По роману «Герой нашего времени». Действительно ли Печорин герой своего времени? (Лермонтов М. Ю.). Сочинение на тему: "Печорин - герой своего времени" Печорин и время в котором он жил

Герой нашего времени — точно, портрет,

но не одного человека: это портрет,

составленный из пороков всего нашего

поколения, в полном их развитии.

М. Лермонтов

В своем романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лер-монтов затронул многие социальные, нравственные и фи-лософские проблемы, возникшие в среде дворянской мо-лодежи 30-х годов XIX века. Отличительной чертой этого времени стало отсутствие высоких общественных идеалов для поколения, вступившего в жизнь после жестокого разгрома декабристов. Чернышевский писал, что «Лермонтов... понимает и представляет своего Печорина, как пример того, какими становятся лучшие, силь-нейшие, благороднейшие люди под влиянием обществен-ной обстановки их круга».

Печорин как личность, как характер резко противосто-ит людям, желающим в жизни «плыть по течению». Он постоянно протестует, бунтует, ищет: в чем смысл жизни для человека? Где именно его место в этом мире?

Разочарования, «леденящее душу неверие в жизнь и во всевозможные отношения, связи и чувства человеческие» сделали Печорина скептиком, и все же не смогли убить в нем волю, веру, мечту. В его «ненасытном» сердце всегда оставалось место для надежды.

Внимательность к собственным чувствам и мыслям помогла Печорину познать тонкости и чужого человече-ского сердца. Тонкий психолог, он замечательно точно умел отгадать истинные мотивы поведения людей, однако общение с ними зачастую приносило Печорину лишь раздраже-ние, страдание и снова — разочарование. Не доверяя лю-дям и потеряв надежду быть понятым ими, герой романа замыкается в себе, у него возникает потребность жесткого контроля и разбора собственных поступков, движений сер-дца и мыслей.

Трагедия Печорина в том, что, сознавая, что у него есть силы и желание действовать, он понимает в то же время невостребованность этих сил в той общественной среде, где он живет. Поэтому между устремлениями Печорина и жизнью, которую он ведет, лежит глубокая пропасть: «Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее, как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками?..»

С горечью говорит Печорин о своей душе, испорченной светом: «мне все мало; к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня».

Постоянный самоконтроль превратил чувства Печори-на из искренних порывов души в объект для оценки. Двой-ственность натуры не позволяла герою романа полностью раскрыться ни в дружбе, ни в любви, да, кажется, он уже и разучился любить и дружить по-настоящему, делясь и от-давая: «...теперь я только хочу быть любимым и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привя-занность мне было бы довольно». Замкнутость на своем внутреннем мире и недоверие к другим сделали Печорина равнодушным к чувствам окружающих, и это по-настоящему страшно. «Ненасытную жадность» этот человек ощу-щает лишь к власти над чужими мыслями и сердцами: «я смотрю на страдания и радость других только в отноше-нии к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». Сам неспособный больше «безумствовать под вли-янием страсти», Печорин несказанно радуется любому, ма-лейшему порыву чувств, пробуждающемуся в его сердце, но и боится их, поскольку человек эмоциональный открыт и беззащитен. И эта погруженность в себя, зачастую делаю-щая поступки Печорина жестокими и эгоистичными, ста-новится опасной для людей, искренне полюбивших героя романа. Материал с сайта

Печорин действительно герой своего времени, посколь-ку во многих своих проявлениях является слепком своего окружения, отражением нравственного убожества обще-ства: «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они роди-лись... Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная моло-дость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». И этот взгляд со стороны на самого себя со временем делался не помощником, а бичом, про-клятием Печорина, поскольку лишил его способности к благородным порывам: «...я боюсь показаться смешным самому себе».

И все же мне кажется, что именно люди, подобные Пе-чорину, сумели вывести общество из этого болота зла, фаль-ши, бесцельности существования. Печорин сам себя судит и казнит, и гораздо строже, чем кто бы то ни было. Он стоит выше людей, но конфликт между ним и обществом с каждой новой встречей становится все более глубоким, непреодолимым. Я думаю, что жизненная роль таких лю-дей, как Печорин, — это обнаружение зла в мире, больных мест человечества, для лечения которых нужен совсем другой лекарь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • печорин пример того, какими становятся лучшие
  • действительно ли печерин герой своего времени

В своем произведении « » создал образ Печорина, который и стал центральной фигурой произведения, а значит, именно его писатель называет героем. Печорин в романе «Герой нашего времени» – это офицер, которого выслали из Петербурга за какую-то историю. Он стал путешествовать по миру, с ним происходили разные события, а приехав домой, умер, так и не найдя своего места в жизни.

Почему Печорин герой своего времени?

Почему именно Печорин стал «Героем нашего времени»? Скорее всего, автору было больно осознавать, что в тридцатые года девятнадцатого века, умных талантливых людей никто не признавал, они не были нужны и поэтому большинству из них приходилось тратить свои силы в ненужном направлении. Благодаря отображенной в произведении жизни Печорина, мы можем видеть, во что превращало общество молодежь, которой ничего не оставалось, как учиться лгать, становиться скрытным, «хоронить все лучшие свои чувства в глубине сердца». А ведь, по сути, если судить по портрету и характеру, Печорин умный, волевой, умел быстро судить о людях. Он образован, неординарный, но тратит свои силы на ненужные, недостойные поступки, разрушая жизни других людей.

Так за свою жизнь он повлиял на судьбу княжны Мери Лиговской, разрушил судьбу Веры, Бэлы, убивает Грушницкого. При этом ему наплевать на чувства других и он говорит, что таким он стал, благодаря окружающим людям, которые видели с детства в нем дурные свойства, хотя таковых, по его мнению, не было. Но они появились, ведь другим этого хотелось. Когда он разговаривает с Мэри, он так и говорит, что стал скрытным, злопамятным, научился ненавидеть. Одним словом «стал нравственным калекой».

Действительно ли Печорин герой своего времени?

Действительно ли Печорин герой своего времени? Наверное, да. Наверное, в то время таким и нужно было быть, чтобы выжить в обществе, где не ценят лучшие качества людей. В произведении «герой нашего времени» образ Печорина – это обобщающий образ, в котором отразилась трагедия поколения талантливых людей, живших в девятнадцатом веке в тридцатые годы и которые не смогли найти себе достойного места в жизни и среди общества.

Роман «Герой нашего времени» был начат в 1837-38 годах, а закончен в 1839 году. Это первый русский социально-психологический роман в прозе.

В предисловии к роману автор говорит о цели своего произведения – создать портрет героя своего времени: «…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». В предисловии же к журналу Печорина Лермонтов называет свое произведение «историей души человеческой».

Главная проблема этого романа - судьба мыслящего, талантливого человека, который не смог найти себе применение в условиях жизни того общества. Главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Эти годы можно охарактеризовать как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания 1825 г. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения.

Печорин - выходец из дворянской семьи. Он получил типичное для аристократической молодежи того времени воспитание и образование под руководством иностранных учителей и гувернеров. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено наслаждаться всеми удовольствиями, которые только можно было достать за деньги. Затем пустился в большой свет: влюблялся в светских красавиц и был любим. Об этих событиях жизни героя мы узнаем из его исповеди Максим Максимычу в главе «Бэла».

Печорин имеет «резкий охлажденный ум», который позволяет ему правильно судить о людях, о жизни, критически относиться к самому себе и к окружающим. Печорин уже все испытал, еще в юности ему опротивели все удовольствия. Это не могло не привести его к разочарованию в жизни. Печорин видит, что самые счастливые люди - невежды, а слава - удача. Скука быстро овладевает Печориным.

Главный герой понимает, что в обществе, где он находится, он никогда не найдет себе друзей, что там никто не сможет понять его. Поэтому Печорин порывает со светским обществом. Он едет на Кавказ, надеясь, что «скука не живет под чеченскими пулями».
Печорин ищет опасности, стремится к жизни активной и «глубоко страдает», так как не может найти своих единомышленников.

С одной стороны, Печорин - скептик, разочарованный человек, живущий «из любопытства», с другой - в нем огромная жажда жизни и деятельности. В Печорине борется ум и сердце, рассудочность с чувством. «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия», - говорит герой.

Композиция романа построена таким образом, чтобы лучше раскрыть образ главного героя. Главы расположены не в хронологическом порядке, а все персонажи романа помогают лучше раскрыть характер Печорина.

Образ Печорина “как героя своего времени” раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами, которые не похожи ни по характеру, ни по положению на Печорина. Особое значение имеет и смена лиц, ведущих повествование. Сначала о Печорине рассказывает Максим Максимыч, “проезжий офицер”. Потом о нем говорит автор-рассказчик, а дальше Печорин раскрывается в своих дневниках. Уже сам портрет Печорина характеризует его как незаурядную личность. Глаза у него “не смеялись, когда он смеялся”. Он противоречив: то он смел, энергичен, настойчив, то тих и кроток, углублен в себя. Так же неровен он в отношениях с людьми, и эти отношения еще больше подчеркивают противоречивость натуры Печорина. Есть в Печорине качества, привлекающие людей, с которыми ему приходится общаться. Максим Максимыч – простой, добрый, сентиментальный человек. Одна из невольных жертв дружбы с Печориным. Печорин был ему симпатичен, он искренне поверил в искренность отношения Печорина к нему, считал его своим лучшим другом, ждал после долгой разлуки встречи с ним, считая, что их многое связывало, а Печорин при встрече с ним не нашел и двух добрых слов, не понимая, что таким отношением он обидел старика, который ночь не спал, готовясь к встрече с ним.

Все поступки Печорина сотканы из противоречий. Печорин о себе говорит: «Вся моя жизнь была лишь цепь грустных противоречий сердцу или рассудку». Трагедия Печорина в том, что все свои способности, которые он мог применить для достижения какой-то высокой цели, он тратит на приключения. Он сам не понимает, куда девать свои силы. Он вмешивается в чужие сердечные дела, разрушает жизнь «честных» контрабандистов, руководствуясь только своим интересом и любопытством. Поиск острых ощущений приводит его к дуэли с Грушницким, итог которой отталкивает от него Вернера, единственного человека, который понимал Печорина. Он умен и проницателен, как Печорин, у него иронический склад ума. Вернер – человек, с которым Печорину легко и просто. Они понимают друг друга с полуслова и Печорин дорожит мнением доктора. В дуэли Печорина с Грушницким Вернер выступает в роли секунданта, но исход дуэли пугает его, и Вернер решает проститься с Печориным.

Особенно ярко противоречия в характере Печорина сказываются в его отношениях с женщинами. Любовь должна выявить истинную суть человека. Печорин оказался неспособен на это чувство. Любовь Печорина приносит несчастье всем, кого он любит. Гибнет Бэла и ее родители, заболевает Мэри, ее мать глубоко несчастна, видя страдания дочери. В отношении к княжне Печорин выглядит крайне несимпатично и отталкивающе. Если Бэлой он был искренне увлечен, то любви княжны он добивается только для того, чтобы досадить Грушницкому. Способен ли Печорин вообще любить? Я думаю, что Печорин любил Веру, да он и сам говорил, что это была «женщина, которую я когда-либо любил». Сильнее всего это чувство проявляется в тот момент, когда возникает опасность потерять Веру: “...Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. Вера стала для меня дороже всего на свете...” Но такое состояние длится у Печорина недолго. Его стали одолевать вопросы, зачем это ему “гнаться за погибшим счастьем”, что ему даст последняя встреча, но больше всего он боялся, что его могут увидеть рыдающим. И Печорин возвращается домой. Один из исследователей произведения писал, что Веру Печорин любил, к Бэле испытывал истинную страсть, а Мэри – один из опытов освоения женского сердца.

В романе освещены лишь отдельные эпизоды жизни Печорина. Эта история жизни – история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих. Печорин – не только герой своего времени, но и его жертва.

Основной темой всего творчества Лермонтова является тема личности и ее отношение к обществу. Центральный герой лирики, поэм, драм, романа Лермонтова- это гордая 1, 0мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе. Но в условиях социальной действительности 30-х годов такая личность не находит сферы приложения своих сил, а потому и обречена на одиночество. Трагедия незаурядной личности, обреченной на бездействие и одиночество, и составляет основной идейный смысл романа "Герой нашего времени".

Вслед за Пушкиным 1 0Лермонтов ставит перед собой цель нарисовать типичного молодого человека своего времени."Герой Нашего Времени, милостивые государи 1, 0мой 1 0точный портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии, "- пишет сам Лермонтов.

Правдиво, просто, убедительно рисует Лермонтов своего современника Григория Александровича Печорина.

Так кто же этот Печорин?

Ответ дает Белинский: "Печорин- это Онегин нашего времени". Несходство их между собой "гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Это люди одного круга, представители светского общества. Можно найти много общего в их биографиях: оба получили светское воспитание, вначале гоняются за светскими развлечениями, потом разочарование, попытки занятся наукой и охлаждение к ней. Печорин, как и Онегин, "язвительно злословил"в присутствии своих соперников. А "когда хотел уничтожить он соперников своих", то не останавливался и перед дуэлью. Оба они скучают, оба отрицательно относятся к свету и испытывают глубокую неудовлетворенность своей жизнью. Но, несмотря на все их сходство, это все же разные люди, с разным духовным складом, поведением. И это различие объясняется временем, в котором они живут.

Онегин- представитель 20-х годов, эпохи общественного подъема. А Печорин- 30-х годов, периода реакции и спада общественной борьбы. И если Онегин "скучает", то Печорин "глубоко страдает", по словам Белинского.

Печорин- это характер более глубокий и трагический. "Резкий охлажденный ум" сочетается у него, с жаждой деятельности и борьбы со смелостью, отвагой, силой воли. Он ощущает в себе необъятные силы, но растрачивает их на мелочи, на любовные приключения, не совершая ничего полезного Печорин делает несчастными людей, с ним соприкасающихся. Так он вмешивается в жизнь "честных котрабандистов", мстит всем без разбору, играет судьбой Бэлы, любовью Веры. Дуэль с Грушницким- этим жалким актером, надевшим маску разочарованности, - показатель того, как попусту растрачивает свои силы Печорин. Он одерживает победу над Грушницким и становится героем того общества, которое презирает. Он- выше окружающей среды, умен, образован. Но внутренне опустошен, разочарован. Скептик, живет "из любопытства". Это с одной стороны, а с другой- у него неистребимая жажда жизни.

Как видим, характер Печорина очень противоречив. Он говорит: "Я давно уже живу не сердцем, а головой". В то же время, получив письмо Веры, Печорин как безумный, мчится в Пятигорск, в надежде хоть еще раз увидеть ее.

Откуда все это? Печорин сам дает ответ, написав в дневнике: "Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: там они и умерли! "

Крайний эгоизм и индивидуализм присущи Печорину. Он "нравственный калека". И это при всей его одаренности, богатстве духовных сил.

Мучительно ищет он выход, запутывается в противоречиях, задумывается о роли судьбы, ищет понимания среди людей другого круга.

И не находит себе сферы деятельности, применения своим силам в России. Он ищет дело вне пределов отечества и едет в Персию.

Весь роман посвящен одному герою. Остальные персонажи оттеняют определенные черты его характера. Весь роман сосредоточен на психологии, переживания главного героя. Сложные стороны душевной жизни героя интересуют автора. Это помогает нам понять идейную и духовную жизнь русского общества 30-х -40-х годов прошлого столетия. В этом сказалось мастерство Лермонтова, создателя первого психологического романа.

Трагедия Печорина- это трагедия многих его современников, схожих с ним по образу мыслей, по положению в обществе. Это трагедия всех прогрессивно мыслящих дворян, вступивших в жизнь после поражения декабристов. Это трагедия "лишних людей", "умных ненужностей". После Пушкина и Лермонтова тема "лишних людей" стала в русской литературе XIX века традиционной.

Как автор объясняет название романа

Центральным образом романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Александрович Печорин. По отзывам другого героя, Максима Максимыча, знавшего его лично, он «с большими был странностями». Так почему Печорин – «герой нашего времени»? Какие выдающиеся заслуги сподвигли автора наградить его столь высоким званием? Лермонтов объясняет своё решение в предисловии.

Оказывается, это название не стоит воспринимать буквально. Печорин – это не пример для подражания, не тот, на кого нужно равняться. Это портрет, но не одного человека. Он составлен из пороков «всего… поколения, в полном их развитии». И цель автора – просто нарисовать его, чтобы читатели, посмотрев на это явление со стороны и ужаснувшись, смогли предпринять что-либо для оздоровления общества, в котором стало возможно появление таких уродливых характеров.

Печорин – типичный представитель своего поколения

Общественная обстановка

Роман писался во времена так называемой «николаевской реакции».

Царь Николай I, чьё восхождение на трон могло сорвать восстание декабристов, в последующем пресекал любые проявления свободомыслия и держал под строгим контролем все стороны общественной, культурной и частной жизни. Его эпоха характеризовалась застоем в экономике и просвещении. Проявить себя как личность в это время было невозможно, что мы и наблюдаем в романе на примере Печорина.

Невозможность реализовать себя

Он мечется, не находя своего места, своего призвания: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных».

Изучение наук принесло ему одно разочарование: он увидел, что только умение приспосабливаться приносит успех, а не знания и способности. Не нашёл он себя и в однообразной военной службе. Семейная жизнь его не привлекает. Ему остаётся одно – искать всё новых развлечений, часто очень опасных и для себя, и для других, чтобы не скучать.

Скука как характерное состояние представителей высшего общества

Скука – это привычное состояние Печорина. «…что поделывали?» – спрашивает его Максим Максимыч, когда им довелось свидеться вновь спустя много времени. «Скучал!» – отвечает Печорин. Но не он один пребывает в таком состоянии. И это одна из причин, почему Лермонтов назвал Печорина «героем нашего времени». «Вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?

» – недоумевает Максим Максимыч, обращаясь к своему попутчику (в его роли выступает автор). И тот подтверждает: «…много есть людей, говорящих то же самое… есть, вероятно, и такие, которые говорят правду… нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

Можно ли считать Печорина героем своего времени?

Можно ли назвать Печорина «героем нашего времени»? Даже учитывая карикатурный смысл, который вложил в данное определение Лермонтов, сделать это нелегко. Неблаговидные поступки Печорина, то, как он поступил с Бэлой, княжной Мери, несчастной старухой и слепым мальчиком из главы «Тамань», вызывают вопрос: неужели во времена Лермонтова было много таких людей, и Печорин – лишь отражение общей тенденции? Возможно, что до такой степени изменение характера доходило далеко не у всех. Но в том-то и дело, что в Печорине этот процесс проявился наиболее ярко, он взял понемногу ото всех, и оттого это звание (но только с ироническим оттенком) вполне заслужил.

Михаил Лермонтов и сам из того поколения «лишних людей». Это ему принадлежат строки, отражающие душевное состояние его современников:

«И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят, всё лучшие годы»

А потому он хорошо знает, о чём говорит.

Тест по произведению