Профессиональная компетенция педагогов. Методическая разработка (группа) на тему: Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями

Ольга Щукина
Педагогический совет «Профессиональная компетентность воспитателя»

Место проведения : МКДОУ Быковский детский сад №1 «Тополек»

Цель :

Актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя ;

Активировать форму повышения квалификации педагогов ;

Анализ профессиональной компетентности педагогических работников и общую культуру воспитателей МКДОУ Быковский детский сад №1 «Тополек» .

План педагогического совета

1.1. Доклад « педагогического процесса .

«Профессиональная компетентность воспитателя » .

1.3. Игра «Качества»

2. Советы воспитателям по созданию портфолио.

2.1. Предназначение портфолио

3. Составление графика взаимопосещений

1.1. Профессиональная компетентность воспитателя

1.1. Доклад «Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса .

Докладчик Казип А. П.

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность » . На основе анализа различных определений данного понятия с учтом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант : профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению , определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности . Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками .

Новый социальный заказ обращенный к непрерывному педагогическому образованию , выражается в виде требований к квалификации педагогов , способных, к самостоятельному развитию в инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям :

– ;

– учебно-методической;

– социально-педагогической .

Воспитательно -образовательная деятельность компетентности : осуществление целостного педагогического процесса ; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога : знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников ; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности : планирование воспитательно -образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности : знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс ; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга , воспитания и обучения детей .

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности : консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями :

Знание основных документов о правах ребнка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями , специалистами ДОУ.

1.2. Интелектуально – творческая игра

«Профессиональная компетентность воспитателя » .

Цель : Активировать форму повышения квалификации педагогов . В игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогических работников и общую культуру воспитателей ДОУ .

На данном этапе работы педсовета нужно организовать аналитическую группу, которая будет оценивать ответы команд и вести саму игру. В эту группу входят заведующий д/с и два воспитателя , остальные воспитатели делятся на три микрогруппы (желтый, красный, синий) .

Каждой микрогруппе задается вопрос по очереди, время на обдумывание 30сек. Отвечает один участник от всей команды.

Аналитическая группа оценивает ответы по следующим критериям.

5 баллов – полный, развернутый, правильный ответ.

3 балла – ответ частично правильный, но не полный.

0 баллов – нет ответа или он неправильный.

Здесь анализируются и проверяются знания педагогов основных законодательных документов в области дошкольного образования (сюда входит знания санитарно – эпидемиологических требований, знание содержания нормативных документов в области образования).

1 БЛОК «Знания санитарно-эпидемиологических требований»

1. Какова предельная наполняемость в яс. группах (от 1 года до 3 лет) (не более 15 человек)

2. Какова предельная наполняемость групп для детей 3-7 лет? (не более 20 человек)

3. Какова предельная наполняемость в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов 3-7 лет? (не более 10 человек)

4. Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ? (не менее 4-4,5г.)

5. Какова общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста? (12-12,5 ч. из которых 2.0 – 2.5ч. отводится на дневной сон) .

6. Как организуется дневной сон для детей от 1,5 до 3 лет? (однократно, продолжительностью не менее 3 часов) .

7. Сколько времени в режиме дня для детей 3-4 лет составляет самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена? (не менее 3-4 часов)

8. Какова норма проведения занятий в неделю для детей от 1,5-3 лет и какова продолжительность? (не более 10 занятий в неделю : развитие речи, дидактические игры, развитие движений, музыкальные игры и др. продолжительностью не более 8-10 мин.)

9. Каково максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в старшей и подготовительной группах? (не более 3х) .

10. Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (не более 20 минут)

11. Какова продолжительность занятий для детей 7-го года жизни? не более 30 мин.

12. В какие дни недели и в какое время суток необходимо проводить занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей? (в первую половину и в дни наиболее высокой работоспособности детей – вторник, среду).

2 БЛОК «Основные нормативные документы в области образования»

1. Какие нормативные документы мы можете назвать, которые должны находиться в детском саду? (Типовое положение ДОУ, Конституция, Семейный кодекс, Трудовой кодекс, Конвенция прав ребенка, Закон об образовании, декларация прав ребенка, Устав ДОУ, Родительский договор)

2. Вспомните конвенцию о правах и назовите права ребенка.

На воспитание в семейном окружении

На достаточное питание

На приемлемый уровень жизни

На медицинский уход

Дети – инвалиды – на особую заботу и обучение.

На отдых

На бесплатное образование

На безопасные условия жизни право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

Имеют право говорить на своём родном языке, свою культуру.

Выражать свое мнение.

3. Укажите из какого документа следующая вдержка «Родители – первые педагоги ребенка . Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности в младенческом возрасте.

Из Типового положения ДОУ

Из учебника по педагогике

Из Конституции РФ

Из Гражданского кодекса РФ

Из закона РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1.

4. Основным актом, регулирующим отношения семейного права является?

Конституция РФ

Семейный кодекс

Конвенция прав ребенка

Договор между детьми и родителями

5. Чем характеризуется профессиональная компетентность воспитателя ?

Умением педагогически мыслить

Умением наказывать детей

Умением узнавать мнение родителей об их ребенке

Умением накладывать связи с бизнесменами.

6. Кто не допускается к педагогической деятельности согласно нормам Трудового кодекса РФ? (лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям)

7. Какова продолжительность рабочего времени педагогических работников , установленная ст. 333 труд. кодекса РФ (не более 36 часов в неделю, в зависимости от должности и специальности, с учетом особенностей их труда продолжительности рабочего времени определяется Правительством РФ).

1.3. Игра «Качества»

Каждому из педагогов необходимо выбрать три качества, которые в нем наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Каждое качество записывается воспитателями на отдельных листах заранее. Все качества складываются в три мешочка (по количеству микрогрупп) . Каждый участник по очереди вытаскивает листочек и отдает его тому, кто по его мнению обладает этим качеством. В итоге каждый участник получает разное количество листочков, а значит и качеств. В конце игры задается вопрос воспитателям «Как присвоенные качества могут помочь в профессиональной деятельности ?».

2. Советы воспитателям по созданию портфолио

2.1. Предназначение портфолио.

Портфолио предназначается для :

Самооценки и стимулирования профессионального роста и деятельности воспитателя ДОУ ;

Оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации, определения размеров стимулирующих надбавок и поощрительных выплат и пр.).

Основными подходами к разработке и ведению Портфолио являются :

Компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций );

Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности : воспитательно-образовательной , конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической );

Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений : структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога ; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов ).

Основными принципами формирования и ведения Портфолио являются :

Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио) ;

Принцип диагностико - прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста , наличие параметров профессиональной деятельности );

Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);

Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного , деятельностного, системного подходов);

Принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ ).

2. Особенности Портфолио воспитателя ДОУ как формы аттестации.

Портфолио представляет собой рабочую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует имеющийся опыт воспитателя ДОУ и отражает совокупность его индивидуальных достижений; это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений воспитателя , включающий интеграцию количественной и качественной оценок педагогической деятельности ; это комплект документов , подтверждающих результативность деятельности воспитателя детского сада , актуализирующий рефлексию его собственной деятельности. Портфолио – форма аттестации, в ходе которой воспитатель представляет материалы, подтверждающие его профессионализм в виде структурированного накопительного документа.

3. Система оценки индивидуальных достижений воспитателей ДОУ .

В Портфолио представляется и оценивается совокупность показателей : квалификации и профессионализма , продуктивности (результативности) .

Основными требованиями к оценке Портфолио являются :

Единые процедура и технология оценивания;

Наличие динамики профессионального роста и результатов деятельности воспитателя ;

Достоверность используемых данных;

Соблюдение морально-этических норм при сборе и оценивании предоставляемой информации, критериев их оценки, которые находят отражение в формализованных подтверждающих и иных документах (экспертный лист) .

4. Структура Портфолио

Введение

Портрет

Папка профессиональных достижений

Папка достижений воспитанников

Папка подтверждающих документов

В разделе «Введение» воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе , стаже работы, образовании, личные данные. Эти сведения воспитателю помогает формировать руководитель дошкольного образовательного учреждения.

В раздел «Портрет» воспитатель включает эссе «Я и моя профессия » .

В эссе «Я и моя профессия » воспитатель в свободной форме может отразить следующие аспекты : мотивы выбора профессии , представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности , этапы профессионального становления , личностные и профессиональные интересы , перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо , дать самоанализ профессиональной компетентности , обозначить темы инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие достижения и т. д.

«Папка профессиональных достижений » включает в себя следующие материалы : планы воспитательно -образовательной работы с детьми, доклады, сообщения на методических и педагогических советах , публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, системы конспекты занятий или других форм организации работы с детьми, самоотчет о результатах работы за учебный год, видеозаписи разных форм работы с детьми, родителями, коллегами, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений , позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений : аналитических, прогностических, рефлексивных, и др.

«Папка достижений воспитанников » включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, количественные и качественно проработанные данные диагностики продвижения детей в системе образовательного процесса, продукты детского творчества, сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Материалы этого раздела Портфолио могут опосредованно свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально- педагогической деятельности воспитателя , служить иллюстрацией его профессионального творчества , активности, компетентности .

«Папка документов» наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании , грамоты за успешную реализацию профессионально - педагогический или общественной деятельности. Материалы этой части Портфолио могут достоверно подтвердить уровень профессионализма и компетентности специалиста , а также уровень его притязаний, официальный статус.

«Папка экспертных оценок» включает в себя внешние и внутренние отзывы, рецензии, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий, патенты и т. п. Данные документы являются разнообразными и объективными формами оценки результативности деятельности педагога и могут стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту .

2.2. Электронное портфолио на www.сайт .

На примере электронного портфолио старшего воспитателя Щукиной О . Н.

3. Составление графика взаимопосещений.

Решение педагогического совета

Продолжить практику взаимопосещений разных образовательных областей.

Продолжить работу семинаров, мастер-классов, направленных на формирование и развитие ключевых компетенций воспитателей .

В конце учебного года воспитатели представляют анализ по самообразованию.

Это понятие широко используется в теории и практике образования. Современные исследователи (В.А. Болотов, О.Л. Жук, А.В. Макаров, А.В. Торхова, А.В. Хуторской и др.) посвятили ряд своих работ вопросам развития профессиональной компетентности специалиста в условиях высшей школы и последипломного образования.

Современное развитие педагогического образования нуждается в профессиональном специалисте, компетентность которого будет не узкоспециальной, а сочетать все виды профессиональной компетентности.

В настоящее время все большее значение придается компетентности специалиста дошкольного образования. Требования к уровню теоретической и практической готовности педагога дошкольного учреждения, составляющей основу профессиональной компетентности содержатся в квалификационной характеристике выпускника.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования предусматривает основательную общую психолого-педагогическую и профессиональную подготовку для работы с детьми дошкольного возраста, понимании концепции личностно-развивающего образования, воспитания, ориентированной на личность каждого ребенка, владение конкретными методиками, педагогическими технологиями, детальное знание программы дошкольного образования.

Профессиональная компетентность воспитателя во многом зависит от способности синтезировать знания из различных областей наук таких как философия, история, педагогики, психологии, методик дошкольного образования и других, а также достижений практики и превращать их в личное достояние, делать инструментом своей педагогической деятельности, профессионально-личностного самосовершенствования.

Основу профессиональной компетентности воспитателя составляет его практическая готовность. Она во многом определяется степенью овладения педагогом комплексом умений и навыков, педагогических технологий, формирующихся на основе имеющихся знаний, умений самоорганизовать свою деятельность.

Компетентность человека связана с профессией в конкретной сфере общественной жизни, которую обслуживает данная деятельность. Педагогическая деятельность воспитателя, направленная на приобщение детей к культуре и ее ценностям, обслуживает духовную сферу общества. Это позволяет нам говорить о профессиональной компетентности воспитателя в области социально-нравственного воспитания., включающей ответственное отношение к предстоящей деятельности, уважение и любовь к детям, убежденность в необходимости непрерывного социально-нравственного воспитания, стремление к самовыражению; умение осуществлять воспитание социальных чувств, оценочного отношения к миру, способности к преобразованиям; владение способами творческого поиска эффективных путей решения задач социализации дошкольников.

Профессиональная компетентность воспитателя в области социально-нравственного воспитания дошкольников предполагает наличие определенной теоретической базы, формирования творческой индивидуальности педагога дошкольного учреждения.

Изучение профессиональной компетентности осуществлялось с помощью таких методов, как анкетирование, интервьюирование, самоанализ и деятельности, экспертная оценка.

В ходе констатации уровня сформированности педагогической компетентности студентов (продиагностировано 127 студентов 3- 4 курсов) было установлено, что студенты испытывают определенные трудности в процессе организации предметно-развивающей среды в группах дошкольного учреждения, помогающей эффективно использовать разные виды деятельности, новых форм ее организации в ознакомлении дошкольников с социальной действительностью (32%), сложность в воспитании социальных чувств, оценочного отношения к миру (37%), применении полученных знаний в практических ситуациях в период практик (48%), взаимодействию с родителями по вопросу социально-нравственного воспитания дошкольников (46%). Готовыми к осуществлению социально¬нравственного воспитания дошкольников считают себя 59%. По мнению студентов, учебный процесс способствует их нравственному развитию (69%). Вместе с тем, заставляет задуматься тот факт, что 21% ответов звучали отрицательно, 10% не определились.

Объяснить такое положение дел весьма затруднительно. Социально-нравственная эффективность учебного процесса зависит от многих причин: содержание программ, организационных форм, материальная обеспеченность, жизненная позиция преподавателя, его знания, профессиональное мастерство, нравственность.

Таким образом, потребность формирования профессиональной компетентности воспитателя, в частности в социально-нравственном воспитании, требует системного подхода к решению проблемы, начиная с первых курсов обучения в университете, что будет способствовать становлению нравственности личности будущего педагога и овладению методикой социально-нравственного воспитания дошкольников.

Семинар-практикум направлен на повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Меропритяие состоит из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части педагоги знакомятся с терминами "право", "правовая компетентность", "правовое сознание", с законами и документами, регулирующими права ребенка. Практическая часть мероприятия проходит в форме деловой игры "О правах ребенка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

« Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями »

Цель:
повысить правовую культуру педагогов ДОУ.

Задачи:
- расширять знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка.

Обогащать воспитателей умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями.

Тема семинара-практикума – «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями». Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна, и вы станете активными участниками мероприятия.

Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимое условие гармоничного существования современного человека.

Вопрос защиты прав ребенка является значимым в педагогической деятельности, и его нельзя рассматривать как модное направление или мероприятие в потоке множества дел педагога. Педагог - главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Уважаемые педагоги, cкажите, какие законы и документы регулируют права ребёнка?» (ответы педагогов).

Основные международные документы по защите прав детей:

1. «Декларация прав ребенка» - принята ООН в 1959 году.
2. «Конвенция о правах ребенка» - принята ООН в 1989 году.
3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» - принята ООН в 1990 году.

«Декларация прав ребенка» является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер.

В десяти принципах Декларации отражены права детей:

  • на имя,
  • гражданство,
  • любовь,
  • понимание,
  • материальное обеспечение,
  • социальную защиту,
  • возможность получать образование,
  • развиваться физически,
  • нравственно,
  • духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание уделяется защите ребенка. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Декларация явилась смысловой основой для важнейшего международного документа - «Конвенции о правах ребенка».

В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому даны все права человека:

  • воспитание и уважение к правам человека и основным свободам;
  • воспитание и уважение к родителям ребенка и его культурной самобытности, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
  • подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе, в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, дружбы между народами.

Ст. 42 Конвенции гласит, что все государственные структуры, в том числе и учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Для отслеживания соблюдения прав детей был создан Международный комитет по правам ребенка. Раз в 5 лет он рассматривает доклады государств о принятых мерах по осуществлению положения Конвенции.

Дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе такого контроля, но в полной мере повлиять на соблюдение всех прав, которые касаются детей, в силу специфики дошкольного учреждения не в состоянии. Для этого необходимо выделить те права, соблюдение и защита которых могут обеспечить педагоги образовательных дошкольных учреждений:

  • право на охрану здоровья,
  • право на образование,
  • право участвовать в играх,
  • право на сохранение своей индивидуальности,
  • право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.

«Конвенция о правах ребенка» выступает в качестве основы для разработки государственных правовых документов, обязательных к исполнению.

Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня:

  • Конституция РФ (согласно Конституции материнство, детство и семья находятся под защитой государства);
  • Семейный кодекс РФ;
  • Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ»;
  • Закон «Об образовании».

В этих документах конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен абсолютный запрет об ущемлении прав ребенка в семье и образовательных учреждениях.

Основным нормативным документом в ДОУ является УСТАВ ДОУ.
В Уставе ДОУ представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Учреждение обеспечивает права каждого ребёнка в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребёнка, и действующим законодательством Российской Федерации.

Воспитанники Учреждения имеют право на:

Охрану жизни и здоровья;

Защиту от применения методов физического и психического насилия;

Уважение их человеческого достоинства;

Удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;

Условия воспитания и образования, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;

Развитие их творческих способностей и интересов;

Получение необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

Предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий;

Получение общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Важным дополнением к Уставу является ДОГОВОР между ДОУ и родителями, где оговорены условия, при которых педагоги сохраняют за собой право защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия. Это должно помочь родителям понять, что ребёнок находится под защитой образовательного учреждения, т. е. ГОСУДАРСТВА.

Говоря о соблюдении прав ребенка в ДОУ важно, на наш взгляд, иметь в виду следующее: у ребенка-дошкольника есть три основные потребности:
- в движении;
- в общении;
- в познании.
Развивающая среда в группе должна эти потребности удовлетворять. Она должна быть организована так, чтобы ребенок мог делать самостоятельный выбор, с кем, где, как и во что играть. То есть непременным условием построения развивающей среды должна являться идея развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель общения.
В контексте обсуждаемой сегодня проблемы - можно констатировать, что решать данную проблему возможно только при соблюдении основных принципов построения развивающей среды. Назовём эти принципы:
- принцип уважения к потребностям и нуждам каждого ребенка (движение, познание, общение);
- уважение к мнению ребёнка;
- принцип функциональности;
- принцип опережающего характера содержания образования;
- принцип динамичности и статичности.
Научно доказано, что именно специальным образом организованная среда способствует утверждению чувства собственного достоинства, уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития ребенка на ступени дошкольного детства. Она является стимулятором развития потенциальных возможностей ребенка. Развивающую среду выстраивает для детей воспитатель. Мнение воспитателя об уюте, удобстве, комфорте далеко не всегда совпадает с представлением об этом детей. Проведенные исследования показывают, что, если мнения детей учитываются при создании среды, дети чувствуют себя в группе спокойнее, уютнее, считают группу вторым домом, созданным и ими тоже.

Каждый ребёнок должен знать свои права, быть юридически грамотным гражданином. Воспитатели, весь педагогический коллектив детского сада являются основными участниками правового воспитания детей. Ребёнок должен сознавать свои права и уметь ими пользоваться, задача педагогов – объяснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников. Нужно помочь детям увидеть ценность прав, показать их социальную роль, научить дошкольников правовыми, мирными способами разрешать споры и конфликты.

Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдёт своего отражения в семье. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении.

Воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны: осуществлять педагогическую поддержку семьи, формировать их родительскую позицию и оказывать помощь в осуществлении родительских функций.

Учить родителей понимать своего ребенка и принимать его таким, какой он есть, общаться с ним.

В разнообразных формах работы с семьей необходимо давать знания правовых документов.

Проводить профилактические мероприятия по предотвращению жестокого обращения с детьми.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего, должен выступать для родителя определенной моделью уважительного и доброжелательного поведения с ребенком. Родитель, который изо дня в день видит воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, скорее всего, лишний раз задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка.

Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен обладать правовой, психолого-педагогической и методической компетенцией по организации разнообразных форм работы с родителями и детьми по охране прав детей. Продуктивность работы будет зависеть от принимаемых активных методов обучения (решение проблемных ситуаций, дискуссии, мозговой штурм, анализ деятельности и т.д.).

Обучая других, учись и сам. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог должен знать свои права, соблюдать и защищать их. В противном случае, чему мы научим других, не обладая знаниями сами.

А, сейчас, уважаемые педагоги, я предлагаю устроить деловую игру «О правах ребёнка» . В игре участвуют две команды.

Предлагаю небольшую разминку «Вопрос-ответ» , в ходе которой необходимо ответить на вопросы, к каждому из них предложено три варианта ответов.

1. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав:
а) таких различий нет; (Согласно ст. 2 все права распределяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических и других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)
б) национальная принадлежность;
в) состояние здоровья.

2. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:
а) педагоги;
б) родители; (Согласно ст. 18 родители несут основную ответственность за воспитание ребенка.)
в) члены правительства.

3. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:
а) на благотворительные организации;
б) на иностранных спонсоров;
в) на государство. (Согласно ст. 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждения по уходу за детьми.)

4. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках;
б) может мешать образованию и вредить здоровью; (Согласно ст. 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, предоставляющая опасность для его здоровья или развития.)
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.

5. Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию в них:
а) чувства страха перед наказанием;
б) осторожности в реализации своих желаний;
в) чувства достоинства и значимости. (Согласно ст. 40 ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.)

6. ООН считает человека ребенком от рождения до:
а) 16 лет;
б) 18 лет; (Согласно ст. 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)
в) 19 лет.

Викторина «Права литературных героев»

Каждой команде предлагаются отрывки из произведений, картинки со сказками (слайды) и карточки с правами. Необходимо назвать произведение, соотнести сказку с правом, которое нарушено.

1.« Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».

А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане»

(Нарушено право на тайну корреспонденции, незаконное посягательство на честь и репутацию, ст. 16: Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.)

2. «Старая Утка ввиду близившейся разлуки относилась к дочери-калеке с удвоенной нежностью. Бедняжка еще не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других в дорогу с любопытством новичка. Правда, ей иногда делалось завидно, что ее братья и сестры так весело собираются к отлету, что они будут опять где-то там, далеко-далеко, где не бывает зимы». Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

(Нарушено право на особую защиту неполноценных в физическом отношении детей, ст. 23: неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.)

3.«Матушка, сестры, можно ли мне хоть одним глазком взглянуть на бал?

Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?»

Ш. Перро «Золушка»

(Нарушено право на отдых, ст31: право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

4. «Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плетку.Это был хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас.

Га-га-га, гу-гу-гу! - заревел он на Буратино. - Так это ты помешал представлению моей прекрасной комедии? Он схватил Буратино, отнес в кладовую театра и повесил на гвоздь. Вернувшись, погрозил куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали представление».

А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

(Нарушено право не подвергаться жестокому обращению, ст 19: защита ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации).

5. « Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - ещё до свету… Ничем старухе не угодишь - всё не так, всё худо».

Р.н.с «Морозко»

(Нарушено право на защиту от экономической эксплуатации, ст32: право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию).

6.«Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но и куры».

Г.Х Андерсен «Гадкий утенок»

(Нарушено право на индивидуальность, ст. 8: право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи).

Игра «Чудесный мешочек»

Капитаны команд достают по одному предмету из мешочка, остальные члены называют права детей, связанные с этим предметом.

Свидетельство о рождении.

Что это за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).

Сердечко.

Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).

Домик.

Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).

Медицинский полис.

О чем напомнил данный документ? (Ребенок имеет право на медицинское обслуживание и охрану здоровья).

Букварь.

О каком праве напоминает книга? (О праве на образование).

Игрушечный утенок и утка. О чем напоминают эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой).

Независимо от того, чья команда набрала большее количество баллов, я думаю, все вы будете теперь лучше знать права ребенка, уважать, и защищать их, внедрять свои знания в практику работы с детьми и родителями.

Предлагаю выполнить упражнение, которое поможет выразить свою любовь и подарить кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца.

Встаньте, сложите ладошки, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладошки, прижмите их к груди и выпустите птичку на волю. Сейчас вы почувствовали, как приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.

Мы надеемся, что тема семинара-практикума никого из вас не оставила равнодушным и вы узнали для себя что-то нужное и новое.

Используемая литература:

2. Журнал « Управление ДОУ» № 6/2003 год.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №3/2000 с.62

4.Журнал «Дошкольное воспитание» №8/2001 с.6

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Семинар - практикум «Правовая компетентность педагогов ДОУ в вопросах воспитания и обучения дошкольников и взаимодействия с родителями »

По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Рядом мама крепко за руку держала, В путь-дорогу умницу свою сопровождала. Знать должны и взрослые, и дети О правах, что защищают их на свете.

Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ. Задачи: Расширять знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка. Обогащать воспитателей умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями.

План семинара – практикума Теоретическая часть Основные международные документы по защите прав детей. Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня. Соблюдение прав ребёнка в ДОУ. Практическая часть Деловая игра «О правах ребёнка» Разминка «Вопрос-ответ». Викторина «Права литературных героев». Игра « Чудесный мешочек».

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Правовая компетентность – качество действий воспитателя, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности нормативных правовых документов для решения профессиональных задач.

Основные международные документы по защите прав детей Декларация прав ребенка - принята ООН в 1959 году; Конвенция о правах ребенка» - принята ООН в 1989 году; «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» - принята ООН в 1990 году.

Декларация прав ребенка В десяти принципах Декларации отражены права детей: на имя; гражданство; любовь; понимание; материальное обеспечение; социальную защиту; возможность получать образование; развиваться физически, нравственно; духовно в условиях свободы и достоинства.

Конвенция о правах ребёнка это правовой документ высокого международного стандарта. Он предъявляет высокие требования к выполнению провозглашенных прав всеми государствами, ратифицировавшими ее. в 54 ее статьях впервые собраны воедино 38 прав ребенка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям права.

Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ»; Закон «Об образовании».

Согласно Конституции РФ - материнство, детство и семья находятся под защитой государства

Гарантирует: право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); право ребёнка на защиту его законных интересов и обязанности органа опеки и попечительства принять меры в случае нарушения его прав (ст. 56); при этом предусмотрены: лишение родительских прав как мера защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (69).

Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных организациях, на уважение их человеческого достоинства. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, не допускается.

Основным нормативным документом в ДОУ является УСТАВ ДОУ Воспитанники Учреждения имеют право на: -охрану жизни и здоровья; -защиту от применения методов физического и психического насилия; -уважение их человеческого достоинства; -удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении; -условия воспитания и образования, гарантирующие охрану и укрепление здоровья; -развитие их творческих способностей и интересов; -получение необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; -предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий; -получение общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Деловая игра О правах ребёнка

Разминка «Вопрос-ответ»

Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав: а) таких различий нет; б) национальная принадлежность; в) состояние здоровья.

а) таких различий нет. Согласно ст. 2, все права распределяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических и других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.

Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка: а) педагоги; б) родители; в) члены правительства.

б) родители. Согласно ст. 18, родители несут основную ответственность за воспитание ребенка.

На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей: а) на благотворительные организации; б) на иностранных спонсоров; в) на государство.

в) на государство. Согласно ст. 20, государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждения по уходу за детьми.

Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая: а) не указана в официальных справочниках; б) может мешать образованию и вредить здоровью; в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.

б) может мешать образованию и вредить здоровью. Согласно ст. 32, ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, предоставляющая опасность для его здоровья или развития.

Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию в них: а) чувства страха перед наказанием; б) осторожности в реализации своих желаний; в) чувства достоинства и значимости.

в) чувства достоинства и значимости. Согласно ст. 40, ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.

ООН считает человека ребенком от рождения до: а) 16 лет; б) 18 лет; в) 19 лет.

б) 18 лет. Согласно ст. 1, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Викторина «Права литературных героев»

А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане » Ст. 16: ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» Ст. 23: неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Ш. Перро «Золушка» Ст.31: право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Ст. 19: защита ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Русская народная сказка « Морозко » Ст.32: право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Г.Х Андерсен «Гадкий утенок» Ст. 8: право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

Игра «Чудесный мешочек»

Спасибо за работу!


Профессиональная компетентность воспитателя – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.

Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определѐнных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической литературе данные знания, умения, навыки и качества объединяются таким понятием как «профессиональная компетентность». На основе анализа различных определений данного понятия с учѐтом особенностей деятельности воспитателя можно синтезировать следующий вариант: профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Новый социальный заказ обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных, к самостоятельному развитию в инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

– воспитательно-образовательной;

– учебно-методической;

– социально-педагогической.

Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

Знание основных документов о правах ребѐнка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

В нашем ДОУ при открытии новых 3х групп мы столкнулись с тем, что потупившие на работу воспитатели имея педагогическое образование опыта работы не имели или же он был недостаточным. С этой целью была организована « Школа молодого специалиста», целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении профессиональной компетенции. На первом этапе нами была проведена диагностика молодых специалистов, определение уровня профессиональной компетенции воспитателей.

Цель диагностики: насколько хорошо подготовлен теоретически педагог, имеет ли опыт практической работы с детьми, каких результатов в своей профессиональной деятельности хочет добиться, хочет ли продолжить свое образование. Результаты диагностики показали, что у педагогов недостаточные знания в области возрастных особенностей детей дошкольного возраста; трудности в коммуникативной сфере; направленность большинства педагогов на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми, был отмечен низкий уровень информационных умений. Эти трудности мы и постарались решить.

На втором этапе были использовали различные формы повышения профессионального мастерства: это традиционные методы такие как консультации, лекции - дискуссии, круглые столы, работа творческих микрогрупп, различные смотры-конкурсы, а также систематические тренинговые занятия с акцентом на профессионально значимые качества и умения. Для формирования коммуникативной компетенции проводились тренинговые занятия направленные на приобретение коммуникативного опыта « Самый трудный родитель. Самый приятный родитель», «Поговорите со мной», « Когда душа с душою говорит» и др. При проведении занятий применялись разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, « мозговой штурм» и др. Были проведены семинары – практикумы: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста», « Секреты хорошей дисциплины» и др.

Целью таких занятий стало единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризующей профессионализм воспитателя.

Результаты « Школы молодого специалиста» представляют следующее:

а) приобретение участниками знаний и умений в области самодиагностики: развитие рефлексии как самоанализа;

б) приобретение умений и навыков эффективного общения;

в) появление у педагогов мотивации к самосовершенствованию, овладению более глубокими знаниями.

Такие активные формы и методы « Школы молодого специалиста» уже дают свои результаты. Работа в данном направлении будет продолжена т.к. профессиональная компетентность педагога должна совершенствоваться до уровня профессионального мастерства, а это является необходимым условием повышения качества образования.

Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования.

Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования образовательной системы. Интерес к данному вопросу отражает попытки общества перестроить систему передачи огромного опыта человеческих знаний подрастающему поколению. При этом значительное внимание уделяется содержательной части качества.

Определяя условия, обеспечивающие качество дошкольного образования необходимо выделить наиболее важные из них:

 использование здоровьесберегающих технологий, которые позволят организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок мог развиваться без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье;

 высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнями развития общества;

 обогащение предметно-развивающей среды, наполнение которой предоставит ребенку возможность для саморазвития;

 высокий уровень компетентности педагога, главная функция которого – помочь ребенку адаптироваться к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, как способность познания мира, действия в мире, проявление отношения к миру.

Все приведенные позиции являются приоритетными при обеспечении качества дошкольного образования. При этом на наш взгляд, реализация каждого условия невозможна без участия компетентного педагога, обеспечивающего организацию успешного развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Анализ существующих подходов к определению профессиональной компетентности педагога дошкольного образования (А.М.Бородич, Р.С.Буре, А.И.Васильева, Е.А.Гребенщикова, М.И.Лисина, В.С.Мухина, Е.А.Панько, В.А.Петровский, Л.В.Поздняк, Л.Г.Семушина, В.И.Ядэшко и др.) позволил выделить несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог:

 стремление к личностному развитию и креативность;

 мотивация и готовность к инновациям;

 понимание современных приоритетов дошкольного образования;

 способность и потребность в рефлексии.

С.М.Годник под профессиональной компетентностью подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способов выполнения профессиональной деятельности. При этом подчеркивает, что профессиональная компетентность специалиста определяется не только приобретенными в процессе образования научными знаниями, но и ценностными ориентациями, мотивами деятельности, пониманием себя в мире и мира вокруг, стилем взаимоотношения с людьми, общей культурой, способностью к развитию творческого потенциала .

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющего принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ. Компетентностная составляющая в структуре подготовленности специалиста определяется как совокупность профессионально, социально и личностно значимых результатов образования на языке компетентностей. Поэтому для успешного сопровождения образовательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо выделить составляющие профессиональной компетентности педагога, а именно:

 организационно-методическая;

 образовательная;

 научно-исследовательская.

Организационно-методическая составляющая компетентности педагога дошкольного профиля заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий, регулировании в системе деятельности педагога, а также направлена на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия с детьми, коллегами, родителями, администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных целей в развитии, образовании и социализации детей дошкольного возраста.

Образовательная составляющая компетентности предполагает владение педагогом дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом. Теоретические и практические аспекты образовательной компетентности обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами воспитания, обучения детей в период дошкольного детства, а также духовно-личностного развития ребенка в условиях ДОУ. Осуществление образовательной деятельности предполагает эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития и образования дошкольника.

Научно-исследовательская составляющая компетентности ориентирует педагога в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации является основой совершенствования его дальнейшей деятельности.

Современная система профессионального образования требует от педагога владение рефлексивной составляющей компетентности, связанной не только с пониманием собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств «рефлектирующего» другими педагогами, руководителями. Эффективность реализации этой составляющей связана с наличием у педагога таких качеств, как критическое мышление, стремление и анализ, обоснованности и доказательности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации.

Таким образом, все структурные компоненты профессиональной компетентности направлены на практическую деятельность педагога дошкольного образования в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации. Профессиональная готовность педагога, то есть его общая способность мобилизовать имеющиеся знания, опыт, личностные и социальные качества и ценности, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его профессиональную компетентность, а, следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования.

Использованная литература

1. Волкова Г.В. Повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива.//Завуч, 1999, №7.

2. Годник С.М. Становление профессиональной компетентности учителя: Учебное пособие/С.М.Годник, Г.А.Козберг. – Воронеж, 2004.

3. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. – 2005. – №4.

4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография /Под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф.Радионовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. http :// www . nekrasovspb / ru / publikation /

6. Поташник М.М. Управление качеством образования. М., 2000.

7. Семушина Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя: Автореф.дисс.канд.пед.наук. – М.,1979.

Развитие профессиональной компетенции педагогов ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования

«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным»

А. Дистервег

Педагогическая компетенция - совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве.

А.С. Белкин, В.В. Нестеров

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотру основ теории и практики образования. Учитывая чрезвычайную важность получения ребенком дошкольного образования, необходимо обеспечение процесса воспитания специалистами высокого уровня. На современном этапе педагоги вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподавания содержания детям, необходимостью в основу своей работы ставить системно-деятельностный подход. В таких условиях развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Поэтому актуальным является вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования. В связи с этим прежде всего необходимо создать комплекс условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет в свою очередь к освоению новых личностно-профессиональных позиций.

Таким образом можно предположить, что образовательная деятельность в условиях реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, включающих в себя совокупность компетенций в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

К сожалению, на данный момент все еще существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Поэтому необходимо вести систематическую работу по повышению профессиональной компетентности педагогов. Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность следующих компетенций:

Методологическая

компетентность

Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС ДО является понимание оснований системно-деятельного подхода

Сущность его заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач

Психолого-педагогическая компетентность

Включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им ОП ДО

Коммуникативная

компетентность

Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса

Исследовательская компетентность

Умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС, провести анализ результативности воспитательно -образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельным направлениям

Презентационная

компетентность

Выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня т.д.

Акмеологическая

компетентность

Готовность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста.

Информационно-коммуникационная

компетентность

Выражается в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе

Эмоциональная компетентность

Способность осознавать и признавать собственные чувства, в так же чувства других, для само мотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношении с другими

Исходя из этих требований. Можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Работа в методических объединениях, творческих группах
  • Исследовательская, экспериментальная деятельность
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий
  • Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах
  • Знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками
  • Проведение открытых мероприятий по обмену опытом
  • Педагогические чтения
  • Деловые игры
  • Обобщение собственного педагогического опыта

На основании вышесказанного, можно сделать вывод: основным источником профессиональной компетентности педагога являются обучение и опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую, созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями.