Островского «Гроза» «Самое решительное произведение Островского» - презентация. История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза Краткое описание героев грозы

Открыл «запоры» двух богатых купеческих домов города Калинова – дома Кабановой и Савёла Дикόго.

Кабаниха. Властная и жестокая, старуха Кабанова представляет собою живое олицетворение правил ложного, ханжеского «благочестия»: она знает их хорошо, она сама выполняла их и неуклонно требует их выполнения от других. Правила эти следующие: младшие в семье должны покоряться старшему; они не имеют права иметь свое мнение, свои желания, свой мир, – они должны быть «обезличены», должны быть манекенами. Затем они должны «бояться», жить в страхе».. Если не будет страха в жизни, то, по её убеждению, мир перестанет стоять. Когда Кабанова убеждает сына, Тихона, действовать на жену «страхом», он говорит, что вовсе не хочет, чтобы Катерина «боялась» его, – ему достаточно, если она будет его «любить». «Как зачем бояться? – восклицает она, – Как зачем бояться? Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться – меня и подавно! Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь? Али, по-вашему, закон ничего не значит?». Наконец, третье правило – не вносить в жизнь ничего «нового», стоять за старину во всем, – во взглядах на жизнь, в людских отношениях, обычаях и обрядах. Она сокрушается, что «старина выводится». «Что будет, как старики-то перемрут? Как будет свет стоять, уж я и не знаю!» – говорит она совершенно искренне.

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Таковы взгляды Кабановой, и в способе их проведения в жизнь сказывается её жестокая натура. Она давит всех своим властолюбием; она ни к кому не знает жалости и снисхождения. Она не только «блюдет» за выполнением своих правил, – она вторгается с ними в чужую душу, придирается к людям, «точит» их ни с того, ни с сего... И все это делается с полным сознанием своего «права», с сознанием «необходимости» и с постоянными заботами о наружном благочинии...

Деспотизм и самодурство Кабанихи куда страшнее того, который проявляет Гордей Торцов в пьесе «Бедность не порок », или Дикой. У тех нет вне себя никакой опоры, и потому их все же можно, хоть редко, искусно играя на их психологии заставить на время стать обыкновенными людьми, как это делает Любим Торцов со своим братом. Но нет той силы, которая сбила бы Кабанову: помимо своей деспотической натуры, она всегда найдет себе опору и поддержку в тех устоях жизни, которые она считает неприкосновенной святыней.

Савёл Дикой. Не таков другой «самодур» этой драмы – купец Савёл Дикόй. Это – родной брат Гордея Торцова: – грубый, вечно пьяный, считающий себя вправе всех ругать потому, что он богат, Дикой деспотичен не «по принципу», как Кабанова, а из каприза, из прихоти. Никаких разумных оснований для его поступков нет – это необузданный, лишенный всяких логических оснований, произвол. Дикой, по меткому определению калиновцев, – «воин»: по его собственным словам, у него, «дома постоянно война идет». «Ты – червяк! Захочу – помилую, захочу – раздавлю!» – вот, основание его отношений к тем людям, которые слабее, или беднее его. Характерным отголоском старины сказалась одна черта его, – изругав во время своего говенья мужика – он «на дворе, в грязи ему кланялся, – при всех... кланялся!»... В этом «всенародном покаянье» выражался в нем проблеск уважения к какому-то высшему нравственному порядку вещей, установленному стариной.

Тихон Кабанов. В семье Кабановой молодое поколение представлено сыном её Тихоном, невесткой Катериной и дочерью Варварой. На всех этих трех лицах по-разному отразилось влияние старухи Кабановой.

Тихон – совершенно безвольное, слабое существо, обезличенное матерью.. Он, взрослый мужчина, повинуется ей, как мальчик, и, боясь ее ослушаться, готов унижать и оскорблять свою любимую жену. Стремление к свободе у него выражается жалким, трусливым пьянством на стороне и такой же трусливой ненавистью к родному дому...

Варвара Кабанова. Варвара – натура более смелая, чем брат. Но и ей не под силу открытая борьба с матерью, лицом клицу. И она завоевывает себе свободу обманом и хитростью. «Благочинием», лицемерием прикрывает она свою разгульную жизнь. Как ни странно, на такую жизнь девушки в городе Калинове смотрели сквозь пальцы: «когда же и погулять, как не в девках!» – говорит сама Кабанова. «Грех не беда, молва нехороша!» – говорили в кругу Фамусова . Та же точка зрения и здесь: огласка, по мнению Кабановой, всего страшнее.

Варвара пыталась и Катерине устроить такое же «обманное счастье», которым наслаждалась сама со спокойной совестью. И это привело к страшной трагедии.

Феклуша. Странница-богомолка Феклуша представляет в «Грозе» полную противоположность пытливому механику Кулигину . Глупая и хитрая, невежественная старуха, она произносит обвинение против всей новой культурной жизни, – проблески которой тревожат «темное царство» своей новизной. Весь мир, с его суетой, кажется ей «царством плоти», «царством Антихриста». Кто служит «миру», – тот служит дьяволу и губит душу. С этой точке зрения она сходится с Кабанихой и со многими другими обитателями Калинова и всего изображённого Островским «темного царства».

В Москве – кишит жизнь, суетятся, торопятся, точно ищут чего-то – рассказывает Феклуша, и противопоставляет этой «суете» мир и тишину Калинова, с заходом солнца погружавшегося в сон. Феклуша по старинному объясняет причины «городской суеты»: дьявол невидимо разбросал «семена плевелов» в сердца человеческие, – и люди отдалились от Бога и служат ему. Всякая новизна пугает Феклушу в её единомышленников, – паровоз она считает «огнедышащим змеем», и с ней согласна старуха Кабанова... А в это время здесь же, в Калинове, Кулигин мечтает о perpetuum mobile... Какое несогласимое противоречие интересов и мировоззрений!

Борис. Борис Григорьевич – племянник Дикого, – образованный юноша, который с легкой, вежливой улыбкой слушает восторженные речи Кулигина, – ибо не верит в perpetuum mobile. Но, несмотря на свою образованность, в культурном отношении, он ниже Кулигина, который вооружен и верой, и силой. Борис ни к чему не применяет свое образование, и силы для борьбы с жизнью у него нет никакой! Он, без борьбы с совестью увлекает Катерину и без борьбы с людьми, покидает ее на произвол её судьбы. Он – слабый человек, и увлеклась им Катерина просто потому, что «на безлюдье и Фома – дворянин». Некоторый лоск культурности, чистоплотность и порядочность в манерах, вот, что заставало Катерину идеализировать Бориса. Да и невтерпеж было ей жить, не было бы Бориса, – она идеализировала бы другого.

Островский не зря дал название своему произведению «Гроза», ведь раньше люди боялись стихии, ассоциировали ее с наказанием небес. Гром и молния вселяли суеверный страх и первобытный ужас. Писатель рассказал в своей пьесе о жителях провинциального городка, которые условно разделены на две группы: «темное царство» - богатые купцы, эксплуатирующие бедняков, и «жертвы» - те, кто терпит произвол самодуров. Более детально о жизни людей расскажет характеристика героев. Гроза раскрывает истинные чувства персонажей пьесы.

Характеристика Дикого

Савел Прокофьич Дикой является типичным самодуром. Это богатый купец, на которого нет управы. Он замучил своих родных, от его оскорблений домашние разбегаются по чердакам да чуланам. К слугам купец относится грубо, угодить ему невозможно, обязательно найдет, к чему прицепиться. Жалования у Дикого не выпросишь, поскольку он очень жаден. Савел Прокофьич невежественный человек, сторонник патриархального строя, не желает познавать современный мир. О глупости купца свидетельствует его разговор с Кулигиным, из которого становится ясно, что Дикой не знает, гроза. Характеристика героев «темного царства», к сожалению, на нем не заканчивается.

Описание Кабанихи

Марфа Игнатьевна Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама неукоснительно им следует. Кабаниха довела всех до отчаяния - именно это показывает характеристика героев. «Гроза» - это пьеса, раскрывающая нравы патриархального общества. Женщина раздает милостыню нищим, ходит в церковь, но жизни не дает и своим детям, и невестке. Героиня хотела сохранить прежний уклад жизни, поэтому держала домашних в страхе, поучала сына, дочь, невестку.

Характеристика Катерины

В патриархальном мире можно сохранить человечность, веру в добро - это показывает и характеристика героев. «Гроза» - пьеса, в которой идет противостояние между новым и старым миром, только вот персонажи произведения отстаивают свою точку зрения по-разному. Катерина с радостью вспоминает свое детство, ведь она выросла в любви и взаимопонимании. Она принадлежит к патриархальному миру и до определенного момента ее все устраивало, даже то, что родители сами решили ее судьбу и отдали замуж. Но вот роль униженной невестки Катерине не нравится, она не понимает, как можно постоянно жить в страхе и неволе.

Главная героиня пьесы постепенно меняется, в ней просыпается сильная личность, способная сделать свой выбор, что проявляется в любви к Борису. Катерину погубило ее окружение, отсутствие надежды толкнуло на самоубийство, ведь жить в домашней тюрьме Кабанихи она бы не смогла.

Отношение детей Кабанихи к патриархальному миру

Варвара - это которая не желает жить по законам патриархального мира, но и открыто противиться воли матери она не собирается. Ее искалечил дом Кабанихи, поскольку именно здесь девушка научилась врать, хитрить, делать, что душе угодно, но тщательно скрывать следы своих проступков. Чтобы показать умение некоторых особ приспосабливаться к разным условиям, написал свою пьесу Островский. Гроза (характеристика героев показывает, какой удар Варвара нанесла матери, совершив побег из дома) вывела всех на чистую воду, во время ненастья жители городка показали свои настоящие обличья.

Тихон - это слабый человек, воплощение завершения патриархального уклада. Он любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от самодурства матери. Именно Кабаниха подтолкнула его к пьянству, разрушила своими нравоучениями. Тихон не поддерживает старинные порядки, но не видит смысла идти против матери, пропуская ее слова мимо ушей. Только после смерти жены герой решается на бунт против Кабанихи, обвинив ее в гибели Катерины. Понять мировоззрение каждого персонажа и его отношение к патриархальному миру позволяет характеристика героев. «Гроза» - это пьеса с трагичным концом, но верой в лучшее будущее.

1 слайд

История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Самое решительное произведение Островского»

2 слайд

История создания пьесы Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.

3 слайд

Значение названия пьесы «Гроза» Гроза в природе (действие 4) - физическое явление, внешнее, не зависящее от героев. Гроза в душе Катерины - от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Гроза в обществе - ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем - неповиновение. Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.

4 слайд

Значение названия пьесы «Гроза» Вывод. Смысл заглавия: гроза в природе - освежает, гроза в душе - очищает, гроза в обществе - освещает (убивает).

5 слайд

Положение женщин в России в 1 половине 19 века. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль - роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы. «Домострой» - памятник русской письменности 16 в., представляющий собой свод правил семейного быта.

6 слайд

Эпоха перемен Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения - люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования. В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы.

7 слайд

Система действующих лиц пьесы Говорящие фамилии Возраст героев «Хозяева жизни» «Жертвы» Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

8 слайд

Система действующих лиц пьесы Дикой: «Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет». Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».

9 слайд

Система действующих лиц пьесы Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Кулигин: «Лучше уж стерпеть».

10 слайд

11 слайд

Особенности раскрытия характеров героев Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Кулигин - речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

Урок 31. Драма "Гроза". Система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

Цели:

определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.

Ход урока.

Группа 1. Смысл названия пьесы "Гроза". Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом под руководством учителя.

Дайте определение слову «гроза»?

Какое значение имеет в пьесе?

(Гроза для Катерины – божья кара; Тихон называет грозой брань своей матери; Кулигин видит в грозе «благодать»)

Композиционная роль грозы? (связывает воедино всю пьесу: в 1 действии гроза надвигается, в 4 – предвещает гибель, разражается в кульминационной сцене признания Катерины)

Группа 2. Система действующих лиц пьесы. Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.

– Давайте назовем действующих лиц «Грозы» (чтение афиши ). Что означают их имена и фамилии?

– Фамилии в пьесах Островского «говорят» не только о характере героя, но фактически дают информацию о нем. Тщательное отношение Островского к именам героев – одна из причин их реалистичности. Здесь же проявляется такое редкое качество как читательская интуиция.

Изучая список действующих лиц, следует отметить распределение героев по возрасту (молодые -- старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин -- механик-самоучка и Борис). Затем, в работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

"Хозяева жизни"

"Жертвы"

Дикой . Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кабаниха . Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет.

Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Феклуша . И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Кулигин. Лучше уж стерпеть.

Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!

Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

Вопросы для обсуждения

Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша?

Как понять такое определение - "зеркальные" образы?

Группа 3 . Особенности раскрытия характеров героев. Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.

Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

Кулигин - речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.

Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

Кабаниха - речь лицемерная, "давящая".

Феклуша - речь показывает, что она была во многих местах.

Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:

Кулигин . Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

Кудряш. А что?

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Тихон . Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Варвара. Не уважишь тебя, как же!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Использование приема контраста и сопоставления:

монолог Феклуши - монолог Кулигина;

жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж;

Катерина - Варвара;

Тихон - Борис.

Итог урока . Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы - "хозяева жизни" и "жертвы", в своеобразной позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей, соответствующей их позиции, и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

Домашнее задание:

  1. Ответить на проблемный вопрос: Можем ли мы осуждать Кабаниху за ее отношение к невестке, если, в конечном счете, свекровь оказалась права в своих опасениях, ведь Катерина изменила мужу.
  2. Проследить по развитию действия пьесы как развивается конфликт, какую роль при этом играет гроза?

На уроке можно организовать работу в группах.

1-я группа. История создания пьесы (сообщения о домашней работе с дополнительной литературой).

Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.

2-я группа. Значение названия пьесы « » (сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом).

Гроза в природе (действие 4) - физическое явление, внешнее, не зависящее от героев.

Гроза в душе Катерины - от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию.

Гроза в обществе - ощущение людьми, ратующими за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем - неповиновение.

Гроза в природе является внешней причиной, спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе, которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.

Вывод. Смысл заглавия:

Гроза в природе - освежает,

Гроза в душе - очищает,

Гроза в обществе - освещает.

3-я группа. Система действующих лиц пьесы. (Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.)

Изучая список действующих лиц, следует отметать говорящие фамилии и распределение героев по возрасту: молодые - старые. Затем, при работе с текстом, знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

«Хозяева жизни»

Дикой: «Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет». Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится». Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

«Жертвы»

Кулигин: «Лучше уж стерпеть». Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает».

Вопросы к классу. Какое место занимает Катерина в этой системе образов? Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша? Как понять - «зеркальные образы»?

4-я группа. Особенности раскрытия характеров героев. (Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.)

1. Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая ):

Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

Кулигин - речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами.

Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

2. Роль первой реплики, которая сразу раскрывяет характер героя:

Кулигин: «Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!»

Кудряш: «А что?»

Дикой: «Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!»

Борис: « ; что дома-то делать!»

Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная».

Кабанова : «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала».

Тихон: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

Варвара: «Не уважишь тебя, как же!»

Катерина: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».

3. Использование приема контраста и сопоставления:

Монолог Феклуши - монолог Кулигина,

Жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж,

Катерина - Варвара,