«Смешон или страшен Молчалин?» по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.). Сочинение на тему: Смешон или страшен Молчалин в комедии Горе от ума, Грибоедов Чем страшен молчалин горе от ума

Комедия «Горе от ума» написана Грибоедовым в период всплеска революционного движения в России, за три года до восстания декабристов. В ней автор стремился показать отсталость и порочность светского общества, его низменные интересы и консервативные взгляды. Одним из представителей этого общества является Молчалин.
Неприметный с виду, он, тем не менее, играет в комедии значительную роль. Необходимо выяснить, на что способен такой человек, как Молчалин, является ли он посмешищем или представляет из себя реальную уфозу человеческому обществу.
Несмотря на комический внешний облик, кажущуюся безобидность, такой человек, как Молчалин, страшен по своей сути.
С самого начала пьесы Молчалин предстает перед читателем как жалкий, трусливый человек. Таким видит его и Чацкий, презирая и жалея. «Жалчайшее созданье!» - восклицает он. В поведении Молчалина по отношению к Фамусову видна подобострастность и униженность. При помощи этих качеств Молчалину удается успешно вывернуться из неприятной ситуации (когда его застают рано утром с Софьей). Ничего, кроме усмешки, не может вызвать эпизод, в котором Молчалин падает с лошади. Он, словно девушка, падает в обморок, потом ходит с перевязанной рукой, на что Лиза справедливо замечает: «...если б не к лицу, не нужно перевязки».
Нет сомнения, что основные черты Молчалина - это отсутствие ума и серость. Но, обладая столь неприглядными качествами, Молчалин не так безобиден, как кажется. Отсутствие здравого живого ума заменяется наличием житейской сметки, изворотливости и хитрости. Внешне он скромен, тих и незаметен, «враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело». Своим поведением он вводит в заблуждение Софью: «...уступчив, скромен, тих, в лице не пяти беспокойства, и на душе проступков никаких». Чацкий тоже сперва видит в Молчалине человека, который «услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он на цыпочках и не богат словами», и тем самым Чацкий его недооценивает. Скромность и застенчивость лишь маска, под которой скрывается истинное лицо Молчалина, а именно: холодный расчет, жестко поставленные цели и способность на любое зло ради их достижения. В ход идег все: лесть, подхалимство, любовная связь.
У Молчалина нет ни денег, ни знатного происхождения, он взят в дом Фамусова из милости. Но цель его жизни - добиться «степеней известных», достичь чинов, богатства и славы, пусть даже ценой собственного унижения и несчастий других. У Молчалина нет морали, нет принципов, нет собственного мнения. По его понятиям, чтобы быть в милости, необходимо «зависеть от других», а также «не должно сметь свое суждение иметь». Нельзя даже сказать, что Молчалин поступается убеждениями. У него нет убеждений. Ради того, чтобы приблизиться к Фамусову, Молчалин разыгрывает любовь к Софье, используя девушку в качестве орудия доя достижения своих целей. Здесь проявляется двуличие Молчалина. Он изображает пылкую любовь и преданность Софье лишь «по должности», а к Лизе пристает от скуки, вследствие своей распущенности. Молчалин преуспел, выполняя завещание своего отца «угождать всем людям без изъ- ятья». Он становится любовником Софьи в угодность ей, за то, что она дочь влиятельного человека. На самом же деле Молчалин никого не любит, кроме себя. Он обращает на человека внимание лишь в том случае, если этот человек способен принести какую-нибудь выгоду. Подобное потребительское отношение к людям, к жизни было нормой в фамусовском обществе. К сожалению, такие люди, как Молчалин, существовали не только в прошлом веке, они существуют сейчас, будут существовать и в будущем. Не привлекая к себе внимания, множество молчалиных живет среди нас. И это страшно, когда такие люди благополучно устраиваются и процветают. Незначительные с виду, они основа, без которой общество, подобное фа- мусовскому, не могло бы существовать.
О таком человеке, как Молчалин, говорят: «Он умеет жить». Имея два таланта - «умеренность и аккуратность», он знает, как выгодно поставить себя в обществе:
- Там моську вовремя погладит.
Тут в пору карточку вотрет.
Как правило, такие люди действительно «блаженствуют на свете», что нельзя сказать о людях честных и порядочных.
Таким образом, можно прийти к выводу, что Молчалин страшен, как страшен человек, способный на любую низость, подлость, предательство, как человек, истинное лицо которого скрыто под маской лжи и покорности. Недаром на примере Молчалина Грибоедов наглядно иллюстрирует порочность и лживость фамусовского общества.

Появление в начале 19-го века комедии Грибоедова «Горе от ума» открыло новую веху в истории русской литературы. Все созданные писателем персонажи имеют не только литературное, но и общественное значение. Герои комедии разделены на два лагеря: «век минувший» и «век нынешний», но есть и такие, которых некуда отнести. Например, Молчалин Алексей Степаныч , он еще не дворянин с барскими замашками, но уже активно метит на это место. Для него самое главное добиться какого-нибудь выгодного чина, а уж каким путем, это вопрос второстепенный.

Молчалин готов врать, предавать, льстить, заискивать и прибегать к любым хитростям, лишь бы достичь желаемого. Тип таких людей стал одним из самых распространенных на Руси после Отечественной войны 1812 года. Обществом все еще управляли представители «века минувшего», гордо называвшие себя патриотами своей страны и при этом употреблявшие в речи иностранные словечки и носившие одежду по выкройкам от франузских модисток. Другим недостатком людей так называемого «фамусовского общества» было пренебрежение учением и образованием. Люди, занимавшие самые высокие чины, могли быть абсолютны безграмотными и невежественными.

Однако на смену этому поколению зарождалось новое течение активистов, которые несли с собой «свет ученья», любовь к отечеству и свободу крестьянам. Этих людей автор отнес к «веку нынешнему», так как в них он видел надежду на лучшее будущее и зарождение справедливого общества. К сожалению, пока существовали такие характеры как Молчалин, «век минувший» мог спокойно развиваться и процветать. Этот герой нечасто высказывает свое мнение, ведет себя довольно покорно и дружелюбно, и только очень умный и проницательный человек может заметить, что кроется за этой маской. Таким разоблачителем для него стал А. А. Чацкий , но его не хотели слушать.

Достаточно увидеть неподдельное отчаяние Софьи в миг, когда она узнала, что горячо любимый ею Молчалин ухаживал за ней только из-за возможности подняться по служебной лестнице. После этой сцены совершенно очевидно, что такие типажи не смешны, какими они могут показаться, когда льстят при каждой возможности и пытаются прислуживать даже собачке дворянской масти, а страшны и опасны. В действительности, изображая Молчалина, автор хотел показать обобщающий образ мелкого чиновника, унижающего себя перед высокими должностными лицами, чтобы продвинуться по службе. Как видим, такой образ не только смешон со стороны, но и трагикомичен.

Его поступок по отношению к Софье оказался самым подлым и с точки зрения читателя заслуживает смеха и презрения. В конце произведения мы узнаем, что он тайно влюблен в Лизу , а сам все это время ухаживал за дочкой хозяина, в надежде завоевать ее сердце и получить повышение. Не заслуживает уважения и его последующее действие, когда он пытается отпираться и отрицать сказанное, дабы не потерять расположения Софьи. Одним словом, этот герой сплошь представлен порочным и подлым. На мой взгляд, он опасен и далеко не безобиден. Такие, как он, быстро «возрождаются» и вновь приступают к реализации своих планов, поэтому они скорее страшны, чем смешны.

Молчалин и Чацкий. Два полюса в блистательной комедии Грибоедова. Рядом с пылким Чацким, страстным борцом и яростным обличителем, совсем незаметен бессловесный Молчалин. Поэтому, наверное, и читатели, и зрители уделяют ему не так много внимания. Но за невыразительной внешностью и серым мышлением скрывается целая жизненная философия, очень живучая и стойкая.

Задумаемся, что представляет собой Молчалин? Сочувствия или осуждения достоин он?

Вначале мы знакомимся с ним в основном благодаря характеристикам, данным ему другими персонажами пьесы.

Доволен им Фамусов, поручивший робкому, но верному помощнику выполнение своих несложных обязанностей.

Влюбленная Софья отмечает, что он

Уступчив, скромен, тих,

В лицо ни тени беспокойства

И на душе поступков никаких.

Да и сам Молчалин говорит, что умеренность и аккуратность - его главные таланты.

И лишь однажды у Софьи с сожалением вырвется:

Конечно, нет в нем этого ума…

Имея, вероятно, в виду блестящий и острый ум Чацкого.

Но как ошибалась она! Умен, очень умен незаметный Молчалин, но предпочитает до времени скрывать это. Ведь гораздо выгоднее носить маску, представляясь таким, каким его хотят видеть окружающие: нежно-покорным с Софьей, с Фамусовым угодливо-преданным, фальшиво-смиренным с Чацким, фамильярным с Лизонькой.

Кажется, что только со служанкой он полностью искренен, открывая свою жизненную позицию:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуго его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, во избежание зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

К чему гордость и чувство собственного достоинства таким, как Молчалин: угодничество - вот главное в его философии.

Но все его поведение свидетельствует о том, что он глубже характеристики, данной самому себе.

Он находчив и осторожен; старается скрыть от посторонних отношения с хозяйской дочерью, а неожиданно встретив Фамусова в неурочное время около комнаты Софьи, не теряется и мгновенно придумывает правдоподобное объяснение.

Беседа с Чацким показывает, что Молчалин ни во что не ставит умного гостя. Смиренно начав разговор, Молчалин вскоре переходит в наступление: он задает вопросы, осуждает, советует

Вам не дались чины, по службе неуспех? -

С иронией спрашивает он, А вот и совет:

Ну, право, чтобы вам в Москве служить И награжденья брать, и весело пожить?

Молчалин не только не влюблен - он даже не увлечен Софьей. Откровенно и беззастенчиво говорит он:

Пойдем любовь делить плачевной нашей крали…

И позже на Лизин вопрос о возможной свадьбе хладнокровно отвечает:

Надежды много впереди,

Без свадьбы время проволочим.

Весь его ум, хитрость и изворотливость призваны служить одной цели - хорошо, мягко, сладко, устроиться в жизни.

И только катастрофа, происшедшая в конце пьесы, мешает осуществлению его планов. После сцены в сенях Молчалин не может оставаться прежним: маска сдернута, и все увидели его истинное лицо.

Но слишком удобен был прежний Молчалин для всех, даже для Софьи. И Чацкий верно подмечает:

Вы помиритесь с ним, по размышленьи трезвом.

Итак, поражение Молчалина, по всей видимости, временное. Его простят, И достижение жизненной цели станет ещё сладостней.

Молчалин - антитеза Чацкому. Но как верно сумел предвидеть Грибоедов в этих образах два пути, по которым пойдут люди: чацкие всегда будут выбирать борьбу и открытый бой, молчалины - смирение и покой.

Итак, нам некого жалеть: не жалкий, а хитрый и изворотливый, удивительно живучий тип перед нами. Оглянитесь вокруг. Разве среди окружающих вас людей нет современных молчалиных?!

Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» представляет собой личность очень хитрую. Он идет навстречу тем людям, знакомство с которыми для него выгодно. Он тайно встречается с дочерью своего начальника, чтобы выгодно на ней жениться. Он флиртует с ее служанкой ради собственного удовольствия. При Фамусове он ведет себя очень скромно, чтобы не потерять покровительство этого влиятельного человека. Благодаря помощи Фамусова он получил чин и дворянство. Своими собственными заслугами он никогда бы не смог этого добиться. Он смешон тем, что он глуп.

Страшен он тем, что очень хитер и расчетлив. Пока ему это выгодно он работает у Фамусова и крутит роман с его дочерью. Но я уверена, как только ему попадется кто-то более влиятельный, он тут же уйдет от Фамусова и Софьи. Он слишком расчетлив, чтобы быть на службе у Фамусова все время. Как только он почувствует, что здесь он больше ничего не добьется, он забросит их.

В жизни такие расчетливые люди очень страшны. Они идут по головам ради своей цели. Они легко переступают через тех, кто до этого помогал им.

Поэтому Молчалин и смешон и страшен одновременно.

В начале XIX века Грибоедовым была написана комедия, которая открыла новый этап в истории русской литературы. Все персонажи «Горе от ума» имеют историко-литературное и общечеловеческое значение. Особой находкой русского драматурга стало создание образа Молчалина. Этот герой сочетает в себе все отрицательные качества социально-психологического типа, который и сегодня весьма распространен в России. Смешон или страшен Молчалин?

Рабское угодничество

Подобный тип персонажа стал довольно распространенным в русской литературе. Но впервые с ним читатели и театральные зрители познакомились именно благодаря комедии Грибоедова. Писатель смог обобщать все то, что наблюдал в обществе. С его легкой руки в литературную критику вошли такие понятия, как «фамусовщина», «молчалинство». Они не близки по значению, но в комедии «Горе от ума» связаны друг с другом.

Молчалин - человек маленький. Но в отличие от пушкинского типа он не смиряется со своим социальным положением и готов идти на все, дабы подняться в обществе. Отец прививал ему рабское угодничество как средство, с помощью которого можно добиться своей цели. Смешон или страшен Молчалин? Ответ на этот вопрос, на первый взгляд, кажется очевидным. Секретарь Фамусова может вызвать лишь презрение и иронию. Именно так его воспринимает читатель. Смешным и жалким он предстал в глазах и главного героя комедии. Но нет однозначного ответа на вопрос: «Смешон или страшен Молчалин?» Сочинение, посвященное персонажам Грибоедова, требует более глубокого прочтения произведения. Потому как лишь после размышлений и некоторого анализа приходит в голову, что не так уж безобиден этот герой.

Карьеризм

Смешон или страшен Молчалин? Сочинение Грибоедова - это не просто комедия, в которой автор талантливо высмеял пороки московского общества. В нем также писатель поднял вопрос о том, какие чувства вызывает человек, стремящийся к карьерному взлету. Ошибкой Чацкого стало заблуждение относительно секретаря Фамусова. Молчалин - человек «бессловесный», но способен добиться «степеней известных». В его стремлении сделать карьеру нет ничего предосудительного, если бы не полное равнодушие ко всему, что происходит вокруг.

Один из критиков заметил, что Молчалин, решив однажды сделать карьеру, пошел по пути, с которого уж никогда не свернет. Даже если будет умирать его мать, любимая женщина позовет на помощь, а весь мир станет ему плевать в лицо, он не отступит. Вопрос о том, смешон или страшен Молчалин, исходя из этой точки зрения, предполагает однозначный ответ. Циничных карьеристов следует опасаться. Их угоднические манеры - не повод для иронии. Ведь если такому Молчалину удастся обмануть окружающих, рано или поздно он покажет свое истинное лицо. И лик его будет страшен.

Подлость

Чацкому противопоставлен фамусовский мир. Нельзя сказать, что Молчалин является частью общества своего наставника. Он пока лишь стремится им стать. Но противостояние главного героя и секретаря Фамусова особенно бросается в глаза потому как люди эти принадлежат к одной возрастной категории. Но каждый из них выбрал свой путь в этом мире. Один стал бунтарем и правдоискателем. Другой предпочел отмаливаться и выжидать удачного момента, когда ему удастся всё-таки получить то, о чем он так долго мечтает. Смешон или страшен Молчалин? Может ли змея, которая притаилась и в любой момент готова укусить, вызвать смех? Ответ на эти вопросы очевиден. Их поможет раскрыть сочинение на тему «Смешон или страшен Молчалин».

Лакейство

Молчалин не осознает, как можно, будучи мелким чиновником, иметь свою точку зрения. Его лакейство и желание угодить принимают порою комические формы. Но готов расхваливать гладкую шерстку собаки знатной дамы, играть роль влюбленного перед Софьей, осуждать и критиковать Чацкого. Сочинение на тему «Смешон или страшен Молчалин» - это анализ персонажа, сопоставление его с другими героями, а также размышление о том, кем смог бы стать подобный человек, если бы его обман не был вовремя обнаружен.

Жалчайшее создание

Как уже было сказано, Чацкий при первой встрече с Молчалиным крайне заблуждался. В его глазах этот человек был ничтожеством и жалким созданием. Такое отношение к молчалиным было характерно для грибоедовского времени. Популярным стал тип молодого передового дворянина, который, располагая высокими идеалами и блестящим образованием, сможет когда-нибудь изменить русское общество. Противопоставлением такому типажу служил старый аристократический мир. Молчалины находились в тени. И в этом заключалась опасность, на которую указывает автор комедии «Горе от ума». Смешон или страшен Молчалин? Ответ на этот вопрос ясен, стоит лишь немного пофантазировать. Что бы было, если бы секретарю удалось добиться руки Софьи, попасть в круг Фамусова? Наверняка общество, которое было столь неприятно Чацкому, в конечном счете оказалось бы не таким опасным, как этот молчаливый, исключительно льстивый молодой человек.

Неуязвимость

Созданный им самим образ смиренника умиляет Софью. Начитавшись французских романов, она готова верить в его чистые помыслы и высокие чувства между людьми, принадлежащими к разным социальным мирам. Но маска мгновенно слетает с Молчалина, лишь только перед ним появляется человек, которые ниже по статусу. Истинное лицо этого персонажа можно видеть в тех действиях, где он общается с Лизой. О том, что собой представляет секретарь Фамусова, становится ясно и из его разговоров с Чацким. В глазах Молчалина главный герой - неудачник, а значит, он достоин лишь презрения.

Не стоит полагать, что разоблачение Молчалина приведет к тому, что он исчезнет с общественной сцены. Покинуть ее может только «сумасшедший» Чацкий. «Смешон или страшен Молчалин?» - сочинение-рассуждение, которое требует понимания исторической роли героев Грибоедова. На первый взгляд - неудачливый карьерист. В действительности - чрезвычайно неуязвимый подлец. Рано или поздно он добьется своей цели. И, возможно, страшен не так Молчалин, как то время, в котором комфортно себя чувствуют льстецы и карьеристы, и в котором правду принимают за безумие.