Русская равнина и её природные богатства. Минеральные ресурсы русской равнины

19.08.2014 10593 0

Задачи: дать оценку природным ресурсам; показать величи­ну антропогенной нагрузки на ландшафты Восточно-Европейской равнины; раскрыть сущность экологических проблем, помочь уча­щимся в творческом поиске предложений по их решению.


I. Проверка знаний и умений по теме «Природные комплек­сы Русской равнины».

Возможные варианты проверки:

1.Индивидуальный устный опрос.

-Какие зональные природные комплексы выделяют на Русской равнине?

-Какие из них занимают наибольшую площадь, наименьшую?

-Охарактеризуйте тундру и лесотундру Русской равнины.

-Сравните природные условия тайги и степей.

-Объясните, как изменение хотя бы одного из компонентов природы, например, коэффициента увлажнения, меняет облик все­го природного комплекса.

-Какие из природных комплексов наиболее изменены человеком?

2.Проверка практической работы.

3.Проверочная практическая работа на контурной карте (с. 48-50 в рабочей тетради на печатной основе) по вариантам или одному варианту по выбору учителя.

II.Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Вводная беседа необходима, чтобы актуализировать понятие «природные ресурсы» и вспомнить, на какие группы они делятся, что лежит в основе классификации, а также способы рационально­го использования. В процессе беседы учащиеся делают заготовку таблицы «Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины».

III.Получение новых знаний.

1. Так как тема «Природные ресурсы» изучалась учащимися сравнительно недавно, повторение не должно вызвать затруднений. Поэтому заполнение таблицы лучше провести в виде самостоятель­ной практической работы. Учащиеся работают с текстом учебника (с. 164 - 166) и с картами атласа. На это отводится 15-20 минут. В готовом виде таблица должна выглядеть следующим образом:

Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины

Природный

ресурс

Расположение на террито­рии Русской равнины

Использование ресурса человеком

Минеральные

ресурсы:

1) железные руды

Курская магнитная аномалия (КМА)

Сырье для металлур­гии

2) каменный уголь

Воркута

Топливо

3) бурый уголь

Подмосковный бассейн

Топливо

4) нефть

Урало-Вятский, Тима- но-Печорский, Каспий­ский бассейны

Топливо, сырье для химической промыш­ленности

5) горючие сланцы

Ленинградская область, окрестности Самары

Топливо

6) строительные материалы (пески, глины, известняк и ДР-)

Повсеместно

Строительство, сырье для промышленности строительных мате­риалов

7) апатитово-нефе­линовые руды

Кольский полуостров и Карелия

Получение алюминия, сырье для стекольной промышленности, производства химиче­ских удобрений

8)граниты

Кольский полуостров, Карелия

Строительство, от­делка зданий, мосто­вых и проч.

9) поваренные и калийные соли

Озера Эльтон, Баскунчак, камское Предуралье

10) алмазы

Архангельская область

Драгоценный камень

11) фосфориты

Поволжье, Подмосковье

Сырье для химической промышленности

Водные ресурсы

Наиболее богаты в се­веро-западных и цен­тральных районах

Запасы пресной воды, гидроэнергия, деше­вые транспортные пути, рыбные про­мыслы, места отдыха

Агроклиматиче­ские ресурсы

Север лесной зоны (прохладное, влажное лето).

Средняя полоса (плодо­родные почвы).

Юг

Лен-долгунец, рожь, овес.

Зерновые и кормовые культуры.

Зерновые и техниче­ские культуры, садо­водство и бахчеводство

Лесные ресурсы

Таежные и смешанные леса 2

Рекреационные

ресурсы

Повсеместно, но не очень хорошо освоены

Туризм, отдых, лече­ние и оздоровление населения

2. Проблемы рационального использования природных ресур­сов также рассматривались учащимися ранее, поэтому учитель должен акцентрировать внимание на экологических проблемах Восточно-Европейской равнины, например, можно рассказать о проблемах Нечерноземья.

Учитель. В настоящее время территория Восточно-Евро­пейской равнины густо заселена, ее природные ресурсы интенсив­но используются. Ощущается дефицит воды, атмосфера испытыва­ет сильное загрязнение, особенно в районах с развитой химической промышленностью. Плодородные почвы подвержены эрозии, бес­пощадно вырубаются леса.

Территория Нечерноземья была достаточно освоена человеком издавна. Пашни чередовались с лесами и лугами. Множество сел и деревень расположились вдоль рек и около озер. Здесь выращивали устойчивые урожаи ржи, льна, изделия из которого славились на весь мир. Большое количество скота обеспечивало население про­дуктами питания. Однако в дальнейшем сложившаяся система ра­ционального ведения хозяйства была разрушена. Причинами этому послужили сначала коллективизация, затем бездумное укрепление сел, объявление многих деревень неперспективными. Большинство населения ушло в города. Исчезли тысячи деревень, которые рань­ше кормили и себя, и городских жителей.

В последние годы были выделены большие средства для ме­лиорации земель Нечерноземья. Каков же результат? Результат пе­чальный, потому что вместо комплексной проводится только вод­ная мелиорация, т. е. либо осушение, либо обводнение. Это приво­дит не к улучшению, а к ухудшению земель. «В Нечерноземной зоне - это массовое их иссушение или заболачивание. ... немало земель полностью потеряли свое плодородие. Истреблены реки, ручьи, родники, верховые болота. ... спрямлялись русла рек, осу­шались верховые болота, а именно они - хранители наших вод. Все обернулось тем, что затраченные миллиарды рублей не дали по­вышения продуктивности сельского хозяйства» (Лемешев М. Я. Пока не поздно. - М.: Молодая гвардия, 1991). Нечерноземье - наш резерв. При правильной организации хозяйства оно может быть возрождено для полнокровной жизни.

На территории Русской равнины созданы заповедники, где со­храняются участки уникальных природных ландшафтов, редкие виды животных и птиц. Например, заповедники Кандалакшский, Лапландинский, Приокско-террасный, Лосиный остров, Галичья Гора и многие другие.

Можно обсудить с учащимися проблемы Полесья, дать воз­можность высказаться о положительных и отрицательных сторонах процесса осушения болот. Можно выслушать и обсудить сообще­ния учащихся об ООПТ Восточно-Европейской равнины (домаш­нее задание урока № 37).

Для закрепления полученных знаний и их систематизации учи­тель предлагает ответить на вопросы:

В чем выражается комплексный подход к проблеме охраны и преобразования природы Нечерноземья и Полесья, а также других районов Восточно-Европейской равнины? Приведите примеры.

На примере данных территорий покажите, каково соотноше­ние мероприятий по преобразованию природы и мер по ее охране.

Возможно ли на современном этапе отказаться от мероприя­тий по преобразованию природы и ограничиться только мерами по ее охране?

Обобщая знания, учащиеся формулируют вывод о необходимо­сти научно обоснованного подхода к решению проблем преобразо­вания природы с учетом всех взаимосвязей внутри природного комплекса.

IV.Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 29, выполнить задание 4 на с. 48 рабочей тетради на печатной основе (нанести месторождения полезных ис­копаемых), или задание 3 на с. 49, или задание 2 на с. 50 (по вари­антам или по выбору учителя).

МБОУ гимназия «Интеллект»

Конспект

открытого урока по географии на городском методическом объединении по географии

учителя высшей квалификационной категории Шониной Лилии Николаевны

2013 год

Тема: "Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования"

Кто же, если не мы?

Когда же, если не сейчас?

Цель:

Углубить и расширить знания о природных ресурсах Русской равнины (видах и их размещении).

Рассмотреть проблемы рационального использования природных ресурсов.

Продолжить формирование умений работать с источниками географической информации.

Продолжить развитие нравственно-эстетического отношения к природе – показать красоту и неповторимость русской природы, ее значение в духовной жизни народа.

Задачи:

Образовательные: Исследовать природные ресурсы Русской равнины.

Развивающие: Развивать потребности самообразования, использовать знания, умения и навыки полученные ранее на уроках географии.

Воспитательные: Пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за природу родного края.

Тип урока : обобщающий и систематизации знаний.

Оборудование: Физическая карта России, книги, атласы, контурные карты, ПК, видео проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель географии : Нам нравиться любоваться природой, вдохнуть свежий воздух, отдохнуть от суеты, окунуться в мир красок, звуков, которые дарит нам природа. Поэтому мы сегодня с вами, в составе исследовательской экспедиции, совершим путешествие по Русской равнине. Узнаем много нового, о природных богатствах этой территории.

Природа Русской равнины разнообразна: это низменности покрытые тундрой, и поймы рек с заливными лугами, заболоченные низменности, еловые леса…

Но равнина давно осваивается, здесь находится большая часть городов России, живет 60% населения России, положены железные дороги, образуя густую транспортную сеть. Здесь расположена столица нашей Родины – Москва. Большое значение для развития хозяйства нашей страны имеют природные ресурсы. Русская равнина богата разнообразными природными ресурсами. Вспомните, что такое природные ресурсы? Какие природные ресурсы вы знаете? для того, чтобы подробно разобраться с вопросом, какие природные ресурсы есть на Русской равнине, мы отправимся в экспедицию, где вы сможете использовать свои знания.

2. Давайте займемся исследованием

На этот вопрос мы можем ответить, выполнив исследовательскую работу.

Для этого разделимся на группы:

Первая группа исследователей будет работать над проблемой изучения полезных ископаемых.

Вторая группа будет исследовать водные и лесные ресурсы.

Третья группа – почвенные и агроклиматические ресурсы.

Четвертая группа – рекреационные ресурсы.

3. Правила и приемы работы

Алгоритм задания.

Вопросы

1. Состав и местонахождение полезных ископаемых Русской равнины.

1. Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых.

2. Отметить на контурной карте значками все бассейны полезных ископаемых.

2. Вывод:способы добычи и их ценность определить.

3. Какими полезными ископаемыми обладает Воронежская область?

Пояснение: используя учебник и атлас, ученики составляют схему:

1. Топливно-энергетические ресурсы:

а) уголь – Печорский и Подмосковный бассейны.

б) нефть и газ – Волго-Уральское месторождение, Европейский Север.

в) торф.

2. Минеральные ресурсы:

а) металлические (железная руда)- КМА.

б) неметаллические – апатиты на Кольском полуострове, поваренная соль-озеро Баскунчак.

Какой вывод можно сделать о минеральных природных ресурсах?

Вывод: на Русской равнине есть все виды минеральных природных ресурсов.

4. Практическая работа на контурной карте

Отметить бассейны:

Железная руда-КМА на Среднерусской возвышенности.

Печорский угольный бассейн.

Подмосковный угольный бассейн.

Поваренная соль озеро Баскунчак, озеро Эльтон, Прикамье.

Нефть на востоке равнины.

Медно-никелевые руды, апатиты, железные руды на Кольском полуострове.

Значками ученики на контурной карте отмечают полезные ископаемые Русской равнины.

Учитель показывает коллекцию полезных ископаемых.

5. Мозговой штурм

Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых?

Проблема: карьеры, отвалы, уничтожение почв, ландшафтов.

Пути решения: рекультивация почв (окультуривание), создание прудов.

Вывод: Большинство месторождений расположено в хорошо освоенных районах. Это повышает их ценность.

Учитель географии: Давайте посмотрим, к каким успехам пришли в ходе своей работы исследователи из второй группы?

Алгоритм задания

Вопросы

Проблема рационального использования.

По картам атласа и учебника найдите водные системы:

1. Назвать реки Русской равнины и гидроэлектростанции

1. Надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?

Назвать отрицательные последствия ГЭС

2. Назвать каналы, соединяющие крупные реки и обозначить на карте

3. Назвать крупные порты на Белом, Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях

2. Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?

4. Сделайте вывод об обеспеченности Русской равнины водными ресурсами.

3. Каковы пути решения проблемы рационального использования лесных ресурсов?

5. Какими породами представлены лесные ресурсы?

Огромны и водные ресурсы Русской равнины. Водными ресурсами наиболее хорошо обеспечены северо-западные и центральные районы Русской равнины. Обилие озер, многоводных рек- это не только запасы пресной воды, но и дешевые транспортные пути, и рыбные промыслы, и места отдыха. Густая речная сеть равнины, расположение водоразделов на невысоких плоских возвышенностях благоприятны для сооружения каналов, которых так много на Русской равнине. Благодаря системе современных каналов – Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому, а также Москва-Волга Москва, расположенная на сравнительно небольшой реке Москве и сравнительно далеко от морей, стала портом пяти морей.

Вывод: На Волге построено много ГЭС с плотинами и водохранилищами. ГЭС дают дешевую энергию – это хорошо. Но водохранилища затопили плодородные земли, что привело не только к уменьшению почвенных ресурсов, но и к негативным изменениям окружающей среды в бассейне Волги.

6. Мозговой штурм

Решите проблему рационального использования гидроэнергетических ресурсов.

При строительстве – отрицательные последствия ГЭС.

Пути решения проблемы. Дискуссия: надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?

Лесные ресурсы – это и таежные, и смешанные леса, богатые ценной древесиной, пушным промысловым зверем, грибами, ягодами, лекарственными растениями.

Лесные ресурсы представлены разнообразными породами.

Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?

Сокращение площади лесов, изменение состава пород, уничтожение растений и животных, обмеление и загрязнение рек, эрозия почв.

Пути решения: лесовосстановление, мелиорация почв, создание заказников и заповедников.

Учитель географии : Третья группа готова рассказать о своих результатах.

Алгоритм задания.

Вопросы

Проблемы рационального использования.

1. Назвать почвы Русской равнины и выделить среди них самые плодородные.

1. Какие проблемы возникают при распашке земель?

2. Каким образом используются эти почвы? Отметить на карте основные культуры сель.хоз.

2. Какие меры предпринимаются для улучшения земель и их рационального использования?

3. Что собой представляют агроклиматические ресурсы?

Ученики: Огромное значение имеют почвенные ресурсы Русской равнины, так как здесь сосредоточены основные площади самых плодородных почв – черноземов. Особенно в Воронежской области. Но эти почвы подвержены ветровой и водной эрозии. Поэтому с целью защиты создают полезащитные полосы, закрепляют овраги, соблюдают правила агротехники и почвозащитные севообороты.

Большую ценность представляют агроклиматические ресурсы равнины. Большая часть Русской равнины получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур. Так же необходимы плодородные почвы.

На карте:

На севере лесной зоны – лен-долгунец, рожь, овес.

Средняя полоса (плодородные почвы) – пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник.

К югу – садоводство, бахчеводство.

7. Мозговой штурм

Решите проблему использования почв.

Отрицательные последствия распашки земель (пыльные бури, овраги).

Пути решения проблемы – мелиорация (борьба с эрозией, полезащитные полосы).

Учитель: четвертая группа занималась интереснейшим исследованием, давайте послушаем их.

Алгоритм задания.

Вопросы

Проблема рационального использования

1. Что означает термин “рекреационные ресурсы”.

2. Приведите примеры живописных ландшафтов и мест отдыха на территории Русской равнины.

Проблема сохранения редких и исчезающих видов животных, растений.

Проблема сохранения ландшафтов

Ученик: Разнообразны, но еще не очень хорошо освоены рекреационные ресурсы равнины. Ее живописные ландшафты – чудесные места отдыха. Реки и озера Карелии, ее белые ночи, музей деревянного зодчества Кижи; мощный Соловецкий монастырь; задумчивый Валаам манят туристов. Ладожское и Онежское озера, Валдай и Селигер, Легендарный Ильмень, Волга с Жигулями и Астраханской дельтой, древнерусские города, входящие в “Золотое кольцо России” – вот далеко не полный перечень освоенных для туризма и отдыха районов Русской равнины.

Рекреационные ресурсы – места отдыха.

На Русской равнине находится “Золотое кольцо России” – один из самых популярных туристических маршрутов России.

Учитель: В прошлом году наши гимназисты участвовали в экскурсии по «Золотому кольцу России»

А есть ли достопримечательности в Ставропольском крае. Назовите достопримечательности Ставропольского края и региона Кавказских Минеральных вод

В результате хозяйственной деятельности человека природные ландшафты уступают место антропогенным ландшафтам. Леса вырублены, степи распаханы. Добыча полезных ископаемых ухудшает ландшафты, образуя “лунный” ландшафт с карьерами и отвалами.

Вывод: Природные ресурсы Русской равнины богаты и разнообразны. Русская равнина сильно изменена деятельностью человека. Нагрузка на природу приводит к кризисным ситуациям. Надо изменить характер природопользования и сделать его рациональным. Редкие и исчезающие растения и животные сохранять и оберегать.

После окончания работы определяют в группах активно работавших учащихся и сами выставляют себе оценки.

8. Домашнее задание

Параграф 34.

Составить кроссворд по теме “Русская равнина”

Написать сочинение “Мне нравится своя местность по тому что…

Написать сообщение “Острые проблемы Русской рав нины”.


Физическая география России и СССР
Европейская часть: Арктика, Русская равнина, Кавказ, Урал

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЗОРЫ ПРИРОДЫ РОССИИ

Главы раздела "РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЗОРЫ ПРИРОДЫ РОССИИ"

  • Природные зоны России
  • Восточно-Европейская (Русская) равнина
    • Природные ресурсы

ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ (РУССКАЯ) РАВНИНА

Смотрите фотографии природы Восточно-Европейской равнины: Куршская Коса , Подмосковье , Керженский заповедник и Средняя Волга в разделе Природа мира нашего сайта.

Природные ресурсы

Ценность природных ресурсов Русской равнины определяется не только их разнообразием и богатством, но и тем, что они расположены в наиболее населенной и освоенной части России.

Минеральные ресурсы представлены железными рудами Курской магнитной аномалии, связанными с отложениями фундамента в пределах Воронежской антеклизы. Основной рудой здесь является магнетит, залегающий в протерозойских кварцитах, но эксплуатируются ныне главным образом рудные залежи в обогащенных окислами железа корах выветривания докембрийского фундамента.

Среди полезных ископаемых, связанных с осадочным чехлом, главное место занимают горючие ископаемые и химическое сырье. Запасы каменных и бурых углей сосредоточены в Печорском, Донецком и Подмосковном бассейнах. Нефть и газ добываются на ряде месторождений в пределах Волго-Уральского (Самарская область, Татарстан, Удмуртия, Башкортостан) и Тимано-Печорского нефтегазоносных районов. Газоконденсатные месторождения Астраханской области приурочены к карбоновым отложениям Прикаспийской синеклизы. Месторождения горючих сланцев известны в Псковской и Ленинградской областях, в Среднем Поволжье (близ Самары) и в северной части Прикаспийской синеклизы (Общесыртское месторождение).

Крупные месторождения калийных, магниевых солей, галита, бората приурочены к мощным пермским соленосным толщам Прикаспийской низменности. С куполами каменной соли связаны и наиболее крупные самосадочные озера Эльтон и Баскунчак. Промышленные скопления фосфоритов в верхнеюрских и нижнемеловых отложениях имеются в центральных и восточных районах Русской равнины: в Подмосковье (Егорьевское), Среднем Поволжье (Кинешмское, Вольское и др.), на Общем Сырте и в других местах.

С осадочным чехлом связаны и некоторые рудные месторождения: осадочные железные руды (бурые железняки, сидериты, оолитовые конкреции), алюминиевые руды, представленные залежами бокситов (Тихвин, Тиман), титановые россыпи (Тиман). Неожиданным явилось открытие месторождений алмазов в северных районах Русской равнины (Архангельская область).

Многоводные реки обладают значительными гидроэнергетическими ресурсами, являются транспортными магистралями, используемыми для судоходства и лесосплава.

Агроклиматические ресурсы позволяют выращивать многие ценные сельскохозяйственные культуры - зерновые, технические, овощные и кормовые. Агроклиматические ресурсы удачно сочетаются с плодородными почвам и: черноземами, темно-каштановыми, серыми лесными и дерново-подзолистыми. На Русской равнине размещены основные площади самых плодородных почв России - черноземов.

Велики кормовые ресурсы равнины. Заливные луга речных долин, суходольные луга лесных зон являются ценными сенокосами и пастбищам для крупного рогатого скота, степи, полупустыни и пустыни - пастбища для овец, тундра и лесотундра - прекрасные пастбища для оленей. Большими запасами промышленной древесины обладают еловые и сосновые таежные леса.

Природные ресурсы Русской равнины Презентация учителя географии Кневицкой основной школы Балалайкиной Натальи Александровны Русская равнина богата разнообразными природными ресурсами. Равнинный рельеф, благоприятные климатические условия, плодородные степи и обширные леса способствовали ее заселению и освоению с давних времен. Сейчас здесь проживает около 60% населения России, находится большая часть городов и рабочих поселков, густая сеть шоссейных дорог. Здесь расположена столица нашей Родин - Москва. Карта Полезные ископаемые В недрах равнины находятся месторождения Железа (КМА), каменного (Печерский бассейн) и бурого (Подмосковный бассейн)углей, апатиты Кольского полуострова, поваренные соли озера Баскунчак. Между Волгой и Уральскими горами, а также на северо-востоке равнины добывают нефть. Большинство месторождений расположено в хорошо освоенных районах. Это повышает их ценность. Задание. Найдите на карте перечисленные месторождения полезных ископаемых. Последствия добычи полезных ископаемых. При добыче полезных ископаемых происходит нарушение земель, уничтожение их плодородного слоя, создаются новые формы рельефа. При шахтном способе добычи полезных ископаемых большие площади занимают отвалы пустой породы. В районах открытой разработки на поверхности земли образуются карьеры Иногда это обширные котлованы глубиной 100-200м и более. Много нарушенных земель в Подмосковном бассейне, в районах разработок строительного сырья и торфа. Восстановлению ценности этих нарушенных земель (их рекультивации) сейчас уделяется большое внимание. На их месте создаются водоемы. Они возвращаются в сельско- и лесохозяйственное использование. Для густонаселенных районов Русской равнины это имеет особенно большое значение. Водные ресурсы Реки Русской равнины богаты электроэнергией. На них созданы каскады гидроэлектростанций. Воды волги и Дона используются для орошения полей в степной зоне. Многие реки соединены каналами, обеспечивающими судоходство. Так, Москва, расположенная на сравнительно небольшой реке, стала портом пяти морей. Задание: найдите на карте европейской части страны каналы им. Москвы, Волго-Донской, Волго-Балтийский и Беломорско-Балтийский. Лесные ресурсы В лесах Русской равнины ведется заготовка древесины. В связи с тем, что леса вырубаются уже не одно столетие, во многих центральных и западных районах состав древостоя сильно изменен. Появилось много вторичных мелколиственных лесов. Значительно сократились площади лесов в южной тайге, в зоне смешанных и широколиственных лесов. Почвенные ресурсы На Русской равнине сосредоточены основные площади самых плодородных почв нашей страны – черноземов. Они почти полностью распаханы. В степной и лесостепной зонах на этих почвах выращивают пшеницу и кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник, просо и другие культуры. Велики площади пахотных земель и в лесных зонах. Здесь выращивают рожь и ячмень, картофель и пшеницу, лен и овес. Для дальнейшего подъема сельского хозяйства в этих зонах, где агроклиматические ресурсы благоприятны для сельскохозяйственного производства, а почвы не достаточно плодородны, необходимо проведение комплекса мелиораций. Проблемы использования природных ресурсов. Проблема Нечерноземья связана с использованием природных ресурсов этого региона, прежде всего с развитием сельского хозяйства в нем. Почвы здесь не столь плодородны, как черноземы, однако почвенные и агроклиматические ресурсы позволяют выращивать рожь и ячмень, лен и картофель, овощи и овес, кормовые травы. Лесные и пойменные луга – хорошие сенокосы и пастбища для скота. Однако сельскохозяйственной продукции производится здесь сейчас недостаточно. Пути решения проблем. Для дальнейшего развития сельского хозяйства Нечерноземья необходимо рациональное использование и улучшение (мелиорация) земель, строительство дорог и улучшение условий жизни людей. Основным видом мелиорации является осушение избыточно увлажненных земель. Наряду с осушением требуется внесение удобрений и известкование почв, местами орошение и борьба с эрозией почв, уборка камней и раскорчевка древесно-кустарниковой растительности, снегозадержание и регулирование снеготаяния, укрупнение полей и улучшение их формы. Проблемы использования природных ресурсов. На значительной части территории природа Русской равнины сильно изменена деятельностью человека. Особенно большие изменения произошли в лесостепной, степной зонах, в смешанных и широколиственных лесах и в южной части тайги. Человек не только свел коренные леса и распахал целинные степи, но и насадил лесные полосы в степи, создал пруды и водоемы в верховьях балок, водохранилища на крупных реках, построил города и транспортные магистрали, восстановил численность лесной куницы и расселил бобра. С целью сохранения участков неизмененной или мало измененной природы, типичных и редких природных объектов (растений, животных, геологических объектов, ПТК) создаются заповедники.