Первая встреча гринева и маши. Спасение маши мироновой капитанская дочка из плена. История маши мироновой по повести пушкина капитанская дочка. Подготовка к восприятию художественного произведения. Мотивация к учебной деятельности

Разделы: Литература

Цели урока: постигать смысл всей повести через ее фрагмент, учить выделять главную информацию; показать роль литературы в решении жизненных вопросов; воспитывать такие качества характера, как честь, порядочность, благородство; обогатить эмоциональную сферу обучающихся, воспитывать бережное отношение к слову художественного произведения.

Задачи , которые ставит учитель к каждому этапу урока, шаг за шагом приведут к достижению цели.

Методы (проблемный, репродуктивный, иллюстративный) и приемы , использованные на уроке, помогут формированию у обучающихся коммуникативной, информационной, кооперативной компетенций, а также компетенции решения проблем.

Класс: 8

Учебник: В.Я.Коровина и др. Литература. 8 класс. М.: Просвещение, 2012.

Оборудование: компьютер, экран, “Словарь русского языка” С.И.Ожегова.

Ход урока

Подготовка к восприятию художественного произведения. Мотивация к учебной деятельности

  • мотивировать активность обучающихся на уроке с помощью проблемного вопроса, решения ситуативной задачи на жизненном материале;
  • формировать умение работы со словарем.

Аналитическая беседа. (Слайд 2)

Ребята, представьте такую ситуацию: подросток скрыл от своего друга, что один из их одноклассников плохо отзывался о нем.

Вопрос: можно ли назвать такой поступок благородным, а подростка, который скрыл правду, назвать честным, порядочным? Объясните почему.

(Ребята высказывают разные точки зрения.)

А что значит, по-вашему, быть честным, порядочным, благородным?

Работа со словарем.

Где мы можем всегда, когда в чем-то сомневаемся, найти ответ на вопрос или нужную информацию? (В словаре.)

А какой словарь нам поможет в данном случае? (Толковый словарь.) Назовите самый популярный толковый словарь русского языка. (Толковый словарь Ожегова, Шведовой.)

Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3. Целомудрие, непорочность. 4. Почет, уважение.

Порядочность – честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.

Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность.

Во всех трех определениях есть слово–синоним “честность”, то есть для всех трех слов слово “честность” является синонимом. А как же быть с ложью во благо? Об этом словарь не говорит, но расскажет художественное произведение. В жизни быстрее запоминаются не сухие определения из словарей, а образные, литературные примеры. (Слайд 1) Сегодня мы продолжим знакомство с повестью А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. В центре нашего внимания – глава 12, которая называется “Сирота”. Мы анализируем эпизод.

Как вы понимаете смысл высказывания: “Анализ эпизода – это путь постижения смысла целого произведения через его фрагмент”?

Ваша задача: записать в тетрадь тезисы основной части урока, посвященной собственно анализу эпизода. Эти тезисы помогут вам выполнить домашнее задание – написать сочинение. А ответить на вопрос, заданный в начале урока, мы попытаемся после работы с шедевром Пушкина. Я уверена, мы найдем в тексте все ответы.

Как вы считаете, зачем нам необходимо умение углубленного чтения, где это умение может нам пригодиться в жизни?

(Ребята должны прийти к выводу, что умение вчитываться в текст, понимать язык текстов разных жанров, чувствовать иронию, сарказм, понимать подтекст – все это пригодится и в обыденной жизни, и в профессии любого образованного человека. Приводят примеры.)

Чтение и изучение художественного произведения

Задачи: формировать умения:

1) составлять цитатный план;

2) лингво-стилистического анализа текста;

3) сравнительного анализа персонажей; развивать логическое мышление, монологическую и диалогическую речь, память, способность к эмпатии, обогатить эмоциональную сферу обучающихся.

Аналитическая беседа с опорой на текст. (Слайд 4)

Какую часть произведения занимает эпизод?

(Входит в основную часть произведения; это 12-я глава.)

Определяем тип речи. (Повествование.) Вспомним схему построения повествовательных текстов (завязка – кульминация – развязка).

Сжато перескажите предложенный эпизод. Выделяем завязку (Пугачев приказывает Швабрину отвести его и Гринева к Марье Ивановне), кульминацию (освобождение Маши, раскрытие обмана), развязку (Машу Миронову и Гринева Пугачев отпускает, они вместе покидают Белогорскую крепость).

Работа с иллюстрациями, фотографиями.

(Слайды 5,6)

Какой момент эпизода изображен на иллюстрациях? Какая иллюстрация вызывает у вас наиболее сильные эмоции? Почему?

Ребята, как вы считаете, кто из наших артистов смог бы сыграть роли П.Гринева и М.Мироновой? Почему?

Совпадает ли ваше восприятие образов Петра Гринева и Маши Мироновой с изображенными на фотографиях образами. Почему? Узнали актеров?

Выясним, каково построение самого эпизода. Выделяем вступление, заключение, основную часть, которую делим на части, и составляем план эпизода.

Составление цитатного плана эпизода. (Слайд 8)

1. Вступление. “Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома”.

2. Основная часть. Освобождение Маши Мироновой:

  • “Какую девушку держишь ты у себя под караулом?..”
  • “Я взглянул и обмер.”
  • “Я никогда не буду его женою!”
  • “Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь”.
  • “...но и Гринев вас обманывает”.
  • “Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай.”
  • Попадья “рассказала мне...”
  • “Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно...”
  • “Мы расстались дружески”.

2. Заключение. “Мы... навек оставили Белогорскую крепость”.

Какие сюжетные линии развиваются в данном эпизоде? (Гринев – Маша; Гринев – Пугачев; Гринев – Швабрин.)

Какая сюжетная линия является главной в эпизоде? (Гринев – Маша.)

Какую роль в судьбе Гринева этот эпизод играет? Что изменили события эпизода в жизни героя? (Именно после показанных в эпизоде событий Гринев приобретает коварного врага, который впоследствии изменяет судьбу героя.)

Если проследить развитие сюжетной линии Гринев - Маша на протяжении всего произведения, то какова роль данного эпизода в сюжете всего произведения? (Данный эпизод является кульминацией, так как после этого события жизнь Гринева и Маши меняется.)

От чьего лица ведется повествование? (От лица Петра Гринева, на склоне лет вспоминающего о своей молодости.)

Кто перед нами: рассказчик или повествователь? (Повествователь, так как Гринев очень близок автору и по социальному положению, и по своим взглядам на жизнь.)

Таким образом, через восприятие Гриневым персонажей мы можем судить об отношении к ним автора?

Лингво-стилистический анализ. (Слайды 10, 11)

Каким мы видим Пугачева в данном эпизоде? Какими словами и выражениями характеризуется Пугачев? Каково авторское отношение к Пугачеву? Как вы можете доказать противоречивое отношение автора к предводителю восстания? Как вы думаете, какие мысли пронеслись в голове Гринева, что он почувствовал, когда увидел Пугачева на диване, “на котором, бывало, дремал Иван Кузмич...”? Почему у Гринева “сердце заныло”, когда он вошел в знакомый дом?

(Уже в 1-м абзаце эпизода Пугачев назван самозванцем: “Швабрин встретил самозванца на крыльце”.

“Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки...” Разговорное слово “вылезть” подчеркивает низкое происхождение Пугачева. Гринев не признает Пугачева государем, называет его “беглый казак”.

“Сердце мое заныло”, потому что вспомнились прежние обитатели дома, их судьба. Здесь: Пугачев – злодей, убийца.

“Скажи мне, голубушка, за что твой муж тебя наказывает?..” Здесь проявляется великодушие Пугачева.

“Казалось, суровая душа Пугачева была тронута”.

Почему Пугачев простил Гриневу его обман? Какие аргументы в свое оправдание привел Гринев? (“Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести”.

Ребята делают вывод, что честь и совесть – основные принципы жизни Пугачева и Гринева, поэтому они понимают друг друга.

“Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай”. Принципиальность, верность своему слову, ответ благородства на благородство.)

Найдите цитату: “ Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня”. Почему у Гринева возникло “сильное сочувствие” к Пугачеву? (Гринев понимал, что грозит Пугачеву в конечном итоге, и ему было по-человечески жаль этого человека.)

Какими словами и выражениями характеризуется Швабрин? Каково авторское отношение к этому персонажу? (“Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки. В подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие”. Здесь открыто говорится, что перед нами подлый человек, изменник.

“Увидя меня, он смутился ”. Значит, совесть не чиста, чувствует вину за собой.

“Он трусил перед ним”. Преклонение перед вышестоящими.

“Швабрин упал на колени ... В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака . Пугачев смягчился”. Причастие “валяющегося” по стилистической окраске разговорное. Оно подчеркивает, что человек здесь подобен ненужной вещи. Гринев не признает Пугачева государем.

“Швабрин скрылся”. Глагол “скрылся” здесь неслучаен. Не исчез, не ушел, а именно скрылся, чтобы объявиться снова.

“Лицо его изображало мрачную злобу”. Злоба не открытая, а скрытая, предвещающая что-то плохое (мрачная – мрак, тьма).

“Я не хотел торжествовать над униженным врагом ...” Враг, униженный перед твоими глазами, всегда для тебя опасен. Это подтверждает дальнейшее развитие сюжета.)

Почему Пугачев так жестоко наказывает за обман Швабрина и не наказывает за обман же Гринева? (Важны мотивы поступков. Гринев обманул из благородных побуждений, а Швабрин – из-за трусости, желая скрыть подлый поступок.)

Аналитическая беседа с опорой на текст. (Слайд 12)

Какие качества характера Гринева проявляются в эпизоде:

  • во взаимоотношениях с Машей;
  • во взаимоотношениях с Пугачевым;
  • во взаимоотношениях со Швабриным?

(Преданность, беззаветная любовь, уважение; правдивость и твердость в убеждениях, честь и совесть превыше всего. Желание Гринева “вырвать Пугачева из среды злодеев” характеризует его как человека, который ценит в других умение отвечать за свои дела, слова, который живет по высокоморальным жизненным принципам. Презрение к Швабрину характеризует Гринева как человека, презирающего лицемерие, предательство, насилие, низкопоклонство.)

Почему глава названа А.С.Пушкиным “ Сирота”. Что выражает, отражает заголовок?

(Маша Миронова оказалась абсолютно беззащитной, ее судьба зависела полностью от других людей. События данного эпизода для этой героини являлись судьбоносными. Глава названа по имени героини, причем в имени отражен социальный статус: девушка-сирота – беззащитность.)

Какова тема эпизода? Придумайте заголовок, отражающий тему.

(“Освобождение Маши Мироновой”.)

Какова основная проблема эпизода? (Проблема благородства и подлости, чести и бесчестия.)

Какова идея эпизода? Обратите внимание на эпиграф, в котором как раз отражается идея главы. (Подлые люди приносят много горя, но настоящие чувства, порядочность, желание уберечь близкого человека от страданий помогут перенести все трудности. Важно, чтобы порядочных людей на твоем пути встречалось как можно больше.)

Синтез. Рефлексия

Задачи: формировать умение аргументировать высказывание, составлять тезисы; развивать умение осознания результатов урока для себя лично.

Итак, вернемся к началу урока, вспомним ту жизненную ситуацию, которую я вам обрисовала, ответим на волнующий нас вопрос. Как текст художественного произведения нам помог в решении этой проблемы? (Слайд 13)

(Ребята вспоминают, что ситуация обмана возникала и в эпизоде: Гринев и Швабрин обманули Пугачева. Приходим к выводу, что многое зависит от мотивации поступка. С этой позиции рассматривается заданная в начале урока ситуация. Ребята придумывают мотивы, делают выводы.)

А сейчас мы посмотрим, какие тезисы к нашему уроку вам удалось составить.

(Ребята зачитывают свои тезисы, затем на слайде появляются готовые. Ребята сравнивают, дополняют свои записи.)

Тезисы урока. (Слайд 14)

  • Преамбула. Анализ эпизода – путь к постижению замысла автора.
  • Эпизод “Сирота” входит в основную часть произведения, это 12 глава.
  • Завязка эпизода: Пугачев приказывает Швабрину отвести его и Гринева к Марье Ивановне.
  • Кульминация эпизода: освобождение Маши, раскрытие обмана.
  • Концовка эпизода: Петр Гринев и Маша Миронова вместе покидают Белогорскую крепость.
  • В данном эпизоде развиваются три сюжетные линии: Гринев - Маша; Гринев - Пугачев; Гринев – Швабрин.
  • Главная сюжетная линия эпизода, как и всего произведения, – Гринев-Маша.
  • Данный эпизод является кульминацией всего произведения, так как события меняют судьбу героев.
  • Гринев – повествователь, выразитель авторского отношения к персонажам.
  • Честь, совесть – основные принципы жизни Гринева и Пугачева.
  • Гринев и Швабрин – герои-антиподы.
  • Авторское отношение к героям через лингвистический анализ.
  • Обман Гринева и обман Швабрина: почему Пугачев прощает одного и наказывает другого.
  • Заключительный тезис. Анализ данного эпизода помог нам разобраться в таких понятиях, как честь, порядочность, благородство, помог понять авторское отношение к событиям и героям.

Эти тезисы помогут вам написать сочинение – анализ эпизода. А в жизни зачем нам необходимо это умение?

(Ребята должны прийти к выводу, что умение составлять тезисы – это умение отбирать главную информацию и грамотно ее записывать. Это умение необходимо в жизни.)

А чем тезисы отличаются от плана?

(Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.)

Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие умения развивали? Какие отрабатывали навыки?

Домашнее задание

Задача: актуализировать знания, полученные на уроке; развивать умение составлять вопросы к тексту, письменную речь.

Написать сочинение “Анализ эпизода “ Сирота”. (По повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”)”. Используй тезисы с урока!

Написать сочинение-рассуждение “Что такое честь, порядочность, благородство?” на материале повести “Капитанская дочка”, то есть аргументы приводим из указанной повести. Готовимся к ЕГЭ (проблема – аргументы)!

Урок окончен. Желаю всем удачного дня. До следующего урока!

Подготовьте рассказ о спасении Маши Ми­роновой из плена.

Петр Гринев приехал с Пугачевым в Бе­логорскую крепость, и они сразу же подъ­ехали к крыльцу комендантского дома. Очень скоро выяснилось, что Маша нахо­дится в этом же доме. Несмотря на попыт­ки Швабрина не допустить к ней Гринева, их встреча состоялась, и Пугачев узнал, в каком бедственном положении находит­ся девушка. Он быстро оценил ситуацию и предложил Гриневу и Маше обвенчаться.

Швабрин вновь попытался помешать влюбленным, сказав Пугачеву, что Ма­ша — дочка казненного им капитана Ми­ронова. Но не в характере Пугачева была переменчивость: «Казнить так казнить, миловать так миловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»

Так, новые происки Швабрина ни к че­му не привели, и, получив нужные пропу­ска, молодые сели в кибитку вместе с Савельичем и навек оставили Белогорскую крепость.

А. С. Пушкин. Капитанская дочка. ЗАДАНИЕ К ГЛАВЕ XII

3 (60%) 1 vote

На этой странице искали:

  • подготовьте рассказ о спасении маши мироновой из плена
  • спасение маши мироновой капитанская дочка
  • спасение маши мироновой из плена
  • СПАСЕНИЕ МАШИ МИРОНОВОЙ
  • сочинение капитанская дочь по 12 главе

В повести «Капитанская дочка» Пушкин нарисовал яркие образы. Описывая поступки героев, их отношение к окружающим, их внешность, передавая мысли и чувства, писатель создает у нас четкое представление об их характерах, то есть об их внутренних качествах.

Одним из персонажей произведения является Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Во время первой встречи с ней мы видим обыкновенную русскую девушку: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Робкая и чувствительная, она боялась даже ружейного выстрела. Во многом ее робость и стеснение вызваны ее образом жизни: она жила довольно замкнуто, даже одиноко.

Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе девушки: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег... с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». Но Маша отвечает отказом на предложение Швабрина стать его женой. Чистая, открытая душа ее не может принять замужества с нелюбимым человеком: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!» Брак по расчету для нее немыслим, окажись она хоть в самом тяжком положении. Маша искренне полюбила Петра Гринева. И она не скрывает своих чувств, открыто дав ему ответ на его объяснение: «Она безо всякого жеманства призналась Гриневу в сердечной склонности и сказала, что ее родители будут рады ее счастью». Однако она ни за что не соглашается выходить замуж без благословения родителей жениха. Маше нелегко было отдалиться от Петра Андреевича. Чувства ее были все так же сильны, но гордость, честь и достоинство не позволяли ей поступить иначе после того, как она узнала о несогласии его родителей на этот брак.

Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Но Швабрин силой забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж. Когда же наконец приходит долгожданное спасение в лице Пугачева, девушку охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и в то же время своего избавителя. Вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств».

Пугачев отпустил Петра с Машей, и Гринев отправил ее к родителям, которые хорошо приняли девушку: «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

Ярко раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Она сильно переживала, так как знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринева: «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти». Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что

она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность», Маша отправляется в Петербург. Она решительно настроена добиться освобождения любимого, чего бы ей это ни стоило. Встретившись случайно с императрицей, но не зная еще, кто эта женщина, Маша открыто рассказывает ей свою историю и причины поступка Гринева: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его». Именно в этой встрече по-настоящему раскрывается характер скромной и робкой русской девушки безо всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду и добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха. Вскоре ее вызвали ко двору, где и объявили об освобождении Петра Андреевича.

Прочитав произведение, мы понимаем, что образ Маши Мироновой был дорог и близок автору. Она олицетворяет собой, наряду с Татьяной Лариной, пушкинский идеал женщины - с чистой, хоть и немного наивной душой, добрым, отзывчивым сердцем, верной и способной к искренней любви, ради которой она готова идти на любые жертвы, совершать самые смелые поступки.

В своем романе «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин описал очень важные для достойной жизни человека вещи, такие как честь, долг и любовь. Мне кажется, что в этом романе писатель попытался описать идеал отношений двух простых людей, русского офицера Петра Гринева и капитанской дочки Марии Мироновой.
Хотя большую часть в произведении уделена Гриневу, в романе все же главной героиней является Маша Миронова. Именно в этой милой девушке, дочери капитана Ивана Миронова, Пушкин описывает идеал дочери, женщины и жены. В произведении Маша предстает перед нами милой, чистой, доброй, заботливой и очень верной девушкой.
Возлюбленный Марии, Петр Гринев, с самого детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. В личности Петра объединяется заботливое, доброе и любящее сердце его матери и честность, смелость и прямота, доставшаяся ему от отца.
Впервые Петр Гринев знакомится с Марией Мироновой, когда он прибывает в Белогорскую крепость. Впечатление о Маше у Петра сразу складывается, как о несерьезной, легкомысленной девушке. Коротко говоря, Гринев воспринимает Машу как простую «дурочку», ведь именно так и описывает офицер Швабрин Петру капитанскую дочку. Но вскоре Гринев замечает в Марии очень добрую, отзывчивую и приятную особу, полную противоположность описанию Швабрина. Гринев проникает к Маше глубокой симпатией, и с каждым днем эта симпатия становилась все больше и больше. Прислушиваясь к своим чувствам, Петр стал сочинять для своей возлюбленной стихи, которые и стали причиной насмешек Швабрина над Гриневым. В этот момент мы замечаем в Петре Гриневе качества, присущие настоящему мужчине. Петр заступается за свою возлюбленную Машу Миронову без всякой трусости и с желанием отстоять честь капитанской дочери назначает дуэль со Швабриным. Дуэль закончилась не в пользу Гринева, но вовсе не из-за слабости Гринева перед Швабриным, а из-за глупой ситуации, отвлекшей Петра от своего противника. Итог - Гринев ранен в грудь.
Но именно это событие стало переломным моментом в отношениях Марии и Петра. Первым человеком, которого больной и слабый после «поражения» в дуэли Петр Гринев увидел у своей постели, стала его возлюбленная Мария Миронова. В этот момент чувства Петра к Маше в его сердце воспылали еще сильнее и с новой силой. Не став ждать, в эту же секунду Гринев признался Маше в своих чувствах и предложил ей стать его женой. Мария поцеловала Петра и призналась ему в своих взаимных чувствах. Волнуясь за его и так слабое состояние, она попросила его придти в чувства и успокоиться, не тратить силы. В этот момент мы замечаем в Марии заботливую и ласковую девушку, волнующуюся за состояние своего милого.
С новой стороны Маша показывается нам, когда Гринев получает отказ от отца в благословении его избранной. Мария отказывается выходить замуж без одобрения родителей своего жениха. Эта ситуация открывает нам Машу Миронову как чистую, светлую девушку. По ее мнению, без благословения родителей не будет Петру счастья. Маша думает о счастье любимого и даже готова пожертвовать своим. Мария допускает мысль о том, что Петру нужно найти другую жену, угодную сердцу его родителей. Без своей любимой, Гринев теряет смысл существования.
В момент захвата Белогорской крепости, Мария остается круглой сиротой. Но и в такой сложный для нее период, она остается верной своей чести, она не поддается попыткам Швабрина женить ее на себе. Она решает, что лучше вовсе умереть, чем выйти замуж за человека, которого она презирает.
Маша Миронова отправляет Гриневу письмо, повествующее о ее страданиях в плену Швабрина. Сердце Петра разрывается от волнения за свою любимую, страдания Марии буквально передаются Петру. Гринев, без всякой армии, отправляется на спасение своей любимой. В тот момент, Петр не думал ни о чем, кроме свой возлюбленной. Хоть спасение Марии и не обходится без помощи Пугачева, но все же Гринев и Маша наконец воссоединяются. Пройдя сквозь такие страдания и препятствия, два любящих сердца все-таки объединяются. Петр посылает свою невесту в деревню к своим родителям, беспокоясь за ее безопасность. Теперь он уже уверен в том, что отец и мать примут его невесту, узнав ее ближе. Сам же Петр отправился на службу к императрице, ведь он должен служить свое Родине, даже рискуя своей жизнью. Не в первый раз, Петр Гринев предстает перед нами, как смелый мужчина.
Служба Гринева закончилась благополучно, но беда пришла, откуда не ждали. Гринев обвинен в дружеских отношениях с Пугачевым. Дело оказалось очень серьезным, обвинений было слишком много. В тот момент, когда даже родители Гринева потеряли веру в сына, только его возлюбленная Мария верила своему жениху. Маша решается на очень рискованный и смелый поступок - она едет к самой императрице, чтобы доказать невиновность своего жениха. И у нее это получается, благодаря своей беспрерывной вере в Петра и ее любви к нему. Мария спасает своего возлюбленного, также, как и немного ранее Гринев спас Марию.
Роман заканчивается более чем благополучно. Два любящих сердца соединились, пройдя через множество препятствий. И все эти препятствия только укрепили любовь Марии Мироновой и Петра Гринева. Два любящих человека много обрели благодаря своей взаимной любви. Мария обрела смелость, ей неприсущую ранее, но страх за жизнь любимого заставили ее перешагнуть через свои страхи. Благодаря взаимной любви к Маше Петр Гринев стал настоящим мужчиной – человеком, дворянином, воином.
Отношения этих героев - авторский идеал отношений между мужчиной и женщиной, где главным является любовь, верность, взаимность и бесконечная преданность друг к другу.
P.s: учусь в 8 классе, хотелось бы услышать критику насчет моего сочинения. Есть ли какие-то смысловые ошибки. Насчет пунктуации хотелось бы услышать, много ли лишних знаков препинания, и наоборот, их не хватает. Заранее благодарю за помощь и критику.

Анна, прежде чем я займусь критикой работы, хочу сказать, что для 8 класса это очень неплохой текст. Но его можно улучшить.

Мои замечания.

1. "Капитанская дочка" - стилизация под семейные записки. Пушкин скрывается под маской Издателя и делает вид, что автором книги является сам якобы реально существовавший Петр Андреевич Гринев. Поэтому заявлять "хотя большую часть в произведении уделена Гриневу, в романе все же главной героиней является Маша Миронова" неверно как с точки зрения стилистики (естественно, что Гринев не "героиня"), так и с точки зрения смысла.

2. Никаких "Петр" и "Мария". Это герои XVIII века, а не телеведущие. В книге нет таких имен! Есть Петр Андреевич либо Петруша и Марья Ивановна либо Маша.

3. Много пересказа. Где анализ? Подинамичнее!

4. Маша слишком часто "милая". Слишком много "чувств" и слов с корнем "-люб-". Не надо пережимать.

5. "Возлюбленный Марии, Петр Гринев, с самого детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. В личности Петра объединяется заботливое, доброе и любящее сердце его матери и честность, смелость и прямота, доставшаяся ему от отца". - Ох... А еще Петруша до 16 лет гонял голубей и играл в чехарду, любил слушать россказни птичницы Агафьи, плохо учился и вообще был "рос недорослем" (Митрофана не напоминает? И обращение отца Гринева к Савельичу "старый пес" не напоминает "старую хрычовку" Еремеевну?).
Не надо так патетически про Гринева. Он больше всего похож на любимого героя русских сказок Иванушку-дурачка, а не на Штирлица, у которого "характер нордический, выдержанный" и который "безукоризненно выполняет служебный долг".

6. Надо прямо сказать, что история любви двух вымышленных героев развивается на фоне страницы реальной трагической истории России (действия пугачевского войска в Оренбургской губернии и осада города). Герои проходят через трагические обстоятельства и взрослеют. Они находят поддержку у двух главных фигур эпохи - Пугачева и Екатерины.

7. Обязательно следует упомянуть про заглавие (почему именно "Капитанская дочка", а не "Маша и Петруша", или "Маша Миронова", или "Любовь и пугачёвщина"?). В трудную минуту Маше просыпается характер ее отца-героя.

Насчет грамотности писать не буду. Лишние запятые есть, да и орфографию с речевыми ошибками нужно проверить.
Еще раз повторю, что в целом сочинение неплохое. Надо его доработать, чтобы оно стало отличным.


Спасибо огромное за критику. Сегодня перечитала сочинение на свежую голову и нашла очень много неточностей, внесла много поправок. И лишних запятых действительно не мало. Еще раз спасибо за помощь и оценку моего сочинения.




Согласна с Татьяной Владимировной, сочинение в целом неплохое, но улучшить можно и нужно:) . Выскажу тоже несколько замечаний:

Жанр "Капитанской дочки" - не роман, как Вы, Анна, пишите, а историческая повесть. Это фактическая ошибка.

Чтобы уйти от пересказа, советую найти в тексте слова, которыми сами герои говорят о своих чувствах на протяжении всей повести. Эти опорные точки дадут возможность проанализировать развитие любви Гринева и Маши, и Вам легче будет правильно расставить акценты в сочинении.

Ошибок многовато, особенно речевых и грамматических.



Вера Михайловна, я бы девушку не пугала насчет фактической ошибки.
Жанр "Капитанской дочки" исследователи определяют по-разному. Это вопрос спорный, и окончательного ответа на него нет.
Аргументы в пользу того, что это повесть: в центре событие, средний объем, хроникальный сюжет, минимальное количество побочных сюжетных линий.
Аргументы в пользу романа: опора на судьбы конкретных героев, частная жизнь героев связана с общественной жизнью эпохи; косвенный признак - ориентация КД на исторические романы Вальтер Скотта.
Даже составители ЕГЭ по литературе не могут определиться: то в кодификаторе появляется повесть, то роман (последние три года - роман). В части В требуют писать именно "роман".
Я лично уверена, что это повесть, но и другая позиция тоже имеет право на существование.


Татьяна Владимировна, Вы правы, тут я погорячилась.
Просто я хорошо помню, как моей ученице на ЕГЭ по русскому языку это посчитали фактической ошибкой.
В случае Анны, скорее всего, это не будет ошибкой, так что я прошу прощения за излишнюю категоричность.





Простите,но на самом деле вы сейчас сами допустили ошибку."Капитанская дочка" считается и романом и исторической повестью.Для того,чтобы не допускать подобных ошибок,гораздо уместнее будет использовать термин "произведение".


Роман "Капитанская дочка" повествует о драматических событиях 70-х годов 18 века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению, но цензура навряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией становится любовь молодого дворянина Петра Гринева к дочери капитана Белогорской крепости Маше Мироновой.

В "Капитанской дочке" одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них-история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее "совершенною дурочкою". Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она "благородна и чувствительна". Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.

Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши "вы один у меня покровитель, заступитесь за меня, бедную! ", Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши, боясь, что она будет подвергнута унизительному допросу-"мне пришло в голову, что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку... ".

Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия, думая, что в противном случае у Петра "не будет счастия".Из робкой "трусихи" она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева, в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-"Марья Ивановна от меня не отходила". Таким образом Маша спасет Гринева от позора, гибели и ссылки так же, как он спас ее от позора и гибели.

Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы, идеалы, любовь. Беспринципного и бесчестного человека, которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками, низостью, подлостью, без друзей, любимых и просто близких людей.










Самый романтический образ повести - образ дочери коменданта Белогорской крепости Маши Мироновой. Доброта, совесть, душевная щедрость – вот основные качества, которые видим мы в этой героине.

Маша выросла и повзрослела рядом со своими скромными и добрыми родителями, в стенах Белогорской крепости. Эта милая и трудолюбивая девушка располагает к себе с первых минут знакомства. Как говорит о ней ее мать Василиса Егоровна: «У Маши одна беда; девка на выданье, а какое у ней приданое? Частый гребень, да веник, да алтын денег…». От этих разговоров об отсутствии приданого, у Маши всякий раз наворачиваются слезы, и она вся краснеет. Но при всем при этом, мы видим, что она - благоразумная и интересная девушка.

Именно ее душевные качества привлекают к ней сначала Швабрина, а потом и Гринева. Но Маша Миронова - девушка чуткая и проницательная, она видит лживую натуру Швабрина и отвергает его ухаживания, вызвав тем самым месть с его стороны.

Совсем другое отношение вызывает у нее Петр Гринев, человек порядочный и честный. Между ними возникает большое чувство. Гринев так говорит об этом: «При первом удобном случае я принялся за объяснение в любви, и Марья Ивановна выслушала меня терпеливо. Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности, и сказала, что ее родители будут рады ее счастию».

Больше всего ее заботит благословение родителей. Препятствие браку со стороны родных будут для нее непреодолимой преградой. Именно так и складываются обстоятельства: Гринев получает от отца письмо с отказом на его брак с Марьей Ивановной.

С каким благородством и достоинством ведет себя Маша, узнав об этом известии: «Я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Коли найдешь себе суженую, коли, полюбишь другую – бог с тобою…»

После захвата крепости мятежной армией Пугачева, после смерти родителей и разлуки с Гриневым, Маша остается совсем одна в окружении врагов. Судьба приготовила ей тяжелые испытания, но тихая скромная девушка их достойно выдержала.

Она попадает в руки Швабрина, предателя, перешедшего на сторону повстанцев. «Он обходится с ней очень жестоко и грозится, если она не выйдет за него замуж, привезти в лагерь к злодею…». Обо всем этом мы узнаем из ее последнего письма к Гриневу. Но больше собственной судьбы, ее тревожит судьба ее возлюбленного Петра Гринева: «Палаша слышала, что вас часто видят на вылазках, и что вы совсем себя не бережете, а я за вас со слезами бога молю…».

Судьба этой доброй девушки так встревожила Гринева, что он, рискуя собственной жизнью, бросился ее спасать из мятежной крепости.

А Маша, тем временем, находясь в плену у Швабрина, отказывается выходить за него замуж и принимает решение «лучше умереть, если ее не избавят».

Вмешательство Пугачева соединяет судьбы Маши Мироновой и Петра Гринева, но жизнь приготовила им еще одно испытание. Когда по ложному доносу Швабрина, Гринев оказывается в тюрьме, Маша предпринимает смелую и отчаянную попытку вызволения своего любимого. Ей удается совершить почти невозможное – встретиться с императрицей и рассказать ей всю правду о себе и о Гриневе. Ее простота и душевность, ее искренний и сердечный рассказ тронули государыню до глубины души. Гринев был оправдан.

Необыкновенные душевные качества Маши Мироновой никого не оставляли равнодушными. Доброта, совесть, порядочность – качества, которые она обрела с детства, стали ее основой на всю жизнь.

Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Маша уже не скрывала своих чувств и «безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности и сказала, что ее родители, конечно, рады будут ее счастию». Свою героиню А. С. Пушкин подвергает испытанию любовью, и проходит она это испытание с честью.

Ни за что! Ни за какие благополучия!” Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчёту. На дуэли со Швабриным Гринёв был тяжело ранен и несколько дней пролежал без сознания. Но Маша не хотела выходить замуж без благословения его родителей.

«Характеристика Маши Мироновой и Гринева»

После захвата крепости Пугачёвым родители Маши были казнены, а её спрятала в своём доме попадья. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь…”. Гринёв не оставил её в трудную минуту и приехал вместе с Пугачёвым. У Маши состоялся разговор с Пугачёвым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она сказала: “Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят”.

Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить”. Любовь Гринёва к Маше уже не казалась его родителям “пустою блажью”, они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке. Вскоре Гринёва арестовали. Маша очень сильно переживала, ведь она знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринёва. Она скрывала от всех свои слёзы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти”.

Вскоре Машу позвали во дворец. Во дворце она узнала в императрице ту самую даму, с которой разговаривала в саду. Императрица объявила ей об освобождении Гринёва, сказав при этом: “Я в долгу перед дочерью капитана Миронова”. Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в повести. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости).

Затем читатель подозревает Ш. в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Ш. к измене.

Александр Сергеевич Пушкин

В конце повести, попав в плен к правительственным войскам, Ш. доносит на Гринева. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» считается вершиной творчества писателя. Впервые с этой героиней мы знакомимся, когда Гринев прибывает в Белогорскую крепость. Гринев был уверен, что дочь капитана Миронова «дурочка», ведь об этом ему не раз говорил приятель Швабрин.

По мнению этой чистой и светлой девушки, «без их благословения не будет тебе счастия». Маша, прежде всего, думает о счастье своего любимого, и ради него готова пожертвовать своим собственным. Во время кровавых событий захвата Белогорской крепости Маша теряет обоих родителей и остается круглой сиротой.

Оказавшись в крепости одна, в окружении врагов, Маша не поддается на давление Швабрина - она до конца остается верной Петру Гриневу. Она одна едет к самой императрице и рассказывает ей обо всех событиях, прося у Екатерины милости. И та, проникшись симпатией к искренней и смелой девушке, помогает ей: «Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха». Таким образом, Маша спасает Гринева, как и тот, несколько ранее, спасает свою невесту.

Доброта, совесть, душевная щедрость – вот основные качества, которые видим мы в этой героине. Маша выросла и повзрослела рядом со своими скромными и добрыми родителями, в стенах Белогорской крепости. Эта милая и трудолюбивая девушка располагает к себе с первых минут знакомства. От этих разговоров об отсутствии приданого, у Маши всякий раз наворачиваются слезы, и она вся краснеет.

Именно ее душевные качества привлекают к ней сначала Швабрина, а потом и Гринева. Но Маша Миронова - девушка чуткая и проницательная, она видит лживую натуру Швабрина и отвергает его ухаживания, вызвав тем самым месть с его стороны. Совсем другое отношение вызывает у нее Петр Гринев, человек порядочный и честный. Гринев так говорит об этом: «При первом удобном случае я принялся за объяснение в любви, и Марья Ивановна выслушала меня терпеливо.

Именно так и складываются обстоятельства: Гринев получает от отца письмо с отказом на его брак с Марьей Ивановной. С каким благородством и достоинством ведет себя Маша, узнав об этом известии: «Я не выйду за тебя без благословения твоих родителей.

Вмешательство Пугачева соединяет судьбы Маши Мироновой и Петра Гринева, но жизнь приготовила им еще одно испытание

Она попадает в руки Швабрина, предателя, перешедшего на сторону повстанцев. Он обходится с ней очень жестоко и грозится, если она не выйдет за него замуж, привезти в лагерь к злодею…». Обо всем этом мы узнаем из ее последнего письма к Гриневу. Но больше собственной судьбы, ее тревожит судьба ее возлюбленного Петра Гринева: «Палаша слышала, что вас часто видят на вылазках, и что вы совсем себя не бережете, а я за вас со слезами бога молю…».

Первая встреча Маши и Гринёва состоялась в доме коменданта. А Маша, тем временем, находясь в плену у Швабрина, отказывается выходить за него замуж и принимает решение «лучше умереть, если ее не избавят». Хоть он «конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться… Ни за что! ни за какие благополучия!».

Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою".

Познакомившись с Гринёвым, Маша полюбила его. После ссоры Швабрина с Гринёвым, она рассказала про предложение Швабрина стать его женой. На это предложение Маша, естественно, ответила отказом: "Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться. Ни за что! Ни за какие благополучия!" Маша, не мечтавшая о сказочном богатстве, не хотела выходить замуж по расчёту.

На дуэли со Швабриным Гринёв был тяжело ранен и несколько дней пролежал без сознания. Все эти дни Маша ухаживала за ним. Придя в себя, Гринёв признаётся ей в любви, после чего "она безо всякого жеманства призналась Гринёву в сердечной склонности и сказала, что её родители будут рады её счастью". Но Маша не хотела выходить замуж без благословения его родителей. Благословения Гринёв не получил, и Маша сразу же отдалилась от него, хотя ей очень трудно было это сделать, так как её чувства по-прежнему оставались сильны.

После захвата крепости Пугачёвым родители Маши были казнены, а её спрятала в своём доме попадья. Швабрин, запугав попа с попадьёй, забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти замуж за него. К счастью, ей удаётся отправить письмо Гринёву с просьбой об освобождении: "Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь…"

Гринёв не оставил её в трудную минуту и приехал вместе с Пугачёвым. У Маши состоялся разговор с Пугачёвым, из которого тот узнал, что Швабрин ей не муж. Она сказала: "Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят". После этих слов Пугачёв всё понял: "Выходи, красная девица; дарую тебе волю". Маша видела перед собой человека, который был убийцей её родителей, и, наряду с этим, её избавителем. И вместо слов благодарности "она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств".

Пугачёв отпустил Гринёва с Машей, сказав при этом: "Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!" Они поехали к родителям Гринёва, но по дороге Гринёв остался воевать в другой крепости, а Маша с Савельичем продолжили свой путь. Родители Гринёва хорошо приняли Машу: "они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было её узнать и не полюбить". Любовь Гринёва к Маше уже не казалась его родителям "пустою блажью", они только и желали, чтобы их сын женился на капитанской дочке.

Вскоре Гринёва арестовали. Маша очень сильно переживала, ведь она знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринёва. "Она скрывала от всех свои слёзы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти".

Маша собралась ехать в Петербург, сказав родителям Гринёва, что "вся будущая судьба её зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность". В Царском Селе гуляя по саду, она встретилась и разговорилась с одной знатной дамой. Маша рассказала ей про Гринёва, и дама обещала помочь, поговорив с императрицей. Вскоре Машу позвали во дворец. Во дворце она узнала в императрице ту самую даму, с которой разговаривала в саду. Императрица объявила ей об освобождении Гринёва, сказав при этом: "Я в долгу перед дочерью капитана Миронова".

Во встрече Маши с императрицей по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки - простой русской девушки, трусливой по натуре, безо всякого образования, нашедшей в себе в необходимый момент достаточно силы, твёрдости духа и непреклонной решительности, чтобы добиться оправдания своего ни в чём не виновного жениха.

Повесть «Капитанская дочка» можно отнести к одному из вершинных произведений А. С. Пушкина, выполненных в прозе. Не раз даже сам автор данного произведения говорил, что оно историческое, так как в основе лежат крестьянские восстания под предводительством Пугачева. Автор сумел воссоздать атмосферу, которая была характерна для тех времен. Он потрясающе изобразил характеры главных героев и простых людей, которые жили в то тяжелое время.

Произведение является неким повествованием, которое ведется от лица главного героя - П. Гринева. Он стал свидетелем и участником всех описываемых автором событий. Но произведение было бы неполным, если бы в нем не нашлось место для героя, который является полной противоположностью Гринева. Речь идет, конечно же, о Швабрине. С помощью него автору удалось сделать сюжет повести более ярким и захватывающим. Наверное, поэтому образ Швабрина и Гринева рассматриваются только вместе. Но в данном обзоре следует более подробно рассмотреть главного антигероя повести.

Что скрывается в образе Швабрина?

Образ Швабрина продемонстрировал, насколько люди могут быть мелочными, эгоистичными и трусливыми в своих желаниях. С Гриневым в повести «Капитанская дочка» Швабрина объединяет только одно - сильные чувства к М. Мироновой. Под образом антигероя скрывается аристократ, который уже когда-то проходил службу в гвардии. В он попал в силу своего не очень легкого характера. А именно после того момента, когда на очередной дуэли ним был убит поручик.

Автор повести указал, что был такой момент, когда Швабрин уже сватался к Маше. Но ответ, естественно, был отрицательным. Именно поэтому от него нередко можно было услышать оскорбления в ее адрес. Эти нелицеприятные выражения и стали поводом для дуэли между ним и Гриневым. Но образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» не наделен таким качеством, как честность. В тот момент, когда Гринев отвернулся на окрик слуги, Швабрин сумел его тяжело ранить.

Среди недостатков, которыми был наделен антигерой повести, особенно хорошо выделяется отсутствие таких понятий, как честь и служебный долг. В тот момент, когда крепость пала под натиском Пугачева, Швабрин, недолго думая, переходит на его сторону, получив при этом должность одного из командиров. Причиной перехода на мятежную сторону стала ненависть к Гриневу и желание, чтобы Маша стала его женой.

Отношение автора к образу, который был раскрыт в лице Швабрина

Алексей Иванович Швабрин, лишенный каких-либо моральных устоев, показан в повести как развращенный интригами и заговорами, придворными нравами, офицер-гвардеец. Он достаточно сильно презирал отечественную действительность и даже говорил исключительно на французском языке. Но Александр Сергеевич Пушкин не обделил образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» и положительными качествами. Автор наделил его острым умом, находчивостью и хорошим образованием.

Со стороны автора к данному герою проявляется отрицательное отношение. Если смотреть на его оценку, то можно с большой точностью сказать, что она достаточно негативная. Это можно увидеть хотя бы в том, что в повести он упоминается только по фамилии. Также в некоторых местах произведения указаны только инициалы данного антигероя.

К чему привела Швабрина в итоге его подлость?

И что же получается в итоге? Пугачев, которому Гринев поведал о том, что Швабрин держит Машу силой, разгневался. Образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» стал превосходной демонстрацией того, что может произойти с человеком, если он забудет про честь, храбрость и отвагу. Но сказать, что это чему-то учит, нельзя. Когда Швабрин попал в правительственные войска, среди изменников он выделил и Петра. Это он сделал в первую очередь для того, чтобы снять подозрения с себя. Естественно, что Гринев смог выйти из сложной ситуации, не потеряв при этом своей чести и офицерской отваги.

Судьба Швабрина так и осталась загадкой, так как А. С. Пушкин ничего определенного по этому поводу не написал. Но скорее всего, его просто казнили. И назвать подобное наказание несправедливым нельзя.

Что пытался А. С. Пушкин показать читателям при помощи образа Швабрина?

Наверное, автор пытался показать, что людей за их поступки осуждать не надо, используя для этих целей образ Швабрина в повести «Капитанская дочка». Лучше их пожалеть и посочувствовать им. Швабрина можно отнести к тем людям, которые не могут избавиться от своих страхов. Он ничего не видит кроме того, что напрямую связано с ним. Даже не аристократическое происхождение сделало его таким, а отсутствие каких-либо душевных качеств.

К большому сожалению, людей, похожих на Швабрина, вокруг достаточно много. Они наносят вред другим людям, которые хоть чем-то напоминают собой таких персонажей, как Гринев и Маша. Но, как и в повести А. С. Пушкина, все их злодеяния всегда действуют против своих хозяев. Именно в этом заключается беда таких людей. Так, страх способен породить только лицемерие и ложь, которые, в свою очередь, ведут к неудачам.

Что скрыто в образе Швабрина?

Но ведь образ Швабрина был создан не просто так. С его помощью автор показал, что подлость способна привести только к неудачам и провалу. Практически каждый совершаемый нами поступок ведет к определенному результату. Так что необходимо подвести следующий итог: один раз позабыв о своей чести, можно обречь себя на дальнейшие неудачи.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение Когда мы прочитали название романа А. С. Пушкина, «Капитанская дочка» мы подумали, что в романе описывается жизнь девушки, у которой отец - капитан. Прочитав роман, мы задумались, почему он так назван. Мы думаем, первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению, но цензура вряд ли пропустила бы его. Поэтому основным сюжетом повести становится служба молодого дворянина Петра Гринева, благодаря любви его к дочери капитана Белогорской крепости Миронова. Автор уделяет большое внимание читателя на Пугачёва, тогда задаётся вопрос: почему Пушкин делает главным героям романа не Пугачёва, а Гринёва и называет его капитанская дочка? Может, Пушкин назвал свой роман «Капитанская дочка» т. к. именно капитанская дочка - Маша Миронова возлюбленная главного героя встретилась с императрицей. Так она раскрывает свой характер капитанской дочки - простой русской девушки, неуверенной в себе, необразованной, но нашедшей в себе в необходимый момент силу, твёрдость духа и решительность, чтобы добиться оправдания своего жениха.Мы обозначили

Объект исследования - повесть «Капитанская дочка».База исследования - герои повести «Капитанская дочка».Актуальность исследования состоит в том, что в повести раскрываются проблемы долга, чести и любви.Цель исследования изучить дополнительную литературу и выяснить каковы были прототипы героев и их нравственность.Мы выдвинули гипотезу о том , что чем больше мы знаем о проблемах любви, тем больше не перестаём удивляться проблемам морали и чести.

Мы поставили перед собой задачи

    Изучить дополнительный материал;

    Выявить характеристику героев;

    Выявить прототипы данных героев;

    Выяснить как прототипы, влияют на внутренний мир героев.

Наша исследовательская работа прошла следующие этапы

«Капитанская дочка» привлекает к себе внимание исследователей не только как одно из высших достижений пушкинской прозы. Этот роман - чрезвычайно важный источник для определения общественно-политической позиции Пушкина в последние годы его жизни. Ведь в нем говорится о крестьянском «бунте» и его вожаке; о дворянине, вовлеченном в антифеодальную борьбу крестьян, т. е. о тех проблемах, которые волновали Пушкина на протяжении почти всей его сознатель-ной жизни.

Герои повести

Петр Андреевич ГриневМария Ивановна МироноваЕмельян Пугачев Швабрин Савельич Архип СавельевКапитан Миронов Иван Кузьмич Капитанша Василиса Егоровна Иван Игнатьич Зурин Иван Иванович Бопре Императрица Екатерина II ВеликаяГенерал Андрей Карлович Андрей Петрович Гринев Мать Петра Гринева

Характеристика главных героев

Для нашей исследовательской работы, мы выбрали трех главных персонажей. Это два противопоставленных между собой героя - Швабрин и Гринёв и их «общая» любовь Маша Миронова.

Характеристика Петра Гринева Петр Андреевич Гринев - личность, которая стремится к самосовершенствованию. Ему не дали систематического образования, но зато нравственное воспитание он получил. Его любила маменька, но баловала в меру, поручая воспитание отцу. Андрей Гринев хотел научить своего сына дисциплине и отправил его служить в Белогорскую крепость. Савельич, слуга, был добр и предан, помогал в сложной ситуации. Потом таким же станет и Петр Гринев. Петр, вырвавшись на свободу, проиграется в карты, будет грубить слуге, но он совестлив, поэтому попросит прощения и никогда больше не станет пьянствовать и играть. Петр Андреевич умел дружить, любить, служить, держать слово, помогать людям. Он прожил достойную жизнь и может быть примером. Гринев всю жизнь следовал завету отца: береги честь смолоду. Не случайно эта пословица используется как эпиграф, а после звучит из уст отца главного героя.

Характеристика Алексея Швабрина Швабрин дан как прямая противоположность Гриневу. Он образованнее, может быть, даже умнее Гринева. Но в нем нет ни доброты, ни благородства, ни чувства чести и долга. Переход его на службу к Пугачеву вызван не высокими идейными побуждениями, а низкими своекорыстными интересами. Отношение к нему автора «записок» и писателя совершенно ясно, и у читателя он вызывает чувство презрения и негодования. В композиции романа Швабрин играет важную роль героя любви и общественной жизни, без него сюжетную линию Гринева и Маши трудно было бы построить.

Характеристика Маши Мироновой Маша Миронова - молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своей повести. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в повести приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Таким образом, капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

Что такое прототипы? Изучая дополнительную литературу мы узнали, что прототипами обычно называют тех реально существующих людей, от которых писатель шел к созданию художественного образа.

Мы не можем до конца проследить путь художника по созданию произведения искусства. Перед нами как предмет анализа находится само художественное произведение. Мы можем и должны знать действительность, которую отобразил художник в целом, но не должны стараться разбивать ее на отдельные моменты, которые будто бы геометрически точно повторяются в художественном произведении.

Прототипы Гринёва и Швабрина

Утверждали, например, что прототипом Гринева и Швабрина является один и тот же человек - Шванвич. Между тем Гринев совсем не похож на Швабрина.По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь - честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий - Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преградыПрототип Маши Мироновой

Немало и сказано было о прототипе Маши Мироновой из «Капитанской дочки». В «Русском архиве» даже утверждалось, что ее прототипом был один молодой грузин (П. А. Клопитонов), который попал в сад Царского Села и разговаривал о статуях с императрицей; утверждалось также, что этого самого грузина прозвали «капитанской дочкой». Но оказалось, что образ Маши Мироновой А. С. Пушкин писал с дворянской дочери Марьи Васильевны Борисовой, с которой познакомился и общался на рождественском балу 1829 года в городе Старица Тверской губернии. Пушкин был знатоком женских душ и, видимо, простая, наивная и непримечательная девушка всё же произвела на него впечатление своей честностью, открытостью, гордостью и твёрдостью характера. Всеми этими качествами поэт наделил капитанскую дочь Машу Миронову.

Вывод

Результаты изучения литературных источников, анализ и систематизация материалов показали, что выдвинутая нами гипотеза оказалась верной. Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести и морали. Нам кажется, что это проблема была и есть одна из центральных в русской литературе. Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверно, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести - это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так, на примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Это произведение научило нас тому, что необходимо в жизни искать свою правду, свой жизненный путь, оставаться верным своим взглядам и принципам, быть стойким и мужественным человеком до конца. Но каждый знает, что это трудно. Как было трудно Гриневу, Маше Мироновой, ее отцу, капитану Миронову, то есть всем тем людям, для которых честь превыше всего. И мы можем с уверенностью сказать, что эпиграф к повести «Береги честь смолоду» будет для нас и моих сверстников путеводной звездой.

Список литературы

    Белоусов А. Ф. Школьный фольклор.- М,1998.

    «Капитанская дочка»., А.С. Пушкин., 1836.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.,1984.

    Суслова А.В., Суперанская А.В. Современные русские фамилии. - М.,1984.

    Шанский Н.М. Слова, рожденные Октябрем. - М., 1980.

Интернет - ресурсы

    https://ru.wikipedia.org/wiki/

    http://biblioman.org/compositions