Серебряный век русской поэзии. Поэзия «серебряного века» (общий обзор). Чтение наизусть одного из стихотворений

Серебряный век русской поэзии - период рубежа 19-20 веков. Это период расцвета поэзии, философской и религиозной мысли. Основные направления и школы серебряного века:

Модернизм. Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала XX века. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе {романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма и его просчеты (модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками» (Э. Золя). Основная чёрта модернизма - субъективность. Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Символизм, акмеизм и футуризм как основные течения модернизма.

Символизм. На начальном этапе своего существования отражал декадентские тенденции - уныние, страх перед жизнью, неверие в человеческие возможности (Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус). Затем к символистам присоединяются К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, И. Анненский, Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый. Центральными темами символистов становятся: личность, история, вечность. Идея конструирования мира в процессе творчества. Отказ от рациональности в искусстве. Символ как средство для передачи созерцаемых тайных смыслов, центральная эстетическая категория. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. Старшие символисты: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

3. Гиппиус. Младосимволисты: Вяч. Иванов, А. Белый, А Блок, С. Соловьев Художественные особенности: культ формы, музыкальность стихотворения. Кризис символизма.

Акмеизм. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Особенности стиля: логичность художественного замысла, стройность композиции, четкость организации всех элементов художественной формы. Категория памяти в творчестве. Поэты-акмеисты: Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Г. И. Иванов, В. Н. Нарбут и другие.

Футуризм. Возникновение футуризма. Русский футуризм: кубофутуризм. эгофутуризм. Отказ футуристов от старой культуры. Стремление к рациональному обоснованию творчества. Мечта о рождении искусства, способного преобразить мир. Установка на эпатажность. Цель творчества - побуждение к действию. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Не только новое, но новое и окончательное слово в искусстве - таковы установки футуризма. Футуристы: И. Северянин. В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский и др.

Серебряный век русской поэзии - период рубежа 19-20 веков. Это период расцвета поэзии, философской и религиозной мысли. Основные направления и школы серебряного века:

Модернизм. Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве начала XX века. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе {романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма и его просчеты (модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками» (Э. Золя). Основная чёрта модернизма - субъективность. Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Символизм, акмеизм и футуризм как основные течения модернизма.

Символизм. На начальном этапе своего существования отражал декадентские тенденции - уныние, страх перед жизнью, неверие в человеческие возможности (Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус). Затем к символистам присоединяются К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, И. Анненский, Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый. Центральными темами символистов становятся: личность, история, вечность. Идея конструирования мира в процессе творчества. Отказ от рациональности в искусстве. Символ как средство для передачи созерцаемых тайных смыслов, центральная эстетическая категория. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. Старшие символисты: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

3. Гиппиус. Младосимволисты: Вяч. Иванов, А. Белый, А Блок, С. Соловьев Художественные особенности: культ формы, музыкальность стихотворения. Кризис символизма.

Акмеизм. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Особенности стиля: логичность художественного замысла, стройность композиции, четкость организации всех элементов художественной формы. Категория памяти в творчестве. Поэты-акмеисты: Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Г. И. Иванов, В. Н. Нарбут и другие.

Футуризм. Возникновение футуризма. Русский футуризм: кубофутуризм. эгофутуризм. Отказ футуристов от старой культуры. Стремление к рациональному обоснованию творчества. Мечта о рождении искусства, способного преобразить мир. Установка на эпатажность. Цель творчества - побуждение к действию. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Не только новое, но новое и окончательное слово в искусстве - таковы установки футуризма. Футуристы: И. Северянин. В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский и др.

Опорный конспект по теме

«Серебряный век русской поэзии» (обзор),

11 класс вечерней школы

А под маской было звёздно…

А.Блок.

1. Серебряный век – период в истории русской художественной культуры конца 19 – начала 20 в.в. Понятие «серебряного века» восходит к античным писателям Гесиоду и Овидию, у которых оно фигурирует как обозначение эпохи древней истории, занимающей промежуточное положение между «золотым веком» и «железным веком».

В 1900-е годы термин «серебряный век» первым употребил Н.А.Бердяев в отношении поэзии В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, А.А.Блока, Вяч. И.Иванова, Андрея Белого, эпоха которых, по его мнению, сменила «золотой век» А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Е.А.Баратынского, К.Н.Батюшкова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. В дальнейшем термин приобрёл расширительное толкование и вобрал в себя разнообразные эстетические явления 1900-х и 1910-х.

2.Культурная жизнь России Серебряного века отличалась богатством и изобилием художественных событий. В искусстве этого периода широко использовалась стилизация, заимствование приёмов и форм фонда мировой художественной литературы. Мастера Серебряного века выдвинули идею «жизнестроения». По их убеждению, искусство, преображающее человека, должно было преобразовать жизнь.

3.Центральными литературными явлениями Серебряного века стали поэзия символизма, акмеизма и футуризма, а культурными символами эпохи – собрания на «башне» Вяч. Иванова («ивановские среды»), артистические и литературные кабаре, «Привал комедиантов», «Бродячая собака», пародийные представления «Летучей мыши» и «Кривого зеркала» и др.

4. Символизм – литературно-художественное направление, считающее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание в отличие от аллегории – однозначного иносказания. Символ содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности. Символисты стремились к туманности, неопределённости смысловой стороны слова, всячески выдвигая на первый план его музыкальные возможности.

Они пользовались особым ритмико-интонационным построением строфы, что вызвало широкий приток новых ритмов в русской поэзии. Целым рядом приёмов символисты добивались того, чтобы «оторвать» внешнюю звуковую оболочку слова от его смыслового содержания. Один из приёмов состоял в том, чтобы как-то нейтрализовать элементы языка, несущие наибольшую смысловую нагрузку и, напротив, всячески усилить наименее нагруженные в смысловом отношении элементы. Например, у Блока: «Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет…» или у Брюсова: «Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть чёрных кос, Я рядом плыл; сошлись кормила; Закатный луч был странно кос…».

Символизм возник во Франции, термин ввёл Жан Мореас в «Манифесте символизма» (1886 г.).

Первое поколение русских символистов вошло в литературную жизнь в 1890-е: Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб, Н.М.Минский, А.Л.Волынский. ранний символизм в России, как и в Западной Европе, развивался под знаком декадентства, декларировал «чистое искусство», культ красоты и характеризовался ярко выраженным эстетизмом.

В 1900-е сложилось второе поколение символистов – Вя. И.Иванов, Андрей Белый, А.А.Блок, М.А.Волошин, Г.И.Чулков, С.М.Городецкий, Эллис, с которыми связан поворот в направлении богоискательства и религиозного искусства.

Отличительные черты поэзии символизма: музыкальность («Музыка – прежде всего»), поиск новых стихотворных размеров и рифм, возвышенность тематики, многозначность, расплывчатость образов, недосказанность, мистическая настроенность – и всё это – бунт против правил.

5. Акмеизм – литературное течение начала 20 века. Своё название получил от греческого слова «акме»- высота, вершина, подъём, расцвет. Он выделился из символизма. Акмеизм проявился главным образом в лирике и объединил поэтов нового поколения, пришедших на смену символистам, у которых многие акмеисты прошли литературную школу. Акмеисты критиковали туманность и зыбкость символистского языка и проповедовали ясный, свежий и «простой» поэтический язык. Отсюда другое название – кларизм (от лат.clarus – «ясный»).

Наиболее известные представители акмеизма – Н.С.Гумилёв, С.М.Городецкий, М.А.Кузмин, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам. В 1911 году акмеисты создали объединение «Цех поэтов». Его название подчёркивало, что в поэзии акмеисты более полагаются на мастерство и мастеровитость, нежели на мимолётное, сиюминутное вдохновение. К концу 1910-х течение акмеизма распалось. Однако все связанные с ним поэты в дальнейшем творчестве сохраняли приверженность его эстетическим установкам.

6. Футуризм – художественное направление в европейской литературе, театре, изобразительном искусстве начала 20 в. зародилось в Италии. Название этого направления указывало на его устремлённость в будущее (от лат. Futurum – «будущее»).

В России ведущим течением стал так называемый кубофутуризм, представители которого – Велимир Хлебников, В.В.Каменский, Д.Д.Бурлюк, А.Е.Кручёных, В.В.Маяковский, Б.К.Лившиц и др.- в 1909 г. составили группы «Союз молодёжи» и «Гилея». Другое течение называлось эгофутуризмом, возглавлял Игорь Северянин.

Вся деятельность русских футуристов протекала в атмосфере сенсации и скандала. Они появлялись на публике с раскрашенными лицами, их литературные вечера нередко кончались потасовками. Один из главных манифестов назывался «Пощёчина общественному вкусу» (1913 г.), в котором футуристы призывали «сбросить прошлое с корабля современности».

В поэзии футуристы выступали экспериментаторами и провозглашали идею «зауми» - «заумного языка». Основные литературные альманахи и сборники: «Садок судей», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», «Молоко кобылиц», «Весеннее контрагентство муз». Наиболее яркие произведения – поэма В.Маяковского «Облако в штанах» (1915) и его пьеса «Мистерия-буфф» (1918).

История

Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны - это явление рубежа 80-х - 90-х годов XIX века, то конец этого периода - вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «Серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, а также эмиграции многих поэтов и писателей в начале 1920-х годов из России. Наконец, существует точка зрения, что концом «Серебряного века» можно считать рубеж 1920-х - 1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературой. Таким образом, временныме рамки этого периода составляют около тридцати лет.

Литературные течения

Символизм

Новое литературное направление - символизм - явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного подсознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма - 1890-егоды - 1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:

  • - отечественная - поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского;
  • - французский символизм - поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Символизм не был однородным. В нём выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.

Символизм - самое крупное из модернистских течений, возникших в России. Начало его теоретическому самоопределению было положено Д. С. Мережковским. Центральное место в поэзии он отводил символу.

а) На начальном этапе своего существования символизм отражал декадентские тенденции - уныние, страх перед жизнью, неверие в возможности человека:

Мы - над бездною ступени,

Дети мрака, солнца ждем,

Свет увидим и, как тени,

Мы в лучах его умрем.

К группе декадентских поэтов принадлежали З. Гиппиус, В. Брюсов, Н. Минский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

б) Но затем в символизм влились новые поэты, существенно обновившие облик течения: А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и другие. С их приходом многие из символистов пересмотрели свои взгляды на литературу, и символизм стал важным фактором русской культурно-духовной жизни. Для творчества символистов новой школы характерно стремление к высшему идеалу, вера в высокое предназначение искусства и призыв к объединению людей. Они проповедовали слитность творчества и религии, культ формы (символа), музыкальность стиха:

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя...

Не потому, что я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с друими..

Воплощение мечтаний,

Всемогущего игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

Старшие символисты

  • § Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, Н. М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.
  • § Московские символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт.

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт - прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

Младшие символисты

А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм - философия, преломленная в поэтическом сознании.

Серебряный век русской поэзии относят в начало 20-ого столетия, хотя его началом является 19 век, и все его истоки в "веке золотом ”.
По сути это даже не век, это грандиозный пласт, по количественному и качественному составу поэтов, сравниться с которым не сможет никакой другой век.
Сам термин "серебряный век” является образным и весьма условным. Предложил его (возможно даже в шутку) философ Н. Бердяев,
но подхватили его и прочно вошло в литературное сообщество в 60-е годы ХХ века.Главный признак - мистицизм, кризис веры, внутренней духовности, совести.
Поэзия являлась сублимациейвнутренних противоречий, психической дисгармонии, душевного недуга.
Вся поэзия "серебряного века”, с головой воплотив в себе наследие Библии, опыт мировой литературы, античную мифологию,сердцем и душой, оказалась тесно связана с русским фольклором, местными, народными сказаниями и частушками, песнями и плачами.Впрочем есть мнение, что "серебряный век" – явление западническое. Возможно, он воплотил пессимизм Шопенгауэра, эстетизм Оскара Уайлда, что-то от Альфреда де Виньи, сверхчеловека Ницше. Также есть предположение что это "качественное" название. Есть золотой век с А.С.Пушкиным, а есть серебряный, недотянувший по качеству до золотого.

Творчество поэтов серебряного века.

Это был полный солнечного сияния созидательный мир, жаждущий красоты и самоутверждения. И хотя название этого времени "серебряный", несомненно, именно оно было самой яркой и творческой вехой в российской истории.
Имена поэтов, составивших духовную основу Серебряного века, всем известны:Сергей Есенин, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, Александр Блок, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Анна Ахматова,Николай Гумилев, Марина Цветаева, Игорь Северянин Борис Пастернак и многие другие.
В наиболее насыщенном виде суть Серебряного века совершила выплеск в начале двадцатого века. Это был взлет поэзии в многообразии красок и теней - художественных, философских, религиозных.Поэты боролись с попытками увязать поведение человека с соц.средой и продолжали тенденцию русской поэзии, для которой человек был важен такой какой он есть, важен в своем отношении к Творцу, в своих мыслях и чувствах, его личное отношение к вечности, к Любви и Смерти во всех проявлениях и смыслах. Особенно в этом преуспели шесть поэтов серебряного века - В.Маяковский, Н.Гумилев, С.Есенин, А.Блок, А.Ахматова, И.Северянин.

Они свято верили в искусство, в силу слова. Поэтому их творчество это глубокое погружение в стихию слова и озадачено поиском новых средств слововыражения. Они чтили не только смысл, но и о стиль - для них был важен звук, словоформа и полное погружение в стихию.
Дорого это обходилось. Почти все поэты Серебряного века были несчастны в личной жизни, а многие из них плохо кончили. Хотя, по большому счету, почти все поэты не очень счастливы в личной жизни, да и в жизни вообще.
"Серебряный век русской поэзии” – удивительно сложное, но и вместе с тем изумительное полотно, истоками из 90-х годов XIX века.