Победа и поражение какие произведения подходят. Вопросы к читательской конференции по повести В. Быкова "Сотников". Аргументы из маленьких рассказов для сочинения

С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016-2017 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Победа и поражение»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись к примерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016-2017 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Победа и поражение».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - это большая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Победа и поражение».

  • Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»
  • Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Роман И.А. Гончарова «Обломов»

Аргументы к теме «Победа и поражение» 2016-2017

  • «Война и мир» Л.Н.Толстого

Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. Война 1812г. - это одно из самых масштабных и значимых для России событий, во время которого были продемонстрированы народный дух и патриотизм населения, а также мастерство русского главного командования. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях - а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.

  • «Отцы и дети» И.С.Тургенева

В произведении И.С. Тургенева конфликт поколений проявляется, в частности, в противостоянии молодого нигилиста Евгения Базарова и дворянина П.П.Кирсанова. Базаров - самоуверенный молодой человек, смело судит обо всем, считая себя человеком, сделавшим себя собственным трудом и умом. Его оппонент Кирсанов - вел разгульный образ жизни, многое пережил, прочувствовал, любил светскую красавицу и обрел, тем самым, опыт, который повлиял на него. Он стал более рассудительным и зрелым. В споре Базарова и Кирсанова проявляется внешняя победа молодого человека - он резок, но соблюдает при этом приличия, а дворянин не сдерживает себя, срываясь на оскорбления. Однако во время дуэли двух героев, казалось бы, одержанная победа нигилиста Базарова оборачивается поражением в основном противостоянии.

Он встречает любовь всей своей жизни и не может противостоять своим чувствам, как и признать это, ведь он отрицал существование любви. Да, здесь Базаров потерпел поражение. Умирая, он осознает, что прожил жизнь, отрицая все и вся, при этом потерял самое главное.

  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и казачью честь, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свою любовь, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно - и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток - духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.

Пример сочинения

В жизни человека сопровождает большое количество ситуаций, в которых ему приходится чему-то или кому-то противостоять. Зачастую, это какие-то обстоятельства, конкретные условия и борьба, где есть победители и проигравшие. А иногда это более сложные ситуации, где победу и поражение можно рассматривать с разных точек зрения.

Обратимся к сокровищнице аргументов из русской классической литературы - великому произведению Л.Н.Толстого «Война и мир». Значительную часть романа составляют военные действия времени Отечественной войны 1812г., когда весь русский народ встал на защиту страны от захватчиков-французов. Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях - а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.

В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и честь казачьего войска, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свои чувства, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно - и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток - духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.

Таким образом, стоить говорить о том, что победа не всегда являет собой превосходство и уверенность - то, что мы привыкли себе представлять. И, кроме того, зачастую победа и поражение идут рядом, дополняя друг друга и формируя особенности личности человека.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Наверное, на свете нет людей, которые не мечтали бы о победе. Каждый день мы одерживаем маленькие победы или терпим поражения. Стремясь добиться успеха над собой и своими слабостями, поднимаясь утром на тридцать минут раньше, занимаясь в спортивной секции, готовя уроки, которые плохо даются. Иногда такие победы становятся шагом к успеху, к самоутверждению. Но так бывает не всегда. Кажущаяся победа оборачивается поражением, а поражение, по сути, является победой.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой А.А.Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается в общество, в котором вырос. Всё ему знакомо, про каждого представителя светского общества у него категоричное суждение. «Дома новы, а предрассудки стары», - делает вывод об обновлённой Москве молодой, горячий человек. Фамусовское общество придерживается строгих правил времен Екатерины:

«по отцу и сыну честь», «будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых – тот и жених», «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных», «не то, чтоб новизны вводили, - никогда», «судьи всему, везде, над ними нет судей».

И лишь подобострастие, чинопочитание, лицемерие властвуют над умами и сердцами «избранных» представителей верхушки дворянского класса. Чацкий со своими взглядами оказывается не ко двору. По его мнению, «чины людьми даются, а люди могут обмануться», искать покровительство у власть имущих – низко, добиваться успеха надо умом, а не раболепством. Фамусов, едва услышав его рассуждения, затыкает уши, кричит: «…под суд!» Он считает молодого Чацкого революционером, «карбонарием», опасным человеком, при появлении Скалозуба просит не высказывать свои мысли вслух. А когда молодой человек всё-таки начинает излагать свои взгляды, быстро уходит, не желая нести ответственности за его суждения. Однако полковник оказывается человеком недалёким и улавливает лишь рассуждения по поводу мундиров. Вообще Чацкого мало кто понимает на балу у Фамусова: сам хозяин, Софья и Молчалин. Но каждый из них выносит свой вердикт. Фамусов запретил бы таким людям на выстрел подъезжать к столице, Софья говорит, что он «не человек - змея», а Молчалин решает, что Чацкий просто неудачник. Окончательный вердикт московского света – сумасшествие! В кульминационный момент, когда герой произносит свою программную речь, - никто в зале не слушает его. Можно сказать, что Чацкий терпит поражение, но это не так! И.А.Гончаров считает, что герой комедии - победитель, и с ним нельзя не согласиться. Появление этого человека встряхнуло застойное фамусовское общество, разрушило иллюзии Софьи, пошатнуло положение Молчалина.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» сталкиваются в жарком споре два оппонента: представитель молодого поколения – нигилист Базаров и дворянин П.П.Кирсанов. Один прожил жизнь праздную, потратил львиную долю отведённого срока на любовь к известной красавице, светской львице – княгине Р. Но, несмотря на такой образ жизни, он обрёл опыт, испытал, наверное, самое главное чувство, которое настигло его, смыло всё наносное, сбило спесь и самоуверенность. Это чувство – любовь. Базаров смело судит обо всём, считая себя «самоломанным», человеком сделавшим своё имя только собственным трудом, умом. В споре с Кирсановым он категоричен, резок, но соблюдает внешние приличия, а вот Павел Петрович не выдерживает и срывается, косвенно называя Базарова «болваном»:

…прежде они были просто болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.

Внешняя победа Базарова в этом споре, потом на дуэли оказывается поражением в главном противостоянии. Встретив свою первую и единственную любовь, молодой человек не способен пережить поражение, не желает признавать крах, но ничего не может поделать. Без любви, без милых глаз, таких желанных рук и губ жизнь не нужна. Он становится рассеянным, не может сосредоточиться, и никакое отрицание не помогает ему в этом противостоянии. Да, кажется, Базаров победил, ведь он так стоически идёт к смерти, молча борется с недугом, но на самом деле он проиграл, потому что потерял всё, ради чего стоило жить и творить.

Смелость и решительность в любой борьбе крайне необходимы. Но подчас надо отринуть самоуверенность, посмотреть вокруг, перечитать классику, чтобы не ошибиться в правильном выборе. Ведь это твоя жизнь. И побеждая кого-то, подумай, а победа ли это!

Вопросы к читательской конференции по книге

В. Быкова «Сотников»

1. Можно ли события, описанные в повести В.Быкова, назвать героическими? О каком героизме идет речь?

« … в войне одинаково важны как удачи, так и поражения, большие и маленькие. К тому же, что такое победа, а что такое поражение с точки зрения нравственной, философской?»

Как характеризуют героев эти поступки?

Можно ли сказать, что до определенного момента герои «шли одной дорогой»?

Как они оказываются в партизанском отряде?

Почему стали держаться друг друга?

6. Какое значение имеет эпизод в избе Демчихи?

Виноват ли Сотников перед Рыбаком? Как ведут себя Сотников и Рыбак в плену?

В чем истоки героизма Сотникова? Как он ведет себя перед смертью?

Читательская конференция по повести В.Быкова «Сотников» и повести В.Кондратьева «Сашка».

Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Почти 60 лет над нашей Родиной безоблачное мирное небо. И стоит ли ворошить прошлое? Стоит ли вспоминать, что было так давно и, как думают многие наши современники, кануло в лету? Хочу с полной уверенностью сказать: да. Это просто необходимо живущим сегодня. Потому что трудно смириться с тем, что порой внуки и правнуки фронтовиков в лучшем случае знают о событиях Великой Отечественной войны из учебников, им просто не интересны рассказы ветеранов, прошедших через пекло войны и чудом оставшихся в живых, кажутся скучными о войне. Тревожат факты, встречаемые в газетах, пусть и единичные, вызывают боль, тревогу, возмущение, протест. Страшно, что внуки и правнуки фронтовиков стреляют по памятникам погибших за Родину, глумятся над братскими могилами, решаются на преступления, чтобы завладеть ценными боевыми наградами. Очень горько становится от наблюдений, сделанных американским журналистом Хенриком Смитом в его книге «Русские»: «Люди Запада… подчас знают о некоторых исторических событиях в Советском Союзе больше, чем русская молодежь. Такая историческая глухота … привела к развитию поколения молодых, не знающих ни злодеев, ни героев и поклоняющихся разве что звездам западной рок-музыки.»Вы, собравшиеся здесь сегодня, должны хотя бы частично опровергнуть слова американца, заставить усомниться в их справедливости.

Именно поэтому сегодня пойдет речь о честных и талантливых книгах: повести В.Быкова «Сотников» и повести В.Кондратьева «Сашка», которые способны взволновать, вызвать глубокие переживания и размышления не только о героях, но и о себе самих.

В советской литературе существует большое количество книг о партизанских отрядах, которые громят гарнизоны противников, пускают под откосы поезда, а в повести В.Быкова «Сотников» все наоборот. Ведь происходящее с его героями скорее всего походит на драматический разгром их надежд и планов.

Не затем на смерть идешь,

Чтобы кто-нибудь увидел.

Хорошо б. А нет – ну что ж …

1. Можно ли события, описанные в повести В.Быкова, назвать героическими? О каком героизме идет речь? (незаметный героизм « … в войне одинаково важны как удачи, так и поражения, большие и маленькие. К тому же, что такое победа, а что такое поражение с точки зрения нравственной, философской?»

2. Почему В.Быков местом действия выбирает партизанскую тропу, а не изображает те центры, где принимаются государственные или политические, военные решения?

3. Давайте проследим жизненный путь героев. Похожи ли судьбы Сотникова и Рыбака? (Сотников – история с револьвером отца, Рыбак – с лошадью).

Как характеризуют героев эти поступки? Можно ли сказать, что до определенного момента герои «шли одной дорогой»?Как они оказываются в партизанском отряде? Почему стали держаться друг друга?

4. Почему больной Сотников отправился вместе с Рыбаком за продуктами? Какими предстают перед нами герои?

5. Партизаны идут по одной тропе, но на самом деле их пути постепенно начинают расходиться. В какой момент это происходит? О чем думают Рыбак и Сотников, когда выходят к сгоревшему хутору?

6. Какое значение имеет эпизод в избе Демчихи? (Начинается дорога позора для Рыбака – любыми средствами спастись и обрести свободу)

Виноват ли Сотников перед Рыбаком? Как ведут себя Сотников и Рыбак в плену? (Сила духа и молодушие.)

Почему пытают Сотникова, но не трогают Рыбака?

7. На какие два лагеря делятся герои повести? По какому принципу?

Можно ли их поведение сопоставить с поведением Сотникова? (Староста, Демчиха).

8. В чем причина падения Рыбака?

В чем истоки героизма Сотникова? Как он ведет себя перед смертью? (Арка – кусочек красной материи, мальчик в буденовке, его глаза). Все это примеры того дорогого до боли мира, которым он жил, который не предал и в бессмертие которого верит. Мальчик – наследник Сотникова – в их встретившихся взглядах – духовная связь.

9. Как ведет себя во время казни Рыбак? (его переживания и действия).

Не принимает лжи, малейшей неточности в показе минувшей войны ее участник, писатель В.Кондратьев. Л.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?

Мы знаем, что Кондратьев по профессии художник – оформитель, а по призванию большой писатель. В 1939 г. с первого курса института ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. Как вы помните, у героя его повести такая же судьба. В декабре 1941 г. в числе младших командиров отправлен на фронт. Сражался подо Ржевом. На его долю досталось ранение и медаль «За отвагу». После отпуска по ранению опять фронт, служба в разведке, потом опять тяжелое ранение, полгода в госпитале, инвалидность. До Берлина не дошел, но свое дело на войне сделал.

В немолодые уже годы взялся вдруг за повесть о войне. Почему? «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание того, что война – это самое главное событие, повлиявшее на его жизнь. Начали мучить воспоминания, ощущались даже запахи войны, хотя шли уже 60-е гг. Ночами в его сны приходили ребята из его взвода. Курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читал военную прозу, но не находил в ней своей войны, хотя война была одна. Понял, что рассказать о своей войне – его долг. Кондратьев начал разыскивать своих ржевских однополчан, но не нашел никого. И вдруг осознал, что уцелел он один. Значит тем более должен обо всем рассказать. И вот поехал весною шестьдесят второго подо Ржев. Протопал 20 километров до своей бывшей передовой, увидел ту истерзанную, изрытую воронками ржевскую землю, на которой еще валялись прострелянные каски, солдатские котелки, торчали оперения не взорвавшихся мин, увидел – это самое страшное, не захороненные останки тех, кто воевал с ним, кого, может быть, знал, с кем хлебал из одного котелка пшенку, и его пронзило: об этом можно писать только правду, иначе это будет просто безнравственно. Писатель открыл нам правду о войне, пропахшей кровью и потом, хотя сам считал, что «Сашка» - маленькая толика того, что нужно рассказать о солдате, Солдате – Победителе.

Мысленно перенесемся в то время и на ту землю, о которой прочли в повести. Два месяца воюет Сашка. Много это или мало?

Найдите существенные художественные детали, картины, которые помогают писателю воссоздать это время, а нам представить его. (Рисуется страшная картина войны, а оказывается, что это обычно, война несет только смерть, читаешь и видишь танки-махины, которые идут на маленьких людей, а им негде спрятаться на белом от снега поле).

О чем говорит заведенный на передовой порядок? (Ранен – отдай автомат, бери трехлинейку образца 1891 г.)

Почему Сашка жалел, что не знал немецкого? (Спросил бы у пленного, как у них с кормежкой.)

О чем говорят слова «шалашик», «жиденький блиндажик»? (О ненадежности положения).

Каков смысл диалога: «Сколько у вас в роте человек было …?» (Из каждых 10 погибли 9).

Какие события выбрал автор из Сашкиной двухмесячной фронтовой жизни? Почему именно к ним он привлек наше внимание? (Сашка забывает валенки для ротного; раненый возвращается в роту проститься с ребятами и отдать свой автомат; сам ведет санитаров к раненому, не полагаясь, что они его разыщут; берет в плен немца и отказывается его расстреливать; встреча с Зиной; выручает лейтенанта Володю).

Кондратьев провел своего героя через испытания властью, дружбой и любовью. Как Сашка выдержал эти испытания? (Эпизод с пленным немцем). Что важного в этом эпизоде? (Война не обезличила Сашку. Ему становится не по себе перед неограниченной властью над человеком, над жизнью и смертью. Он испытывает чувство ответственности за все, стыд перед немцем).

Чем можно объяснить немыслимое в армии событие – неподчинение командиру? (Сопоставление жизненных принципов Сашки и Толика, связного комбата с его верой в «наше телячье дело»).

Чьи убеждения вы разделяете? Сашки или тех, кто уверен в справедливости утверждения «око за око, зуб за зуб»?

Что, на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного?

Второе испытание Сашки – любовью. Что значит Зина в Сашкиной жизни? Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере или, наоборот, подтверждает уже сложившееся впечатление о нем? (Справедливость, доброта берут верх).

Третье испытание – испытание дружбой. Расскажите историю краткой фронтовой дружбы Сашки с лейтенантом Володей. Осуждаем ли мы Сашку за его поступок или оправдываем его? А автор? Итак, есть «надо» и «сверх надо». Сашка делает «сверх надобное», потому что иначе не может. Вы тоже уверены, что Сашка делает «сверх»? Или это командует совесть? Значит, есть совесть и «иная совесть». Что же стоит за каждой? Вывод: есть одна совесть и один патриотизм.

Есть у меня моих икон ценней сокровище.

Послушай: есть иной закон, законы кроющий.

Пред ним все клонятся клинки,

Все меркнут яхонты.

Закон протянутой руки, души распахнутой.

Каждый из нас не раз задумывался, в чем разница между победой и поражением? Ответ прост: победа заставляет чувствовать себя сильнее, увереннее в своих намерениях и целях. Когда мы побеждаем, то чувствуем удовлетворение: то, к чему мы стремились, наконец, дает результат, значит, стремление не напрасно. А поражение наоборот: заставляет чувствовать себя неуверенно, после многочисленных проигрышей и просчетов мы боимся новой неудачи. Но, зато они дают бесценный опыт, дает понимание того, где кроется причина поражения. Поэтому после бесчисленных провалов, казалось бы, безнадежные неудачники становятся победителями. Значит, эти крайности взаимозависимы: без поражений невозможно научиться выигрывать. Так ли это?

Для примера возьмем произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», где автор поднимает основные, которые озадачивают человека не первую сотню лет. Главный герой произведения Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу, желая воспользоваться ее деньгами во благо всех неимущих. Убийца хочет решить для себя, кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Герой хотел сохранить свое преступление в тайне, но в итоге он рассказал о нем Соне Мармеладовой, а позже и следователю. Находясь на каторге, Родион признал свою вину и раскаялся. Он осознал, что, убив старуху, он стал «тварью дрожащей» и изгоем общества. И когда он прошел через это поражение, осознал все ошибки, в лучшую сторону. И можно считать, что это — его личная победа.

Так же в качестве примера можно привести произведение Тургенева «Отцы и дети». Герой этого произведения Евгений Базаров был и верил только в науку. Во многих спорах он побеждал оппонентов силой своего ума или энергией своего протеста, во многих случаях оказывался победителем, помогая людям избавиться от болезни. С тем же рвением он боролся с любовью к женщине – чувством, которое считал недопустимым. Когда он встретил Анну Сергеевну и полюбил ее, он ожесточился против самого себя, лишь бы не проиграть. Однако спустя какое-то время он потерпел фиаско и признался в своих чувствах. Пересмотрев свои жизненные принципы, он стал лучше и начал по-другому смотреть на мир. И это — тоже его личная победа, хотя и запоздалая.

Таким образом, я прихожу к заключению, что настоящая (а не случайная) победа невозможна без предшествующих ей поражений. Только пройдя через поражение, рассмотрев свои ошибки, можно научиться идти до конца к намеченной цели и брать верх. Главное, не отчаиваться и понимать причины неудач, а после использовать это знание в жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сотников... О нем можно говорить долго. О его максимализме. И о его совестливости. Об ответственности его выбора. О мужестве и высоте духовных устоев этого человека. И о его молчании, которое стоит дороже иных громких слов. О том, что не сдался на милость обстоятельствам. О силе, заложенной в нем. О том, что лишь ему самому дано испытать себя. О его переживании, действительном и очень искреннем, чувстве страшного отчаяния, обнаженной тоски и полного одиночества — чувстве, которое должен был испытать и преодолеть герой В. Быкова в отведенные ему судьбой часы жизни.

Его, наверно, можно поставить в ряд тех героев-максималистов, стоиков, который в советской классике начинается с Павки Корчагина, а в мировой — с Овода. Мысли и чувства этого человека — история и содержание его поступков; как раз на всем этом и основана логика интенсивности повествования в «Сотникове». Без интенсивности нет наглядности, без наглядности нет изображения. Это почти как с верой: как она ни глубока, она никогда не бывает полной, если и беспрестанно не поддерживать или, во всяком случае, не давать ей разрушаться.

Если человек оказывается существом, обреченным рассчитывать исключительно на свои собственные силы,— а так именно и случилось с Сотниковым,— то единственной и высшей ценностью становится сама жизнь, которой надлежит придать полную, завершенную форму.

Сохранение дисциплины перед лицом смерти требует строгого контроля над воображением, пока оно еще не раскрутилось, не стало абсолютным. Это требует и полного сосредоточия человека на каждом действии, как если бы это единственное действие составляло в данный момент всю жизнь. Сотников в своих действиях с самого начала являет пример подобной сосредоточенности, хотя его максимализм, осознанный и очень последовательный, благодаря которому он и сможет в конце возвыситься над собственной судьбой, обретает полную силу тогда, когда герою приходится прибегать к мотивам более наглядным, чем только словесный метод выражения. Они-то и приводят в результате к огромной нравственной победе, заставляющей думать, что характер человека — это только до известной степени его судьба.

Но если Сотников обнаруживает свое подлинное — и, как оказалось, в высшей степени нравственное — лицо в те моменты, когда победа необходимости над свободой заставляет каждого из партизан сделать выбор, то он столь же серьезно рассматривает и другую сторону встающей перед ним проблемы — единственности человеческой жизни. Да, размышляет он, «физические способности человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа?"

Читателя как бы завораживает этот вопрос: какой же именно из возможных трагедий разрешится следующее от эпизода к эпизоду нагромождение одного несчастья на другое? Но это не все. Помимо прочего, вопросы, которыми задается Сотников еще до того, как он познал все это в единстве — бесценность уходящей жизни и триумф духовного освобождения,— когда он вложил в доставшееся ему испытание всего себя, свое сердце и сделал все, что мог, — наглядно демонстрируют назначение этого и других любимых героев В. Быкова: они скорее защищают истинные ценности, нежели разрушают фальшивые. И автор точно выбирает финальные сцены, когда его загадочный персонаж, в глубинах которого происходит непрестанная работа души, символизирует твердость духа и на все попытки врагов запугать его отвечает молчанием, понимая, что нельзя показывать свою слабость врагам, точно так же, как и чувства, которые к ним испытываешь.

Давая читателю возможность приобщиться к прошлому своего героя, вжиться в его фронтовую судьбу, автор тем самым дает доказательства того, что поступки Сотникова продолжают отражать его прежнюю сущность. Внезапное нападение гитлеровцев, мужественное поведение Сотникова в бою, разгром батареи, плен, побег, потом партизанский отряд. И всюду и всегда он стремится выложиться полностью. Этот максималист везде идет до конца.

Именно он по-настоящему жалеет Демчиху. Он, а не Рыбак. Быков всякий раз это подчеркивает — деталью, скупым, но выразительным жестом, движением глаз героя. И везде у него видна совесть. Она у Сотникова, бывает, граничит с наивностью, как в тот раз, когда, голодный, наотрез отказался поесть у старика старосты. Но именно совесть объединяет собой все начала в этом человеке, накладывает четкий отпечаток на его поступки.

В мире войны, в котором он существует, Сотников научился смотреть открыто и брать причитающееся ему честно; он в бою не прятался за чью-то спину с видом мальчика, которого следует пожалеть. В партизанском отряде, где очутился волею судьбы, поступать, как все, для него было уже недостаточно, стало необходимо с каждым часом поступать лучше. Вот почему, будучи больным, он пошел с Рыбаком на задание. И вот почему, когда партизаны натолкнулись на полицаев, он, не раздумывая, вступил с ними в перестрелку.

В. Быков объясняет поведение Сотникова, стремясь к исследованию мира души этого человека, причем нередко — в ярких и сильных образах. На всем протяжении рассказа о нем герой проявляет самостоятельность духа, ответственное отношение к происходящему. Да, он переживает минуты слабости, колебаний, хотя и по другим, нежели Рыбак, причинам. И это как раз обогащает его собственную правду, делает ее вполне сознательной. Главное еще и в том, что ему ненавистна роль наблюдателя, чтобы жить, он должен участвовать. Смерть не является чем-то трагичным для этого человека, который столько раз имел с ней дело— на передовой, в плену. А в конце он ценой собственной жизни стремится вывести других из круга смерти.

Все, что рассказано В. Быковым о своем герое,— все настроено на взволнованно звучащую волну любви к этому человеку, которого трагедия приближала к более глубокому пониманию жизни. Ни в чем не спрямляя характер Сотникова, писатель нашел удивительно верные для его образа краски в картине воспоминаний об отце. Это когда избитый и совершенно обессилевший Сотников, сидящий в темном подвале вместе с Демчихой, Рыбаком, старостой Петром и тринадцатилетней Басей, «вдруг понял, что истекает их последняя ночь на свете». Его, Сотникова, последняя ночь. Именно тогда он и приготовился к смерти, окончательно примирившись с ней. Правда, он не знал еще, что его ждет не пуля, а полицейская веревка.

Все его чувства, способность переживания и осмысления, даже просто слух, а более всего память предельно обострились. Память — как одно из свидетельств внутренней силы Сотникова, его способности страдать и переживать это страдание. Тогда он и обрел бесценную поддержку. Она явилась перед ним в виде отца — человека бесконечной мудрости и терпения, к тому же обладающего преимуществом опытного наблюдателя, озирающего ход битвы сына с врагами. Именно мужеству и терпению этого человека, кавалерийского командира, инвалида гражданской войны и часового мастера, который «учил его правде и ответственности перед другими людьми» герой В. Быкова, поглощенный своим сражением с полицаями, покрытый грязью и кровью, обязан тем, что устоял перед чувством безнадежности, которым сопровождались его усилия воплотить свой план в жизнь. Он не сдался потому, что отец не позволил ему сдаться. В тот момент бывший краском Сотников вряд ли мог сделать для сына больше того, что он сделал. Сотников услышал голос отца, и сразу же боль и страдание отступили, и пришло ясное сознание того, что он должен совершить.

Отец — это как бы начало тебя самого. Поэтому у каждого по всем законам жизни должен быть отец. Живой или мертвый. Главное, чтобы это был отец настоящий. Именно таким он был у Сотникова.

Признание Сотникова, на которое он решился,— это не только попытка спасти других — Демчиху, старосту Петра, Рыбака; в своем усилии — а оно для героя В. Быкова многого стоит, ибо надо прервать молчание и вступить в разговор с врагом, — он апеллирует не просто к чувству, но и к разуму своему. Он уже знал, что у смерти должен быть свой смысл и тогда она освещает всю жизнь, которая для Сотникова должна была вот-вот завершиться. Вот почему он смело решается на рискованную попытку превратить свое поражение в победу, взяв всю ответственность на себя. Ибо что еще можно было сказать врагам, когда все сделалось и, он это понимал, по-другому уже не переделается. Осталось лишь подарить им свою жизнь — воистину мощный финал.