Смысл пьесы недоросль. Смысл названия комедии недоросль фонвизина сочинение. Актуальность проблемы образования

недоросль

не доросль , недоросля, муж.

1. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу (ист. ). «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.» Пушкин .

2. Глуповатый и простоватый юноша-недоучка из обеспеченной семьи (от комедии Фонвизина "Недоросль", ср. Митрофанушка).

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

недоросль

, я ,м.

1. Подросток, несовершеннолетний.

* Уродился я, бедный недоносок, С глупых лет брожу я сиротою ; Недорослем меня бедного женили ... // Пушкин. Стихотворения // *

2. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу.

* [Простакова :] Ведь, мой батюшка , пока Митрофанушка еще в недорослях, пока его и понежить . // Фонвизин. Недоросль //; Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками . // Пушкин. Капитанская дочка // *

Словарь Ожегова

недоросль

НЕ ДОРОСЛЬ, я, м.

1. В России в 18 в.: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

2. перен. Глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).

Словарь Ефремовой

недоросль

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

недоросль

Термин, соответствующий теперешнему "несовершеннолетний" и применявшийся в Московском государстве к сыновьям дворян и детей боярских, не достигших 15-летнего возраста, с которого начиналась боевая зрелость сыновей служилых людей по отечеству. В 15 лет Н. верстались поместным и денежным окладами и либо припускались к отцу в поместье, либо испомещались особо и порой "вопче", т. е. целыми небольшими группами. Перечисления Н. делались в особых "списках" и десятнях; в делах герольдмейстерской конторы есть целые книги о Н., так как термин этот перешел и в XVIII в., получив, в конце столетия, насмешливое значение и увековеченный комедией Фонвизина. Документы о Н. см. в делах разряда, сената и герольдии, хранящихся в московском архиве министерства юстиции, а печатные перечисления их - в изданных В. Н. Сторожевым десятнях.

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» – одно из самых ярких произведений русского классицизма. Вопросы, на которых автор заостряет внимание в пьесе, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время – спустя более трех веков с момента ее написания. Созданное Фонвизиным произведение трудно сравнивать с традиционными классицистическими комедиями, ведь ироничный фарс, осмеяние пороков общества, злободневные темы в пьесе выглядят так же смешно, как и трагично. Используя приемы контраста, осмеяния, иронии драматург подводит читателя к глубоким смыслу и сути «Недоросля».

Идейный смысл комедии «Недоросль»

На первый взгляд произведение является обычной бытовой пьесой – центральный сюжет «Недоросля» линеен и завязывается вокруг замужества Софьи. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и теперь живет на попечении помещицкой семьи Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта» решает выдать Софью без ее согласия замуж за своего брата – Скотинина. Однако новость, что девушка стала наследницей огромного состояния, а со дня на день приезжает ее дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая в роли нового жениха своего сына-недоросля Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за своего возлюбленного Милона.

Даже по краткому описанию «Недоросля» становится понятно, что сюжет пьесы вполне вписывается в каноны классицистических комедий. Однако произведение дополняет второстепенная сюжетная линия, связанная с Митрофаном – глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он является самым комичным персонажем пьесы – наиболее смешные сцены произведения связаны именно с его обучением. Вообще, в «Недоросли» есть только два, смешных персонажа, – Митрофан и Скотинин. Они веселят своей глупостью, непониманием, когда лучше помолчать, вместо того, чтобы говорить несуразные вещи.

«Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания – так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Однако, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Деспотичная, жестокая и грубая к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит отрады ни в своем «беспросветном дураке»-муже, ни в сыне, которого слепо любит. Даже ее высказывания о том, как нужно правильно считать (сцена урока Цыфиркина) забавны, но скорей осмеивают нравы старого дворянства, нежели ее саму. По активности и влиятельности в пьесе ее можно сравнить с Правдиным, однако если мужчина отстаивает гуманистические, высокоморальные идеалы, то Простакова является носителем «своей», помещицкой морали, предписывающей наибольшую ценность денег и чинов перед жизнью ее крепостных, честным именем, образованием и добродетелью.

Основной смысл «Недоросля» состоит именно в этом противопоставлении двух радиально противоположных взглядов – новых, гуманных, просветительских и устаревших, помещицких. Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последних, но и на необходимости изменения взглядов старого дворянства, иначе «плоды злонравия» будут неизбежны. Автор подчеркивает, что истоки этого злонравия в самом воспитании – Простакова и Скотинин переняли свои взгляды от родителей и передали их Митрофану так же, как в Софье были заложены основы гуманизма еще ее родителями.

Суть комедии «Недоросль»

Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.

Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».

Тест по произведению

Эта комедия - бесподобное зеркало.
В. О. Ключевский
Сатирическая комедия «Недоросль» имеет непреходящую ценность как художественный памятник XVIII века. В ней Д. И. Фонвизин метко отразил русскую действительность времен правления Екатерины П и поднял вопрос о воспитании молодежи. Словно под увеличительном стеклом современники Фонвизина увидели «болезни» своего общества и свои собственные пороки.
Комедия «Недоросль» была включена в учебную программу по русской литературе. Спектакль по этой пьесе собирал полные залы и долгое время входил в театральный репертуар. «Недоросль» называли спектаклем для гимназистов и гимназисток, так как обычно его ставили во время зимних каникул. Но и взрослые люди с удовольствием смотрели комедию. Фонвизин заставлял их смеяться, возмущаться или огорчаться вместе со своими подопечными подростками-недорослями. Он представил им художественное воплощение их же жизни, пустой и грубой, но привычной. Наверное, честные по отношению к самим себе люди с горестью повторяли про себя восклицание Простакова-отца: «Хороши мы!».
Мы с вами живем в другой обстановке, и проблема крепостничества не тревожит умы современных прогрессивных людей, но природа человеческой души осталась прежней. Это означает, что пороки прошлого живут в нас, но в другой форме. Несмотря на наивность и шаблонность композиции пьесы, схематичность и плоскость героев, непонятный устаревший язык пьесы, откровенные нравоучение и морализм, ее главный конфликт между старым и новым в обществе, обнажение болезней человеческого ума и души остаются актуальными и сегодня.
Комедия «Недоросль» имеет большое воспитательное значение. Мы видим на примере Митрофанушки, как изуродовали его ум и душу невежды-родители. Даже если бы для его обучения наняли хороших учителей, а не невежд, то толку из того было бы мало. Вернее сказать, вышел бы из этого большой вред. Невежество и злонравие Митрофанушки не так опасны, как образованность, помноженная на злонравие. Словами Стародума Фонвизин учит молодых людей: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Ум, коль он только что ум, самая безделица; прямую цену уму дает благонравие». Эта мысль, повторяющаяся уже более двух сотен лет со времени первого представления пьесы, остается актуальной и сегодня. Не редки примеры негативной деятельности умных, образованных, но злонамеренных, духовно и морально развращенных людей. Поэтому Фонвизин предлагает при воспитании подростка на примерах из жизни исторических деятелей указывать на «два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения».
Историк Ключевский писал, что комедия «Недоросль» показывает, «какими понятиями и привычками удобрена та культурная почва, по которой мы ходим и злаками которой питаемся. Этого исторического интереса не могли замечать в комедии современники ее автора: смотря ее, они не видели нас, своих внуков; мы сквозь нее видим их, своих дедов». Педагоги, родители и воспитатели современных подростов-недорослей могут сказать об этой пьесе перефразированными словами Стародума: «Читай ее, читай! Кто написал «Недоросля», тот пером своим нравов развращать не станет».


Традиционно понятие недоросль обозначало молодого дворянина, лет 16-и, не поступившего на государственную службу. После появления пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», это слово стало получило второе значение – глупого юноши, недоучки.

Комедия о недоросли несет в себе не только идею высмеивания недостатков молодого поколения, но и тревогу за будущее родины, за которое будут ответственны именно нынешние недоросли, подрастающие крепостники, погрязшие в глупости и невежестве.

Митрофан как представитель подрастающего поколения

Митрофан вырос эгоистичным и деспотичным ребенком, не несущим ответственности за свое поведение и поступки. С самого детства он научился грубости в обращении с окружающими людьми. Он не разговаривал, а лаял, причем не только на обслугу, но и на родную мать. Он не ценит доброго отношения к себе и заботы няни Еремеевны. По его мнению, все, что она делает для него – само собой разумеющееся.

Он смел и дерзок на словах, но многие смешные ситуации показывают его трусость и несамостоятельность. Корысть и эгоизм – основные качества Митрофана. Он умеет подстраиваться под меняющиеся обстоятельства – в зависимости от положения человека меняется его общение с ним. Мать для него не значит ничего – как только она теряет власть над ситуацией, он легко отказывается от нее.

Причины невежества Митрофана

Сын отрекся от матери в тяжелое для нее время. Для Простаковой это стало настоящим ударом. Такая ситуация в некоторой степени вызывает чувство жалости по отношению к героине. Но в этом только ее вина – Митрофан является результатом ее воспитания.

Именно с матери он брал пример общения с людьми – относиться к ним не как к личностям, а как к предметам. Самостоятельность развиться в нем не могла, так как в любой ситуации на помощь ребенку прибегали Еремеевна и Простакова. Отсюда и неблагодарность, и неумение жить, и нежелание учиться юноши.

Заключение

После появления пьесы «Недоросль» в печати имя Митрофанушка становится нарицательным. Оно обозначает глупость, грубость и человеческую лень. Такие люди будут во все времена, поэтому комедия Фонвизина не теряет актуальности и в наше время.

Денис Фонвизин написал свою комедию «Недоросль» в 1781-1782 годах. Произведение относится к литературному течению классицизма, поэтому особое внимание автор уделил выбору названия пьесы, сделав его «говорящим» и во многом определяющим основную проблематику комедии – вопросы воспитания и просвещения российского дворянства 18 века.

Чтобы понять смысл названия «Недоросль», необходимо уточнить происхождение и значение этого понятия. Так, в 1714 году Петр I издал указ о том, что все дворяне должны поступать на гражданскую либо военную службу. Однако основным условием продвижения по карьерной лестнице было получения свидетельства об образовании. Юношей, которые еще учились или только собирались идти учиться официально называли «недорослями».

В произведении Фонвизина «недорослем» является сын Простаковых – Митрофан. Несмотря на то, что родители все-таки пытаются его чему-то научить, нанимая учителей грамматики и арифметики, он не желает учиться. Наука ему кажется скучной и бесполезной, тогда как уроки «светской жизни», якобы преподаваемые Вральманом (на самом деле никаким не учителем-немцем, а конюхом), ему нравятся, ведь конюх советует ему не искать компании умных людей, а держаться «своих», а о науке рассуждает: «Как будто бы российский дворянин уж и не может в свете авансировать без российской грамоты!

».

Митрофан – классический представитель целой части молодого российского дворянства той эпохи. Воспитанный необразованной, жадной и грубой Простаковой (собирательный образ феодального дворянства, носителей устаревших ценностей), он перенимает ее личные ценности и манеру поведения, ценит в людях не ум и честность, а богатство и власть. Нежелание учиться, но скорая готовность жениться выдает в нем глупость и незрелость. Митрофан, за счет отсутствия образования и правильного воспитания, морально и умственно намного «моложе» своего возраста. Перед читателем (зрителем) появляется избалованный глупый ребенок, не ценящий своих родителей и не желающий делать что-либо сам, пока не сделают за него (ведь даже при тех учителях, которые у него были, он мог обучиться основам чтения и счета). Митрофан в буквальном смысле «не дорос» до женитьбы и чинов.

После выхода пьесы, смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина кроме исторической трактовки получил второе, ироничное значение. «Недорослями» и «митрофанами» стали называть глупых, ленивых, грубых, невоспитанных молодых людей.

Более 200 лет назад Фонвизин написал пьесу, в которой поднял проблемы, актуальные и сегодня. Каждое поколение, перечитывая «Недоросль», открывает для себя не только искусный мир авторской иронии и красивого слога, но и перенимает вневременные ценности, важные для становления и самовоспитания настоящего человека.

Тест по произведению