Сочинение на тему: Печорин и любовь в его жизни (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). Может ли печорин быть способен на высокое чувство Способен ли печорин на искренние чувства

В лирико-психологическом романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов ставит своей целью развернуто передать характер главного героя и причины его неудач. Григорий Александрович Печорин оказывается на Кавказе из-за какой-то очередной «истории», что приключилась с ним в Петербурге. Жизнь его сталкивает с самыми разными людьми из разных слоев общества и сфер деятельности. На протяжении всего произведения характер героя проверяется в любви, дружбе и чрезвычайных ситуациях.

Мы видим, что взаимоотношения у него не складываются, а личная жизнь навевает на него тоску. Печорину свойственна противоречивость характера, а также автор приписывает ему немалую долю эгоизма и скептицизма. Но главным его врагом все же является скука. Все, что он делает, только для того, чтобы как-то заполнить свою душевную пустоту. Несмотря на то, что герой наделен мужеством, силой воли, высоким интеллектом, проницательностью, живым воображением, особой формой морали, свойственной только ему, в нем не хватает душевной теплоты.

К друзьям он относится либо холодно, либо равнодушно, ничего не давая взамен. Женщины для него все одинаковы и заставляют скучать. У Печорина богатый опыт общения с противоположным полом и только одна женщина сумела удержать его внимание на долгие годы. Это Вера , с которой судьба вновь его столкнула в Пятигорске у Лиговских. Несмотря на то, что она замужем, серьезно больна, она все так же предано любит Григория со всеми его недостатками. Ей одной удается заглянуть в его порочную душу и не испугаться.

Однако герой не оценил и этой преданности, поэтому в конце повести Вера его покидает, а вместе с ней и вера в жизнь, вера в радужное будущее. Мы видим, что герой Лермонтова глубоко несчастен. Это человек, который не умеет любить. Он и хотел бы, но нечем. На прощание Вера ему говорит, что «никто не может быть так истинно несчастлив как он», и в этом она, увы, права. На Кавказе он делал и другие попытки сблизиться с женщинами, но все они трагично заканчивались.

Как автор объясняет название романа

Центральным образом романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Александрович Печорин. По отзывам другого героя, Максима Максимыча, знавшего его лично, он «с большими был странностями». Так почему Печорин – «герой нашего времени»? Какие выдающиеся заслуги сподвигли автора наградить его столь высоким званием? Лермонтов объясняет своё решение в предисловии.

Оказывается, это название не стоит воспринимать буквально. Печорин – это не пример для подражания, не тот, на кого нужно равняться. Это портрет, но не одного человека. Он составлен из пороков «всего… поколения, в полном их развитии». И цель автора – просто нарисовать его, чтобы читатели, посмотрев на это явление со стороны и ужаснувшись, смогли предпринять что-либо для оздоровления общества, в котором стало возможно появление таких уродливых характеров.

Печорин – типичный представитель своего поколения

Общественная обстановка

Роман писался во времена так называемой «николаевской реакции».

Царь Николай I, чьё восхождение на трон могло сорвать восстание декабристов, в последующем пресекал любые проявления свободомыслия и держал под строгим контролем все стороны общественной, культурной и частной жизни. Его эпоха характеризовалась застоем в экономике и просвещении. Проявить себя как личность в это время было невозможно, что мы и наблюдаем в романе на примере Печорина.

Невозможность реализовать себя

Он мечется, не находя своего места, своего призвания: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных».

Изучение наук принесло ему одно разочарование: он увидел, что только умение приспосабливаться приносит успех, а не знания и способности. Не нашёл он себя и в однообразной военной службе. Семейная жизнь его не привлекает. Ему остаётся одно – искать всё новых развлечений, часто очень опасных и для себя, и для других, чтобы не скучать.

Скука как характерное состояние представителей высшего общества

Скука – это привычное состояние Печорина. «…что поделывали?» – спрашивает его Максим Максимыч, когда им довелось свидеться вновь спустя много времени. «Скучал!» – отвечает Печорин. Но не он один пребывает в таком состоянии. И это одна из причин, почему Лермонтов назвал Печорина «героем нашего времени». «Вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?

» – недоумевает Максим Максимыч, обращаясь к своему попутчику (в его роли выступает автор). И тот подтверждает: «…много есть людей, говорящих то же самое… есть, вероятно, и такие, которые говорят правду… нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

Можно ли считать Печорина героем своего времени?

Можно ли назвать Печорина «героем нашего времени»? Даже учитывая карикатурный смысл, который вложил в данное определение Лермонтов, сделать это нелегко. Неблаговидные поступки Печорина, то, как он поступил с Бэлой, княжной Мери, несчастной старухой и слепым мальчиком из главы «Тамань», вызывают вопрос: неужели во времена Лермонтова было много таких людей, и Печорин – лишь отражение общей тенденции? Возможно, что до такой степени изменение характера доходило далеко не у всех. Но в том-то и дело, что в Печорине этот процесс проявился наиболее ярко, он взял понемногу ото всех, и оттого это звание (но только с ироническим оттенком) вполне заслужил.

Михаил Лермонтов и сам из того поколения «лишних людей». Это ему принадлежат строки, отражающие душевное состояние его современников:

«И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят, всё лучшие годы»

А потому он хорошо знает, о чём говорит.

Тест по произведению

Когда знакомишься с сюжетом произведения «Герой нашего времени», совершенно невольно останавливаешь свое внимание на психологическом портрете главного героя Григория Александровича Печорина. Ведь он представляет собой незаурядную, очень сложную и многогранную личность XIX века. Думается, именно в ней автор представляет самого себя, свое видение мира, отношение к дружбе и любви.

Вера

Однако все же были у героя сильные чувства и привязанность к девушке Вере. Это была какая-то неосознанная любовь в жизни Печорина. Сочинение на эту тему должно указывать на то, что она единственная женщина, которую он не смог бы никогда обмануть. Его любовь приносит ей немало страданий, ведь она замужняя женщина. Они были знакомы давно, а их случайная встреча опять заставила их почувствовать неудержимую страсть друг к другу. Вера изменяет своему мужу. Любовь к Печорину забрала долгие годы. Он просто измотал ей душу.

Поздно ожившая душа

Только когда Печорин потерял ее навсегда, он понял, что любил всего одну женщину на свете. Он искал всю свою жизнь, но осознание к нему пришло слишком поздно. Герой скажет о ней: «Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!»

Именно в этом эпизоде герой Печорин раскрывается полностью. Оказывается, он тоже умеет любить и страдать, не всегда холоден и бесчувственен, расчетлив и хладнокровен. Он начинает мечтать, душа ожила в нем, Веру он хочет сделать своею женой и уехать с ней куда-нибудь подальше.

Любовь в жизни Печорина. Сочинение 9 класс

Все женщины, которые сталкивались с Печориным, становились его невольными жертвами. Бэла была убита горцем Казбичем, Вера умерла от чахотки, княжна Мери тоже обречена, так как она потеряла доверие к людям. Все они по-настоящему любили его и вели себя очень искренне и достойно, когда он отвергал их любовь. А сам Печорин не был способен на глубокие чувства, поэтому он не получил от жизни того, чего хотел. Возможно, если бы он научился любить, то был бы счастлив.

Не смогла сыграть важную роль любовь в жизни Печорина. Сочинение (краткое) на эту тему именно об этом и говорит. Он осмыслил это чувство только тогда, когда потерял любимого человека навсегда.

Печорин - в полном смысле этого слова дитя своей эпохи, часть поколения, разочаровавшегося в жизни, неспособного на действие, потерявшегося в горнилах российской истории.

Печорин - «дитя» своего времени

Его поколение канет в неизвестность, не оставив за собой ничего значимого. Причина этой трагедии заключается в полном равнодушии к проблеме добра и зла, неумение любить, душевная пустота. Неспособность к подлинным чувствам - трагедия и вина Григория.

Он воспринимает любовь как необъяснимую потребность, но герой не желает впускать это чувство в свою душу. Григорий Александрович привык получать все, что хочет, не понимая, что когда-нибудь наступит расплата за все содеянное. За свою неприкаянность он платит полным одиночеством, пустотой в сердце, причиняя боль или неся гибель тем, кого смог хоть немного полюбить.

Печорин и Бэла

Григорий заметил красавицу на черкесской свадебной церемонии, она сразу пришлась ему по душе. Печорин привык получать то, что ему нужно. Он фактически даже не выкрал черкешенку, а сменял на лошадь. Максим Максимыч пробовал упрекнуть его, но главный герой отмахнулся от всяких упреков. Но была ли его любовь настоящей? Когда он добивался ответных чувств, говорил девушке, что готов умереть, если она не полюбит его.

Максим Максимыч полагал, что под маской шутливых угроз скрывалась настоящая готовность отказать от собственной жизни. Но осознавал ли Григорий Александрович, что его чувства не продлятся долго? В конце этой романтической истории он пришел к выводу, что вновь ошибся, а любовь дикарки не отличается от аналогичных чувств аристократки. За его ошибку Бэла вынуждена была расплатиться жизнью.

Взимоотношения Княжны Мэри и Печорина

После первой встречи с княжной Печорин радовался, что судьба преподнесла ему возможность не скучать на водах. И действительно получилось, что никому скучать не пришлось: ни Григорию Александровичу, ни княжне, которой вряд ли удалось забыть о пережитых событиях. Печорин начал ухаживать за девушкой, чтобы насолить Грушницкому, но неожиданно увлекается ею.

Главный герой понимает, что во время объяснения с ней, был готов встать на колени, но сознательно отталкивает ее, признаваясь, что посмеялся над ней. Грушницкий сравнивает его слова о красивой девушке с характеристикой английских лошадей.

Разумеется, для Печорина такие слова - шутка в дружеском общении, он нарочно так цинично говорит о княжне, на которую обратил внимание его хороший знакомый. Но его слова о презрении к женщинам заслуживают пристального внимания. В них прослеживается искреннее презрение к женщинам, которое сокрыто глубоко внутри лермонтовского персонажа.

Вера - единственная любовь Печорина

Несмотря на его мнение о противоположном поле, герой все же встречает ту, кто вызывает в нем настоящие чувства. Григорий причиняет ей боль, его цинизм в отношениях с ней никуда не исчезает.
Кажется, Печорин сам испытывает иссушающую ревность. Когда Вера покидает его, вероятно, навсегда, герой признается себе, что она стала для него самым дорогим человеком на всем свете.

Печорин загнал коня, пытаясь догнать ее, долго лежал недвижимо, не сдерживая рыданий и не скрывая слез. Но даже боль от утраты любимой не смогла его излечить его искалеченную душу. Его гордыня осталась прежней. Даже в минуты трагических переживаний, он оценивал себя словно со стороны, полагая, что посторонние презирали бы его за слабость. Остается открытым вопрос, надолго ли сохранились бы чувства Григория Александровича, если бы Вера остался в городе?

Он прекрасно осознает, что не умеет любить по-настоящему, не может сделать счастливой ни одну женщину, что «любил для себя». Лермонтовский персонаж словно поглощает чувства других, наслаждается их болью, воспринимает их драмы как развлечение. Он воспринимает любовь как лекарство от тоски, как способ самоутвердиться.

Григорий Печорин не желает, да и не способен любить, открывать свое сердце, не подвергая свои чувства суровому самоанализу, не может отдавать себя без остатка другому человеку. Это одна из главных причин его внутренней трагедии и глубокого одиночества.

Исследователи справедливо связывают эти мысли Печорина с гегелевской философией. У Гегеля же находим и противопоставление юношеского индивидуализма и зрелого, “разумного” признания объективной действительности, самостоятельно следующей по своему пути. Печорин по хочет обольщаться надеждами и не обольщается ими. Не в силу предопределения и не в результате созерцания хода жизни, будто бы непременно ведущего к прогрессу, достигается совершенство, а в борьбе личности с обстоятельствами, где главной фигурой выступает свободная личность. Лермонтов последовательно проводит героя через те этапы сознания дворянского интеллигента, которые прошла индивидуалистическая личность и общественная мысль XIX века. Может быть, нравственное возрождение героя возможно через любовь дикарки или романтической “ундины”?
Вот тут со всей наглядностью выявляется противоречивость печорин-ской натуры и противоречивость самой действительности. Если натура Печорина далека от идеальности, то и сама действительность, пусть даже дикая,- предмет романтической устремленности – потеряла уже прежний идеальный характер в сознании героя. Кавказ – это ведь не только дикая природа, но и непросвещенная, нецивилизованная страна со своими обычаями и нравами. Если в романтической литературе Кавказ – идеальное жилище цельных, независимых, гордых и “естественных” людей, то в “Герое нашего времени” это наивное представление о Кавказе уже преодолено. Человек развращен повсюду, цивилизация не прошла мимо и этого благословенного края. Уже первый разговор рассказчика с Максим Максимычем вносит существенную поправку в традиционно романтическое представление о Кавказе. Рассказчик недоуменно спрашивает: “Скажите, пожалуйста, отчего это вашу тяжелую тележку четыре быка тащат шутя, а мою пустую шесть скотов едва подвигают с помощью этих осетин?” Максим Максимыч не замедлил с ответом и затем пояснил: “Ужасные плуты! А что с них возьмешь?.. Любят деньги драть с проезжающих… Избаловали мошенников: увидите, они еще с вас возьмут на водку. Уж я их знаю, меня не проведут”. И действительно, вскоре осетины шумно потребовали от рассказчика на водку. Снижение романтического ореола в изображении психологии кавказских народов не вызывает сомнений. Ту же страсть к деньгам Максим Макси-мыч отмечает и у Азамата (“Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги”).
Извращенные страсти живут и под кавказским небом – и здесь брат продает сестру, чтобы удовлетворить себялюбие, и здесь убивают невинную Бэлу, чтобы отомстить обидчику. Печорин прекрасно знает пружины, движущие людьми, и он играет на страстях, уже далеких от первоначальной чистоты. Он убедился, что Азамат неравнодушен к деньгам, и учитывает особенности психологии юного себялюбца – добывает Бэлу ценой Карагеза. Всюду действует один закон с незначительными поправками на местные обычаи и нравы. Эгоистическая позиция Печорина, принятая им как принцип жизненного Поведения, помогает ему увидеть истинное лицо действительности и любого человека, с которым он сталкивается.
Аналитический ум Печорина разоблачает эту идиллию, докапываясь до существа характеров Казбича и Азамата. Может быть, единственным действительно “естественным человеком” выступает Бэла. В ней сохранилась природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство. Но как раз несовместимость “естественного человека” с эгоистической психологией, уже проникшей в сознание людей, окружающих Бэлу, делает неизбежной ее гибель. Бэла вырвана из привычных для нее связей не только благодаря настойчивости Печорина, но и вследствие корыстных страстей, болезненно поразивших ум и чувство ее соплеменников. Столкновение естественного, природного человека с индивидуалистическими страстями знаменует неотвратимую гибель первоначальной патриархальной целостности. В повести, с одной стороны, запечатлен важный момент крушения естественного мира под могучими ударами тлетворной цивилизации.
С другой же стороны, и Печорин уже не может приобщиться к патриархальной целостности, к первоначальным истокам бытия. Возрождение героя невозможно на почве чуждой ему действительности: “…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой; если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, только мне с нею скучно…” (VI, 232). Принципиально эгоистическая позиция, запятая Печориным в качестве исходного, отправного момента анализа собственных чувств и поступков, а также других людей, помогла ему прийти к этой трезвой точке зрения. Лермонтов как бы переворачивает ситуацию, возхшкшую в “Цыганах” Пушкина: естественный, а не цивилизованный человек вырывается из привычного ему мира и гибнет в чуждом ему окружении. Одновременно он дает иную ситуацию, похожую на сюжет “Цыган”, но там чуть не гибнет герой (“Тамань”), тогда как у Пушкина Алеко убивает Земфиру.
В “Тамани” Лермонтов сюжетную ситуацию “Бэлы” повертывает иной стороной. “Бэла” и “Тамань” повести, которые просматриваются одна через другую. Мысль Лермонтова понятна – если возрождение героя невозможно от любви дикарки, вырванной из естественной среды, то, может быть, погружение самого героя в дикий, полный опасности мир “честных, контрабандистов”, некое подобие того же естественного состояния, окажется спасительным для Печорина. Однако трезвость и зоркость большого художника заставляет Лермонтова не обольщаться сладкими байроническими иллюзиями. Во-первых, сам по себе романтический мир контрабандистов столь же далек от первоначальной естественности, как и дикий, непросвещенный кавказский край. В нем царят простые, грубые отношения, но и в глубине их мысль Печорина угадывает корыстный интерес.
Вся интонация рассказа Печорина о бедном слепом мальчике звучит реквиемом безвозвратно ушедшему романтическому миру славной первоначальной стихийной вольности: “Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание; слепой мальчик точно плакал, и долго, долго…”. Однако и слепой мальчик – не идеальный персонаж, а зараженный пороками маленький себялюбец.
Мир, в котором живут “честные контрабандисты”, несовершенен и далек от первоначальной чистоты, его природа претерпела значительные изменения, и возврата к прежнему состоянию нет. Во-первых, сам герой, случайно попадающий в этот мир, чувствует в нем себя крайне неуютно. Среда контрабандистов одновременно и корыстная и естественная. В ней переплелись эгоистические интересы и простые чувства. Не случайно Тамань стоит на отшибе – это захолустный, заброшенный, скверный городишко, близкий как цивилизации, так и природе, но не настолько, чтобы влияние того или другого было преобладающим. Лицо ему придают и цивилизация и море. Люди здесь заражены эгоизмом, но они смелы, сильны, по-своему горды и отважны.
Интеллектуальный, цивилизованный герой вдруг теряет свои несомненные преимущества перед простыми людьми, не допускается в их среду. Он лишь может завидовать отваге, ловкости простых людей и горько сожалеть о неотвратимой гибели естественного мира. В “Бэле” простая жизнь недоступна рассказчику, в “Тамани” Печорину. В “Бэле” герой играет душами простых людей, в “Тамани” он сам становится игрушкой в их руках. Двойная задача, поставленная Лермонтовым в обеих повестях,- показать неизбежность крушения нетронутого цивилизацией мира и внутреннюю неспособность героя к очищению при соприкосновении с естественным миром,- решается на разных образах.

Сочинение по литературе на тему: Может ли Печорин быть способен на высокое чувство

Другие сочинения:

  1. I. Повесть “Княжна Мери” – исповедь Печорина, осмеивающего притворство, фальшь и пустоту светского общества. Печорин и представители “водяного общества”: интересы, занятия, принципы. Причины враждебности “водяного общества” по отношению к Печорину. “…Мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному Read More ......
  2. Автохарактеристика Печорина приводится в конце повести, она как бы приоткрывает завесу, позволяя проникнуть в его внутренний мир, скрытый от Максима Максимыча. Здесь уместно обратить внимание на многообразие приемов обрисовки образа Печорина: в повести дается краткая характеристика его Максимом Максимычем, показывается Read More ......
  3. Чеканный, сжатый, твердый, словно кованый стих, скульптурно выпуклая четкость образов, краткая, стремящаяся к афоризму фраза – это все, несомненно, бросается в глаза читателю, даже впервые взявшему в руки книгу Брюсова. Величав и торжествен строй его поэзии. У Брюсова как будто Read More ......
  4. Обломов любезен всем и стоит беспредельной любви. А. В. Дружинин Может ли быть “лишним” хороший человек? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к личности главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов”. Илья Ильич Обломов – человек широкой души Read More ......
  5. Автор “Обломова”, вместе с другими первоклассными представителями родного искусства, – есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целости того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзиею; по своей наблюдательности и манере Read More ......
  6. Баллада Шиллера поражает своей простотой и в тот же время насыщенностью эмоциями. Короткое произведение вместило у себя и эмоции людей, которых ждут интересные и жестокие зрелища, и поведение красивых сильных хищников, которых человек бросает себе на развлечение. И на этом Read More ......
  7. Вопрос, конечно, сложный. Даже как-то странно, что это тема сочинения по отдельно взятому произведению. Подобный вопрос, наверное, можно было бы поставить и на уроке философии, и в разговоре с умудренным опытом стариком, и на уроке истории. Тема настолько всеобъемлюща, что Read More ......
  8. 1829-м годом Пушкин сам обозначил время создания стихотворения “Я Вас любил: любовь еще, быть может”. В большом академическом собрании сочинений поэта эта дата уточняется: “1829 год, не позднее ноября”. Впервые это стихотворение было опубликовано в альманахе “Северные цветы на 1830 Read More ......
Может ли Печорин быть способен на высокое чувство