Объекты и субъекты в социальной работе. Объект социальной работы
Субъект и объект социальной работы.
Будучи деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа имеет определенную структуру, которая включает в себя, прежде всего, два основных элемента – объект и субъект . Под объектом социальной работы подразумеваются те, кто нуждается в помощи, а под субъектом – те, кто ее оказывает. Иными словами, социальную работу можно рассматривать как взаимодействие между объектом и субъектом, имеющее своим результатом помощь людям в решении встающих перед ними проблем, т. е. улучшение условий их жизни.
Рассмотрим, кто выступает в качестве субъектов и объектов в системе социальной защиты. В качестве специализированных структур, организующих оказание социальной помощи населению, то есть субъектов (S) системы социальной защиты, выступают прежде всего службы и организации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь различных уровней. Вопросы социальной защиты населения (в широком смысле этого понятия) решают также органы образования, культуры и искусства, здравоохранения, туризма, отдыха, физкультуры и спорта, жилищного и коммунального хозяйств и др. Социальное обслуживание населения осуществляют также общественные организации, благотворительные и другие негосударственные структуры, роль и количество которых заметно выросло.
К субъектам социальной работы на контактном уровне относятся социальные работники, оказывающие помощь определенным группам нуждающихся, или специализирующиеся по определенным направлениям социальной работы. К субъектам можно отнести также членов семьи или группы людей, оказывающих помощь нуждающимся своим непосредственным общением, моральной поддержкой и т.п. Активными участниками социального менеджмента следует считать тех, кто занят исследованием социальных процессов, кто готовит кадры специалистов для социальной работы и др.
Неоднозначность трактовки понятия субъекта социальной сферы обусловлена и неоднозначностью понятия «социальная защита».
Социальная защита в широком смысле - это целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практически осуществляемых социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических, духовных мер. Они обеспечивают нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного функционирования населения, предотвращения ущемления его прав и свобод.
Социальная защита в узком смысле - деятельность, направленная на защиту отдельных категорий населения, оказавшихся в особо сложной жизненной ситуации. Социальную защиту рассматривают и как защиту от социальных рисков путем содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни.
Право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и законодательством Республики Беларусь.
Социальная работа в системе социальной защиты (в узком смысле) направлена, прежде всего, на человека, на личность или на группу людей, оказавшихся в затруднительном положении. С управленческой точки зрения эти личности или социальные образования и выступают в качестве объектов (О) организационно-управленческих воздействий и взаимодействий. К ним можно отнести такие категории людей, как: инвалиды, безработные, одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одиноких пенсионеров; вдовы и матери военнослужащих, погибших на войнах; беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; лица, вернувшиеся из мест заключения; лица без определенного места жительства.
Это и различные проблемные семьи: семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи с детьми-инвалидами, семьи, имеющие на попечении детей-сирот, семьи с низким уровнем доходов, многодетные семьи, семьи несовершеннолетних родителей, молодые семьи (в том числе студенческие), разводящиеся семьи, семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями и т.п.; это матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, беременные женщины и кормящие матери; это безнадзорные дети и подростки, дети и подростки, для которых характерно девиантное поведение, дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих их здоровью и развитию и др.
В последнее время в условиях становления рынка все больше в социальной защите нуждаются женщины, а также молодежь.
Как уже отмечалось, между субъектами и объектами в системе социальной защиты осуществляются постоянные прямые и обратные связи. В самом общем плане процесс управления в социальной сфере рассматривают как процесс воздействия (взаимодействия) управляющей подсистемы – субъекта (S) на управляемую – объект (О) с тем, чтобы достичь желаемого результата, изменить состояние объекта к лучшему. Важно подчеркнуть, что роль объекта не пассивна. В социальных системах взаимосвязь между субъектами и объектами принципиально отличается от взаимосвязей в других системах. Это обусловлено их спецификой: и субъекты и объекты социальной работы - это люди, социальные общности, которым присущи свои закономерности, в том числе активность, самодеятельность.
Из этого вытекают следующие выводы: установки, исходящие от вышестоящих структур, могут выполняться с корректировкой на инициативу (или ее отсутствие) нижестоящих структур. Изучать деятельность как субъекта, так и объекта необходимо в их взаимодействии; успех совершенствования системы социальной защиты зависит от одновременного улучшения деятельности и качеств как субъекта, так и объекта. Скажем, реализация социально-правовой функции социальной службой будет более успешной, если правовые нормы будут хорошо усвоены как S (социальными работниками), так и О (клиентами).
Опыт работы в системе социальной защиты убеждает, что и субъекты и объекты здесь весьма своеобразны, их взаимодействия специфичны. О каких-либо «командах», «прямых установках» на контактном уровне вряд ли может идти речь. Скорее, можно говорить о согласованном взаимовлиянии, основанном не на властных полномочиях, а на признании профессионализма, человеческих качеств социального работника, его заинтересованности в решении проблем клиента.
В социальной сфере особое значение имеет ситуация, когда и субъект и объект со знанием дела определяют цели и пути их достижения, эффективно используют имеющиеся средства и методы, желания и стимулы, действуют синхронно и взаимозаинтересованно. Эти особенности субъекта и объекта социальной работы достаточно полно отражены в содержании базовых характеристик социального работника, в этических принципах социальной работы.
Одним из основных компонентов социальной работы является содержание. Содержание социальной работы непосредственно вытекает из ее функций. В самом общем плане функциями социальной работы являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая. Рассмотрим их роль в содержании социальной работы.
1. Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений о своем объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно себя обеспечивать всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д. Таким образом, занимается информационной работой.
2. Собрав информацию о своих подопечных, социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объем и виды необходимой помощи, режим своей деятельности, трудности, которые могут возникнуть при работе, формы, методы деятельности, составляет для себя распорядок рабочего дня, представляет физические и моральные затраты и т. д.
3. Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает прогноз своей деятельности: трудно или легко будет ему работать, сможет ли он оказать действенную помощь, с какими официальными и общественными организациями ему придется вступать в деловые контакты, насколько быстро придется удовлетворять нужды клиента и т. д.
4. В зависимости от характера социальной помощи (снятие психологического стресса или оказание социально-бытовой помощи одинокому пожилому человеку, инвалиду и т.д.) строится план работы, определяются ее содержание и вид практической помощи, т.е. социальному работнику приходится заниматься управленческой деятельностью.
Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы (социальной помощи). Например, объект социальной работы – лежачий больной, и другой случай – кормящая мать-одиночка. Наборы средств социальной помощи для этих людей будет существенно различаться.
С понятием средств тесно связано понятие ресурсов. Ресурсы - это источник и арсенал средств и возможностей, к которым можно обращаться по мере необходимости для выполнения какой-либо задачи или совершенствования тех или иных действий, в особенности, когда они носят чрезвычайный характер или осуществляются в критической ситуации. Ресурсы являются необходимой, обязательной и основополагающей частью любой социальной работы, важнейшей составляющей частью реализации социальных технологий оказания социальной помощи и поддержки, организации социальной защиты и предоставления услуг.
Под ресурсами понимается все то, что может быть привлечено и использовано для удовлетворения определенной потребности или решения конкретной проблемы.
Ресурсы в социальной работе рассматриваются с точки зрения их природы, источников и полезности применения. Они могут быть:
Во-первых, внутренними или внешними по отношению к лицу (клиенту или социальному работнику), коллективу или группе;
Во-вторых, официальными (формальными) или неофициальными (неформальными);
В-третьих, реально существующими или потенциальными (скрытыми);
В четвертых, в разной степени управляемыми с точки зрения их использования для достижения определенных целей.
Например, человек может иметь такие внутренние ресурсы, как интеллект, образование, профессия, целеустремленность, воля. Для семьи внутренними ресурсами могут быть денежные сбережения или заработки членов семьи, взаимное уважение, взаимопомощь и забота друг о друге. Внешние ресурсы могут быть материальными, социальными, ресурсами общественных связей, ресурсами членства в различных организациях, банковских структурах и т.д.
Официальные ресурсы могут представлять государственные учреждения, фонды, резервы, неофициальные – бывшие коллеги или родственники.
По своей природе ресурсы бывают материальные, социальные и культурно-духовные.
С позиций граждан общественные ресурсы воспринимаются как финансовые, натуральные, социальные и межличностные ценности, материальные и культурно-духовные .
При таком подходе ресурсы подразделяются: на материальные услуги (сюда включаются производство, магазины, школы, сервисная помощь); средства и формы организационной и духовной поддержки (муниципальные учреждения, социальные службы, общественные организации, церкви, религиозные общины); средства межличностной и внутренней поддержки (неофициальные ресурсы поддержания благосостояния, имеющиеся внутри семей и получаемые от друзей и соседей, взаимопомощь и сплочение для преодоления трудностей).
Ресурсы имеют первостепенное значение для тех граждан и систем, с которыми работают социальные работники и службы.
При этом человек рассматривается социальными работниками как система и комплекс ресурсов, способностей и возможностей, используемых для исполнения жизненных функций и достижения поставленных целей.
Жизненный потенциал человека слагается из внутренних и внешних ресурсов, которые люди применяют, когда перед ними открываются благоприятные возможности или, наоборот, возникает кризисная ситуация и требуются какие-либо действия.
Для социального работника способность влиять на других, определять ход событий, возможность добиться исполнения тех или иных задач зависят от обладания необходимыми ресурсами. В то же время нормальное или ненормальное социальное функционирование человека является реакцией соответственно на гармонию или дисгармонию между внутренними ресурсами и свойствами индивида, с одной стороны, и внешними ресурсами и особенностями жизненных ситуаций - с другой.
В этом случае социальные проблемы и конфликты понимаются как реакция на несбалансированный обмен ресурсами между человеком или группой и окружающей средой.
Службы социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания как общественные институты в основном и главном занимаются разрешением таких проблем и конфликтов путем перераспределения денежных средств, дополнительных прав, льгот, информации, услуг между нуждающимися в них лицами. При этом возможны два варианта: такие услуги и льготы могут быть дополнены к имуществу или возможностям, которыми человек уже располагает, или возместить отсутствие таких возможностей.
Проблема ресурсов составляет теоретический и организационный перечень многих взглядов на практическую социальную работу. Это находит свое выражение как в научных работах, так и в концептуальных документах и программах по оказанию социальной помощи, где подчеркивается идея и утверждение, что главная задача практической социальной работы заключается в том, чтобы помогать нуждающимся людям находить и использовать необходимые ресурсы для нормальной жизни и деятельности.
Как технологический процесс, использование ресурсов в социальной работе, сопряжено с преодолением многих трудностей и проблем.
Так, необходимые ресурсы могут отсутствовать, быть недостаточными, неизвестными, недоступными, слишком дорогими, могут быть неприемлемыми, нескоординированными, фрагментарными, сопряженными со злоупотреблениями или бесхозяйственностью. Кроме этого, значительная часть усилий социальных работников и служб расходуется на исправление и совершенствование недостаточно хорошо функционирующей системы доведения социальной помощи до клиентов.
При использовании ресурсов социальные работники выступают в роли посредников, контролеров, брокеров, адвокатов и, конечно же, организаторов патронажа. Важнейшая функция социальной работы заключается в том, чтобы создавать связующие звенья между нуждающимися гражданами и социальными структурами, которые могут быть полезны в решении их проблем путем активизации внутренних и привлечения внешних ресурсов.
Для того чтобы выявить и привлечь внешние ресурсы - материальные средства, услуги, финансы , человек должен быть компетентным, то есть обладать знаниями, навыками и целеустремленностью. Между тем, как раз бедным и обездоленным гражданам часто не хватает такой компетенции и навыков в общении, ведении переговоров, владении ситуацией, составлении и оформлении соответствующих документов, договоров, соглашений.
В таких ситуациях социальные работники выполняют важную роль, вовлекая людей в общественные связи и помогая им развивать внутренние ресурсы и собственные возможности, параллельно повышают собственную компетенцию и овладевают необходимыми навыками.
В общей работе по выявлению ресурсов социальным работникам приходится использовать различные формы, методы и способы . Ими могут быть: пропаганда новых идей, создание, более оперативно реагирующих на изменения обстановки программ, проведение компаний и осуществление систем социальных действий, формирование и целенаправленное использование групп влияния и групп по интересам для получения дотаций и изыскания средств на программы социальных услуг.
В этой ситуации социальному работнику нужны определенные аналитические навыки и способности, чтобы выявить и правильно оценить условия, необходимые для решения поставленных задач, реалистично, конструктивно и позитивно изучить вопрос ресурсов, касающийся личности клиента и ситуации в целом, правильно представить себе наличие и доступность внутренних и внешних средств решения проблемы или возможностей их получения.
Необходимы также умения планировать, координировать и контролировать усилия отдельных лиц и коллектива, синхронизировать и сочетать внутренние и внешние ресурсы.
Весьма важно способствовать тому, чтобы клиенты помогали себе, имели возможность рассмотреть свою компетенцию и способности, поверить в собственные силы, научиться самоконтролю и позитивной самооценке, умению управлять собой и своими общественными ролями. По сути своей профессии, социальные работники и действуют в этом направлении: помогают клиентам умножать их возможности и эффективность действий, добиваясь успехов, внутреннего удовлетворения, общественного признания и всеобщего внимания к проблемам нуждающихся.
Использовать комплекс личных и общественных ресурсов – значит привлечь то, что находится вне человека и объединить с заложенным в нем самом. Это также означает налаживание реального участия людей в естественном движении ресурсов в обществе и в конкретной социальной среде, окружающей клиента.
Это и реальный путь достижения идеальной цели социальной работы: освободить клиента от необходимости обращаться за помощью, чтобы он мог самостоятельно разбираться в возникающих проблемах и решать их.
Как отмечалось выше, к ресурсам относится все, что может быть воспринято человеком как необходимое для его благосостояния и формальной жизни. В свете этого, внимание и поддержка являются ресурсами в не меньшей степени, чем жилье или зарплата . Ресурсы смыкаются с социальной терапией и становятся одной из форм самой социальной терапии. В количественном и качественном отношении ресурсы нейтральны, и достаточно подготовленный практик может без труда ими воспользоваться. В реальной жизни, чтобы получить доступ к необходимым ресурсам, приходится иметь дело с теми, кто ими владеет и распоряжается - организациями, отдельными лидерами или группами лиц. Поэтому проблема мобилизации ресурсов упирается не столько в техническое исполнение, сколько в межличностные отношения и действующие правовые нормы.
Усилия по мобилизации ресурсов для помощи нуждающимся предпринимались еще на заре существования социальной работы как профессии. Под мобилизацией понимаются меры, направленные на максимальное удовлетворение потребностей клиентов в тех или иных ресурсах. В структурном и организационном плане мобилизация ресурсов может быть охарактеризована как выявление потенциальных внутренних ресурсов, не используемых должным образом, как изыскание и привлечение внешних ресурсов, которыми клиент или группа еще не воспользовались.
Рассмотренные объекты социальной работы могут быть и являются в той или иной степени и субъектами социальной работы. Однако если учитывать, что объектами социальной работы являются те, кто нуждается в помощи, поддержке, социальной защите, а субъектами - те, кто оказывает эту помощь, поддержку, осуществляет защиту, то перечень и характеристика таких субъектов являются иными, чем объектов. К тому же нужно учитывать, что социальная работа должна рассматриваться с учетом всех ее видов (компонентов), а не только как практическая деятельность по социальной защите людей.
Исходя из этого и обозначим собственно субъекты социальной работы.
В этом смысле в качестве субъектов социальной работы выступают люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной работы.
Субъектов социальной работы можно классифицировать по разным основаниям. С учетом составных частей (практическая деятельность, наука и учебный процесс) выделяют следующих субъектов социальной работы:
- 1) организации, учреждения, социальные институты общества. К ним относятся:
- государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство здравоохранения и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;
- различного рода социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социальнореабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков; центры психологической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.;
- администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т. д. и их подразделения;
- 2) общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации ИТ. д.
Примерами негосударственных благотворительных организаций в России могут служить, в частности, Московский дом милосердия, благотворительный фонд «Сопричастность», «Душа человека», «Метрополь» (г. Москва), Ассоциация помощи беженцам (Санкт-Петербург), «Алтай-СПИД» и др.
В настоящее время благотворительная деятельность в стране осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Закон обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в частности устанавливает налоговые льготы;
3) люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных выше субъектов социальной работы. При этом их можно разделить на две группы - это организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов.
По некоторым данным, в мире насчитывается около 500 тыс. профессиональных социальных работников (в России - около 50 тыс.). Количество недипломированных специалистов, занимающихся профессионально социальной работой, значительно больше, особенно в тех странах (в том числе в России), в которых относительно недавно введена новая профессия «социальный работник».
Нет точных данных, сколько человек занимается социальной работой на общественных началах. Принято считать, что 1 социальный работник обслуживает 10-15 человек.
Социальные работники - особая группа тружеников, которая должна обладать определенными профессиональными и духовнонравственными качествами. Этот вопрос рассматривается в соответствующей теме учебного пособия;
4) преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений. К ним относятся руководители практики, наставники, практические социальные и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.
При этом обучающиеся также могут выступать в качестве субъектов на всех этапах учебного процесса (самостоятельное изучение литературы, написание докладов, курсовых, дипломных работ и т. д., выполнение целого ряда работ во время прохождения практики начиная со 2-го курса);
5) важным субъектом социальной работы являются ее исследователи. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, сеть диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики.
В России создано уже несколько исследовательских школ социальной работы - это философская, социологическая, психологическая и др. Их представители, разрабатывая проблематику социальной работы в целом, уделяют особое внимание отдельным ее направлениям.
От профессионализма социальных работников, представленных различными субъектами, от применяемых технологий и их реализации зависит отдача социальной работы, ее эффективность.
В качестве объекта социальной работы в ее широкой трактовке выступают все люди, все население. Это объясняется тем, что жизнедеятельность людей, всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
Вместе с тем население структурировано по различным основаниям. И в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые оказались в сложно жизненной ситуации, когда они либо вовсе мне могут, либо лишь частично могут разрешить возникшие перед ними социальные и другие проблемы.
Поэтому при рассмотрении данного вопроса надо расширить толкование объекта.
1. Первая группа объектов социальной работы - это группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Когда говорят о практической социальной работе, то в первую очередь имеют в виду оказание помощи, поддержки, социальную защищенность (здоровье, девиантное поведение, пожилой возраст, неблагополучное положение семей и отд категорий гражлан, бехдомность, сиротство и др)
2. Второй важнейшей группой объектов социально работы являются различные сферы жизнедеятельности людей.
. Сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры (среда, обстановка, процесс создания материальных благ; отрасли, которые обслуживают данную сферу; население и т.д.).
. Городские, сельские, а также промежуточные формы расселения. Важно учитывать размеры поселений, концентрацию в них населения, уровень развития производственных сил, виды производства, насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т.д.
. Сфера здравоохранения — система, государственных и частных учреждений, проводимые мероприятия по охране здоровья и др.
. Сфера образования, включающая все виды и формы обучения, подготовке и переподготовке кадров, соответствующая инфраструктура.
. Сфера науки (НИИ и лаборатории, учреждения, коллективы, ученые).
. Культурно-досуговая сфера - часть нерабочего времени, используемая на отдых и развлечения.
. Силовые структуры (подразделения осуществляющие защиту государства от внешних враждебных сил и оппозиции внутри страны).
. Пенитенциарная система - это исправительно-трудовые учреждения.
. Социально-этническая среда.
. Сфера бытового обслуживания.
Таким образом, объектом социальной работы выступают специфические сферы жизнедеятельности людей, все люди (при широкой трактовке), отдельные личности и группы, нуждающиеся в постоянной помощи (в узкой трактовке), попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Субъекты.
Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.’Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общественные организации: Детский фонд им. В. И. Ленина, Российская ассоциация социальных служб. Ассоциация социальных педагогов и социальных работников. Союз офицеров и др.
Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.
Объекты и субъекты социальной работы
Прежде всего, отметим логичность рассмотрения этих компонентов социальной работы именно в такой последовательности: на наш взгляд субъекты, несмотря на всю их важность, являются в определенной мере производными от объектов. В самом деле, объекты социальной работы возникают, формируются объективно, под влиянием социально-экономических условий жизни в том или ином "обществе; субъекты же, хотя и возникают под влиянием тех же объективных условий, тем не менее, формируются политическими и другими социальными институтами, т.е. являются надстройкой.
Далее. Выдвижение на первый план объектов предопределяется их характеристиками, теми задачами, которые необходимо решать, исходя из имеющихся у объектов проблем. Субъекты же (социальные службы) формируются и организуются на этой основе.
Именно поэтому представляется нецелесообразным рассмотрение некоторыми авторами этих компонентов социальной работы в последовательности «субъекты -- объекты».
Кроме того, характеристику субъектов социальной работы необходимо рассматривать с учетом всех ее аспектов -- и как практического вида деятельности, и как науки, и как учебной дисциплины. Ибо все они являются тесно связанными видами деятельности одного и того же феномена общественной жизни. Именно под таким углом зрения анализируются (пожалуй, впервые) субъекты в учебнике «Теория социальной работы».
В связи с этим дадим краткое философско-социологическое толкование понятий «объект» и «субъект».
Объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, а является той ее частью, которая взаимодействует с субъектом.
Субъект -- это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.
Подчеркнем три момента, важных для понимания объектов и субъектов в социальной работе: их различия; органическое взаимодействие, связь; их возможность меняться местами.
Далее, надо иметь в виду, что понятие «объект» может соотноситься с понятиями и «субъект», и предмет. Объектно-субъектные отношения характеризуют главным образом социальную работу как практический вид деятельности.
Когда же мы рассматриваем социальную работу как науку, то имеем дело с объектно-предметными отношениями, В этом случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента -- индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной работы.
При анализе социальной работы как учебной дисциплины (точнее, учебного процесса) объектом (преимущественно) являются студенты, слушатели, а субъектом -- преподаватели, ученые. В то же время объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижны, особенно когда речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской и другой деятельности (в том числе практики) студентов (слушателей).
Объектом социальной работы в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
Надо также иметь в виду, что каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семье могут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), -- т.е. каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите.
Население структурировано на различной основе, и в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы. Поэтому, рассматривая социальную работу в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов.
Этих объектов достаточно много. Попробуем классифицировать их с учетом приоритетности оснований для этой классификации:
состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы;
Это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и дети), лица, подвергшиеся радиационному воздействию» семьи, в которых имеются дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;
служба и труд в экстремальных социальных условиях.
К этой группе лиц относятся участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны (чья жизненная ситуация усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной t войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;
пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации, -- это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); девиантное поведение в его различных формах и видах.
К этим категориям относятся дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;
трудное, неблагополучное положение различных категорий семей.
К этой группе населения можно отнести семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;
особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.).
На этом основании целесообразно выделить следующие группы: самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки;
бродяжничество, бездомность.
К этой группе относятся лица без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;
предродовое и послеродовое состояние.
Это группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.
Предложенное разделение на группы не является единственным. Можно, вероятно, дифференцировать указанные группы людей более конкретно или, наоборот, выделяя более широкие категории -- это зависит от целей и задач исследования, решения практических задач.
Субъекты социальной работы, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной работы, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе учитывая составные части социальной работы: практическую деятельность, науку и учебный процесс (учебные дисциплины в области социальной работы).
Субъектами социальной работы являются:
1) прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества:
* государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;
* различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.:
* администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;
2) общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.
Негосударственными благотворительными организациями в России являются, в частности, Московский Дом милосердия, благотворительные фонды «Сопричастность», «Душа человека», «Метрополь» (г. Москва), Ассоциация помощи беженцам (Санкт-Петербург), «Алтай-СПИД» и др.
В настоящее время в стране благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в частности установление налоговых льгот;
3) люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или па общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных нами объектов социальной работы.
По некоторым данным, в мире насчитывается около 500 тыс. профессиональных социальных работников. Много дипломированных специалистов появилось в последние годы в России. Недипломированных, но профессионально занимающихся социальной работой специалистов значительно больше, особенно в тех странах (в том числе и в России), в которых относительно недавно введена новая профессия -- «социальный работник».
Точных данных о том, сколько людей занимаются социальной работой на общественных началах, нет, но их число велико (принято считать., что один социальный работник обслуживает 10-- 15 человек).
Социальные работники -- это особая группа, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами. (Этот вопрос рассматривается в главе 10 учебника);
4) преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы;
5) исследователи социальной работы. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики.
Не будет лишним заметить, что в России практически уже создано несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др. Их представители, разрабатывая проблематику социальной работы, уделяют особое значение отдельным ее направлениям.
В качестве объекта социальной работы в ее широкой трактовке выступают все люди, все население. Это объясняется тем, что жизнедеятельность людей, всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
Каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере его жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно. Богатый нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в безопасности существования. Здоровый может быть бедным, не имеющим возможностей реализовать свои разнообразные здоровые установки. В любой семье могут обостриться межсупружеские или родительско-детские отношения. Всегда в защите нуждаются дети, подростки, старики. Особенно это характерно для условий кризисного состояния общества. То есть каждый человек нуждается в той или иной степени в поддержке, помощи, защите.
Вместе с тем население структурировано по различным основаниям. И в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые оказались в сложной жизненной ситуации, когда они либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить возникшие перед ними социальные и другие проблемы. Поэтому при понимании социальной работы в ее непосредственном, узком значении под объектами имеют в виду именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов.
При характеристике объекта социальной работы надо расширить его толкование, данное выше. В этом смысле уместна его интерпретация как:
1) философской категории, обозначающей объективную реальность, внешний мир, существующий вне нашего сознания и независимо от человека; 2) предмета, явления, на который направлена человеческая деятельность; 3) предприятие, учреждение, место деятельности, нахождения. Поскольку социальная работа является такой отраслью знания, в которой значительное место занимает эмпирический, прикладной компонент, то важным является толкование объекта с точки зрения социологического исследования как носителя той или иной социальной проблемы, как конкретной области социальной реальности, сферы деятельности субъекта общественной жизни. С учетом сказанного определим группы объектов социальной работы и дадим им краткую характеристику.
1. Первая группа объектов социальной работы – это группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Когда говорят о практической социальной работе, то в первую очередь имеют в виду оказание помощи, поддержки, социальную защищенность тех групп населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации. В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (декабрь 1995 г.) в 4-й статье дается следующее определение трудной жизненной ситуации: это ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность отдельного человека или семьи (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, вынужденная миграция, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), из которой они не могут выйти самостоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства.
2. Второй важнейшей группой объектов социальной работы являются различные сферы жизнедеятельности людей. В этом случае под социальной работой следует понимать главным образом ее широкое толкование как решение не только повседневных проблем, но и решение, предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе (безработица, нищета, различные социальные заболевания, наиболее острые формы девиантного поведения и другие проблемы социализации человека, групп, общностей). 2. Основания классификации групп людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации Групп, которые в кризисных условиях России оказались в трудной жизненной ситуации, достаточно много. Попробуем дать классификацию этих объектов, используя различные основания.
1. Прежде всего это состояние здоровья, которое не позволяет в полной мере или вообще решать человеку или группе самостоятельно свои жизненные проблемы. Одной из таких групп являются граждане-инвалиды (как взрослые, так и дети). К ним примыкают лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов и ядерных испытаний. Ясно, что эта группа населения оказалась в трудной жизненной обстановке в результате потери (в той или иной степени) здоровья, вследствие того, что полученная доза облучения не позволяет в полной мере заниматься производительным трудом и требует постоянного лечения. К этим группам близки и специально выделяемые семьи, в которых имеются дети-инвалиды, а также группы (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам.
2. Служба и труд в экстремальных социальных условиях, таких, как войны. По этому основанию выделяются участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны. Их жизненная ситуация усугубляется как преклонным возрастом, так и, конечно, состоянием здоровья этих людей. К ним непосредственно примыкают вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и мирное время. Сюда же можно отнести бывших несовершеннолетних узников фашистских лагерей.
3. Пожилой, пенсионный возраст людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации. Сюда одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям).
4. Девиантное поведение в его различных формах и видах. К этим категориям относятся;
Дети и подростки девиантного поведения;
Дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию;
Лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно- воспитательных учреждений;
Семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющие наркотики.
5. Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей. В связи с этим в эту группу населения, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, можно ситуации, можно отнести:
Семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Семьи с низким уровнем доходов; - многодетные семьи;
Неполные семьи;
Семьи несовершеннолетних родителей;
Молодые семьи;
Разводящиеся семьи;
Семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей.
6. Особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.). На этом основании выделяют детей из детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); осиротевших или оставшихся без попечения родителей детей; безнадзорных детей и подростков.
7. Бродяжничество, бездомность. Это – лица без определенного места жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы. 8. Положение женщин в предродовом и послеродовом состоянии. В связи с этим выделяют группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находившихся в отпуске по уходу за ребенком. 9. Правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям, и впоследствии реабилитированных.
3. Сферы жизнедеятельности общества как объекты социальной работы
Сферы жизнедеятельности как объекты социальной работы очень многообразны. Среди них важнейшими являются: § сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры. Эта сфера включает в себя среду, обстановку, процесс создания материальных и других благ; комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство, а также население; материально- вещественные элементы, обеспечивающие условия жизнедеятельности в обществе - в производственной, политической и духовной сферах, в семье и быту;
городские и сельские, а также промежуточные формы расселения. С точки зрения социальной политики и социальной работы в этой сфере жизнедеятельности людей важно учитывать размеры поселений, концентрацию в них населения, уровень развития производительных сил, виды производства (промышленного и сельскохозяйственного и др.), насыщенность объектами культурно- бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т.д.; § сфера здравоохранения – система государственных, частных и смешанных предприятий и учреждений, осуществляющих мероприятия по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека; сфера образования, включающая все виды и формы обучения, подготовки и переподготовки кадров, начиная с детских садов и кончая высшими учебными заведениями, а также соответствующую инфраструктуру; § сфера науки – область жизнедеятельности, осуществляемая науч- но- исследовательскими институтами и лабораториями, научными центрами, конструкторскими бюро и другими учреждениями, коллективами и отдельными учеными и направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о явлениях и процессах, протекающих в природе и обществе; § сфера культуры включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей); § культурно-досуговая сфера – часть нерабочего времени, используемая для отдыха и развлечения (посещение учреждений культуры и массовых зрелищ, игры, танцы, чтение и т.д.), творческой и любительской деятельности, занятий физкультурой и спортом, а также вся инфраструктура организации отдыха и развлечений, творческой и любительской деятельности; § силовые структуры общества включают в себя армию, военный флот, пограничные части, милицию (полицию), ОМОН и другие силовые подразделения, осуществляющие защиту государства от внешних враждебных сил и оппозиции внутри страны. Сюда же включается, естественно, вся инфраструктура силовых подразделений, призванная обеспечить выполнение соответствующих функций указанных силовых структур; § пенитенциарная система – это исправительно-трудовые учреждения, в которых отбывают наказание люди, совершившие правонарушение или преступление, а также деятельность по осуществлению наказаний и исправлению (позитивной социализации) наказуемых; социально-этническая среда – в широком смысле это общественно- политическая система в целом, в которой функционирует (действует, развивается) социально-этническая общность: общественное разделение труда, способ (способы) производства, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культура данного общества (сообщества); в узком смысле означает непосредственное окружение социально-этнической общности, группы, слоя, отдельных их представителей: семьи, семейно-бытовые отношения, трудовые и поселенческие коллективы, разнообразные группы людей социального и соци- ально-этнического характера; § сфера бытового обслуживания населения – часть сферы обслуживания, оказание непроизводственных и производственных услуг (ремонт жилья, химчистка вещей, пошив и ремонт одежды, обуви, автотехобслуживание, прокат, услуги бань, парикмахерских, прачечных, фотоателье, ремонт бытовой техники и т.д.) соответствующими учреждениями и предприятиями.