Пусть твоя левая рука не знает, что делает правая. ВСУ: левая рука не знает, что делает правая

ОТ РЕЧИ ЗАВИСИТ ЗДОРОВЬЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ!!!

Слова сильно определяют нашу карму. Можно десять лет заниматься духовным развитием, благотворительной деятельностью, но оскорбив великую личность, можно все потерять на всех уровнях и деградировать в низшие формы жизни. Откуда это берется? От оскорблений.

Ведическая астрология говорит, что теневая планета Кету отвечает за оскорбления. Кету - это такая планета, которая быстро дает реакции, часто мгновенно. Кету также дает освобождение. Но в отрицательном аспекте Она наказывает за оскорбления и непочтительную речь, быстро лишая человека всего, чего он достиг в духовном и материальном плане. В Ведической цивилизации каждого человека учили очень внимательно следить за своей речью. Пока человек не заговорил, его тяжело узнать. Дурака от мудреца можно отличить, когда он заговорит.

Речь обладает очень сильной энергией. Специалисты, обладающие тонким видением, говорят, что люди, которые общаются матом, грубо и оскорбительно говорят, в определенном месте тонкого тела тут же получают черное пятно, которое через год-два может перерасти в раковую опухоль.

Важно помнить, что если мы кого-то критикуем, то берем на себя негативную карму и плохие качества характера этого человека. Так действует закон кармы. И также мы берем качества той личности, которую восхваляем. Поэтому Веды призывают всегда говорить о Боге и о святых и восхвалять их. Это самый легкий путь для того, чтобы обрести божественные качества. То есть если вы хотите обрести какие-то качества, вам достаточно почитать о каком-нибудь святом, который ими обладает либо с кем-то обсудить его качества. Давно замечено, что мы приобретаем качества того человека, о котором думаем и, следовательно, говорим. Поэтому даже западные психологи советуют думать и говорить об успешных и гармоничных людях. Но чем больше в нас эгоизма и зависти, тем тяжелее нам говорить о ком-то хорошо. Мы должны учиться никого не критиковать.

Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму и забирает нашу плохую. Поэтому в Ведах всегда считалось, что это хорошо, когда нас критикуют.

Как работает речь с нашей кармой? В «Махабхарате» говорится, что если вы что-то наметили, что-то хотите сделать, никому об этом не говорите. Как только вы об этом сказали, на 80% уменьшается вероятность, что это произойдет, особенно если вы поделились с завистливым, жадным человеком. Почему люди, говорящие мало и продуманно, достигают больше? Они не теряют энергию.

Другое простое правило, связанное с речью, - если мы сделали кому-то что-то хорошее и похвастались этим перед другими, то в этот момент мы теряем положительную карму и все свои плоды благочестия, которые заработали этим поступком. Хвастуны мало чего достигают. Поэтому мы не должны никогда хвастаться своими достижениями, так как в этот момент мы теряем все плоды, которые до этого заработали.

«…Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Евангелие от Матфея, 6:3).

Серия сообщений " ":
Часть 1 -
Часть 2 -
...
Часть 25 -
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Левая рука не знает, что делает правая

Левая рука не знает, что делает правая

Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 6, ст. 2-4) сказано: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Иногда встречается старославянская версия выражения: «Да не ведает твоя шуйца, что творит правая десница».

Смысл выражения: если ты делаешь благие дела, то не следует гордиться ими, считать их, скупиться на них, и, тем более, делать их напоказ - добро следует творить ради самого добра, не ради тщеславия.

Обычно употребляется иронически - по поводу неразберихи в работе госаппарата, учреждения, когда их бюрократические звенья принимают противоречащие друг другу решения, дают противоположные по смыслу указания.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦИ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Левая, правая где сторона? Из стихотворения «Улица» вологодского поэта-сатирика XIX в. Василия Сиротина: Раз из трактира иду я к себе, Улица пьяною кажется мне. Левая, правая где сторона? Улица, улица, ты, брат, пьяна. Музыку к этому стихотворению написал композитор А. Дебюк

Из книги Гомеопатический справочник автора Никитин Сергей Александрович

Левая рука не знает, что делает правая Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 6, ст. 2-4) сказано: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя

Из книги Права категории «Ж». Самоучитель по вождению для женщин автора Шацкая Евгения

Что ни делает дурак, всё он делает не так Из стихотворения-сказки «Не так» поэта Самуила Яковлевича Маршака (1887-1964): Что ни делает дурак, Все он делает не так. Начинает не сначала, А кончает как попало. С потолка он строит дом, Носит воду

Из книги Русский бильярд. Большая иллюстрированная энциклопедия автора Жилин Леонид

Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Левая полоса Как в правилах. По правилам левую полосу нельзя занимать, если свободна правая. Исключения – обгон, поворот налево и разворот – разумеется, в разрешенных местах. Все просто, не так ли?Как на самом деле. В РПДД этот пункт тоже формулируется чрезвычайно просто:

Из книги автора

Хват (правая рука) Теперь рассмотрим, как правильно держать кий. Держать кий следует без напряжения, с помощью большого, указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки, при этом кий не должен касаться ладони. Важно сохранять легкий хват на протяжении всей игры.

Из книги автора

Кистевой упор, или мост (левая рука) Для нанесения точного удара очень важно сделать правильный кистевой упор, или мост, для кия. Постановка левой руки при этом должна быть естественной и в то же время задавать кию устойчивое положение. Пальцы левой руки, как и сама кисть,

Из книги автора

ЭВМ – правая рука детектива Помните, каким важным открытием для детективов стал метод дактилоскопии? Реально ли сравнить отпечаток пальца, оставленный неизвестным преступником на месте преступления с миллионами известных отпечатков? Без компьютера это невозможно.В XXI

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 6, ст. 1 - 13.

1. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

3. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

4. чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

5. И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

7. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

8. не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

9. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10. да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11. хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

(Мф. 6, 1–13)

В этот последний субботний день перед Великим постом, дорогие братья и сестры, Святая Церковь поучает нас словами Нагорной проповеди, в которой Господь излагает учение о милостыне и молитве, а также наставляет стремиться к главной цели жизни – обретению Царствия Божьего. Предупредив Своих учеников о том, что они должны и чего не должны делать, чтобы достичь блаженства, Господь переходит к вопросу о том, как именно нужно исполнять заповеданное.

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного (Мф. 6, 1), – предупреждает Господь. Он не запрещает вообще творить добрые дела и милостыню перед людьми, но если такие дела совершены с целью обратить на себя внимание людей, то они не заслужат награды от Бога. В основе таких дел лежит не добросердечное желание помочь ближнему, но самолюбие, а потому единственной наградой и станет лишь похвала людей.

Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди (Мф. 6, 2), – именно этими словами Спаситель предостерегает от тщеславия, которое как моль съедает все добрые дела. Такие дела не должны быть исполнены напоказ, потому что тогда они теряют свою ценность.

Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «Так говорит Спаситель не потому, что лицемеры имели трубы, но, желая показать их великое безумие, этим иносказанием осмеивая и осуждая их. И хорошо назвал их лицемерами. Милостыня их имела одну только личину милостыни, а сердце их было исполнено жестокости и бесчеловечия. Они творили ее не из милосердия к ближнему, но для получения славы».

В своих молитвах фарисеи обнаруживали то же направление, что и в подаянии милостыни: они молились преимущественно в людных местах, чтобы обрести славу. Конечно, Спаситель не порицает здесь молитвы в синагогах так же, как и молитвы вне синагог и домов, приносимые по сердечному желанию. Воспрещается лишь молиться напоказ, а потому Господь говорит: И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми (Мф. 6, 5).

Предостерегая Своих учеников от подражания язычникам, которые в своих молитвах были многословны, Христос добавляет: А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6, 7-8). Разумеется, Спаситель не запрещает продолжительных молитв, а требует только, чтобы они были не пустыми, но искренними и сердечными.

Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Мы молимся не потому, что Бог не знает наших нужд, а единственно для того, чтобы очистить наше сердце и стать достойными Божьих милостей, вступив духом своим во внутреннее общение с Богом. Это-то общение с Богом и есть цель молитвы, достижение чего не зависит от количества произнесенных слов».

Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, говорят о том, что наша жизнь должна нести в себе тихую добродетель, исполненную любви и бескорыстия, быть очищенной от всякого тщеславия и превозношения. И только в этом случае мы будем достойно вознаграждены в Царствии Небесном! Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

357 0

Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 6, ст. 2-4) сказано: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Иногда встречается старославянская версия выражения: «Да не ведает твоя шуйца, что творит правая десница».
Смысл выражения: если ты делаешь благие дела, то не следует гордиться ими, считать их, скупиться на них, и, тем более, делать их напоказ - добро следует творить ради самого добра, не ради тщеславия.
Обычно употребляется иронически - по поводу неразберихи в работе госаппарата, учреждения, когда их бюрократические звенья принимают противоречащие друг другу решения, дают противоположные по смыслу указания.


Значения в других словарях

Левая рука не знает, что делает правая

(по Свящ. Пис. о милостыне)Ср. И как, сударь, благодеяния-то делает! Одна рука дает, другая не ведает.Салтыков. Благонамеренные речи. В дороге.Ср. Он любил творить тайную милостыню, т.е. правою рукой подавал нищему грош, а левую оставлял в заблуждении, якобы подал рубль.Салтыков. Круглый год. 1-ое сентября.Ср. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука не знает, что делает правая.Матф. 6 ...

Лебедь, Рак и Щука

Выражение сложилось на основе названия басни «Лебедь, Щука и Рак» (1816) И. Л. Крылова (1769-1844): Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак и Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак...

Лев готовится к прыжку

Название венгерского кинофильма (в советском прокате с 1970), снятого режиссером Дьёрдем Ревесом (р. 1927) по собственному сценарию. В основе сценария - повесть Д. Лебовича и Д. Ивкова «Чума XX века». Отсюда - название нашумевшего в свое время интервью подполковника милиции А. И. Гурова «Лев прыгнул! Диагноз организованной преступности» («Литературная газета», 20 июля 1988 г.). Иносказательно: ...

Делай добро без хвастовства - Скрытые несчастья - Лепта вдовицы - Пир для нищих и увечных. Одолжение без надежды на возврат - Милосердие матерьяльное и милосердие моральное - Благодеяние - Жалость - Сироты - Неблагодарность за благодеяние - Исключительное благодеяние

Делай добро без хвастовства

§197. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца нашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. ("Еванг. от Матф.", гл.VI, ст. 1-4.)
§198. Когда же сошёл Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот, подошёл прокажённый и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простёрши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай; но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им. ("Еванг. от Матф.", гл.VIII, ст. 1-4.)
§199. Делать добро без хвастовства - это большая заслуга; прятать руку дающую - ещё большая заслуга, это - несомненный признак большого нравственного превосходства, потому что для того, чтобы видеть вещи с большей высоты, чем обыкновенно, нужно не принимать в расчёт настоящей жизни, а отождествляться с жизнью будущей: одним словом, нужно стать выше человечества, чтобы отказаться от удовлетворения, доставляемого похвалой людей, и ждать одобрения Божьего. Тот, кто ценит людское одобрение больше, чем Божие, доказывает, что он больше имеет веры в людей, чем в Бога, и что жизнь настоящая важнее для него, чем жизнь будущая, или даже, что он не верит в последнюю: если он говорит противное, то поступает так, как если бы он сам не верил тому, что говорит.
Сколько есть таких, которые благодетельствуют только в надежде, что облагодетельствованный прокричит об этом; которые при свете дают большие суммы, а в тени не дадут ни гроша! Вот почему Иисус сказал: "Творящие милостыню гласно получили уже награду свою"; действительно, тот, кто ищет прославления на земле за милостыню, творимую им, уже вознаградил себя: Бог ничего ему больше не должен: ему остаётся получить только наказание за свою гордыню.
Чтобы левая рука не знала, что даёт правая - образное выражение, прекрасно характеризующее скромное благодеяние; но если есть скромность действительная, то есть и притворная, симуляция действительной скромности. Бывают люди, которые прячут руку дающую, стараясь, чтобы она всё же была немного видна, и оглядываются, не смотрит ли кто-нибудь, как они её прячут. Недостойная пародия на правила Христа! Если гордые благотворители теряют цену в глазах людей, то что же будет у Бога! Они тоже получили свою награду на земле. Их видели: они довольны, что их видели. Вот всё, что они могут получить.
Какова же будет награда тому, кто заставляет облагодетельствованного им чувствовать своё благодеяние, кто требует проявлений благодарности, даёт ему понять его положение и преувеличивает цену приносимой им жертвы? О, для него нет награды даже на земле, так как он лишён сладкого удовлетворения и не слышит благословения своему имени: в этом первый удар его гордости. Слёзы, им вызываемые ради тщеславия, вместо того, чтобы подняться к Небу, падают на сердце несчастного. Добро, им делаемое, остаётся без пользы для него, так как он попрекает им; всякое благодеяние, которым попрекают, то же, что монета без цены.
Одолжение без хвастовства имеет двойную заслугу; кроме милостыни матерьяльной, это милостыня нравственная. Оно охраняет чувствительность того, кому оно сделано; оно заставляет принять милостыню, не причиняя страданий самолюбию и сохраняя человеческое достоинство, потому что услугу примет тот, кто не принял бы подаяния. Итак, превращать одолжение в подаяние через манеру, какой его оказываешь, это значит унижать того, кому даёшь, а унижать кого-нибудь, это значит проявлять гордыню и злость. Истинное милосердие, наоборот, всегда деликатно, находчиво скрывает благодеяние и избегает малейшего обидного проявления, так как всякое нравственное страдание, порождённое нуждой: истинное милосердие умеет находить слова мягкие и приветливые, которые заставляют одолжающегося чувствовать себя хорошо, тогда как милостыня, подаваемая с гордостью, его подавляет. При истинно высоком милосердии благотворящий, меняясь ролью, находит способ, чтобы казаться самому одолжающимся перед тем, кому он делает услугу. Вот что значат слова: чтобы левая рука не знала, что делает правая.


Скрытые несчастия

§200. Во время больших бедствий милосердие пробуждается, и мы видим людей с благородными порывами, стремящихся смягчить несчастия; но рядом с общими бедствиями существуют тысячи частных, которые проходят незамеченными: люди стонут на убогих ложах, не жалуясь. Это те скрытые и сдержанные страдания, которые открывает истинное великодушие, не ожидая просьбы о помощи.
Кто эта женщина благородного вида, одетая просто, но прилично, сопровождаемая молодой девушкой, одетой также скромно? Оне входят в дом мрачного вида, тут оне должны быть знакомы, так как у дверей их приветствуют с почтением. Куда идут оне? Оне поднимаются в мансарду: там лежит мать семейства, окружённая маленькими детьми; при их входе радость сияет на этих исхудалых лицах; это потому, что вошедшие успокоят все их печали. Оне принесли необходимое, а их мягкие утешительные слова заставляют принимать милостыню, не краснея, так как эти несчастные не профессиональные нищие. Отец в больнице, а мать не может удовлетворить всем нуждам. Благодаря пришедшим, эти бедные дети не будут испытывать голода и холода; они пойдут в школу тепло одетыми, и мать не лишится молока для самого маленького. Если между ними кто-нибудь болен, никакая матерьяльная забота не оттолкнёт пришедших. Оттуда оне отправляются в больницу, чтобы передать отцу некоторые сладости и успокоить его насчёт семьи. На углу улицы их ждёт карета - настоящий магазин вещей, которые оне развозят своим беднякам, навещаемым ими по очереди; оне не спрашивают их ни о вероисповедании, ни о мнениях, так как для них все люди братья и дети одного Отца. Когда их объезд закончен, оне говорят себе: мы хорошо начали свой день. Как их имя? Где оне живут? Никто не знает этого. Для несчастных имя ничего не говорит; оне - ангелы-утешители. Вечером целый хор благословений поднимается к Творцу за них: католики, евреи, протестанты - все благословляют их.
Почему же их одежда так проста? Потому что оне не желают оскорблять бедность своей роскошью. Почему мать заставляет свою дочь сопровождать себя? Для того, чтобы научить её, как надо применять благотворительность. Её дочь тоже хочет благотворить, но мать говорит ей: "Что можешь дать ты, дитя моё, если у тебя нет ничего своего? Если я дам тебе что-нибудь, чтобы передать другим, разве это будет твоя заслуга? В действительности милостыня будет моя, а заслуга окажется твоей, разве это справедливо? Когда мы отправляемся ухаживать за больными, ты мне помогаешь; отдавать труды, это значит отдавать нечто. Тебе это кажется недостаточным? очень просто: научись делать полезные работы и ты переделаешь свои платья для этих маленьких детей; таким путём ты отдашь нечто, что будет исходить от тебя." Вот как эта мать-христианка учит свою дочь применению добродетелей, преподанных Христом. Спиритка ли она? Не всё ли равно!
У себя дома это - светская женщина, так как её положение того требует; но её поступки неизвестны, так как она желает одобрения только от Бога и от своей совести. Между тем однажды непредвиденное обстоятельство привело к ней одну девушку, принёсшую ей работу: девушка узнала свою благотворительницу и хотела её благословлять: "Тише, - сказала ей та, - не говорите никому." Так говорил Христос.

Лепта вдовицы

§201. И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: "Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудности своей положила всё пропитание своё, какое имела." ("Еванг. от Марка", гл.XII, ст. 41-44; "Еванг. от Луки", гл.XXI, ст. 1-4.)
§202. Многие сожалеют, что, за недостатком источника, не могут делать столько добра, сколько бы они желали, и если хотят богатства, то, как говорят они, для того именно, чтобы сделать из него хорошее употребление. Намерение, конечно, похвальное и даже, быть может, у некоторых искреннее, но верно ли, что оно у всех совершенно без интереса? Нет ли между ними таких, которые, желая делать добро другим, были бы очень довольны, если бы начали с самих себя, доставили себе больше удовольствия, больше недостающего излишка, а остальное отдали бедным? Такая задняя мысль, которой они, быть может, не сознают, но которую они нашли бы в глубине сердца, если бы поискали там, умаляет заслугу намерения, так как истинное милосердие думает раньше о других, чем о себе. Возвышенность милосердия заключается в том, чтобы искать в своём собственном труде, в своих силах, уме, талантах недостающего источника для претворения своих великодушных намерений: в этом заключается жертва, самая приятная Господу. К несчастью, большинство мечтает о способах более лёгких, желая разбогатеть вдруг и без трудов, пускаясь за химерами, вроде того, чтобы найти сокровище, получить неожиданное наследство и т.п. Что сказать о тех, кто надеется найти помощь в духах при поисках подобного рода? Конечно, они не понимают и не знают священной цели Спиритизма, а ещё менее миссии духов, которым Бог разрешает общаться с людьми: потому-то они наказываются разочарованием. (См. "Книга Медиумов", §§294,295.)
Те, намерения которых чисты от всякого личного интереса, при невозможности делать столько добра, сколько они бы желали, должны утешиться мыслью, что лишение себя ради подаяния бедному, имеет больше веса в глазах Бога, чем золото богача, который даёт, не лишаясь ничего. Удовольствие иметь возможность широко помогать бедным, конечно, велико, но если в нём отказано, то нужно подчиниться и ограничиться тем, чтобы делать, что возможно. Да разве только при помощи золота можно осушать слёзы, и следует ли оставаться бездеятельным потому, что не обладаешь им? Тот, кто искренне желает быть полезным своим братьям, может найти для этого тысячи случаев: пусть только поищет - и он их найдёт, если не одним способом, так другим, потому что нет никого, кто, владея свободно своими способностями, не мог бы оказать какой-нибудь услуги: утешить, смягчить физическое или нравственное страдание. За недостатком денег, не располагает ли каждый своим трудом, временем, отдыхом, часть которых он может уделить? Это тоже составляет лепту бедняка, лепту вдовицы.

Пир для нищих и увечных

§203. Сказал же и позвавшему Его: "Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых. И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных." Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: "Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!" ("Еванг. от Луки", гл.XIV, ст. 12-15.)
§204. "Когда делаешь пир, - сказал Иисус, - не зови друзей твоих, а нищих и увечных." Слова эти, представляющиеся абсурдом, если их понимать буквально, становятся возвышенными, если вникнуть в их суть. Иисус не мог сказать, что вместо друзей надо собирать за своим столом нищих с улицы. Его язык был почти всегда иносказательным, и для людей неспособных понимать тонкие оттенки мысли нужны были сильные образы, производящие впечатление резкими красками. Суть его мысли обнаруживается в словах: "Блажен будешь, что они не могут воздать тебе", - это значит, что нужно делать добро без надежды на вознаграждение, исключительно ради удовольствия его делать. Для того, чтобы сделать запоминающееся сравнение он говорит: "Пригласи на пир свой нищих, так как эти не могут тебе воздать". Под словом пир надо понимать не угощение в буквальном значении снова, а соучастие в избытке, которым вы пользуетесь.
Эти слова могут, между прочим, быть применены и в более точном смысле. Сколько есть таких, которые приглашают к себе только того, кто сам может их пригласить. Другие же, наоборот, находят удовлетворение в том, чтобы приглашать тех из своих родных или друзей, которые менее счастливы: у кого же не найдётся таковых? Это значит иногда сделать им большое одолжение. Не приглашая слепых и увечных, они тем не менее применяют правило Иисуса, если только по отношению к своим близким делают это с доброжелательством, без хвастовства, и если умеют скрыть благодеяние под искренним радушием.