Общественное движение в России во второй половине XIX века. Россия во второй половине XIX века

Углубление социально-экономического кризиса в стране, поражение в Крымской войне Крымская война (1853-1856 , также Восточная война - война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства) вызвали необходимость проведения кардинальных социально-экономических реформ. Крестьянская реформа 1861 года и последовавшая за ней серия буржуазных реформ способствовали, постепенному превращению абсолютной монархии в буржуазию, серия контрреформ Александра III (1881-1894) не смогла изменить этого развития.

Высший законосовещательный орган – Государственный совет (в 1886г. принято новое «Учреждение Государственного совета», регламентирующего его деятельность). Гос. Совет состоял из 5-ти департаментов: законов, гражданских и духовных дел, военных дел, государственной экономии, промышленности, наук, торговли. Высший судебный орган – Правительствующий Сенат.

С осени 1857г. начал действовать новый правительственный орган – Совет Министров (до него Комитет министров). В состав Совета вошли все министры и другие лица, назначенные императором. В пореформенной России почти все министерства значительно расширили свои функции. Собственная его императорского величества канцелярия потеряла значение главного государственного органа, но продолжала выполнять определенные функции в системе управления. Совет министров действовал до 1882 г.

В 1860 г. был создан Государственный банк, занимавшийся кредитованием промышленной, торговой и другой деятельности .

Реформы существенно изменили военное министерство. При нем был образован Главный штаб по управлению войсками, а департаменты преобразованы в главные управления, которые значительно улучшили состояние дел во всех отраслях военного ведомства.Всего в России в конце XIX в. насчитывалось около 15 министерств и учреждений.

Формирование всесословных органов самоуправления (земства, городские думы) в 60х – 70х гг. XIX века. 1 января 1864 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно «Положению» 1864 г., земства являлись всесословными учреждениями. К решению вопросов местного хозяйства привлекался широкий круг жителей: представители дворян, торгово-промышленной буржуазии и крестьян (3 курии). Они избирали на 3 года Уездное земское собрание , которое собиралось 1 раз в год в сентябре. Исполнительный орган Уездная земская управа –работает на постоянной основе, во главе Председатель и 2-3 заместителя. Губернская управа – Председатель и 5-6 заместителей – исполнительный орган губернского самоуправления. Все это делало местное управление более гибким и мобильным. Но преобладали в земствах всё же дворяне. Отмена крепостного права лишила помещиков - самых надежных агентов самодержавия - власти над крестьянами, и правительство постаралось передать им властные полномочия через земские учреждения. Жизнеспособность земств обеспечивалась также их самофинансированием. Основную часть поступлений они получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы. Однако главным объектом обложения оказались крестьянские земли. Благоприятным фактором деятельности земств были принципы самоуправления. Несмотря на опеку бюрократии, земства сами формировали руководящие органы, вырабатывали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов и т.д.
Согласно «Городовому положению» 1870 г., в городах учреждались бессословные органы самоуправления: распорядительный - городская дума и исполнительный - городская управа, избираемые на 4 года плательщиками городских налогов, к которым относились владельцы различных торгово-промышленных заведений, домов и прочих доходных имуществ.
Городские думы находились в прямом подчинении Сенату. Городской голова, являясь председателем думы, одновременно возглавлял городскую управу. В крупных городах он утверждался министром внутренних дел, в мелких - губернатором. В функции нового городского самоуправления входили забота о благоустройстве городов. Они получили право собирать налоги с городской недвижимости, а также с торгово-промышленных заведений. Деятельность городских органов самоуправления позитивно влияла на развитие городов, но имела и существенные недостатки: слабый бюджет, преимущественная забота о районе проживания городской верхушки и полное запустение рабочих окраин, безразличное отношение к бедноте.

Дореформенный суд был сословным, зависевшим от администрации, в нем отсутствовала состязательность, гласность, следствие находилось в руках полиции. Все это порождало возможность для злоупотреблений. Судебные уставы 1864 г. были направлены на ликвидацию этих недостатков, предусматривали введение института присяжных заседателей. Суд в России был провозглашен скорым, правым, милостивым, равным для всех подданных, с уважаемой и независимой судебной властью. Судебное заседание можно было начать только в присутствии адвоката. Судебные уставы разрешали кассации в случаях нарушения судопроизводства или появления новых свидетельств в пользу осужденного.

Мировой суд – судья избирается населением на 5 лет. Судьи делятся на участковых – у них место, оклад; и починный судья – на общественных началах. Они рассматривали мелкие уголовные дела (до 2-лет наказания), гражданские дела (с исками не более 500 руб.). Один раз в год проходил съезд Мировых судей с целью рассмотрения жалоб на самих мировых судей. Их можно обжаловать в Сенате, который являлся высшей инстанцией. Основная инстанция – Окружной суд – судья назначается Сенатом пожизненно. Население избирает судебных присяжных заседателей (12+2 запасных) – это очень демократичная судебная реформа. Судебная Палата – для обжалования решений Окружного суда. В итоге Россия получила одну из самых лучших судебных систем в мире.

Незавершенность реформ 60-70-х гг. заключалась, прежде всего, в том, что экономические реформы не сопровождались реформами политическими, приведением системы власти и управления в соответствие с уровнем развития экономики и требованиями общества.
Позиция правительства соответствовала основному принципу российского консерватизма: государство - главная сила. Правительство проводило открыто протекционистскую политику и политику жесткого финансового контроля. Общим итогом ревизии реформ 60-70-х гг. стало создание административных органов управления деревней; сведение к минимуму роли общественного самоуправления в земских и городских учреждениях, усиление контроля Министерства внутренних дел над ними; ограничение выборного начала при замещении должностей; передача дел от судебных учреждений в ведение учреждений, находившихся в непосредственной связи с управленческой администрацией. Принятые законы должны были вернуть дворянству его положение в управлении государством и обществом, сохранить сословную структуру и самодержавие власти. Однако это не произошло. Распространение консервативных идей их авторами было преувеличено, и полного поворота назад не получилось. Общество не позволило его совершить, и даже в самом дворянстве усилились тенденции к всесословности.

Контрреформы: 1) 1866г . Земствам запретили брать налоги с промышленных предприятий;2) На печать земских учреждений ввели цензуру. Расширен контроль Губернатора – особое присутствие по земским учреждениям.

Городская реформа 1870г. «Городское положение» – население делится на три категории: высшие налогоплательщики, средние, остальные – они избирают одинаковое число депутатов. Избрана Городская Дума – орган городского самоуправления (на 4 года). Исполнительный орган – «Городская Управа », которую контролирует Губернатор.

Убийство Александра II. На престол вступил его сын, Александр III. Реформы 60-70-х гг. оценивались не однозначно. Были две основные оценки. Одни считали, что реформы зашли слишком далеко, они угрожали основам монархии и их надо не только остановить, но и вернуть назад, на исходные позиции, восстановить «так, как было». Одним из главных лидеров этого движения в окружении Александра III и был К.П. Победоносцев.
Другая группа полагала и настаивала на том, что реформы не завершены, их необходимо продолжить и расширить, в первую очередь довести их до реформирования органов власти и государственного управления. Это направление современники связывали, прежде всего, с именем М.Т. Лорис-Меликова, последнего в царствование Александра II министра внутренних дел. В последние месяцы царствования императора Александра II он занимал пост министра внутренних дел с расширенными полномочиями, проводил либеральную внутриполитическую линию. В руках Лорис-Меликова оказалась сосредоточенной огромная власть, отчего это время современники и стали называть «диктатурой Лорис-Меликова»

Россия во второй половине XIX века

18 февраля 1855 г. после смерти Николая I на престол вступил его сын Александр II. Его правление (1855-1881 гг.) прошло под знаком глубокой модернизации российского общества. 19 февраля 1861 г. был обнародован Манифест о ликвидации крепостного права и утверждены законодательные акты, составившие «Положение о крестьянах, выходивших из крепостной зависимости». В 1864 г. введены земское самоуправление (постепенно, в 34 губерниях Европейской России), суд присяжных и адвокатура, в 1870 г. — городское самоуправление, в 1874 г. — всеобщая воинская повинность.

В 1863 г. вспыхнуло восстание в Польше. Оно было подавлено. В 1864 г. России удалось завершить Кавказскую войну, продолжавшуюся 47 лет. Присоединение к России в 1865-1876 гг. значительных территорий Средней Азии поставило царскую администрацию перед необходимостью организовать управление удалённой инокультурной окраиной.
Реформы 1860-1870-х гг. привели к резкому росту экономики и особенно — индустрии. Наиболее заметным аспектом этого роста стал «железнодорожный бум» второй половины 1860-х-начала 1870-х гг., в ходе которого были построены важнейшие магистрали: Москва-Курск (1868 г.), Курск-Киев (1870 г.), Москва-Брест (1871 г.).
В середине XIX в. Россия была сельскохозяйственной страной, крупнейшим производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции. По условиям отмены крепостного права крестьяне должны были выкупать свои земельные наделы. «Выкупные платежи» тяжелым бременем ложились на сельские общества и нередко растягивались на долгие годы, что вызвало более 1 300 массовых выступлений крестьян, из них более 500 были подавлены с применением силы. Общинное землепользование (невозможность распоряжаться своими наделами) и малоземелье вызывали недовольство крестьян и сдерживали рост численности рабочего класса, а отсутствие социальных гарантий со стороны государства вело к усилению эксплуатации рабочих.

Широкое распространение в обществе в это время получили идеи В. Г. Белинского (1811-1848 гг.), А. И. Герцена (1812-1870 гг.) и Н. Г. Чернышевского (1828-1889 гг.), считавших, что идеальное государственное устройство может утвердиться лишь на принципах распространения привычных русской деревне общинных порядков на всё общество. Средством переустройства общественной жизни им виделось всеобщее крестьянское восстание. Для подготовки этого всероссийского крестьянского мятежа революционная молодежь попыталась наладить пропаганду своих идей среди крестьян («хождение в народ» в 1874-1875 гг.), но в крестьянской среде наивно-монархические настроения были еще очень сильны. Часть молодежи ошибочно полагала, что убийство царя автоматически вызовет развал госаппарата, что облегчит революцию. Уже в 1866 г. произошло первое покушение на Александра II, а в 1879 г. возникла тайная организация «Народная воля», поставившая своей задачей террор против видных сотрудников царской администрации, а в качестве высшей цели — цареубийство. 1 марта 1881 г. Александр II был убит «народниками», но крестьянской революции не произошло.

Царем стал сын Александра II — Александр III. Для его правления (1881-1894 гг.) были характерны охранительные тенденции. Новый монарх стремился всячески укрепить государственный аппарат и повысить управляемость страной. Для этого он пошел на частичное свёртывание преобразований, которые были проведены Александром II. В историографии этот период получил название «период контрреформ» . В уездах появились земские начальники (дворяне), управлявшие крестьянскими делами; в губерниях были учреждены охранные отделения для борьбы с революционным движением. Права земского самоуправления были существенно ограничены, а выборная система изменена с целью обеспечить преобладание в земских органах делегатов от помещиков. Реакционные изменения были внесены в судебное и цензурное дело. С другой стороны, администрация Александра III стремилась выступать в роли социального арбитра. Правительство вынуждено было принять законы, ограничившие эксплуатацию рабочих. В 1883 г. была отменена подушная подать.

Александр III умер в 1894 г. На престол вступил его сын Николай II, который как и отец боролся против либеральных тенденций и был последовательным сторонником абсолютной монархии, что, впрочем, не мешало ему благосклонно относиться к тем или иным новациям и преобразованиям, если они носили тактический характер и не затрагивали основ самодержавия. В частности, в правление Николая II (1894-1917 гг.) были введены золотое обеспечение рубля и государственная винная монополия, что существенно оздоровило финансы страны. Транссибирская железная дорога, строительство которой было завершено в те годы, связала дальневосточные рубежи с центральными регионами России. В 1897 г. была проведена Первая Всероссийская перепись населения.
Освобождение крестьян от крепостной зависимости способствовало бурному развитию капитализма: появлению большого числа промышленных и торговых предприятий, банков, строительству железных дорог, развитию сельскохозяйственного производства. К концу XIX в. численность рабочих возросла вдвое и достигла 1,5 млн человек. В 1879-1900 гг. удельный вес крупных предприятий вырос с 4 до 16% т. е., в 4 раза, рабочих на них — с 67 до 76%.

Рост численности пролетариата сопровождался появлением первых революционных рабочих организаций. В 1883 г. Г. В. Плеханов (1856-1918 гг.) и его соратники в Женеве объединились в группу «Освобождение Труда», положившую начало распространению марксизма в России. Группа разработала программу русской социал-демократии, окончательной целью которой провозглашалось создание рабочей партии, свержение самодержавия, захват политической власти рабочим классом, передача средств и орудий производства в общественную собственность, устранение рыночных отношений и организация планового производства. Издания этой группы распространялись в России в более чем 30 губернских центрах и промышленных городах.
В России стали возникать марксистские кружки (к концу XIX в. их было около 30). В 1892 г. в Самаре начал революционную деятельность В. И. Ленин (Ульянов, 1870-1924 гг.) . В 1895 г. совместно с участниками марксистского кружка студентов-технологов (С. И. Радченко, М. А. Сильвин, Г. М. Кржижановский и др.) и петербургскими рабочими (И. В. Бабушкин, В. А. Шелгунов, Б. И. Зиновьев и др.) Ленин создал в Санкт-Петербурге организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» , который вскоре был разгромлен полицией, а Ленину пришлось эмигрировать.

В 1898 г. в Минске состоялся съезд представителей петербургского, московского, киевского, екатеринославского «союзов борьбы» и Бунда (партии еврейского пролетариата). Съезд провозгласил создание Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) и избрал Центральный Комитет (ЦК). По поручению съезда ЦК издал Манифест РСДРП , в котором кратко были поставлены демократические и социалистические задачи российского пролетариата и его партии. Однако партия еще не имела программы и устава, ее местные комитеты находились в состоянии идейного и организационного разброда.
В 1855 г. Курильские острова были официально включены в состав России. Присоединение Приамурья и Приморья было оформлено Айгунским (1858 г.) и Пекинским (1860 г.) договорами с Китаем. По Айгунскому договору не разграниченные земли по левому берегу Амура были признаны владением России, а по Пекинскому к ней отошло Приморье (Уссурийский край). В 1875 г. остров Сахалин перешел к России, а Курильские острова — к Японии.
В 1867 г. из присоединенных владений Кокандского ханства и Бухарского эмирата было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. В 1868 г. к России были присоединены Самаркандский и Ката-Курганский округа Бухарского эмирата, который признал протекторат России. В 1869 г. был образован Закаспийский военный отдел с центром в Красноводске. После 1881 г. была образована Закаспийская область с Центром в Асхабаде. По соглашению с Великобританией (Англией) 10 сентября 1885 г. была установлена граница России с Афганистаном, а в 1895 г. — граница на Памире.
Весной 1875 г. вспыхнуло восстание в турецких владениях России на Балканах. Сербы обратились за помощью к русскому правительству, которое потребовало от Турции заключить с сербами перемирие. Отказ турок вызвал русско-турецкую войну 1877-1878 гг. Летом 1877 г. русские войска форсировали Дунай и вступили в Болгарию.

Однако сил для решительного наступления не хватало. Выдвинутый на юг отряд генерала Гурко занял Шипкинский перевал на Балканском хребте, но не смог продвинуться дальше. С другой стороны многочисленные попытки турок сбить русских с перевала так же не увенчались успехом. Особенно опасным стало опоздание русских с занятием Плевны на западном фасе задунайского плацдарма. Турецкие войска первыми достигли этого стратегически важного пункта и закрепились в нём. Три крайне кровопролитных штурма 8 (20), 18 (30) июля и 30-31 августа (11-12 сентября) 1877 г. не увенчались успехом. Осенью русские заняли укрепления Телиш и Горный Дубняк, окончательно блокировав Плевну. Пытаясь поддержать окружённую крепость, турки предприняли контрнаступление сразу и от Софии, и на восточном фасе плацдарма. На софийском направлении турецкое контрнаступление было отражено, а Восточный фронт русского расположения был прорван, и лишь отчаянная контратака русских войск, смявшая турецкие порядки под Златарицей, стабилизировала фронт. Исчерпав возможности к сопротивлению, после неудачной попытки прорыва, плевенский гарнизон капитулировал 28 ноября (10 декабря) 1877 г. Зимой 1877-1878 гг. в неимоверно тяжёлых погодных условиях русские войска форсировали Балканский хребет и нанесли туркам решающее поражение при Шейново. 3-5 (15-17) января 1878 г. в сражении под Филиппополем (Пловдивом) была разбита последняя турецкая армия, а 8 (20) января русские войска заняли Адрианополь без всякого сопротивления. По Берлинскому трактату 13 июля 1878 г. Южная Бессарабия, Батум, Карс и Ардаган были присоединены к России.
Направления в литературе и искусстве, сложившиеся в первой половине XIX в., получили своё дальнейшее развитие и во второй половине XIX в. - начале XX в.
Реформы 1860-1870-х гг. представляли собой настоящий переворот, следствием которого были кардинальные изменения в социальной, государственной и всей народной жизни, что не могло не отразиться и на развитии культуры. Произошло не только социальное, но и духовное раскрепощение народа, у которого появились новые культурные запросы и возможности их удовлетворить. Существенно расширился и круг лиц интеллигентного труда, носителей культуры. Немаловажное значение имел также и научно-технический прогресс, который служил и факторам, и показателем развития культуры.

Начало XX в. — это «Серебряный век» русской культуры , в первую очередь в сфере литературы и искусства. Россия прочно вошла в систему мировых держав, тесно связанных между собой экономическими, политическими и культурными узами. В России находили широкое применение новинки научно-технического прогресса передовых стран (телефон, кинематограф, граммофон, автомобиль и др.), достижения точных наук; получили широкое распространение в литературе и искусстве различные направления. А общемировая культура существенно обогатилась достижениями русской науки, литературы и искусства. Выступления русских композиторов, оперных певцов, мастеров балета проходили в прославленных театрах Италии, Франции, Германии, Англии, США.
В русской литературе второй половины XIX в. особенно яркое изображение получили темы народной жизни, различные общественно-политические течения. На это время приходится расцвет творчества выдающихся русских писателей Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского. В 1880-1890-е гг. в русской литературе выделяются А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Г. Гарин-Михайловский. Традиции критического реализма, присущие этим писателям, нашли своё продолжение и развитие в творчестве пришедших в литературу в начале XX в. писателей нового поколения — А. М. Горького, А. И. Куприна, И. А. Бунина.
Наряду с этим направлением, особенно в предреволюционное десятилетие и преимущественно в поэтической среде, возникают различные литературные кружки и объединения, стремящиеся отойти от традиционных эстетических норм и представлений. К объединениям символистов (создателей и теоретиком русского символизма был поэт В. Я. Брюсов) принадлежали К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, А. Белый, А. А. Блок. Противоположное символизму направление, акмеизм возник в русской поэзии в 1910 г. (Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам). Представители другого модернистского течения в русской литературе и искусстве — футуризма — отрицали традиционную культуру, её моральные и художественные ценности (В. В. Хлебников, Игорь Северянин, ранний В. В. Маяковский, Н. Асеев, Б. Пастернак).
Александринский театр в Петербурге и Малый театр в Москве оставались главными центрами русской театральной культуры во второй половине XIX в. — начале XX в. В репертуаре Малого театра ведущее место занимали пьесы А. Н. Островского. Среди актеров Малого театра выделялись Пров Садовский, Сергей Шумский, Мария Ермолова, Александр Сумбатов-Южин и др. На сцене Александринского театра блистали Мария Савина, Владимир Давыдов, Полина Стрепетова.
В 1860-1870-е гг. стали возникать частные театры и театральные кружки. В 1898 г. в Москве К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, а в 1904 г. в Петербурге В. Ф. Комиссаржевская создала Драматический театр.
Вторая половина XIX в. — время расцвета русского музыкального искусства . Большую роль в развитии и организации музыкального образования сыграли Антон и Николай Рубинштейны. Н. Г. Рубинштейн стал инициатором создания Московской консерватории (1866 г.).
В 1862 г. в Петербурге образовался «Балакиревский кружок» (или по словам В. Стасова «Могучая кучка»), куда входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. Оперы Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов», Римского-Корсакова «Садко», «Псковитянка» и «Царская невеста» — это шедевры русской и мировой музыкальной классики. Величайшим композитором эпохи был П. И. Чайковский (1840-1893 гг.), расцвет творчества которого приходится на 1870-1880-е годы. П. И. Чайковский — крупнейший создатель симфонической, балетной и оперной музыки (балеты «Лебединое озеро» , «Щелкунчик», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта» и др.). Чайковским написано свыше ста романсов, преимущественно по произведениям русских поэтов.
В конце XIX-начале XX вв. в русской музыке появилась плеяда талантливых композиторов: А. К. Глазунов, С. И. Танеев, А. С. Аренский, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский, А. Н. Скрябин. С помощью богатых меценатов возникают частные оперы, среди которых широкую известность получила частная опера С. И. Мамонтова в Москве. На её сцене в полной мере раскрылся талант Ф. И. Шаляпина.

В русской живописи господствующее положение занял критический реализм, основной темой которого стало изображение жизни простого народа, прежде всего крестьянства. В первую очередь эта тема нашла своё воплощение в творчестве художников-передвижников (И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, В. Н. Суриков, В. Г.Перов, В. Е. Маковский, Г. Г. Мясодоев, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. Е. Репин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан). Выдающимся представителем русской батальной живописи был В. В. Верещагин, крупнейшим художником-маринистом — И. К. Айвазовский. В 1898 г. возникло творческое объединение художников «Мир искусства», в которое вошли А. Н. Бенуа, Д. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиев, К. А. Коровин, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь.
Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса и технических новинок способствовали возведению сооружений, характерных для индустриального развития страны: заводских корпусов, железнодорожных вокзалов, банков, торговых центров. Ведущим стилем становится модерн, наряду с которым возводились здания древнерусского и византийского стиля: Верхние торговые ряды (ныне ГУМ, арх. А. Н. Померанцев), здания Исторического музея в Москве (арх. В. О. Шервуд) и Московской городской Думы (арх. Д. Н. Чичагов) и др.
Значительным событием в общественной и культурной жизни стало открытие памятника А. С. Пушкину в Москве (1880 г., скульптор А. М. Опекушин), Среди выдающихся скульпторов этого времени выделяются: М. М. Антакольский, А. С. Голубкина, С. Т. Коненков.

Успешно развивалась наука . С именем великого учёного Д. И. Менделеева (1834-1907гг.) связано открытие Периодической системы элементов; исследования И. М. Сеченова в области физиологии и высшей нервной деятельности продолжил И. П. Павлов; И. И. Мечников создал учение о защитных факторах организма, что легло в основу современной микробиологии и патологии.
«Отец русской авиации» Е. Н. Жуковский заложил основы современной аэродинамики, изобрёл аэродинамическую трубу и в 1904 г. основал Аэродинамический институт; К. Э. Циолковский заложил фундамент теории движения ракет и реактивных приборов. Академик В. И. Вернадский своими работами дал начало многим научным направлениям в геохимии, биохимии, радиологии, экологии. К. А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.
С развитием естественных наук связаны технические открытия и изобретения: создание электрической лампочки накаливания (А. Н. Лодыгин), дуговой лампы (П. Н. Яблочков), радиосвязь (А. С. Попов).
Выдающийся учёный С. М. Соловьёв разработал фундаментальный труд «История России с древнейших времён», в котором обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа.

Отмена крепостного права, несмотря на ее неполноту, создала условия для бурного развития капитализма. В 1861-1900 гг. Россия превратилась из сельскохозяйственной в аграрно-индустриальную капиталистическую страну, одну из великих мировых держав. В конце XIX в. в промышленном производстве она заняла пятое место, после США, Англии, Германии и Франции.
В результате имперской политики Россия присоединила огромное пространство в Средней Азии, остановив в этом районе экспансию Англии и получив сырьевую базу для текстильной промышленности. На Дальнем Востоке были присоединены Приамурье и Уссурийское Приморье, и закреплено владение Сахалином (взамен уступки Курильских островов). Началось политическое сближение с Францией.

Возникшее революционной движение народников не смогло поднять крестьян на восстание, террор против царя и высших чиновников оказался несостоятельным. В 1880-х гг. началось распространение марксизма, в 1892 г. — революционная деятельность Ленина, в 1898 г. была создана РСДРП.

Активность российского общества существенно возросла в пореформенный период. Законных форм открытого выражения политических и иных взглядов на развитие общества в царской России не было, но власть уже не стремилась сдерживать социальную мысль в русле государственной идеологии.

Социально-политическая жизнь в российской империи развивалась под влиянием двух противоречивых тенденций:

  • с одной стороны, движения разной идейной направленности сблизились в ходе подготовки реформ, в 50-е годы XIX века;
  • с другой стороны, методы проведения крестьянской реформы и ее результаты разделили общество и обострили идейно-политическое противоборство.

Политическая активность народа резко пошла на спад, после подъема 1861 года. В массах сохранялась исконная вера в «доброго царя-батюшку», окруженного «нечестивыми боярами».

Направления общественной мысли, оформившейся в движения

Во время проведения реформ, выделились три главных направления общественных движений:

  • консервативное;
  • либеральное;
  • радикальное.

Кроме того, уже в это время начинают появляться первые признаки формирования революционного рабочего движения.

Консерваторы - славянофилы

Социальной основой движения были дворяне, духовенство, купцы и большинство крестьян, приверженных теории «официальной народности». Свою деятельность они строили по направлениям:

  • внутренняя политика, укрепление самодержавия, остановка реформ и запуск контрреформ;
  • внешняя политика, объединение Россией славянских народов вокруг себя идеей «панславизма»;
  • социально-экономическое, основывалось на сохранении помещичьего землевладения и привилегий дворянства;
  • духовное, строилось на принципах патриархальности, религиозности, поддержания авторитета власти.

Формулировали идеологические постулаты М. Катков, К. Победоносцев, Д. Толстой, а проводникам в народ служили чиновники, священники и реакционные журналисты.

Либералы - западники

Российский либерализм был близок к консерватизму в противостоянии с радикалами и относительная лояльность власти. Социальной основой движения были: буржуазия, помещики и интеллигенция, они предлагали:

  • ввести конституционное правление;
  • дать народу демократические свободы;
  • организовать эффективное местное самоуправление;
  • продолжить либеральные реформы.

Важно подчеркнуть, что либералы признавали только эволюционный путь достижения поставленных целей, в сотрудничестве с самодержавием.

Революционно-демократическая идеология радикализма

Российский радикализм, как общественное движение вызрел под влиянием реакционной политики царизма, полицейского произвола и полного отсутствия демократических свобод. В такой обстановке радикальные движения могли действовать только тайно, а руководители жить в эмиграции.

В истории отечественного радикализма выделяют три периода:

  • формирование в 60-е годы, разночинскими кружками, революционно-демократической идеологии;
  • складывание в 70-е годы народнического движения и начало функционирования групп революционров народников;
  • в 80-е и 90-е годы активизируются либеральные народники, начинает распространятся марксизм, ставший идейной основой первых социал-демократических групп.

Разночинцы составили костяк сообществ радикальных противников самодержавия, вытеснив революционеров-дворян первой половины XIX века.

Этапы развития общественного движения во второй половине XIX века

Исходя из анализа характерных черт деятельности общественных движений, различают три этапа:

  1. Начало правления Александра II, в 50-е и 60-е годы;
  2. Подъем и утверждение народничества, пытавшегося воплотить в жизнь теории построения социалистического общества, через опору на крестьянскую общину. Движение народников прошло через четыре периода развития:
  • становление принципов, работа кружков и теракт Д. Каракозова в середине 60-70-х годов;
  • «хождение в народ» с целью пропаганды активной борьбы против царизма. С начала 70-х, до 1876 года;
  • создание «Земли и воли», как ознаменование бунтарского этапа с 1876 по 1879 годы;
  • заговорщицкий период с 1879 по 1881 год, наряду с распадом «Земли и воли» на плехановский «Черный передел» и михайловскую «Народную волю», этап террора и планов захвата власти, увенчался цареубийством.
  1. в 80-е и 90-е годы показали спад общественного движения, особенно в революционной его части, в этот период происходит не только либеральное перерождение движения народников, но и начало глубокого внедрения марксизма в рабочее революционное движение Г. В. Плехановым.

Значение развития общественных движений для грядущей истории России

Таким образом, пестрота общественной мысли, представленная всеми направлениями социальных движений: от реакционно-консервативного, до радикального и революционно-демократического выделяла этот период в истории России, как особую, предреволюционную стадию развития.

Идейные и социально-политические позиции, сформированные в обстановке отсутствия минимальных свобод и гласности, обусловили антигосударственную направленность большинства общественных движений. Эти обстоятельства в основном определили подоплеку революционных событий, сотрясших страну в начале ХХ века.

Литература 2 половины 19 века сыграла важную роль в общественной жизни страны. В этом уверены большинство современных критиков и читателей. В то время чтение было не развлечением, а способов познания окружающей действительности. Для писателя само творчество становилось важным актом гражданского служения обществу, так как у него была искренняя вера в силу творческого слова, в вероятность того, что книга сможет воздействовать на ум и душу человека так, чтобы он менялся к лучшему.

Противостояние в литературе

Как отмечают современные исследователи, именно из-за этой веры в литературе 2 половины 19 века рождался гражданский пафос борьбы за какую-нибудь идею, которая могла сыграть важную роль в преобразовании страны, отправить всю страну по тому или иному пути. 19 век был веком максимального развития отечественной критической мысли. Поэтому выступления в печати критиков того времени вошли в анналы русской культуры.

Известное противостояние, которое наметилось в истории литературы в половине 19 века, обозначилось между западниками и славянофилами. Эти общественные течения возникли в России еще в 40-х годах XIX столетия. Западники выступали за то, что с реформ Петра I началось истинное развитие России, а в будущем необходимо следовать по этому историческому пути. При этом ко всей допетровской Руси они относились с пренебрежением, отмечая отсутствие достойной уважений культуры и истории. Славянофилы выступали за самостоятельное развитие России независимо от Запад.

Как раз в те времени среди западников популярным стало весьма радикальное движение, которое было основано на учении утопистов с социалистическим уклоном, в частности, Фурье и Сен-Симона. Самое радикальное крыло этого движения рассматривало революцию в качестве единственного способа что-то изменить в государстве.

Славянофилы, в свою очередь, настаивали, что история России не менее богата, чем западная. По их мнению, западная цивилизация страдала от индивидуализма и безверия, разочаровавшись в духовных ценностях.

Противостояние между западниками и славянофилами наблюдалось и в русской литературе 2 половины 19 века, а особенно в критике по отношению к Гоголю. Западники считали этого писателя основоположником социально-критического направления в отечественной литературе, а славянофилы настаивали на эпической полноте поэмы "Мертвые души" и ее пророческом пафосе. Помните, что критические статьи играли большую роль в отечественной литературе 2-ой половины 19 века.

"Натуралисты"

В 1840 годах появилась целая плеяда писателей, сплотившихся вокруг литературного критика Белинского. Эта группа писателей и стала называться представителями "натуральной школы".

В литературе 2 половины 19 века они были весьма популярны. Их главный герой - представитель непривилегированного сословия. Это мастеровые, дворники, нищие, крестьяне. Писатели стремились дать возможность им высказаться, показать их нравы и быт, отразив через них всю Россию под особым углом.

Большую популярность среди них получает жанр В нем с научной строгостью описываются разные слои общества. Яркие представители "натуральной школы" - Некрасов, Григорович, Тургенев, Решетников, Успенский.

Революционеры-демократы

К 1860 годам противостояние между западниками и славянофилами сходит на нет. Но споры между представителями интеллигенции продолжаются. Вокруг бурно развиваются города, промышленность, меняется история. В этот момент в литературу 2 половины 19 века приходят выходцы из самых разных социальных слоев. Если раньше писательство было уделом дворянство, то теперь за перо берутся купцы, священники, мещане, чиновники и даже крестьяне.

В литературе и критике развиваются идеи, заложенные еще Белинским, авторы ставят перед читателями острые социальные вопросы.

Философские основы закладывает в своей магистерской диссертации Чернышевский.

"Эстетическая критика"

Во 2 половине 19 века в литературе направление "эстетической критики" получает особое развитие. Боткин, Дружинин, Анненков не принимают дидактизма, провозглашая самоценность творчества, а также его отрешенность от социальных проблем.

"Чистое искусство" должно решать исключительно эстетические задачи, к таким выводам приходили представители "органической критики". В ее принципах, разработанных Страховым и Григорьевым, подлинное искусство становилось плодом не только разума, но и души художника.

Почвенники

Большую популярность в этот период получили почвенники. К ним себя относили Достоевский, Григорьев, Данилевский, Страхов. Они развивали идеи славянофилом, предостерегая при этом слишком увлекаться социальными идеями, отрываться от традиции, реальности, истории и народа.

Они пытались проникнуть в жизнь обычных людей, выведя общие принципы для максимального органичного развития государства. В журналах "Эпоха" и "Время" они критиковали рационализм оппонентов, которые, по их мнению, были настроены слишком революционно.

Нигилизм

Одной из особенности литературы 2 половины 19 века стал нигилизм. В нем почвенники видели одну из главных угроз для настоящей действительности. Нигилизм был очень популярен среди разных слоев русского общества. Он выражался в отрицании принятых норм поведения, культурных ценностей и признанных лидеров. Моральные принципы при этом подменялись понятиями собственного удовольствия и пользы.

Самое яркое произведение этого направления - роман Тургенева "Отцы и дети", написанный в 1861 году. Его главный герой Базаров отрицает любовь, искусство и сострадание. Им восторгался Писарев, который был одним из главных идеологов нигилизма.

Жанр романа

Важную роль в русской литературе этого периода занимает роман. Именно во второй половине XIX века выходит эпопея Льва Толстого "Война и мир", политический роман Чернышевского "Что делать?", психологический роман Достоевского "Преступление и наказание", социальный роман "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина.

Самым значимым стало произведение Достоевского, отразившее эпоху.

Поэзия

В 1850-е годы поэзия переживает период расцвета после непродолжительного забвения, которое наступило после золотого века Пушкина и Лермонтова. На авансцену выходят Полонский, Фет, Майков.

В стихах поэты уделяют повышенное внимание народному творчеству, истории, быту. Важным становится осмысление российской истории в произведения Алексея Константиновича Толстого, Майкова, Мея. Именно былины, народные предания и старинные песни определяют стиль авторов.

В 50-60-е годы популярным становится творчество гражданских поэтов. С революционно-демократическими идеями связывают стихи Минаева, Михайлова, Курочкина. Главным авторитетом для поэтов этого направления становится Николая Некрасов.

К концу XIX века популярными становятся крестьянские поэты. Среди них можно выделить Трефолева, Сурикова, Дрожжина. Она в своем творчестве продолжают традиции Некрасова и Кольцова.

Драматургия

Вторая половина XIX столетия - время развития национальной и самобытной драматургии. Авторы пьес активно используют фольклор, уделяют внимание крестьянскому и купеческому быту, отечественной истории, языку, на котором говорит народ. Часто можно встретить произведения, посвященные социально-нравственной проблематике, в них романтизм сочетается с реализмом. К таким драматургам относится Алексей Николаевич Толстой, Островский, Сухово-Кобылин.

Многообразие стилей и художественных форм в драматургии привело к возникновению в самом конце столетия ярких драматических произведения Чехова и Льва Николаевича Толстого.

Влияние зарубежной литературы

Зарубежная литература 2 половины 19 века оказывает заметное влияние на отечественных писателей и поэтов.

В это время в зарубежной литературе царят реалистические романы. В первую очередь это произведения Бальзака ("Шагреневая кожа", "Пармская обитель", "Евгения Гранде"), Шарлотты Бронте ("Джейн Эйр"), Теккерея ("Ньюкомы", "Ярмарка тщеславия", "История Генри Эсмонда"), Флобера ("Госпожа Бовари", "Воспитание чувств", "Саламбо", "Простая душа").

В Англии в то время главным писателем считается Чарльз Диккенс, его произведениями "Оливер Твист", "Записки Пикквикского клуба", Жизнь и приключения Никласа Никклби", "Рождественская песнь", "Домби и сын" зачитываются и в России.

В европейской поэзии настоящим откровением становится сборник стихов Шарля Бодлера "Цветы зла". Это произведения знаменитого европейского символиста, вызвавшие целую бурю недовольства и возмущения в Европе из-за большого количества непристойных строк, поэта даже оштрафовали за нарушение норм морали и нравственности, сделав сборник стихов одним из самых популярных в десятилетии.

Эпоха либеральных реформ и бурных преобразований всех сторон жизни русского общества затронуло и сферу искусства. Здесь стремление к новизне выразилось в борьбе с омертвевшими классицистическими традициями за новое содержание искусства, за его активное вторжение в жизнь. На первый план выдвигается моральная сторона искусства, его гражданский смысл. “Писать без цели и надежды на пользу решительно не могу”, - говорил Л.Н. Толстой только вступая в литературу. Эти слова очень характерны для эпохи преобразований. Прогрессивные писатели группировались вокруг журналов “Современник” и “Отечественные записки”, композиторов объединил кружок М.А. Балакирева, вошедший в историю под именем “Могучей кучки”. Общая задача борьбы за реализм, народность и национальную самобытность порождала взаимное влияние и взаимное обогащение литературы, живописи и музыки.

Живопись

Передовые художники вели непримиримую борьбу с официальным придворным искусством, рутинной системой Академии художеств, которая, давая своим ученикам высокие профессиональные навыки, категорически противилась всем новым веяниям, навсегда “застряв” в классицизме.

Невозможность реализовать себя в рамках Академии привела к событию, известному в истории культуры как “бунт четырнадцати”. В 1863 г. все сильнейшие ученики (среди которых были И.Н. Крамской, К.Е. Маковский и др.) отказались участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль после того как Совет Академии отверг их стремление к свободному выбору темы и всем предложил писать картину либо на сюжет древнескандинавских саг - “Пир в Валгалле”, либо на тему “Освобождение крестьян”, трактовавшуюся исключительно верноподданически. Это был первый организованный протест против академической рутины, за что художники прослыли неблагонадежными и за ними был установлен негласный полицейский надзор.

По выходе из Академии “протестанты” организовали Артель художников, стали вместе жить и работать, взяв за образец коммуну, описанную в романе Н.Г. Чернышевского “Что делать?”. Такая форма организации была в те годы чрезвычайно популярна среди студенческой молодежи. Организатором артели выступил И.Н. Крамской. Артель просуществовала недолго (до 1870 г.), после чего распалась. Вскоре все оппозиционные силы в изобразительном искусстве объединило Товарищество передвижных художественных выставок.

С выходом “четырнадцати” авторитет Академии был сильно подорван. Значительную роль в подготовке художественных кадров стало играть Московское Училище живописи и ваяния (с 1865 г., после создания архитектурного отделения названное Училищем живописи, ваяния и зодчества). По своему составу и положению оно было гораздо более демократичным, чем находившаяся в ведении царского двора Академия художеств. Здесь обучались многие выходцы из низших сословий. Училище закончили А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.Г. Перов и др. художники, сыгравшие огромную роль в развитии русского реализма.

В целом, 1860-е гг. стали началом нового значительного этапа развития русского искусства. В эти годы начинается расцвет русского реализма. Главной задачей художника становится воссоздание со всей возможной убедительностью реального события-символа русской действительности.

Одним из наиболее видных живописцев того времени был Василий Григорьевич Перов. Как и многие другие художники того времени, он сознательно заострял внимание на теневых сторонах жизни общества, критикуя пережитки крепостнического прошлого. Главным содержанием творчества Перова стало изображение жизни простого народа, крестьянства по преимуществу. Громкую скандальную известность получила завершенная в 1861 г. картина “Сельский крестный ход на Пасху”. Стремясь показать омерзительность крестьянского существования в пореформенной деревне Перов намеренно сгущает краски: подчеркнуто тоскливый пейзаж (хмурое небо, обнаженное корявое дерево, грязь, лужи), гротескные персонажи - все должно было работать на раскрытие авторского замысла. Эта картина характерна для русской живописи 1860-х гг. Для этого поколения русских художников важнее всего было дать социальную оценку изображенной сцены, поэтому как правило на второй план отступала глубокая и многогранная характеристика отдельных персонажей. Скандальность “Сельского крестного хода на Пасху” была столь очевидной, что ее немедленно сняли с постоянной выставки общества поощрения художников (где она была впервые выставлена) и вплоть до 1905 г. запрещали выставлять и/или репродуцировать. Подобный, хотя и существенно меньший резонанс вызвала и следующая работа Перова - “Чаепитие в Мытищах”.

Около двух лет Перов в качестве пенсионера Академии провел за границей, однако, не дождавшись окончания срока пенсионерства вернулся на родину, т.к. считал главнейшей задачей служение своему народу. Это стремление на родину также является новой чертой, характерной для времен начала царствования Александра II (и до и после художники, напротив стремились подольше задержаться в Европе, видя в этом единственную возможность свободного творчества). После возвращения он создает лучшие свои работы: “Проводы покойника” (1865 г.), “Тройка” (1866 г.) и “Последний кабак у заставы” (1868 г.). Конкретные образы в этих картинах Перова перерастают в широкие обобщения типичных черт русской жизни.

В начале 1870-х гг. Перов создал ряд портретов. По преимуществу он создавал портреты писателей и художников, осуществляя мысль П.М, Третьякова об увековечении образов выдающихся деятелей русской культуры. Среди них прежде всего необходимо назвать портреты А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского. В отличие от прежних работ Перова в портретах на первый план выходит глубокий психологизм и проникновение в суть личности и характера изображаемого человека.

Эволюция творчества Перова - от социальной сатиры (“Сельский крестный ход на Пасху”) к социальной драме (“Тройка”), а затем к созданию положительных образов деятелей культуры или людей из народа; от подробного повествования к эмоциональному художественному образу - характерна для развития русской живописи тех лет.

Расцвет русского реалистического искусства II пол. XIX в. неразрывно связан с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. В уставе Товарищества, утвержденном в 1870 г., говорилось о том, что его главная цель - “знакомить Россию с русским искусством”. Выставки устраивались в С.-Петербурге и Москве, а затем направлялись в другие крупные города. “Передвижничество” было уникальным по размаху и продолжительности художественным и общественным явлением. Оно просуществовало свыше 50 лет (до 1923 г.), проведя за это время 48 выставок. Большую помощь передвижникам оказал П.М. Третьяков, покупавший все лучшие их произведения. Позднее термины “передвижник”, “передвижничество” зачастую использовались для обозначения всего демократического направления в русском реалистическом искусстве 1870 - 1880-х гг.

Программой своей деятельности передвижники во многом обязаны Ивану Николаевичу Крамскому. Главное место в его творчестве занимал портрет. Лучшими его работами в этом жанре считаются автопортрет (1867 г.) и портрет Л.Н. Толстого (1873 г.). Наряду с портретом Достоевского работы Перова, портрет Толстого кисти Крамского является одной из вершин русской портретной живописи II пол. XIX в.

Глубокое раскрытие внутреннего мира человека, проявившееся в портретах Крамского, характерно и для его картин. Одна из наиболее известных - “Христос в пустыне” на евангельский сюжет. Борьба с искушением и преодоление слабости, переход от мучительных раздумий к готовности действовать, идти на самопожертвование - все это выражено в облике Христа.

Те же морально-философские вопросы волновали и Николая Николаевича Ге, творчество которого представляет собой одно из самых сложных и вместе с тем значительных явлений в русском искусстве II пол. XIX в. Ге воодушевляла идея нравственного совершенствования человека и человечества, характерная для шестидесятничества вера в моральную, воспитательную силу искусства. Особое значение он придавал работе с евангельским сюжетами, в которых видел абсолютный нравственный идеал. В картине “Тайная вечеря” (1863 г.) показано полное трагизма столкновение Христа, добровольно обрекающего себя на страдания и смерть и его ученика - Иуды, предающего своего учителя. Эту же тему продолжили картины “Что есть истина?” (1890 г.) и “Голгофа” (1892 г., не окончена), написанные под сильным влиянием Л.Н. Толстого, с которым Ге был в те годы дружен.

Н.Н. Ге отдал дань и историческому жанру. Одной из лучших исторических картин этого периода стала его работа “Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе”, раскрывающую трагедию борьбы гражданского долга и личного чувства. В числе лучших портретных работ художника следует назвать портреты А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, автопортрет.

Одним из характерных явлений русской жанровой живописи этого периода было творчество Владимира Егоровича Маковского, рисующие жизнь самых разных слоев русского общества (“Крах банка” и др.). Лучшая картина художника - “На бульваре” (1886 - 87 гг.) рассказывает о тяжелой жизни крестьян, оторванных от привычного быта и попавших в чужой им город.

Убежденным передвижником, переносившим в живопись идеи революционной борьбы был Николай Александрович Ярошенко (“Кочегар” (1878 г.), “Заключенный” (1878 г.) и др.). В начале 1880-х гг. Ярошенко создал два полотна (“Студент” и “Курсистка”), в которых отразил типичные образы разночинной учащейся молодежи, пополнявшей ряды революционеров-народников. Лучшим из портретов Ярошенко по праву считается портрет П.А. Стрепетовой (1884 г.).

Новатором в области батальной живописи был Василий Васильевич Верещагин. Его картины не похожи на парадные батальные полотна придворных живописцев. Содержанием его картин стала жестокая правда войны, судьба ее рядовых участников, героизм и страдания русских солдат. Широко известны картины Туркестанской (“Апофеоз войны”, “Торжествуют”, “Смертельно раненый”) и Балканской (“Перед атакой. Под Плевной.”, “После атаки. Перевязочный пункт под Плевной.”, “На Шипке все спокойно”, “Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой”) серий. Значение Верещагина не ограничивается новаторством в области батальной живописи. Первым в русском искусстве он положил начало изображению жизни народов Востока.

Вершиной развития реалистического искусства 70-х - 80-х гг. стало творчество И.Е. Репина и В.И. Сурикова.

Основные достижения русской живописи рассматриваемого периода сконцентрировал в своем творчестве Илья Ефимович Репин. Первым произведением Репина, открывающим новую страницу в истории русского реалистического искусства, явилась картина “Бурлаки на Волге”. Отказавшись от первоначального (типичного для передвижников) замысла прямого противопоставления нарядной толпы праздных богачей оборванной ватаге бурлаков, Репин сосредоточил внимание на раскрытии образа каждого из бурлаков.

80-е гг. были порой расцвета творчества Репина, а его картина “Крестный ход в Курской губернии” вновь (как и “Бурлаки” в 70-е гг.) стала новаторской. Перед зрителем проходит как бы вся Россия, все ее сословия и классы. Каждая из многочисленных фигур есть обобщенный образ и вместе с тем - конкретный человеческих характер, данный во всей своей жизненности. В “Крестном ходе” народ показан и как охваченная единым движением масса, надвигающаяся на зрителя, и как многоголосый хор, где каждый характер, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, вплетается в сложное неповторимое целое. Существенное место в творчестве Репина занимала и тема революционной борьбы. Ей посвящены картины “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”, “Не ждали”.

Обращаясь к истории, Репин останавливается на сюжетах остродраматических, раскрывающих борьбу человеческих страстей и общественных сил, как-то перекликающихся с современностью. Так, сюжет картины “Иван Грозный и сын его Иван” навеян событиями 1881 г. Современники воспринимали эту картину как протест против деспотизма самодержавия. Поэтому она была запрещена к показу К.П. Победоносцевым. “Запорожцы”, наоборот, воспевают дух свободы, народной казачьей вольницы. В картине нет ни одного повторяющегося образа, самые разнообразные характеры показаны немногими яркими чертами.

Огромный вклад в развитие не только русской, но и мировой исторической живописи внес Василий Иванович Суриков. Он принадлежал к старинному казачьему роду, перебравшемуся в Сибирь с Дона еще в XVI в. Старинные русские обычае и уклад жизни Суриков мог наблюдать с детства и эти детские впечатления во многом повлияли на его дальнейшее творчество. Его привлекали переломные эпохи, сюжеты, дававшие возможность раскрыть в экстремальных ситуациях глубины человеческой личности. В 1881 г. им была создана картина “Утро стрелецкой казни”. Суриков изображает не саму казнь, а последние напряженные моменты ей предшествующие. Мужественное ожидание смерти, поведение людей в последние моменты земной жизни - составляют главное содержание этой картины. В 1883 г. Суриков написал картину “Меншиков в Березове”. Холодный и темный колорит, композиция, ограничивающая пространство, раскрывают драматический крах судьбы временщика, “полудержавного властелина”, брошенного с семьей в сибирскую ссылку.

Крупнейшей работой Сурикова стала “Боярыня Морозова” (1887 г.). В процессе работы над этой картиной он специально ездил в Италию, чтобы на примере работ мастеров Возрождения постичь законы композиции в монументальной живописи. Показан момент, когда неукротимую противницу “никонианства” Морозову везут по московским улицам в ссылку. Она прощается с народом и напутствует его на борьбу. Героизм и трагедия одиночного протеста, отношения к героине народа - тема этой картины. Из поздних работ Сурикова можно назвать “Взятие снежного городка”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы”.

Историческая тема, но не в драматическом, а в героико-поэтическом аспекте звучит в творчестве Виктора Михайловича Васнецова. По его собственным словам он был историком “несколько на фантастический лад”. Его особенно привлекали былинные и сказочные сюжеты. Сюжет его первой большой картины “После побоища Игоря Святославича с половцами” (1880 г.) навеян “Словом о полку Игореве”. Он хотел передать поэзию русского эпоса, красоту и величие воинского подвига. Отсюда и его стремление к монументальности. С особой силой это проявилось в картине “Богатыри” (1898 г.), над которой он работал с перерывами около 20 лет(!). Как и в былинах, облик и характер каждого из богатырей своеобразен и в то же время это обобщенные художественные образы народных героев - сильных, смелых, справедливых и т.д. Если “Богатыри” олицетворяют героическое начало в народном эпосе, то “Аленушка” (1881 г.) - это тонкая лирика.

Одним из лучших русских пейзажистов конча 60-х - начала 70-х гг. был Алексей Кондратьевич Саврасов. Наиболее известные его картины - “Грачи прилетели” (1871 г.) и “Проселок” (1873 г.). Показанная на первой выставке Товарищества передвижников, картина “Грачи прилетели” знаменовала собой начала нового этапа в развитии русского пейзажа. Саврасов сумел увидеть и передать лиризм самого обычного и непритязательного пейзажа. В последующие годы Саврасов не создал ничего равного этим двум картинам. Но как педагог (он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества) он оказал существенное влияние на дальнейшее развитие русской пейзажной живописи.

Традиции лирического пейзажа были продолжены Василием Дмитриевичем Поленовым. Именно пейзаж был главным направлением в творчестве художника. В “Московском дворике” (1878 г.), “Заросшем пруде” (1879 г.) передана особая поэзия тихих уголков русской природы. Как и Саврасов Поленов был большим педагогом.

Лучшие произведения Ивана Ивановича Шишкина характеризуют эпическое направление в русской пейзажной живописи. Полной зрелости его творчество достигло к концу 1870-х гг. Наиболее характерными его работами могут считаться “Рожь” “Сосны, освещенные солнцем” и, наконец, наиболее знаменитая - “Утро в сосновом лесу”.

Исаак Ильич Левитан принадлежал к более молодому поколению передвижников. Расцвет его творчества - конец 80-х и 90-е гг. В своем творчестве он как бы синтезировал два направления русской пейзажной живописи - лирическое и эпическое. Мощь и одновременно задушевность русской природы прекрасно переданы на его картинах. Он едва ли не ежегодно ездил на Волгу и эта могучая и лиричная река сала своеобразным символом его творчества (“После дождя. Плес.” (1889 г.), “Свежий ветер. Волга.” (1895 г.). В последней работе заметно влияние французских импрессионистов.

Скульптура

В 1860-е - 90-е гг. русская скульптура, особенно монументальная, не могла сравниться по уровню художественных достижений с периодом “золотого века”.

Упадок монументальной скульптуры, а также скульптуры монументально-декоротивной был тесно связан с тем общим художественным упадком, который переживала с 40 - 50-х гг. архитектура, с распадом синтеза зодчества и изобразительных искусств. Основные достижения в это время имели место в станковой скульптуре.

Наиболее значительным русским скульптором II пол. XIX в. был Марк Матвеевич Антокольский. В годы обучения в Академии художеств он был дружен с молодым И.Е. Репиным. Для его творчества характерно особое внимание к исторической тематике. В 1870 г. он закончил статую “Иван Грозный” в которой стремился передать всю противоречивость духовного мира царя, его силу и одновременно слабость, усталость, жестокость и угрызения совести. Вскоре (1872 г.) он создает новое значительное произведение - статую “Петр Великий” (приуроченную к 200-летию со дня рождения императора). Скульптор изобразил Петра в момент Полтавской битвы - в преображенском мундире, с треуголкой в руке. Развевающиеся волосы и относимые ветром складки одежды усиливают впечатление взволнованности и героики образа. Впоследствии М.М. Антокольский на основе этого скульптурного образа создал памятники Петру для нескольких городов России (Архангельска, Таганрога и др.).

В области монументальной скульптуры необходимо отметить деятельность двух мастеров - Михаила Осиповича Микешина и Александра Михайловича Опекушина. Первый прославился как автор таких знаменитых произведений, как памятник “Тысячелетие России” в Новгороде (1862 г.), памятники Екатерине II в Петербурге (1873 г.) и Богдану Хмельницкому в Киеве (1888 г.). Второй же известен прежде всего как автор памятника А.С. Пушкину в Москве (1880 г.) - одного из лучших памятников в истории русской скульптуры.

Архитектура

К середине XIX в. ясно обозначился упадок архитектуры. Распространяется эклектизм - использование элементов самых разнообразных стилей. Под натиском капиталистической целесообразности уходит в прошлое ансамблевость строительства. Высокая цена на земельные участки в престижных районах города вела к тому, что в погоне за прибылью новые “хозяева жизни” не обращали внимания на такие “мелочи”, как архитектурное единство стиля, историческое окружение и т.д. В этот период были (иногда безвозвратно) испорчены многие бесценные архитектурные ансамбли, сложившиеся в предшествовавшие десятилетия.

И все же нельзя не замечать и некоторых достижений архитектуры сер. - II пол. XIX в. Прежде всего они обусловлены прогрессом техники. Возникает потребность в зданиях нового типа - железнодорожных вокзалах, огромных торговых помещениях (пассажах), многоквартирных доходных домах и др. Появляются новые строительные материалы (напр. металлоконструкции, железобетон и т.д.), которые предоставляют архитекторам больший простор для творчества.

В 1850-е - 60-е гг. преобладающим стилем в архитектуре было “ретроспективное стилизаторство”, т.е. воспроизведение внешних форм тех или иных архитектурных стилей прошлого. Виртуозом этого направления был Андрей Иванович Штакеншнейдер, творчество которого в основном приходится на конец николаевского царствования. Самым ранним его произведением стал Мариинский дворец в Петербурге. Здесь автор использовал элементы классицизма. Дворец Белосельских-Белозерских в том же Петербурге был замечательно стилизован Штакеншнейдером в духе растреллиевского барокко. К поздним представителям стилизаторского направления относится Константин Михаилович Быковский (Зоологического музея в Москве (1896 г.).

С 1870-х гг., благодаря подъему национального самосознания под влиянием событий на Балканах и, отчасти, в связи с появлением народнических идей, начинается поиск некоего национального, самобытного русского стиля. Ретроспективизм в “западных” формах более не устраивает, официальный русско-византийский стиль - тоже. Возникает “русский” (или, по советской терминологии, псевдорусский) стиль. Представление об особенностях этого стиля дают такие постройки, как Исторический музей (1875 - 1881 гг., арх. В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды (ныне - ГУМ) (1889 - 1893 гг., арх. А.Н. Померанцев) и Московская Городская дума (1890 - 1892 гг., арх. Д.Н. Чичагов). Из петербургских памятников этого направления необходимо отметить храм Воскресения Христова (“Спас на крови”) (1883 – 1907 гг., арх. И.В. Макаров, А.А. Парланд).

“Русский“ стиль просуществовал недолго. На смену ему уже в конце столетия пришел совершенно непривычный, новаторский стиль - модерн.

Музыка

Дело создания национальной русской музыки, начатое М.И. Глинкой, в середине XIX в. было еще далеко не закончено. На оперных сценах по-прежнему тон задавали итальянские артисты, в концертных залах почти не звучала русская музыка.

В 1862 г. в Петербурге сплотилась небольшая группа композиторов, задавшаяся целью продолжить дело М.И. Глинки. Впоследствии эту группу назвали “Могучей кучкой”. Ее организатором и теоретиком был Милий Алексеевич Балакирев. В 1866 г., после кропотливой работы он издал “Сборник русских народных песен”. В состав “Могучей кучки” входили М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П Бородин.

В 1873 г была поставлена “Псковитянка” - первая опера Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908 гг.). Она занимает особое место в его творчестве. По силе и глубине музыкального драматизма “Псковитянка” превосходит почти все другие его оперы. По верности же и последовательности в проведении национального колорита она стала в один ряд с операми Глинки. Народными песенными мелодиями пронизана вся музыка “Псковитянки”, с особой силой они звучат во втором акте, где изображается псковское вече. Многие другие оперы Римского-Корсакова написаны на сказочные сюжеты. Акварельной прозрачностью отличается музыка “Снегурочки”, грустной сказки о весне и первой любви.

Музыкальная драма занимала главное место в творчестве Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881). Вкус к музыке он почувствовал с шести лет. Но профессия музыканта считалась недостойной дворянина. Мусоргского отдали в Школу гвардейских подпрапорщиков. Однако он не забывал о музыке, брал частные уроки, а после знакомства с Даргомыжским и Балакиревым вышел в отставку и посвятил себя любимому делу. В 1869 г. он предложил Дирекции императорских театров оперу “Борис Годунов” (по драме Пушкина). В 1874 г. она была поставлена в петербургском Мариинском театре.

Постановка не имела успеха. Публика оказалась не готовой к восприятию русской музыкальной драмы. Критики осыпали насмешками творение Мусоргского, преувеличивая недостатки и замалчивая достоинства. У композитора наступила длительная депрессия, связанная с непризнанием его творчества, одиночеством, бедностью. Умер он в солдатском госпитале.

Мусоргский оставил незаконченной музыкальную драму “Хованщина” (из эпохи стрелецких бунтов), Римский-Корсаков привел в порядок рукописи Мусоргского и по возможности доработал его произведение. “Борис Годунов” и “Хованщина” до сих пор не сходят с оперных подмостков в нашей стране и за рубежом, считаясь классикой.

“Князь Игорь”, единственная опера Алексея Порфирьевича Бородина (1833-1887), была поставлена после его смерти. Опера отличается правдивостью и красотой национального колорита, которому противопоставляется восточный (половецкий) колорит.

Бородин был профессором химии, музыкой же занимался в немногие часы досуга. Тем удивительней та легкость, с которой он решал сложные музыкальные задачи и в опере и в симфониях (Вторую его симфонию критики назвали “Богатырской”). Бородин стремился к широте и эпичности музыкального повествования.

Деятельность “Могучей кучки” - настолько яркое явление в русской культуре, что современники говорили о “музыкальной революции” 60 - 70-х годов. С блескомсправившись с поставленной задачей, “Могучая кучка” окончательно утвердила в музыке русские национальные начала.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) не входил в “Могучую кучку”. Он тяготел к общеевропейским музыкальным формам, хотя в его музыке чувствуется принадлежность к русской школе. Его опера “Евгений Онегин”, написанная для консерваторского спектакля в Москве, вскоре была поставлена в театре, а затем завоевала мирсвое признание. Великолепны его симфонические поэмы (“Ромео и Джульетта” и др.) Из симфоний ссобо выделяется последняя, Шестая, написанная незадолго до смерти и пронизанная предчувствием надвигающейся трагедии. Балеты Чайковского (“Лебединое озеро”, “Спящая красавица”, “Щелкунчик”) вошли в мировую балетную классику. Чайковский написал более ста романсов, много других произведении.

Таким образом, вторая половина XIX в - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Наибол«е успешно это шло в музыке, менее успешно - в архитектуре. В месте с тем не приходится говорить о замыкании русского искусства в узких национальных рамках, об изоляции ее от остального мира. Русская культура (прежде всего литература и музыка) получила всемирное признание. Русская культура заняла почетное место в семье европейских культур.

Наука

Общественный подъем в период отмены крепостного права создал благоприятные условия для развития русск науки. В глазах молодого поколения росли значение и привлекательность научной деятельности (немаловажную роль играло и распространение нигилизма, обязательным условием которого было высшее образование). Выпускники русских университетов стали чаще ездить на стажировку в европейские научные центры, оживились контакты русских ученых с их зарубежными коллегами.

Большие успехи были достигнуты в области математики и физики. Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894) сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел, теории вероятностей. Он положил начало петербургской математической школе. Из нее вышло много талантливых ученых, в том числе Александр Михайлович Ляпунов (1857 - 1918) Его открытия положили начало ряду важнейших направлений математики.

В развитии физики выдающуюся роль сыграл Александр Григорьевич Столетов (1839-1896). Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники

Развитие физической науки определило успехи в электротехнике. П.Н. Яблочков создал дуговую лампу (“свеча Яблочкова”) и первым осуществил трансформацию переменного тока. А.Н. Лодыгин изобрел более совершенную лампу накаливания.

Открытием мирового значения было изобретение радиотелеграфа. Александр Степанович Попов (1859-1905) в1895 г. на заседании Русского химического общества он выступил с докладом об использованни электромагнитных волн для передачи сигналов. Продемонстрированный им прибор, “грозоотметчик”, был по существу первой в мире принимающей радиостанцией. В последующие годы он создал более совершенные аппараты, однако его попытки внедрить радиосвязь на флоте были не слишком успешными.

Морской офицер Александр Федорович Можайский (1825 - 1890) посвятил свою жизнь созданию летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал полет птиц, делал модели, а в 1881 г. начал постройку самолета с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 л. с. Официальных документов об испытании этого самолета нет. Судя по всему, попытка закончилась неудачно. Однако изобретатель вплотную подошел к решению задачи, и его имя по праву вписано в историю авиации.

60 - 70-е годы XIX в. называют “золотым веком” русской химии. Александр Михайлович Бутлеров (1828 - 1886) разработал теорию химического строения, основные положения которой не потеряли значения до нашего времени.

Во второй половине XIX в. сделал свои открытия великий химик Дмитрий Иванович Менделеев (1634-1907). Величайшей заслугой Менделеева стало открытие периодического закона химических элементов. На его основании Менделеев предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Книга Менделеева “Основы химии” была переведена почти на все европейские языки.

Д.И. Менделеев много думал о судьбах России. Ее выход на путь экономического и культурного подъема он связывай с широким и рациональным использованием природных богатств, с развитием творческих сил народа, распространением просвещения и науки.

Используя достижения химии и биологии, Василий Васильевич Докучаев (1846 - 1903) положил начало современому почвоведению. Он раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв. Мировую славу Докучаеву принесла монография “Русский чернозем”. Идеи Докучаева оказали влияние на развитие лесоведения, мелиорации, гидрогеологин и других наук.

Выдающимся русским естествоиспытателем, основоположником отечественной физиологической школы стал Иван Михайлович Сеченов (1829-1915). Выдающееся значение имел его курс лекций “О животном электричестве” (т.е. о биоэлектричестве). В дальнейшем он занимался проблемами человеческой психики. Широкую известность получили его работы “Рефлексы головного мозга” и “Психологические этюды”.

Деятельность другого всемирно известного русского биолога, Ильи Ильича Мечникова (1845-1916), сосредоточилась в области микробиологии, бактериологии, медицины. В 1887 г. Мечников по приглашению Луи Пастера переехал в Париж и возглавил одну из лабораторий Пастеровского института. До конца своих дней он не порывал связей с Россией, переписывался с Сеченовым, Менделеевым, другими русскими учеными, неоднократно приезжал на родину, помогал русским практикантам в знаменитом институте.

Профессиональных историков давно уже не удовлетворял многотомный труд Н.М. Карамзина “История государства Российского”. Было выявлено много новых источников по истории России, усложнились представления об историческом процессе. В 1851 г. вышел первый том “Истории России с древнейших времен”, написанный молодым профессором Московского университета Сергеем Михайловичем Соловьевым (1820-1879). С тех пор в течение многих лет ежегодно выходил новый том его “Истории”. Последний, 29, увидел свет в 1880 г. События были доведены до 1775 г. Сравнивая историческое развитие России и других стран Европы, Соловьев находил много общего в их судьбах. Отмечал он и своеобразие исторического пути России. По его мнению, оно заключалось в промежуточном ее положении между Европой и Азией, в вынужденной многовековой борьбе со степными кочевниками. Сначала наступала Азия, полагал Соловьев, а примерно с XVI в. в наступление перешла Россия - передовой форпост Европы на Востоке.

Учеником С.М. Соловьева был Василий Осипович Ключевский (1841-1911). Он сменил своего учителя на кафедре русской истории в Московском университете. В согласии с духом нового времени Ключевский проявил большой интерес к социально-экономическим вопросам. Он старался детально проследить процесс складывания крепостных отношений на Руси, выявить их суть с экономической и юридической точек зрения. Ключевский обладал незаурядным даром живого, образного изложения. Его “Курс русской истории”, составленный на основании университетских лекций, до сих пор имеет широкую читательскую аудиторию.

Во второй половине XIX в. русские ученые добились значительных успехов в разных отраслях знаний. Москва и Петербург вошли в число мировых научньх ентров.

Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во второй половине XIX в. их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.

Начало экспедициям в глубь Азии было положено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским (1827-1914), географом, статистиком, ботаником Он совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань. Возглавив Русское географическое общество, он стал играть ведущую роль в разработке планов ноновых экспедиций. По его инициативе было предпринято многотомное издание “Россия. Полное географическое описание нашего отечества”.

С Русским географическим обществом была связана деятельность и других путешественников - П.А. Кропоткина и Н.М. Пржевальского.

ПА Кропоткин в 1864-1866 гг. совершил путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью. В дальнейшем он стал известным революционером-анархистом.

Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888) первую свою экспедицию совершил по Уссурийскому краю, затем его пути пролегли через самые труднодоступные районы Центральной Азии. Он несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, Тянь-Шань, побывал в Тибете. Он умер в пути, в начале своей последней экспедиции.

Заокеанские путешествия русских ученых во второрой половине XIX в. приобрели более целенаправленный характер. Если прежде они, в основном, ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались и быт, культура, обычаи местных народов. Это направление, начало которому в XVIII в. положил СП. Крашенинников, было продолжено Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем (1846 - 1888) Первые свои путешествия он совершил на Канарские острова и по Северной Африке. В начале 70-х годов он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов. 16 месяцев прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется “берегом Маклая”). Русский ученый завоевал доверие и любовь местных жителей. Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, вновь возвращался на “берег Маклая”. Составленные ученым описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании в значительной части были опубликованы лишь после его смерти.