязь” в Новую Гвинею. В 1871-1872г.г жил на северо- восточном берегу острова (ныне Берег Миклухо – Маклая), изучая страну, завязывая дружеские отношения с папуасами.В 1873году посетил Индонезию и Филиппины, после чего опять прибыл в Новую Гвинею. В 1874-75гг он совершил 2 путешествия во внутренние районы полуострова Маллака; в 1876 отправился в Западную Микронезию и Северную Меланезию, при этом каждый раз возвращался в Новую Гвинею.

Материал, собранный Миклухо-Маклаем, предвосхищал более поздние выводы ученых-теоретиков, производство и потребление у папуасов носили коллективный характер, у них не было торговли, единственное известное им разделение труда – было разделение по полу и возрасту, общество их было первобытно-коммунистическое. Поражает в дневнике уважительность, которой проникнуты все его суждения о туземцах. В общении с туземцами он требует от себя такой же справедливости и деликатности, как в общении с любыми другими людьми. Папуасы залива Астролябии были людьми каменного века, Миклухо-Маклай одним из передовых ученых современной цивилизации. Но ученый не склонен был презирать папуаса на том основании, что тот рубит дерево неуклюжим каменным топором, ест не ложкой, а какой-то раковиной, не знает сохи и плуга и размельчает землю, чуть ли, не голыми руками. Напротив того: он восхищается их трудолюбием, и пр. Шоколаднокожие, курчавые папуасы жили в деревнях, построенных среди непролазных зарослей буйного тропического леса. Охотились, возделывали необычайно плодородную землю, ловили с больших лодок – пирог – рыбу в реках и океане. Они не представляли себе, что кроме них да еще жителей соседских островков на свете есть другие люди! У них свои участки в лесу, свои деревья, свои животные. Все папуасы уважали права друг друга и соблюдали их.

Изучал все, что его окружало. Составляя словарь языка, старался понять их обычаи, ходил по тропинкам, проложенным папуасами, иногда забредая на многие километры в глубь дикого леса. Изучал птиц, зверей, рыб, насекомых, составлял коллекции. Это не было легким трудом, а его хождения – легкой прогулкой. Тучи комарья, пиявки, заползающие под одежду, змеи со страшным ядом, коварные овраги с крутыми склонами – не счесть опасностей. Но самую большую опасность он постоянно “ носил” в себе: чуть ли не с первого дня пребывания на острове он болел тропической лихорадкой. Ни на минуту не оставляла болезнь ученого. В самый жаркий день вдруг жестокий холод пронизывал, лихорадил тело, казалось, что даже если залезешь, то и тогда не согреешься. Холод сменял нестерпимый жар, он сушил тело, и мерещилось, что голова, руки, ноги вырастают до невероятных размеров, заполняя все вокруг. Вот такая страшная болезнь, но ученый ей не поддался.. Поселившись в Новой Гвинее, он мало спал, плохо ел. ; ему всегда казалось, что он не успеет как следует выполнить взятые на себя обязательства. “Я жалею, что у меня не сто глаз”, - писал он в своем дневнике. Вначале жители острова не доверяли этому странному человеку, подходили к его дому с оружием, прятали от него женщин и детей. Зная об их страхах, Миклухо- Маклай всегда предупреждал о своем приходе свистом. Дарил им подарки и терпеливо ждал, когда папуасы привыкнут к нему, пытливо исследуя тем временем все, что его окружало: изучал и составлял коллекции птиц, зверей, насекомых, которых находил в тропических дебрях, проводил метеонаблюдения за океаном. Изучал особенности телосложения папуасов, их быт и нравы. У него было медицинское образование, и он всегда по мере сил оказывал помощь туземцам. Он даже получил возможность собрать коллекцию папуасских черепов, которые родственники умерших разбрасывали возле хижин, образцы волос в обмен на пряди своих.

Библиотекарь

Назвали его сначала “ тамо – рус” - русский человек, а потом “ караамтамо”- человек с Луны. Немного научившись папуасскому языку, ученый рассказывал туземцам, как устроен мир, о России. Где же она, эта страна Россия. Далеко, очень далеко, вон там. Миклухо - Маклай показывал рукой куда-то далеко на север, а папуасам сразу стало ясно, что их друг прибыл с Луны.

Он очень беспокоился и переживал за их судьбу. Сам же ученый своими книгами и обращениями к главам государств призывал уважать права народов Океании, требовал пресечь работорговлю.

Рядом с деликатностью и добротой, заставляющей Миклухо-Маклая, постоянно больного, страдающего и от лихорадки и от ран на ногах, спешить через труднопроходимый лес в деревню на помощь к какому-нибудь из туземных больных; рядом с чертами мягкости, доброты, деликатности, в нем открываются – бесстрашие в буквальном смысле этого слова, т.е. совершенное отсутствие страха.

В его, дневниках, записках, книге “Путешествие на Берег Маклая” сведения о климате Новой Гвинеи, о ее животном и растительном мире, и, самое главное: описан физический тип папуасов Новой Гвинеи. Миклухо-Маклай опроверг распространенное в науке того времени мнение, будто папуасам присущи какие-то особые свойства “ низших рас”. Было принято думать, что волосы у папуасов растут как-то особенно “пучками”. Нет, растут совершенно так, как у европейцев”. Утверждали, будто кожа у них особенно жесткая. Его дневник является опровержением клеветы, возведенной на темнокожие племена

Если бы наука не владела всеми помыслами его, разве он оказался бы способным день за днем, неделю за неделей, не давая себе отдыха даже во время болезни и этим лет на двадцать сократив свой век, изо дня в день ходить по болотам и горам, измерять, осматривать, копить материалы, записывать, сопоставлять. Закончив антропологические и геологические исследования, ученый намеревался вернуться в Россию, но этому помешала болезнь. В 1878-1882гг жил в Австралии, где близ Сиднея основал биологическую станцию. В 1882 году приехал на родину. Занялся изданием своих трудов, выезжал в Берлин, Париж, Лондон для чтения лекций. В 1883г. М.М. снова приехал в Новую Гвинею, с 1884г. находился в Сиднее, женился, а в 1886г. окончательно вернулся в Россию. После того как восточную часть Новой Гвинеи разделили Германия и Англия, предложил Александру III основать на острове русское поселение, но получил отказ

2--й ученик

237 дней жизни на новых землях и 160 дней в плаваниях по не всегда спокойным морям подорвали здоровье Миклухо-Маклая. 14 апреля 1888года он скончался в клинике Виллие в Санкт – Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище. Ученый В.Модестов: “ Мы хороним человека, который прославил Россию в далеких углах необъятного мира. Этот человек был одним из самых редких людей, когда-либо появляющихся на нашей старой земле.”

Библиотекарь

Миклухо-Маклай внес огромный вклад в антропологию и этнографию. Он собрал множество сведений о народах Юго-восточной Азии, первым описал папуасов, как представителей антропологического типа, автор 160 научных трудов. Был защитником колониальных народов. Выступал против расизма и колониализма.

Из письма Л.Н. Толстого к Миклухо –Маклаю: “Вдруг один человек, под предлогом научных исследований, является один среди самых страшных диких, вооруженный вместо пуль и штыков одним разумом, и доказывает, что все то безобразное насилие, которым живет наш мир, есть только старый отживший вздор, от которого давно пора освободиться людям, хотящим жить разумно.... Не знаю, какой вклад в науку, ту, которой вы служите, составят ваши коллекции открытия, но ваш опыт общения с дикими составит эпоху в той науке, которой я служу, - в науке о том, как жить людям друг с другом.”

Миклухо- Маклай вынужден был учиться за границей: из Петербургского университета он был исключен с запрещением поступать в другие университеты России. На родине он провел только детство и юность. В течении 2-х десятилетий он бывал в России только наездами. Он окончательно переселился в Петербург лишь незадолго до смерти. Связь с родной страной многие годы поддерживал только письмами, да и то весьма редкими: регулярная почта не ходила туда, где на кораблях и пешком, на слонах и в пирогах путешествовал Миклухо- Маклай. Но в какой бы дали от России он не оказывался, он всюду приносил с собой воздух родной страны, воздух того времени, когда он ее оставил.

Его жизнь, полная замечательных дел, больших испытаний, драматических событий, сохраняет для нас и сейчас, спустя столетие, жгучий интерес. О таких людях, как Миклухо-Маклай,

А.П.Чехов: “ Их идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки, их упорство, никакими лишениями, опасностями и искушениями личного счастья, непобедимое стремление к раз намеченной цели, богатство их знаний и трудолюбие, привычка к зною, к голоду, к тоске по родине, фантастическая вера в... цивилизацию и в науку делают их в глазах народа подвижниками, олицетворяющими высшую нравственную силу...”

3-й ученик

Туземцы никогда не забывали постоянных. неизменных забот о них Миклухо-Маклая; ни посаженных им деревьев, ни подаренных топоров, ни лекарств, ни кокосового масла, которое он научил их добывать из орехов. Уже в начале XX этнографы записали легенду. Сложенную папуасами о Маклае:

“Пришел Маклай и сказал нашим предкам: каменные топоры не острые. они тупые. Бросьте их в лес, они не годятся, тупые.

Маклай дал им железные ножи и железные топоры...”. ,

Благородство Маклая оказалось доступным пониманию туземцев. Они вполне оценили качества этого необыкновенного человека. Когда у путешественника заболели ноги, туземцы смастерили носилки и, чередуясь, носили его, чтобы ему не было больно ступать; о правдивости Маклая они создали поговорку: “ слово Маклая одно”; когда он уезжал, они годами берегли его вещи. И это не было преклонением перед материальным могуществом белого человека, перед его лампой. Ружьем и спичками. Ульсон – слуга – Маклая тоже умел стрелять из ружья, зажигать спички, но Ульсон был ничтожество и трус, и папуасы не ставили его ни во что. Любовь к Маклаю вызывалась не преклонением перед силой неведомых предметов, а преклонением перед силой и красотой человеческой личности

Только в 1975 году было создано независимое государство Папуа – Новая Гвинея

В память об ученом два института: этнографии и антропологии, носят имя Миклухо-Маклая.

День рождения Миклухо-Маклая является профессиональным праздником этнографов.

Сняты два фильма: 1947 “Миклухо-Маклай” и 1985 “Берег его жизни”

1996г – ЮНЕСКО назвало его гражданином мира.

Улицы Миклухо-Маклая: Москва, Папуа –Новая Гвинея,

Бюст – памятники: В Сиднее у Университета, в Севастополе, столице Индонезии Джакарте. На Украине. Музеи, бюсты, парк с его именем.

А теперь ребята давайте подведем итоги, что мы услышали и что запомнили.

Проведем это в форме викторины

Вопросы викторины.

1. Где получил образование Н.Н. Миклухо-Маклай?

2. На каком корабле и в каком году совершил путешествие к Новой Гвинее Н.Н. Миклухо-Маклай?

3. Какого принципа придерживался Н.Н. Миклухо-Маклай при изучении коренных жителей?

4. Как называются коренные жители Новая Гвинея?

5. Что доказал своими исследованиями Н.Н. Миклухо-Маклай?

6. Главная цель научной экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая?

7. Как вы думаете, за какие права людей в современное время, боролся бы Н.Н. Миклухо-Маклай?

Рефлексия учебной деятельности на занятии.