Считалки происхождение жанра. Что такое считалки: определение. Русские считалки и небылицы для детей. Русские народные считалки

Евгения Шестакова
Этот неизвестный жанр «Считалки»

Считалки (счетушки, счёт, читки, пересчёт, и т. д.) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.

Истоки возникновения считалок лежат в языческих верованиях и связываются с той условной, тайной речью. На основе которой создавалась загадка. Боязнь выдать животным, птицам, рыбам и их духам свои намерения создала у многих народов своё табу счёта. Охотники опасались, что пересчет убитой дичи принесёт неудачу в будущем охоте; хозяйки избегали считать куриные яйца , чтобы курица не перестала нестись, поэтому, как правило, прямой счёт заменялся иносказательными формами :

Азы, двазы,

Тризы, ризы,

Пята, лата,

Тупи, мупи,

Тупа, крест.

Следующим источником возникновения считалок могут служить магические заклинания, используемые взрослыми для общения с духами животных и богами с просьбой удачно решить дела. Отсюда и родилась, наверное, вера в магию счастливых чисел – на кого выпадет выбор, тому и повезёт. Непонятный текст («заумь» , как определил академик В. В. Виноградов) создавал ореол некоего магического действия, вводил ребёнка в мир игры со своими правилами и законами.

Авсень – наусень, Алтата, эра, раки, даки,

Шинь – пень. Торбу, орбу, раки, шлаки,

Ширварвень. Деус, деус, космодеус,

Авсень – наусень, Балус!

В этом ореоле главная функция считалки – осуществление объективной справедливости – выступала более рельефно. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого (или заводилы – ребёнка) распоряжается распределением ролей.

Ритуал считалки несёт в себе мощный психологический заряд, дети как бы внутренне перестраивают себя на соблюдение игровых правил и ролей, которые им достанутся. В некоторых считалках даже точно указывается, например, кому «водить» .

Огурец, огурец, Я не маменькин сынок,

Не ходи на тот конец : Я на ёлке рос,

Там волки живут, Меня ветер унёс,

Тебе ноги подшибут! Я упал на пенёк,

Я не тятенькин сын, Поди водить, паренёк.

Поддержка товарища, воля также формируются в считалках – выигравший по счёту отдаёт своё право покинуть круг товарищу. А сам остаётся для новых испытаний :

Катилася торба

С высокого горба.

В этой торбе :

Хлеб, пшеница.

С кем хочешь,

С тем и поделися.

Считалка развивает у детей произвольное внимание, механизм внутренней регуляции поведения. Ребёнок слушает ритмический рисунок считалки и , подчиняясь ему, формирует свою волю.

Чем азартнее игра, чем желаннее быть выбранным или побыстрее попасть под счёт. Тем внимательнее дети следят за соблюдением правил. Это формирует этические представления у ребёнка, включает его в коллектив.

Вслушиваясь в ритм считалки , ребенок усваивает ритмическую структуру слова, знакомится с различными формами стиха. В считалках

заимствовано много бывших частушек, отрывков из лирических песен, присказок, пословиц – это всё обогащает культуру ребёнка, знакомит его с произведениями других жанров .

Вот слова из старой русской песни, исчезнувшей из обихода, но давшей начало одной из самых распространённых считалок :

Ехал мальчик из Казани,

В полтораста рублей сани,

В пятьдесят рублей дуга,

Мальчик девице – слуга.

А эта считалка пришла из лугового приговора :

Ах ты зоренька – заря,

Заря утренняя,

А кто зореньку проспит,

Того выстегаю.

Многие считалки переделаны из частушек :

Погоди, Ваня, жениться,

У тебя изба валится,

Перво избу заведи,

Потом невесту приводи.

Кроме того, само исполнение в атмосфере романтической увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывая чувство ритма, необходимое в песне, танце, работе. Рассказывая, дети обучаются артистизму.

Заяц белый, Лыко драл.

Куда бегал Куда клал?

В лес дубовый. Под колоду.

Что там делал? Кто украл?

Тани, Вани, что за вами,

Что стоите вы столбами?

Там, за вами, лавка есть,

На нее надо присесть,

Поскорее все беги,

А ты, мальчик, поводи.

Считалки позволяют детям овладеть искусством скандирования, особым родом декламации с обязательным выделением каждой стопы ударением.

Бах – бух,

Тях – тюх,

Зайчик – ух,

Во весь дух,

Полетел от зайки пух,

Хуп – хоп,

Зейке в лоб,

Шум, звон,

Поди вон!

Соревнования в рассказывании считалок заставляют детей разучивать большие стихотворения и тем самым упражнять мозг и развивать память.

Первый дал, Село Куликово.

Другой дал, Матвей долгоносый

На четыре угадал Ехал на колесах,

Пятьсот, судья, Колеса скрипят,

Пономарь, ладья, Помазаться хотят.

Голубиная ножка. Марья Петровна

Прело, горело, Поехала по бревна,

За море летело. Задела за пенек,

За морем церква, Просидела весь денек.

Считалка «правдивости» подкрепляет нравственные условия игры :

Рыба, рыба, рыба – кит,

Рыба правду говорит,

Если рыба будет врать,

Я не буду с ней играть.

В считалках используются простые, не многосложные слова, близкие детям образы. Это делает считалки понятными ребёнку и вызывает желание повторять считалку снова , что укрепляет и развивает речь ребёнка. Вот, например, считалка , которую можно использовать для закрепления произношения звука р :

Шёл баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто её заберёт,

Тот и вон пойдёт.

Запоминая считалку , ребёнок овладевает счётом.

Раз, два, три, четыре, пять –

Букой вздумали играть.

Три, четыре, пять и шесть –

Вы мне верьте, что он есть.

Буки, братцы, нет совсем.

Считалки могут быть насыщены словами деловой речи, техническими, строительными и другими терминами, что расширяет кругозор ребёнка, обогащает активный словарный запас.

Чтобы дом построить новый,

Запасают тес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку,

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

Подытожив, можно выделить следующие моменты, которые облегчают ребёнку восприятие текста считалок :

1. Считалки насыщены именами существительными и глаголами, большинство из них имеет сюжет, выраженный в драматической или повествовательной форме, или состоят из несколько картинок, слов – образов, соединительных по какому – либо принципу (ритм, противопоставление и т. д.) .

2. Считалки описывают видимый объективный мир.

3. Динамика действий и кратность текста соответствуют эмоциональным состояниям ребёнка, его неспособности еще развернуто описать передаваемое событие.

4. Словарь считалок максимально приспособлен для детского восприятия.

Обаяние жанра считалок настолько велико , что некоторые писатели (С. Я. Маршак, Д. Хармс и др.) заимствовали образы, ритмику и динамику считалок . Многие их считалок «прижились» , войдя в обиход детских игр и став фольклором.

Используя считалку можно проводить занятия с детьми, обучая их счёту, правильному произношению, прививая навыки диалога, общения, артистизма; развивая у детей сообразительность, память, наблюдательность, творческое мышление и фантазию, координацию движений и т. д.

Считалки

Едет Ваня в красной шапке

На серебряной лошадке,

Золотой уздой звенит,

Во все стороны глядит,

Плеточкою машет,

Под ним лошадка пляшет.

Белка прыгала, скакала,

А не ёлку не попала,

А попала в царский дом.

Там сидели за столом

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой.

Зайчишка – трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Капусту нашел,

Морковку нашел,

Сидит, грызёт.

Хозяин идёт.

Заря – зарница

По морю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Вещи дорогие.

До –ре – ми – фа – соль – ля – си!

Кошка села на такси,

А котята прицепились

И бесплатно прокатились.

В синем море – океане

Золотой корабль плывет,

А на острове Буяне

Тёмный лес растет.

Станем думать да гадать,

Как ни думай, ни гадай,

Только нас ты догоняй.

За марями, за горами,

За дремучими лесами,

На пригорке теремок.

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

Под горою у реки

Живут гномы – старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звенит,

Дин – дин, дин – дон,

Уходи скорее вон.

На стене висит картина,

За картиной паутина.

На картинку не гляди,

В паутинку заходи.

Вышла Машенька гулять,

Чтоб цветов себе нарвать,

Тишина кругом стоит,

Лишь кукушечка кричит.

Ты, кукушка, не кричи,

А всю правду расскажи :

Сколько лет еще весной

Мы увидимся с тобой?

Она стала куковать,

Раз, два, три, четыре, пять,

Выходи тебе играть.

Бани – бани,

Что под нами,

Под железными столбами?

Там мышки живут,

Они шапки шьют;

Одна шапка упала,

Мышка – скок – убежала.

Кот Матвей

Побежал за ней!

По селу идет Иван,

Потерял он свой кафтан,

А кафтан на улице,

Его клевали курицы,

Курицы – наседки,

Дон, дон, дон, дон,

Начинай свой кон.

Шел, прошел,

Не нашел,

Вон пошел.

Ехала телега из Москвы,

Потеряла три доски,

Стук, звон,

Выйди вон.

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,

Сели пчелы на цветы,

Мы идем, а водишь ты.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить.

Выходи – тебе водить.

Вышла курица с насеста,

А за нею малы дети.

И кричали : «Куд – куда!»

Приходи водить сюда.

Бежит зайка по дороге.

Да устали быстро ноги.

Захотелось зайке спать,

Выходи – тебе искать!

Будь то русские, англичане, французы. В том, что в каждой стране есть свое устное наследие, убеждается каждый, начинающий изучать какой-либо иностранный язык. Фольклор - неотъемлемая часть культуры нации, им по праву гордятся и передают из поколения в поколение, из уст в уста. Поэтому человек, в котором хоть немного наличествует патриотическое чувство, должен быть знаком с устным творчеством своего народа и просто обязан уметь передать это своим детям. Одними из элементов народного фольклора являются считалки и небылицы. Что же это такое? Разберемся прямо сейчас!

Считалки

Детская игра и считалка, определение которой - жанр идут рука об руку. С самого младенчества дети слышат различные считалки от людей, которые их окружают, а становясь постарше, сами с большим удовольствием используют их в своих играх и забавах.

Считалка создана для того, чтобы распределить роли в детской игре, хотя изначально, как предполагается, она использовалась и взрослыми для распределения обязанностей в коллективных работах. Как известно, в старину, при полном отсутствии механизмов и автоматов, все работы ложились на плечи людей. Работа была работе рознь, одна полегче, другая - тяжелее и монотоннее. Вот люди и придумали использовать считалки наряду со жребием. И все подчинялись этим нехитрым правилам. Вот один из ответов,

Состав считалки

Считалка представляет собой рифмованные или белые строки, которые часто содержат какой-то законченный рассказ и используются в качестве прелюдии к детской игре. Она часто произносится в довольно быстром темпе, в строгом ритме, причем внимание целиком уделяется не тому, что содержится в строках, а именно результату. Считалки для детей, как правило трехчастные, содержат зачин, или вступление; ход, или основное содержание; концовку, то есть результат. Сама по себе считалка представляет собой законченное произведение.

В качестве сюжета для считалки может выступать абсолютно все, что окружает народ. Например, домашний быт, лес и его обитатели, домашние животные, трудовые процессы. Кроме этого, очень часто детские русские считалки состоят из слов, заимствованных у другого народа или же сочиненных во время игр.

Нужны ли современным детям считалки?

Многим нашим современникам кажется, что считалки для детей давно потеряли свою актуальность и являются чем-то изрядно устаревшим. Действительно, нынешний мир полностью автоматизирован и напичкан компьютерными системами, в которых успешно научились ориентироваться даже самые маленькие дети. Малыш с планшетом - зрелище отнюдь не редкое, но немного печальное.

Однако психологи давно установили, что считалки и небылицы очень полезны для развития ребенка, причем совершенно всестороннего. Эти незатейливые рифмованные стишки помогают детям социально адаптироваться в обществе своих сверстников и укрепляют дружеские отношения, настраивая на игровой лад. Кроме этого, считалки учат ребенка придерживаться определенных правил, что особенно необходимо для усвоения игровых навыков. И нельзя забывать неоспоримый факт того, что считалка прекрасно развивает речь, память и мышление дошкольника. Из этого можно вывести еще один ответ на вопрос, что такое считалки: это отличный способ легко и весело развивать ребенка!

Небылицы

Небылица является малоизученным литераторами в отличие, например, от считалок и потешек. Небылицы и встречаются намного реже, однако их очень любят дети и их заботливые родители. Небылица - это какой-то смешной, нескладный по смыслу или вовсе лишенный его стишок, написанный в шуточном жанре. Небылица также может быть считалкой для детской игры, а может просто развлекать детей, побуждая их размышлять о подтексте, который, возможно, все-таки имеется в ней.

К этому же жанру относятся небылицы-перевертыши, которые К. И. Чуковский считал очень полезными для умственного развития ребенка и писал, что ребенок может играть не только кубиками и камушками, но и мыслями. Вот почему великий детский сказочник так любим детьми, ведь он постоянно использовал в своем творчестве фольклорный стиль небылиц.

Читайте детям небылицы!

Даже если ваш ребенок уже давно не малыш, и кажется, что он вышел из возраста, когда его интересовали детские фольклорные стишки, не стоит отказываться от колоссального наследия русского народа. Напротив, небылицы вполне могут заинтересовать даже взрослого человека, ведь они очень забавные, но в то же время лишены пошлости, которой изрядно сдобрены многие современные шуточные рассказы. Проводя время с ребенком, можно и нужно рассказывать ему небылицы, которые помогут скоротать время ожиданий в очереди к врачу, скрасят дальнюю дорогу и просто укрепят ваши отношения. Кроме того, небылицы способствуют развитию фантазии и воображения ребенка, раскрывают его творческий потенциал, который есть у каждого человека. Нужно лишь верить в то, что рано или поздно он проснется и у вашего ребенка, а небылицы очень в этом помогут.

Выучите несколько небылиц и, например, 2 считалки, или просто напишите на листочек бумаги и носите с собой. Через какое-то время они легко запомнятся, что также разовьет память не только ребенка, но и вашу. Небылица придется кстати в трудной ситуации, когда у вас возникнет напряженная ситуация и вы не сможете с ним договориться. Тут на помощь и придет помощница-небылица, которая отвлечет внимание от неприятного момента и переключит его на что-то более позитивное.

Примеры небылиц

Ниже представлены некоторые небылицы, недлинные и очень забавные. После их прочтения можно нарисовать картинку, передающую сюжет небылицы, или проиллюстрировать ее с помощью игрушек.

Заяц бросился за львом
И рычит он громко.
Еж под елкой роет дом
Из рябины толстой.

Бродят рыбки по тропинке
Хвостиками машут,
Еж моржа взвалил на спинку,
Овцы землю пашут.

Слон за облаком летит,
Пляшут звери в кружке.
А на дне реки не спит
Под зонтом лягушка.

На коньках верблюд катался,
Щука пела на суку,
Крот на дерево забрался
И все пел: - Ку-ка-ре-ку!

Сел медведь в свою ракету
И уехал в магазин... и т. п.

Примеры считалок

Не менее полезна для развития психических процессов, таких как память, внимание и мышление, считалка, определение которой было дано выше. Считалка вводит ребенка в пространство игры, в тот мир, который необходим ему как воздух, и из которого так часто мы, взрослые, пытаемся ребенка выдернуть, поступая, конечно же, очень неправильно. Все дело в том, что взрослые, в большинстве своем, забыли, как они были детьми. И не желают даже вспоминать об этом. Как правило, причины кроются в далеком детстве или подростковом возрасте, но в этом уже должны разбираться психологи.

Итак, 5 считалок, которые можно выучить и использовать при общении с ребенком:

Раз, два, три, четыре, пять
Нам ребят не посчитать,
Но без друга в мире туго,
Убегай быстрей из круга!

Разогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек:
«Я зову вас всех на чай!»
Где же чайки, отвечай?

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз -Ерема, два-Никола,

Шла овца по мостику
Повиляла хвостиком,
Уцепилась за перила,
Тут же в реку угодила —
Плюх!

Ну-ка, Иван,
Айда в стакан,
Возьми лимон
И пойди вон!

Фольклор как средство выражения любви

Первой в жизни ребенка появляется мать, которая для него является всем миром. Она - его руки, пока он не умеет пользоваться своими, она - его ноги, пока его ножки не ходят, она - его язык, пока он не научился разговаривать. Вот почему так важно, чтобы все в окружении малыша были любящими и заботливыми. Важно уметь говорить с ним на одном языке - языке любви, для чего и создан был народом детский фольклор, который для малыша является одним из инструментов познания, ярким и красочным, живущим и действующим по своим законам.

Слушая ежедневно ритмичные строки с простыми словами, ребенок наиболее гармонично и встесторонне развивается в атмосфере любви и нужности, которой часто лишены современные дети. Итак,что такое любовь и забота матери, дающей полноценную позитивную информацию подрастающему ребенку.

Заключение

Представьте на минуту жизнь ребенка без ритмичных песен и стишков. Конечно, нужна была бы какая-то замена, но что может заменить детский фольклор? Без него игра обезличена и однотонна, а с ним - весела и красочна. Если спросить любого дошкольника, что такое считалки, ответом будет задорная улыбка, потому что именно с них начинается ИГРА. Вот почему детский фольклор, несмотря ни на что, должен сохраняться, развиваться и делать жизнь ребенка насыщеннее и разнообразнее.

контрольная работа

1. История появления считалки

Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.

В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:

считалка речь воспитание художественный

Ази, двази, nризи, зизи,

Пятом, мятом, шума, рума,

Дуба, крест.

Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.

Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке - теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.

Вопрос судьбы и случая в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

В 1836 году Лермонтов, по примеру Пушкина, который показал своего современника - Евгения Онегина - на фоне петербургской жизни 1820-х годов, задумал написать роман...

Кроме повести-притчи "Скотный двор" и её идейного продолжения - "1984", названного "книгой века", он написал 4 романа, 4 автобиографического эссе, сборник стихов и 4 тома публицистики и писем...

Джордж Оруэлл: история жизни и творчества

"Скотный двор" считается единственным не автобиографическим произведением Оруэлла просто потому, что его персонажи - животные. Но и эта книга, стремительно вывалившаяся "прямо на машинку" (ноябрь 1943 - февраль 1944), выросла из воспоминания...

Искусственный интеллект: научно-художественная проблематика

Традиционно рождение мифологемы искусственного разума относят к средним векам. «Наконец осуществилась мечта средневековых оккультистов - создан механический разум» - указывает современный автор
На другой день, в 8 часов утра, Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес и нашли там уже Долохова, Денисова и Ростова. Пьер имел вид человека, занятого какими то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его было желто. Он видимо не спал ту ночь. Он рассеянно оглядывался вокруг себя и морщился, как будто от яркого солнца. Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, думал Пьер. Даже наверное я бы сделал то же самое; к чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадет мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда нибудь», приходило ему в голову. Но именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли. он с особенно спокойным и рассеянным видом, внушавшим уважение смотревшим на него, спрашивал: «Скоро ли, и готово ли?»
Когда всё было готово, сабли воткнуты в снег, означая барьер, до которого следовало сходиться, и пистолеты заряжены, Несвицкий подошел к Пьеру.
– Я бы не исполнил своей обязанности, граф, – сказал он робким голосом, – и не оправдал бы того доверия и чести, которые вы мне сделали, выбрав меня своим секундантом, ежели бы я в эту важную минуту, очень важную минуту, не сказал вам всю правду. Я полагаю, что дело это не имеет достаточно причин, и что не стоит того, чтобы за него проливать кровь… Вы были неправы, не совсем правы, вы погорячились…