Научно-исследовательский проект "Проблемы молодежи в современной литературе (на материале произведения Зои Сагг "Девушка online")". Исследовательская работа «Проблемы молодежи в современной русской литературе» (на материале произведения Т. Михеевой «Не пр

«Проблемы молодежи в современной русской литературе» (на материале произведения Т.В. Михеевой «Не предавай меня!»)

    Введение

Во взрослом мире принято считать, что детство должно быть счастливым. Однако в жизни приходится наблюдать эпизоды, которые очень далеки от благополучия и счастья. Всерьёз я задумалась над проблемой моих сверстников, когда прочитала молодежную повесть Т. Михеевой «Не предавай меня!». Конечно, в современном обществе эта тема, касающаяся проблем подростков, не новая. Сейчас она представляется мне особенно актуальной. Её поднимают в телепередачах, на радио, в газетных публикациях. Интерес писателей к "подростковой" теме обусловлен, прежде всего, открывающейся возможностью исследовать начальный, сложный и драматический процесс формирования человека, его мировоззрения, этических основ личности. Образ подростка в литературе показан в динамике: изменяется морально-этическое содержание, способ характеристики героя.

Объект – молодежная повесть Т. Михеевой «Не предавай меня!».

Предмет – проблемы героев произведения Т. Михеевой «Не предавай меня!» и подростков нашей группы.

Актуальность данной работы заключается в значимости подростковых проблем. Молодые люди зачастую склонны к неадекватной самооценке: к завышению её или занижению. И то и другое мешает нормальному формированию личности, развитию правильных жизненных представлений. Литература, правдиво изображающая жизнь юных со всеми сложностями, отвечает потребности подростков прочитать «про себя», взглянуть на себя со стороны.

Цель данной работы : выявить круг проблем подростков, отраженных в современной литературе (на примере произведения Т. Михеевой «Не предавай меня!») и в жизни.

Достижение указанной цели предполагает решение ряда конкретных задач: Задачи:

    изучить характеры героев повести, мотивы их поступков;

    выявить сложные ситуации в мире персонажей повести и причины их возникновения;

    провести анкетирование в группе 5ПНГ52 на выявление круга проблем подростков;

    проанализировать анкеты студентов группы;

    обобщить проблемы в жизни подростков и сделать выводы.

Гипотеза исследования : я предполагаю, что внешние и внутренние проблемы современных подростков, освещённые в произведении писательницы Т.В. Михеевой, правдиво отражают переживания взрослеющих детей, чем объясняется популярность повести «Не предавай меня!» среди читателей. Научная новизна работы обусловлена тем, что исследуемое явление ранее не было предметом специального изучения литературоведов, так как творчество Тамары Михеевой, современной писательницы, мало изучено, в критической литературе рассматривается обзорно. Практическая значимость работы определяется возможностью использования её результатов в изучении современной русской литературы. Материалы исследования могут иметь практическую ценность в преподавании литературы и применяться в качестве дидактического материала на уроках и внеклассных мероприятиях.

Методы исследования : анализ специальной литературы по теме работы, описательный метод, метод сравнения и сопоставления, анкетирование.

    Обзор проблем современных подростков с точки зрения психологии

Начнём обзор проблем современных подростков с точки зрения психологии с характеристики переходного возраста в целом. Данный период сложен и противоречив. Трудности и вопросы возникают и у взрослых, и у самих подростков. Легче было бы пережить это время, если бы родители вспомнили себя в этом возрасте, а также проблемы, которые им приходилось решать. «Важнейшей функцией родителей в подростковом возрасте является помощь ребёнку в решении сложных жизненных проблем, информирование, объяснение, содействие в формировании оценки самых разных сторон жизни».

Вполне очевидно, что теплые, доверительные отношения в семье - гарантия нормальной жизни, здоровой с психологической точки зрения. Разрыв между стремлениями подростка, выражающийся в осознании своих возможностей, и положением ребёнка-школьника, зависимого от воли взрослых, вызывает желание вырваться в самостоятельную жизнь, что находит, в частности, отражение в планах на будущее. В мечтах современных подростков по сравнению с мечтами молодых людей 50-60-ых годов 20 века «значительно уменьшилась доля романтики и увеличился прагматический аспект»(4,с.114). В последнее время учёных-психологов тревожит «существенное углубление кризиса самооценки детей подросткового возраста. Даже по сравнению с 70-ми годами 20 века появилось на 25-27% больше подростков, у которых превалирует негативная самооценка». У современных подростков чётко выражена «потребность в дружбе с человеком противоположного пола, выражающая, в сущности, потребность в любви. Соотношение дружбы и любви представляет для молодых людей проблему»(4,с.272). Тамара Михеева подтверждает данные тезисы: «В момент взросления дети часто испытывают боязнь одиночества. От мамы уже отошли, с друзьями боятся быть непонятыми, поэтому стараются быть как все, влиться в «табун». А личность внутри требует выхода. Отсюда конфликты. На людях подросток изо всех сил старается выглядеть «крутым» и «успешным». А наедине с собой осознаёт, что он вовсе не так «крут». Молодому человеку бывает и страшно, и одиноко, но кажется, что такие проблемы присущи только ему. В этот момент нужен человек, способный выслушать и понять. Мои герои – живые люди, с их страхами, проблемами и конфликтами. В них подростки видят себя. Кроме того, я помогаю читателям заглянуть в чужую душу. Поверить в то, что каждый из них личность – вот, пожалуй, то главное, что нужно современным подросткам».

    Анализ произведения Т. Михеевой «Не предавай меня!»

Повесть Тамары Михеевой «Не предавай меня!» только своим названием притягивает. А первая глава уже не оставляет никаких шансов бросить чтение. С первых строк автор заставляет открыть двери в мир истинных воспоминаний. Подростковый мир жесток, и к жестокости этого мира всегда добавляется несколько слов, жестов, взглядов взрослых. Порой небрежно брошенные, они существенно влияют на течение или даже исход целой интриги. А интриг в подростковом мире предостаточно! Школа – это чаще не «обитель знаний». Скорее, поле брани, поле битв, где всегда есть победители и проигравшие, сильные и слабые, везунчики и неудачники, «звезды» и «аутсайдеры». Математические задачи на этом поле решаются как бы «между прочим», во время небольших перерывов в ожесточенных боях за признание, а порой даже и за существование. Здесь «А»-шки против «Б»-эшек, класс на класс. А в классе, кроме лидеров и их подчиненных, всегда есть изгои. Никто не сможет объяснить, почему все происходит именно так. Так просто происходит. Потому что это – школа… Юлька Озаренок, ученица 8 «Б», по результатам теста оказывается в числе «аутсайдеров» класса. Больно осознавать, что ты аутсайдер – человек, которого не ценят, не уважают, который не нужен… Совершенно случайно восьмиклассница Юля услышала разговор классного руководителя и психолога: по результатам тестов Юля являлась аутсайдером в своём классе.

На поле битвы всегда есть место для ножа, направленного в спину. Так Юльку предает лучшая подруга Анюта, - имя кого-то другого, а не Юльки, она пишет в тесте. Это предательство? Анюта, не похожая ни на кого, умная, открытая, честная. Только она знала Юлину тайну. Однако, будучи натурой незаурядной и смелой, Юля не встает на путь конформизма со сверстниками, а продолжает отстаивать свою индивидуальность, пусть даже в неравной борьбе…

Предает ее и родной отец, у которого своя семья и двое детей. Предает ее и любимый, который позволяет одноклассникам издеваться над ней. Но чем вызваны эти предательства? Ошибкой? Правилами жизни? Страхом? Можно ли залечить раны и простить? Тамара Михеева описывает школу именно такой, какая она есть, без прикрас и заблуждений. Со всеми проблемами, которыми окружен подросток во время учебы. С теми проблемами, которые нам, взрослым, кажутся «незначительными»… Голая правда. Правда изнутри. Здесь и несовершенство психологических тестов, по результатам которых «просто, но эффективно» строится работа классного руководителя. Здесь и извечная метаморфоза – когда преподаватель из личности превращается в простую «корочку», не только по прозвищу, но и по своим поступкам. Когда ты красишь волосы и ярко одеваешься, будь ты хоть трижды хорошим человеком, нелюбовь большинства преподавателей тебе обеспечена. И в повести «Не предавай меня» так точно описано, чем чреват ярлык «не как все». Можно ли не попасть под влияние и не стать орудием чьих-либо интриг? Как научиться понимать тех, кто признан всеми «изгоем» за плохую успеваемость? И о какой успеваемости, в самом деле, может идти речь, когда умер отец, и ты вынужден подрабатывать после школы?! Как быть, когда самое сокровенное, самое личное – твой дневник, - читает весь класс? К счастью, на поле брани никто не отменял любовь. Это чувство, скорее всего, и оставляет о школе только хорошие воспоминания. А когда это чувство взаимно… Любовь в повести Тамары Михеевой раскрыта со всех сторон. Если одноклассник постоянно издевается и дразнится, то он просто пытается выразить свою симпатию. Если девочка старается как можно реже с тобой говорить, значит, она тайно влюблена. И чаще всего эту «тайну» знают все, кроме самого «объекта» любви. А как много тайн, своих и доверенных взрослыми, способно скрыть сердце подростка? И чем грозит ему такое «таинство»? Тамара Михеева не стремиться поучать. И этим повесть подкупает особенно. Для кого-то из героев любовь является трофеем, еще одной «галочкой» в списке побед. Но выиграет этот трофей тот, кто сделает его реальностью своего существования. Ведь любовь не терпит лжи и лицемерия. В любви важно, минуя все козни и преграды, верить, доверять и прощать…

Герои-подростки находятся на распутье: с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти.

Таким образом, в литературе XXI века проблема нравственного становления личности имеет несколько аспектов. Важнейший из них - обретение подростком самостоятельности, своего места в жизни. Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.

Проанализировав художественное произведение Т.Михеевой, соотнеся его с психолого-педагогической литературой по подростковому возрасту, можно сделать следующие выводы:

    Идея победы добра над злом – главная идея произведений современной прозы о подростках, эта мысль утверждается через изображение противоречий, конфликтов, которые ранят людей, особенно юных.

    В основе сюжетов произведений современной прозы о подростках заложен психолого-педагогический подтекст.

    Произведение охватывают не только проблемы нравственного взросления, но и социальные проблемы современного общества.

    Жанровое своеобразие небогато, это: повесть, в которой четко очерчены композиционные части.

    Произведение несет в себе не только духовную функцию, но и служат практическим материалом для воспитания подростков.

    Герои – подростки живут реальной жизнью, их характеры соответствуют современному психолого-педагогическому понятию «подросток».

Обработка анкет, размышления над ними – это как будто вторая часть повести «Не предавай меня!». Герои книжные, мои друзья в жизни – они так похожи, и так похожи их проблемы. О них я не думала всерьёз, пока не прочитал книгу Михеевой. Она заставляет размышлять о себе и о жизни всех людей.

6. Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: уч. пособие – 2-е издание, перераб. –Спб: изд-во Михайлова в.А., 1998. – 379с.

2. «Литературная газета» №37 от 17-23 сентября 2008 года.

3. Михеева Т. «Не предавай меня!» (романтическая повесть). – М., 2012. – 192 с.

4. Психология подростка. Полное руководство. Под ред. А.А.Реана – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.

5. Фельдштейн Д. И. «Психологические аспекты изучения современного подростка». Вопросы психологии, 1985, № 1. – с. 34-43

Фамилия, имя, отчество (полностью) Смирнова Ирина Юрьевна

Название места работы/учёбы МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.В.Лапцуя»

Наименование муниципального образования Наименование населённого пункта село Новый Порт

Сегодня, в век компьютеров, суперумных гаджетов, роботов, нано- технологий одной из главных проблем является проблема духовно-нравственного, эстетического и патриотического воспитания молодёжи.

Наше общество нацеливает молодёжь на успешность, самодостаточность, умение заработать деньги. Таковы требования рыночной экономики. Средства массовой информации пропагандируют нормы современной жизни внушая молодежи, что такие пороки как гордость, гнев, чревоугодие, зависть, уныние, сребролюбие, блуд вовсе и не грехи. В результате в процессе становления личности мы получаем человека-потребителя, абсолютно равнодушного к чужой боли, чужим проблемам, человека, вдруг забывшего, что никакое богатство не сможет заменить честность, доброту, порядочность. Современный молодой человек, развитый в умственном плане, владеющий определёнными научными знаниями, в духовном и эмоциональном плане оказывается на самом низком уровне.

Основной целью школьной библиотеки является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творчеству в любой сфере жизни. Нравственное воспитание подрастающего поколения - первостепенная задача общества, так как нравственность - наивысшая мера человечности. Школа и библиотека должны объединить усилия в формировании нравственных ценностей.

Меня, как библиотекаря интересует, насколько эмоционально юные читатели воспринимают художественный текст, как глубоко его понимают, сопереживают ли литературным героям. Способность читателя, а тем более юного читателя к переживанию радости, гнева, печали является важным в духовной жизни человека. Эмоциональное воображение дает возможность читателю понять мир чувств литературных героев, прожить с ними их жизнь, представить себя любым персонажем из книги, оторваться от реальности и пережить невероятные приключения. Отсюда вывод - чтение развивает воображение. «Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну» (Д. Мартин).

В нашей библиотеке часто проходят громкие чтения с остановками для ответов на возникшие по ходу чтения художественного произведения, вопросы, для обсуждениия поступков литературных героев. И даже те ребята, кто не любит читать, проникаются интересом к участи героев книги, жаждой узнать, что будет потом, как закончится сюжет.

Особый интерес вызывают книги, в которых рассказывается о судьбах таких же подростков, как и наши дорогие читатели (Железняков В.К. «Чучело», Каверин В. «Два капитана»), книги о Великой Отечественной войне (Кузнецов А. «Бабий яр», Кассиль Л. «Улица младшего сына», Бакланов Г. «Навеки девятнадцатилетние», Черкашин Г. «Кукла» и др.) о дружбе и любви (Щербакова Г. «Вам и не снилось», Гроссман Д. «С кем бы побегать», Сабитова Дина «Три твоих имени», Шерон Дрейпер «Привет, давай поговорим»), исторические сюжеты.

Для привлечения учащихся к чтению духовно-нравственной литературы проводятся книжно-иллюстративные выставки, посвященные жизни Сергия Радонежского, Александра Невского, великим просветителям Кириллу и Мефодию. В дни православной книги в библиотеке проходят обзорные беседы, круглые столы, громкие чтения евангелистской тематики русских писателей И. С. Шмелёва («Лето Господне», «Богомолье»), Л. Андреева («Гостинец»), А. П. Чехова («На Страстной»), Н. С. Лескова («Фигура»), Л. Н. Толстого(«Свечка»), Ф. М. Достоевский («Мальчик у Христа на ёлке»),

В нашей библиотеке, так же, как и в любой другой, имеется фонд православной литературы, который используется в выставочной работе, когда речь идет об этнокультурных традициях русского народа. А, как известно, культура русского народа неразрывно связана с православием. Всем хорошо известные и отмечаемые православные праздники: День Наума Грамотника 14 декабря, 25 января - День святой Татьяны, отмечаемый как День студентов, 24 мая - День памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, он же День славянской письменности и культуры. Всегда к этим праздникам проводится целый ряд мероприятий в школе. Это выставки художественной и православной литературы, обзорные беседы, громкие чтения, викторины, флэш-мобы, и др.


Подростковый период, по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим. Помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков может помочь хорошая книга. Есть много современных авторов, как российских, так и зарубежных пишущих для подростков.

Вот некоторые из них: Эдуард Веркин «Облачный полк»; Ольга Громова «Сахарный ребенок»; Владислав Крапивин «В ночь большого прилива»; Тамара Крюкова «Ведьма»; Марк Леви «Похититель теней»; Борис Алмазов «Посмотрите - я расту»; Николай и Светлана Пономаревы «Боишься ли ты темноты?» и «Фото на развалинах»; Михаил Самарский «Радуга для друга», Евгений Ельчин «Сталинский нос»; повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики!». Это книги современных авторов о человеколюбии, нравственных проблемах, о понимании смысла жизни, о переживаниях героев, их борьбе за справедливость и честность, их благородстве, готовности прийти на помощь своим друзьям и их самоотверженности.

Детская книга должна давать детям надежду, что все может быть хорошо, что есть хороший выбор. Книга помогает разобраться, где есть добро, милосердие, сострадание, что такое покаяние и что такое самолюбие, праздность, гнев, зависть, гордость. Найти и порекомендовать хорошую книгу подростку задача библиотекаря и учителя литературы. Руководителями чтения подростка могут стать и читающие родители, ведь приобщить к чтению они могут личным примером.

За последние два-три года наблюдается повышенный спрос на классическую литературу, не входящую в школьную программу. Это Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы»; Толстой Л.Н, «Анна Каренина», «Воскресение»; Фадеев «Молодая гвардия», Шмелев «Лето Господне».

И, конечно же, произведения Пушкина А. С., Лермонтова М. Ю., Гоголя Н. В., Толстого Л. Н., Достоевского Ф. М., Чехова А. П., Шолохова М. — позволяют юному читателю не только узнавать прошлое, но и переживать вместе с героями их книг, формировать взгляды, чувства, характер, пробуждают любовь к прекрасному, воспитывают готовность к борьбе за торжество добра и правды.

Современные подростки предпочитают посмотреть фильм, снятый по мотивам литературных произведений, а не прочитать само произведение так как на чтение тратится много времени. Но тот, кто прочитал книгу не пожалел о потраченном времени. Вот что говорят ребята прочитавшие книги о войне:

«Любая книга о войне учит нас ценить жизнь, защищать самое дорогое, верить, надеяться. Мы узнаем о таких качествах, как доброта, самопожертвование, умение дружить. Каждый уважающий себя человек обязан прочитать хотя бы одну книгу о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.!»

Ребята считают, что чтение книг о войне необходимо каждому человеку для того чтобы знать историю своей страны, знать, какой ценой был оплачен мир, в котором мы все живем, чтобы помнить о героях войны, об их подвигах.

Чтение книг о войне учит быть человечным даже в самых трудных и страшных ситуациях, учит придерживаться своих принципов до конца, учит любить, верить, надеяться, учит людей объединяться ради одной великой цели -Победы.

В наши дни необходимо читать книги о войне, особенно о Великой Отечественной чтобы воспитывать дух патриотизма, гордость за свою страну, а главное, чтобы нынешнее поколение не забывало, благодаря кому оно живет на этой земле под мирным небом. Это необязательно художественная литература, но и документальная, чтение которой позволяет выработать свою точку зрения на происходящие события.

Молодежь читающая, знающая традиции, историю и культуру своей страны - высокий потенциал для будущего России.

Помни, юный гражданин,

Книга - роста витамин!

Великий русский писатель А. М. Горький писал: «Всему хорошему в жизни я обязан книгам».

Сегодня, как никогда, важно приобщение детей и подростков к миру духовных ценностей истории и культуры. Русская классическая литература, устремленная к гармонии и поискам смысла жизни, к разрешению вечных вопросов, даёт возможность использовать богатейший материал для формирования культуры личности. Например, по-новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков помогают книги «Живой» Б. Можаева, «Привычное дело» В. Белова, «Прощание с Матерой» В. Распутина. Они утверждают идеалы разума, красоты, гармонии, говорят об ответственности человека за каждый свой шаг на земле.

Современной молодежи необходимо читать причем читать лучшее из классики, для того, чтобы понимать самих себя, кем ты являешься, чего хочешь добиться. Нравственные проблемы личности прослеживаются в произведениях таких писателей, как Чингиз Айтматов, Б. Васильев, В. Астафьев, В. Распутин, Ю. Бондарев и многих других.

Но самое главное, что даёт книга, - мудрые советы.

Подросток, наблюдая за мыслями, чувствами, переживаниями и поступками литературных персонажей, учится не совершать их ошибок в своей жизни, старается брать пример только с положительных героев.

Книги учат молодое поколение размышлять, воображать, переживать и сочувствовать. Иногда они просто помогают им приятно провести время, а иногда становятся незаменимыми друзьями и советчиками. Книги учат правильно поступать в той или иной ситуации, они как будто просят своих читателей быть лучше, помогают ориентироваться в жизни.

Важную роль в становлении личности подростка играют книги о выдающихся людях как нашей страны, так и других стран мира. История человечества за тысячелетия своего существования накопила много жизненного опыта, и этот опыт неплохо было бы изучить нашим детям. Серия книг «Жизнь замечательных людей» откроет подробности биографий выдающихся личностей.

Чтение книг о выдающихся людях помогает читателям достойно идти жизненными дорогами, формировать свой характер, достигать своей цели. Эти книги становятся отличным мотиватором для тех, кто встретился с преградами на пути к мечте. Книги воспитывают нравственные качества человека, учат мыслить и рассуждать, помогают развивать внутренний мир.

  • Книга учит мыслить.
  • Книга учит говорить.
  • Книга учит понимать людей.

Лучшими стихами, посвященными детскому и подростковому чтению я считаю стихи Владимира Высоцкого «Баллада о борьбе». Краткое изложение баллады в стихотворении В. В. Радина:

Книги учат детей

Всем премудростям жизни -

Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать.

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

Закончить свои размышления хочу словами А. М. Горького: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий. Она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».

Литература:

  1. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде/авт. сост. Е. М. Зуева. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - 336 с.
  2. Каган М. С. Философская теория ценности. - СПб., 1997.
  3. Коменский Я. А. Об искусном пользовании книгами - первейшим инструментом развития природных дарований/Школьная библиотека - 2000. - № 5 - с.58-62

Принимая какие-либо «поведенческие решения», человек, как правило, ориентируется на некие жизненные принципы, ценности и идеалы, усвоенные им в процессе социализации. Отсюда категория «идеал» обладает глубоким социальным значением. Идеалы по сути своей выражают общечеловеческие ценности, организуют жизнедеятельность человека, оказывают влияние на его духовный потенциал и на творческую активность, выступают показателем степени социальной зрелости . Сегодня на формирование идеалов и ценностных ориентаций молодого человека оказывает влияние множество различных факторов. Бытует мнение, что в обществе информационных технологий роль традиционных каналов формирования идеалов, таких как семья, школа, искусство, в том числе художественная литература, постепенно утрачивает свое значение, уступая место каналам массовой коммуникации. Несмотря на это, художественная культура продолжает оказывать значительное влияние на внутренний духовный мир человека. Искусство и литература являются важнейшим средством самопознания, определения ценностных ориентиров и предпочтений, в которых формируется мировоззрение молодого человека. Сегодня люди продолжают в искусстве искать ответы на вопросы о добре и зле, справедливости и бесправии, смысле жизни и судьбе. Молодому человеку в силу его возрастных и психологических особенностей свойственно сопоставлять, сравнивать себя с героями произведений искусства, переносить на себя события, происходящие на сцене, на экране или в книге, погружаться в мир иллюзий, созданный воображением автора произведения . Особый интерес в этом плане представляет художественная литература как особый вид искусства, где художественный образ не статичен, а действует в определенном времени и пространстве, тем самым задает модели поведения в определенных ситуациях. За каждым героем стоит конкретная картина мира . Человек часто оценивает свои поступки и действия, порой сам не сознавая этого, сравнивая их с теми ценностями, которых придерживается эталонный герой. Отсюда образы, созданные художественной литературой, могут оказывать непосредственное воздействие на жизнь человека в той или иной ситуации. Таким образом, художественная литература призвана выполнять ряд функций, позволяющих людям познать окружающий мир, пережить определенные эмоции, получить эстетическое удовольствие, уйти от реальности в мир воображения, обогатиться опытом других людей путем сопоставления себя с героями литературных произведений . Однако не все эти функции выполняются в полной мере. Отсюда возникает проблема несоответствия роли, которую общество отводит художественной литературе как особому виду искусства в процессе формирования нравственных и эстетических идеалов молодого поколения, и реального места художественной литературы в жизни современной молодежи в условиях многообразия каналов трансляции ценностей и идеалов. Проблема изучения ценностных ориентаций молодежи, а также факторов формирования ценностей и идеалов, на основании которых молодые люди будут строить свое будущее и будущее всей страны, представляет особый исследовательский социально-психологический интерес. В 2010 году на базе кафедры социологии молодежи и молодежной политики факультета социологии СПбГУ было проведено эмпирическое исследование на тему «Роль художественной литературы в формировании идеалов учащейся молодежи г. Санкт-Петербурга». Предмет исследования: читательская самооценка учащейся молодежи Санкт-Петербурга, а также факторы, влияющие на мотивацию чтения молодых людей. Была поставлена цель — выявить механизм формирования идеалов посредством художественной литературы в структуре различных видов искусства и досуга молодежи. Объектом исследования выступили учащиеся школ и вузов Санкт-Петербурга (257 респондентов). Возрастной интервал представлен тремя группами: 15—17 лет, 18—22 года, 23 года и более. Из них — 103 юноши (40,1 %) и 154 девушки (59,9 %). В опросе принимали участие учащиеся различного профиля — гуманитарный, технический, естественнонаучный. Полученные в ходе исследования данные позволяют утверждать, что у современной молодежи сохраняется интерес к чтению: 82,1 % опрошенных подтвердили, что любят читать. При этом треть респондентов (29,7 %) читают постоянно, каждый день; более половины ответивших (54,7 %) читают от случая к случаю, не ежедневно; 14,1 % читают очень редко, не чаще чем раз в неделю; лишь 1,6 % не читают вовсе. В контексте данного исследования наибольший интерес представляет художественная литература с точки зрения ее влияния на формирование идеалов молодежи. Результаты опроса показали, что молодые люди проявляют значительный интерес к произведениям художественной литературы. В системе других видов искусства художественная литература занимает третье место по популярности после музыки и кино. Среди книг, прочитанных за последние полгода старшеклассниками, чаще всего назывались произведения школьного курса: «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и др. Из произведений, не входящих в программу, было названо большое количество произведений современных зарубежных писателей (Пауло Коэльо, Харуки Мураками, Стефани Майер и т.д.). Что касается студентов, то они проявляют большой интерес к произведениям русской классической литературы. В списке прочитанных за последние полгода книг представлены произведения из школьной программы по литературе (Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» и др.), что, возможно, свидетельствует о желании студентов перечитать и переосмыслить некоторые произведения школьного курса с точки зрения своих новых личностных позиций. В то же время респондентами были перечислены внепрограммные произведения программных авторов («Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, «В круге первом» А.И. Солженицына, «Дни Турбиных» М.А. Булгакова), что говорит о сохранившемся интересе к произведениям русских классиков. С другой стороны, студенты проявляют значительный интерес к произведениям зарубежной литературы, как классической, так и современной. Наибольшей популярностью среди студенческой молодежи пользуются следующие произведения: «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера, «Над кукушкиным гнездом» К. Кизи, «Три товарища», «Жизнь взаймы» Э.М. Ремарка и др. На каждом возрастном этапе в читательском спросе учащихся появляются новые побудительные мотивы к чтению, что объясняется содержанием задач и требований, которые выдвигает перед ними учебно-ролевая и в целом жизненная позиция. Об этом свидетельствуют изменения жанровых предпочтений в зависимости от учебного профиля. Так, например, учащиеся гуманитарного профиля наибольший интерес проявляют к зарубежной классике (54,9 %), к русской классике (52 %) и современной зарубежной литературе (48 %), в то время как учащиеся технических специальностей предпочитают, в первую очередь, фантастику (51,1 %), приключенческую литературу (38,6 %), «фэнтэзи» (34,1 %) и русскую классику (31,8 %). Что касается учащихся естественнонаучного профиля, в отличие от предыдущей категории, русскую классическую литературу они ставят на первое место, а затем уже приключенческую литературу и фантастику. С возрастом молодой человек в большей степени ощущает свою связь с окружающими людьми, сверстниками и необходимость анализировать свои действия в соответствии с принятыми нормами. Отсюда повышается интерес к художественным произведениям, которые заставляют задуматься над важными нравственными проблемами: 52,9 % учащихся отметили, что обращают внимание на проблемы, затронутые в произведении, для 70 % респондентов очень важно, читая художественную литературу, иметь возможность задуматься над этими проблемами. Стоит отметить, что молодые люди, уделяющие значительную часть времени чтению художественной литературы, чаще проявляют способности к творческой деятельности в области литературы. В таблице 1 представлены результаты корреляционного анализа, позволяющие утверждать, что существует связь между активным чтением и творческой деятельностью: желанием и способностью писать сочинения, стихи, рассказы, эссе (коэффициент корреляции Пирсона r = 0,157, уровень значимости p = 0,05). Однако основной целью настоящего исследования было выявление механизма формирования идеалов молодежи посредством художественной литературы. Было показано, что этот процесс осуществляется не напрямую, через подражание внешнему облику и манере поведения героя, а в скрытой, опосредованной форме, путем сопоставления, идентификации с героями литературных произведений и их действиями в ситуациях, аналогичных собственным жизненным обстоятельствам. Таблица 1. Результаты корреляционного анализа по показателям частоты чтения и творческой активности * корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.); N — количество использованных пар значений переменных. Большинство респондентов (71,5 %) согласились с тем, что «читая художественную литературу, молодой человек сопоставляет себя с героями произведений и тем самым формирует свой собственный идеальный образ». В то же время 28,5 % респондентов считают, что на создание образов и идеалов художественная литература не оказывает воздействия, так как, по их мнению, молодой человек формирует свой идеальный образ другими средствами. Для большинства участников опроса (62,6 %) также важны при чтении художественной литературы совпадения жизненных ситуаций, событий, характерных черт героев с их собственными. При этом 41,4 % респондентов отметили, что поведение героя может служить личным примером. Результаты корреляционного анализа, представленные в табл. 2, показывают, что молодые люди, для которых поведение литературных героев может служить примером, нуждаются в положительном герое (выявлена положительная корреляция r = 0,196 с уровнем значимости р = 0,01). Наличие положительного героя в литературе также значимо при сопоставлении собственного жизненного опыта с опытом героев литературного произведения (r = 0,158 с уровнем значимости р = 0,05). Таблица 2. Результаты корреляционного анализа по двум показателям: * корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.); * корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.); N — количество использованных пар значений переменных. Большинству респондентов (84,3 %) свойственно сопоставлять свой личный жизненный опыт с опытом героев литературных произведений, из них 70,8 % обращаются к опыту героев любимых книг, когда ситуация, описанная в литературном произведении, идентична их собственной жизненной ситуации. С другой стороны, 30,1 % респондентов считают, что никакое литературное произведение не может помочь в решении личных проблем. В ходе опроса часть респондентов отметили, что среди прочитанных ими художественных произведений есть такие, которые позволили им сформировать некоторые жизненные принципы, такие как «относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе», «человек должен стремиться к лучшему, работать над собой, достигая цели», «плохой опыт — тоже опыт», «отношение к жизни как к великому чуду» и т.д. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что у современной молодежи сохраняется интерес к художественной литературе. Кроме того, многие молодые люди испытывают потребность в положительных героях, на которых можно было бы ориентироваться в определенных жизненных ситуациях. К сожалению, как показали результаты исследования, современная отечественная литература не предоставляет молодым людям достаточное число таких персонажей, которые могли бы выступать образцом для подражания. Вопрос развития отечественной литературы, популяризации произведений отечественных авторов, повышения художественного уровня книг, стимулирования выпуска и распространения социально значимой литературы требует внимания со стороны научной среды, средств массовой информации и государственных институтов в целях определения приоритетных направлений по поддержке и развитию чтения в России, в том числе и в Санкт-Петербурге. Пушкина А.В. Влияние художественной литературы на формирование идеалов современной российской молодежи // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 2. С. 152-157. ЛИТЕРАТУРА 1. Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. 2. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000. 3. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против: заметки социолога. Л., 1990. 4. Художественная литература. Проблемы исторического развития, функционирования и интерпретации текста. Сб. науч. тр. Минск, 2001.

«Гимназия»

Кирилло-Мефодиевские чтения «Читающая молодежь-будущее России»

Форум II . «Чтение и грамотность: социокультурный аспект»

Направление: исследование в области русского языка и литературы

Проблемы подростков в современной русской литературе и в жизни

Исполнитель: Барсукова Алина

9б класс, муниципальное бюджетное

Руководитель: Бобарыкина Галина Михайловна,

учитель русского языка и литературы

общеобразовательное учреждение «Гимназия»

2015

Югорск

ОГЛАВЛЕНИЕ

План исследования …………………………………………………………………….............................4

Научная статья………………………………………………………………………………………….....6

Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы…………………………………………….6

    1. Взгляд на проблемы современных подростков с точки зрения психологии…………………..…6

      Психологи о причинах детской жестокости………………………………………………………..7

Глава 2. Проблемы подростков глазами современных детей………………………………………….9

2.1Социологический опрос учащихся « Проблемы, которые волнуют подростков нашей школы»……………………………………………………………………………………………………..9

2.2 Социологический опрос учителей МБОУ «Гимназия»……………………………………………10

2.3 Социологический опрос родителей учащихся школы МБОУ «Гимназия»…………………..…11

Глава 3. Образ подростка в русской современной литературе……………………………...………..13

3.1 Проблема детской жестокости в произведении В.Железникова «Чучело»………………….......13

3.2 Социологический опрос: «Причины детской жестокости»……………………………………….14

3.3Проблема дружбы в произведении Т. Михеевой «Не предавай меня!»…………….....................15

3.4 Проблема взаимоотношений подростков и их родителей (по рассказу Т.Крюковой

«Единожды солгавший»)……………………………………………………………………………......16

Заключение……………………………………………………………………………….........................18

Библиографический список…………………………………………………………..............................20

Приложение 1…………………………………………………………………………………………….21

Приложение 2…………………………………………………………………………………...………..22

Приложение 3…………………………………………………………………………………………….24

Приложение 4…………………………………………………………………………………………….26

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность проблемы заключена в следующем: все чаще на страницах газет, экранах телевизоров и в повседневной жизни мы наблюдаем драки между подростками, использование в их речи грубых, оскорбляющих слов, в том числе нецензурной лексики, ежедневные попытки унизить, оскорбить друг друга, сделать как можно больнее. Причем агрессия, по нашим наблюдениям, может наблюдаться у ребят не только по отношению друг к другу, но и по отношению к взрослым людям. Конечно, в современном обществе тема, касающаяся проблем подростков, не новая, но сейчас она представляется мне особенно актуальной. В выборе темы сказалась личная заинтересованность, ведь такие люди живут среди нас, и если ты не столкнешься с ними, то очень велика вероятность того, что твои близкие люди могут пострадать от их жестокости. Литература, правдиво изображающая жизнь юных со всеми сложностями, отвечает потребности подростков прочитать «про себя», взглянуть на себя со стороны.

Актуальность нашей проблемы подтверждают результаты социологического опроса родителей, учителей и беседа с социальным педагогом нашей гимназии. (Приложение1)

Цель данной работы: на литературном материале проследить, насколько созвучен круг подростковых проблем реальной картине трудностей, с которыми сталкиваются подростки – наши современники на пути взросления.

Задачи :

1.Изучить данные и статистику, подтверждающие актуальность выбранной темы.

2. Выявить особенности подросткового возраста.

3. Провести социологический опрос на выявление круга проблем подростков нашей школы.

4. Исследовать и описать подростковые проблемы на примере произведений современной литературы.

5.Выявить причины появления жестокости у подростков с точки зрения писателя, а также с точки зрения психологов, социального педагога школы и подростков.

Объект : подросток на страницах современной литературы и в жизни.

Предмет : проблемы современных подростков и героев произведений современной литературы.

Гипотеза: мы предполагаем, что внешние и внутренние проблемы героев произведений современной литературы отражают проблемы сегодняшних подростков.

Методы исследования:

Эмпирические:

1Сравнительный анализ.

4.Контекстуальный.

5.Анкетирование.

Теоретические:

1.Анализ литературы.

2.Синтез.

Данная работа относится к теоретико-прикладным исследованиям.

Научная новизна нашей работы обусловлена тем, что исследуемое явление ранее не было предметом специального изучения литературоведов, так как творчество Тамары Крюковой и Тамары Михеевой, современных писательниц, мало изучено, в критической литературе рассматривается обзорно.

Практическая значимость определяется возможностью использования её результатов в изучении современной русской литературы, стать предметом обсуждения на внеклассных мероприятиях. Материалы исследования могут применяться в качестве дидактического материала на факультативных занятиях по предмету, а также в качестве аргумента по литературе при написании задания блока С1.

Материал исследования

В ходе работы мы опирались на художественные произведения Железникова В.К. «Чучело», Михеевой Т.В. «Не предавай меня!», Крюковой Т.Ш. «Единожды солгавший», а также на Интернет-ресурсы, посвященные их творческой биографии. Каждое из них раскрывает образы современных подростков с их проблемами и радостями, близкими каждому читателю.

Также мы опирались на статьи психологов, беседу со школьным психологом и социальным педагогом школы МБОУ«Гимназия», интервью с учителями и родителями.

Обзор информационных источников: в основу исследования положена работа Т.М. Простаковой «Кризис подросткового возраста». В своей работе она рассматривает основные подходы к проникновению во внутренний мир подростка, типичные для этого возраста проблемы и особенности поведения подростков. Ставится вопрос об ответственности родителей за воспитание подростка. В учебном пособии Аверина В.А. обобщен и представлен в систематизированном виде многообразный и противоречивый эмпирический материал о психическом развитии ребенка от рождения до начала юношеского возраста. На сайте Тамары Крюковой (www . fant - asia . ru ) можно найти советы как по творчеству, так и по воспитанию детей.

Научная статья

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ

    1. Взгляд на проблемы современных подростков с точки зрения психологии

Мы начали свою работу с обзора проблем современных подростков с точки зрения психологии, с характеристики переходного возраста в целом.

Человечество не всегда имело в своем словаре понятие «подросток». Как отмечает Ф.Ариес, в доиндустриальной Европе не различали детство и отрочество, а само понятие «подростковый возраст» возникло лишь в 19 веке. Первым предложил рассмотреть этот период как переходный от детства к взрослости американский психолог .

При рассмотрении образа подростка с точки зрения его психологических особенностей следует отметить, что в науке нет точного определения возрастных границ подросткового периода. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет. В данном исследовании мы опираемся на мнение сторонников социального подхода при определении границ подросткового периода, т.е. главным критерием считаем социальное влияние на развитие личности.

У современных подростков чётко выражена «потребность в дружбе с человеком противоположного пола, выражающая, в сущности, потребность в любви. Соотношение дружбы и любви представляет для молодых людей сложную проблему».

Из беседы со школьным психологом мы пришли к выводу, что изучение подросткового возраста– очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. Не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Как правило, подростки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы обращаются к источникам, таким, как научная и популярная, художественная литература, произведения искусства, печать, телевидение.

Для подросткового периода свойственно подражание образцам. Как отмечает современный ученый-психотерапевт А.А. Щёголев, подросток со свойственным ему максимализмом старается не только скопировать, но и во многом превзойти своего идола. Важно, чтобы таким образцом для подражания оказался достойный, эстетически возвышенный и морально устойчивый пример.

В момент взросления дети часто испытывают боязнь одиночества. От мамы уже отошли, среди друзей боятся быть непонятыми, поэтому стараются быть как все. А личность внутри требует выхода. Отсюда конфликты. На людях подросток изо всех сил старается выглядеть «крутым» и «успешным». А наедине с собой осознаёт, что он вовсе не так «крут». Молодому человеку бывает и страшно, и одиноко, но кажется, что такие проблемы присущи только ему. В этот момент нужен человек, способный выслушать и понять. Примером, на наш взгляд, может стать художественный образ литературы. Герои современной литературы – живые люди, с их страхами, проблемами и конфликтами. В них подростки видят себя. Кроме того, эти произведения позволяют читателям заглянуть в чужую душу, поверить в то, что каждый из них личность – вот то главное, что нужно современным подросткам.

Таким образом, особенностью подросткового возраста является задача нравственного взросления, т. е. определения собственного отношения к себе и миру, формирования мировоззрения и нравственных ценностей, норм и личностных смыслов.

1.2 Психологи о причинах детской жестокости

Проблема детской жестокости существовала всегда. Однако в 21 веке, по данным статистики, волна детской жестокости захлестнула благополучные страны Европы и Америку. И в нашей стране эти данные не утешительны. Около 8% преступлений в стране – то есть до 155 тысяч преступлений в год – совершается детьми и подростками. По оценке экспертов, большинство современных детей от 8 до 17 лет согласились бы быть истязателями. 6% школьников готовы на убийство, если оно будет оплачено. Перечислять все эти факты нет особого желания.

Откуда же все-таки берется агрессия у детей? Мы попытались разобраться в этом сложном вопросе. Изучив теоретический материал и побеседовав со школьным психологом Сербиной В.В. , мы пришли к выводу: на протяжении всей жизни человечества люди всегда проявляли жестокость к себе подобным. Многие ученые пытались определить природу жестокости, причины ее возникновения, факторы, способствующие ее формированию и проявлению. Все существующие ныне теории агрессии, старший преподаватель кафедры социальной и этнической психологии Васильева Надежда Юрьевна разделила на четыре основные категории.

1. Агрессивность как врожденная инстинктивная, генетически запрограммированная форма поведения . Даже самые положительные изменения в окружающей среде не способны предотвратить ее проявление. Максимум, возможно, ослабить ее. И если человек имеет определенный ген, то он пойдет по криминальному пути. Кроме того, агрессию связывают с нарушением функционирования головного мозга.

2. Агрессия как потребность и побуждение, которые возникают в ответ на происходящее с человеком в жизни . Особенно сильно изменяется поведение человека под влиянием группы. Срабатывает закон толпы, когда происходит оглупление массы, то есть снижение общего уровня интеллекта. Каждый в отдельности так бы не поступил, а в толпе снимается личная ответственность за содеянное. А в подростковом возрасте желание быть принятым в группу сверстников сильнее любой другой потребности.

3. Познавательная деятельность и эмоции. Вся информация, которую человек получает, и любой жизненный опыт вызывает определенные эмоциональные реакции. С распространением социальных сетей в интернете возникло явление «опубличивания» частной жизни. Ради увеличения своего рейтинга подростки снимают на видео жестокие сцены, которые пользуются огромной популярностью, потому что вызывают сильные чувства зрителей, и размещают их на своих страницах.

4. Агрессия представляет собой приобретенную в жизни модель социального поведения.

Не только в кино, но и в повседневной жизни полно примеров безнаказанности жестокости и поощрения насилия. Если ребенок будет сочувствовать и испытывать сильные эмоциональные переживания при каждой увиденной жестокой сцене, то его сердце просто не выдержит. И появляется такой своего рода иммунитет на чужую боль, защищающий маленького человека от психологической травмы. А человек, не способный переживать за другого, может причинить ему вред.

Мы пришли к выводу: дети ведут себя так, потому что в обществе насилие стало нормой.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ, УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Мы определились с кругом респондентов – это учащиеся 7 – 9 х классов, их родители и педагоги, преподающие в этих классах. Всего нами было обследовано 150 респондентов, мальчики 46%, девочки 54%,

2.1 Социологический опрос учащихся 7-9-х классов

«Проблемы, которые волнуют подростков нашей гимназии»

Современные подростки очень отличаются от своих сверстников, чья нелёгкая пора взросления пришлась на конец 20 века. Прежде определяющими во взаимоотношениях подростков были чувства уважения, ответственности, теперь превалируют выгода, погоня за властью. Нынешние дети более практичны и расчётливы, менее романтичны. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования, проведённого нами в 9Б классе МБОУ «Гимназия» города Югорска. С целью выявления проблем, с которыми детям приходится сталкиваться в подростковом возрасте, обучающимся были предложены следующие вопросы:

1.Есть ли у тебя цель в жизни? Какая?

2.В трудную минуту за советом ты обратишься к … (родителям/друзьям).

3.Какие у тебя отношения с родителями (благополучные/конфликтные)?

4.Испытывал ли ты такое чувство, как любовь? (да/нет)

5.Сможешь ли ты справиться с трудной жизненной ситуацией самостоятельно?

6.Как ты думаешь, равнодушны ли к тебе окружающие? (да/нет)

100% респондентов видят цель своей жизни в будущей работе. (Приложение1) При этом 25% подростков считают смыслом жизни семью и детей. Чувство любви в 14-15 лет пережили уже 87% респондентов. Эти данные представляются спорными. Возникают сомнения, не смешивают ли молодые люди два понятия – любовь и увлечение. 92% респондентов отмечают благополучные отношения с родителями, у остальных респондентов ответ на этот вопрос вызвал затруднение. На вопрос: «Сможешь ли ты справиться с трудной жизненной ситуацией самостоятельно?» - только 35% ответили «да», остальные затрудняются ответить. 65% респондентов считают, что окружающим нет дела до них, кроме родных, 35% уверены, что окружающие не останутся в стороне, если современным подросткам нужна будет помощь.

Таким образом, результаты исследования показали, что современных подростков волнуют извечные вопросы, возникающие у детей на пути взросления.

Проблемы, которые волнуют подростков нашей гимназии

    быть ответственным;

    учиться понимать друг друга;

2.2 Социологический опрос педагогов школы МБОУ «Гимназия»


Цель: Выявить основные проблемы подростков

Диагностика педагогов проходила анонимно.

Инструкция: педагогам предлагается ответить на ряд вопросов.

1. Определенное время, проработав в школе, как вы думаете, какова степень влияния интернета на социализацию подростков?

2. На ваш взгляд, с какими проблемами встречается современный подросток?

3. Какая из них является основной (занимает первое место)?

4. Не могли бы вы назвать причины, побуждающие подростков проявлять жестокость?

5. Каково ваше собственное отношение к таким подросткам?

6. Какую работу проводите вы по предупреждению жестокости подростков?

По результатам анкеты можно сделать следующие выводы:

Педагоги называют основные причины:

60% - неблагополучная семья;

10% – окружение ребенка;

2.3 Социологический опрос родителей учащихся школы МБОУ «Гимназия»

В семьях между родителями и подростками нередко существуют проблемы. Чтобы понять, почему это происходит, мы выбрали такой метод исследования, как анкетирование, так как у респондентов при этом есть возможность правдиво ответить на вопросы, дать необходимую информацию. Для этого было составлено 2 анкеты с вопросами, касающимися взаимоотношений взрослых и детей.(Приложение1). Всего в анкетировании приняло участие 47 человек. Из них 22 –взрослых и 25 подростков. На 1-й вопрос «где бы вы хотели провести свободное время и с кем?» 8 подростков ответили «дома, с родителями», остальные –«в кругу друзей», «в обществе, где меня понимают», «на улице». На вопрос «как относятся ваши родители к приходу ваших друзей домой» все ответили «нормально», «положительно», и только 3 человека сказали: «выгоняют», «смотря какие друзья». У 15-ти респондентов нет взрослых, кому они хотели бы подражать, 5человек видят в родственниках идеал для подражания, и лишь трое выбрали друзей. Однако практически все респонденты за советом предпочитают обращаться к маме или к родственникам. Только некоторые из них –к друзьям и один –сам пытается разрешить какую-либо проблему. Анкетирование показало, что во взрослых подростков больше всего привлекают такие черты, как юмор, доброта, свобода отвечать за себя, рассудительность, честность и самостоятельность. А отталкивает –нежелание и неумение понять, злость, грубость, ненависть к кому-либо, пьянство, ругань, лень, множество поучений и объяснений, давление. В общении чаще всего подростки предпочитают видеть своими собеседниками друзей, так как «им легче рассказать», «им больше доверяю», «они лучше понимают нынешнюю жизнь молодежи», «а родители не хотят слушать», «не хотят тратить время на мелочи». Только 7% подростков ответили, что не чувствуют разницы между общением со взрослыми и друзьями, они же и предпочитают проводить вечер дома с родителями. В большинстве случаев ссоры в семьях, по представлению подростков, происходят часто и по разным пустякам, на бытовой почве, но все кончается перемирием, либо забывается.. Многие подростки считают виноватыми себя, другие –родителей, при этом причина ссор возникает из-за нежелания выслушать друг друга и все заканчивается длинными нотациями. Однако существуют и семьи, где конфликты происходят редко или их совсем не бывает. Плохие черты характера –ворчливость, вспыльчивость, лень, эгоизм, непослушание, упрямство, обидчивость, невнимание, неуверенность, грубость.

В некоторых семьях, по мнению родителей, всегда мир и согласие, конфликтов не бывает или они очень редки. Другие разрешают конфликты, налаживают отношения, чтобы «на ночь не оставались обиды», все кончается перемирием. А причины проблем видят в основном в отсутствии взаимопонимания, разности взглядов и в бытовом плане. 90% родителей относятся хорошо к приходу друзей своих детей домой, а 10% -плохо или по настроению. Также большинство знает, с кем общаются их дети. Есть родители, которые не знают друзей подростка плохо. Часть родителей довольны воспитанием и менять ничего не хотят. Другие считают нужным уделять больше времени подростку, его учебе. 50% родителей считают своих детей самостоятельными. Остальные так не думают или, по крайней мере, считают детей самостоятельными «не во всех делах и вопросах». Таким образом, видно, как в реальной жизни подростки и родители относятся ко многим вопросам и друг к другу.

Таким образом, семьи бывают разные: с проблемами и без, это зависит от того, насколько прочные отношения между подростками и родителями. Большинство первых предпочитает проводить свое время вне дома. Это происходит из-за того, что у них нет общего занятия с родителями, и они стремятся к общению со сверстниками, так как им кажется, что люди равного возраста могут их понять и выслушать. В это же время большая часть родителей думает, что понимает подростков. В некоторых семьях из-за этого возникают конфликты. Несмотря на наличие проблем, подростки любят своих родителей и за советом обращаются именно к маме и папе. Поэтому так важно сохранять хорошие отношения в семье, ведь и родители, и подростки нужны друг другу.

2.4 Встреча с социальным педагогом МБОУ «Гимназия» Корольковой Ириной Алексеевной

Мы попросили ответить на несколько вопросов:

2. Как семья влияет на социализацию подростка?

3. Как подростки из этой семьи относятся к учебному процессу? Возникают ли у них трудности?

4. Стоят ли подростки на медицинском учете?

5. Какая помощь оказывается семье и подростку? героев произведений современной литературы

В МБОУ «Гимназия» на учете стоят 9 человек. Причины: вымогательство – 1 человек, кража- 3человека, побег из дома- 2 человека, порча имущества- 2 человека, употребление одурманивающих веществ- 1 человек. Это происходит из-за социально-опасного положения детей, а также из-за трудной жизненной ситуации.

По результатам беседы мы определили, что есть семьи, которые отрицательно влияют на социализацию подростка. Это дети из «трудных семей». Такие дети плохо находят общий язык со сверстниками. Для многих подростков авторитетом являются родители. С подростком и семьей проводятся индивидуальные беседы.

ГЛАВА 3. Образ подростка в русской современной литературе

3.1 Проблема детской жестокости в произведении В.Железникова «Чучело»

Проблемы моих ровесников, находят подтверждение в произведениях современной литературы.

Откуда же берется жестокость у детей? В чем причины бездушного, подчас леденящего душу от сухих цифр статистики криминального поведения детей?

Долгое время писатели, понимая важность этой проблемы, её значение, пытаются донести это до людей. Таким писателем, на наш взгляд, является Железников, потому что в его произведениях показана та самая жестокость детей, со всей ее наготой и неприкрытостью, а что самое важное, названы истинные причины ее появления. Ведь если знать причины болезни, то можно найти соответствующее лекарство, методы и пути лечения.

Всю свою жизнь Владимир Карпович Железников писал о детях, освещал подростковые проблемы.

Повесть «Чучело» - повесть о непростых взаимоотношениях школьников. Железников показал образ подростка 70-80 годов. Здесь очень мало положительных героев. Носителями добра являются только дед и внучка Бессольцевы. Здесь все перевернуто - зло воспринимается подростками как героизм, а доброта преследуется, считается проявлением слабости характера. Стать настоящей личностью можно, только имея свои интересы, взгляды, убеждения и умея их отстаивать. К такому выводу приходят герои писателя – Владимира Карповича Железникова

Повесть «Чучело» - повесть о непростых взаимоотношениях школьников. Постепенно выясняется, что внутренний мир Лены Бессольцевой отличается от мира одноклассников. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять лжи и сохранить духовное начало. В отличие от всех персонажей, Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство.

В повести «Чучело» поднимается еще один вопрос: Откуда же берется жестокость у детей?

Хотя книга написана давно, кажется, что писатель только вчера заглянул в нашу школу и вынес на суд читателя все, что творится в ней.

Ведь и сегодня эта жестокость царит среди подростков и воспринимается многими как нормальное явление. Кто сильнее, наглее, тот и прав. Но самое страшное - бездушные «железные кнопки» имеют поддержку среди нас. Мало, кто решится выступить в защиту слабого: за себя боятся.

Участники конфликта повести «Чучело» вели себя агрессивно, шестиклассники встречают новенькую недружелюбно, называют Чучелом, а потом, мстя ей за проступок, который она не совершала, гоняют по всему городу, устраивают сцену сожжения, объявляют бойкот. В результате этой травли два человека становятся изгоями и покидают городок, в котором мечтали поселиться. Р азвитие конфликта определила и озлобленность. В своем стремлении наказать виноватого класс превращается в толпу, которая не знает пощады. Железная Кнопка поэтому получила такое прозвище-она никогда не отступит,не простит, не пожалеет.

Сами прозвища героев повести говорят о многом. Валька-Живодер, он сдает бездомных собак на живодерню по рублю, делает это совершенно спокойно, так как уверен: в жизни главное - деньги. В мире много жестокости, и писатель хотел показать, что зарождается она в детстве. Перед нами не просто одноклассники, а жестокие, безжалостные люди даже по отношению друг к другу.

Вот несколько нравственных правил, которые мы сформулировали, исследуя отношения подростков в произведении Железникова:

    В любой ситуации надо оставаться человеком, не унижать достоинство другого человека, не идти на поводу у толпы.

    Невозможно нравиться всем, нельзя любить всех, не все могут быть преданными друзьями , потому что у нас разные характеры, воспитание потребности, вкусы. Но мы можем жить в согласии друг с другом.

Таким образом, мы видим, что в детском коллективе присутствует и зависть, и стремление к лидерству, озлобленность и равнодушие, а главное, жестокость по отношению друг к другу.

Книга «Чучело» учит нас быть добрыми, сильными духом, честными, ненавидеть жестокость и малодушие, отравляющие жизнь другим людям.

3.2 Социологический опрос учащихся «Причины детской жестокости»

Результаты социологического опроса учащихся 7-9 классов МБОУ «Гимназия» г. Югорска по теме «В чем причины детской жестокости?» (Приложение2)

Из ответов учеников нашей школы видно, что почти каждый в своей жизни встречался с проявлением жестокости по отношению к себе, но открыто противостоять злу могут больше старшеклассники в силу своих возрастных особенностей.

Как уже отмечалось в нашей работе, основными «источниками жестокости», по мнению респондентов, являются Интернет и телевидение. А вот в определении главной причины жестокости детей мнения разделились: учащиеся 7-8 классов «обвиняют» в этом опять же Интернет и телевидение, а старшеклассники – компьютерную зависимость.

3.3 Проблема дружбы в произведении Т. Михеевой «Не предавай меня!»

Неблагополучные семьи, неустроенность в жизни, недостаток чуткого отношения, большие материальные проблемы – вот мир подростков 21 века.

Справедлива «иерархия» в школьных классах? Откуда берутся «звёзды» и «аутсайдеры»? Что значит – быть интересным человеком? Над этими и другими вопросами размышляет Тамара Михеева – автор замечательной школьной повести «Не предавай меня!» Больно осознавать, что

ты аутсайдер – человек, которого не ценят, не уважают. Подростковый мир жесток, и к жестокости этого мира всегда добавляется несколько слов, жестов, взглядов взрослых. Порой небрежно брошенные, они существенно влияют на течение или даже исход целой интриги. А интриг в подростковом мире предостаточно! В школе – всегда есть победители и проигравшие, сильные и слабые, везунчики и неудачники, «звезды» и «аутсайдеры». А в классе, кроме лидеров и их подчиненных, всегда есть изгои. Никто не сможет объяснить, почему все происходит именно так.

Тамара Михеева описывает школу именно такой, какая она есть, без прикрас и заблуждений, со всеми проблемами, которыми окружен подросток во время учебы. В центре повествования образ подростка 21 века. Юля Озаренок узнала случайно о том, что она аутсайдер.
С этого и начались ее несчастья.
Как быть, когда самое сокровенное, самое личное – твой дневник, - читает весь класс? Если одноклассник постоянно издевается и дразнится, то он просто пытается выразить свою симпатию?

Мы видим: герои-подростки находятся на распутье: с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти.

Юльку предает лучшая подруга Анюта. Имя кого-то другого, а не Юльки, она пишет в тесте. Это предательство? Анюта, не похожая ни на кого, умная, открытая, честная. Только она знала Юлину тайну. Однако, будучи натурой незаурядной и смелой, Юля не встает на путь конформизма со сверстниками, а продолжает отстаивать свою индивидуальность, пусть даже в неравной борьбе..

Таким образом, подростковый период характеризуется изменениями в развитии дружеских чувств. Дружба героинь служит предостережением от совершения легкомысленных поступков и эгоистичных действий, которые способны разорвать дружбу.

3.4 Проблема взаимоотношений подростков и их родителей

(по рассказу Т.Крюковой «Единожды солгавший»)

Находясь в зарубежной командировке, она вместе с семьёй пережила военный переворот. Маленького сына эвакуировали, и в Россию полетели письма с фантастическими историями. А теперь её захватывающие и вместе с тем умные книги с удовольствием читают и дети, и взрослые.

Удивительный феномен творчества Т.Крюковой заключается в том, что в её произведениях сложные человеческие проблемы решаются на фоне захватывающего сюжета. Главные герои рассказа:

Лена Семёнова – нелегко сходилась с людьми, умела быть благодарной. С малознакомыми становилась скованной, косноязычной, вечно терялась, могла покраснеть. Отличалась скромностью, не умела задавать прямые вопросы, даже если умирала от любопытства, не умела лгать.

Инна подруга Лены, общительная, разбитная, завистливая, болтливая, любит посплетничать, взяла шефство над новенькой одноклассницей.

Саша Панков прозвище у этого героя Пан. Он высокий, симпатичный. Вёл себя раскованно. Один из лучших учеников школы, толково отвечает на вопросы учителей, за ним «бегают» все девочки.

Светлана Павловна мама Лены Семёновой. Любит читать, контролирует свою дочь, считает, что Лене рано ходить на ночные дискотеки. Понимает Лену, хотя девочке кажется, что мама её предаёт.

Лена была лишь частицей безликой массы, фоном, на котором они с другом Сергеем пересчитывали свои не слишком богатые ресурсы, прикидывая, что купить.
Лена не смогла сказать своему другу, что её отец не банкир. «Лена хотела выпалить: «Нет», но, увидев интерес в его глазах, лишь неопределённо улыбнулась, что вполне могло сойти за положительный ответ, и, в то же время, не было ложью».

Мама, Светлана Павловна, неохотно отпускает дочь на дискотеку? «А не рановато тебе ходить по таким местам». В обычных дискотеках тоже всякой грязи хватает: и выпивка, и наркотики».
Лене нужны деньги не так для дискотеки, как для Панкова, у которого сейчас денег не было. Мама не дала девушке денег, так как у мамы свои представления о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной: нескромно навязываться.
Лена по-своему расценила поступок мамы. «Лена растерянно стояла посреди комнаты. Как мама могла предать её в самый важный момент жизни? Как она могла быть жестокой! Неужели она

сама не влюблялась?»
После ссоры с мамой Лена расплакалась и убежала. Бегством можно спастись от глубокой боли, которую причинил ей самый близкий человек. Прежде мама всегда понимала её, и они никогда не ссорились. Лена не ожидала, что мама оказалась такой мелочной. За какие-то копейки она готова была разрушить её отношения с Сашей. «Обида на мать подкатила с новой силой..». Когда Лена вернулась домой вечером, она ждала, что появится мама и устроит допрос. Но к удивлению Лены, Светлана Павловна за вечер ни словом не обмолвилась о происшедшем.

В итоге мы видим, что важным для Пана оказалась не она сама, а то, где работает её отец!
В минуты стыда она чувствует: «Ему нужны были только деньги. А она ещё осуждала маму!.. Жизнь кончилась... Она никогда не сможет пережить стыда и унижения... Саша грубо растоптал её любовь». Оценил Лену по достоинству и оказался настоящим другом Серёжа. «Глупо стесняться своих родителей».

Итак, герои произведения – подростки 21 века- очень похожи на нас. Они испытывают те же чувства, что и мы. У них возникают те же проблемы, что и у нас. Для взросления и становления характера нужно размышлять, нужно научиться разбираться в людях, в самих себе.

Таким образом, Т.Крюкова в рассказе «Единожды солгавший» поднимает проблему взаимопонимания взрослых и детей.

Мы попытались определили тип конфликта, возникшего между мамой и дочкой из рассказа «Единожды солгавший». За основу взяли тест: «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации». (Приложение3)

Конфликт проходит несколько этапов своего развития :

«А» – «жёсткий тип решения конфликтов и споров» (со стороны Светланы Павловны и Лены, которая некоторое время негативно относится к матери);

«Д» – «уходящий» (мама не выходит вечером к дочери читать мораль);

«В» – компромиссный стиль достигается, когда мама и дочка стремятся понять друг друга.

Таким образом, мы пришли к выводу, что мы должны стремиться к компромиссам в разрешении конфликтов. Наши родители – это наши друзья, союзники. Это наша опора, тот тыл, который необходим человеку в любом возрасте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования и данные, полученные в ходе социального опроса, позволяют сделать следующие выводы:

    Данные статистики детской жестокости не утешительны. Около 8% преступлений в стране – то есть до 155 тысяч преступлений в год – совершается детьми и подростками.

    Особенностью подросткового возраста является задача нравственного взросления, т. е. определения собственного отношения к себе и к миру, формирование мировоззрения и нравственных ценностей.

    Наиболее значимыми оказались проблемы жестокого отношения друг к другу среди сверстников и непонимание со стороны родителей, что подтверждает актуальность нашей работы.

    Проблемы подростков с точки зрения писательской позиции, совпадают с проблемами, названными современными подростками.

    Выявив причины появления жестокости у подростков со стороны писательской позиции и со стороны моих сверстников, пришли к следующим выводам:

причин возникновения детской жестокости несколько:

    разногласия с семьей;

    страх, униженная гордость, жуткая обида не только на родителей - на всех окружающих;

    одиночество;

    окружение ребенка;

Получены новые знания

В ходе нашей работы был проанализирован ряд произведений, написанных в разное время. Центральным образом рассмотренных рассказов и повестей является образ подростка.

Мы обнаружили, что в зависимости от периода взгляд на подростка меняется. В произведениях 70-80х годов герои постепенно приходят к выводу, что стать настоящей личностью можно, только имея свои интересы, взгляды, убеждения и умея их отстаивать.

В литературе 90х - первого десятилетия ХХI века подростки сталкиваются не только со сверстниками, но с жизнью. В них уже нет стремления к идеалам и приключениям. Они оказываются в сложных жизненных ситуациях, проходят серьезные испытания. Это запутавшиеся подростки.

Обработка анкет, размышления над ними говорят: герои книжные и ребята в жизни – так похожи, и так похожи их проблемы .

Выдвинутая рабочая гипотеза подтвердилась: внешние и внутренние проблемы героев произведений современной литературы отражают проблемы сегодняшних подростков

1.Организовать в школе конкурс на самого культурного и воспитанного ученика среди учащихся 5 – 9 классов по критериям: культура речи, культура поведения, стремление к получению знаний, эмоциональная уравновешенность во взаимоотношениях с педагогами.

2.Организовать среди учащихся акцию сбора анонимных писем «Откровение моим родителям».

3.Организовать среди учащихся акцию сбора анонимных писем «Об этом я бы не сказал никому…».

Работа над исследованием показала нам, что безвыходных ситуаций не бывает и проблемы подростков в школе и дома имеют свои пути решения.

Материалы исследования могут иметь практическую ценность: применяться в качестве дидактического материала на факультативных занятиях по предмету, а также в качестве аргумента по литературе при написании задания блока С1.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Аверин В.А. Психология детей и подростков: уч. пособие – 2-е издание, перераб. –Спб: изд-во Михайлова в.А., 1998. – 379с.

2.Железников В.К. Чучело. Повесть. –М.:Пушкинская библиотека: Астрель: АСТ,2005.- 382 с.

3.Крюкова Т.Ш. Единожды солгавший: Повесть и рассказы. М.: Аквилегия-М; 2009. –

352 с.

4. Михеева Т.В. Не предавай меня! (романтическая повесть). – М., 2012. – 192 с.

5. Фельдштейн Д. И. «Психологические аспекты изучения современного подростка». Вопросы психологии, 1985, № 1. 34-43с.

Интернет ресурсы

6. .

7. .

8. Простакова Т.М. «Кризис подросткового возраста».

9. .b 17.ru /article /2399/ Детская жестокость

Приложение 1

Социологический опрос учащихся 9Б класса

Среди ребят 7- 9 классов была проведена анкета.

Один из вопросов анкеты: «Какие подростковые проблемы вы можете выделить?» Ребята выделяют следующие проблемы среди подростков:

    непонимание со стороны учителей – 40%

    непонимание со стороны родителей – 47%

    жестокое отношение друг к другу среди сверстников – 58%

    агрессивность по отношению к окружающим – 43%

    неумение отстаивать свое мнение – 27%.

Наиболее значимыми оказались проблемы жестокого отношения друг к другу среди сверстников и непонимание со стороны родителей.

Участники анкетирования предложили способы решения данных проблем следующим образом:

    быть ответственным;

    проводить мероприятия по сплочению коллектива;

    учиться понимать друг друга;

    проводить классные часы совместно с родителями.

Приложение 2

Вопросы для подростков.

1.Где бы вы предпочли провести свободный вечер? С кем?

2.Как относятся ваши родители к приходу ваших друзей домой?

3.Есть ли среди ваших родственников, взрослых, знакомых человек, который вызывает у вас желание подражать ему? Если есть, то кто он по отношению к вам?

4.К кому вы обращаетесь за советом?

5.Какие черты характера вас привлекают во взрослых, а какие отталкивают?

6.Считаете ли вы своих родителей хорошими людьми? Почему?

7.Есть ли у вас потребность в общении с взрослыми?

8.Чувствовали ли вы когда-нибудь, что вам легче обсуждать что-либо с

друзьями, чем с родителями? Почему?

9.Часто ли происходят ссоры в семье? В чем их причина, на ваш взгляд?

Кто виноват чаще всего? Чем обычно все заканчивается?

10.Сколько времени вы проводите с друзьями?

11.Любите ли вы своих родителей?

Вопросы для родителей.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1.Сколько лет вашему ребенку?

2.Как вам кажется, понимаете ли вы его?

3.Каких тем избегаете в разговоре с детьми?

4.Есть ли у вас с детьми хотя бы одно занятие, которым вы занимались бы всей семьей?

5.Какие хорошие и плохие черты характера своего ребенка вы можете назвать?

6.Часто ли происходят ссоры в семье? В чем их причина, на ваш взгляд? Кто виноват чаще всего? Чем обычно все заканчивается?

7.Как вы относитесь к приходу друзей ваших детей домой? Знаете ли вы тех, с кем дружат ваши дети?

8.Как вы думаете, вы хорошо воспитываете детей?

9.Готовы ли изменить что-нибудь в своем стиле воспитания? Почему?

10.Считаете ли вы своих детей самостоятельными?

Приложение3

Результаты социологического опроса учащихся 7-9 классов МБОУ «Гимназия» г. Югорска по теме «В чем причины детской жестокости?»

Учащимся нашей школы было предложено ответить на вопросы анкеты.

А) да;

Б) нет;

А) равнодушно;

Б) в душе сочувствую, но не показываю вида;

В) заступаюсь;

А) телевидение;

Б) Интернет;

В) специальные программы;

Г) фильмы;

Вопросы анкеты

7-8 классы

9 классы

1.Были ли случаи в вашей жизни, когда вы встречались с проявлением жестокости?

Да – 90%

Нет – 10%

Да – 98%

Нет – 2%

2. Как вы относитесь к тому, когда вы видите, что при вас унижают или оскорбляют кого-то?

Равнодушно - 1%

Сочувствую - 76%

Заступаюсь - 23 %

Равнодушно – 1%

Сочувствую – 50%

Заступаюсь – 49%

3. Где чаще всего можно увидеть видеоролики, фильмы о жестоком отношении детей, подростков?

Интернет - 62%

Телевидение – 28%

Фильмы – 10%

Интернет – 46%

Телевидение – 40%

Фильмы – 14%

4. Как вы думаете, почему дети бывают жестокими?

От просмотра роликов - 77%

Из желания выделиться - 20%

От семьи - 3%

От просмотра роликов – 42%

Из желания выделиться- 10%

От семьи – 1%

От друзей -1%

Компьютерная зависимость-45%

От характера -1%.

Приложение 4

Тест: «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

Тест направлен на разрешение конфликтных ситуаций.

Взято из «50 сценариев классных часов» Е.М. Аджиева

«Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?»

Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения. Если подобным образом вы ведете себя часто – поставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла, редко – 1 балл.

Ответы:

1. Угрожаю или дерусь.

2. Стараюсь принять точку зрения противника.

3. Ищу компромиссы.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.

8. Меняю тему.

9. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

10. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

11. Предлагаю мир.

12. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста:

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6, 11.

Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7.

Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8.

Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4, 9.

Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5, 10, 12.

«А» - это «Жесткий» тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.