Объект и предмет исследования. Объект и предмет исследования: поиск и формулировка

Предмет и объект каждой дипломной работы и являются ее смыслом. Объект и предмет исследования должны быть вынесены в название работы. Это важно для того, чтобы темы не повторялись, и отличались от тех, что пишут ваши однокурсники. Ежегодно в мире происходит много перемен, и для каждого найдется новая и интересная тема. Предмет исследования дипломной работы это какой-либо аспект или свойство, стороны которого подлежат исследованиям. Объект, в свою очередь, это причина проблемы, то, что создает ту или иную ситуацию.

Главным отличием предмета исследования от объекта в том, что предмет - это какая-либо часть объекта, более узкое понятие и определение. Особое внимание нужно уделять и тому, что объект и предмет должны совпадать по теме и не отличаться по смысловому характеру, так как если они будут относиться к разным научным отраслям, то это сделает невозможным рационально и правильно написать дипломную работу и провести точные исследования.
Следует четко определять тему объекта и предмета исследования, так как при неправильном понимании этих двух составляющих будет сложно раскрыть суть дипломной работы, а следовательно, и защитить ее.
Чтобы проще было разобраться в этих двух понятиях, нужно просто запомнить, что объект всегда отвечает на вопрос: «Что будет исследоваться?», а предмет отвечает на вопрос - «как будет рассматриваться объект, в каких аспектах своего функционирования, в связи с чем?»
Для того чтобы было понятно, объясню вам на примере. Вам нравится удобный веб-сайт вашего института или академии, и темой своей дипломной работы вы выбрали сравнительную характеристику сайтов некоторых ВУЗов России, и зарубежных стран. Объектом исследования здесь будут выступать высшие учебные учреждения, а точнее их отношение к собственным сайтам - для чего они были созданы, какая информация на них размещена, какой внимание университет уделяет своей страничке в Интернете. Предмет здесь сами сайты и их детальное изучение. Сюда же можно отнести их сравнительные характеристики, различие, и прочие факторы, которые могут быть полезны в раскрытие темы.

Приведем еще примеры объектов и предметов дипломной работы.
Дипломная работа на тему: «Программное обеспечение мультимедиа». Тут объектом работы будут выступать информационные технологии, предметом же является программное обеспечение мультимедиа. Современные преподаватели высших учебных учреждений стараются идти в ногу со временем, чтобы понимать, чем живут студенты, и чтобы их предмет был не только интересным, но и познавательным. Поэтому, если тема вашей дипломной работы относится к каким-либо развивающимся современным направлениям, то очень важно, основательно подготовиться не только к написанию, но и к защите работы. Предмет и объект диплома должны быть тщательно изучены. При необходимости можно создать диаграммы и графики, даже, если ваша работа относится к гуманитарным наукам. Необходимо показать, что цель работы достигнута путем личных стараний и усилий. Возможно, в будущем именно ваш диплом, станет сильным толчком для новых открытий, и именно ваши исследования помогут многим разобраться во многих проблемах.
Объект исследования всегда должен быть четко указан, без лишней воды, и ненужной информации, ведь он является главной частью практической половины всей дипломной работы. Объектом может быть как определенная отрасль, так и одна небольшая проблема. Это может быть, например, университет, предметом исследования которого будет являться отношение начальства к сотрудникам или студентам.

Можно рассмотреть предмет исследования на примере «Обработка учебных материалов в процессе обучения», который предполагает под собой некоторое ограничение в поиске информации. Каждый предмет или объект изучения может быть ограниченный какой-нибудь наукой, на основе которой можно построить логическую конструкцию. Считается грубой ошибкой, если во время исследования определенного объекта идет отклонение от дипломной работы в сторону. Если нарушается целостность работы, то и результат в итоге получается не очень положительный. Большое значение имеет целостность теоретическая и практическая, определяющую общую целосность и способ построения дипломного проекта. Если используется раъединение понятий, то оно должно быть близким по смыслу. Например, понятия психологии и педагогики - можно использовать часть понятий как из тех, так и с других, но, в общем, они должны конкретизировать одну тему.

Общее понятие объекта и предмета исследования и разницы между ними

Особо важными компонентами исследовательской работы можно считать объект и предмет исследования. Сегодня можно обнаружить большое количество самых различных аспектов для описания данных понятий.

Например, В. Даль в своем Толковом словаре объясняет понятие объекта и предмета следующим образом:

Несколько отличное определение указанных научных понятий предлагает С. И. Ожегов:

Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, материальная действительность. 2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения».

Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».

Подводя итог, можно составить рабочее описание понятий «объект» и «предмет исследования».

Определение 1

Объект - это процесс или действия, вызывающие проблематичные условия и взятые исследователем для анализа. Объект - это та часть научного познания, которую исследователь изучает.

Объекты изучения могут быть:

  • материальными;
  • нематериальными.

Их самостоятельность выражается не в том, что они предстают как обязательно вещественные или энергетические образования (они могут быть и изображением психической жизни, духовной культуры), а в том, что они абсолютно не зависят от того, знают ли о них люди. Необходимо разделять действующие (или реальные) и допустимые объекты исследования.

Реальными объектами исследования можно назвать все вещи, предметы, свойства и отношения, которые включены в человеческую деятельность, в культуру того или иного народа.

Потенциальные объекты исследования, наоборот, события, еще не включенные в культуру, познания о которых неопределенны и неточные, показывают не природу существующей реальности как таковой, но такие очертания её вероятного существования, вероятность которых предполагается уже скопленными знаниями и культурой. Вследствие этого, вместе с реальными объектами появляется мир виртуальных объектов. Ему принадлежат все те объекты, которые в итоге составляют духовную культуру человека.

Предмет исследования - это та часть вопроса, анализируя которую, мы узнаем целостность объекта, отделяя его основные, наиболее значимые особенности.

Это очень четко раскрывается при изучении существующих в конкретной сфере систематизации наук. Можно отметить, что некоторые научные дисциплины (а также отдельные учебные предметы среднего и высшего образования) занимаются исследованием отдельных «срезов» анализируемых объектов.

Предмет исследования должен всегда соответствовать определению темы или быть максимально приближенным к нему.

Объект и предмет исследования как научные категории можно сравнивать как нечто общее и частное.

Желательно обратить внимание, что объект и предмет исследования, так же, как и его цели и задачи, находятся в зависимости от темы, но и от плана исследователя.

Разница между объектом и предметом исследования

Изучение предмета и объекта исследования, а также в чем разница между ними является гносеологической проблемой. Появляется эта проблема всегда там, где по каким-то причинам прекращает свою работу методологический запрос на использование строго достоверных понятий, и всегда там, где объект науки, к с которой связанна данная работа, еще не отделен и не доказан.

Разница между объектом и предметом исследования появилась в связи с изучениями в такой сфере как гносеология. Постигая объективный мир, те или иные его аспекты, человек разрабатывает объективные познания об окружающей действительности. Каждый следующий исследователь, перед тем, как начать анализировать некоторые практические объекта, должен проработать уже существующие в обществе совокупность познаний, изображающих этот объект. В таком случае совместность знаний является предметом исследования.

Определяя соответствие и несоответствие между отдельно взятыми объектами существующего мира, человек практически отделяет различные объекты, обозначает их как предметы, как вероятные предметы для своей работы, для анализа. В данном случае предметы также являются объективной действительностью, так как их наличие не связано с деятельность человека.

В зависимости от человека находится только само действие отделение объект. Но, обозначив объект, человек делает из него предмет исследования. Это – характерная черта человека изменять объект - в предмет своей работы. Выделенные из объективной действительности, отдельно взятые объекты преобразуются в предметы деятельности человека, и каждый из этих объектов при подходящих обстоятельствах может обратиться в предмет какой-либо специфической науки.

Основным является объект исследования (более широкое понятие), второстепенным - предмет исследования, в котором выделяется отчетливое качество объекта исследования. Есть исследователи, которые не различают эти понятия и уравнивают предмет и объект исследования.

Определившись с предметом и объектом исследования, ученому следует выдать им общую оценку и в течение всей научной работы постоянно обращаться к ним, вырабатывая цели, задачи, методы, а самое главное конечные выводы по итогам исследовательской работы.

Любая наука изучает некоторые сущности или явления, существующие в природе и в мире в целом. Учёные прилагают свои усилия, чтобы выяснить состав и структуру этих сущностей, связи между ними и причины возникновения тех или иных явлений. Совокупность этих сущностей и явлений составляет объект исследования в науке. Что такое объект исследования? Определения также можно найти такие:

  1. Определенная реальность и ее различные грани, на которые направлено исследование;
  2. Всякое непознанное явление или его часть, которые изучает наука;
  3. Предмет или явление, на которое направлена какая-либо деятельность;
  4. Предмет или явление, которое стремится познать человек и на которое направлена его деятельность.

Пример объекта

О том, что такое объект исследования, лучше всего понять на примерах. Объектом исследования физики является весь материальный мир. Различные ответвления этой науки имеют более конкретизированные объекты исследования. Так, объектом исследования физической оптики является процесс распространения света в различной среде. Объект исследования ядерной физики - совокупность процессов и взаимодействий, существующих внутри ядер атомов и обуславливающих их структуру и поведение.

В ходе научных экспериментов исследуемые образцы всегда подвергаются некоторым испытаниям и их свойства меняются. Тем не менее, поскольку объектом исследования выступают не экспериментальные образцы, а законы, определяющие свойства и поведение исследуемых образцов, подтверждается мысль о том, что субъект исследования не может изменять объект.

Объект и предмет исследования

Без понимания того, что является объектом исследования, не может существовать ни одна наука. Новые направления изучения или разделы наук появляются вместе с тем, как учёные узнают о существовании непознанных явлений, о которых раньше не было известно. Кроме того, помимо субъекта и объекта, любое конкретное исследование имеет ещё и предмет. Эти два понятия (объект и предмет исследования) не нужно путать. В научной терминологии для определения предмета исследования используется философская категория. В философии предметом называется конкретное свойство объекта исследования, которое наблюдается субъектом (в науке - исследователем или группой исследователей).

Например, объектом исследования в медицине выступает организм человека (в данном случае мы не затрагиваем ветеринарию). Соответственно, в широком понимании объектом совокупности всех медицинских исследований является человек. Отдельные исследования конкретизируют свой объект: сердечно-сосудистая система, печень, ткани сухожилия и т. д. Предметом исследования может быть, например, влияние алкоголя на работу мозга, восприятие цветов у дальтоников, воздействие мобильного телефона на состояние организма и т. д.

Таким образом, объект - поле деятельности для изучения учёными, предмет - изучаемое свойство объекта, вот в чем состоит их основное различие.

Объект и предмет исследования – это понятия, имеющие общую точку совместимости. Один обозначает тему целиком, другой рассматривает фрагмент этой темы.

Эта статья поможет четко разграничить два понятия и выделить их суть.

Необходимо четко сформулировать, установить и описать поставленные задачи, по которым будет написана работа. Правильное определение – это залог грамотной темы и успешного написания реферата для школьника, курсовой работы для студента, дипломной работы для выпускника вуза и научного исследования для защиты кандидатской диссертации.

Объект исследования

Зачастую многие при анализе этих двух понятий начинают путаться в их смысле, какое место отвести одному, куда поставить другое. Однако исследуемый объект несет в себе более глубокое понятие, чем предмет. Но в при этом ему уделяется наименьшее описание, чем предмету, которому посвящена вся работа.

Объект изучения достаточно просто определить и выявить. Например, в медицине объектом будет человек. В психологии – его внутреннее состояние. В образовании – обучение и изменение человека. В экономике – потребности человека.

Объект исследования всегда будет неизменен, в него нельзя будет внести свои рекомендации и предложения.

Для определения объекта и цели исследования, используется следующее разделение:

  • по видам восприятия и использования;
  • по стадиям;
  • по месту проведения;
  • по использованию подхода.

Если рассматривать виды исследования, то можно встретить следующие классификации: экспериментальное направление, теоретическое и третий вариант, который включает в себя первое и второе понятие.

Экспериментальные изучения основываются на визуальных материалах. Теоретические варианты – на фактах, изложенных в книгах, на сайтах.

По стадиям объект делится на три группы: поисковые, научные исследования и конструкторские изучения. Конструкторские объекты связаны с инженерными проектами и исследованиями в лабораториях.

Поиск в разработках проводится с целью получения новой информации, знания. Научное направление в исследовании объекта носит исключительно научный характер.

По месту проведения изучаемые материалы делятся на промышленные и лабораторные исследования.

По подходу бывают локальные (то есть конкретные) и комплексные (то есть групповые) исследования.

Стоит отметить: к одним и тем же объектам могут возвращаться неоднократно, тем самым открывается степень динамичности, частота возвращения к исследованию.

Предмет исследования

Предмет исследования – это всего лишь часть объекта. Это дисциплина, вычленяемая из общей массы.

Он конкретен и именно его исследование является центральной частью всей целевой работы.

В предмете исследования можно дать свою оценку данной рассматриваемой проблеме. Привести доводы, предложения, указать свои наблюдения.

Залог правильного оформления реферата, курсовой и дипломной работы, научного труда – это постепенный переход от общего к частному. И в кульминации – результат проведенной работы.

Предметов, в отличие от объекта, может быть несколько. Поэтому нужно правильно сделать выбор для максимального раскрытия темы.

В чем разница между предметом и объектом исследования

Из ранее изложенного материала стало понятно, что объектом может выступать какая угодно тема и направление, а предметом тема в теме.

Для определения разницы объекта и предмета лучше рассмотреть все на примерах в таблице.

Примеры определения объекта и предмета исследования

Пример из области Объект исследования Предмет исследования
Экономика Кампания «Альба». Её бюджет на 2018 год.
Организация «Огород». Изменение дохода кампании в течение трех лет.
Медицина Тема — «Заболевание сердца и последствия». «Астма сердца: причины и последствия» или другая тематика «Дисфункция сердечной мышцы: причины и последствия».
Социология Тема — «Формирование школьника как личности». Факторы формирования школьника как личности.
Строительство дом Тема — «Дом на даче». «Геодезические особенности участка при постройке дома» или «Кровельные работы в постройке дома».
Окружающий мир «Истребление воробьев в Японии» «Последствия истребления воробьев в Японии. Нарушение биологической цепочки».

Благодаря правильному выявлению рассмотренных понятий, их верному описанию, выстроится вся работа в целом.

Следует запомнить, что объект — более общее понятие в работе. Предмет же является его частью и основой изучения. Одно постепенно вытекает из другого и раскрывает изучаемую тему.

Опыт занятий с начинающими исследователями – студентами показывает, что различение объекта и предмета научного исследования - едва ли не самое трудное, с чем они сталкиваются в попытке упорядочить свои представления о направлении и структуре работы. Выделение предмета дает возможность автору сосредоточиться на главных для него характеристиках, свойствах объекта и фактах, связанных с этим главным.

По мнению Е.П. Тавокина, формулировка проблемы предопределяет выбор объекта исследования, в качестве которого может быть всё то, что явно или неявно содержит проблемное противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Необходимо помнить, что под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, живые организмы, социальные общности или отдельный человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали и существуют вне зависимости от того, знаем мы что-либо об их существовании или нет.

Им может быть определенный процесс, область существующей действительности или какое-либо отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект - это то, на что направлен процесс познания.

Действительность бесконечно многообразна. Студент должен получить некоторые конечные результаты в ее исследовании. Если он не выделит в том объекте, на который направлено его внимание, главный ключевой пункт, аспект или взаимосвязь, он может «расплыться мыслью по древу», пойти сразу во всех направлениях, что, понятно, ни к чему хорошему привести не может. Поэтому необходимо различать, с одной стороны, весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, т.е. объект, а с другой - то, относительно чего он обязуется получить новое знание, - предмет его научной работы.

Далее выделяется предмет исследования , то есть конкретная трансформация формулировки проблемы, содержащая наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения её аспекты для данного объекта. (Например, проблема: противоречие между равными правами на трудоустройство и неравенством возможностей их реализации в различных социальных группах. Предмет: соотношение между планами на трудоустройство и реальными масштабами их реализации).

Иными словами, предмет исследования - часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Предмет исследования существует всегда только в сознании исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, журналиста – с точки зрения проблем, существующих в доме или связанных со строительством, человека, проживающего в здании, - с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.

Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное», сказать «все», притом новое, об эмпирическом объекте, имеющем в принципе неограниченное число элементов, свойств и отношений.

Определяя предмет, мы одновременно открываем возможность прийти к конечному (для данного этапа) результату.

Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. Предмет исследования может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом. Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон (Е.П. Тавокин).

Предмет научной работы - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения иссле­дователя) признаки объекта, конкретная часть объекта. Он (предмет) определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследова­ния. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Предмет дипломной работы чаще всего либо совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию.

Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном конструировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и развитие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия явления), и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение которых оказывает влияние на всю систему организации объекта.

Соотношение объекта и предмета можно кратко охарактеризовать так: объект (и это вполне естественно) объективен, а предмет субъективен.

Наконец, самым кратким и точным, хотя и требующим некоторых специальных знаний, определением будет такое: предмет - это модель объекта.

Иногда требование выделять объект и предмет исследования считают формальным. Это неверно. В действительности оно по-настоящему содержательно, поскольку помогает исследователю еще в начале работы определить прямую дорогу к поставленной цели, сосредоточить внимание на главном направлении. Предмет, если воспользоваться метафорой, помогающей понять суть проблемы, можно сравнить с магнитом, поднесенным к груде железных опилок. Появляется структура, беспорядочное нагромождение отдельных частиц поляризуется, приобретает определенные очертания. В исследовании становится возможным отделить главное от второстепенного, заданное от данного. Уже имеющееся «старое» (данное) знание выступает как средство получения новых нетривиальных результатов (заданного) - новых теоретических положений, закономерностей, принципов, более конкретных норм профессиональной деятельности и т.п.

Определение предмета полезно еще в одном отношении. Оно снимает претензии к полноте завершенного исследования, если работа выполнена в соответствии с заявленным предметом, т.е. если та сторона объекта, которую «взял» для изучения исследователь, рассмотрена им так, как обозначено в формулировке предмета, цели и задачи.

Можно и предмет обозначить формально, не подумав как следует. Это характеризует не категорию саму по себе, а ее небрежное использование.

Как показывает практика, различение категорий объекта и предмета дается с трудом. Наиболее распространенным недоразумением, фактически ликвидирующим различение двух рассматриваемых здесь характеристик, является представление о предмете как обозначении некоторого участка или объекта, избираемого для изучения: «объект шире, а предмет более узок». Но дело вовсе не сводится к размерам того или другого. Предмет - не кусок, отрезанный от объекта, а способ или аспект его рассмотрения. Объект рассматривается весь, целостно, в определенном ракурсе. Эта мысль хорошо выражена в определении категории предмета. Нужно ещё раз подчеркнуть, что требование различать и чётко формулировать объект и предмет исследования - не пустая формальность. Характер и способ определения этих методологических характеристик служит показателем степени углубления исследователя в сущность объекта и продвижения в самом исследовательском процессе. В этих определениях находит отражение уровень всего исследования на данной стадии. Не всегда удается сразу найти нужные слова. Это не значит, что первоначальное определение было ошибочным. Просто произошел переход на следующую стадию познания изучаемого участка действительности, и это должно найти отражение в новых, уточнённых представлениях исследователя о его работе.

Таким образом,объект научной работы - эта та часть практики или научного зна­ния, с которой исследователь имеет дело, другими словами - это та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования. Он представляет собою процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которая будет исследо­ваться.

Существует два принципиальных подхода в определении места рас­крытия объекта и предмета научной работы в последовательности раскры­тия научного аппарата:

а) после определения проблемы исследования. Цель показывает уро­вень, направленность, глубину решения проблемы. Полностью решить ту или иную, особенно гуманитарную, проблему далеко не всегда под силу студенту с учетом его возможностей и времени, отпускаемого на исследование;

б) после определения цели. В этом случае цель диктует границы иссле­дования и его содержание.

Каж­дый из указанных подходов справедлив в зависимости от проблемы и цели исследования. В одних случаях, когда из проблемы необходимо выделить границы возможно­го исследования и его объем (содержание), после определения объекта и предмета следует цель. В других, когда из проблемы полностью выделяется цель, она, в свою очередь, позволяет определить границы и содержание ис­следования.