Сочинение на тему «Обломова» Гончаров. Положительные сторона характера Обломова

Один из крупнейших русских писателей XIX века Иван Александрович Гончаров – автор широко известных романов: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».

Особенно популярен роман Гончарова «Обломов» . Хотя он был напечатан более ста лет назад (в 1859 году), он и сегодня читается с большим интересом, как яркое художественное изображение затхлой помещичьей жизни. В нем запечатлен типический литературный образ огромной впечатляющей силы - образ Ильи Ильича Обломова.

Замечательный русский критик Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?», выясняя историческое значение романа Гончарова, установил те черты, которыми отмечается это болезненное явление в общественной жизни и в личности человека.

Характер Обломова

Основные черты характера Обломова - слабость воли, пассивное, безучастное отношение к окружающей действительности, склонность к чисто созерцательной жизни, беспечность и лень. Нарицательное имя «Обломов» вошло в употребление для обозначения человека крайне бездеятельного, флегматичного и пассивного.

Излюбленное времяпрепровождение Обломова - лежанье в постели. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслажденьем, как у лентяя, - это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома - он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате». В кабинете Обломова господствовали запущенность и небрежность. Если бы не лежащая на столе неубранная от вечернего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не прислоненная к постели трубка или не сам хозяин, лежащий в постели, «то можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия».

Обломову лень вставать, лень одеваться, лень даже сосредоточить на чем-нибудь свои мысли.

Живя вялой, созерцательной жизнью, Илья Ильич не прочь иногда и помечтать, но его мечты бесплодны и безответственны. Так мечтает он, неподвижный увалень, сделаться знаменитым полководцем, наподобие Наполеона, или великим художником, или писателем, перед которым все преклоняются. Ни к чему эти мечты не приводили - они лишь одно из проявлений праздного препровождения времени.

Типично для характера Обломова и состояние апатии. Он боится жизни, старается отгородить себя от жизненных впечатлений. Он с усилием и мольбой говорит: «Жизнь трогает». Вместе с тем Обломову глубоко присуще барство. Как-то его слуга Захар заикнулся о том, что «другие ведут иную жизнь». Обломов так ответил на этот упрек:

«Другой работает без устали, бегает, суетится… Не поработает, так не поест… А я?.. Да разве я мечусь, разве я работаю?.. Мало ем, что ли?.. Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому: я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне?»

Почему Обломов стал “обломовым”. Детство в Обломовке

Обломов не родился таким никчемным бездельником, каким он представлен в романе. Все его отрицательные черты характера - продукт удручающих условий жизни и воспитания в детстве.

В главе «Сон Обломова» Гончаров показывает, почему Обломов стал “обломовым” . А ведь каким активным, пытливым и любознательным был маленький Илюша Обломов и как эти черты угашались в уродливой обстановке Обломовки:

«Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка, неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта, напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».

Но как однообразны и нудны картины домашнего быта в Обломовке! Вся жизнь состояла в том, что люди по многу раз в сутки ели, спали до одурения, а в свободное от еды и спанья время слонялись без дела.

Илюша - живой, подвижной ребенок, ему хочется побегать, понаблюдать, но его естественной детской пытливости ставятся преграды.

«- Пойдем, мама, гулять, - говорит Илюша.
- Что ты, бог с тобой! Теперь гулять, - отвечает она, - сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей…»

Илюшу всячески оберегали от труда, создавали у ребенка барственное состояние, приучали к бездеятельности. «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть - уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, - принести ли что, сбегать ли зачем; ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат:

«Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!..»

И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя».

На образование Илюши родители смотрели только как на неизбежное зло. Не уважение к знаниям, не потребность в них пробуждали они в сердце ребенка, а скорее отвращение, и всячески старались «облегчить» мальчику это трудное дело; под разными предлогами не посылали Илюшу к учителю: то под предлогом нездоровья, то ввиду предстоящих чьих-либо именин и даже в тех случаях, когда собирались печь блины.

Бесследно для умственного и нравственного развития Обломова прошли и годы его обучения в университете; ничего не вышло у этого не приученного к труду человека со службой; не оказали на него глубокого воздействия ни умный и энергичный друг Штольц, ни любимая девушка Ольга, которая поставила целью вернуть Обломова к деятельной жизни.

Расставаясь со своим другом, Штольц сказал: «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век» . Эти слова относятся к царской дореформенной России, но и в условиях новой жизни еще очень много сохранилось источников, питавших обломовщину.

Обломов сегодня, в современном мире

Нет сегодня, в современном мире Обломовки, нет и обломовых в той резко выраженной и крайней форме, в какой она показана Гончаровым. Но при всем этом и у нас время от времени встречаются проявления обломовщины как пережитка прошлого. Их корни надо искать в первую очередь в неправильных условиях семейного воспитания некоторых детей, родители которых, обычно не отдавая себе в этом отчета, способствуют появлению у своих детой обломовских настроений и обломовского поведения.

И в современном мире уществуют семьи, где любовь к детям проявляется в предоставлении им таких удобств, при которых дети, насколько это возможно, освобождаются от труда. Некоторые дети обнаруживают черты обломовской слабохарактерности только по отношению к отдельным видам деятельности: к умственному или, напротив, к физическому труду. А меж тем, без сочетания умственного труда с физическим развитие идет односторонне. Эта односторонность может привести к общей вялости и апатии.

Обломовщина - резкое выражение слабохарактерности. Чтобы ее предупредить, необходимо воспитывать у детей те волевые черты характера, которые исключают пассивность ж апатию. К таким чертам прежде всего относится целеустремленность. Человек с сильным характером обладает чертами волевой активности: решительностью, смелостью, инициативностью. Особенно важна для сильного характера настойчивость, проявляющаяся в преодолении препятствий, в борьбе с трудностями. Сильные характеры формируются в борьбе. Обломов был освобожден от всяких усилий, жизнь в его глазах разделялась на две половины: «одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая из покоя и мирного веселья». Не приученные к трудовому усилию, дети, подобно Обломову, склонны отождествлять труд со скукой и искать покоя и мирного веселья.

Полезно перечитать замечательный роман «Обломов», чтобы, проникнувшись чувством отвращения к обломовщине и ее корням, внимательно следить, нет ли ее пережитков в современном мире - пусть не в резкой, а подчас, замаскированной форме, и принять все меры к тому, чтобы преодолевать эти пережитки.

По материалам журнала “Семья и школа”, 1963 год

Роман И. А. Гончарова «Обломов» вышел в свет в 1859 году и был впервые опубликован в журнале «Отечественные записки». С тех пор он считается одним из популярнейших произведений русской классики. Сразу после появления романа в обиход вошло слово «обломовщина», которое со всей масштабностью передало праздность и лень дворянства того времени, а также причины такого образа жизни. Что же такое «обломовщина»? Это можно понять, изучив характер главного героя.

Илья Ильич Обломов является истинным представителем русского дворянства

Середины XIX века, воплотившим черты духовной апатии. Его лень и праздность не знают границ. Он предпочитает целыми днями лежать на диване и ничего не делать, а лишь мечтать о том, на что никогда не хватит смелости. Рисуя образ Обломова, автор отчетливо показал, каким обрюзгшим может стать человек в свои тридцать лет без активности, а также как мертвенность духовная может приводить к смерти физической. Отдельное внимание в романе уделяется деталям. Например, засаленный халат героя, стоптанные тапочки. Ничем не отстает от хозяина и его слуга Захар, который всегда ходит с прорехой под мышкой. Они оба легко находят оправдание своей лени.

Несмотря на то, что Обломов неглупый человек и имеет много полезных идей, он предпочитает все оставлять незавершенным. Такое отсутствие жизненной цели обусловлено воспитанием, которое герой получил в детстве. Выросший в деревне Обломовка, был изнежен и окружен бесконечной заботой. Ничего не делал сам, так.

Как всем занимались няньки. Мог лишь поесть, поспать, да помечтать. К учебе особой тяги тоже не питал, так как быстро охладевал к любому виду деятельности. Так, окружающие постепенно убивали любую инициативу в душе мальчика. Однако он сохранил своеобразную наивность и чистосердечность. Именно этими качествами он был интересен и даже на время привлек Ольгу Ильинскую.

Испытание любовью автор использует также, чтобы проверить личность героя на состоятельность. Сначала в жизни Обломова появляется Ольга, являющая собой идеал, как для самого героя, так и для автора. Однако она любит Обломова не сегодняшнего, а будущего, каким она его хотела б видеть. Поняв это, он предостерегает ее от будущих разочарований и постепенно перестает видеться с ней. Семейный идеал и атмосферу родной обломовщины герой приобретает в отношениях с Агафьей Пшеницыной. Разница между двумя женскими персонажами хорошо показана через детали. Так, например, если Ольга хотела «сменить» халат Ильи Ильича на новый, то Агафья Матвеевна хотела «залатать» его, чтобы тот дольше прослужил хозяину. Учитывая то, что Обломов ничего, по сути, не хотел менять в своей жизни, такая забота Пшеницыной его устраивала.

Таким образом, автор хотел показать, что «обломовщина» — это не просто лень и апатия, а также отсутствие воли и инициативы, моральная мертвенность, ведущая к физической. А более всего, это состояние российского общества, при котором даже лучшие задатки личности подавлялись бездеятельностью. По этой причине, «обломовщина» быстро нашла понимание и стала понятием нарицательным.

Сочинения по темам:

  1. В книге Ивана Гончарова «Обломов» одной из центральных тем является тема дома. Именно в домашней обстановке, на своем любимом диване...
  2. Илья Ильич Обломов, когда-то резвый, живой и любознательный мальчик, влача праздное, паразитическое существование (зачем трудиться, когда на это есть триста...

Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь - гармония...
Л.С.Пушкин

Роман Гончарова имеет весьма незатейливое содержание: в нём подробно описывается примерно полгода из жизни главного героя - Ильи Ильича Обломова, причём никаких особенных событий за это время не происходит. Роман состоит из четырёх частей: в первой Обломов лежит на диване; во второй ездит к Ильинским, влюбляется в Ольгу, а она - в него; в третьей части выясняется, что оба ошиблись друг в друге, и они расстаются; четвёртая часть является как бы эпилогом к истории любви: Ольга выходит замуж за Штольца, а Обломов женится на своей квартирной хозяйке и тихо угасает. Его жизнь сводится к обильной, жирной и вкусной пище, к лежанию на диване. Обломов трусливо отгораживается не только от тревог и забот, но и от разнообразных радостей окружающей жизни. Однако роман, изображающий эту заурядную историю, получился необыкновенно содержательным: это произведение о России, о её уходящем прошлом и о будущем, как оно представлялось Гончарову.

Автор в «Обломове» раскрыл тему оскудения и деградации поместного (крепостнического) дворянства, столь актуальную для своего времени. Писатель убедительно показал, как условия помещичьего быта и нетребовательное дворянское воспитание порождают в главном герое апатию, безволие, страх перед жизнью. Обломов, в силу указанных обстоятельств, не способен к деятельности, а там, где нет созидательного труда, начинаются застой и распад личности. Таким образом, идея романа состоит в критике основ крепостнического строя, уродующего человека. Гончаров психологически убедительно показал эволюцию Обломова: от гордой уверенности, что он не «всякий» человек, а барин и живёт как надо (1, VIII), до трагического осознания своей полной никчёмности и несостоятельности (3, IX).

Поскольку Обломов не занимается ничем и вообще презирает труд; поскольку он мало общается с людьми, так как больше всего на свете ценит покой; постольку его характер может быть раскрыт только в любви, как и характер всех героев - «лишних людей» (Онегина, Бельтова, Рудина и т.д.). Следовательно, любовный сюжет играет в романе важнейшую роль и занимает три из четырёх частей, помогая раскрыть, во-первых, образ главного героя и, во-вторых, авторское понимание любви как самой большой ценности в человеческой жизни.

Вторую часть романа сам Гончаров назвал «поэмой», так как в ней он описал счастливую пору в жизни Ильи Ильича - зарождение его любви к Ольге. Героине удалось расшевелить Обломова, заставить его думать, читать, беспокоиться, забыть о диване и халате, которыми ограничивалось его существование на Гороховой улице. В этой любви герой проявил свои лучшие качества: чуткую душу, понимание природы, высокую нравственность, всесторонний ум. А писатель продемонстрировал своё блестящее мастерство психолога: он убедительно показывает разнообразные чувства влюблённых в сценах признаний, ссор, примирений и т.д. Безусловно, очень удачно представлено объяснение Ольги и Обломова, когда ни одного слова о чувствах не было сказано, но потому, как барышня обращается с веткой сирени, кавалер догадывается о её любви (2, VI).

Любовь всегда учитывалась и предполагалась Обломовым - ей отведено почётное место в плане жизни, который герой обдумывает, лёжа на диване в квартире на Гороховой улице. По плану у него обязательно должна быть жена, с которой он обедает и гуляет по имению, попутно лаская красивых крестьянок (2, IV). Но не этот придуманный идеал сначала увлёк Обломова в жизни: он влюбился в замечательную девушку - цельную, тонко чувствующую, умную, решительную. Такая высокая любовь, как считает Гончаров, одухотворяет и гармонизирует всю жизнь человека, иными словами, такая любовь - счастье.

И Ольга Ильинская раскрывается в любви к Обломову. Героиня называет своё чувство долгом: «Мне как будто Бог послал его и велел любить» (2, IX). Ольга становится для Обломова «путеводной звездой, лучом света» (2, VIII), а её любовь близка к христианскому пониманию этого чувства. Недаром герой смотрит на девушку как на своего духовного спасителя: «Он побежал отыскивать Ольгу. Видит, вдали она, как ангел восходит на небеса, идёт на гору...» (2, XII).

Третью часть романа Гончаров назвал «драмой», потому что история любви Ольги и Обломова заканчивается, как и следовало ожидать, весьма драматично - полным разрывом. Ольге, с её жертвенной любовью-долгом, удалось совершить чудо - расшевелить героя, правда только на время. Автор замечает, что, с одной стороны, благодаря общению с Ольгой Илья Ильич «догнал жизнь, то есть усвоил опять всё, от чего отстал давно» (3, XI). Но, с другой стороны, герой «усвоил только то, что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых там газетах. Всё остальное утопало в сфере чистой любви» (там же). После взаимных признаний в любви наступил черёд практической деятельности: Обломову необходимо было решить вопрос с домом, с имением, ведь Илья Ильич чувствовал ответственность мужчины и мужа за свою семью, что характеризует его как человека серьёзного. Но сделать что-нибудь из перечисленного, как и раньше, было не под силу барину-лежебоке. И вот он отдаляется от Ольги, боится встречаться с ней и, наконец, в решительном объяснении признаётся, что не способен, как она того желает, кардинально изменить свою жизнь. Оба тяжело переживают разрыв: у Ольги было нервное потрясение, у Обломова - горячка. Крах этой любви вполне закономерен: герой не способен бороться с жизнью, преодолевать какие-либо препятствия, он, как писал Добролюбов, «постоянно остаётся рабом чужой воли - и никогда не возвышается до того, чтобы проявить какую-нибудь самобытность. Он раб каждой женщины, каждого встречного, каждого мошенника, который захочет взять над ним волю» («Что такое обломовщина?»).

В четвёртой части романа писатель рассказывает о дальнейшей судьбе Обломова и Ольги. Обломов женился на Агафье Матвеевне, прекрасной хозяйке, которой удалось в собственном домике на Выборгской стороне устроить быт, похожий на обломовский: здесь живут замкнутым мирком, ни о чём не заботясь, кроме пищи и тихого покоя. Ольге Ильинской, в которой выразилась «говорящая мысль» (2, V), богатство внутренней жизни, противостоит вдова Пшеницына, с простыми интересами и потребностями, не идущими дальше глажения, стирки, приготовления еды и т.д. Но и жизнь Агафьи Матвеевны получила «новый, живой смысл» (4,1), когда она почти с материнской нежностью полюбила Илью Ильича. С этим чувством в ней пробудилась живая душа, о чём автор рассказывает с искренней симпатией. Вряд ли стоит винить Агафью Матвеевну в том, что она своей преданной и нетребовательной любовью погубила Обломова. Как показано в романе, Обломова ничто не может обратить к здоровой, деятельной жизни.

Ольга выходит замуж за Штольца, который, получив её согласие, восклицает: «Дождался! Сколько лет жажда чувства, терпения, экономии души! Как долго я ждал - всё награждено: вот оно, последнее счастье человека!» (4, IV). Образ Штольца, по замыслу Гончарова, противопоставляется образу Обломова и демонстрирует необходимое согласие между умом и сердцем, сознанием и действием, то есть показывает «равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа» (2, II). Подробному описанию семейной жизни Штольцев Гончаров посвятил целую главу. Штольц, в отличие от Обломова, не побоялся острого ума и серьёзных духовных запросов Ольги: он начал советоваться с ней о своих делах и увидел, «что она понимает точно так же, как он, соображает, рассуждает не хуже его» (4, VIII). Это не оскорбило Штольца, как оскорбляло Захара, что его жена Анисья очевидно сообразительнее, аккуратнее, ловчее его во всём. Штольц был счастлив, что Ольга стала не только матерью его детей, но верным и умным другом для него самого. Такое понимание любви близко самой Ольге, но даже в счастливом замужестве её иногда посещают грусть и сомнения. Тогда муж утешает её тем, что эти чувства отражают вполне нормальное и понятное стремление человека к духовному идеалу.

Итак, можно сказать, что «Обломов» не просто роман с любовным сюжетом, но роман о любви в разных её проявлениях. Ведь это чувство, по мнению Гончарова, - самое главное не только в отдельной человеческой жизни, но и в семейной и общественной. Штольц, безусловно, высказывает убеждение самого автора, когда говорит: «Любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром; в ней столько неопровержимой истины и блага» (4, VIII).

Внимание Гончарова к любви объясняется его убеждением, что прогресс общества возможен на основе нравственного совершенствования человека. Поэтому в философии любви, которая сложилась у Гончарова, исследователи (например, В.А.Недзвецкий «Романы И.А.Гончарова» М., 1966) видят сложное переплетение идей древнегреческого философа Платона и христианских заветов о любви-долге, о сострадательной-спасительной любви. Всё это можно найти в романе: любовь-спасение присуща Ольге, любовь-сострадание - Агафье Матвеевне, любовь рациональная - Штольцу, любовь-прозрение - Обломову.

Любовь характеризует, по Гончарову, саму сущность героев. Например, в Обломовке боялись и избегали сердечных страстей как огня, а главные герои романа не бегут от любви, считая её украшением человеческой жизни. Судьбинский, бывший сослуживец Ильи Ильича, сообщает о своей женитьбе и сразу перечисляет выгоды: приданое, казённая квартира, казённая обстановка, бесплатные дрова и свечи (1, II). Положительные герои романа Гончарова ищут в любви не материальные выгоды, а уверенность в жизни, душевное понимание, нравственную поддержку - словом, высокое счастье.

Роман И. Гончарова - величайший литературный памятник второй половины 19 столетия. В данном произведении отражен не только привычный быт человека того времени, но и его мировоззрение, мысли, страдания, словом, сама жизнь! Проблемы в романе «Обломов» столь значительны, что о них возникает необходимость говорить снова и снова. Все очень неоднозначно и глубоко.

Гончаров «Обломов». Проблемы романа

Истоки мироощущения Ильи Ильича весьма примечательны, имеют свои корни. В главе «Сон Обломова» показаны причины той глубокой душевной дремы, от которой страдал главный герой. Имя тому - «обломовщина». Это страшное слово толкуется в произведении как подсознательное нежелание жить, развивать деятельность, стремиться к высоким результатам и достижениям.

Может быть, такой характер у героя сформировался в результате того, что в детстве его чрезмерно опекали, но забота эта оказалась пагубной для развития, постепенно ограничила ум и сердце. Если на дворе стояла ненастная погода, то маменька с батюшкой не только не отпускали его выйти во двор погулять, но и не отправляли в этот день учиться «к немцу». Такая излишняя опека постепенно сделала из мальчика изнеженное, ни к чему не приспособленное существо. Он боялся холода, любой болезни и много времени проводил дома.

Быт и образ жизни

Проблемы Обломова в романе «Обломов» видны читателю не сразу, но постепенно открываются сообразно тому, как их начинает осознавать главный герой повествования. Илья Ильич живет, словно в глубоком сне: его не волнует окружение, не хочется вести активную светскую жизнь - он находит ее скучной. Сначала он еще выходил в гости, а потом и вечера надоели. Вскоре он бросил службу в департаменте, так как она наводила на него тоску. В какой-то момент Обломов решил, что ему вполне достаточно того состояния, что он имеет, и работать больше не нужно - он не находил в том необходимости.

Нормальным состоянием героя обозначено лежание. Он отдыхает не от физической или душевной усталости, а просто потому, что не знает другого образа жизни. Это для него норма. Илья Ильич в каждом своем действии ищет смысл и, прежде чем сделать какое-то движение, наперед продумывает его полезность. Он быстро устает, его утомляют светские беседы. Душа жаждет чего-то возвышенного, поэты «задели его за живое». Главного героя можно назвать излишне нежной и впечатлительной натурой. Проблемы произведения «Обломов» пронзительны и глубоки: когда читаешь, возникает чувство сопереживания, но не осуждения.

Тема дружбы

Несмотря на свою некоторую отстраненность и замкнутость у Обломова есть единственный близкий друг - Андрей Штольц. Они сблизились еще в детстве, когда вместе учились в гимназии. Однако, достигнув зрелого возраста, один стал важным влиятельным человеком, а другой так и остался наивным ребенком, который пытается всюду укрыться от жизни. Проблемы Обломова в романе «Обломов» открываются одна за другой, но постепенно, все больше интригуя и завораживая читателя.

Несмотря на явную противоположность взглядов Илья Ильич очень любит Андрея, искренне к нему привязан. Да и Штольц готов при любом случае помочь своему другу и не раз выручал его в сложных ситуациях. Характер одного дополняет индивидуальность другого. Они оба - личности, самодостаточные и искренние.

Непревзойденное чувство

Проблема любви в «Обломове» занимает особое место. С появлением Ольги Ильинской, казалось, жизнь героя должна была измениться. В какой-то момент в нем действительно началось движение к переменам: он стал ездить в гости к Ольге, подолгу там задерживался, и они вместе с девушкой гуляли в саду, слушали «Каста дива». Но потом все прекратилось и замерло: Обломов опять улегся на любимый диван, позволял себе спать после обеда и в любое другое время. Очень запоминается эпизод, когда герою надо было ехать к барышне, а он сказался больным и остался дома. Почему так произошло? Возможно, Обломов счел себя недостойным любви такой девушки, как Ольга, и ему не хватило уверенности в себе.

Должно быть, ему было настолько сложно поверить в то, что его искренне могут полюбить, что подтверждения этой истины он просто не стал дожидаться. А может, дело все в том, что барышня не стремилась принимать героя таким, какой он есть? Насколько Ольга лелеяла свои собственные фантазии, настолько она любила Илью Ильича. Вспомним, девушка мечтала его изменить, даже строила планы, как он преобразится, значит, ее не устраивал прежний образ Обломова. Истинная же любовь далека от подобных стремлений. Именно по этой причине то нежное, возвышенное чувство, столь внезапно вспыхнувшее между ними, овеянное сладостной мелодией «Каста дива», не нашло опоры для развития в реальности.

Отношение к труду

Проблемы Обломова в романе «Обломов» затрагивают все сферы жизни человека. Всякая деятельность, если она не отвечала внутренним порывам Ильи Ильича, была ему противна. В самом деле он с гораздо большей охотой посвятил бы день отдыху, чем ехать в гости только потому, что там можно познакомиться с влиятельными людьми и завести полезные связи.

Бессмысленная деятельность не вдохновляла его. Если не находилось такого предмета, который вовремя будоражил его внимание, то бесконечный сон героя продолжался, лишь изредка прерываясь на что-то интересное. Вот в чем заключена основная проблема произведения. Обломова погубила не болезнь, а подлинное нежелание жить.

Поиски смысла жизни

Так уж устроен Илья Ильич, что душа его постоянно искала невидимый источник вдохновения. Хождение на службу он воспринимал как каторгу и вскоре ее оставил. Но и находясь дома, он не нашел ничего для себя важного, ничем не занял свое воображение, которое на самом деле требовало от него напряженной внутренней мысли. Не найдя высокой идеи, которой можно было бы служить годами, ум героя скучал и постепенно начинал сосредоточиваться на сне. Илья Ильич засыпал не только физически, а долгое время также не пробуждался душой. Проблемы в романе «Обломов» действительно насущные, они заставляют о многом задуматься. Роман будет особенно полезно прочесть тем людям, которые в зрелом возрасте до сих пор ищут свой уникальный путь.

Таким образом, проблемы Обломова в романе «Обломов» рассматриваются с чрезвычайным мастерством. Литературный талант, которым обладал И. Гончаров, породил замечательное произведение, не теряющее своей актуальности и в наши дни.