Памятник Татищеву и де Геннину, Екатеринбург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться. Блог елены исхаковой Один из самых красивых в уральской столице

Монумент в самом центре , . Это очень красивый памятник двум отцам-основателям города, один из которых был выдающимся историком и географом, а второй талантливым инженером и специалистом в области горно-металлургического дела. Говорят, что при жизни они друг друга недолюбливали. В любом случае, на постаменте они оказались рядом.

Фактически история современного Екатеринбурга началась с плана В. Н. Татищева основать крупнейший в стране металлургический завод. Им было найдено лучшее место для постройки в окрестностях реки Исеть, но из-за возникших конфликтов с Берг-коллегией и инвесторами он был отстранен от дела. На его смену вызвали на Урал генерал-майора В. И. де Геннина, который и возглавил строительство завода. Именно благодаря этим двум личностям появился крупный административный центр.

Памятник в Екатеринбурге был установлен в 1998 г. в честь юбилейной даты для города. Над проектом трудился скульптор П. П. Чусовитин. На высоком постаменте стоят два великана довольно схожие внешне, отчего их часто путают. Татищев расположен справа и одет в парик, а на де Геннине красуется шляпа-треуголка. Если спросить у прохожих они не всегда ответят на вопрос, кто из них кто.

На площади у подножия памятника часто проводятся различные мероприятия, а молодежь любит собираться, чтобы покататься на роликах. Добраться туда можно на метро; ближайшая станция - «Площадь 1905 года».

Фото достопримечательности: Памятник Татищеву и де Геннину

Памятник основателям Екатеринбурга Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину появился в 1998 году, в честь 275-летия города. Если бы Татищев и де Геннин узнали, что спустя почти три века они будут стоять рядом, они, наверное, этому не поверили бы, да ещё и обсмеяли бы наглеца, способного предположить такое — отношения у них были весьма обострёнными. Но на памятнике они стоят рядом, устремив взгляд на Исторический сквер , откуда когда-то начинался город. Не будем отрицать — и тот, и другой сделали для его развития немало.

Конкурс на памятник основателям Екатеринбурга был объявлен в 1997 году, в преддверии 275-летнего юбилея города. Из присланных работ выбрали проект скульптора Петра Чусовитина — заслуженного художника РСФСР. Он родился в 1944 году в деревне Шипелово Белоярского района Свердловской области. Учился сначала в Свердловском художественном училище (наставниками были Мосин и Брусиловский), затем окончил Строгановское художественное училище (Москва).

Отношения отцов-основателей были далеко не дружественными. А как же иначе — Василий Татищев должен был быть единоличным основателем города и уже в 1721 году начал строительство завода. Но у него возник конфликт с Демидовыми — те обвиняли Василия Никитича в финансовых махинациях, взяточничестве и казнокрадстве. Василий Никитич даже был под следствием, но обвинения потом сняли.

Пётр I не стал отстранять Татищева с должности, а направил в строящийся город де Геннина, поручив ему приглядывать за строительством. Поэтому, разумеется, они друг друга, мягко говоря, недолюбливали. Хотя де Геннин, разобравшись в деле, признал, что Татищев во всём поступал справедливо.

Памятник, несмотря на критическое отношение многих горожан, стал знаковым местом в городе — здесь проводятся митинги, праздники. Здесь собирается молодёжь. Несколько раз он подвергался актам вандализма. Памятник регулярно отмывают от граффити и надписей. Обилие их связывают с тем, что это место облюбовали скейтбордисты. В июле 2010 года неустановленные личности надели на головы отцам-основателям картонные коробки с изображением Бивиса и Баттхеда. Как шутникам удалось остаться незамеченными, непонятно, учитывая, что коробки появились утром, а высота памятника — почти десять метров.

За памятником закрепилось множество названий, придуманных горожанами. Одно из самых популярных - «Бивис и Баттхед», в честь героев одноимённого мультсериала. Ещё одно прозвище - «Двое из ларца» - из-за одинаковых лиц. Фото Яны Белоцерковской.

Отцы-основатели

Георг Вильгельм де Геннин родился в Нижней Саксонии в 1676 году. В 1697-м он был приглашён в Россию. Участвовал в Северной войне . В Петрозаводске управлял Петровскими заводами в 1713-1721 годах. Там де Геннину установлена мемориальная доска. В 1721 году назначен главным на строительстве Сестрорецкого завода . Но заканчивалась стройка уже без него — в апреле 1722 года Пётр отправляет его на Урал. За двенадцать лет работы здесь построил девять заводов, в том числе давший начало Екатеринбургу. В России де Геннин просил называть его Виллим Иванович.

Василий Никитич Татищев родился в 1686 году в Псковском уезде. В 1720 году ему было поручено освоение Урала — его отправили сюда, чтобы разведать, где можно построить заводы и начать их возведение. Изначально Татищев хотел реорганизовать уже существующий Уктусский завод . Однако быстро понял, что его необходимо перенести на реку Исеть. Также он выбрал место для строительства завода около деревни Егошиха, тем самым положив начало Перми. Активно занимался просветительской деятельностью, открывал школы. Именно благодаря ему появилась знаменитая

Рубрика: Екатеринбург

Екатеринбург, большой город на реке Исеть с полуторамиллионным населением, заслуженно называют столицей Урала. История крупнейшего центра региона восходит к петровским временам и берет свое начало от строительства в 1723 году металлургического завода для производства стали и чугуна. Инициатором строительства выступил известный экономист и государственный деятель того времени Василий Никитич Татищев (1686–1750).

Противником строительства был русский промышленник Никита Демидов (1656–1725). А вот Георг Вильгельм де Геннин или Виллим Иванович де Геннин (1676–1750), выдающийся военный инженер немецкого или, по некоторым источникам, голландского происхождения поддержал идею такого предприятия. С его легкой руки завод, чем-то напоминавший крепость, получил название Екатеринбург – в честь супруги Петра Великого императрицы Екатерины I.

Монумент открыли к юбилею Екатеринбурга

14 августа 1998 года в центре города установили памятник его отцам-основателям. А именно на площади Труда, сменившей в свое время несколько названий (она была и Церковной, и Соборной, и Екатерининской). Событие приурочили к юбилейной дате, пусть и некруглой – 275-й годовщине со дня основания Екатеринбурга.

Бронзовая композиция была отлита на Уральском заводе тяжелого машиностроения – знаменитом «Уралмаше». Автором композиции стал московский скульптор, заслуженный художник РСФСР Петр Павлович Чусовитин. Сам он, кстати, родом с Урала, из деревни Шипелево, что в Белоярском районе Свердловской области.

Один из самых красивых в уральской столице

Памятник выдающимся деятелям, стоявшим у истоков сегодняшнего крупного мегаполиса (по населению он четвертый в России), называют одним из самых красивых, если не самым красивым в городе. Он смотрится не только гармонично, но и монолитно, цельно. И мало кто знает, что его собрали на заводе из 19 отдельных фрагментов.

У подножия монумента находится надпись. Она гласит, что благодарный Екатеринбург посвящает его славным сынам России Татищеву и де Геннину. Фамилии на надписи указаны именно в таком порядке, а вот расположение персонажей памятника прямо противоположное: слева мы видим де Геннина (он в треуголке), а справа – Татищева (в парике и без головного убора).

Причем кто из них кто осведомлены не все екатеринбуржцы и гости города. Многие прохожие, которых ради эксперимента останавливали и спрашивали, долго раздумывали с ответом: вопрос откровенно ставил в тупик.

Бронзовая идиллия откровенных антиподов

Отцы-основатели Екатеринбурга смотрятся на постаменте несколько идиллически, будто близнецы-братья или близкие родственники. На самом деле при жизни они были до такой степени антиподами, что откровенно недолюбливали друг друга.

Некоторые историки и краеведы, зная реальные факты, критически восприняли такую идеализацию образов и посему неоднозначно отнеслись к памятнику. Со временем все «шероховатости» восприятия в сознании екатеринбуржцев стерлись, и теперь представить себе город без этого монумента просто невозможно.

Место для проведения массовых мероприятий

Возле памятника Василию Татищеву и Виллиму де Геннину всегда достаточно многолюдно. Здесь любят неспешно прогуливаться прохожие, проводятся различные празднества, народные гуляния, концерты.

Особенно неравнодушна к бронзовым персонам XVII века местная молодежь, в окрестностях монумента постоянно туда-сюда снуют скейтбордисты и роллеры.

Молодежь даже придумала ему свое название: памятник Бивису и Батхеду – по именам главных героев популярного американского мультсериала, придуманных аниматором Майком Джаджем.

Отождествление с комедийными мультяшными персонажами имело, однако, совсем несмешные последствия: памятник время от времени становился жертвой вандалов.

А когда зимой 2010 года в городе проходила акция «Укутай Екатеринбург», на шее Татищева и де Геннина участники… повязали шарфы.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Словосочетание «ливерпульская четвёрка» известно, пожалуй, каждому, даже весьма далёкому от музыки человеку. Феномен группы The Beatles по сей день является наиболее ярким эпизодом в мировой истории рок-н-ролла, и именно поэтому в Екатеринбурге в 2...


«Нулевым километром» условно называют начальную точку отсчета, некий ориентир в определенном населенном пункте, от которого определяются расстояния до «нулевых километров» во всех прочих населенных пунктах. Такими ориентирами могут служить отмечаем...


Вечер предновогодней пятницы уходящего 2017 года в столице Урала – Екатеринбурге – был ознаменован открытием главного ледового городка, местом расположения которого стала Площадь 1905 г. Тематически экспозиция посвящена знаменательной дате, которую...


Перед нами дом, в котором в период с 1885 по 1891 год жил известный уральский литератор Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912), уроженец посёлка Висим, расположенного в 50 км от Нижнего Тагила. Дом был куплен писателем на гонорар за роман «Пр...


2017-й год - юбилейный для самого любимого в России детского писателя - Корнея Ивановича Чуковского. Мы будем отмечать 135 лет со дня его рождения. Чуковского любят и дети, и взрослые, потому екатеринбуржцы с особой радостью ожидали открытия нового...

Памятник основателям Екатеринбурга находится в самом центре города, около Плотинки. На мой взгляд, это самый красивый памятник Екатеринбурга. Хотя многие краеведы восприняли его появление весьма неоднозначно. Причина в том, что в реальности отцы-основатели города были слишком не похожими людьми, а на памятнике они — словно братья.

Памятник изображает стоящих рядом отцов-основателей города Екатеринбурга – Василия Никитича Татищева и Вилима Ивановича де Геннина. Между тем, эти два человека, мягко говоря, недолюбливали друг друга. Как же получилось, что сразу два столь непохожих друг на друга человека стали основателями Екатеринбурга?

В марте 1720 года на Урал приехал В.Н. Татищев. Перед ним стояла цель реформирования и развития горных заводов. Обосновавшись на Уктусском заводе, он вскоре понял его бесперспективность из-за мелководности Уктуса (Патрушихи). В феврале 1721 года выше по течению реки Исети Татищев нашел место, подходящее для постройки нового крупного завода, который должен был превратиться в резиденцию горной администрации. Уже начали было расчищать площадку, но Берг-коллегия неожиданно отказала в разрешении на строительство. Сказался возникший конфликт Татищева с влиятельными Демидовыми.

Дошло до того, что Никита Демидов написал на Татищева донос. В августе 1722 года Татищев был отстранен от должности и оказался под следствием (в итоге суд выяснил, что донос был ложным и обвинения сняли). На замену Татищеву на Урал отправили генерала-майора В.И. де Геннина, ранее руководившего Олонецкими заводами. На выбранной ранее Татищевым площадке Геннин начал строительство завода. Именно под руководством Геннина был построен завод и новый крупный административный центр. Ему же мы обязаны и названием нашего города – Екатеринбург. В.Н. Татищев смог снова вернуться на Урал лишь в 1734 году. В итоге основателями Екатеринбурга считаются эти две личности.

Памятник создан авторским коллективом в составе: скульптор Чусовитин П.П., архитекторы: Дубровин Г.И., Луговой Е.И., Овечкин А.В., Сычев Ю.Г. Памятник был отлит из бронзы в литейном цехе завода «Уралмаш». Его собрали из 19 составных частей. Памятник торжественно открыли в августе 1998 года к 275-летию Екатеринбурга. Надпись у подножия памятника гласит: «Славным сынам России В.Н. Татищеву и В.И. де Генину Екатеринбург благодарный, 1998 год».

Любопытно, что расположение отцов-основателей не соответствует надписи. Де Геннин стоит слева в шляпе-треуголке, а Татищев – справа в парике без шляпы. Если поэкспериментировать и спросить у проходящих мимо екатеринбуржцев кто из них Татищев, а кто де Геннин, то большинство затруднится с ответом. У памятника любят тренироваться скейтбордисты и роллеры, здесь нередко проходят концерты и праздничные мероприятия. Кстати, молодежь отчего-то предпочитает называть отцов-основателей города на памятнике Бивисом и Батхэдом.

Интересно? Расскажи друзьям!

Нам нужна ваша помощь!

Проект «Наш Урал» долгое время существовал на деньги от продажи наших книг. К сожалению, бумажные книги пользуются с каждым годом все меньшим успехом. Если вам хочется, чтобы в регионе был такой портал, как «Наш Урал» , поддержите нас финансово. Любая помощь от вас будет ценной, а из капелек дождя сначала образуются ручейки, а потом мощные реки, которые впадают в моря. Спасибо Вам!

Из-за главного символа города судят нескольких предпринимателей. Иски за якобы незаконное использование изображений памятника подала организация по коллективному управлению авторскими правами, которая заключила договор о передаче полномочий со скульптором Чусовитиным как с единственным автором архитектурного объекта. Однако на стороне ответчиков выступили наследники коллег и сами коллеги скульптора, принимавшие непосредственное участие в работе над монументом..

Памятник раздора

Уже год на Урале тянутся судебные разбирательства между ассоциацией правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) и предпринимателями, которые якобы незаконно использовали изображения памятника Татищеву и де Геннину, размещая их в разных видах печатной продукции.

Первое дело ассоциация выиграла в мае. Тогда Свердловский арбитражный суд обязал ответчика - издательство «Фест Хэнд» - заплатить 10 тысяч рублей за снимок памятника, опубликованный в бумажном гиде по достопримечательностям Екатеринбурга и близлежащих городов.

Дальше одно за другим последовали и другие неутешительные для ответчиков решения. Пермский предприниматель пострадал за набор открыток, где на одной изображается вышеупомянутый объект. ООО «Евразия» наказали за то, что те напечатали бронзовых Татищева и Де Геннина на коробке конфет вместе с другими достопримечательности города. ИП Марина Чеботаева использовала фото памятника в гиде и тоже предстала перед судом.

В сентябре 17-й арбитражный апелляционный суд решил полностью пересмотреть иски УПРАВИС к предпринимателям. С жалобами на решения Арбитражного суда Свердловской области обратились не только ответчики. К делу подключились наследники соавторов памятника: дочь Германа Дубровина - Наталия Анфалова и внук Алексея Овечкина - Олег Овечкин.

Наследники решили, что Петр Чусовитин не имел права без согласия их и других соавторов монумента заключать договор с УПРАВИС и объявлять себя единственным автором. Также они считают, что можно свободно использовать изображения памятника, который стоит в открытом для свободного посещения месте, и выступают против того, чтобы с кого-то взимались за это деньги.

Позицию наследников Германа Дубровина и Алексея Овечкина поддержали и другие члены команды, что работала над созданием памятника. Архитекторы Евгений Луговой и Юрий Сычев направили в апелляционный суд свои отзывы.

Корреспонденту сайт удалось пообщаться с Юрием Сычевым и узнать интересные факты о том, как в Екатеринбурге появился памятник отцам-основателям города.

Знак Весов и красный гигант из Украины

Памятник Татищеву и де Геннину установили в августе 1998 года. Монумент стал жемчужиной, завершающей архитектурный ансамбль Плотинки. Событие приурочили к 275-й годовщине со дня основания Екатеринбурга. Над проектом работал авторский коллектив, в состав которого входили скульптор Петр Чусовитин и архитекторы Герман Дубровин, Евгений Луговой, Алексей Овечкин и Юрий Сычев.

Фигуры отлили из бронзы в литейном цехе завода «Уралмаш» и собрали из 19 частей.

Удивительно, но авторам удалось не только сделать абсолютно непохожих друг на друга людей чуть ли не близнецами, но и «примирить» их. Ведь известно, что при жизни основатели города не особо ладили и вряд ли бы согласились долго терпеть такое соседство.

Работа над созданием памятника была довольно трудной, вспоминает Юрий Григорьевич. В те времена компьютерные программы для архитекторов и дизайнеров были редкостью, а компьютеры роскошью, поэтому все приходилось рисовать руками и высчитывать в голове. (Сегодня оригиналы чертежей Сычева хранятся в музее на малой родине архитектора в Курганской области. - Прим. ред.)

Юрий Сычев, архитектор:

Я все рисовал на огромных масштабов кальке. Чтобы понимать, как памятник будет выглядеть не на картинке, а вживую, приходилось фантазировать. Например, мы вырезали копии скульптур на картоне и приматывали к черенкам лопат. Рабочие эти конструкции держали неподвижно, пока я рассчитывал нужную высоту. Размеры и форму каждой плиты отчерчивал и высчитывал отдельный специалист. Все должно было быть четко, мы не могли позволить себе ошибиться.

Изначально задумывали использовать для постамента цельный кусок мрамора. Найти такого гиганта удалось на Украине. Однако во время обработки что-то пошло не так и в камне образовалась трещина. Пришлось выкручиваться: пилить глыбу на три части и скреплять. Между плитами положили свинцовые прокладки, чтобы уберечь от сдвигов.

У полукруглой скамьи, что расположилась за памятником, тоже необычная история. Идей оформления пространства было много, рассказывает Юрий Григорьевич, но творческий коллектив не утвердил ни одну. Между тем сроки поджимали, нужно было придумать решение. Однажды перед сном Сычев обратился с мольбами к небесам и к покойным товарищам, чтобы подали идею. Той ночью архитектору приснились весы.

Юрий Сычев:

Когда-то знак Весов помог Юрию Сычеву создать произведение искусства. Теперь весы, что принадлежат богине правосудия Фемиде, помогут восстановить справедливость в этой истории, надеется архитектор.

Спор ни о чем

Юрий Сычев:

Исковые требования УПРАВИС к предпринимателям Юрий Григорьевич считает необоснованными и тоже собирается выступать за свободное использование изображений памятника.

Юрист фирмы «Юста Аура» Марина Иванова, которая представляет интересы наследников соавторов памятника, рассказала, что полный состав авторов памятника уже установили и документально подтвердили. Во все судебные процессы представили архивные документы, из которых следует, что над созданием объекта работали еще четыре человека помимо Чусовитина, в том числе и Юрий Сычев.

Марина Иванова, юрист фирмы «Юста Аура»:

Скульптор Чусовитин не имел права единолично распоряжаться общим исключительным правом на памятник. Это право принадлежит ему наряду с другими соавторами и их наследниками. Договор между УПРАВИС и Чусовитиным, на основании которого поданы иски к ответчикам, нарушил авторские права третьих лиц и является ничтожным.

ИП Марина Чеботаева и издательство «Фест Хэнд» подали в Свердловский арбитражный суд и 17-й арбитражный апелляционный суд встречные иски. Ответчики требуют признать сделку недействительной в части распоряжения совместным исключительным правом на памятник Татищеву и де Геннину.

Если эти встречные иски удовлетворят, иски УПРАВИС к предпринимателям удовлетворить будет невозможно, отметила Марина Иванова.

Это означает, что к спору применима норма п. 2 ст. 1276 ГК РФ. Она разрешает свободно использовать произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, расположенные в месте, открытом для свободного посещения. Эта норма допускает воспроизводить и распространять изготовленные экземпляры, сообщать о них в эфире или по кабелю, доводить до всеобщего сведения в форме изображения, поясняет юрист.

Смогут ли город и предприниматели использовать изображения памятника отцам-основателям бесплатно, покажет ближайшее заседание суда. Подождем до 29 октября.