От чего умер паганини. Последнее письмо. — фанфик по фэндому «Паганини: Скрипач Дьявола. Любовь творит чудеса

Личность Никколо Паганини всегда приковывала внимание публики, одни видели в нем настоящего гения, другие же мошенника, отказываясь верить в такой необычайный талант. Даже сегодня никто не может отрицать тот факт, что он был настоящим Маэстро и хоть виртуозный скрипач ушёл в вечность, но его произведения, а также воспоминания о его феноменальном таланте остались. Вся жизнь великого музыканта окутана тайнами и недомолвками, сопровождавшими его повсюду.

Краткую биографию Никколо Паганини и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Паганини

Родился будущий музыкант в Генуе 27 октября 1782 года. Его отец был мелким торговцем, но вместе с тем, Антонио Паганини очень увлекался музыкой и мечтал, чтобы его сын стал великим музыкантом. Практически все детство Никколо посвятил занятиям на инструменте. От природы ему достался необычайно острый слух, и с каждым днем его отец осознавал, что Никколо ждет слава настоящего виртуоза, поэтому было решено нанять ему профессионального учителя.


Так его первым наставником, не считая отца, стал Франческе Ньекко, который был композитором и скрипачом. Эти занятия помогли еще больше раскрыть талант маленького музыканта и уже в возрасте восьми лет он создает свою первую сонату.

Слух о маленьком гении постепенно разлетелся по всему небольшому городу и на Никколо обратил пристальное внимание скрипач Джакомо Коста, который теперь каждую неделю стал заниматься с мальчиком. Эти уроки принесли большую пользу начинающему музыканту и он,благодаря этому,смог начать концертную деятельность. Так, первый концерт будущего виртуоза состоялся в 12 лет, в 1794 году.


После этого на Никколо обратили внимание многие влиятельные люди. Например, Джанкарло ди Негро, известный аристократ, стал покровителем и настоящим другом талантливого музыканта, помогающий ему с дальнейшим обучением. Благодаря его поддержке, новым педагогом Паганини стал Гаспаро Гиретти, который обучал его композиции. В частности, он приучал музыканта пользоваться внутренним слухом во время сочинения мелодий. Под руководством учителя, за несколько месяцев Паганини смог сочинить 24 фуги, пьесы и даже концерты для скрипки.

Вдохновившись успехом своего талантливого сына, Антонио Паганини поспешил взять на себя обязанности импресарио и принялся готовить турне по стране. Выступление столь одаренного ребенка производило настоящий фурор. Именно в этот период из под его пера выходят знаменитые каприччио, совершившие самый настоящий переворот в мире скрипичной музыки.

Вскоре Никколо решает начать независимую от своих родителей жизнь и карьеру, тем более он получает заманчивое предложение – место первой скрипки в Лукке. Он становится не только управляющим городского оркестра, но и продолжает успешно выступать по всей стране. Концерты музыканта по-прежнему проходят блестяще и вызывают бурный восторг у публики.

Известно, что Паганини был очень влюбчив и именно в этот период времени, виртуозный скрипач встречает первую любовь. Он даже на три года прекратил гастролировать и всерьез увлекается композицией. Свои произведения, сочиненные в этот промежуток времени, Никколо посвящает «синьоре Диде». Не секрет, что Паганини приписывают множество романов, даже с августейшими особами. Речь идет о сестре Наполеона Элизе, которая была замужем за Феличе Бачокки (правителем в Лукке). Композитор даже посвятил ей «Любовную сцену», которую написал всего для двух струн. Это произведение очень понравилось публике, а сама княгиня предложила маэстро сочинить пьесу уже для одной струны. В биографии Пагании есть такой факт, что через некоторое время маэстро представил сонату «Наполеон» для струны «Соль». Известно также, что через несколько лет сам скрипач принял решение прекратить общение с Элизой.

Спустя время, вернувшись в родной город, Никколо уже увлекся дочерью портного – Анджелиной Каванной, которую даже взял с собой в Парму. Однако вскоре выяснилось, что девушка в положении, и поэтому она вынуждена была отправиться назад в Геную. Сохранились сведения, что отец Анджелины подал на музыканта в трибунал и суд, длившийся два года, который постановил выплатить пострадавшей значительную денежную сумму.


В 1821 году здоровье Паганини сильно пошатнулось, ведь он уделял много времени музыке и совсем не заботился о себе. Музыкант пытался облегчить приступы кашля и боли различными мазями, поездками на морские курорты, однако ничего не помогало. Из-за этого Николо был вынужден на время прекратить концертную деятельность.

Весной 1824 года скрипач неожиданно посещает Милан, где тут же принимается организовывать свой концерт. После этого он уже с успехом выступает в Павии и родном Генуе. Именно в этом время он вновь встречает свою прежнюю любовь Антонию Бьянку, известную певицу. Через некоторое время у них рождается сын Ахилл.

В этот промежуток времени Паганини очень много времени посвящает композиции, постоянно сочиняя очередные шедевры: «Военная соната», Концерт для скрипки №2 – эти произведения становятся настоящей кульминацией его творческого пути. В 1830 году, после успешного выступления в Вестфалии, он удостаивается титула барона.

В 1839 году Никколо отправляется в Ниццу, где снимает себе небольшой домик и несколько месяцев буквально не выходит никуда из-за плохого самочувствия. Его состояние настолько было ослаблено, что он не мог уже взять в руки свой любимый инструмент. Умер знаменитый скрипач и композитор в 1840 году.



Интересные факты

  • До сих пор неизвестно, посещал ли вообще известный музыкант когда-либо школу. Исследователи отмечают, что в его рукописях очень много грубых ошибок, причем даже в тех, которые написаны в зрелом возрасте.
  • Не секрет, что родился Паганини в семье мелкого торговца, хотя изначально его отец трудился даже грузчиком. Однако, как позже стало известно, при переписи населения Наполеон приказал указать в документах, что отец Паганини был "держателем мандолин".
  • Сохранилась история о том, что мать будущего виртуоза как-то во сне увидела ангела, который сообщил ей, что их сына Никколо ждет карьера великого музыканта. Отец Паганини, услышав это очень воодушевился и обрадовался, ведь он мечтал именно об этом.
  • Уже с 5 летнего возраста маленький Никколо начал заниматься на мандолине , а через год на скрипке . Отец часто запирал его на чердаке, чтобы он больше проводил время за инструментом, что впоследствии отразилось на здоровье музыканта.
  • Впервые на сцене Паганини выступил 31 июля 1795 года в театре Сант-Агостино, родного города. На вырученные от концерта средства, 12-летний Никколо смог поехать в Парму, чтобы продолжить обучение у Алессандро Ролла.
  • Когда Антонио Паганини вместе с сыном приехали к Алессандро Ролла, тот не смог их принять из-за плохого самочувствия. Рядом с комнатой музыканта лежал его инструмент и ноты сочиненного им же произведения. Маленький Никколо взял эту скрипку и исполнил то, что было записано на нотной бумаге. Услышав его игру, Алессандро Ролла вышел к гостям и сообщил, что не может ничему большему научить этого исполнителя, так как он и так уже все знает.
  • Концерты Паганини всегда производили настоящий фурор, а особо впечатлительные дамы даже теряли сознание. Он продумывал все до мельчайших мелочей, даже «внезапно лопнувшая струна» или расстроенный инструмент, все было частью его гениальной программы.
  • Из-за умения Паганини подражать на скрипке пению птиц, человеческому разговору, игре на гитаре и других инструментах, его называли «Южным колдуном».


  • Музыкант наотрез отказывался сочинять псалмы для католиков, навлекая на себя этим самым гнев церковнослужителей с которыми впоследствии долго конфликтовал.
  • Известно, что Паганини был масоном и даже сочинил масонский гимн.
  • Среди все слухов, ходивших вокруг персоны скрипача, выделяется легенда о том, что он специально обращался к хирургу для проведения тайной операции, позволившей ему значительно повысить гибкость рук.
  • Никколо был очень рассеянным, он с трудом мог запомнить даже дату своего рождения. Зачастую в документах он указывал неверный год, причем каждый раз это были разные даты.


  • В биографии Паганини есть история о том, как маэстро однажды, отказал самому английскому королю. Получив приглашение от него выступить при дворе за довольно скромный гонорар, Паганини пригласил короля на свой концерт в театре, чтобы тот смог еще более сэкономить на этом.
  • У Паганини было очень сильное увлечение азартными играми, из-за этого известный музыкант очень часто оставался без средств. Ему даже приходилось несколько раз закладывать свой инструмент и просить денег в долг у товарищей. Лишь после рождения наследника, он завязал с картами.
  • Он был весьма востребованным исполнителем, и за выступления Никколо получал огромные по тем меркам гонорары. После своей смерти он оставил наследство в несколько миллионов франков.
  • Удивительно, но музыкант не очень любил записывать свои сочинения на бумаге, так как хотел быть единственным их исполнителем. Однако, один скрипач смог его очень удивить, речь идет о композиторе Генрихе Эрнсте, который исполнил вариации Паганини на своем концерте.


  • Еще при жизни вокруг маэстро ходило множество слухов, даже его родителям «доброжелатели» посылали письма, в которых пытались запятнать имя музыканта. Чего только стоит легенда о том, что свою искусную игру он оттачивал в тюрьме. Даже в романе Стендаля упоминается об этой странной выдумке.
  • Пресса довольно часто в последние годы жизни музыканта сообщала ошибочно о его смерти, позднее им приходилось писать опровержение, а популярность Паганини только возрастала в связи с этим. Когда композитор умер в Ницце, печатные издания снова опубликовали некролог и даже сделали небольшую заметку, что надеются на то, что скоро опять напечатают опровержение.
  • В коллекции маэстро было несколько скрипок, среди них работы Страдивари, Амати, но свою самую любимую – Гварнери, он завещал городку, в котором родился. Один из его инструментов сейчас хранится в России. Речь идет о скрипке работы Карло Бергонци, которую приобрел Максим Викторов в 2005 году за 1.1 млн долларов.

История скрипки Паганини

Сам композитор дал весьма необычное название своему любимому инструменту – «Пушка». Связано это было с событиями, которые происходили в его стране в первой половине XIX века. Изготовил скрипку Бартоломео Джузеппе Гварнери в 1743 году. Исследователи указывают, что подарил 17-летнему музыканту инструмент один парижский купец. Скрипка сразу же привлекла внимание Никколо силой звучания и стала его любимой. Он очень трепетно к ней относился и однажды даже обратился к скрипичному мастеру, потому что инструмент потерял голос. Приехав через несколько дней к нему, Маэстро с облегчением услышал знакомое звучание скрипки и в награду отдал мастеру Вильому ценную шкатулку, усыпанную самоцветами. Свой щедрый дар он объяснил тем, что в свое время у него было две такие шкатулочки. Одну из них он презентовал своему врачу, за то, что тот вылечил его тело. Теперь же он подарил вторую мастеру, так как тот исцелил его «Пушку».

В своем завещании Паганини указал, чтобы вся его коллекция инструментов должна быть передана Генуе, где он родился и впредь не покидала города. Это касалось и «Пушки», которая впоследствии получила название «Вдова Паганини». Связано это было с тем, что никто больше не смог извлечь из нее подобное звучание, какое получалось у Маэстро.

Скрипка Паганини в настоящее время находится под пристальным наблюдением в музее Палаццо Дориа-Турси, там же есть и некоторые другие личные вещи музыканта. Несмотря на то, что инструмент хранится постоянно в музее, иногда его все же можно услышать в концертном зале. Правда играть на нем разрешается лишь победителю музыкального конкурса имени Паганини .

Секрет необычайного таланта Паганини

Вокруг необычайного таланта Паганини всегда ходили легенды, и какие только истории не выдумывали современники, чтобы попытаться объяснить его гениальную игру на скрипке. Сговор с потусторонними силами, специальная операция, мошенничество - все эти слухи, лишь малая часть из множества других, окружавших музыканта. Американский врач Майрон Шенфельд попытался тоже объяснит секрет скрипичной техники маэстро. По его мнению, все дело в наследственном заболевании, от которого страдал Паганини.

Имя: Никколо Паганини (Niccolo Paganini)

Возраст: 57 лет

Деятельность: скрипач, композитор

Семейное положение: был в разводе

Никколо Паганини: биография

Мистический скрипач, руками которого руководил сам Сатана, до сих пор собственными произведениями будоражит людские сердца и заставляет задуматься о сокровенном, хотя со дня смерти гения минуло немало лет.

Поздней осенью 1782 года в небогатой генуэзской семье родился второй ребенок, которого назвали Никколо. Родители сильно переживали за кроху, так как младенец появился на свет раньше срока и был болезненным и тщедушным. Отчий дом Никколо стоял в узком проулке под названием Черная кошка. Антонио Паганини (папа) в молодости работал грузчиком в порту, но чуть позднее открыл собственную лавочку. Тереза Боччардо (мама) вела домашнее хозяйство.


Однажды Терезе приснился ангел, который предрек второму ребенку блестящее музыкальное будущее. Когда женщина рассказала о сне супругу, тот невероятно обрадовался, ведь и сам обожал музыку. Антонио постоянно музицировал на мандолине, чем сильно раздражал соседей и супругу. Мужчина прививал любовь к музыкальным инструментам старшему ребенку, но успеха не возымел.

Отец, уверовав в вещий сон, начал усиленно заниматься с Никколо уроками игры на скрипке. С первых занятий становится ясно, что ребенок одарен от природы тончайшим слухом. Поэтому детские годы малыша прошли в изнуряющих занятиях, от которых даже сбегал. Но папа применял крайние меры, закрывая сына в темном сарае и лишая куска хлеба. Ребенок был вынужден играть на инструменте много часов подряд, что привело к каталепсии. Врачи констатировали смерть, а убитые горем родители приступили к процедуре похорон.


Никколо Паганини в детстве и молодости

Но на церемонии прощания произошло чудо – Никколо очнулся и сел в гробу. Как только малыш поправился, Антонио вновь вручил ему любимую игрушку-мучительницу – скрипку. Теперь мужчина прекратил самостоятельные уроки с сыном и пригласил учителя, которым стал генуэзский скрипач Франческе Ньекко. Паганини рано начал создавать первые композиции собственного сочинения. Таким образом, уже в 8 лет он порадовал родственников скрипичной сонатой.

Городок облетели слухи о том, что в бедной семье лавочника Паганини растет талантливый музыкант. Не прошли эти новости и мимо ушей главного скрипача капеллы собора Сан-Лоренцо, который решил лично убедиться в гениальности мальчика. После прослушивания Джакомо Коста предложил собственные услуги в развитии юного дарования. Коста шесть месяцев обучал Никколо, передавая ему навыки и секреты искусства.

Музыка

После занятий с Джакомо жизнь ребенка изменилась до неузнаваемости, теперь его биография полна встреч с творческими людьми. Перед юношей открылась дорога к концертной деятельности. В 1794 году в Генуе выступал польский виртуоз Август Дурановский, который так воодушевил юного скрипача, что тот решился дать собственный концерт. После этого мальчиком заинтересовался маркиз Джанкарло ди Негро, который слыл известным меломаном. Узнав, что одаренный ребенок растет в бедной семье, маркиз берет на себя обязанности по воспитанию и содержанию Никколо.


Джанкарло ди Негро оплачивает услуги нового учителя для мальчика. Им становится популярный виолончелист Гаспаро Гиретти, научивший Пагагини композиторской технике и развивший в нем способность сочинять музыку без инструмента. Под таким руководством юноша сочинил два концерта для скрипки и 24 фуги для фортепиано в четыре руки.

В 1800 Паганини начинает серьёзную работу и дает 2 концерта в Парме. После этого его приглашают ко двору герцога Фердинанда Бурбонского, где юноша уверенно выступает. В этот момент Антонио Паганини понимает, что пора зарабатывать деньги на таланте сына. Став импресарио, организует гастроли по Северной Италии.


Талантливый юноша концертирует в Пизе, Флоренции, Болонье, Милане, Ливорно. В городах собираются огромные залы, люди хотят посмотреть на юного скрипача. Но несмотря на тяжелые гастроли, отец настаивает на постоянном музицировании Никколо, который уже создает шедевральные каприччо. Эти 24 каприса совершили революцию в мире скрипичной музыки. Рука гения прикоснулась к сухим формулам Локателли, и произведения заиграли свежими искрящимися образами и картинами. Более ни одному скрипачу такое было не подвластно. Каждая миниатюра из 24 звучит бесподобно, вызывая у слушателя и смех, и слезы, и дикий ужас одновременно.

Устав от авторитарного и жестокого отца, повзрослевший юноша решил жить самостоятельно. В этот момент ему предложили место первого скрипача в Лукке, и, чтобы избавиться от родительской опеки, Никколо соглашается. Этот момент описывается в дневниках, где он делится впечатлениями о чувстве опьяняющей свободы и ощущения крыльев за спиной. Это отразилось и на концертах, которые зазвучали пылко и страстно. Теперь жизнь гения превратилась в череду поездок, картежных игр и сексуальных приключений.

Никколо Паганини возвращается в Геную в 1804 году. Пробыв на Родине непродолжительное время, он успел создать 12 скрипичных и гитарных сонат. После этого вновь отправляется в герцогство Феличе Бачокки, где работает дирижером оркестра и камерным пианистом. В 1808 году переезжает вслед за остальными придворными во Флоренцию. Семь лет провел музыкант при дворе, прерывая службу только на время гастролей. Эта зависимость так нервировала молодого человека, что он решился на отчаянный поступок, чтобы избавиться от дворянских пут.


Никколо Паганини называли "скрипачом дьявола"

Явившись на концерт в мундире капитана и наотрез отказавшись переодеться, был изгнан сестрой из дворца. В тот момент французского полководца разгромили русские войска, и поступок скрипача так взбудоражил общество, что он чудом избежал ареста. Далее творческий путь продолжается уже в Милане. В театре «Ла Скала» настолько очаровался увиденным танцем ведьм из балета «Свадьба Беневенто», что за один вечер написал вариации для оркестровой скрипки на эту тему.

В 1821 Паганини прерывает концертную деятельность из-за затяжной изматывающей болезни. Дела обстоят настолько плохо, что мужчина просит приехать мать, чтобы успеть попрощаться. Матушка прикладывает усилия для спасения сына и перевозит его в Павию. Здесь скрипача лечит Сиро Борда, который делает больному кровопускания, втирает ртутную мазь и пишет персональную диету.

Но Никколо терзают сразу несколько болезней: лихорадка, кашель, туберкулез, ревматизм и кишечные спазмы. Справится с недугом не может даже именитый лекарь. Даже во время болезни талантливый музыкант не оставляет творчество и слабыми руками перебирает гитарные струны, обдумывая композиции. Моления матушки не проходят даром, и мужчина поправляется, правда надрывный кашель остается на года.

Окрепнув, Паганини дает 5 концертов в Павии и сочиняет 20 новых произведений. Последующие годы мужчина путешествует, выступая Германии, Риме, Вестфалии, Франции. Теперь билеты на Паганини стоят огромных денег, талантливый скрипач зарабатывает состояние и даже покупает себе титул барона.

Личная жизнь

Несмотря на непрезентабельную внешность, Никколо Паганини не испытывал недостатка в любовницах. Глядя на фото, современники удивляются, как это ему удавалось. Желтоватое лицо, острый нос, угольно-черные глаза и спутанные темные волосы – это портрет великого музыканта. Едва юноше исполнилось 20 лет, как у него появилась дама, которая увозила скрипача вечерами в собственное поместье, чтобы отдохнуть после концертов.


Никколо Паганини в 20 лет

Следующей музой мужчины становится Элиза Бонапарт Бачокки, которая приблизила любимого ко двору и всячески поддерживала. Отношения завязались непростые, но настолько страстные, что в этот период скрипач пишет 24 каприса на одном дыхании. В этюдах раскрывается все, что испытывал юноша к красавице-принцессе: боль, страх, любовь, ненависть и восторг. Это произведение до сих пор не дает покоя слушателям, многие из которых считают, что в тот момент рукой композитора управлял сам дьявол.

Расставшись с Элизой, Никколо вернулся к гастролям, где и познакомился с Анджелиной Каванной. Девушка - дочка портного и отдала последние деньги за возможность увидеть великого виртуоза. Так как музыканта окутывали мистические слухи, то Анджелина решила сама убедиться в «сатанизме» скрипача и пробралась за кулисы. Молодые люди мгновенно полюбили друг друга. Чтобы не расставаться с возлюбленным, красавица отправилась в совместное турне в Парму, даже не оповестив отца. Спустя 2 месяца обрадовала сожителя известием о том, что вскоре станет матерью.


Музыкант отправляет подругу в Геную к родственникам, где ее находит отец. Портной обвинил Паганини в развращении дочери и подал в суд. За время судебных разбирательств Анджелина родила, но дитя погибло. Скрипач выплатил денежную компенсацию семье Каванно.

Спустя 3 месяца влюбчивый скрипач завязал отношения с певицей Антонией Бьянки, которая выступала на сцене «ЛаСкала». Пара жила настолько странно, что неоднократно привлекала внимание окружающих. Антония любила Никколо, но постоянно изменяла. Девушка объясняла это тем, что мужчина часто болел,а ей не хватало внимания. Собственные измены певица не скрывала. Любимый тоже в долгу не оставался и заводил интрижки с кем попало.


В 1825 году у пары рождается сын, которого назвали Ахилл. Скрипач, мечтающий о детях, безумно обрадовался этому факту. Чтобы создать ребенку условия и обеспечить дальнейшую жизнь, молодой отец погрузился в творчество и зарабатывание капитала. Не забывая при этом уделять внимание горячо любимому Ахиллу. Супруги разошлись, когда ребенку исполнилось 3 года. Никколо добился единоличной опеки над малышом.

Несмотря на любовные похождения, привязан он только к одной женщине – Элеоноре дэ Лука. С юности и до зрелости мужчина навещал возлюбленную, которая безропотно принимала блудного друга.

Смерть

Осенью 1839 года Паганини приехал навестить Геную, но поездка далась нелегко. Великого виртуоза подкосил туберкулез, из-за которого мужчину мучил изнуряющий кашель и отечность ног. Последние месяцы перед смертью он даже не выходил из дома. В 1840 болезнь поглотила Никколо, который на смертном одре пальцами перебирал струны любимой скрипки, не в силах поднять смычок. В этом же году великий музыкант скончался.


По одной из версий, церковнослужители запретили предавать тело земле из-за того, что перед смертью мужчина не исповедовался. Паганини кремировали, а прах хранила Элеонора дэ Лука. Из другого источника следует, что Никколо похоронили в Валь-Польчевере, и спустя 19 лет Ахилл добился захоронения останков отца на Пармском кладбище.

  • В 2013 году на экраны вышел фильм «Скрипач дьявола», созданный по мотивам из биографии Паганини.
  • Умел «разговаривать» струнами.
  • Увлекался азартными играми, оставляя последние деньги в игорных домах.
  • Устраивал на концертах такие шоу, что некоторые слушатели теряли сознание.
  • Одной скрипкой заменял оркестр.
  • Категорически отказывался писать псалмы.
  • Принадлежал к обществу масонов.
  • Не записывал собственные сочинения на бумаге
  • Не прерывал игру, если на скрипке лопались струны. Иногда даже одной струны хватало для шедеврального выступления.
  • Слыл великим сластолюбцем.

Дискография

  • 24 каприса для скрипки соло, Op.1, 1802-1817 гг.
  • Шесть сонат для скрипки и гитары, Op. 2
  • Шесть сонат для скрипки и гитары
  • 15 квартетов для скрипки, гитары, альта и виолончели
  • Концерты для скрипки с оркестром № 1-6
  • Le Streghe
  • Интродукция с вариациями на тему «Бог хранит короля
  • Венецианский карнавал
  • Концертное аллегро Moto Perpetuo
  • Вариации на тему Non pi? Mesta
  • Вариации на тему Di tanti Palpiti
  • 60 вариаций во всех строях на генуэзскую народную песню Barucaba
  • Кантабиле, ре мажор
  • Moto Perpetuo (Вечное движение)
  • Кантабиле и вальс
  • Соната для большого альта

МУЗЫ МУЗЫКАНТА НИККОЛО ПАГАНИНИ

Один из наиболее ярких личностей музыкальной истории , несмотря на довольно демонический внешний вид, никогда не испытывал недостатка в поклонницах. Ему не было и 20, когда появилась богатая и знатная любовница, увозившая юного виртуоза в поместье «отдохнуть» после концертов. До 40 лет он подбирал себе женщин по трем критериям: большая грудь, тонкая талия и длинные ноги… Именно благодаря таким женщинам есть большое музыкальное наследие.

Радости свободы Никколо Паганини

Во всех столицах Европы начала XIX века появились портреты странного человека. Бледное, словно восковое, лицо, спутанные черные волосы, большой крючковатый нос, горящие как угли глаза и огромный шарф, укутывающий всю верхнюю половину тела. При взгляде на портрет люди шептали: «На черта похож». Таков был маэстро Паганини – композитор и скрипач, равного которому не было, нет и едва ли будет. Журналисты обвиняли музыканта во всех смертных грехах, подливала масла в огонь и церковь. Шлейф несуразных «разоблачений» сопровождал Никколо по всей Европе. Ну, а маэстро более интересовало собственное творчество.

Великий скрипач появился на свет 1782 года. Отец был музыкантом-любителем. Именно он привил сыну любовь к музыке и скрипке. Мальчик научился виртуозной игре еще в раннем детстве, и вскоре в Генуе уже не могли найти учителя, который обучил бы юного исполнителя чему-нибудь новому.

В шестнадцать лет закончился нелегкий этап его жизни – он перестал зависеть от воли отца. Вырвавшись на свободу, Паганини предался ранее недоступным «радостям жизни». Он как будто наверстывал упущенное. Никколо стал вести беспутную жизнь и играть не только на скрипке и гитаре, но и в карты. Жизнь великого маэстро состояла из концертов, поездок, болезней и всевозможных сексуальных приключений.

Любовь творит чудеса!

В связи с первой любовью Паганини не гастролировал в течение трех лет. Музой музыканта становится некая «синьора Диде». Композитор пишет музыку, и за этот период на свет появляются 12 сонат для скрипки и гитары.

В 1805 году Элиза Бонапарт Бачокки, вступила во владение маленьким герцогством Лукка, подаренным ей Наполеоном. Она скучала по блестящему двору, оставленному в Париже, и желала иметь нечто подобное здесь, в Италии. С практичностью, достойной семейства Бонапарт, принцесса Элиза в короткий срок собрала придворный оркестр и пригласила на должность капельмейстера-дирижера «первую скрипку Республики Лукка». Это звание молодой Паганини завоевал в 1801 году, соревнуясь за право играть в соборе во время религиозных празднеств. Одновременно Никколо должен был обучать игре на скрипке принца Феличе Бачокки, мужа Элизы.

Вскоре, открыв безграничные возможности Никколо как непревзойденного композитора и желая блеснуть в глазах придворной публики, Элиза попросила Паганини приготовить для нее на очередном концерте сюрприз – маленькую музыкальную шутку с намеком на их отношения. И Паганини сочинил знаменитый «Любовный дуэт» («Любовную сцену») для двух струн, имитирующий диалог гитары и скрипки. Новинку приняли с восторгом, и августейшая покровительница уже не просила, а требовала: свою очередную миниатюру маэстро должен сыграть на одной струне!

Никколо Паганини – неистощимый виртуоз

Идея понравилась Никколо , и спустя неделю на придворном концерте прозвучала военная соната «Наполеон». Успех превзошел все ожидания и еще больше подогрел фантазию Паганини – мелодии одна красивее другой выпархивали из-под чутких пальцев композитора чуть ли не каждый день. Апофеозом непростых отношений принцессы Элизы и ее придворного музыканта стали 24 каприса, написанные в 1807 году на одном дыхании! И до сих пор это уникальное сочинение остается вершиной творческого наследия Паганини .

Этот романтический плен мог продолжаться и дальше, но придворная жизнь изрядно тяготила Никколо . Он жаждал свободы действий… Их последний разговор произошел в 1808 году. Он объяснил Элизе, что хочет сохранить свою индивидуальность. Хоть их связь и длилась 4 года, ей ничего не оставалось, как мирно расстаться с Никколо

Снова гастроли и …

Музыкант вернулся к выступлениям по городам Италии. 20 лет продолжалась на родине его триумфальная концертная деятельность. Причем он выступал иногда и в качестве дирижера. Его игра часто вызывала истерики у прекрасной половины зала, но дамы слетались на концерты, как мотыльки на огонь. Один из романов великого музыканта закончился скандалом. Никколо познакомился с некоей Анджелиной Каванна. Дочь портного собрала последние деньги, чтобы попасть на концерт и посмотреть на таинственного виртуоза. Дабы убедиться, что перед публикой действительно выступает сам Сатана, девушка проникла за кулисы. Ей казалось, что вблизи она сумеет разглядеть какие-то признаки нечистой силы, окружающей музыканта.

Страсть вспыхнула внезапно, и, закончив выступления, Паганини пригласил девушку поехать с ним на гастроли в Парму. Вскоре стало ясно, что у Анджелины будет ребенок, и Паганини тайком отправил ее к друзьям. Отец разыскал дочь и подал на Никколо в суд за похищение и насилие над ней. Скрипача арестовали и посадили в тюрьму. Через 9 дней выпустили, заставив заплатить денежную компенсацию. Начался утомительный судебный процесс. За то время, что тянулись судебные слушания, ребенок успел родиться и умереть, но в конце концов Паганини отделался лишь очередной денежной компенсацией и пятном на репутации.

Где счастье? Близко?

Скандал, связанный с дочерью портного, ничему не научил влюбчивого музыканта. 34-летний Никколо увлекся 22-летней Антонией Бьянки – молодой, но талантливой певицей, которой Паганини помогал с подготовкой сольного выступления. Их отношения нельзя было назвать простыми: Антония, с одной стороны, поклонялась Никколо , с другой – слегка побаивалась, но при этом без зазрения совести изменяла ему с певцами из хора, молодыми аристократами и простыми лавочниками. Однако Антония умела быть нежной. Она трогательно ухаживала за Никколо , когда он болел, следила за тем, чтобы он не простужался и хорошо питался. С ней музыкант чувствовал себя уютно и старался не думать о изменах. Правда, ее неверность была столь очевидной, что не заметить этого не мог даже слепой. Паганини то пытался мстить Антонии, заводя интрижку за интрижкой, то выгонял из дома, но за очередной ссорой всегда следовало примирение.

Одиночество отступает

В 1825 году Антония родила сына Ахилла. Никколо души не чаял в своем наследнике, ему доставляло удовольствие купать ребенка, менять ему пеленки. Если малыш долго плакал, отец брал в руки скрипку и, вспоминая собственное детство, извлекал из инструмента пение птиц, скрип телеги или голос Антонии – после этого мальчик тотчас успокаивался. После рождения ребенка отношения Никколо и Антонии вроде бы наладились, но оказалось, что это было лишь затишье перед бурей. Однажды музыкант услышал, как Антония объясняет маленькому Ахиллу, что его отец не обычный человек, связан с добрыми, а может, и не совсем добрыми духами. Этого Паганини стерпеть не смог, и в 1828 году навсегда расстался с Антонией Бьянки, добившись единоличной опеки над сыном.

Скоротечность счастья Никколо Паганини

Паганини работает как одержимый. Дает один концерт за другим и просит за выступления немыслимые гонорары: Никколо старался обеспечить сыну достойное будущее. Бесконечные гастроли, тяжелая работа и слишком частые концерты постепенно подрывали здоровье музыканта. Однако публике казалось, что волшебная музыка льется из его скрипки как бы сама собой.

скрипка

В 1840 году болезнь отняла у Паганини последние силы. Умирая от туберкулеза, музыкант не мог даже поднять смычок и лишь перебирал пальцами струны своей скрипки. 1840 года в 57 лет виртуоз скончался. Церковники запретили предавать его земле, потому что он не исповедался. По одной версии, тайно похоронили в местечке Валь-Польчевера, рядом с загородным домом его отца. Лишь спустя 19 лет сын великого скрипача Ахилл добился того, чтобы останки Паганини были перенесены на кладбище в Парме. По другой версии, прах музыканта долгие годы хранила Элеонора де Лука – единственная женщина, истинная любовь. Только к ней он время от времени возвращался. Она же была единственным, не считая родственников, человеком, упомянутым в завещании великого скрипача.

Паганини часто говаривал, что хочет жениться, но ему так и не удалось зажить тихой семейной жизнью, несмотря на все усилия. Но, тем не менее, каждая встреченная в его жизни женщина оставляла неизгладимый след, отраженный в нотах, написанных музыкантом.

ФАКТЫ

Россини сказал: «В своей жизни мне пришлось плакать трижды: когда провалилась постановка моей оперы, когда на пикнике в реку упала жареная индейка и когда я услышал игру Паганини».

«Ты сделала меня несчастным, – шептал он, нежно касаясь рукой своей извечной мучительницы. – Лишила беззаботного золотого детства, украла мой смех, оставив взамен страдания и слезы, сделала пожизненно своим пленником… Мой крест и моя радость! Кто бы знал, что за талант, дарованный мне свыше, за счастье обладать тобой я заплатил сполна».

Паганини никогда не ложился спать, не бросив прощальный взгляд на чародейку-скрипку, что владела им безраздельно.

При жизни Паганини почти не печатал своих сочинений, опасаясь, что будет раскрыта тайна его исполнения. Написал же он 24 этюда для скрипки соло, 12 сонат для скрипки и гитары, 6 концертов и несколько квартетов для скрипки, альта, гитары и виолончели. Отдельно для гитары написал около 200 пьес.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

Буккер Игорь 17.11.2012 в 16:00

Самый легендарный скрипач в истории европейской музыки − Никколо Паганини. Музыкальных записей этого композитора и исполнителя не существует, но тем острее слушатель осознает, что второго такого Паганини не будет никогда. На протяжении всей недолгой жизни маэстро ему сопутствовали любовные скандалы. Была ли в жизни Паганини любовь к женщине, которая превосходила бы его любовь к музыке?

Никколо Паганини (Niccolò Paganini) родился 27 октября 1782 года в Генуе. Впрочем, сам Никколо предпочитал убавлять себе два года, утверждая, что он появился на свет в 1784 году. И подписывался он по-разному: Niccolò, или Nicolò, а иногда − Nicolа. Со своим первым концертом Паганини выступил тринадцатилетним подростком. Постепенно красивый мальчик, который покорил генуэзскую публику 31 июля 1795 года, превращался в нескладного юношу с нервными жестами. Получился "гадкий утенок" наоборот. С годами его лицо приобрело мертвенную бледность, ввалившиеся щеки пересекли преждевременные глубокие морщины. Лихорадочно блестевшие глаза глубоко запали, а тонкая кожа болезненно отзывалась на любое изменение погоды: летом Никколо обливался потом, а зимой покрывался испариной. Его костлявая фигура с длинными руками и ногами болталась в одежде, словно у деревянной марионетки.

"Постоянные упражнения на инструменте не могли не вызвать некоторых искривлений торса: грудь, довольно узкая и круглая, по свидетельству доктора Беннати, в верхней части впала, и левая сторона, оттого что музыкант все время держал здесь скрипку, стала шире правой; перкуссия прослушивалась лучше с правой стороны результат перенесенного в Парме плеврального воспаления легких, пишет биограф Паганини итальянка Мария Тибальди-Кьеза (Maria Tibaldi-Chiesa). − Левое плечо поднималось намного выше правого, и, когда скрипач опускал руки, одна оказывалась намного длиннее другой".

При такой внешности о пылком итальянце еще при его жизни ходили самые невероятные слухи. Выдумали историю, будто бы за убийство жены или любовницы музыканта заключили в тюрьму. Ходили слухи, что на его скрипке якобы оставалась только одна, четвертая, струна, и он научился играть на ней одной. А в качестве струны он использует жилы убитой женщины! Поскольку Паганини прихрамывал на левую ногу, судачили, будто бы он долго сидел на цепи. На самом деле еще не опытный юноша-музыкант был типичным генуэзцем, который азартно отдавался своей страсти: будь-то игра в карты или флирт с хорошенькими девушками. К счастью, от карточной игры он вовремя сумел излечиться. Чего не скажешь о любовных похождениях Паганини.

О первой пассии Паганини известно очень мало. Ее имя и место их встреч Никколо не назвал даже своему другу. В расцвете своей молодости Паганини уединился в тосканском имении некой знатной дамы, которая играла на гитаре и передала Никколо свою любовь к этому инструменту. За три года Паганини написал 12 сонат для гитары и скрипки, которые составляют второй и третий его опусы. Словно очнувшись от чар своей Цирцеи, Никколо в конце 1804 года бежит в Геную, чтобы снова взять в руки скрипку. Любовь к таинственной тосканской подруге, а через нее и к гитаре помогла музыканту. Иное расположение струн, чем на скрипке, сделало пальцы Паганини удивительно гибкими. Став виртуозом, музыкант перестал интересоваться гитарой и лишь изредка писал для нее музыку. А вот такой привязанности как к этой знатной даме, которая, вероятно, была старше него, Паганини никогда не испытывал ни к одной женщине. Впереди его ждала полная приключений жизнь бродячего музыканта и одиночество...

Женщины в ней тоже появлялись. Много лет спустя Паганини расскажет своему сыну Акилле, что у него был роман со старшей сестрой Наполеона, великой герцогиней Тосканской Элизой Бонапарт, которая была на тот момент государыней Лукки и Пьомбино. Элиза наградила скрипача титулом "придворного виртуоза" и назначила капитаном личной гвардии. Надев пышный мундир, Паганини получил, в соответствии с дворцовым этикетом, право появляться на торжественных приемах. Связь с некрасивой, но умной женщиной, к тому же сестрой самого французского императора, тешила тщеславие Никколы. Скрипач возбуждал ревность Элизы, которая на пять лет была старше Паганини, гоняясь за юбками.

Однажды Паганини заключил пари. Он взялся продирижировать целой оперой с помощью скрипки, на которой будут всего две струны − третья и четвертая. Он выиграл пари, публика неистовствовала, а Элиза предложила музыканту, "сделавшему невозможное на двух струнах", сыграть на одной струне. 15 августа, в день рождения императора Франции, он исполнил сонату для четвертой струны под названием Наполеон. И снова оглушительный успех. Но успех у "своих" дам уже прискучил Паганини.

Как-то проходя мимо одного дома, он приметил в окне смазливое личико. Некий цирюльник вызвался помочь маэстро устроить любовное свидание. После концерта нетерпеливый любовник на крыльях любви помчался в назначенное место. У распахнутого окна, глядя на луну, стояла девушка. Увидев Паганини, она принялась кричать. Тогда музыкант вскочил на низкий подоконник и спрыгнул вниз. Позднее Никколо разузнал, что та девушка потеряла рассудок из-за неразделенной любви, и по ночам все время смотрела на луну, надеясь, что оттуда прилетит ее неверный возлюбленный. Сводня рассчитывала обмануть душевнобольную, но она не приняла гения музыки за своего парня.

После трех лет пребывания при дворе Элизы, Паганини испросил у нее разрешение удалиться в отпуск. Начались его странствования по городам Италии.

В 1808 году в Турине Никколо познакомился с любимой сестрой императора, очаровательной 28-летней Полиной Бонапарт. Как и ее сестра, она тоже была старше него, но только на два года. От туринцев Полина получила ласковое прозвище Красная Роза, в отличие от Белой Розы − Элизы. В букете Паганини появился еще один роскошный цветок. С ранней юности красавица была довольно ветреной и Наполеон поспешил ее выдать замуж. После смерти супруга, генерала Леклерка, Полина вышла замуж за князя Камилло Боргезе − мужчину привлекательного, но не соответствовавшего требованиям темпераментной корсиканки и к тому же глупого. Муж настолько раздражал Полину, что вызвал приступы неврастении. Любители чувственных утех, Полина и Никколо, приятно проводили время в Турине и в замке Ступиниджи. Их страстные натуры быстро воспламенились и так же быстро охладели. Когда у музыканта случилось сильное расстройство желудка, Полина подыскала ему замену.

Слухи о "долгих годах тюрьмы", в которой якобы просидел Паганини - чистый вымысел, но основанный на реальных событиях. В сентябре 1814 года скрипач выступал с концертами в Генуе, где в его объятия бросилась 20-летняя Анджелина Каванна. Это была не любовь, а похотливая связь и о ней стоит в двух словах сказать, чтобы развенчать один из мифов, связанных с именем Никколо Паганини. Несмотря на имя Анджелина, что на итальянском означает "ангелочек", госпожа Каванна оказалась потаскухой, которую родной отец за разврат выгнал из дому. Сделавшись любовницей скрипача, Анджелина вскоре забеременела. Биограф маэстро Тибальди-Кьеза указывает, что это еще не доказывает отцовство Паганини, так как девушка "продолжала встречаться и с другими мужчинами". Никколо взял ее с собой в Парму, а весной отец Анджелины вернулся с ней в Геную, и 6 мая 1815 года по обвинению в похищении и насилии над его дочерью Паганини арестовали. В заключении музыкант пробыл до 15 мая. Спустя пять дней Паганини в свою очередь подал в суд на портного Каванна, чтобы заставить его выплатить компенсацию. Младенец умер в июне 1815 года. Процесс закончился 14 ноября 1816 года решением не в пользу скрипача, которого обязали уплатить три тысячи лир Анджелине Каванна. За несколько месяцев до судебного постановления Анджелина вышла замуж за человека по фамилии... Паганини. Вот правда, он не был музыкантом и родственником скрипача. Однофамильца звали Джованни Батиста.

Наверное, ни об одном скрипаче не ходило столько сплетен, как о Паганини. Говорили, что он заключил сделку с дьяволом, а его скрипка исписана дьявольскими заклинаниями. Надо сказать, внешность Паганини располагала к таким слухам. Черные глаза, черные вьющиеся волосы, тонкие черты лица, высокий лоб, тонкий нос с горбинкой, тонкие губы, волевой упрямый подбородок. А если к этому прибавить разную длину рук и кособокость, гениальность и техническую виртуозность, становится понятным, почему его концерты пользовались невероятной популярностью. ТАКОГО хотели послушать все. Как к этим слухам относился сам музыкант? Он смеялся! Но смеялся он на людях, в душе ненавидя и презирая этих самых людей. Дьявольское перевоплощение, достойное пера великого Гете. Но нет дыма без огня. И в самом деле, в жизни Паганини много загадок и мистики. Начнем хотя бы с этой – будущий музыкант родился в бедном квартале Генуи, в переулке Черная кошка. Итальянцы, люди суеверные, и тут уж не сложно предугадать судьбу – появится на свет в маленьком узком переулок с дьявольским названием, мог только неудачник. И действительно, невезение и горе неотступно следуют за мальчиком. В четыре года Паганини заболел краснухой, семья жила бедно, так что денег на хорошего врача и лекарства не было – родителям ничего не оставалось, как терпеливо ждать чуда или… Однажды отец присел на край кровати, чтобы покормить мальчика, но тот больше не двигался. Посчитав его мертвым, Антонио Паганини завернул маленького Никколо в саван и положил в заранее приготовленный гроб. Спасла случайность. Перед тем, как начать заколачивать крышку, мать заметила, что грудь мальчика еле-еле поднимается — он дышал. С того времени смерть, словно тень, следовала за Паганини: постоянные болезни, приступы, нервные срывы. А может это некая мистическая расплата? Ведь мальчишка из бедного квартала Генуи, с переулка Черная кошка не сгинул, как тысячи других, а попал в Историю и занял место Великого Музыканта? Кто определил ему это место? Бог? Судьба? Отец? Антонио Паганини — обыкновенный торговый агент, мечтавший о музыкальной славе для своих детей? Но почему именно о музыкальной? Торговля – дело неблагодарное и неблаговидное. Самое дно жизни. Многие обыватели почему-то считают, что торговцы хорошо живут. Это неправда. Хорошо живут только те, кто ворует в особо крупных размерах. Так было во все времена. Исходя из того, что достопочтенный глава семейства не воровал, а честно зарабатывал на торговом деле, семья бедствовала. Паганини повезло в том, что отец любил музыку и не хотел, чтобы сыновья жили среди торгашей. Антонио Паганини мечтал о славе и богатстве. Он уверовал в то, что музыка хороший способ все это получить. Сам Антонио, амбициозный и честолюбивый, мало чего добился в жизни, поэтому все свои чаяния и надежды возлагал на сыновей. Больше всего на старшего Карло, ведь Никколо часто болел. Но видимо судьба уже взялась за странного хилого мальчика, который за свою короткую жизнь успел побывать в гробу. Старший брат ненавидел скрипку. От музыки его воротило! А пиликать приходилось каждый день! Но тут, как всегда помог случай. Однажды Тереза Боччардо увидела вещий сон. К ней явился ангел и предрек младшему сыну судьбу великого музыканта. Утром она все рассказала мужу. Можно только представить радость Антонио! Карло тут же был освобожден от музыкальной повинности и скрипку в руки взял маленький Никколо. Вот так сон матери определил жизнь и судьбу Никколо Паганини. Теперь он обязан был стать музыкантом, не торговым агентом, не пастухом, не авантюристом, а именно музыкантом.

Увы, Антонио Паганини не обладал тонкой душевной организацией, музыкальную науку он вколачивал в сына грубо и по-мужски. Не озадачивая себя тем, что Никколо еще ребенок, он купил ему скрипку, как для взрослого. Мальчику неудобно было ее держать и от этого одну руку приходилось постоянно вытягивать, а левое плечо держать выше правого. С утра до ночи, запертый в чулане он пытался издавать на скрипке какие-то звуки. Как и все одаренные люди, Паганини не разминулся со своим предназначением. За попытки играть с мальчишками на улице, за отказ заниматься музыкой — его били и лишали еды. Никколо воюет с отцом за самый маленький кусочек свободы. Но Антонио ни в чем не уступает – ведь сыновей у него больше не было. Кто тогда станет музыкантом и вытянет семью из нищеты? Результат борьбы отца с сыном получился неоднозначный. Паганини влюбился в скрипку. Через боль и жестокость, он открывал новый мир звуков, чувственности и восприятия. Музыка ворвалась в жизнь бедного мальчика, подчинив себе все желания, стремления и надежды. Это и есть самая большая странность Паганини. Всю жизнь он будет в плохих отношениях с отцом. И когда станет богатым и знаменитым, меньше всего на свете его будет интересовать судьба Антонио Паганини.

В 8 лет Никколо пишет первую скрипичную сонату. В двенадцать лет, в понедельник 26 мая 1794 г. дает первый концерт.

Молодой, горячий, темпераментный, под жестким контролем отца его концертная деятельность расписана на месяцы вперед. Несмотря на хилое здоровье сына, Антонио возит его по итальянским городам словно обезьянку, не испытывая ни капли сочувствия заставляет выступать и зарабатывать деньги для семьи.

Необыкновенная одаренность мальчика поражает. Перед первыми гастролями, учитель Никколо Паер разослал рекомендации во все крупные города Италии, в которых сообщалось «о появлении Паганини, как чуда в истории музыкального мастерства. В мире музыкальных чудес Паганини открывает собой новую страницу и что жизнь и история человечества не знали таланта подобного объема и мощи».

Парма, Флоренция, Пиза, Ливорно, Болонья, Милан – жизнь, словно калейдоскоп городов. Никколо музыкально одарен, у него необычайный музыкальный слух. Расплата за талант – хилое здоровье. Он постоянно простужен, часто болеет, но какие это все пустяки! – считает отец, — когда на кону большие деньги! Тайна отношений отца и сына — семейные тайны Паганини. Он ненавидел и презирал отца – человека, который дал ему в руки скрипку, помог начать концертную деятельность, поставил на крыло, был предан им при удобном случае. Приняв предложение занять место первого скрипача в Лукке, Паганини бежит из дома. Из ненавистного дома, без оглядки, только пятки сверкают.

Теперь он свободен! Сам себе хозяин. Вырвавшись из-под жесткой опеки отца, Паганини мог пуститься во все тяжкие – женщины, вино, карты. Но.

Да, свобода опьянила. Да, появились первые увлечения. Но уже слишком много принесено на жертвенный алтарь музыки, чтобы взять и все бросить. Глупо сгнить и пропасть среди тысяч обыкновенных судеб. Наука отца крепко вбита в голову – слава! Только слава! Тайна семейной ненависти.

С небывалым успехом Паганини выступает в Пизе, Милане, Ливорно.

И вдруг… первая любовь.

Первая страсть, по своей силе не уступающая одержимости музыкой. Надо попробовать. Хочется познать. На целых три года Паганини исчезает с поля зрения, не дает концерты, не гастролирует. Только в конце 1804 года он вновь появляется в Генуе. Ему 22 года. Можно только догадываться, как наслаждался он романтической идиллией и как переживал крах первой любви. А переживал ли? И с чем на самом деле было связано его исчезновение? Позже, кто-то пустил слух, что все это время Никколо сидел в тюрьме за убийство из-за женщины, а кто-то утверждал, что он занимался контрабандой и попался, за что также отсидел в тюрьме. Паганини умел скрывать личную жизнь. Тяжело представить нервного, хилого, одержимого музыкой Паганини – убийцей или контрабандистом. Но с годами шлейф нелепых слухов только нарастал.

В 23 года он едет в Лукку, где получает место дирижера оркестра, а по совместительству, место любовника Элизы Баччокки, жены герцога Феличе Баччокки и сестры Наполеона. Именно последнее обстоятельство позволяло Элизе не обременять себя нравственными вопросами, а Никколо воспользоваться шансом. Ведь не только женщины прокладывают путь к успеху через постель. Личная жизнь Паганини складывалась не просто. Открытый жизни и любви он привлекал женщин обаянием, остроумием, чувственностью. Некрасивый и кособокий он раздражал успешных и красивых мужчин. Если бы они знали, что завидовать-то было не чему! Влюбленность не перерастала в любовь, а флирт в искренние, глубокие, крепкие отношения. Успешный в творчестве, он был неудачником в личном. Но молодой Паганини верил, что все еще изменится!

…Говорили, что не было в мире оркестра более согласованного, более сыгравшегося, нежели луккский оркестр тех лет. Никколо выступал в качестве дирижера во всех оперных постановках, играл во дворце и через каждые пятнадцать дней давал большие концерты. Элиза ему покровительствовала: он ездил по Италии, писал музыку, наслаждался жизнью. Именно этой женщине он посвятил «Любовную сцену», специально написанную для двух струн. А она бросила смелый вызов его таланту и музыкальному гению. И Паганини принял вызов. Он был азартным человеком! Музыкант пишет произведение для одной струны – военная соната «Наполеон». Именно после этого концерта поползли слухи, что он вступил в сговор с дьяволом, а его скрипка исписана магическими заклинаниями. Тень дьявола, отныне будет преследовать его до самой смерти. Им восхищались, за его концерты платили огромные деньги, но не верили. Не верили, что человек, пусть и не совсем обыкновенный, способен так виртуозно играть. Музыка Паганини не обладала высокой художественностью, он брал зрителя технической сложностью исполнения. Чтобы поразить слушателей, он специально, перед выступлением, подрезал струны и когда они рвались, доигрывал на одной. Паганини срывал сумасшедшие овации, его маленькая хитрость стала легендой, и до наших дней дожил слух: «это от дьявола». Он жаждал быть единственным, непревзойденным, неподражаемым. С детства Паганини занимался музыкой по 15 часов в сутки, столько времени ему определил отец. Когда учителя развели руками и сказали, что ничему новому они уже не способны его научить, он составил специальную программу самообразования. Виртуозность, яркое исполнение – плод кропотливой и тяжелой работы, бессонные ночи и пот. Но публика… Ах, эта публика, легкомысленная и ветреная, с легкой руки все приписала дьяволу.

В Ливорно с Паганини произошел случай, который во многом изменил его жизнь и отношение к профессии. Как и отец, он был на острие азарта. Просиживал в казино сутками, и однажды заигрался до такой степени, что проиграл скрипку. Паганини умолял хозяина казино вернуть скрипку, но ничего не вышло. Это стало горьким унижением. Долг платежом красен. Денег ее выкупить не было. Но опять в его жизнь вмешивается случай. О том, что Паганини остался без скрипки узнает некий Гварнери дель Джезу, меломан, импресарио и негоциант. Он является к Паганини с просьбой взять у него подарок – скрипку, которую собственноручно смастерил. Паганини отказывается – ему стыдно. В конце концов, это позор! Скрипач остался без скрипки! И ладно бы разбил или потерял, так ведь проиграл! И все-таки Джезу удалось его уговорить. До самой смерти Паганини будет играть именно на этой скрипке, подаренной ему в Ливорно. Он даже придумает ей имя — «моя пушка». После того случая азарт, как рукой сняло. Паганини обходил казино десятой дорогой. Более того, он стал скуп и расчетлив. Завел специальные синие книжечки, в которые заносил все растраты.

Девять лет прожил Паганини с Элизой Баччокки, но уже на третий год начал тяготится отношениями. Самостоятельная, независимая, властная, решительная Элиза ему не подходила, но развязаться с ней, как с обычной женщиной, он не мог. Как никак сестра Наполеона. В 1808 г. воспользовавшись разрешением уехать на гастроли, маэстро предпринимает попытку сбежать. Он попросту не возвращается домой. Но… Элиза умело вернула его в Лукку. Свободолюбивый Паганини задыхался от зависимости, которую когда-то воспринял как помощь и поддержку своему таланту.

Перелом ситуации наметился после поражения Наполеона в России.

При дворе Элизы было запрещено носить военную форму. Паганини решает использовать этот запрет себе во благо, явившись в мундире капитана на придворный концерт. Приказ Элизы переодеться он демонстративно игнорирует. В ту же ночь, дабы не быть арестованным, маэстро бежит во Флоренцию. Так закончились отношения. Еще одна страница в жизни Паганини была перевернута.

Ему тридцать один год. Он состоявшийся итальянский музыкант. Но не более. Концертная деятельность не сделала его богатым человеком, а за пределами Италии о нем вообще никто ничего не знал. Но опять происходит мистическое совпадение. В один из хмурых дождливых осенних дней 1813 г немецкий журналист, по делам службы находящийся в Милане, решил зайти в «Ла Скалу» на концерт некоего Паганини. А после, под впечатлением виртуозной игры итальянского скрипача написал рецензию в «Лейпцигской музыкальной газете». Именно эта заметка и открыла европейским дворам имя Паганини. Посыпались приглашения — маэстро начинает готовиться к европейскому турне. Но…

Бывает же такое. То, к чему ты стремишься всю жизнь, к чему было приложено максимум усилий, тобою же и было разрушено.

В жизнь Паганини входит роковая женщина.

Наше воображение рисует некий образ таинственной богатой особы, невероятной красоты и обаяния.

Анджелина Каванна простая обыкновенная девушка, дочь портного. Паганини влюбился сильно и безнадежно. Он жил по велению сердца не задумываюсь о последствиях. Маэстро везет любимую в Парму, а узнав, что она беременна, тайком отправляет в Геную, к знакомым. Там ее находит отец. Он подает на Паганини в суд, обвинив последнего в похищении дочери и насилии над ней. Что двигало этим человеком? Чего хотел он добиться, вынося на общественность личную жизнь дочери? Погубить Паганини? Замарать его имя? Получить какие-то выгоды для себя? Для маэстро наступают тяжелые времена. Европейское турне сорвано, любимая женщина отнята, а любовь, трогательная, нежная и как ему казалось взаимная — растоптана. Два года тянулась судебная тяжба. Два года позора, сплетен, насмешек. Общественное мнение приняло сторону Анджелины, у которой в это время родился ребенок. Первый ребенок Паганини. Он умрет, прожив всего лишь несколько месяцев. Это стало большим горем для смятенного, пораженного бедой в самое сердце музыканта. Все были против него, те, кто вчера восторженно аплодировал ему, теперь глумились и плевали в лицо. Паганини терпит, пытается снисходительно относиться к обществу. А что еще ему остается? Зависть и ненависть толпы, словно черный дождь пролилась над ним. Суд признал Паганини виновным и обязал выплатить потерпевшей три тысячи лир и покрыть все издержки процесса. Эта история оставила в судьбе музыканта неизгладимый след. В нем начинают зарождаться сомнения в личной успешности, в собственной возможности создать семью.

Паганини ставит точку в своей горькой любви. Словно вернулись тяжелые черные годы детства. Нелюбимый и одинокий, разбитый и опустошенный он уезжает в Венецию. Где…

В это трудно поверить, что после такого скандала и поношения маэстро был способен на какие-то чувства. Но. Антонио Бьянки, молодая начинающая оперная певица, трогательная, нежная… Он берется обучать ее пению, возит за собой на концерты и привязывается. После всего пережитого наступает временное затишье.

В 1821 г. Паганини достигает предела своих физических возможностей. Бесконечные концерты окончательно подорвали хилое здоровье. Туберкулез, лихорадка, кишечные боли, кашель, ревматизм, вот то немногое, что терзало маэстро. Кто-то пускает слух, что Паганини умер. Он читает о своей смерти в газетной заметке. Ему горько и тяжело. Второй раз его хоронят живым. Паганини выкарабкивается из крепких объятий болезни, слабые руки еще не уверенно держат скрипку, но он уже объявляет о концерте в Милане. В преодолении Паганини проявляет характер, мужество, волю к жизни, к творчеству. Маэстро осознает свой вклад в музыку, понимает, что значит, как музыкант. Такой человек не может быть не отмеченным, не вознагражденным судьбой. В 1825 г. Антония родила сына Ахилла. Второй ребенок маэстро. Для общества он останется незаконнорожденным, сын проклятого Паганини, которому, как известно, помогает сам дьявол. Но для музыканта — родной и любимый человек. Однако и после рождения Ахилла он не женится на Антонии, нет…, не сможет. После Анджелины, после предательства, пережитого позора, нет…, не женится. Никогда.

Рождение сына зажигает Паганини новыми проектами. Он вновь возвращается к мысли о европейском турне. В марте 1828 г. взяв с собой Антонию с сыном, Паганини едет в Вену.

Здравствуй, Австрия, Германия, Франция, Польша, Англия, Шотландия!

В 46 лет к Паганини приходит европейская слава. Он восходит на вершину музыкального мира. Быть может, это должно было случиться немного раньше, но… Его история — это история Золушки XIX века. Нелюбимого и жестоко обижаемого в семье одинокого мальчика самостоятельно пробившего дорогу к мировой славе.

Париж. 9 марта 1830 г. Большая опера. На концерт Паганини пришли – Бальзак, Делакруа, Мендельсон, Жорж Санд, Мюссе, Обер, Лист, Берио, Малибран, Гюго, Россини. В тот вечер в великолепном зале Оперы собрались Титаны XIX века, дабы насладиться музыкой и виртуозностью себе подобного. Пик мировой славы и артистической карьеры маэстро. Он на вершине, после которой может быть только бессмертие или забвение. Что ждет его?

Паганини знакомится и дружит с писателем Стендалем, польским скрипачом Липиньски, с Гейне, Гете, Шуманом. Более того, на некоторых из них он оказывает судьбоносное влияние. В 1830 г. Р.Шуман пребывал на жизненном распутье — его привлекала литература, философия искусства и музыка. Услышав игру Паганини, Шуман потрясен, в тот день он окончательно решает стать музыкантом. Такое же огромное влияние маэстро оказал и на Листа. Однажды Гете спросили, может ли он одним словом охарактеризовать Паганини. «Демон, — ответил поэт – ибо все демоническое проявляется в положительной энергии».

В 1829 г. в Нюрнберге Паганини встречает Елену Добенек, дочь писателя Фейербаха, замечательную женщину, полюбившую маэстро с первого взгляда. Ради него она разводится с мужем, повсюду следует за ним. Но. Паганини страшится любви. Он придумывает тысячи отговорок, что семейная жизнь помешает концертам, что он не достоин такой женщины, что… Смелый и отважный в творчестве, в личных делах маэстро слаб. Он сдается и трусливо рвет отношения. Он сожалеет и страдает, но страх перед новым чувством оказывается намного сильнее. Привет от Анджелины Каванны! Елена Добенек всю жизнь будет любить этого некрасивого и одинокого человека. После его смерти она уйдет в монастырь.

…Именно в европейском турне Паганини начинает зарабатывать огромные деньги и становится богатым человеком. Еще в двенадцать лет, впервые выйдя на сцену, Паганини почувствовал, понял – он всегда себя прокормит. Что ж, мечта отца сбылась. А в 1830 г. сбывается и его личная мечта, безродного сына мелкого торгового агента. В Вестфалии ему жалуют титул барона. Нет, он получает этот титул не за заслуги в музыке. Просто наконец-то у него появилось именно столько денег, сколько требовалось заплатить за присвоение титула. Все покупается, а уж дворянство тем более. Но Паганини это безразлично, главное, что теперь Ахилл – барон!

В 1832 г. во Франции и Англии начинается холера. Паганини не остается в стороне, совершая акт личного мужества, играя бесплатные концерты в Париже и Лондоне, он бросает вызов трусливому обществу. А может быть, чтобы заглушить собственную личную трусость? «Я, бесстрашен в своем желании служить человечеству», так отвечает он друзьям, на вопрос во имя чего он рискует жизнью? Увы, но во имя любви, маэстро рисковать боялся. Добившись творческого успеха, став значительной фигурой в музыке, он оставался глубоко несчастным и одиноким человеком. Переживая глубокую потребность в семейном счастье и взаимной любви, он страдал и мучился оттого, что в этом вопросе судьба обходила его стороной.

Сорок шесть лет… Середина жизни или ее занавес? Паганини не тешил себя глупыми надеждами. Европейское турне окончательно подорвало его слабое здоровье. Войдя в зенит славы, став, наконец-то!, богатым человеком, маэстро чувствует — ему осталось немного. И в этот момент судьба преподносит неожиданный сюрприз. Его последним увлечением стала Шарлота Уотсон. Ей восемнадцать, ему пятьдесят шесть. И все бы ничего, если бы… Еще один привет от Анджелины Каванны! Горькая история любви, пережитая в молодости, точь-в-точь повторяется в зрелые годы. Мистический рок исполнил свою миссию. Отец Шарлоты обвиняет маэстро в ее похищении и надругательстве. Громкий скандал, общественность в ужасе, но в еще большем ужасе Паганини. Вобщем, все так, как уже было, дело доходит до суда, маэстро выплачивает откупные, его сердце разбито и растоптано людьми. Тогда в молодости он сумел найти в себе силы расправить крылья и взлететь, а нынче…

В 1838 г. больной, нервный, уставший, еле держащийся на ногах, Паганини уезжает из Парижа в Марсель. Вот уже десять лет он живет за пределами Италии, но возвращаться не торопится. Италия много дала – родину, гражданство, музыку, но еще больше отобрала – любовь, счастье. На чужбине он стал знаменит и богат и почти доволен жизнью, если бы не здоровье и та же самая любовь…

У маэстро опухают ноги – он больше не может встать с постели. Паганини настолько истощен, что не способен держать в руке даже смычок. Рядом с ним лежит скрипка, он перебирает ее струны пальцами, через которые иссякают последние капли жизни.

Чрезвычайно больного его перевозят в Ниццу. В надежде…

Весной… когда вовсю расцветали цветы, а на деревьях набухали почки, когда мир наслаждался и наполнялся жизнью и любовью.

Ему было 58 лет.

Но на этом злоключения Паганини не закончились. Дело в том, что папская курия запретила перевозить прах маэстро в Италию. Роковую шутку сыграли сплетни о его сговоре с дьяволом. Ведь Паганини ни разу не подал в суд за клеветничество. Логика церкви была проста, если не защищался, значит и впрямь дело темное. Даже после смерти он не переставал скандалить со своими земляками. Неугомонный Паганини.

И лишь спустя много лет, в 1876 г. благодаря стараниям Ахилла, а самое главное его деньгам, прах Паганини был перевезен в Италию и похоронен в Парме. В городе, где он прожил самое счастливое время с Анджелиной Каванной.