Проблема отцов и детей вопросы. Проблема "отцов и детей". Через поколение легче

Вздохи и возмущения старшего поколения на тему падения современных нравов звучат в любое время. Проблема отцов и детей появилась задолго до создания одноименного произведения. И не Базаров начал эту борьбу - это нормальный этап роста любого молодого человека и девушки на пути к взрослой жизни. Проблема отцов и детей в литературе описана очень давно, вспомните притчу о блудном сыне. А что в современности?

Через поколение легче?

Есть одна странная закономерность. Почему-то отношения дедушек и бабушек с внуками складываются лучше, чем отношения детей и родителей. И дело даже не в плотности контакта, а потому что бабушке или дедушке редко нужно бороться с внуком за власть. А еще их возрастная немощь делает отношение внуков более осторожным, трепетным. Факт есть факт - люди через поколение уживаются лучше, чем два смежных.

Не поделили… мир

Наверное, дело в том, что старики устраняются от того, чтобы давать однозначную оценку окружающей действительности, это уже не «их мир». А вот родители претендуют на лучшее понимание происходящего. То есть проблема отцов и детей в наше время связана с тем, что родители высокомерно пытаются удержать ускользающий мир и запереть его в свою, часто устаревшую, модель, а дети переоценивают свои аналитические способности и возможности адаптации.

Неоднозначность проблемы

Как найти компромиссы? Старшему поколению нужно учиться гибкости, а младшему - самокритике. В понимании действительности и те и другие делают ошибки. И молодые люди могут неправильно понимать события, а пожилые родители иногда удивляют быстрым освоением технических средств и новых методов работы. Объединившись, поколения могут многое, если не будут просто пытаться обесценить заслуги друг друга.

Боль дистанции

Проблема отцов и детей будет актуальна всегда, потому что эти отношения - самые близкие на Земле, а чем ближе взаимодействие, тем больнее разногласия. Люди вынуждены общаться на близкой дистанции, и все непонимания сильно бьют по болевым точкам. Кстати, и болевые точки за много лет совместной жизни все друг у друга знают. И пользуются этим. Поэтому нужно осторожно общаться на короткой дистанции, быть бережнее.

Успеть сказать

То, как много значат родители, многие осознают после того, когда сказать о своей любви уже некому. Тогда вспоминается самое лучшее. Может, нужно ценить каждый день возле папы и мамы, ворчливых, вздорных, раздражительных, но таких родных? Других родителей нам не дадут, да и заменить их невозможно. А ведь это так просто в наше время - позвонить маме или папе и сказать: «Я люблю тебя». И тогда многие проблемы сами собой станут неактуальными. И поймешь, что война с ветряными мельницами и борьба за свободу не могут дать счастье, которое каждый ребенок чувствует возле родителей, пока они живы.

Вдалеке и рядом

Давайте забудем о ссорах с родителями. Будем бороться за свободу без обид и психологического насилия. Отдалимся немного, чтобы стать взрослее. Но всегда будем готовы поддержать слабеющую руку мамы или папы. Это дороже принципов. Это любовь. Самая сильная на Земле.

Ни для кого не секрет, что в нашем мире происходят ссоры между родителями и детьми, и они, к сожалению, явление очень частое.

При столкновении мнений - мнений молодежи и мнений более старшего поколения - неизбежно вспыхивает пожар конфликта, последствия которого могут еще долгие годы преследовать его участников. Но в чем же причина? В устаревших взглядах родителей? В максимализме их детей? Давайте попробуем разобраться.

«Проблема отцов и детей» существовала всегда. Самым ярким примером тому можно считать созвучное по названию произведение И.С. Тургенева, которое и по сей день поднимает актуальную для всех нас проблему. В романе показано огромное количество моментов, когда сталкиваются мнения двух поколений, и каждый из их представителей готов до последнего защищать то, во что верит. С одной стороны, у нас «век минувший», который хоть и мудрее, но все-таки имеет устаревшие взгляды, с другой же – «век нынешний», увлеченный нигилизмом. Кто же прав? Трудно сказать, потому что ни один из представителей поколений не пошел на встречу другому, отрицая чужие взгляды. Герои, Аркадий Базаров и Павел Петрович Кирсанов, не были друг другом услышаны. Бесконечные споры, разногласия, и как кульминация – дуэль. Им противостоят Аркадий и Николай Петрович Кирсанов, которые с уважением относятся друг к другу, стремятся сохранить единство семейных отношений, потому их конфликт заканчивается примирением. Концовка романа, свадьба Аркадия с Катей Одинцовой и Николая Петровича с Фенечкой в один день, символизирует единство поколений. Жизнь как важный символ натуральной школы, представителем которой был И.С. Тургенев, проверяет на прочность героев. Испытание жизнью в итоге проходят Аркадий и Николай Петрович Кирсановы. Базаров, влюбившись в старшую сестру Одинцову, показывает противоречивость своих идеалов, Павел Петрович, потеряв сознание от вида крови на дуэли, показывает сомнительность своих аристократических принципов. В итоге Базаров умирает в одиночестве, а Павел Петрович в одиночестве живет за границей.

Но можно ли было избежать всего этого?

Сколько раз вы слышали, например, по телевизору или от своих знакомых подростков такие фразы: «Мои родители заставляют меня заниматься не тем, что мне хочется, а тем, что они считают правильным», «Они меня не понимают…», «Им плевать на мое мнение!», «Я боюсь, что меня накажут, поэтому не расскажу им о том, что произошло», «Они не знают, о чем говорят, но пытаются убедить меня в том, что правы!»?

А сколько раз вы слышали от родителей: «Мы его/её совсем не понимаем!», «Такое ощущение, будто он(а) делает все мне на зло!», «Не знаю, что происходит с моим ребенком…», «Он(а) со мной ничем не делится!»? На самом деле можно привести еще десятки, сотни, тысячи таких примеров, и каждый из них не окажется выдумкой. В советской литературе ярким примером конфликтных отношений между родителями и детьми является роман М. Шолохова «Тихий Дон». Конфликтными сторонами выступает глава семейства Мелеховых Григорий Пантелеевич и его Григорий. Отец является защитником нравственных ценностей казачества, выступает против любви сына к жене соседа Аксиньи. Потому выдает сына замуж за Наталью, которую сын не любит. Григорий же и Аксинья утверждают право человека на любовь, их отношения бросают вызов сложившимся семейным ценностям казачества. Конфликт отца и сына приводит в романе к трагическим последствиям: попытка самоубийства Натальи, уход из дома с Аксиньей Григория.

Недоверие к родителям, желание огородиться от них, мысли о том, что никто тебя не понимает, страх быть наказанным – это приводит к очень глубоким ранам, которые могут кровоточить еще долгое время, прежде чем затянуться и все равно превратиться в шрамы. Такие последствия конфликта отца и сына возникают в романе «Тихий Дон».

Что же стоит предпринять, чтобы избежать всего этого?

Для начала нужно понять, что именно стало яблоком раздора. Существует целый ряд причин: Требования родителя поступать именно так, как хочет он. Такая позиция присуща в конфликте с сыном Григорию Пантелеевичу Мелехову, в конфликте с Чацким Фамусову;

· Приведение в пример «сына маминой подруги» как эталона хорошего поведения и поступков; акцентирование внимания на личных качествах, а не на поступках во время ссоры (пример: «ТЫ ужасен», вместо «ты ПОСТУПИЛ отвратительно!»). Такая позиция присуща Фамусова, когда в качестве эталонного образца поощряемого обществом молодого человека выступает Скалозуб;

· Нежелание принять вкусы и интересы своего ребенка;

· Несогласие с мнением своего ребенка;

· Наказания на почве недопонимания, без объяснений причин, почему подросток наказан;

Все эти проблемы имеют общую черту – родитель ставит себя выше своего чада, обосновывая это тем, что он прожил больше, а значит и знает лучше.

Важно понимать, родители, что ваш ребенок – не ваша собственность. Он – это отдельная личность,

которая не должна быть согласна с вами во всем и принимать ваше мнение, как единственное и правильное, не должна соответствовать вашим идеалам и достигать того, чего в свое время не достигли вы.

Очень часто конфликты возникают из-за слишком большой опеки или из-за того, что родители не умеют показать ребенку свою заботу. В итоге их несогласие в чем-то не выглядит, как проявление беспокойства и желание отгородить дитя от чего-то вредного, а как простое непонимание, враждебность. Представим ситуацию: подросток пришел к родителям в попытке рассказать тем о новом жанре музыки, который он для себя открыл, но только услышав ее, родители высказались негативно и запретили своему ребенку слушать подобное. Вполне понятно, что после такого подросток больше не будет ничем делиться и начнет переживать по поводу того, что остался непонятым. Потому что непонимание со стороны родителей – самое болезненное, ведь их мнение и оценку нельзя оставить без внимания, будто они – посторонние люди.

Правильное решение в такой ситуации – дать высказаться. Никто не просит родителя заставлять себя любить интересы своего ребенка, но нужно лояльнее относиться ко всему, о чем он вам рассказывает. Не стоит пренебрегать его переживаниями. Подросток станет взрослым, он поймет, что его прежние переживания бывали не такими серьезными, как во взрослом возрасте, но он будет благодарен за поддержку и то, что его слушали, когда ему это было нужно. Не осуждайте своего сына или дочь за их интересы – лучше поинтересуйтесь о них. Если он(а) увлекся/увлеклась чем-то вредным (алкоголь, сигареты и т.п) – объясните, почему это плохо. Быть может, он(а) не окажется от своего интереса, но и от того, что вы накажите его, накричите, лучше, поверьте, не будет. Это приведет только к одному – появлению новых секретов со стороны подростка.

Не навязывайте свою точку зрения. ОБЩАЙТЕСЬ со своим ребенком и воспринимайте его, как равного себе. Справедливость данной стратегии общения доказывает роман Тургенева «Отцы и дети». Уважительное отношение отца и сына Кирсановых, их стремление сохранить семейные отношения, несмотря на противоположность принципов, привело в концовке романа к примирению.

Не нужно осуждать своих родителей за их ошибки – за сказанные в момент ссоры слова, за некоторые поступки, которые вы иногда не в силах понять. Они – такие же люди, как и вы, и они ошибаются, как и все. Никто не учил их, как нужно воспитывать ребенка, для них взаимодействие с вами, становление для вас авторитетом – очень трудный путь, познание нового.

Да, в какой-то момент проблема недопонимания появится и это неизбежно, но задача родителей – помочь своим детям, попытаться сохранить с ними дружеские отношения. Как показывает роман Тургенева «Отцы и дети» данная стратегия отношений наиболее эффективна для сохранения семейных отношений. Ведь подростковый и молодежный возраст – тот период, когда человек больше всего нуждается в самореализации, нуждается в людях, которые поймут и примут его интересы. Когда ему важно мнение общества, но еще важнее – мнение родителей.

Все мы живем на одной планете и, как мы часто любим гово-рить, составляем одну большую дружную семью. Все мы — дети разных эпох. Каждый человек имеет свой взгляд на вещи. У людей одного времени они (взгляды) в чем-то схожи, чего обычно нельзя сказать о взглядах представителей разных поколений. Поэтому не-избежно столкновение различных точек зрения.

Самой важной, на мой взгляд, является проблема «отцов и де-тей», иначе говоря, проблема отношений между старшим поколе-нием и поколением «детей». Общение между ними и необходимо, и неизбежно. Именно между «отцами» и «детьми» возникает множе-ство проблем. Вопрос «отцов и детей» волновал представителей раз-ных эпох, он не раз поднимался и в русской литературе. Над этим вопросом размышлял Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы и дети». В его произведении проблема «отцов и детей» созвучна вре-мени написания, но имеет много общего с ее современным вариан-том звучания. Автор представляет читателю суждения своих геро-ев: «...сын отцу не судья...», «Пилюля горька — а проглотить ее нужно».

Проблема «отцов и детей» актуальна и по сей день. Однако се-годня она приобрела несколько иную окраску. В современном ми-ре, мне кажется, вопрос этот возникает от непонимания, желания возвеличить себя перед старшим или перед младшим поколением.

Непонимание — это недостаток современного общества, а непо-нимание между «отцами» и «детьми» — это трагедия двух поколе-ний. Оно является главной причиной, предпосылкой для возникно-вения проблемы. По моему мнению, непонимание зарождается при малейшем столкновении различных взглядов на один и тот же предмет. Для полноты представления данного вопроса я приведу довольно простой пример...

Очень часто рассматриваемая мною проблема возникает в шко-ле, чаще всего между учеником и учителем. Как правило, в наше время в роли учителя выступает человек так называемой старой закалки, иначе говоря, воспитанный в суровых военных и после-военных условиях. В его восприятии жизни устоялись определен-. ные правила поведения. Для этого человека они неоспоримы. Ча-ще всего такой учитель не воспринимает либерального отношения к жизни. Он, естественно, указывает ученику правильный, как ему кажется, путь поведения. Здесь проявляется неприятие или непонимание индивидуального выбора ученика, его мнения. Но проблемы в этом еще пока нет. Важна здесь реакция ученика. Возможны два варианта. Один из них предусматривает если не полное подчинение, то некоторые уступки со стороны младшего. Этот вариант идеален в данном случае. Однако возможен и другой вариант, при котором ученик ставит свою индивидуальность выше мнения старшего. В этом и есть, я думаю, проблема. Здесь обе стороны проявляют не столько эгоизм, сколько неприятие чужого мнения.

Второй причиной возникновения проблемы является желание возвеличить себя. Может быть, эта причина не самая главная, но она имеет большое значение. Это явление не столь эгоистично, как кажется на первый взгляд, оно скорее носит естественный характер, потому что заложено природой в сознании большинства людей. А так как эта черта может проявиться исключительно в общении, особенно между разными поколениями, то она в первую очередь послужит для возникновения рассматриваемой мною проблемы. Однако не только в этом ее недостаток. Можно заметить, что жела-ние подобного рода является также непосредственной причиной и для возникновения непонимания.

Но что касается проблемы «отцов и детей» в общем, то анализ ее причин не может привести к ее решению. Она возникает почти мгновенно, и предотвратить это невозможно. После появления проблемы происходит процесс развития так называемой «пробле-мной ситуации». На мой взгляд, этот момент является наиболее интересным для рассмотрения. Развитие является самым болезнен-ным этапом. Он включает в себя изменение эмоционального тона между двумя сторонами или, вернее сказать, его нарастание. Конечно, событие происходит постепенно. В течение этого периода представитель каждой стороны испытывает наивысшее нервное напряжение.

В семье это может быть выражено постоянными спорами между родителями и детьми, в школе — недовольством ученика учителем или учителя учеником. Этот этап, пожалуй, самый длинный во всем развитии отношений. И чем дольше он проходит, тем очевид-нее конфликтная развязка.

Следующим этапом можно обозначить сам конфликт, хотя он и не обязателен. В такой ситуации как со стороны младшего, так и со стороны старшего выступают люди терпеливые, сдержанные, воспитанные. Они не могут позволить себе сорваться и тем самым показать свою отрицательную сторону.

Конфликт является своеобразным завершением проблемной си-туации. Однако проблема все-таки остается нерешенной.

Переходя из поколения в поколение, она (проблема) оказывает-ся вечной. В подтверждение этого я хочу сказать, что слова Турге-нева и по сей день звучат актуально для старшего поколения: «Чему тебя учили — оказывается — вздор... путные люди этаки-ми пустяками больше не занимаются... ты, мол, отсталый кол-пак...» Я делаю вывод, что проблема «отцов и детей» никогда не найдет идеального решения. Из рассматриваемой мною пробле-мной ситуации, как и из любой другой, есть выход. Он возможен, на мой взгляд, при частичных уступках с обеих сторон. Идеаль-ные отношения «отцов и детей» подразумевают понимание и вни-мание как со стороны детей, так и со стороны родителей. Но мне кажется, что это не всегда возможно в реальной жизни. Старшее поколение, желая помочь младшему, предлагает свой метод реше-ния того или иного вопроса. Чаще всего основываясь на личном опыте и считая предлагаемый путь оптимальным, они не задумы-ваются над индивидуальностью человеческой судьбы и, как прави-ло, постепенно начинают просто навязывать свою точку зрения. Между родителями и детьми должны сохраняться отношения та-кие, в которых будут нуждаться и старшие и младшие. Первосте-пенное значение здесь имеет воспитание детей. В этом я вижу единственное возможное решение проблемы «отцов и детей». От родителей судьба их ребенка в первую очередь зависит на том ее этапе, когда закладываются и развиваются в сознании ребенка лучшие черты его характера. Любой человек должен с раннего возраста знать, что он, как и все люди, имеет право на собствен-ное мнение, что терпение, понимание и уважение к родителям — качества, которые помогут ему пройти свой долгий и трудный жизненный путь.

Наша страна всегда будет оставаться самой богатой, самой сильной, самой-самой, потому что нигде вы не встретите таких лю-дей, как Андрей Соколов! Пусть в России и стали появляться лю-ди, которые готовы плевать на честь и совесть, их число всегда бу-дет небольшим по сравнению с числом порядочных людей, кото-рым честь и совесть не чужды. Так можно размышлять до беско-нечности. Сейчас, перечитав написанное, я понял, что понятия че-сти и совести очень условны, очень субъективны. Они зависят от системы ценностей, принятой в какой-либо стране, в каком-либо кругу. В разных странах, у разных людей совесть и честь имеют совершенно неодинаковые толкования, значения. И очень хочется надеяться, что когда-нибудь в будущем понятия чести и совести во всем мире будут одинаковыми, объединяющими в разных странах сейчас и тех, которые были раньше, но не дошли до нашего време-ни.

И очень хочется, чтобы как можно больше людей обладали та-кими достоинствами, как честь и совесть.

Проблема «Отцов и детей»-2

Сегодня первое июня, и я пишу выпускное сочинение. Это сочинение особенно ответственно, потому что оно подводит итог моего одиннадцатилетнего обучения и покажет: правильно ли я определила свое призвание, умею ли я владеть словом, смогу ли я раскрыть свой внутренний мир. И я волнуюсь: ведь выбранная мной тема непроста. Из всех тем я остановилась на седьмой потому, что на сегодняшний день она самая актуальная.

Проблема “отцов и детей” - это наша большая жизненная и острая проблема. В наше время она остро стоит перед нами. Взаимоотношение между “отцами и детьми” - это, как мне кажется, непонимание друг друга или даже, может быть, нежелание понять друг друга. А это ведет к разногласию и спорам.

У И.С. Тургенева эта проблема остро выражена в романе “Отцы и дети”. Сюжет романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” заключен в самом названии. Невольное противостояние старшего и младшего поколений обусловлено изменяющимся духом времени. По возрасту, характеру, образу жизни автор во время написания романа был “отцом”. Он не мог не видеть, что за нигилизмом и эгоцентризмом стоит желание молодежи заменить веру знанием, а пассивную надежду - активными действиями. Из неприятия и непонимания родился роман “Отцы и дети”. Это не категорическое отрицание, а желание разобраться. Мне кажется, что в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” идеи и стремления молодого поколения отразились так, как понимает их само молодое поколение, к этим идеям и стремлениям И.С. Тургенев относится со своей личной точки зрения, а старик и юноша почти никогда не сходятся между собою в убеждениях и симпатиях.

В романе Тургенева Базаров - представитель молодого поколения, который поступает только так, как ему хочется, или как ему кажется выгодным и удобным. Он презирает стихи, музыку, искусство. Он все это считает ерундой и признает только то, что можно потрогать и ощутить. С точки зрения Базарова Кирсановы - чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Они не способны улучшить жизнь народа, даже не в состоянии поднять его культурный уровень. Все это так, как говорит Тургенев, но без этих чудаков не было бы поэзии, искусства, музыки.

Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и поэзию вообще, потому что не принимает его идеалов.

Разногласия “отцов” и “детей” показаны в идейных спорах. В наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию поколениями друг друга. Как я уже написала выше, непонимание - это главная, как мне кажется, причина этой проблемы. В каждой семье есть “отцы и дети”, и в каждой семье возникает эта проблема. И надо стараться быть повнимательней к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть, мы и сможем решить эту проблему.

(362 слова)

Время рождает противоречия. И неважно, какой это век, девятнадцатый или двадцать первый. Проблема «отцов» и «детей» вечна. Конфликт поколений сохраняется и в 19 веке, но имеет свою отличительную особенность. Какие события дали виток «новому» конфликту?

20 мая 1859 года. Тургенев выбрал эту дату неслучайно: страна готовилась принять реформу по отмене крепостного права. Вопрос, каким «путём» пойдёт развитие страны после реформы, волновал многие неспокойные умы. Мнения в обществе разделились: отцы хотели оставить все по-старому, дети хотели радикальных преобразований.

Яркий представитель революционно – демократического лагеря («детей») в романе – Евгений Базаров. Он отрицает сами основы существующего миропорядка, при этом ничего не предлагая взамен. Его не интересует, что будет дальше. «Сперва надо место расчистить», — уверенно заявляет герой. Базаров — прагматик. «Романтизм» во всех его проявлениях он именует не иначе как «чепухой и гнилью». Евгений Васильевич проходит испытания любовью, а затем и смертью, из которого «выходит победителем», признав свою ошибку – крайний радикализм взглядов.

Его точку зрения отцы никак не могли принять, так как Евгений был слишком категоричен и отрицал все то, что составляет основу мировоззрения старшего поколения. Однако это старческое упрямство и нежелание понимать новые веяния можно истолковать, как стремление затормозить прогресс. Отцы на своем веку ничего не сделали, никак не помогли народу, зато хотят помешать другим что-то изменить.

Братья Кирсановы представляют в романе либеральное дворянство («отцов»). Николай Петрович боится потерять духовную связь с сыном. Он пытается «идти в ногу со временем», чтобы предостеречь Аркадия от ошибок. Однако Павел Петрович резко отвергает перемены. Закоренелый крепостник ценит народ за покорность и не хочет его освобождать. Если отец Аркадия сам готов признать равенство с крестьянами, влюбившись в крепостную девушку и женившись на ней, то его брат негодует и отрицает возможность мезальянса.

Отцы хоть и не понимают надобности изменений, все равно несут в себе много полезного опыта. От их наследия отказываться нельзя, поэтому Базаровым надо научиться такту, это будущему тоже не повредит. Новые люди пока тоже не понимают народа и его нужд, также ничего не сделали, но у них есть шанс исправить ошибки старшего поколения. А как это сделать, если не прислушиваться к нему и не знать его? Ничего. Автор доказывает нам это, показывая, что прогрессивный Евгений является двойником консервативного Павла Петровича, который повторяет его неудачную судьбу, только делает ее еще трагичнее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!