Печорин и грушницкий быть или казаться план. Печорин и грушницкий сочинение на тему. Новые художественные средства

Печорин и Грушницкий сочинение самой доделать, статья принята

План

1. Коротко о романе “Герой нашего времени”.

2. Отношения Печорина и Грушницкого.

2.1 Образ Печорина.

2.2 Образ Грушницкого.

2.3 Взаимоотношения главных героев.

3. Мои размышления над прочитанным.

Герой нашего времени - бессмертный роман М. Ю. Лермонтова о трагедии незаурядного человека, который делает несчастным и себя, и других людей. Произведение состоит из нескольких частей, из которых самая большая по объему - это повесть ”Княжна Мери”. Она написана в форме дневника главного героя и повествует о его лечении на водах города Пятигорск. Здесь Печорин встречается со своими старыми знакомыми - Грушницким и Верой и без зазрения совести играет чувствами неопытной княжны Лиговской.

Главный герой - молодой офицер, представитель светского общества. Он обладает талантом лидера и имеет сильное влияние на людей. “Первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает”, - признается он. Печорин высокообразован, галантен с окружающими и хорошо чувствует прекрасное, но в то же время он циничный, злопамятный и эгоистичный человек. И он сам понимает это. “Я сделался завистлив”, “Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя”, - честно пишет герой сам о себе и добавляет: ”Я сделался нравственной калекой”.

Характеру Печорина присущи одни противоречия. С одной стороны, он испытывает апатию и разочарование, а с другой - переполнен энергией и жаждой деятельности. Он безумно ищет тех, кто бы его любил, но когда находит, то сам отворачивается от них. Он ценит дружбу и товарищество, но сам может с легкостью предать или оттолкнуть человека, которому не безразличен. Главный герой - очень тонкая и чуткая натура. Он глубоко чувствует добро и зло, его легко задеть, обидеть и причинить боль. И в то же время он сам беспечно ранит других, как морально, так и физически, беззаботно перешагивает через нравственные устои и даже свою совесть.

Грушницкий на первый взгляд кажется положительным героем. Он рад встрече с Печориным, наивно очарован юной княжной, он дружелюбен и обаятелен. Но в действительности этот молодой человек - неискренний кривляка и подлый трус. Самое его важное занятие - “производить эффект”. Для этого он носит солдатскую шинель, стараясь выглядеть в глазах женщин романтическим героем, разжалованным в солдаты за поединок. Прежде чем что-то сказать, Грушницкий задолго придумывает свою речь, поэтому все его слова напыщенны и фальшивы.

Приятельские отношения молодого юнкера с главным героем - это сплошное лицемерие. Внешне он относится к Печорину, как к другу, а в душе радуется, что княжна Мери к нему холодна. Но самый главный порок Грушницкого - это подлость. Он соглашается убить Печорина на дуэли, оставив его пистолет незаряженным. А как жестоко он мстит княжне за то, что та его отвергла! Юнкер распространяет грязные слухи о девушке, заведомо зная, что они ложные.

Несмотря на сложность характеров, главные герои проводят вместе много времени. Внешне они выглядят друзьями, но внутри недолюбливают друг друга. Печорин смотрит на молодого юнкера с высока, он видит его неискренность и позерство и высмеивает их. Грушницкий же считает Печорина странным человеком, недостойным себя, и радуется, когда княжна Мери плохо отзывается о нем. По мере повествования конфликт между главными героями назревает все больше и больше и в конечном счете заканчивается дуэлью.

Григорий спровоцировал Грушницкого на дуэль, но он не собирался наказывать его подлым убийством. Он считал, что дуэль будет честной, и лишь случайность помогла ему узнать о гнусном заговоре. Новоиспеченный офицер, подстрекаемый нечестным другом, решает обмануть Печорина и убить его. Накануне поединка Григорий насмешлив и спокоен. Он обозлен на противника, который пытается обмануть его, но в то же время готов простить, если тот должным образом извинится. Грушницкий, напротив, нервозен и тороплив. Он не хочет признавать себя виновным в клевете на Мери и, что самое страшное, он не раскаивается в том, что задумал омерзительное убийство своего противника. Дуэль заканчивается смертью Грушницкого от руки его недавнего друга.

Размышляя над романом Лермонтова, можно увидеть, насколько опасно лицемерие и неискренность. Мне жаль Грушницкого, так как он умер, и уже не может ничего чувствовать и ни на что надеется. С другой стороны, Печорин, хоть и остался жив, давно уже перестал ощущать нежные чувства и приятные надежды. А это тоже страшно. Его сердце очерствело от скуки и самолюбия. Я хочу и дальше анализировать характеры этих двух мужчин, чтобы учится на их ошибках.

В романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов изображает Печорина в самой различной социальной среде: на Кавказе, среди черкесов; среди офицерства в казачьей станице; среди контрабандистов в Тамани, среди высшего общества, собравшегося на водах в Пятигорске. Печорин в романе окружен самыми разными персонажами, каждый из которых по-своему оттеняет внутренний облик главного героя.

Так, доктор Вернер, будучи приятелем Григория Александровича, подчеркивает то лучшее, что есть в герое, — искренность, образованность, высокие интеллектуальные запросы, аналитический ум. Одновременно при сопоставлении с Вернером становятся более заметными жестокость и бесчувственность Печорина. После дуэли с Грушницким Вернер не подает Печорину руки.

Максим Максимыч тоже в какой-то степени противопоставлен Печорину. При всем своем простодушии, штабс-капитан добр и человечен, способен к дружбе и любви. Это, по выражению Белинского, «чудесная душа», «золотое сердце». На фоне Максима Максимыча особенно отчетливо видна эгоистичность Печорина, его замкнутость, индивидуализм, одиночество.

Незаурядность личности Печорина, «подлинность» его духовных исканий и одновременно своеволие героя открываются в истории отношений его с Грушницким.

Грушницкий в романе является своеобразным двойником Печорина. Он в определенном смысле пародирует мироощущение Григория Александровича, выступая в роли «разочарованного».

Более всего на свете Грушницкий жаждет уверить всех в собственной исключительности, в необыкновенных жизненных обстоятельствах. Он напускает на себя таинственный, загадочный вид, постоянно драпируется «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Манеры и поведение этого персонажа рассчитанно-эффектны: «он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой», «говорит он скоро и вычурно», у Грушницкого «страсть декламировать». Рисовка и фальшь поведения в Грушницком граничат с пошлостью. По меткому замечанию Печорина, под старость такие люди делаются «либо мирными помещиками, либо пьяницами — иногда тем и другим...».

Грушницкий не только воплощает в себе «моду скучать», но это еще и подлый, безнравственный, мстительный и завистливый человек, склонный ко лжи, интригам, сплетням. Грушницкий пытается ухаживать за Мери Литовской, однако она отвергает его. И вот уже он готов опозорить доброе имя девушки, распуская сплетни о ее тайных свиданиях с Печориным.

Грушницкий плетет интриги против Печорина. Считая его счастливым соперником, он мечтает отомстить, убить его на дуэли, приготовив для противника пистолет с холостыми патронами. Однако вскоре сам становится жертвой: Печорин узнает о заговоре и хладнокровно убивает Грушницкого на этой дуэли, вовремя перезарядив свое оружие.

Характерно, что Грушницкий испытывает некоторое смущение во время поединка, нечто вроде уколов совести. Однако он не отказывается от своих планов, даже поняв, что его заговор разоблачен. «— Стреляйте! — отвечал он, — я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места...»

«У Грушницкого нет только характера, но... натура его не чужда была некоторых добрых сторон: он не способен был ни к действительному добру, ни к действительному злу; но торжественное, трагическое положение, в котором самолюбие его играло бы напропалую, необходимо должно было возбудить в нем мгновенный и смелый порыв страсти... Самолюбие заставило его видеть в Печорине своего соперника и врага; самолюбие решило его на заговор против чести Печорина; то же самое самолюбие сосредоточило всю силу его души... и заставило предпочесть верную смерть верному спасению через признание. Этот человек — апофеоз мелочного самолюбия и слабости характера», — писал Белинский. Примерно так же этого персонажа оценивает С. П. Шевырев. «Это в полном смысле слова пустой малый. Он тщеславен... Не имея чем гордиться, он гордится своею серою юнкерскою шинелью. Он любит без любви», — замечает критик.

Однако и Печорин в сцене дуэли ведет себя недостойно: он выбирает такое место для поединка, где один из них обречен на неминуемую гибель. Досада оскорбленного самолюбия, презрение и злоба — вот чувства, испытываемые Григорием Александровичем во время дуэли. В душе его нет места великодушию. Играя своей судьбой, он с удовольствием играет и судьбами других людей.

Так, во время дуэли Печорин готов простить Грушницкому ему подлость, если тот раскается в своем поступке. «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать... Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью?» — размышляет Печорин в своем дневнике.

Однако, даже будучи готов простить своего противника, Григорий Александрович подсознательно надеется на то, что прощать Грушницкого не придется. Прекрасно разбираясь а человеческой психологии, Печорин уверен в малодушии своего соперника, в его упрямстве, в его болезненном самолюбии. Думается, эти размышления героя о возможности раскаяния и спасения Грушницкого в большей степени — лукавство перед самим собой. На самом деле Печорин не хочет щадить своего противника.

Григорий Александрович не фаталист, он любит «сомневаться во всем», но здесь он идет дальше сомнений, выказывая свое полное презрение и неуважение к Провидению. Вместо благодарности судьбе за собственное спасение, благодарности, рождающей в человеке великодушие и милосердие как чувства наиболее естественные, Печорин испытывает лишь презрение и ненависть, порождающие очередное злодейство.

Грушницкий с самого начала раздражает Печорина. «Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать», — заявляет Григорий Александрович уже при первой встрече с юнкером в Пятигорске. Причину этой ненависти Печорина очень четко обозначил С. П. Шевырев. «Он играет роль разочарованного — и вот почему он не нравится Печорину; сей последний не любит Грушницкого по тому же самому чувству, по какому нам свойственно не любить человека, который нас передразнивает и превращет то в пустую маску, что в нас есть живая существенность», — замечает исследователь.

Таким образом, в истории с Грушницким герой раскрывается своими новыми гранями. На фоне этого персонажа становятся более заметными достоинства Печорина — искренность, сильная воля, решимость, глубокий интеллект. Одновременно здесь обнажается вся бездна печоринского самолюбия, его индивидуализм и своеволие.

В 1840 году, и в наше время вызывает к себе интерес и не теряет жизненной остроты. Это история о трагедии человека, что делал несчастными всех окружающих, в том числе и себя. Создавая своего главного героя, писатель прибегает к приему противопоставления. Так, противопоставляя главному герою Печорину другое действующее лицо в образе Грушницкого, автору удается более четко выделить основные характерные черты главного персонажа, раскрывая более точно . Мы же, знакомясь с персонажами Печорина и Грушницкого сможем теперь сделать их характеристику в своем сочинении-сравнении.

Сочинение Печорин и Грушницкий кратко

Печорин и Грушницкий встретились в Пятигорске. Это произошло в одной из частей произведения под названием Княжна Мэри.

Образ Печорина

Итак, Печорин — молодой офицер, имея лидерские черты характера, мог влиять на людей. Печорин образован, галантен, и одновременно эгоистичен и злопамятен. Все в нем противоречит. Казалось бы он разочарован в жизни и апатичен, но тут же мы видим человека действия. В нем очень много жизненной энергии. Он ценит дружбу, но при этом легко может предать тех, кто к нему не безразличен. Печорина можно легко ранить и обидеть, хотя он и сам не прочь перешагнуть нравственные устои и легко ранит окружающих.

Образ Грушницкого

Грушницкий — юнкер, мечтающий о любви и звездах на погонах. Грушницкому очень хотелось быть похожим на Печорина, поэтому его жизнь — игра и перевоплощение. Очень редко можно было увидеть его истинную натуру. Грушницкий выдумал себе образ и следовал ему имея одну лишь цель — произвести впечатление. Он пустозвон, который много говорил и не более того. Влюбившись в княжну, Грушницкий всеми силами старается добиться ее расположения, в то время как Печорину не составило труда влюбить в себя Мэри. Только тому не нужны были отношения, он просто играет. Женщина же все больше увлекается Печориным, и этот факт раздвигает пропасть в отношениях Печорина и Грушницкого. И события, которые развивались по замыслу Печорина, показали настоящий характер Грушницкого. Тот оказался коварным и подлым человеком, который способен на месть и бесчестность.

Результатом знакомства двух героев была дуэль и смерть Грушницкого. Как раз накануне дуэли Печорин пытался понять зачем он жил и с какой целью пришел в этот мир. Он пытается переосмыслить свою жизнь.

Подводя итог, можно сказать проще. Образ Грушницкого — это пародия на главного героя. Противопоставляя две личности, автор подчеркнул яркость характера Печорина, его силу и твердость натуры. При этом данное знакомство помогло понять и такую черту героя, как жестокость и лицемерие. Мы увидели двойственность натуры Печорина, который во время дуэли якобы готов простить друга, но в то же время с легкостью его убивает. Мы увидели, что Печорин не может идти на жертвы ради других, как впрочем не был способен и на романтические чувства. Может поэтому он с легкостью признается Мэри, что просто смеялся над княжной, тем самым морально убивая героиню.

Весной 1940 года вышло отдельное издание произведения "Герой нашего времени", написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Этот роман стал одним из самых интересных и необычайных явлений в отечественной литературе. Книга эта вот уже более полутора веков является объектом многочисленных исследований и споров. Она нисколько не теряет в наши дни своей остроты и актуальности. Еще Белинский писал об этой книге, что ей никогда не суждено состариться. Мы тоже решили обратиться к ней и написать свое сочинение. Грушницкий и Печорин - очень интересные персонажи.

Особенность поколения

Григорий Александрович Печорин, главный герой рассматриваемого романа, жил во времена Лермонтова, то есть примерно в тридцатые годы девятнадцатого века. Это время было периодом мрачной реакции, которая наступила после в 1825 году и его разгрома. Человек передового мышления не мог в ту пору найти применения своим талантам и силам. Сомнение, неверие, отрицание были особенностями сознания юного поколения тех лет. Идеалы отцов были отвергнуты ими "с колыбели", а затем эти люди усомнились и в нравственных нормах и ценностях как таковых. Поэтому В. Г. Белинский писал, что "Печорин глубоко страдает", поскольку не может применить могучие силы своей души.

Новые художественные средства

Лермонтов, создавая свое произведение, изображал жизнь как она есть в действительности. Это потребовало новых и он их нашел. Эти средства не знала ни западная, ни русская литература, и они по сей день вызывают наше восхищение благодаря соединению широкого и свободного изображения характеров с умением их объективно показать, раскрыть одного героя через призму восприятия другого.

Рассмотрим подробнее двух главных персонажей этого романа. Это Печорин и Грушницкий.

Образ Печорина

Печорин был по своему происхождению аристократом, получил стандартное светское воспитание. Выйдя из-под родительской опеки, он отправился "в большой свет" для того, чтобы наслаждаться всеми удовольствиями. Однако вскоре такая легкомысленная жизнь ему надоела, наскучило герою и чтение книг. Печорина после некоторой истории, нашумевшей в Петербурге, ссылают на Кавказ.

Изображая внешность героя, автор указывает несколькими штрихами на его происхождение: "благородный лоб", "бледный", "маленькая" рука. Этот персонаж - выносливый и физически сильный человек. Он наделен умом, оценивающим критически окружающий мир.

Характер Григория Александровича Печорина

Печорин задумывается о проблемах добра и зла, дружбы и любви, о смысле нашей жизни. Он самокритичен в оценке своих современников, говоря о том, что его поколение неспособно на жертвы не только для блага человечества, но и для своего личного счастья. Герой хорошо разбирается в людях, его не устраивает вялая жизнь "водяного общества", он оценивает столичных аристократов, давая им уничтожающие характеристики. Наиболее глубоко и полно Печорина раскрывается во вставной повести "Княжна Мери", во время встречи с Грушницким. и Грушницкого в их противостоянии - образец глубокого психологического анализа Михаила Юрьевича Лермонтова.

Грушницкий

Автор произведения "Герой нашего времени" не дал имени и отчества этому персонажу, назвав его просто по фамилии - Грушницкий. Это обыкновенный юноша, юнкер, мечтающий о большой любви и звездочках на своих погонах. Его страсть - производить эффект. Грушницкий отправляется к княжне Мери в новом мундире, пахнущий духами, расфранченный. Этот герой - посредственность, которой присуща слабость, простительная, правда, в его возрасте, - "страсть декламировать" и "драпироваться" в какие-то необыкновенные чувства. Грушницкий стремится играть роль разочарованного героя, модную в то время, изображая из себя существо, наделенное "тайными страданиями". Этот герой - пародия на Печорина, и вполне удавшаяся, ведь не зря молодой юнкер столь неприятен последнему.

Противостояние: Печорин и Грушницкий

Грушницкий своим поведением подчеркивает благородство Григория Александровича, но, с другой стороны, как будто стирает между ними всякие различия. Печорин ведь сам подглядывал за княжной Мери и Грушницким, что, конечно, не является благородным поступком. Княжну он, надо сказать, никогда не любил, а лишь использовал ее любовь и доверчивость для борьбы со своим неприятелем - Грушницким.

Последний, как недалекий человек, не понимает сначала отношения к себе Печорина. Он кажется сам себе самоуверенным человеком, весьма значительным и проницательным. Грушницкий говорит снисходительно: "Мне жаль тебя, Печорин". Однако события развиваются отнюдь не по замыслу Григория Александровича. Вот уже обуреваемый ревностью, негодованием и страстью юнкер предстает перед читателем в совершенно ином свете, оказавшись далеко не таким безобидным. Он способен на подлость, бесчестность и месть. Игравший совсем недавно в благородство герой способен сегодня пустить пулю в безоружного человека. Дуэль Грушницкого и Печорина раскрывает истинную сущность первого, который отвергает примирение, а Григорий Александрович хладнокровно в него стреляет и убивает его. Герой умирает, испив чашу ненависти и стыда раскаяния до конца. Таково вкратце противостояние, которое вели два главных героя - Печорин и Грушницкий. их образов составляет основу всего произведения.

Размышления Григория Александровича Печорина

Перед тем как отправиться на дуэль (Печорина с Грушницким), Григорий Александрович, вспоминая свою жизнь, задается вопросами о том, для чего он жил, зачем родился. И отвечает на него сам, что чувствует "назначение высокое", необъятные силы в себе. Тогда Григорий Александрович понимает, что уже давно является лишь "топором" в руках судьбы. Возникает контраст душевных сил и недостойных героя мелких поступков. Он хочет "любить весь мир", но приносит лишь несчастье и зло людям. Высокие, благородные стремления перерождаются в мелкие чувства, а стремление жить полной жизнью - в безнадежность и сознание обреченности. Положение этого героя трагично, он одинок. Дуэль Печорина с Грушницким отчетливо это показала.

Лермонтов назвал свой роман так потому, что герой для него - это не образец для подражания, а лишь портрет, который составляют пороки современного автору поколения в их полном развитии.

Заключение

Характер Грушницкого, таким образом, помогает раскрыть в Печорине главные качества его натуры. Это кривое зеркало Григория Александровича, оттеняющее значительность и истинность переживаний "страдающего эгоиста", исключительность и глубину его личности. С особой силой в ситуации с Грушницким раскрывается и вся таящаяся в глубине этого типа опасность, разрушительная сила, заложенная в индивидуалистической философии, которая присуща романтизму. Лермонтов показал все бездны души человеческой, не стремясь вынести при этом нравственный приговор. Печорин и Грушницкий, таким образом, - это не положительный и Психология Печорина отнюдь не однозначна, как и в характере Грушницкого можно найти некоторые положительные качества.

Я его также не люблю: я чувствую, что мы

когда-нибудь с ним столкнемся на узкой

дороге, и одному из нас несдобровать.

М. Лермонтов. Герой нашего времени

Как много приемов использует М. Ю. Лермонтов, что-бы ярче и многостороннее осветить образ главного героя своего романа — Печорина! Мы узнаем о Печорине со слов людей, длительное время общавшихся с ним, наслышанных о нем, читаем его дневник. И все же нигде человек не раскрывается так полно и многогранно, как в общении с другими людьми.

Попадая в Пятигорск, Печорин встречается с Грушницким, фигура которого выделяется даже среди «москов-ских франтов» и «блестящих адъютантов». Конфликт Печорина с Грушницким является в романе одним из главных, поскольку Грушницкий здесь воплощает мир, против которого главный герой восстает всей душой и сердцем.

Грушницкий в романе — прямой антипод Печорина и даже пародия на него. Желанию произвести эффект, позированию Грушницкого Лермонтов противопоставил подлинную глубину и силу мечты и горечи разочарования своего главного героя. Играя в разочарование, стремясь привлечь к себе внимание, Грушницкий во многом старается подра-жать Печорину, завидуя ему и в глубине души даже нена-видя за внутреннее превосходство. Печорин же вначале относится к Грушницкому с иронией, поскольку тот скорее смешон и жалок в своих попытках играть «в необыкно-венные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания», чем страшен и опасен. Тонкий психолог чело-веческого сердца, Печорин быстро и легко разгадал внут-реннюю сущность Грушницкого: он «не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Однако это упрек не за недостаток самоотвержен-ности и любви к людям, чего был лишен и сам Печорин, а за игнорирование объективной правды реальности. Груш-ницкий никогда не слышит собеседника, даже если с ним «беседует». Грушницкий оторван от действительности, он видит вокруг только то, что ему хочется, поэтому зачастую не может критически оценить собственные поступки или не умеет разобраться даже в простейших жизненных ситу-ациях.

Невозможность воплотить в жизнь глубокие, сильные, реальные стремления и в то же время постоянное недо-вольство собой делают фигуру Печорина трагической. У Грушницкого же мы наблюдаем отсутствие убеждений, внутреннюю пустоту, мелкость души и мыслей, что приво-дит его к позерству и непреодолимому, мелочному самолю-бию, в результате чего он способен на совершение подлых и низких поступков.

Печорину, несмотря на его убежденность в неспособнос-ти к «благородным порывам», свойственны и глубокие, ве-ликодушные, подлинно человеческие движения. Так, слу-чайно подслушав предложение капитана довести его, Пе-чорина, до вызова на дуэль, якобы чтобы проверить его храбрость, но не заряжать пистолет, Печорин «с трепетом ждал ответа Грушницкого... Если б Грушницкий не со-гласился, я бросился б ему на шею». Это же страстное желание поверить в человека, убедиться, что он не спосо-бен на подлость, появляется у Печорина и во время дуэли, ведь он готов все забыть и простить противнику и низость, и мелкое самолюбие, и трусость, если он признается в сво-ем подлом поступке. Однако стремление «играть роль» в Грушницком выше честности, и он стреляет в Печорина, умышленно обезоруженного капитаном, не положившим пуль в его пистолет, нагло ожидая ответного — холостого — выстрела. Материал с сайта

В своем романе «Герой нашего времени» в образах Печорина и Грушницкого М. Ю Лермонтов запечатлел вполне типичные для русской жизни 30-х годов харак-теры, сложившиеся в обществе в период реакции после разгрома восстания декабристов. В образе Печорина ото-бражены люди, страстно пытающиеся найти свое место в жизни, критично и объективно оценивающие свои по-ступки и действия, способные анализировать окружающую действительность, но не находящие ответов на свои вопросы, не сумевшие определить цели собственной жиз-ни. Рядом с такими неординарными натурами процвета-ет в своем безмятежном существовании серость и по-средственность, люди, стремящиеся играть чужую роль, говорить чужими словами, жить чужой жизнью, — та-кие, как Грушницкий.