Портрет пьера и князя василия. III. Вступительное слово учителя. Князь Андрей Болконский

Действие романа Л. Н. Толстого «Война и мир» на­чинается в июле 1805 года в салоне Анны Павловны Шерер. Эта сцена знакомит нас с представителями придворной аристократии: княгиней Елизаветой Болконской, князем Василием Курагиным, его деть­ми - бездушной красавицей Элен, любимцем жен­щин, «беспокойным дураком» Анатолем и «спокой­ным дураком» Ипполитом, хозяйкой вечера - Анной Павловной. В изображении многих героев, присутст­вующих на этом вечере, автор использует прием «сры­вания всех и всяческих масок». Автор показывает, насколько все фальшиво в этих героях, неискренне - в этом и проявляется отрицательное к ним отноше­ние. Все, что делают или говорят в свете, - не от чис­того сердца, а продиктовано необходимостью соблю­дать приличия. Например, Анна Павловна, «несмот­ря на свои сорок лет, была преисполнена оживления и порывов.

Быть энтузиасткой сделалось ее общественным по­ложением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой. Сдержанная улыбка, играв­шая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избало­ванных детей, постоянное сознание своего милого не­достатка, от которого она не хочет, не может и не на­ходит нужным исправляться».

Л. Н. Толстой отрицает нормы жизни высшего све­та. За его внешней благопристойностью, светским тактом, изяществом скрываются пустота, эгоизм, ко­рыстолюбие. Например, в фразе князя Василия: «Прежде всего, скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня», - из-за тона участия и при­личия сквозит равнодушие и даже насмешка.

При описании приема автор использует детали, оценочные эпитеты, сравнения в описании героев, го­ворящие о фальши этого общества. Например, лицо хозяйки вечера каждый раз, когда она упоминала об императрице в разговоре, принимало «глубокое и ис­креннее выражение преданности и уважения, соеди­ненное с грустью». Князь Василий, говоря о родных детях, улыбается «более неестественно и одушевлен­но, чем обыкновенно, и при этом особенно резко выка­зывая в сложившихся около его рта морщинах что-то неожиданно-грубое и неприятное». «Все гости совер­шали обряд приветствования никому не известной, никому не интересной и не нужной тетушки». Княж­на Элен, «когда рассказ производил впечатление, ог­лядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины, и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке».

«...В нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно-утонченное». Хозяйка са­лона сравнивается автором с хозяином прядильной фабрики, который, «посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход...»

Еще одна важная черта, характеризующая собрав­шуюся знать в салоне, - французский язык как нор­ма. Л. Н. Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа. Использование то русского, то французского языков - еще одно средст­во, показывающее, как автор относится к происходя­щему. Как правило, французский (а иногда и немецкий) врывается в повествование там, где описывается ложь и зло.

Среди всех гостей выделяются два человека: Пьер Безухов и Андрей Болконский. Пьера, только что приехавшего из-за границы и впервые присутствовав­шего на таком приеме, отличал от остальных «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Анна Павловна «приветствовала его покло­ном, относящимся к людям самой низшей иерархии», и в течение всего вечера испытывала страх и беспо­койство, как бы он чего не сделал такого, что не укла­дывалось в заведенный ею порядок. Но, несмотря на все старания Анны Павловны, Пьеру все же «уда­лось» нарушить заведенный этикет своими высказы­ваниями о казни герцога Энгиенского, о Бонапарте В салоне история о заговоре герцога Энгиенского пре­вратилась в милый светский анекдот. А Пьер, произ­нося слова в защиту Наполеона, выказывает свою прогрессивную настроенность. И только князь Анд­реи поддерживает его, в то время как остальные реак­ционно относятся к идеям революции.

Удивительным является то, что искренние сужде­ния Пьера воспринимаются как невежливая выход­ка, а глупый анекдот, который Ипполит Курагин три­жды начинает рассказывать, - как светская любез­ность.

Князя Андрея выделяет из толпы присутствующих «усталый, скучающий взгляд». Он не является чу­жим в этом обществе, с гостями держится на равных, его уважают и боятся. А «все бывшие в гостиной... уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно ».

Искренние чувства изображаются автором лишь в сцене встречи этих героев: «Пьер, не спускавший с него (Андрея) радостных, дружелюбных глаз, подо­шел к нему и взял его за руку. Князь Андрей, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожидан­но-доброй и приятной улыбкой».

Изображая высшее общество, Л. Н. Толстой пока­зывает его неоднородность, наличие в нем людей, ко­торым претит такая жизнь. Отрицая нормы жизни высшего света, автор путь положительных героев ро­мана начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни.

Общая цель при изучении романа - выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает. Знакомство с романом начинаем с эпизода вечера в салоне А. П. Шерер в июле 1805 г. Конкретная цель - определить, во-первых, отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает, во-вторых, посмотреть, однородно ли это общество и, в-третьих, разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволят нам включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 г. происходит разрыв дипломатических отношений России с Францией. Почему это произошло?

IV. Рассказ ученика «Исторический комментарий к т. I».

V. Салон А. П. Шерер - план наблюдений (написан на доске).

1. С какими героями, и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах романа?

3. П. Безухов и А. Болконский как чужие люди в гостиной Шерер.

4. «Анекдот» князя Ипполита в конце вечера. Французский и русский язык в описании салона Анны Павловны.

Действие начинается в июле 1805 г. в салоне А. П. Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети - красавица Элен, «беспокойный дурак» Анатоль и «спокойный дурак» Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.

Отрицательное отношение к героям Толстого проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от чистого сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.

Для разоблачения фальши и неестественности этих людей Толстой использует метод «срывания всех и всяческих масок» («Прежде всего, скажите, как ваше здоровье, милый друг? Успокойте меня, - сказал князь Василий тоном, в котором из-за приличия и участия просвечивало равнодушие и даже насмешка»).

Просматривая 2 главу, учащиеся зачитывают факты, говорящие о фальши этого общества, оценочные эпитеты и сравнения в описаниях героев («плоское лицо», Анна Павловна «угощала» своих гостей иностранцами, «сервировала»... сначала виконта, потом аббата...).

Выделяются среди гостей Анны Павловны два человека. Кто они? Свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения героев?

(Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне», и относилась к нему со страхом.)



Сопоставьте портрет Пьера и князя Василия и их манеру поведения.

Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера и А. Болконского.

(Только с Болконского Пьер не спускает «радостных, дружелюбных глаз», и князь Андрей, смотревший на всех в гостиной усталым, скучающим взглядом улыбнулся только Пьеру «неожиданно доброю и приятною улыбкой»).

Нарушение Пьером заведенного Анной Павловной этикета, его неуклюжесть еще раз подтверждают, что он - инородное тело в великосветской гостиной. Князь Василий говорит о нем Анне Павловне: «Образуйте мне этого медведя».

О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он-то для всех свой. Они для него - чужие.

Обращаем внимание на особенности портретов у Толстого:

а) естественность первого знакомства с героем через его внешность, как это бывает в жизни;

б) глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений;

в) выделение 1-2 постоянных примет (светлое выражение плоского лица у князя Василия; восторженная, как бы приклеенная улыбка Анны Павловны; умный и робкий взгляд Пьера...)

Итак, отрицая нормы жизни высшего света, Толстой путь своих положительных героев начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Автор показывает неоднородность этого общества, и людей, которым претит такая жизнь.



Обратим внимание на политические споры (гл. 4).

(История об антинаполеоновском заговоре герцога Энгиенского превращается в салоне в милый светский анекдот, который все находят прелестным. Когда в разговор о Наполеоне пытается вступить Пьер, Анна Павловна этого не допускает. Прекрасно осведомлен о Наполеоне А. Болконский, он цитирует наполеоновские высказывания. На фоне общего осуждения Наполеона вдруг звучат слова Пьера в его защиту, приводя в ужас всех, и только А. Болконский поддерживает его. Это указывает на прогрессивную настроенность Пьера и политическую реакционность кружка Шерер, поскольку идеи революции здесь оцениваются как идеи грабежа, убийства и цареубийства; вспомните слова Анны Павловны (1 гл.) о том, что нужно задавить гидру революции... в лице этого убийцы и злодея…»)

Если Пьер еще не осознал свою оппозиционность к светскому обществу, то князь Андрей глубоко презирает свет (характеристика светского общества гл. 6). Это проявляется в его манере поведения (в гостиной Шерер у него «скучающий» взгляд, голос звучит «сухо неприятно»), в открытой симпатии к проповедующему свободолюбивые взгляды Пьеру и в резких высказываниях о пустых и низменных интересах придворной аристократии.

Каким эпизодом завершается вечер у А. П. Шерер?

(Глупый анекдот Ипполита, который все встретили как светскую любезность.)

Обратим внимание на то, что 1-4 гл. пестрят французским языком. С какой целью введен в роман французский язык?

(Французский язык - как норма светского общества; Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т. е. французский язык есть средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией.)

Простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет свое отношение к происходящему. Слова Пьера, хотя он великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, автор приводит только по-русски. Реплики А. Болконского (а он, по привычке часто переходит на французский язык и говорит на нем, как француз, даже слово «Кутузов» произносит с ударением на последнем слоге) тоже приведены, в основном по-русски, за исключением двух случаев: князь Андрей войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует Наполеона.

Как правило, там, где описывается ложь или зло врывается французский или, позднее, немецкий язык.

Толстой написал много замечательных произведений, но в число выдающихся входит «Война и мир». Этот роман стал классикой не только русской, но и мировой литературы. Его изучают в школах, университетах по всему миру. В романе можно встретить множество героев, которые имеют свою судьбу и характер. Один из выделяющихся героев является Василий Курагин, причем выделяется все семейство Курагиных.

Данный персонаж характеризуется особой предрасположенностью или даже тягой к предприимчивости и наживе. Курагин встречается читателю уже в начале романа. Князь уверенно считает, что самое главное это положение в обществе, остальное неважно. Для него статус это своеобразный капитал, который ни в коем разе нельзя тратить просто так. Для достижения той или иной цели Курагин готов играть любую роль, главное чтоб это принесло вои плоды.

Толстой в своей манере не применяет детальное описание героя, а именно внешности. Автор описывает то, что князь в мундире, в чулках и на нем имеются звезды. Курагин очень хорошо владеет французским языком. Герой отличается от многих персонажей романа своим высокомерием, во время общения он показывает свое превосходство, общаться лениво. Также Толстой подмечает очень интересную черту у Курагина это некий инстинкт, князь чувствует богатых и поставленных людей. Эта черта поможет ему стать кем он хочет, и достичь своего, ведь ему нравиться находится в окружении людей, которых интересует только выгода.

Толстой преподносит Курагина как человека, который готов пойти на все ради достижения своей цели, цель движет им, а энергии на это у него вдоволь. Князь просчитывает свой каждый шаг и думает наперед, часто, кажется, что у Курагина нет слабых сторон, его нельзя победить. Но, есть одна слабость у Курагина – его дети. Князю кажется, что они плохо воспитаны, хотя утверждает то, что потратил на их воспитание много времени и сил, а в итоге желаемого результата не получил. Невозможно понять, каким образом такой человек, с множеством негативных качеств мог дать нормальное воспитание своим детям. По ходу всего романа, кроме лицемерия и жажды наживы герой больше ничего хорошего не показывает.

Возможно, когда умирал Безухов и князь с ним искренне разговаривал, многим покажется, что в Курагине всё-таки есть что-то доброе, но это не так. Курагин просто подумал о себе, а именно о том, что ему за шестьдесят и возможно скоро и его черед.

Сочинение про Василия Курагина

Роман Толстого «Война и мир» является выдающимся произведением, которое стало классикой мировой литературы. Роман наполнен множеством событий и персонажей, которых, кстати, больше 500. Каждый герой разный по - своему и имеет свой характер, но ни один из них так не возмущает как Василий Курагин. Причем это касается всей семьи Курагиных. Отец беспокоится только о своей карьере, забывая о совести и нравственных принципах.

Стяжательство и его тяга к предприимчивости являются основополагающими сущности и характера данного героя. Князь появляется в романе в самом его начале. Герой придерживается мнения, что имидж в обществе, является капиталом, который никак нельзя растрачивать попусту, поэтому всегда нужно играть нужную роль. Читатель может увидеть черты характера героя во время его общения с Анной Павловной.

Толстой в своем романе не старается детально описать внешность князя, писатель находит более изысканные приемы. Автор описывает героя как человека, который одет в мундир, чулки, звезды. Также герой довольно искусно разговаривал на французском языке. Герой высокомерен, он общается с людьми лениво, как бы нехотя. Князю абсолютно безразличны люди, которые никак не могут в чем-то помочь ему или дать определенную выгоду. Также Толстой показывает читателю еще одну интересную черту в образе Курагина. Герой обладает неким светским инстинктом, а именно, часто прям, тянет к богатым и высокопоставленным людям. В принципе такой человек как Василий имеет шанс получить многое, что он хочет, ведь ему нравиться общество, в котором люди контактируют лишь из-за выгоды.

Автор романа показывает нам Василия как человека целеустремленного, полного энергии. Он лицемерен, расчётлив и, кажется, что этот человек неуязвим и не имеет слабостей. Его слабость это дети, воспитанием которых он остается недоволен. Князь уверен, что вложил все силы, чтоб воспитать их, но должного результата не получил. По ходу всего романа князь проявляет свои негативные качества как лицемерие, хитрость обман. Кстати, как такой человек как Василий мог нормально воспитать детей.

Есть сцена в романе, в которой читателю вроде кажется, что всё-таки Василий имеет некоторые положительные черты. Когда умирал Безухов, Василий так искренне ним разговаривал, вроде как сочувствуя. Но, здесь также Василий лукавит, он просто подумал о себе, о том, что ему уже шестой десяток.

Вариант 3

Отцом семейства Курагиных является Василий Курагин. Он интеллигентный человек, кормится слухами. Для него важно то, что скажет общество. Поэтому в любых ситуациях мужчина старается произвести невероятное впечатление на публику. До собственных ребят ему равнодушно. Он предпочитает не лезть в воспитание детей. За весь период становления личностей детей Курагин ни разу не проявил теплых по отношению к ним чувств.

Василий действительно скупой в ярких эмоциях к ребятам человек. Именно из-за этого печального обстоятельства Элен, Анатоль и Ипполит вышли из семьи совершенно безалаберными людьми. Сам Василий Курагин любит не детей, а роскошь и красивую жизнь. Для него в почете лишь уважение со стороны окружающих людей да прогремевшая слава.

Если бы Курагин изначально уделял внимание своим детям, все было бы иначе. Но персонаж слишком был зациклен на собственном «я», из-за чего и упустил лучшую пору в жизни членов семейства. У него имеется мания величия, он алчен и тщеславен. Его трудно удивить человечностью и милосердием...

В Василие Курагине автор запечатлел самые, что ни на есть ужасные и отвратительные черты. Герой изображен с целью осознания того, что впитывать в себя подобные отрицательные качества категорически воспрещается! Такой человек, как он, не способен нравственно воспитать собственных детей... В этом и трагедия! Ибо в жизни главное место занимает семья! Но как печально, что Курагин этого не понимал…

Семья Курагиных в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» играет особую роль. Она считается антиподом семье Ростовых, которые по своей сущности являются дружелюбными и искренними людьми. Писатель намеренно ввел в произведение семейство Курагиных, дабы поучить читателей. Автор желал, чтобы все, открывшие сею книгу, осознали и сделали правильные выводы, как нужно строить семейные отношения.

Атмосфера, господствующая в их доме, доказывает и явно демонстрирует тот факт, что в таком семействе нет любви, нет нежности, нет взаимопонимания. Оттого с неё нельзя брать пример, иначе дети выйдут из родимого гнездышка неумелыми и никудышными людьми.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Васильева Завтра была война

    Борис Васильев посвятил рассказ «Завтра была война» последнему году, предшествовавшему Великой Отечественной Войне. Главными героями этой повести являются школьники, поэтому мы наблюдаем последний

  • Образ и характеристика Графа в повести Выстрел Пушкина сочинение

    Одним из основных персонажей произведения, входящего в цикл рассказов «Повести Белкина», является военный офицер, происходящий из богатой знатной фамилии, красивый, умный и отважный граф Б.

  • Анализ произведения Бедные люди Достоевского

    Произведение относится к эпистолярному жанру направления сентиментализма и представляет собой роман в виде писем, в которых главные персонажи повествуют о своей жизни с ее эмоциями, переживаниями, чувствами.

  • Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое прошлое и указывая путь в будущее.

  • Любовь в романе Пастернака Доктор Живаго

    В произведении «Докор Живаго» тема любви особенно остра, ведь речь тут идет о неком любовном треугольнике. Главный герой по имени Юрий, не может и не желает делать выбор между двумя девушками.

Лев Толстой создавал некоторых героев произведений из реально живущих прототипов.

Образ и характеристика Василия Денисова в романе «Война и мир» соответствуют историческому портрету Дениса Давыдова, руководившего партизанским отрядом.

Внешний вид

Выходец из дворянской семьи, командир эскадрона гусар в 1805 году имел молодцеватые черты лица, хотя было ему далеко за 30 лет. Черные пышные усы являлись любимым достоянием офицера. Глаза, цвета угля, блестели, излучая романтическую натуру мужчины. Красный нос свидетельствовал о винных излияниях.

Денисов был маленького роста, отличался картавостью, плохо выговаривал букву р, но много шутил. Веселую улыбку украшал ряд белых зубов.

Будучи азартным человеком, он всегда ходил без денег. Товарищи считали Ваську лихим рубакой, умелым наездником. Эскадрон любил своего командира, считалось везением служить под его началом. Когда у Ростова украли кошелек, Денисов прилагал все усилия, хотел сохранить честь.

Прекрасный танцор вызывал восхищение друзей, отплясывая мазурку в Польше. Гостя в Отрадном, Василий перебирает короткими пальцами клавиши музыкального инструмента, пытается самостоятельно придумать мелодию. Стихи «Волшебница» офицер сочинил, осталось создать музыку, получиться любовная песня.

В кругу дам, солдат перевоплощался в галантного кавалера, часто удивляя Николая.

Переход через Энс

Денисов стал первым командиром Николая Ростова. Между мужчинами завязались добрые дружественные отношения после военной операции на мосту речки Энс. Русские войска отступали. Командование трудно договаривалось между собой. Солдаты успешно перешли на другой берег. Для обороны отступления оставили эскадрон Денисова. Когда французы приблизились почти на расстояние выстрела, поступила команда сжечь мост.

Николаю Ростову пришлось впервые выполнять приказ под вражескими пулями. Парень допустил много ошибок, забыл солому для розжига, бежал не туда, куда надо, во время операции ему было страшно. Денисов поддержал новобранца, поздравил с боевым крещением. Ротмистр успокоил:

Молодцами г’аботали! А г’абота сквег’ная! Атака - любезное дело, г’убай в песи, а тут, чог’т знает что, бьют как в мишень.

Наташа Ростова

Храбрый воин имел романтическую душу, глубоко верил в жизнеутверждающую силу любви:

Мы спим, пока не любим. Мы дети пг’аха… а полюбил – и ты бог, ты чист, как в пег’вый день созданья…

После Аустерлицкого сражения Николай Ростов пригласил товарища домой. Денисов влюбился в юную графиню, не мог оторвать от нее своего взгляда. Взрослый мужчина постоянно думал о Наташе. Девочка уговорила героя танцевать на домашнем балу, кавалер постоянно находился рядом. Лев Толстой любуется мужественным кавалеристом: маленький рост нивелируется, когда Денисов скачет на коне или ведет женщину в танце.

Добрый вояка неугомонно восхвалял грацию партнерши брату Николаю. Пребывая в любовном бреду, Василий сделал Ростовой предложение. Старая графиня, считавшая Наташу маленьким ребенком, дала категорический отрицательный ответ, возмущенная дерзким поступком опытного офицера. Долгие годы герой будет страдать от неразделенной любви.

Опала

Отбыв отпуск, Денисов возвращается в полк, находит солдат оголодавшими, отчаяние, гнев охватывают душу офицера. Отступать приходится территорией немецких деревень, разоренных войной. Солдат надо обеспечить едой, гибнут подчиненные, истощенные отсутствием пищи. Командир совершает вопиющий поступок, приказывает отбить часть провианта у русских пехотинцев.

Денисова вызывает руководство провиантской части, предстоит объяснение. Судьба отвернулась от храброго гусара, он попадает в кабинет заядлого врага Телятина. Между мужчинами происходит предсказуемый скандал. Денисову не пристало пресмыкаться перед вором, корыстной тыльной крысой, сидящей «чтобы класть в карман»! Василий в состоянии аффекта избивает Телятина. Теперь командиру грозит суд.



Бюрократическая машина намотала гордость героя на свою шестерню. Денисов ложиться в госпиталь. Ранение, по его мнению, пустяковое, но надо переждать бурю. Попытка избежать наказания не удалась. Император лично отклонил прошение о помиловании.

Ежели бы я был разбойник, я бы просил милости, а то я сужусь за то, что вывожу на чистую воду разбойников. Пускай судят, я никого не боюсь; я честно служил царю и отечеству и не крал!»

Партизанская война

Несправедливость государственной власти сломала храброго кавалериста. Однако свои нравственные идеалы Василий не изменил. Денисов возглавил партизанский отряд, продолжал защищать отечество, истребляя вражескую армию. Мужчина вмести с народом, поднял дубину гнева, умело руководил простыми мужиками. Отряд насчитывал 200 человек крестьян, бежавших из плена солдат и офицеров.

Командир отличался тем, что не убивал пленных французских солдат. Сила психологизма героя отражается в эпизоде гибели юного Пети Ростова, командир завыл воем дикого зверя. Отряд насчитывал 200 человек крестьян, бежавших из плена солдат и офицеров. После войны Денисов восстановился в звании. На ужине у Ростовых в 1820 году Денисов присутствует, как отставной генерал, осуждающий положение государственных дел в России.