Сейчас когда подумать стало труднее публицистический стиль. О языке, внимательном и вдумчивом отношении к нему. Г.Смирнов. Сейчас, когда подумать стало труднее

По Г. Смирнову. Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить… I. Проблема вольного трактования мыслей великих людей

(1)Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2)Особенно здесь не повезло почему-то Суворову . (3)Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в учении – легко в бою!

(4)Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5)Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6)Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении – легко в походе! (7)В походе, а не в бою! (8)Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9)Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10)Поняв слово «похоронен» в буквальном смысле, доброволь­ные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телеви­зионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11)Да задумайтесь, что вы говорите! (12)Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13)Их невозможно похоронить! (14)И что же? (15)Не считать законченной ни одну войну в истории? (16)Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17)Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие и пока ведёт бой последний солдат! (18)Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19)И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!



(Г. Смирнов)

Сочинение

Афоризмы, мудрые мысли великих людей… Ими порой пользуемся мы, пытаясь сделать нашу речь благозвучнее, правильней, убедительнее, их мы иногда толкуем на свой вкус и лад, не задумываясь над тем, какой смысл вкладывал в них тот, кто их когда-то произнёс, при каких обстоятельствах это было сказано. Мне кажется, над проблемой вольного, в угоду собственному мнению, своим амбициям, трактования мыслей великих людей размышляет Г. Смирнов.

Об актуальности поднятой им проблемы говорит сам автор: «Сейчас …. в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины». Этот иронический авторский неологизм «образованщина» говорит о многом: Смирнов против тех людей, кто вольно и нелепо пользуется афоризмами, не пытаясь вдуматься в их глубокий смысл. С горечью говорит он о том, что больше всего тут не повезло Суворову. Г. Смирнов анализирует трактовку двух наиболее известных афоризма великого полководца. Особенно горько автору, когда он сталкивается с «широко ныне распространившимся толкованием суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат». Его возмущение ярко передано с помощью риторических восклицаний (их в последнем абзаце шесть!) и вопросов. Если вольно и в угоду собственным измышлениям толковать фразу Суворова о последнем солдате, то можно договориться и до того, что «героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата!» Это страшно!

Г. Смирнов с возмущением пишет, что сегодня «подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир». Значит, прежде чем вольно трактовать своё понимание мыслей великого человека, надо подумать, вспомнить, где, при каких обстоятельствах сказаны были приводимые слова. С подобным мнением невозможно не согласиться!

Давайте вспомним героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - это высказывание тургеневского героя полюбилось многим. Мы знаем, что в советское время в угоду «новым» взглядам на жизнь, многие прыткие журналисты перефразировали это высказывание, оно зазвучало иначе: . «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней хозяин». А раз хозяин, то творить может всё, что заблагорассудится: реки поворачивать, острова с деревнями затапливать (вспомним В. Астафьева и его «Прощание с Матерой»)… И натворил такой «хозяин» немало бед!

А как вольно порой трактуются высказывания великого Пушкина! «Народ безмолвствует!» - говорят журналисты, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца. В «Евгении Онегине» А. С. Пушкин пишет:

Мы все глядим в Наполеоны,

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно…

Кто-то из современных неофашистов трактует это высказывание буквально, не замечая пушкинской иронии, не понимая, что подобное высказывание больше подходит людям амбициозным, тщеславным, заносчивым..

Какой же вывод сделала я для себя, читая текст Г. Смирнова? Если хочешь блеснут знаниями, произнести высказывание великого человека, делай это, прежде всего подумав, помни, что твоя точка зрения не всегда бесспорна, не скатывайся с позиций образованности к «образованщине».

Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации, что человеку свойственно доверять телеобозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах.

Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении - легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже нелепую, она невольно оседает в памяти.

О таком неточном, поверхностном, часто абсурдном толковании слов известных людей пишет Г. Смирнов.

Почему же эти сомнительные интерпретации укореняются в общественном сознании? Над этим вопросом задумывается автор текста.

Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен “ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом “образованщина” (суффикс щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок).

Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями и не желающие подумать, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются “ошеломляющие нелепости”. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.

Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь “оповестить о своих думах весь мир” (книжные слова “оповестить”, “думы” приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание “Да задумайтесь, что вы говорите!” звучит как призыв.

С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И “не везет” в этом, к сожалению, не только Суворову.

Известную фразу К. Маркса “Религия - опиум народа” очень часто цитируют так: “Религия - опиумдля народа”. Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народ сам ищет утешения в религии, а интерпретаторы этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.

Знаменитое пушкинское “народ безмолвствует” часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.

Таким образом, в том, что “в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости”, отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди; ведь многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты.

Однако, на мой взгляд, человеку начитанному и образованному никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.

Практика 3. Работа над содержанием сочинения. Заключение к сочинению.

(перед прочтением этой статьи ознакомьтесь с первой частью: "Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С) и создание сочинения. Теория ")

Хорошая композиция требует наличия необходимых композиционных частей: вступления, основной части и заключения. В сочинении , характеризующемся смысловой цельностью и композиционной стройностью, вступительная и заключительная части соразмерны по объёму и соотносимы по содержанию. Чтобы убедиться в справедливости этого утверждения, попробуйте прочитать вступительную и заключительную части каждого из приведённых ниже сочинений.

В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение; может быть также развёрнута мысль, выраженная во вступительной части. В конце рассуждения выпускником может быть выражена позиция в отношении к поставленной в тексте проблеме, могут быть выражены мысли в связи с темой, поднятой автором текста. Ниже приведено несколько возможных вариантов заключительной части сочинения - рассуждения .

Текст 1 (Вступление к сочинению. Текст 1 ).

Заключение.

В. Солоухин приводит нас к очень важному пониманию: мы живём в этом мире, но не знаем его. Мы часто сами лишаем себя возможности ощутить то непередаваемое состояние души и тела, которое дарит нам общение с природой. Но мир красоты и гармонии открыт каждому из нас, и мы всегда сможем испытать близость к природе, увидеть её такой, какой не видели раньше. Стоит только захотеть.

Текст 2.

(1)Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2)Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (З)Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов , тяжело в учении —легко в бою!

(4) Но ведь Суворов — великий человек , он в принципе не мог сказать такой глупости! (5) Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6) Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении — легко в походе! (7)В походе, а не в бою! (8)Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9)Ещё более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов , будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10)Поняв слово "похоронен" в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11)Да задумайтесь, что вы говорите! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13)Их невозможно похоронить! (14)И что же? (15)Не считать законченной ни одну войну в истории? (16)Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов ! (17)Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие и пока ведёт бой последний солдат! (18)Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19)И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

(По Г.Смирнову)

Вступление.

Автор текста обеспокоен бездумным употреблением крылатых фраз, прошедших сквозь время и сохранённых для нас нашими предками. Эти слова талантливых и опытных людей содержат мудрость жизни, но понятна она только думающим людям.

Заключение.

История готовит нас к будущему, поучая прошлым,— вот та мысль, которую помогает нам понять Г. Смирнов. И мы должны быть внимательны к этим поучениям истории, а для этого нужно знать, как происходили её важнейшие события, какими были люди, участвовавшие в них и их вершившие, и нужно бережно относиться ко всем крылатым выражениям, в которых заключается великая мудрость наших предков.

Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме ЕГЭ представляет собой сочинение-рассуждение. Это сочинение пишется на основе текста, который представлен для анализа в варианте работы. В данной презентации представлены рекомендации, алгоритмы, образцы выполнения части С.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Особенности части С Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме ЕГЭ представляет собой сочинение - рассуждение. Это сочинение пишется на основе текста, который представлен для анализа в варианте работы. Это небольшая по объёму работа (не менее 150 слов) По своему типу это сочинение-рассуждение.

Критерии К1 – К4 сочинения По первым трём критериям (К1 – К3) оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (часть С1) проверяются умения ученика анализировать текст: 1) определять тему текста; формулировать проблему; 2) комментировать её ; 3) выявлять позицию автора; Критерий 4 (К4) проверяет умение выражать собственное мнение по проблеме 4) позиция пишущего («моя позиция»)

АЛГОРИТМ РАБОТЫ над частью С Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Формулируем проблему. «Проблема» (греч. задача, задание) – вопрос, поставленный в тексте и требующий разрешения. Желательно, чтобы проблема была сформулирована в форме вопроса, это даст возможность не уйти от основной проблемы. Найдите в тексте абзац, в котором сформулирована основная мысль текста (основной тезис). Задайте вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема.

ПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМА (др-гр. нечто брошенное вперёд, т.е. выделенное из других сторон жизни) – важнейший для автора вопрос (круг вопросов), связанный с той или иной стороной реальной жизни или характера и поступков героев, поэтому проблему часто можно сформулировать с помощью вопросительного предложения. Часто проблема есть острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным. Итак, ПРОБЛЕМУ часто порождает жизненное противоречие: личность – общество, творец – искусство, человек - человек, человек - природа, человек - история.

Способы формулировки проблемы текста: 1) в вопросно-ответной форме; 2) в виде предложения-тезиса, требующего пояснения; 3) в виде номинации (названия) темы; 4) с использованием лексических и синтаксических средств выразительности: лексического повтора, ключевых повторяющихся выражений (однотемной лексики), риторических вопросов, градации и др.; 5) в виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста.

Переходим к комментарию проблемы Комментируя проблему, мы, во-первых, отмечаем либо ее новизну и злободневность, либо относим проблему к разряду “вечных”. Если автор текста задумывается над “вечной” проблемой, можно вспомнить, как до него в литературе решалась эта проблема, и отметить приверженность традиции или оригинальность автора. Если проблема нова, можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней.

Комментарий Комментарий – 1)пояснение к тексту, его толкование, изъяснение; 2) рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо… Он может быть текстуальный (то есть должен объяснять текст, как бы прослеживать ход авторской мысли). Он может быть концепционный (то есть это должны быть интерпретация проблемы, указание и объяснение её актуальности. Здесь больше свободы, но в этом и трудность: можно уйти от текста. Лучше остановить выбор на текстуальном комментарии).

Формулировка и комментарий основной проблемы текста К какой категории относится избранная автором проблема? Насколько она злободневна? Что делает её злободневной? Традиционна ли эта проблема или нова? Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу? Если нова, то что стало причиной её появления, жизнеспособна ли она, объясни, что позволяет сделать такие выводы? Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме? Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества, не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции, интернационалист, глубокий знаток человеческой души?

Наиболее распространённые проблемы: Социальны е: взаимоотношение человека и общества («квартирный вопрос», право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики …); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма; проблема интеллигенции, невостребованности учёных в своём отечестве; проблемы цивилизации…

2. Нравственные: проблема нравственной сущности человека; нравственного выбора; внутренней культуры человека; гуманного и антигуманного отношения к человеку; чести и долга; милосердия, сострадания, совести; духовности / бездуховности.

3. Философские: проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни; проблема одиночества, отчуждённости, утраты веры в человечество; проблема идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема обезличенной личности, проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности.

Семейные: проблема отцов и детей; проблема старости (забота детей о своих родителях), проблемы детства, связанные со становлением личности; проблема отчего дома; утраты корней прошлого, семейных традиций, исторической памяти.

Экологические: проблемы взаимоотношения человека и природы; проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств; равнодушного отношения к природе, утилитарного отношения к природе; проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы…

Информационно-коммуникативные: проблемы развития русского языка, проблема языковой культуры или бескультурья; проблема медиапространства (СМИ) ; проблема коммерциализации культуры; массовой культуры; маргинальной культуры (маргинальность - промежуточное, пограничное положение между какими-либо социальными группами, утрата прежних социальных связей и неспособность приспособиться к новым условиям жизни)

Перечень проблем называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ. В экзаменационном сочинении необходимо сформулировать и прокомментировать только ОДНУ проблему. Выпускник высказывает своё мнение по поводу поднятой в тексте проблемы и рассматривает её в контексте современности, раскрывая значимость, актуальность и выражая своё отношение к ней.

Частные проблемы 1 Проблема героизма и предательства «Тарас Бульба» Н.Гоголя «Разгром» А.Фадеева «Судьба человека» М.Шолохова «Сотников» В.Быкова Любое произведение о Великой Отечественной войне

Проблема нравственного долга Л.Толстой « Война и мир», «После бала» Н. Лесков «Кадетский корпус» М.Шолохов «Судьба человека» К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Проблема выбора жизненного пути «Война и мир» Л.Толстой «Отцы и дети» И.Тургенев «Горе от ума» А.Грибоедов «Тихий Дон» М.Шолохов

1.Проблема человека и природы. 2.Проблема безжалостного отношения к природе 1. А.Куприн «Олеся» Л.Толстой «Война и мир» М.Пришвин «Кладовая солнца» 2. В.Распутин «Прощание с Матерой» В.Астафьев «Царь –рыба» Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

Проблема сострадания и милосердия Ф.Достоевский «Преступление и наказание» Л.Толстой «Война и мир» М.Горький «На дне» М.Булгаков «Мастер и Маргарита» А. Солженицын Матренин двор»

Формулируем позицию автора. Позиция автора – это отношение самого автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль. Перечитайте текст и найдите авторский ответ на поставленный вами вопрос. Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности.

Выражаем своё отношение к проблеме («Моя позиция»). Перечитайте ещё раз поставленный вами вопрос (сформулированную проблему). Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте ещё раз свою позицию иными фразами.

Приводим аргументы «Аргумент» – причина, доказательство, убеждение, довод (по Далю). Смысл аргументации – показать важность, актуальность, ценность высказываемых идей. Аргументов должно быть 2: литературный и фактический. Фактический – интересные факты из общественной жизни, истории, политики, искусства, биографии известных людей, свидетельства очевидцев…

Работаем над заключением Здесь необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме (перечитать проблемный вопрос) и записать вывод, который должен соответствовать данной проблеме.

Текст Г. Смирнов (1) Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2) Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (3) Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов, тяжело в учении - легко в бою. (4) Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5) Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идет твой смертельный враг, не может быть легко! (6) Суворов же говорил нечто иное: тяжело в учении - легко в походе! (7) В походе, а не в бою! (8) Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя! (9) Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат.

(10) Поняв слово “похоронен” в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11) Да задумайтесь, что вы говорите! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13) Их невозможно похоронить! (14) И что же? (15) Не считать законченной ни одну войну в истории? (16) Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17) Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока ведет бой, пока держит в руках оружие и пока ведет бой последний солдат! (18) Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19) И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

Каким может быть сочинение по данному тексту

Опорные записи для сочинения-рассуждения 1. Вступление (1-3 предложения). 2 . Тема текста (помогут найти ключевые слова). а) Кто из нас не задумывался о... б) отрывок из (рассказа, статьи очерка) известного публициста посвящен теме… 3. Основная проблема: а) автор рассуждения решает (философскую проблему, социальную… войны, мира, политики, идеологии, воспитания, взаимоотношения, человека и природы…) б) возможно ли…? Как? Что может помочь…? Эту проблему поднимает автор текста. 4. Комментарии (пояснения к статье, проблеме). а) эта проблема (важная, сложная, актуальная, злободневная) умы учёных, писателей во все времена… б) эта проблема актуальна в наше время, потому что… Кто из нас не сталкивался с подобным явлением? 5. Позиции автора (что хотел сказать, создавая этот текст). 1) автор считает что… 2)ваша позиция (нельзя не согласиться с этой точкой зрения …). Два своих аргумента! 6) Заключение. Таким образом…

К1 Проблема Очень часто мы сталкиваемся с неточным, поверхностным, почти абсурдным толкованием слов известных людей. Почему же эти сомнительные интерпретации укореняются в общественном сознании? Над этой проблемой задумывается Г. Смирнов, автор предложенного текста. Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации и что человеку свойственно доверять телеобозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах. Каждый из нас не раз слышал или употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении - легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное. А задумывались ли мы о том, действительно ли Суворов говорил именно это? Но если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже нелепую, то она невольно оседает в памяти.

К2 Комментарий к проблеме О новизне заявленной проблемы говорит сам автор текста. Он очень эмоционально выражает свое негодование по поводу нежелания людей, выступающих перед телезрителями, попытаться понять, что же все-таки имели в виду цитируемые авторы (“…Вы не поняли, что сказал Суворов!”). Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен “ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений. Явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом “образованщина” (суффикс - щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок, вспомним - хлестаковщина, обломовщина).

К3 Позиция автора Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются ошибки. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.

Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь “оповестить о своих думах весь мир” (книжные слова “оповестить”, “думы”приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание “Да задумайтесь, что вы говорите!” звучит как призыв.

К4 Моя позиция С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И “не везет” в этом, к сожалению, не только Суворову.

1 аргумент Известную фразу К. Маркса “ Религия - опиум народа ” очень часто цитируют так: “Религия - опиум для народа”. Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народ сам ищет утешения в религии, а толкователи этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.

2 аргумент Знаменитое пушкинское “народ безмолвствует” часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.

Заключение (вывод) Таким образом, в том, что “в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости”, отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди. Многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты. Однако, на мой взгляд, начитанному и образованному человеку никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, сами искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.

ТЕМА ТЕКСТА ТЕМА (др-гр., буквально означает нечто, положенное в основу) – это предмет изображения, круг событий и явлений, лежащий в основе текста, область отражения реальности, или основное содержание текста. Очень часто тема обозначена в названии художественного произведения, публицистической статьи, научного текста. В публицистических и научных текстах тема воплощается открыто, прямо, декларативно.

ТЕМЫ широкие и узкие. Вечные темы -- это общие для всех времён и народов темы, интересные и актуальные на протяжении веков: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ; ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ; ВОЙНЫ И МИРА; НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА; ВЕРЫ И БЕЗВЕРИЯ, ГРЕХА И СВЯТОСТИ; ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ ПРИРОДЫ; НАУКА, ОТКРЫТИЯ И ЛЮДИ НАУКИ…

Темы, касающиеся литературы, искусства вообще ЭТО ТЕМЫ: ТВОРЧЕСКИХ ИСКАНИЙ ПОЭТА И ПОЭЗИИ; ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, САМОПОЗНАНИЯ ХУДОЖНИКА; РОЛИ ЛИТЕРАТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА; ВЛИЯНИЯ НА ЗРИТЕЛЕЙ АРТИСТОВ, ПЕВЦОВ; ВЛИЯНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЧЕЛОВЕКА

Тематические блоки Опорные схемы в помощь учащимся

Наука и научные открытия Природа и человек Общество и политика Язык и общество Литера- тура, книга, чтение Философия Искусство Темати- ческие блоки

наука, научные открытия

Как сохранить богатство и выразитель- ность языка? Почему не соблюдаются языковые нормы? Проблема засорения русского языка Каково назначение языка: служить миру или вражде? Как соотносятся речь человека и его мысли? Каковы пути развития языка? Каково состояние современного языка Язык и общество

При желании каждый учитель может изменить, добавить свои материалы и идеи. Удачи всем! Презентацию подготовила Мустафина Гульнур Адгамовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Новокишитская ООШ»