Русский театральный первенец: история Александринского театра. Александринская площадь и театральная улица Александрийский театр история

История Александринского театра

В 1801 году в садах полковника Аничкина был сооружен деревянный театр для выступлений итальянской оперной труппы. Из-за растущей популярности этого вида искусства здание вскоре перестало удовлетворять требования публики, потому было принято решение о строительстве нового. Реализации идеи помещало несколько военных конфликтов, в том числе, война с Наполеоном. В 1818 году сады были значительно сужены, в результате чего образовалась обширная площадь, отданная под строительство нового театра.

Известный архитектор Карл Иванович Росси одиннадцать лет разрабатывал проект застройки образовавшейся площади. В апреле 1828 года был наконец утвержден окончательный вариант, в который входил и новый каменный театр. Процесс значительно затянулся из-за амбициозных планов архитектора.

Новаторский подход, который он планировал применить в строительстве здания, был с недоверием встречен чиновниками. Росси использовал систему металлических перекрытий, разработанную совместно с инженером Кларком, в которую входили оригинальные стальные конструкции кровли, перекрытий и балконов. В одном из документов сохранились слова архитектора о том, что он согласен быть повешенным на стропилах, если его оригинальное решение станет причиной несчастья. В итоге ему удалось отстоять свою инновацию и спустя четыре года после начала строительства, был построен новый театр, поражавший своими размерами и великолепием.


Архитектура и убранство Александринского театра

Главный фасад здания со стороны Невского проспекта выходит на Площадь Островского. Оригинальное решение для Санкт-Петербурга - лоджия с шесть массивными коринфскими колоннами - заменяет традиционный портик в древнегреческом стиле. Стена нижнего этажа, украшенная рустом, служит визуальной опорой для колоннады, за которой расположена ритмическая линия арочных окон. По обе стороны от лоджии выполнены неглубокие ниши со статуями Мельпомены и Терпсихоры. Завершает композицию скульптурный фриз, опоясывающий здание. Над украшенным скульптурными изображениями аттиком главного фасада установлен один из символов Петербурга - квадрига Аполлона.

Несмотря на солидный возраст, сегодня сохранилась значительная часть внутренней отделки. После замены в 1849 году закоптившейся голубой оббивки и обновления росписи плафонов, практически не менялись. Неизменной осталась резьба царской и ближних к сценам лож и установленные позже позолоченные панели на барьерах ярусов.

Название : Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский) (ru), Alexandrinsky Theatre / Russian State Pushkin Academy Drama Theater (en)

Другие названия : Александринский театр / Театр им. Пушкина в Санкт-Петербурге / Александринка

Местонахождение : Санкт-Петербург (Россия)

Создание : 1827 - 1832 гг.

Стиль : Классицизм

Архитектор(ы) : Карл Росси



Архитектура Александрийского театра

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

В 1827-1832 гг. в Петербурге был сооружен по проекту Росси один из самых замечательных для своего времени по архитектуре театров Европы - Александрннский - ныне театр имени Пушкина. На месте нынешнего сквера Александрийского театра в 1801 г. существовал построенный Бренна небольшой деревянный театр, обращенный фасадом на Невский проспект. В 1811 году Тома-де-Томон запроектировал на этом месте театр значительно больших размеров. Проект этого театра сохранился. Здание прямоугольной формы с десятитиколонным портиком главного фасада и с огромным украшенным скульптурой фронтоном. Площадь, на которой запроектирован театр у Томона. имеет такое же раскрытие со стороны Невского проспекта, как и у Росси. но здание театра поставлено Томоном со значительно меньшим нежели у Росси заглублением от Невского. Никакого замыкающего сзади театра фона на проекте Томона нет. Кроме того, площадь театра у Томона значительно проигрывает из-за наличия на ней с правой стороны глубокого закругленного кармана. Проект Тома-де-Томона не был осуществлен. Попытку запроектировать на этом месте театр делает в 1817 году и архитектор Модюи. Наконец в 1818 году последовало утверждение проекта театра, составленного Росси. Исключительное значение этого сооружения для Санкт-Петербурга не ограничивается лишь прекрасной архитектурой самого здания, но заключается и в том удивительном архитектурном окружении, какое Росси сумел здесь образовать в связи с постройкой своего театра.

Основное значение театра Росси в истории театральной архитектуры заключается главным образом в превосходной внешней архитектуре здания. Что касается общей планировки Александрийского театра и решения зрительного зала, то в этом отношении Росси не дал ничего особенно нового в сравнении с лучшими европейскими театрами его времени.

В плане Александрийского театра не уделено сколько-нибудь значительного места помещениям общего пользования; все удобства и вся роскошь отделки сосредоточены исключительно на парадных помещениях. Небольшой вестибюль со сдвинутыми с оси двумя лестницами, заключенными в глухие клетки и решенными без особой парадности. Марши этих лестниц запроектированы шириной в 2,13 м лишь на высоту одного этажа, на уровень царской ложи, после чего марши сужаются до 1,4 м. Над вестибюлем перед царской ложен парадное фойе, высотой 6,4 м; фойе, обслуживающие остальные ярусы, при той же площади имеют высоту лишь 4 м. Фойе для публики тесны, буфеты и уборные неудобны для пользования. Заслуживает внимания зрительный зал этого театра.

Зал вмещает 1 800 зрителей, в плане подковообразный, по очертанию кривой близок к французской: половина круга, соединенная с широким порталом прямолинейными отрезками. Так же, как во французских театрах, решены партер, расположенный впереди, и полукруглый амфитеатр в задней части зала. Кроме бенуара 5 ярусов лож. Ложи, в целях лучшей видимости, наклонены в направлении к сцене. В свое время этот прием рекомендовал Сегецци, но это привело лишь к неудобству пользования ложами из-за наклона пола и к крайне невыгодному для зрительного восприятия падению барьеров. Довольно плоское перекрытие зала, а также и архитектура портала мало интересны. Очень хорошо исполнены отдельные рисунки барьеров лож и обработка центральной ложи.

Главный же интерес и значение театра в его внешней архитектуре. Александрийский театр - одно из наиболее совершенных произведении Росси и по своей архитектуре бесспорно лучший театр в Европе. В центре переднего фасада лоджия и восьмиколонный портик. Задний фасад решен так же, но вместо колонн убран пилястрами. Боковые фасады с выступающими восьмиколонными фронтонными портиками, здание богато отделано скульптурой. Передний и задний фасады заканчиваются характерными для Росси аттиками. Передний аттик увенчен квадригой с четверкой лошадей. Зрительный зал и сцена выступают над общим объемом театра в виде параллелепипеда. Над выступающими обрамлениями лоджии установлены скульптурные группы. Нижняя часть здания обработана в виде цокольного рустованного этажа с очень просто решенными входными дверями. Боковые портики образуют два крытых подъезда. Под антаблементом, перекрывающим все здание, проходит широкий скульптурный фриз из гирлянд и масок.

В целом архитектура театра, при исключительном ее единстве и цельности, очень богата и разнообразна в деталях.

    Источники:

  • История искусств. Том пятый. Искусство 19 века: искусство народов России, Франции, Англии, Испании, США, Германии, Италии, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Бельгии, Голландии, Австрии, Чехии, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии, Сербии и Хорватии, Латинской Америки, Индии, Китая и других стран. “ИСКУССТВО”, Москва
  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • "История русской архитектуры" под редакцией С.В. Безсонова Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.
  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.
  • Е.Б. Новикова "Интерьер общественных зданий (художественные проблемы)" . - М.: Стройиздат, 1984. - 272 с., ил.

До 1801 года на месте Александринского театра находился деревянный павильон. Затем по проекту архитектора В.Бренны он был перестроен в театр, который назвали Малым театром. В 1828 году началось строительство на этом месте нового здания театра под руководством К.И. Росси. Сын итальянской балерины, Росси родился в Петербурге, и стал воспитанником архитектора Винченцо Бренны.

Первой самостоятельной работой Росси в Санкт-Петербурге стал ансамбль Елагина острова. Росси считал, что достоинство зодчества «не в обилии украшений, а величии форм, в благородстве пропорций». Работы по строительству театра завершились в 1832 году. Торжественное открытие Александринского театра, автором которого был Росси, состоялось 31 августа 1832 года. Главный фасад здания, прямоугольного в плане, обращен к площади и Невскому проспекту. Рустованные стены первого этажа театра служат основанием для колоннад коринфского ордера, украшающих фасады здания.

Главный фасад украшен полуциркульными нишами со статуями двух муз: Терпсихоры (музы танца) и Мельпомены (музы трагедии).На противоположном фасаде – статуи Клио (муза истории) и Талии (муза комедии). Над колоннадой главного фасада размещено рельефное изображение двух Слав, которые венчают лиру лавровыми венками. Завершает главный фасад театра квадрига Аполлона работы скульптора С.С. Пименова. Аполлон, сын Зевса и покровитель искусств, облаченный в свободную одежду, стоит во весь рост в нарядной колеснице, запряженной четверкой лошадей. В его правой руке – лавровый венок, в левой – кифара (щипковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами). Модель квадриги выполнена из красной меди и покрыта бронзой. Вся композиция смотрится очень динамичной и легкой.

В зрительном зале Александринского театра сохранилась позолоченная резьба лож у сцены и центральной «царской» ложи. Внутреннее и внешнее убранство театра в аллегорической форме прославляет достижения и величие русской культуры и искусства. Позже перед зданием Александринского театра был разбит сквер. А в 1873 году, в правление Александра II в центр этого сквера был установлен памятник Екатерине II. Сегодня академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александринский театр) является одним из самых популярных и посещаемых театров в Санкт-Петербурге.

12 сентября Александринский театр отмечает 180-летие своих стен. В 1832 году труппа въехала в одно из самых красивых зданий в центре Петербурга. РИА Новости публикует историческую справку о доме №6 на площади Островского.

Александринский театр

Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина - Александринский театр - является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года. Именно этот театр является прародителем всех российских театров, а дата его основания - Днем рождения Русского профессионального театра.

Подготовка к строительству

Территория, где позже был построен известный ныне Александринский театр, в XVIII веке принадлежала полковнику Аничкову, строителю моста, названного его именем, и была куплена у него казной. На этой территории находился сад, простиравшийся до нынешней Садовой улицы.

В 1801 году архитектор Бренна перестроил стоявший на месте теперешнего сквера большой деревянный павильон в театр, в котором итальянский антрепренер Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу. Это помещение со временем перестало удовлетворять растущие потребности города, и было решено соорудить новый, каменный театр. Однако осуществление идеи отодвинулось из-за нестабильной ситуации при Александре I — военные конфликты с Турцией, война с Наполеоном 1812 года.

В 1818 году границы сада были сужены, а площадь, образовавшаяся между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца, была передана театральной дирекции.
Карл Росси в период с 1816 по 1827 год разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади. Все эти варианты предусматривали сооружение на площади городского театра. Окончательный вариант проекта был утвержден 5 апреля 1828 года, в том же году началось строительство здания театра.

12 сентября 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского.

Дом №6

Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны). С тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства. Уникальный комплекс зданий, с пятиярусным зрительным залом, огромной сценой, дворцовыми парадными фойе, величественным фасадом, ставшим одной из эмблем северной столицы, вошел в число жемчужин мировой архитектуры, находящихся на учете ЮНЕСКО.

Основной фасад театра — со стороны Невского проспекта оформлен глубокой многоколонной лоджией, пространство которой как бы является частью площади Островского. Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных портиков. С другой стороны к театру ведет спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица (Зодчего Росси), перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад театра.

Здание окаймляет выразительный скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, на аттике главного фасада — квадрига Аполлона.

Интерьер

Лоджия с мощной коринфской колоннадой, увенчанная аттиком с лепными рельефами Славы и колесницей Аполлона, богатая разработка карнизов, фризы, барельефы, ритмические линии окон, арок, балюстрад — все это составляет торжественный ансамбль, своеобразную архитектурную симфонию; замечательна и внутренняя отделка театра.

Места для зрителей создавались по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером. Пятиярусный зрительный зал отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвёртого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек.

Убранство зрительного зала торжественно и нарядно, интерьеры театра практически сохранили первоначальную отделку. Изначально была использована голубая обивка, она была заменена в 1849 году на пунцовую: театр, в котором освещение производилось посредством масляных ламп, закоптился изнутри. По этой же причине со временем была обновлена вся стенная и плафонная живопись, кроме того позже полностью была переделана сцена. Кроме бархатной отделки, ложи богато украшены золоченой резьбой: резьба центральной ("Царской") ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, а орнамент на барьерах ярусов был создан во второй половине XIX века.

Отделка зрительного зала дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном, который изображал Олимп и Парнас (художник А. К. Виги).

Конструкция

К.И.Росси, отстаивал свою конструкцию перед официальными кругами, что было нелегко. Уверенность в прочности предложенной им металлической конструкции иллюстрирует один из рапортов: "…в случае, когда бы… …от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра".

История

Стены Александринского театра хранят помять о великих деятелях Российского государства, политиках, военачальниках, деятелях культуры. Здесь бывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, П.И. Чайковский, А.М. Горчаков, С.Ю. Витте, В.А. Столыпин, К.Г. Маннергейм, многие коронованные особы европейских государств.

Именно в Александринском театре состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики от "Горя от ума" А.С. Грибоедова до пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова.

Спектакли Александринки вошли во все мировые энциклопедии театра. С театром сотрудничали великие художники А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин, Н. Альтман, выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.

Реконструкция

Торжественное открытие реконструированного Александринского театра состоялось 30 августа 2006 года в дни празднования 250-летия старейшего государственного драматического театра России. Утром митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил сцену и зрительный зал театра, благословив собравшихся актеров, режиссеров и работников театра. Днем в Мраморном дворце состоялось открытие выставки "Театр прославленных мастеров", приуроченной к 250-летию русского театра. Открытие обновленной Александринской сцены было кульминацией юбилейных торжеств.

С начала 21 века ведется строительство второй сцены театра. Сроки открытия несколько раз переносились. Сейчас администрация обещает, что работы будут завершены к 2013 году.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Здание Александринского театра в Санкт-Петербурге на площади Островского было построено в 1832 году по проекту Карла Росси.


Территория, где был сооружён Александринский театр, в XVIII веке принадлежала полковнику Аничкову , строителю моста, названного его именем, и была куплена у него казной. На этой территории находился сад, простиравшийся до нынешней Садовой улицы.

Аничковы (Оничковы) — род русского столбового дворянства. В течение последних трёх столетий был тесно связан с городом Санкт-Петербургом, дав своё имя нескольким ключевым объектам городской инфраструктуры.

Герб рода Ани́чковых (в старину Они́чковых).

Род известен c XVI века. По позднейшей родословной сказке, в 1301 г. некий татарский хан Берка (Беркай), царевич Большой Орды, поступил на службу к Ивану Калите. После крещения Берка якобы принял имя Оникий, женился на дочери знатного человека Викулы Воронцова и его потомки стали зваться Ани́чковыми .

В 1801 году архитектор Бренна перестроил стоявший на месте теперешнего сквера большой деревянный павильон в театр, в котором итальянский антрепренёр Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу.

Винченцо Бренна
Винченцо (Викентий Францевич) Бренна (20 августа 1747, Флоренция — 17 мая 1820, Дрезден) — художник-декоратор и архитектор, по происхождению итальянец. Придворный архитектор императора Павла I.

Гравюра С. Карделли по оригиналу А. Ритта. 1790-е

Казасси, Антонио

Антонио Казасси — итальянский импресарио, работавший в Санкт-Петербурге. В 1780 году поступил на службу в дирекцию петербургских императорских театров. О самом Антонио Казасси сведения сохранились крайне скудные. В 1801 году по его заказу В. Бренна построил в Санкт-Петербурге, на месте нынешнего Александринского театра деревянный театр, в котором содержал итальянскую оперную труппу. Труппа и сам театр, под названием «Малого», поступили в 1803 году в ведение казенной дирекции.

Это помещение со временем перестало удовлетворять растущие потребности города, и было решено соорудить новый, каменный театр. Однако осуществление идеи отодвинулось из-за нестабильной ситуации при Александре I — военные конфликты с Турцией, война с Наполеоном 1812 года.

В 1818 году границы сада были сужены, а площадь, образовавшаяся между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца, была передана театральной дирекции.

Здание Росси

Карл Росси в период с 1816 по 1827 год разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади. Все эти варианты предусматривали сооружение на площади городского театра. Окончательный вариант проекта был утверждён 5 апреля 1828 года, в том же году началось строительство здания театра.

Четыре года спустя, 31 августа (12 сентября) 1832 года, в центре Петербурга, на Александринской площади (ныне площади Островского), на месте деревянного «Малого» театра, состоялось торжественное открытие нового величественного ампирного здания театра.

Александринский театр. 1903

Государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина. 1957

Основной фасад театра — со стороны Невского проспекта оформлен глубокой многоколонной лоджией, пространство которой как бы является частью Площади Островского.




Александрийский театр, XIX век


Александрийский театр, XIX век


Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных портиков.

С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица (Зодчего Росси), перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад театра.

Здание окаймляет выразительный скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, на аттике главного фасада — квадрига Аполлона. Работы вёл один из выдающихся скульпторов своего времени — В. И. Демут-Малиновский.

Муза с арфой (правая ниша)

Муза с маской (левая ниша)

Интерьер

Лоджия с мощной коринфской колоннадой, увенчанная аттиком с лепными рельефами Славы и колесницей Аполлона, богатая разработка карнизов, фризы, барельефы, ритмические линии окон, арок, балюстрад — всё это составляет торжественный ансамбль, своеобразную архитектурную симфонию; замечательна и внутренняя отделка театра.


Места для зрителей создавались по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером. Пятиярусный зрительный зал отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвётрого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек.

Александрийский театр сегодня


Убранство зрительного зала торжественно и нарядно, интерьеры театра практически сохранили первоначальную отделку. Изначально была использована голубая обивка, она была заменена в 1849 году на пунцовую: театр, в котором освещение производилось посредством масляных ламп, закоптился изнутри. По этой же причине со временем была обновлена вся стенная и плафонная живопись, кроме того позже полностью была переделана сцена. Кроме бархатной отделки, ложи богато украшены золочёной резьбой: резьба центральной («Царской») ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, а орнамент на барьерах ярусов был создан во второй половине XIX века.

Отделка зрительного зала дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном, который изображал Олимп и Парнас (художник А. К. Виги), позднее заменённым.

Оригинальная инженерная конструкция

В основе конструкции кровли театра — оригинальные системы металлических конструкций, изобретённые К. И. Росси в содружестве с инженером М. Е. Кларком. Эта конструкция явилась новаторской, и была предложена впервые в истории строительной техники. Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролётом 29,8 м. Внутренние продольные стены являются опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролётом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы.


К. И. Росси, отстаивал свою конструкцию перед косными официальными кругами, что было нелегко. Уверенность в прочности предложенной им металлической конструкции иллюстрирует один из рапортов
« …в случае, когда бы… …от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра.