Образ Варвары в пьесе "Гроза". Сравнительная характеристика Катерины и Варвары. Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А.Н. Островского «Гроза Образ екатерины и варвары в грозе


Драма «Гроза», созданная Александром Николаевичем Островским, - наиболее значительное и основательное произведение, ставшее итогом первой половины творчества автора. В драме Островский прибег к своей любимой тематике, изобразив семейно-бытовой конфликт с точки зрения внутреннего драматического развития, дав ему решительную развязку и, таким образом, он впервые вышел за границы комедийного жанра. В своем произведении автор изобразил более значительный характер, чем в предыдущих своих пьесах.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Его Катерина - женщина, которая обладает силой воли и незаурядным характером. Но эти же качества присущи и Варваре – другой героине пьесы, не умеющей обойти в своей любви прямолинейные запреты домостроевского мира. При этом чувства и запросы Варвары слишком мелки. У Катерины же присутствует не только сила, но и глубина души, нравственное величие, смутные и неосознанные романтические стремления. Душа Катерины открывается в разговоре с Варварой. «Отчего люди не летают так, как птицы?» Катерине иногда кажется, что она птица. Ей так хочется разбежаться, поднять руки и полететь! Катерине были свойственны ее стремления еще до замужества, когда она воспитывалась в патриархально-купеческих условиях. Ее мать «души не чаяла» в дочери, в доме всегда полно было странниц и богомолок, было очень много цветов. Данная обстановка способствовала развитию мечтательности девушки, ее мечты были религиозными и экзальтированными. Эти условия способствовали укреплению в осознании Катерины норм патриархальной покорности, которая подкреплялась непререкаемым авторитетом религии. Патриархальная домостроевщина пробудила в героине религиозно-романтическую мечтательность, что стало для нее приговором. Мать девушки полагала, что Катерина сможет полюбить любого мужа, поэтому отдала ее в дом Кабановых без любви, но зато с выгодой. Но это была совершенно иная семья, с иными устоями – все здесь происходит не от души, а поневоле.

В такой атмосфере привыкла жить Варвара. Она, не стесняясь, обманывает мать. Внешне девушка подчинена власти матери, но внутри у нее мы видим протест. При этом она ничуть не считает, что ее двойная жизнь зазорна, она привыкла к ней. Коль без обмана нельзя обойтись, то, что ж поделаешь, весь дом Кабановых на том и держится. Обману учит Варвара и Катерину. Но Катерине чужда та атмосфера, в которой ей приходится жить… Она не любит Тихона, недалекого и слабовольного, к злобной и сварливой свекрови она испытывает лишь презрение. Романтическим устремлениям Катерины тесно в доме Кабановых, и они выливаются в любовь к Борису. Сначала девушка стремилась подавить в себе это греховное чувство, однако не смогла ему противостоять. Она искренне и тяжело переживает свою измену мужу. Катерина страшится содеянного греха, но ей не страшен людской суд, она боится суда божьего. Гроза для нее является той божьей карой, которая должна принести ей смерть. Катерине страшно умереть без покаяния, Варваре же страшно прозябать от скуки. Ее «философия» другая – она хочет жить весело, у нее свои правила жизни, которые не запрещают ей обманывать и изворачиваться. На этот путь девушку толкнула ее мать. Катерина признается Тихону в своем грехе, это ее стремление к свободе, попытка вырваться из домостроевской тюрьмы хотя бы ценой жизни. Девушка готова сбежать с Борисом, но он не хочет этого. Катерина, покинутая возлюбленным, предпочитает лучше умереть, чем вернуться назад к мужу в ненавистную семейную кабалу. У Варвары совсем иная ситуация. У нее нет обязательств, с семьей ее ничего не связывает, только неприятные воспоминания, она не испытывает родственной привязанности и дочерней благодарности. Это позволяет ей спокойно уйти с Кудряшом, не думая о последствиях.

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» - самое значительное и итоговое произведение первой половины творчества писателя. В «Грозе» Островский возвратился к своей излюбленной тематике, к изображению семейно-быто-вого конфликта в его внутреннем драматическом развитии, довел до решительной развязки и тем самым впервые вышел за пределы комедийного жанра.
В «Грозе» драматург нашел характер более значительный, чем в предыдущих пьесах. В Катерине он изобразил женщину, обладающую при всей своей неразвитости силой воли и незаурядным темпераментом. Однако подобными же свойствами отличается и другая героиня пьесы, Варвара, которая умеет в своей любви к Кудряшу активно и смело обойти прямолинейные запреты домостроевского мира. Но Варвара мелка в чувствах и запросах.
Катерина же обладает не только силой, но и глубиной переживаний, вытекаю- щих из ее нравственной незаурядности, и, прежде всего, из ее смутных и неосоз- ванных романтических стремлений. В разговоре с Варварой открывается душа Ка- терины: «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда
кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
Эти стремления Катерины получили развитие еще до замужества, в патриархально-купеческих условиях ее воспитания. Мать в Катерине «души не чаяла», «полон дом был странниц и богомолок», «цветов было много, много», часто в церковь ходили, дома «по бархату золотом» вышивали... Эта обстановка дала широкий простор мечтательности девушки, мечты ее окрашивались в тона религиозной экзальтации. Однако эти условия содействовали и тому, что в осознании Катерины прочно укладывались и укреплялись нормы патриархальной покорности, подкрепленной авторитетом религии. Разбудив в Катерине религиозно-романтическую мечтательность, патриархальная домостроевщина сыграла с ней злую шутку. Мать девушки была убеждена, что Катерина «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее без любви в семью Кабановых. Но эта семья совершенно иной закалки, здесь все выполняется не от души, а «из-под неволи».
Вот Варвара привыкла жить в такой атмосфере. Она обманывает мать, не испытывая ни малейшего угрызения совести. Внешне Варвара подчиняется власти Кабанихи, но внутри - она протестует. Причем она не считает зазорной эту двойную жизнь - привыкла. «Ну, а ведь без этого (обмана) нельзя... У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»,- учит она Катерину. Варвара прекрасно усвоила уроки матери-ханжи и лицемерки.
Катерина же тяготится той атмосферой, в которой вынуждена жить... Она не любит недалекого и слабовольного мужа, презирает злобную и сварливую свекровь. Неминуемо ее романтические устремления должны были найти и нашли выход. Катерина страстно влюбилась в Бориса. Вначале она стремилась подавить в себе греховное чувство, но, не сумев противостоять ему, тяжело и искренне переживает измену мужу.
Катерина полна страха перед содеянным грехом, но не людского суда она боится. Грозу Катерина воспринимает как Божью кару, поэтому ждет от нее смерти. И страшно вдвойне умереть без покаяния, поэтому «перед всем миром» признается. «Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь... - вот что страшно! Что у меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!»
Варвара же боится одного - прозябать от скуки. У нее совершенно иная «философия»: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая же неволя себя мучить-то!» Она живет по довольно своеобразным правилам, но ее судить трудно, мать вынуждает Варвару врать и скрываться. Ханжество Кабанихи, ее вечные запреты толкают Варвару на этот путь.
Катерина сама кается Тихону в совершенном грехе, ее порыв к свободе, стремление хотя бы ценой жизни вырваться из домостроевской тюрьмы оказывается сильнее чувства долга. Катерина готова бежать с Борисом, вот только он ее не берет. Оставленная возлюбленным, Катерина предпочитает смерть возвращению к мужу в семейную кабалу.
Совершенно иная ситуация у Варвары. Она свободна от обязательств, ничего не связывает ее с семьей, кроме неприятных воспоминаний, нет родственной привязанности, чувства дочерней благодарности, поэтому она спокойно уходит с Кудряшом, не заботясь о последствиях.
Островский вывел на сцену два противоположных характера, указав пути из «темного царства». Зрителю ближе, вероятно, «бегство» Варвары, чем уход Катерины. Она избрала слишком суровый путь, но у нее не было другого выхода.

В произведении «Гроза» есть героиня Катерина. Катерина молодая девушка, в доме у Кабановых оказалась после того, когда вышла замуж за Тихона, который был безвольным. В этой семье девушка познала то, что ранее вообще не встречала. Сплошное непонимание, неприятности, как пишет автор «темное царство». Катерине сложно, она угнетенная, но держится, принимая все как есть. В этой семье была еще одна молодая девушка Варвара, она приходилась сестрой Тихону. Девушка также недовольна атмосферой в семье, в которой творится тирания, неравенство. Внешне Катерина и Варвара похожи, но все же они разные, не похожие друг на друга.

Каждый человек формирует свой характер и натуру еще в детстве. Две героини росли в семьях, которые если сравнивать, можно сказать одно – совершенно разные. У Катерины была семья патриархальна, но девушка росла в тепле и в любви. В доме Катерины всегда было взаимопонимание, любовь, доброта, вера в Бога. Поэтому еще с детства у нее выстроилось свое понимание семи. Катерина хотела мужа, который будет любить ее и с которым они вырастят много детей. Для девушки приоритетом в жизни было добро, мир в семье.

Варвара выросла в семье, которая была очень уважаемая, с их семьей считались во всем Калинове – семья Кабанихи. Варвара не смотря на свою истинную сущность, должна была вести себя подобающе. Ей нельзя было давать слабину и жаловаться на что-то. Но, все же нутро победило, Варвара поняла, что такая жизнь не для нее, она так жить не может.

Выходит так, то перед Катериной и Варварой стоит выбор, смириться и жить по законам семьи или попытаться что-то поменять и жить, как хочется. Каждая из девушек идет своим путем решения этого вопроса. Катерина повинуется и живет по законам дома. Девушка выполняет все обязанности, старается угодить каждому. Катерина считает своей обязанностью любить мужа.

Варвара вроде и живет по законам семь, но это только игра, девушка притворяется. По сути все, что происходит в их доме чуждо Варваре. К такой жизни Варвара привыкла с детства, которое научило ее, притворятся и обманывать. Варвара в доме никогда не выступала против кого-то открыто, но по итогу действует всегда так, как нужно ей. Варвара живет по принципу, делай что хочешь, если чего то желаешь, то делай.

Пьеса «Гроза» показывает два немного схожих, но в итоге совершенно разных женских образа. Что Катерина, что Варвара не могут нормально жить в таком царстве лжи, не любови. Каждая пытается бороться с этим, но выбирая свой путь. Это обусловлено тем, что девушки имели разное воспитание и соответственно разные взгляды на жизнь. Чей путь правильный сложно сказать.

Островский это поэт новатор, который внес в жанр пьесы свои новые веяния. Поэт показал людям, другую сторону жизни купеческих домов. Островский видел в этом то, что многие другие люди не видят. Все видят только благополучие, но поэт рассказал о жестокости, бесправии, обмане, который твориться в стенах домов. Такая атмосфера очень сложная, но еще труднее приходится женщинам.

Сочинение Сравнение Катерины и Варвары

Островский создал множество пьес для постановок на сцене. Одним из самых известных и глубокомысленных произведений является «Гроза». Сюжет и герои смогли задеть сердца зрителей и читателей, таким образом, пьеса вошла в список классичеких произведений мира. Главными и запоминающимися героинями являются две девушки – Катерина и Варвара. Автор их представляет, как два антипода, а чем именно они отличаются друг от друга, рассмотрим далее.

Катерина и Варвара яркие и запоминающиеся личности. Не все их черты различны, так же есть и сходства, но их очень мало. Например, они родом из одной семьи, которая имеет фамилию Кабановы. Варвара приходится Катерине золовкой, то есть сестрой мужа. Молодых девушек связывают не только родственные связи, но и дружеские. Так же они обе хороши и красивы внешностью. Главной общей чертой их жизни является страдание от деяний старухи- кабанихи. Она не считается не только с невесткой, но и с собственной дочерью.

В отличие от прозаических произведений в пьесе нет конкретного описания героев и их действий, всю суть писатель передает через диалоги героев. Так из них в пьесе «Гроза» читателю становится ясно о различиях в характере главных героинь.

Катерина - девушка мечтательная, что не скажешь о Варваре, которая считает глупостью болтовню подруги. Даже для безопасного проживания в семье Катерина не умеет врать и притворяться, но же Варя свободно лжет для своего блага, при этом сохраняя прямоту в высказываниях по отношению к своему брату. Она убеждена, что разрушать собственное счастье ради тех, кто этого не ценит.

Катерина в противоположную сторону, предпочитает оставаться верной себе и родным людям. Несмотря на несчастный брак, она держит себя в руках, для этого прочит мужа взять с нее клятву оставаться верной женой. Она чиста душой и сердцем и даже после свидания с Борисом, на покорно ожидает кары всевышнего. Варвара же не примиряется со своей жизнью с матерью и сбегает прочь с возлюбленным. Катерине вовсе проще распрощаться со своей жизнью. Чем принимать ее удары.

Антиподы девушек автор приводит для сопоставления чести с совестью и не смирения и постоянной борьбой. Когда в одной ситуации люди могут поступать по-разному, исходя из своих жизненных принципов, предрассудков и характеров. Вера в лучшее и непостижимое и приземленные понятия о жизни могут существовать вместе. Островский смог передать через поколения великое противостояние, которое покоряет сердца людей до сих пор.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Цыфиркина в комедии Недоросль

    Среди второстепенных персонажей пьесы Фонвизина "Недоросль" особое внимание уделяется учителям Митрофана. Госпожа Простакова хоть и заверяла окружающих, что ее заботит образование сына

  • Сочинение по рассказу Уроки французского Распутина (6 класс)

    В произведении «Уроки французского» рассказывается об одиннадцатилетнем мальчишке, который закончив начальную школу в родной деревне, приезжает в город, чтобы продолжить обучение

  • Сочинение Поступки и качества городничего в комедии Ревизор

    В комедии Николая Васильевича Гоголя, написанной в 1835 году, выставляется на смех глупость некоторых чиновников того времени. В произведении «Ревизор» нет ни одного положительного героя. Все высокопоставленные жители городка

  • Образ и характеристика Иуды в романе Мастер и Маргарита

    Если Иуда из Кариафа не самый первый предатель на земле, то лишь потому, что у него есть прототип – Иуда Искариот. Казалось бы всё предельно просто. Подойти к человеку, втереться в доверие, пригласить в свой дом и угостить

  • Хочу начать с того, что я очень люблю школу. На первый взгляд может показаться что я немного лукавлю, ведь большинство школьников без особого желания ходят в школу и у каждого из них есть на то свои причины.

Катерина Варвара
Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор.
Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары.
Воспитание, семья Росла вольной, в доме ее любили, баловали, все позволяли. Маменька в ней души не чаяла. Росла с волевой, непреклонной матерью, чуждой ко всему новому, но все же, ласковой к ней.
Вера в Бога Верила безгранично, всей душой, растворяясь в своей вере, словно в сказке. Молилась так, что все только на нее смотрели. Ходила в церковь, но больше формально, грешить не боялась, свою судьбу решала сама.
Отношение к жизни Жизнь для нее есть любовь и воля, без этого она не видит своего существования. Жизнь для нее – это воля и веселье: «… некогда мне. Мне гулять пора». Живет, чтобы наслаждаться жизнью.
Отношение ко лжи Катерине чужда ложь: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу». Может подстраиваться под обстоятельства: «Я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
Отношение к Кабановой Поначалу не делает отличия между родной матерью и свекровью, проявляет уважение, но может высказать свое мнение при ней. В конце проявляет нетерпимость: «Сокрушила она меня…» Она тать терпит до поры до времени, но не любит. Не боится ее и не позволяет ей управлять собой.
На что готовы ради любви Ради любви жертвует всем. К сожалению, она поняла, что эта ноша не для ее любимого. Без любви Катерине не нужна жизнь: «Для чего мне теперь жить?». Варвара не понимает жертв и метаний Катерины: « Ты какая-то мудреная, бог с тобой!» Для нее любовь – это игра, наслаждение.
Чувства к любимому Любит беззаветно, страстно. Страстных проявлений не выказывает: «Зевает, потом целует холодно…».
Отношение к браку Несмотря на любовь к другому, вначале Катерина пытается сохранить брак и полюбить мужа. К сожалению, причин для этого не находит и в конце его ласки для нее «хуже побоев». Мучить себя в браке не станет: «Какая ж неволя себя мучить-то?». Она будет делать так, как ей хочется, лишь бы «шито, да крыто было».
Отношение к себе В начале жалеет себя, затем боится своего нрава, потом ругает и ищет искупления. Дает себе трезвую оценку, понимая, что грешна: «Я хуже тебя».
Отношение к устоям города Катерина женщина нового времени, она не сможет жить в этом «темном царстве». Может приспособиться к жизни, но до тех пор, пока ее не трогают.
Отношение к неволе «Ох, горька неволя…». Она готова стать бабочкой, лишь бы быть на воле. О себе говорит, что ничего ее не удержит: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Варвара вольная казачка. Она убегает из дома с Кудряшом, но не из-за любви, а в доказательство, что может это сделать: «Не запирайте, хуже будет».
    • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
    • В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
    • «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно. «Их жизнь […]
    • Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге». Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют. Я уверен, […]
    • Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о […]
    • Критическая история "Грозы" начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о "луче света в темном царстве", необходимо было открыть "Темное царство". Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах "Современника" за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова - Н. - бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. "Мы считаем за самое […]
    • Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая». Катерина - натура поэтическая. В […]
    • В "Грозе" Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение "отцов" и "детей", их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная […]
    • Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
    • Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », - восторгается местный механик самоучка Кулигин. Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской […]
    • Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]
    • В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и […]
    • Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Александра Николаевича Островского называли «Колумбом Замоскворечья», района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, какие шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого «простого сословия» – купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходящего в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по собственным законам – законам любви и добра. Герои пьесы «Бедность не порок» […]
    • История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, […]
    • В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы - психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим "лишних […]
    • Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах. Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство […]
    • Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него – это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником. Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями […]
    • Остап Андрий Основные качества Безупречный боец, надежный друг. Чувственный к красоте и имеет тонкий вкус. Характер Каменный. Утонченный, гибкий. Черты Характера Молчаливый, рассудительный, спокойный, отважный, прямодушный, верный, мужественный. Смелый, отважный. Отношение к традициям Следует традициям. Перенимает идеалы от старших беспрекословно. Хочет бороться за свое, а не за традиции. Нравственность Никогда не колеблется при выборе долгом и чувствами. Чувства к […]
  • Начинается пьеса «Гроза» раздольной песней, которую поет Кулигин - человек, глубоко чувствующий красоту и умеющий выразить свои чувства:

    Среди долины ровныя, На гладкой высоте Цветет, растет высокий дуб В могучей красоте.

    Вряд ли автор случайно выбрал именно эту песню, стихи которой написаны в начале века. На ее фоне сильнее звучат темы, которые получат развитие в «Грозе»: красота и уродства жизни, самодурство, возникающее на почве неограниченной власти, всевлас­тие домостроя, протест против унижения человека, подмены нравственных ценностей. А. Н. Островский всегда уважал в людях человеческое достоинство, поддерживал светлое начало в личности. Он никогда не уходил от сложных вопросов общества. Его произве­дения - «пьесы жизни», а персонажи пьес - люди своей эпохи. Они совершают добрые и дурные поступки, любят, изменяют, одни живут по Божьим законам, другие - безнрав­ственно. Это не просто приметы давно ушедшего времени, это - симптомы тяжелой и затяжной болезни, с которой, к сожалению, приходится бороться и сегодня.

    Два таких разных персонажа - молодые женщины Катерина и Варвара. На этих образах еще сохранился штамп прямолинейных оценок, сделанных давно. Возможно, не без влияния слов, оброненных Н. Добролюбовым и Д. Писаревым в их статьях о пьесе «Гроза». Если же убрать их, то можно увидеть и почувствовать, как непроста пьеса «Гроза». Самосознание Катерины сложное, она не хочет и не может поступать так, как от нее требуют окружающие или велят законы домостроя. Искренность, непосредственность Катерины не могут встретить в доме Кабановой понимания. Душе Катерины тесно и тяжело в атмосфере лжи, обмана, недоверия. Варвара не способна, как Катерина, анализировать слова и поступки окружающих, думать, различать добро и зло. У нее пассивное принятие жизни...

    Многие читатели, особенно мои ровесники, убеждены, что отношение Варвары ко всему происходящему - это и есть здравый смысл, это и есть понимание жизни. И любовь ее вполне земная, без мук, озарений. И Катерину она не понимает: «мудреная какая-то...». Действительно, нужны ли в жестоком и примитивном по взглядам и чув­ствам мире люди, которые смотрят в небо и спрашивают: «Отчего люди не летают, как птицы?» Варваре это и в голову не придет...

    Конфликты бывают разные: внешние и внутренние. В пьесе есть и те, и другие. Внутренний конфликт, происходящий в сознании Катерины, в ее сердце, приводит к трагедии. Варвара обо всех переживаниях Катерины имеет свое мнение, упрощенное: любишь - люби, хочешь идти на свидание - иди, не мучай себя, не терзай души. Ко­нечно, по такой упрощенной схеме легче жить: не задавать себе вопросов, не каяться, не искать у других понимания... Доброта и прощение. Над этими вопросами Варвара не задумывается, для Катерины они важны. Кто еще думает об этом в драме? Кулигин. «Вы бы простили ей да не поминали бы никогда... она бы вам, сударь, была бы хорошая жена; гляди - лучше всякой... - говорит Тихону Кулигин. - Хороший человек, сударь, это тот, кто другого может и хочет пожалеть». Он понимает, как это нужно человеку. Поймет ли Варвара? Сомневаюсь. Кажется, что все чувства проходят мимо нее, у нее своя «арифметика жизни и чувств». В одной из сцен Варваре принадлежат две реплики, сказанные «про себя»: «Не уважишь тебя, как же!»; «Нашла место наставления читать!». Это о Кабановой. Варвара смелее, живее, хитрее Тихона и Катерины. Небогатый жизненный опыт подсказывает ей, что для собственного спокойствия и во избежа­ние неприятностей лучше жить по принципу «шито да крыто», обманывать, ловчить. И ничего безнравственного в этом она не видит, угрызения совести ее не мучают, она старается с наименьшими для себя потерями брать от жизни все, что можно. Правда, и запросы ее невелики: погулять вволю с Кудряшом да не держать отчета перед матерью за каждый свой шаг.

    Гибель Катерины предопределена тем, что она живет в окружении людей, где нет прощения, где не умеют понимать и жалеть. А мир, в котором нет милосердия, обречен. Варвара в этом просто не нуждается... А Катерина не смогла жить!