Рассуждения сухомлинского о красоте истинной. Идеал человеческой красоты. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

«Красота природы» - Ягоды соком наполнились, Солнечной краской окрасились. « Полюби родную ниву. Осина. В. Ворона. 5. Не отведать ли еще Ягодок немного. Малина. В обхвате пять аршин Три сотки крона занимает. С. Есенин. Плетут для меня Кузовки и лукошки. О. Высоцкая. Полюби зеленый бор И на землю, и на небо Устремляй пытливый взор.» А. Круглов.

«Человеческие расы» - Монголоидная – коренное население Центральной и Восточной Азии, Индонезии, Сибири. Представление о расах. Для каждой расы характерно единство происхождения. Обобщить имеющиеся знания о человеческих расах. План. Сформировать отрицательное отношение к реакционной сущности расизма и социал-дарвинизма. Европиоидная- коренное население Европы,Южной Азии и Северной Африки.

«Модель представление» - Случай рис. 2.12.а показывает нелинейную функцию вида y=f(x). Система. Классификация видов моделирования систем приведена на рис. 1.9. Феноменологическая модель основывается на качественном понимании физической ситуации. Структурные схемы отдельных фрагментов модели: Отсутствуют только конкретные значения символических параметров и начальных значений.

«Идеал человека» - Основная часть. Актуальность. Что делает человеческую жизнь осмысленной? Исследование произведений различных жанров современной русской литературы. Каждый день в нашей стране появляются книги сотен различных наименований. Детектив. Автор работы: Дробышева Анастасия Николаевна. Драматургия. В драме изображается жизнь в событиях, поступках, столкновениях героев.

«Информация и формы её представления» - Информация, в том числе графическая и звуковая, может быть представлена в аналоговой или дискретной форме. Презентацию подготовила ученица 10 класса Макарова Ксения. Приведем пример аналогового и дискретного представления информации. Преобразование графической и звуковой информации из аналоговой формы в дискретную производится путем дискретизации, то есть разбиения непрерывного графического изображения и.

«Красота японского искусства» - Искусство Японии. «Не сотвори, а найди и открой». Но в саду деревьев главное – деревья… Для Японского сада характерна атмосфера таинственности, что и положено в основу паркового дизайна. Монастырь Хорюдзи. 607 г. Нара. Деревья, камни, вода – неотъемлемые составные части Японского сада. В городском саду мы ожидаем увидеть узорчатые цветники, клумбы, расчищенные и утоптанные дорожки.


Что такое красота? Какой она может быть? Говоря о красоте человека, в первую очередь мы подразумеваем внешние данные человека. Так что же делает человека красивым? Именно эту рассматривает в своем тексте Сухомлинский.

Автор обращает внимание читателя на то, что внутренний мир человека накладывает печать и на его внешность. Так, он приводит в качестве примера дискобола, которого Мирон запечатлел в момент, когда напряжение внутренних духовных сил человека гармонирует с напряжением его физических сил.

Но Сухомлинский также обращает внимание на то, что красота создается волнениями, заботами – тем, что обычно называют «муками творчества».

Вспомним героиню романа Льва Толстого «Война и мир» Наташу Ростову. Автор нарочно показывает внешнюю некрасивость Наташи, но никто из окружающих не мог назвать ее некрасивой: все были восхищены юной особой, её чистой и светлой душой. Говоря об этом романе, нельзя не соотнести образ Наташи с образом Элен Курагиной. В данном случае за красивой внешностью скрывается мелочная, жадная и эгоистичная натура, об этом говорят её многочисленные измены и ложь, которых нельзя ничем оправдать. Её внешняя красивость лишь испортила, Элен не смогла скрыть за ней свой скудный внутренний мир.

Таким образом, можно прийти к выводу, что внешность человека играет немаловажную роль в его судьбе, но самым главным все равно будет душа. Именно душевная красота кладет отпечаток на внешний облик человека, на его поступки и поведение.

Обновлено: 2018-02-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Настоящая красота человека по тексту В. А. Сухомлинского «Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления...»

Идеал человеческой красоты.

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Живя в неимоверно трудных условиях, народ создавал подлинные шедевры, стараясь украсить росписью, вышивкой, резьбой нехитрые предметы своего обихода. Однако понятие красоты, очень сложное, включающее в себя целый комплекс внешних и внутренних качеств человека, менялось с течением времени. Каждая историческая эпоха рождала свое представление о красоте. Оно складывалось в соответствии с теми или иными климатическими условиями, политическими, экономическими и другими особенностями общественной жизни. Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного. Непременными условиями «вечной и неизменной» красоты были и остаются симметрия; гармония - единство в многообразии; взаимное соответствие всех черт и пропорций; законченный целостный образ; чувство подлинной жизни.

Человек не только создавал образы идеальной красоты, которые дошли до нас в творениях великих поэтов и писателей, мастеров живописи и скульптуры, но и в реальной жизни пытался подражать во всем этому, идеалу. Каждое поколение определяло свой идеал красоты, и в первую очередь это касалось женщин, так как вопросам красоты мужчин всегда уделялось меньше внимания.

Во все времена ценителями женской красоты были мужчины, и первым из них (по греческой мифологии) был сын троянского царя Парис, Зевс поручил ему рассудить Геру, Афину и Афродиту, спорящих между собой о красоте. «Яблоко раздора» с надписью: «Прекраснейшей» – Парис передал Афродите, которую впоследствии уличили в употреблении пудры и губной помады.

Так, почти одновременно с появлением человека возникает косметика, сохраняющая красоту, подчеркивающая достоинства и маскирующая недостатки. Сейчас у современных женщин есть всё: косметика, салонные процедуры, мастер-классы от профессионалов. Но женщинам, жившим куда ранее нас с вами, было сложнее бороться за красоту. Есть некоторые факты из истории, о том на что были способны женщины, ради своей красоты, смотреть на это действительно страшно, но несмотря на всю абсурдность, это происходило в действительности. Вот, некоторые из них:

ЯДОВИТАЯ КРАСОТА

В 19 веке было модно есть мышьяк, чтобы «придать лицу цветущий вид, глазам – блеск, а телу – привлекательную округлость». Приём мышьяка, конечно же, регламентировался целым набором правил – луна должна быть прибывающей, первый приём – только одно зёрнышко (пока не выработается сопротивляемость), и если уж вы начали, то должны продолжать есть эту гадость всю жизнь – иначе смерть.

Правда, были и побочные эффекты – мышьяк накапливается в щитовидной железе и вызывает зоб. А иногда и смерть. Но когда речь идёт о красоте, кого это может остановить.

НОЖКИ ЗОЛУШКИ

Более тысячелетия о красоте женщин в Китае судили по ее стопе. Чтобы нравиться китайским мужчинам и повысить шанс на замужество, женщины Срединной Империи должны были калечить себе ноги. Женщина с нормальной стопой не имела надежды выйти замуж. При первом перевязывании стопы в возрасте двух лет четыре пальца прибинтовывались к подошве лентами метровой длины так туго, что ломались кости. В конечном итоге стопа должна была стать похожей на лунный серп.При этой процедуре большинство девочек теряли сознание от боли или так кричали, что их матери затыкали им рот кляпом. С каждым днем повязки затягивали все туже и туже. Это приводило в итоге к тому, что кожа на ногах начинала гнить, ногти врастали или полностью отмирали и отслаивались. Подгнивающую кожу каждый день подрезали и вынимали обломки костей. Иногда матери способствовали скорейшему процессу разложения тканей и подсыпали под бинты фарфоровую крошку, грязь или червей. От ног исходил ужасающий запах. Деформация продолжалась около трех лет, после этого стопы ног были фактически мертвы. Идеальный размер составлял 7,5 см!

Самый тяжелый период корсетной моды пережили испанские женщины эпохи Возрождения. Железный чехол на шарнирах с дырочками для вентиляции, который служил корсетом, недаром назывался орудием пытки. Талия уменьшалась до 20–30 см в обхвате. В результате корсет сдавливал и смещал печень, желудок, почки, половые органы, нарушал кровообращение. В итоге молодые женщины страдали хроническими заболеваниями внутренних органов, преждевременно погибая от них. Тем не менее такие жесткие корсеты были популярны вплоть до XVIII века

ПЛАСТИКА

Пластическая хирургия, что это? Крайнее средство, к которому прибегают люди, чтобы исправить те или иные дефекты в своей внешности или же это настоящая зависимость, схожая с наркотической или алкогольной?

В погоне за идеальным лицом и формами знаменитости отдают миллионы, а в итоге становятся похожими на героев фильмов ужасов. Некоторые увлекаются скальпелем хирурга настолько, что их внешний образ заставляет содрогнуться.

АНОРЕКСИЯ

Анорексия уже по праву носит название болезни XXI века. По некоторым данным до 30% населения развитых стран страдает расстройствами пищевого поведения, 9% из них приходится на анорексию. Ежегодно анорексия уносит множество жизней молодых женщин и девушек, некоторые остаются инвалидами на всю жизнь.

Красота человеческого тела возведена нашим веком до невероятных высот. Культ молодости и красоты так абсолютен, что порождает в людях не столько стремление достичь этой нереальной высоты, сколько страдание, что идеал не достижим. Все мысли современного человека поглощены внешней красивостью. За тоннами пудры и румян мы прячем нашу неуверенность в себе, наши несовершенства. Человечество слишком увлеклось игрой в совершенство. И не то страшно, что идеал красоты так высок, а то, что любое несоответствие этому искусственному идеалу, приравнивается чуть ли не к уродству. Нашему веку, как никогда важно, чтобы идеал красоты стал более одухотворённым. Доброта и нежность, искренность и щедрость, чистота и доброжелательность должны выйти на передний план в оценке человеческой красоты. Может, зря мы так упрямо стремимся достичь какого-то иллюзорного идеала. Может, пора принять себя такими, какими мы есть!?

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Омский государственный технический университет"

Нефтеюганский филиал

Кафедра "Экономики и управления"

ЭССЕ

На тему «Идеал человеческой красоты»

По дисциплине "Культурология"

Выполнил:

Студент заочного отделения

1-го курса группы ЗМН-114-НЮ

Спирихина Вероника Витальевна

Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворенность – богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе… Чем выше нравственное развитие и общий уровень духовной культуры человека, тем ярче отражается внутренний духовный мир во внешних чертах. Это свечение души, по выражению Гегеля, все больше проявляется, понимается и чувствуется современным человеком. Внутренняя красота отражается на внешнем
облике…

Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Нет ничего зазорного в том, что человек стремится быть красивым, хочет выглядеть красивым. Но, мне кажется, надо иметь моральное право на это желание. Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота выражает творческую, деятельную сущность человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчеркивает в нем что-то хорошее, свойственное его личности. При этом его внешний облик озарен внутренним вдохновением. Не случайно красоту дискобола Мирон воплотил в момент, когда напряжение внутренних духовных сил сочетается с напряжением сил физических, в этом сочетании – апофеоз красоте…

Внешняя красота имеет свои внутренние нравственные истоки. Любимое творчество делает человека красивым, преобразует черты лица – делает их тонкими, выразительными.

Красоту создает и тревога, забота – то, что обычно называют «муками творчества». Как горе откладывает на лице неизгладимые морщины, так и творческие заботы являются самым тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым. И, наоборот, внутренняя пустота придает внешним чертам лица выражение тупого равнодушия.

Если внутреннее духовное богатство создает человеческую красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губят.

Безнравственная деятельность уродует. Привычка лгать, лицемерить, пустословить создает блуждающий взгляд: человек избегает смотреть в глаза другим людям; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет её… Зависть, эгоизм, подозрительность, боязнь того, что «меня не ценят», - все эти чувства постепенно огрубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость. Быть самим собой, дорожить своим достоинством – это живая кровь
подлинной человеческой красоты.

Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится.
(По В.А.Сухомлинскому)

Показать текст целиком

В предложенном нам тексте В.А. Сухомлинский поднимает проблему человеческой красоты.

Комментируя текст, следует обратить внимание на то, что автор подводит нас к мысли о том, что каждый человек хочет выглядеть красивым и в этом «нет ничего зазорного». В то же время писателю кажется , что у людей должно быть «моральное право» на это желание, определяемое его отношением к любимому делу.

Во второй части текста В. Сухомлинский рассуждает об истоках человеческой красоты. Он отмечает, «творческие заботы» и нравственность являются «самыми искусными искусными скульпторами», создающими облик человека.

Я полностью разделяю точку зрения

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Добрый день, дорогой сын!

Сухомлинский Василий Александрович (1918—1970)

Ты побуждаешь меня писать целые трактаты. Сперва о дружбе и любви, потом – о женственности, теперь же ты просишь сказать отцовское слово о красоте. Ну, что же, я скажу, только пусть мои слова останутся в твоем сознании на всю жизнь.

С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя. Красота – это глубоко человеческое. Это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее.

Высшая красота – в человеке, вершина человеческой красоты – это красота женщины. Восторженное отношение к женской красоте воплотили в бессмертных художественных образах великие поэты – Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Пушкин, Шевченко, Мицкевич. Целомудренно воспетая ими красота живых женщин – тех, в которых они сами были влюблены, – стала мерилом нравственности чувства любви для многих поколений. Красота женщины не порождена половым инстинктом и не представляет собой чего-то нераздельного с половыми потребностями. Запиши себе в записную книжку и запомни слова Белинского: «Вот прекрасная молодая женщина: в чертах ее вы не находите никакого определенного выражения – это не олицетворение чувства, души, доброты, любви, самоотвержения, возвышенности мыслей и стремлений… Оно только прекрасно, мило, одушевлено жизнью – и больше ничего; вы не влюблены в эту женщину и чужды желания быть любимым ею, вы спокойно любуетесь прелестью ее движений, грациею ее манер, – и в то же время в ее присутствии сердце ваше бьется как-то живее, и кроткая гармония счастия мгновенно разливается в душе вашей».

Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота – это не только антропологическое совершенство всех элементов тела, не только здоровье. Это внутренняя одухотворенность – богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе, скромность. Средоточие духовной жизни, зеркало мысли, выразитель чувств – человеческие глаза. Чем выше нравственное развитие и общий уровень духовной культуры человека, тем ярче отражается внутренний духовный мир во внешних чертах. Это свечение души, по выражению Гегеля, все больше проявляется, понимается и чувствуется современным человеком. Внутренняя красота отражается на внешнем облике. О внутренней пустоте свидетельствует даже то, что человек стремится прибавить к своей внешности черты, или вообще не свойственные нормальным человеческим представлениям о красоте, или же унижающие человеческое достоинство.

Единство внутренней и внешней красоты – это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Нет ничего зазорного в том, что человек стремится быть красивым, хочет выглядеть красивым. Но, мне кажется (как думаешь ты?), надо иметь моральное право на это желание. Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота выражает творческую, деятельную сущность человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчеркивает в нем что-то хорошее, свойственное его личности. При этом его внешний облик как бы озарен внутренним вдохновением. Не случайно красоту дискобола скульптор воплотил в момент, когда напряжение внутренних духовных сил сочетается с напряжением сил физических, в этом сочетании – апофеоз красоты. В девушке, помыслы которой – о творчестве, красота ярче и глубже, чем в такой же девушке, изнывающей от безделья. Безделье – враг красоты, помни это, сын. Красив человек труда – комбайнер, тракторист, летчик за штурвалом своей машины, садовод у любимого дерева. Внутренняя, духовная красота озаряет лицо ученого, мыслителя, поэта, изобретателя в момент, когда разум воодушевлен, озарен светом творчества. Если хочешь быть красивым – трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем – счастьем творчества.

Красота – спутник вдохновения. У О. Гончара есть прекрасная новелла – «Подсолнечники». В ней рассказывается о скульпторе, которому поручили изваять бюст девушки – мастера высоких урожаев подсолнечника. Лицо девушки поразило мастера некрасивостью. Оно не вдохновляло, и скульптор отказался от работы. По дороге на станцию ему пришлось ехать мимо поля цветущих подсолнечников. Здесь он увидел и свою героиню – она работала. Но теперь ее лицо выглядело другим. Оно было воодушевлено чувством красоты труда, во внешних чертах светилась красота внутренняя. «Она красива!» – воскликнул художник, в своем воображении он уже лепил черты лица девушки.

Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки. Любимое творчество делает человека красивым, преобразует черты лица – делает их тонкими, выразительными.

Красоту создают и тревога, забота – то, что обычно называют «муками творчества». Как горе откладывает на лице неизгладимые морщины, так и творческие заботы являются самым тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым. И, наоборот, внутренняя пустота придает внешним чертам лица выражение тупоге равнодушия, невыразительности.

Если внутреннее, духовное богатство создает человеческую красоту, то бездеятельность, и тем более безнравственная деятельность, эту красоту губит. Когда соприкасаешься с многими молодыми людьми в большом коллективе, то среди ярких, запоминающихся лиц видишь лица, которые ничем не обращают на себя внимание – они мелькают, но не запоминаются. Духовная пустота делает безликой внешность человека.

Безнравственная деятельность уродует. Привычка лгать, лицемерить, пустословить постепенно создает блуждающий взгляд: человек избегает прямо смотреть в глаза другим людям; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет ее. Подхалимство, угодничество не только придают выражение подобострастия глазам, лицу, но накладывают отпечаток на все тело. При встрече с подхалимом и угодником мне кажется, что он, дабы угадать мысли начальника, слушает не только ушами, но прислушивается всем телом – руками, ногами, даже спиной, готовой в любую минуту изогнуться то ли в подобострастной покорности, то ли в извинении. Ничто так не обезображивает, как угодничество: человек становится не самим собой, он как бы стремится вылезть из собственной шкуры. Зависть, эгоизм, подозрительность, боязнь того, что «меня не оценят», – все эти чувства постепенно огрубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость. Быть самим собой, дорожить своим достоинством – это живая кровь подлинной человеческой красоты.

Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть та гармония, о которой так много говорится. Нельзя сделать прекрасной нашу жизнь, не сделав прекрасным человека и одно из самых благородных человеческих чувств – любовь. Вершина общечеловеческой красоты будет достигнута тогда, когда каждый из миллионов членов нашего общества, говоря образно, засверкает своей внутренней красотой. Каждый будет, по словам м. Горького, как звезда друг перед другом. Я твердо убежден, что при коммунизме все люди будут красивыми. Иначе и быть не может, потому что внутренняя и внешняя красота будет расцветать одновременно.

Ты – творец собственной духовной красоты. От тебя же зависит красота людей, живущих с тобой рядом. Посылаю тебе «Избранное» Грина. Эту книгу надо читать не только умом, но и сердцем. Читать не только строчки, но и между строчек. Желаю тебе доброго здоровья и бодрого духа. Обнимаю и целую тебя. Твой отец.