Почему не стоит село без праведника. "Не стоит село без праведника". По рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор". «Не стоит село без праведника»

«Не стоит село без праведника»

Исходное название рассказа “Матрёнин двор” - “Не стоит село без праведника”, окончательное дал А.П. Твардовский. При напечатании по требованию редакции год действия 1956 поменялся на 1953, т.е. дохрущевским временем. Из-за этого начало повествования менялось.

Первый подвергнут атаке советской прессы. В частности, автору указывалось, что не использован опыт зажиточного соседнего колхоза, где председателем был Герой Социалистического Труда.

Критика не доглядела, что он и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт. Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области. Взгляд А.И. Солженицына на деревню 50 - 60-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Детали, подмеченные автором, красноречивее длинных рассуждений. “Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою - как самой дешевой ею откармливали свиней и мешками брали)”. Поэтому редактор журнала “Новый мир” А.Т. Твардовский настоял заменить время действия рассказа с 1956 на 1953 год.

Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина. “Облетели листья, падал снег - и потом таял.

Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся”. В основе рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя. По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын.

Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торфопродукт. Здесь “стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса”. Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным - тол стал скуден и беден. Колхозники “до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз”, а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега.

Характер главной героини рассказа, Матрёны, автор раскрывает через трагическое событие - её гибель. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - “лучезарная”, “добрая”, “извиняющаяся” улыбка Матрёны. Окружающий мир Матрёны в её темноватой избе с большой русской печью - это как бы продолжение её самой, частичка её жизни.

Всё здесь ограничено и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал “далекий шум океана”, и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна “невидимо металась и прощалась тут с избой своей”.

Любимые фикусы “заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой”. Те самые фикусы, что спасала однажды Матрёна при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. “Испуганной толпой” замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…

Историю жизни Матрёны автор-рассказчик разворачивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь.

В судьбе Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины - наиболее выразительная, вопиющая. Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Жила Матрёна убого, бедно, одиноко - “потерянная старуха”, измотанная трудом и болезнью.

Родные почти не появлялись в её в доме, опасаясь, по-видимому, Что Матрёна будет просить у них помощи. Нещадно все пользовались Матрёниной добротой и простодушием - дружно осуждали за это. Смерть героини - это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрёна. Она единственная жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу.

Но Матрёна умирает и “погибает” вся деревня ибо: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

Тема: «Не стоит село без праведника».

Цель: глубоко проанализировав рассказ Солженицына «Матрёнин двор», помочь

учащимся сделать правильные нравственные выводы, увидеть

художественное мастерство писателя;

развивать навыки самостоятельного осмысления текста художественного

произведения, устную речь, умение работать с книгой;

воспитывать нравственные качества, стремление быть полезным

людям, гуманным, сострадательным;

1. Орг.момент.

2. Слово учителя о трудностях времени тоталитарного режима в стране в 50-е годы,

когда государство практически обезличивало людей, делало их равнодушными, не способными к состраданию. А.И.Солженицын был одним из первых, кто смело и открыто заговорил об ужасах лагерной жизни и о разложении души человеческой.

В чём же мастерство писателя?

Это мы узнаем, пролистав рассказ «Матрёнин двор». Но сначала немного о писателе…

3. Биографические сведения о Солженицыне.

4. Анализ рассказа «Матрёнин двор»:

Основа рассказа «Матрёнин двор».

Основные приёмы характеристики: примеры из текста!

Портрет Матрёны - улыбка «У тех людей всегда лица хороши,

кто в ладах с совестью своей»

(приёмы характеристики - речь - какие новые слова узнали? С

к ужоткому – к ужину, любота – красота,

молонья –молния, порция - порча

поступок, косвенная хар-ка, авт. хар. (2)

Художественные детали – изба, фикусы, кошка, коза, мыши, тараканы.(3)

История жизни (4)

вывод: Все испытания жизни закалили Матрёну.

Матрёна в системе других образов. (5)

вывод: У Солженицына главное не социальное, а духовное (6)

(не результат важен, а дух…)

О ложных нравственных основаниях общества бьёт тревогу

Отношение жителей деревни к Матрёне (сёстры, подруга, золовки, Фаддей)

Судьба человека в тоталитарном государстве. (7) (колхоз)

Сцена похорон (плачи, поведение, мысли людей во время поминок)

вывод: Есть ли в гибели Матрёны некая закономерность или это стечение случайных обстоятельств ? (8)

Монологи ребят по данному выводу (9)

Суровая и жестокая правда 50-60 лет (деревня перестала быть хранительницей

духовных и нравственных ценностей)

Смысл названия (11) Первоначальное название рассказа –

«Не стоит село без праведника» несло в себе основную идейную нагрузку.

Но Твардовский предложил ради публикации более

нейтральное название – «Матрёнин двор». Но и в этом

названии есть глубокий смысл:

Матренин двор - Матренин мир - особый мир праведника

Она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».

Но гибнет Матрена – и рушится этот мир: растаскивают по брёвнышку её дом, с жадностью делят её скромные пожитки. И некому защитить Матрёнин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то очень ценное и важное…

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице. Не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Так кто же такой праведник?

В прошлом веке это понятие было в чести, так называли человека, поведение которого соответствовало религиозным заповедям. Но, к глубокому сожалению, в наше время это слово попало в число устаревших. Больше того, оно приобрело иронический оттенок:

По словарю Ожегова – кто такой праведник? (12)

ВЫВОД: «…линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце – и через все человеческие сердца» - «Архипелаг ГУЛаг»

5. Слово Солженицына – статья «Жить не по лжи!» (13)

Писатель призывает каждого из нас жить по совести, жить по правде.

« Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков – только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара».

Автор убежден, что «самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению – личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»

И заканчивает свою статью словами пословицы:

«Одно слово правды весь мир перетянет»

6. ВЫВОД: Могучим стремлением к народной правде и сильна проза Солженицына.

7. Дом.зад. : по одному из высказываний на доске составить развёрнутый ответ на вопрос.

а) формирование знаний об идейно-тематическом содержании рассказа;
б) умение охарактеризовать и оценить главных героев произведения;
в) умение давать оценку произведению на основе личностного восприятия и осмысления его идейно-художественного своеобразия;
г) нравственное воспитание учащихся.

Тип: презентация нового материала

Вид: урок-исследование

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, биографические материалы А.И.Солженицына

Ход урока:

Эпиграф к уроку:

… Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы.
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Н.А.Некрасов. Крестьянские дети.

I. Актуализация.

1.Слово учителя.

Произведения многих писателей и поэтов ХХ века проникнуты болью о России, пережившей множество “исторических переломных моментов”. Взаимосвязь социальных и нравственных проблем, а в частности влияние общественных условий на развитие национального сознания и характера прослеживается в творчестве А.Блока, А.Куприна, М.Цветаевой, А.Ахматовой, Ф.Шукшина, В.Астафьева, В.Распутина и т.д.

Правда о жизни России и ее народа, правда и жизни русской деревни прорывается неумолимо к читательским сердцам и в произведениях А.И. Солженицына. Судьба самого автора является “книгой жизни” его страны, соотечественников.

Исследователи считают, что современная “деревенская проза” начинается именно с рассказа А.И.Солженицына “Матренин двор”.

2. Проверка домашнего задания.

Для самостоятельного осмысления основной идеи рассказа “Матренин двор” и поисков авторской позиции учащимся было предложено составить сообщение на вопрос: что изображал, что переживал и обдумывал автор?

Примерный ответ учащихся:

Рассказ о тяжелой и страшной судьбе русской деревни. Повествование ведется от лица сельского учителя математики, недавно вернувшегося из заключения и осевшего в небольшой деревушке Тальново, в 184 километрах от Москвы. В центре внимания повествователя – трагическая судьба простой русской крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой. Прожившая безотрадную, полную забот и лишений жизнь (несостоявшаяся любовь, смерть шестерых детей, непосильный труд в колхозе за палочки-трудодни, тяжелая болезнь, обида на колхоз, выбросивший ее из общей жизни как отработанный материал), Матрена погибает нелепой и страшной смертью на железнодорожном переезде, и это драматическое событие становится толчком для осмысления ее личности и ее судьбы.

3.Слово учителя.

“Ключи от счастья женского потеряны, заброшены у Бога самого…”

Н.Некрасов.

В рассказе “Матренин двор” автор передает свое горькое горе о погибшей женщине. Изображает жизнь русского села ХХ века. Пред читателем возникают образы крестьян и крестьянок колхозной послевоенной поры, их бытовые заботы и взаимоотношения. Прослеживаются изменения в национальном образе жизни и нравах, как результат отношений “человека и власти” в российской глубинке. Связь разных времен, которая проступает из рассказов героини и ассоциаций, которые всплывают в сознании читателя. По Солженицыну, “смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души”.

4. Знакомство с целями урока: раскрыть основную идею и философский смысл рассказа.

II. Основная часть.

1. Слово учителя.

История создания.

Рассказ “Матренин двор” написан в 1959 году, а опубликован в 1964 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”, найти “тихий уголок России подальше от железных дорог”. После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.

Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.

Изначально автор назвал свое произведение “Не стоит село без праведника”. Известно, что в 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название- мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХХ века.

Рассказ является своеобразным этапом осмысления писателем феномена “простого человека”, носителя массового сознания. Рассказчик – бывший зек, ставший школьным учителем, проникается нелегкой судьбой своей квартирохозяйки. Она предстает образцом незлобивости и скромности, и это притом, что вся ее жизнь трагична.

2.Вопросы для обсуждения:

  • Почему же трагична жизнь русской крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой?

“Есть такие прирожденные ангелы, - писал в статье “Раскаяние и самоограничение” писатель, характеризуя Матрену,- они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, ни сколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это – праведники, мы их видели, удивлялись (“чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали тем же, они располагают, и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”.

В невозможности соотнесения праведности, т.е. жизни не по лжи, и “обреченной глубины” советской реальности и скрывается трагизм жизни “простого человека”.

  • Какими мучениями и заботами жила Матрена в новое время (середина 50-х годов)?

Проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны, отмеривая пешком километры и кланяясь конторским столам. Но и с трудом начисленные 80 рублей после денежной реформы 1961 года стали бы “не деньги, а слезы”! Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она вынуждена брать его тайком. “В день 6 раз по 2 пуда торфу, да километра за три”…

Сена не накосить - на колхозной земле нельзя, а другой просто нет; огороды всем инвалидам обрезали. Не было права и уехать - нет паспортов.

  • Как раскрывается характер героини в этой “обреченной глубине”?
  • В чем она видела смысл своей жизни?

По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…” Единственные ее ценности – грязно-белая коза, колченогая кошка, да фикусы, заполняющие “одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой”.

Движение сюжета направлено на постижение тайны характера главной героини. Матрена раскрывается не столько в обыденном настоящем, сколько в прошлом. Вспоминая свою молодость, она рассказывает: “Это ты меня прежде не видал, Игнатич. Все мешки мои были, по пять пудов тижелью не считала”… Оказывается, Матрена когда-то была молодой, сильной, красивой. И любовь была в ее жизни. “Совсем по-новому увидел Матрену” Игнатич, когда слушал рассказ о самом светлом мгновении ее жизни. “Обвязанное старческим слинявшим платочком, смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены – как будто освобожденное от морщин, от будничного небрежного наряда – испуганное, девичье, перед страшным выбором”.

Эти лирические, светлые строки раскрывают обаяние, душевную красоту, глубину переживаний Матрены. Внешне ничем не примечательная, сдержанная, нетребовательная, Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком.

Где-то в глубине сердца как жизненную боль пронесла через годы Матрена свою любовь.

  • Что в нравах соседей, родственников Матрены удивляет и отталкивает автора? Как проявляется его порицание? Какие свойства деревенских жителей открывает Игнатич после смерти Матрены?

Все окружающие Матрену люди: сестры, золовка, деверь, приемная дочь Кира, Фаддей – нещадно пользуются ее добротой и простодушием. Даже после смерти Матрены они приходят не “поплакать о ней”, а забрать ее “добро”. Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны. Они способны только на осуждение. Картины разрушения избы из-за “горницы”, страшная гибель людей во мраке на железной дороге, “страшные” сцены поминок – все эти непредсказуемые события усиливают трагизм не только жизни Матрены, но и ее смерти. Оказалось, что и после смерти ей нет покоя: кому-то что-то должна и перед всеми виновата.

Невостребованными остались лишь ее лучшие качества (и в своей деревне, и в родном государстве): отзывчивость, сердечность, сострадание к ближнему, бескорыстие. Бесчеловечная система не нуждается в таких людях, а значит, что-то сместилось в представлении о нравственности за годы советской власти, что-то изменилось в отношениях между людьми и в понимании ими совести, правды, труда.

III. Обобщение.

Рассказ “Матренин двор” раскрывает путь к изучению душевного и духовного разлада в русском человеке, а также причины нравственного и вместе с тем социального распада в русской деревне. В “черных” образах, окружающих праведницу Матрену, проявился тот страшный процесс деградации, о котором по отношению к героям Шукшина напишет В.Ф.Горн: “… неслышно выгорает душа”.

И все же писатель надеялся на силу слова, художественного изображения, а может, и русскому сознанию вообще. Вера в возрождение национального характера и духа звучат в словах Ю.И.Мальцева: “Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты и нравственного уродства современной советской деревни, показав, впрочем, в этой пустыне единственную праведницу Матрену и задавшись вопросом: что перетянет на весах истории? Ведь, как говорит русская пословица, одно слово правды весь мир перетянет.

Жизненная правда Матрены проникнет и сохранится в душе ее последователя – Игнатича. Поэтому несколько оптимистично звучание трагической концовки рассказа: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”. Нравственная позиция рассказчика, сумевшего проникнуться душевной добротой и народной мудростью, позволяет читателю предположить в нем праведничество. Он остается праведником в селе, а значит, есть надежда на будущее, возрождение добра и справедливости. Видимо, с этими надеждами было связано первоначальное название рассказа - “Не стоит село без праведника”.

IV. Домашнее задание.

Сочинение на одну из тем (по выбору учащихся):

1. Образ праведника в рассказе А.И.Солженицына “Матренин двор”.
2. Нравственные уроки Солженицына.
3. В чем трагизм жизни русской крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой?

Использованная литература

1. Ланин Б.А. Проза русской эмиграции (третья волна). - М.: Новая школа, 1997.
2. Чалмаев В.А. Александр Солженицын: жизнь и творчество. - М.: Просвещение, 1994.
3. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. СПБ.: “Паритет”, 2004. Мальцев Ю.И. А.Бунин. - Франкфурт-на-Майне – Москва: Посев.- 1994.

В 1963 году Александр Исаевич Солженицын заканчивает работу над одним из наиболее выдающихся, с моей точки зрения, произведений- «Матрёнин двор». Эта повесть оказывает сильное влияние на всех читателей без исключения, заставляет задуматься как о своих поступках, так и о деятельности общества в целом. «Матрёнин двор» полон нравственных и духовных ценностей, воплощением которых, безусловно, является главной героиня произведения - Матрёна Васильевна.

Матрёна- женщина лет 60, жительница деревни Тальново.

Её жизнь - это череда неудач и разочарований. Первый возлюбленный, Фаддей, ушел на войну, и Матрёна была вынуждена выйти замуж за его младшего брата- Ефима. Все 6 детей женщины умерли, а затем Великая Отечественная война забрала жизни Ефима. С каждым годом её одолевают тяжёлые болезни, и печаль усиливается. Однако, несмотря на все несчастья, Матрёна было неким «стержнем», «основой» всего поселка. Благодаря таким качествам, как трудолюбие, честность, храбрость и невероятная доброта, она стала олицетворять собой идеал русской женщины. Не щадя ни собственных сил, ни времени, Матрёна шла помогать соседкам выкапывать картошку, при этом никогда не просила ничего взамен. Впечатление усиливает тот факт, что все действия произведения основаны на реальных событиях. Эта особенность заставляет нас поверить в существование в жизни абсолютно открытых и доброжелательных людей, настоящих праведников. Да, Матрёна не была глубоко верующим человеком, но из-за своего характера, отношения к жизни и другим людям, ее по праву можно считать праведником. Интересно также то, что первоначальное название произведения отличался существующего – «Не стоит село без праведника». Таким образом Солженицын сразу акцентировал внимание читателя на главной идее повести. Матрёна была настолько благоразумным человеком, что её доброте мог позавидовать даже самый интеллигентный гражданин. Но, к сожалению, односельчане не ценили Матрёну, а наоборот, пользовались характером. Так, Фадей и его родственники уговорили женщину перевести горницу её воспитаннице, Кире. При перевозке одни из саней застряли в железнодорожных путях, и эта ситуация стоила Матрёне жизни. Она погибла под поездом, и вся деревня лишилась, не побоюсь этого слова, лучшего и со всех точек зрения человека.

Таким образом, Матрёна - образ праведника, человека, умеющего сплотить весь народ, приободрить и помочь каждому в трудную минуту. В наши дни количество таких людей сократилось, но они есть, и каждый человек должен уважать праведников и, что ещё важнее, стараться воспитывать в себе те же благородные качества.

Энтузиасты
Не стоит село без праведника





Над созданием хутора в Свердловском работала слаженная команда. И таланты проявлялись здесь неординарные. Скажите, где могли постичь азы ландшафтного дизайна простые сельские труженики? Но работа в этом русле в хуторе чётко отслеживается. Сегодня здесь более трёх десятков объектов, созданных людьми для односельчан. И все они, стоит отметить, расположены не хаотично, а создают цельные групповые композиции. Тут выложена из камня русская печка, вокруг неё плетень с висящими чугунками. Рядом колодец, мосток. Чего здесь только нет!
Каждый год вносят архитекторы-любители новый объект в общую картину хутора. Но вот последнее приобретение, стоящее чуть в стороне, достойно отдельного внимания.
– Когда руководители хозяйства ездили в Крым, они увидели там довоенную машину, «полуторку», – рассказывает местный «Кулибин». – Мы решили, что она тоже украсит наш уголок.
И началась пора сбора раритета. Собирали автомобиль частями. Кто-то раму привезёт, прочие детали разыскивали.
– Сын из Новоспасска привёл оригинал заводной рукоятки, – говорит Александр Клещерёв.
Не спеша, за два года, Сан Саныч с единомышленниками собрали-таки полуторку. Кабину мастерили по фотографии. Двигатель в ней, что называется, «родной». По утверждению мастера, машину можно и завести. Один человек из Тоцка, приезжавший посмотреть местную достопримечательность, узнав о том, что собирают полуторку, спустя время привёз колёса – так захотелось ему в благом деле помочь.
Конечно, одному Клещерёву не под силу было бы воплотить столь грандиозный проект в жизнь. Не обошлось и без инициативы руководителей, Александра и Владимира Погорелых, явно поддерживающих это доброе дело и являющихся идейными вдохновителями. Работали всей командой тружеников КФХ. Кирилл Бершанский, сварщик, выполнял свою задачу, вместе трудились с Клещерёвым Сергей Полувёшкин и Владимир Грязнов.
– Когда машину собрали, покраску доверили только профессионалу – Владимиру Чеснокову, – говорит с гордостью Клещерёв.
Вновь возрождённая к жизни машина нашла своё место на хуторе. Здесь ей приготовили пьедестал, и табличку установили. «В память о шофёрах совхоза Свердловский» – можно прочитать на ней. Кстати, чтобы установить машину на место, работающие неподалёку нефтяники выделили подъёмный кран.
К «чудачествам» Клещерёва в селе относились вначале по-разному. Кто-то поддержал сразу, были и такие, кто считал, что делать ему нечего. Но ошибались они. В деле своём Клещерём многим даст фору. Он работу не бросал, а сборкой автомобиля занимался в те дни, когда погода в поле выезжать не позволяла.
Сегодня полюбоваться на этот хутор, созданный добрыми начинаниям небольшой группы людей, съезжаются со всей округи. А у Клещерёва и его соратников в голове новые идеи. У совершенства, говорят, предела не существуют.
Вот так и живёт небольшое село, в глубине огромной страны, славясь трудом и людьми своими. Вероятно, в селе почва для праведной жизни благодатная. Потому и не перестают удивлять своим бескорыстием, добротой дела деревенских тружеников.
Оксана Церт.
Фото автора.

Именно так первоначально назывался рассказ Александра Солженицына «Матрёнин двор», написанный им в 1959 году. Почему-то эти строки пришли мне в голову во время общения с простым сельским жителем Александром Клещерёвым.
Не знаю, насколько применимо к нему понятие «праведник», то есть следующий во всём закону Божию, но уж в бескорыстности, доброте этот образ сильного духом и чистого сердцем человека очень близок к героине того самого рассказа.
Когда-то в Ермакове Свердловского сельсовета кипела жизнь. Это было крупное отделение совхоза «Свердловский». Сегодня в посёлке не больше двух десятков домов. Многие усадьбы, ранее цветущие, заброшены. Разъехалась в поисках лучшей жизни из села молодёжь. Это судьба тысяч российских деревень. Но Александр Клещерёв свою малую родину ценит и любит.
– Мне здесь спокойно, – говорит Сан Саныч (так чаще всего его и зовут земляки). – Места кругом родные, красивые. Люблю речку и лес, каждая травинка мне родная.
Здесь, в своём доме, живёт Александр Александрович с супругой, Натальей Фёдоровной. Два сына со своими семьями устроили свой быт за пределами области. Но в гости к родителям приезжают регулярно. Несмотря на свой пенсионный возраст, Клещерёв верен не только родному селу, но и родной профессии. Вся жизнь его связана с сельскохозяйственной техникой. Более 16 лет он трудится механизатором в КФХ Погорелого А.В. в соседнем посёлке Свердловский. И к работе своей относится так же тепло, как и к селу родному.
Но есть у опытного механизатора излюбленное увлечение, которое приносит радость не только ему, но и односельчанам, а с недавних пор и гостям Свердловского сельсовета. За свои инженерные таланты прозвали Сан Саныча в селе Кулибиным. Изобрести для Клещерёва какое-либо усовершенствование в рабочей технике – в удовольствие. Но что дело примет такой широкий размах, несколько лет назад никто и не подозревал.
– Лет пять назад купили в хозяйство трактор К-700, – вспоминает Александр Клещерёв. – Гнали его из Соль-Илецка. По дороге есть место, облюбованное людьми, «Татьянин родник» называется.
С руководителем хозяйства, Александром Погорелым заехали они посмотреть достопримечательность, и подумали: а чем Свердловский хуже, и здесь может быть так.
С той поры, по утверждению мастера, они стали возводить на окраине села место отдыха. В народе этот уголок живо прозвали «хутором».
– И понеслось! – именно так ознаменовал начало большого проекта простой сельский труженик.