Сочиняем сказки. Сказки про школьные принадлежности. Уроки творчества "сочиняем сказку" Придумать сказку о музыкальных инструментах

Сказка о музыкальном инструменте для детей старшей группы: Сладкоголосая Гитарина.

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №1499 СП№2 дошкольное отделение
Воспитатель
Описание: Авторская сказка знакомит детей с фантастической версией изобретения музыкального инструмента - гитары.
Цель: Пробудить познавательный интерес детей к миру музыки и музыкальному инструменту.
Задачи:
1. развивать эстетическое восприятие, фантазию, интерес, любовь к музыке
2. развивать умение проникаться настроением, мыслями, чувствами
3. создать предпосылки к формированию у творческого мышления
4. создать предпосылки для развития музыкально-эстетического сознания

Эпиграф.
Вслушайся, весь мир поёт – Шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт! Мир её волшебен!
Михаил Пляцковский.

Было это или не было, точно уже никто не вспомнит. Но люди сказывают как в стародавние времена в одном тридевятом королевстве жила очень красивая принцесса. Звали юную девушку Гитарина. Она была стройна, воспитана и имела кроткий характер. Её длинные, прямые, светло-русые волосы блестели на солнце как золотые нити. К тому же юная принцесса с раннего детства умела петь песни, так трогательно, мелодично, так божественно. Что юноши, которые слышали её голос, сразу же влюблялись в неё. Но сердце девушки было свободно. Отец король не чаял в дочери души.
Однажды в королевство приехал удивительно красивый юноша. Это был молодой принц из соседнего королевства. В это самое время принцесса Гитарина отпросилась у короля немного погулять по улицам любимого королевства. Молодые люди оказались на одной из узких улочках древнего города. Как только взгляды молодых людей встретились, в тот же момент в чистом небе сверкнула молния. Они стояли и с удивлением смотрели друг на друга.
- Боже, какой красивый молодой человек? - подумала Гитарина.
- Я ещё никогда в жизни не видел такой красивой девушки? – думал принц.
Они долго неподвижно стояли, не решаясь заговорить. И тогда Гитарина запела песню. Её голос так поразил юношу, но песня ему показалась знакомой. Именно эту песню напевала маленькому принцу его мама. Не теряя ни минуты, принц стал подпевать юной красавице. Их голоса слились воедино, и разнеслись по всему королевству. Жители королевства были потрясены красотой звучания мелодии. Люди наслаждались их прекрасным пением. Голос молодых людей был настолько гармоничен и чист, что жителям королевства казалось, что где то рядом аккомпанирует оркестр музыкальных инструментов.

Прослышал об этом диве и отец девушки король Златослав. Он тут же приказал своим придворным слугам привезти во дворец этих чудесный музыкантов. Какого же было его удивление, когда во дворец привезли его любимую дочь Гитарину и неизвестного молодого человека. Юноша представился и назвал своё имя.
- Я принц соседнего государства Вигории. Меня зовут Диан.
В ту же минуту лицо короля вытянулось от удивления. Дело в том, что вот уже 15 лет как соседние королевства враждовали между собой. И король Вигории Фредерик отец Диана был заклятым врагом Златослава.
- Что же тебя нужно в нашем государстве?- строгим тоном спросил король.
- Я приехал посмотреть ваше государство, но сегодня я встретил свою судьбу.
- Мне кажется, я влюбился, влюбился беззаветно и на всю жизнь – промолвил юный принц.
- Так кто же она твоя избранница? – в нетерпении спросил король. - Вот эта девушка, которая навсегда поселилась в моём сердце! – и принц указал рукой на Гитарину, которая тоже беспамятства влюбилась в заморского гостя.
- Так не бывать этому никогда – резко сказал король Златослав и топнул ногой. Я не за что не благословлю свою дочь с сыном своего кровного врага. И прошу Вас юный принц немедленно покинуть приделы нашего государства. Пришлось несчастному влюблённому уехать в свой замок не солона хлебавши.
Шли дни, проходили месяца, но бедный юноша скучал и страдал, отказываясь от еды. Он вспоминал глаза любимой, её божественный голос. Ему было тоскливо на душе. Молодой человек искал утешения в райском саду, в котором росли необыкновенной красоты деревья. Диан прохаживался вдоль аллей и разглядывал стволы деревьев. И всё вокруг ему напоминало о ней. О его возлюбленной Гитарине. Вот и сейчас ему вдруг показалось, что ствол молодого дерева напоминает стройный стан девушки. А золотистая листва напоминает её длинные светло-русые волосы. И решил тогда Диан, во чтобы это не стало изваять статую любимой девушки. Он своими руками срубил прекрасную Ольху и бережно отнёс её во дворец.
Три месяца принц не выходил из мастерской. Он бережно полировал и покрывал лаком деревянные заготовки. И вот когда работа уже подходила к концу, Диан увидел изящную и хрупкую фигуру любимой. Вместо прекрасных длинных волос Гитарины, принц взял золотые струны и натянул во всю длину скульптуры.
Диан с нежностью взял её на руки и погладил по золоту волос. И в ту же минуту по замку разлилась прелестная музыка, которая была как две капли воды похожа на голос любимой Гитарины. Принц не выпускал инструмент из своих рук. Он наслаждался, умилялся красотой звучания мелодии. А когда на эту волшебную музыку сбежались подданные государства и спросили юношу, что это у него в руках? Он нежно и трепетно произнёс: Это моя Гитара! С той поры и днём и ночью из окон замка по всей округе разливалась прекрасная и божественная музыка.
Так произошло настоящее чудо, лишь в руках опытного мастера с любящим сердцем деревянная заготовка приобрела вид музыкального инструмента, способного стать продолжением тела, души и голоса возлюбленной юной принцессы.
И хоть с тех пор прошло уже много веков, но мелодичность гитары поражает людей красотой своего звучания. И благодаря именно этому музыкальному инструменту мы с вами может представить, как прекрасен был голос у принцессы Гитарины.

Сочинить сказку про музыку и получил лучший ответ

Ответ от Ирина Сорокина[гуру]
1) Однажды Маленькая Девочка услышала Музыку.
Музыка Маленькой Девочке очень понравилась, но она никак не могла понять, откуда доносятся эти красивые мелодичные, чарующие и заставляющие танцевать волшебные звуки… Маленькая Девочка целый день ходила по улицам, прислушиваясь.
Но прекрасная Музыка не удалялась и не приближалась.
Тогда Маленькая Девочка остановилась,
крепко-крепко зажмурилась и изо всех сил закрыла уши ладошками.
Но Музыка не исчезла.
Волшебная мелодия продолжала звучать.
-Ой!
Ну, какая же я глупенькая! – подумала тогда Маленькая Девочка.
-Значит эта Музыка – во мне? !
И научилась петь.
2) В красивом лесу на опушке жила семья зайчат: мама, папа и три сыночка зайчонка. Каждый вечер перед сном мама Зайчиха пела своим сыночкам колыбельную песню. Однажды утром проснулись зайчата и решили узнать, как рождается песня. Спросили они разрешения у мамы Зайчихи и пошли путешествовать по лесу.
Вот идут они и слышат: журчит ручеек. Старший зайчонок говорит:
- Вот, братцы, ручеек как будто песню поет, как наша мама нам колыбельные.
Послушали они журчание ручейка и пошли дальше. Неожиданно подул ветерок. Листья зашелестели, трава зашумела. средний зайчонок и говорит:
- Братишки, слышите, как листочки и травка красиво шелестят? Будто наша мама Зайчиха поет песенки.
Постояли они, послушали музыку ветра и решили пойти дальше. Они шли долго и вдруг услышали пение птиц. Зайчатки поторопились на прекрасные звуки. Вышли на опушку леса. пение птиц было очень красивым, мелодичным - настоящая песня мамы Зайчихи. Младший братик заметил, что опушка леса очень знакомая. И тут они увидели свой домик и маму Зайчиху. Зайчата побежали к маме и в один голос закричали:
- Мама! Теперь мы знаем как рождаются твои песни - тебе помогает наш любимый лес!
3) В одном большом и красивом театре жили музыкальные инструменты. Среди них была красавица Скрипка – самая изящная из семейства Струнных. Локоны изогнутого грифа украшали её точёную головку. Талия у неё была такая, что соперничать с ней не могла даже прима-балерина. Одевалась она с самым изысканным вкусом. Её одежды сияли, как отлично отполированное дорогое дерево. Никто не мог бы сказать, что в облике Скрипки есть хоть одна лишняя чёрточка. К тому же она очень мило пела. Знатоки хвалили голос Скрипки, технику пения. Лишь изредка кое-кто осмеливался заметить, что поёт она суховато, без души. Но Скрипка не задумывалась над этим. У неё было много поклонников. Никто не мог устоять перед её красотой, и никто не мог добиться ответа в холодном сердце красавицы.
Она была капризна и изнеженна. Дом её был обит внутри шёлком, в спальне лежали бархатные подушки. Каждый день покои окуривались благовонной канифолью. Когда Скрипка выходила на прогулку, её поклонники почтительно кланялись ей. В ответ она томно произносила что-нибудь вроде: "Ах, какая сегодня сырость в воздухе. Боюсь застудить горло. " – и удалялась в дом.
Вот 3 сказки. Думаю, тебя это натолкнет на мысль.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Э. Л. Емельянова

Title: Купить книгу "Расскажите детям о рабочих инструментах": feed_id: 5296 pattern_id: 2266 book_author: Емельянова Э. book_name: Расскажите детям о рабочих инструментах Купить книгу "Расскажите детям о рабочих инструментах" Емельянова Э.

«Сграбь руками, загреби… Граблить, грести граблями. Грабли, ручная борона; состоит из хребта, бруска в аршин, сосквозными дырьями, до 12-ти, в которые вколочены зубья, колышки в палец, и из грабловища… палки в рост человека, воткнутой посредине хребта отвесно зубьям. Граблями гребут, сгребают сено, катают; на грядах бьют комья и ровняют…» – вот так емко несколькими словами В. Даль раскрывает происхождение слова «грабли» и суть предмета. Раньше на Руси «граблей» называли любой предмет, позволяющий что-либо цеплять или удерживать. Этим словом называли и человеческую руку, и деревянную ложку.

Современные грабли делают чаще всего из стали. Иногда применяют пластик или бамбук, хотя исторически они были деревянными либо железными. Ручку делают из дерева, пластика или металла.

Грабли бывают ручные, конные и для сельхозтехники. Ручными – убирают опавшие листья, мусор. Одна из разновидностей граблей имеет длинные гибкие тупые зубцы, закрепленные в форме полумесяца. Используются они для удаления сухой травы с газонов. Ими можно разравнивать перекопанную землю, выбирать крупные камни и разбивать комья.

В Японии существует искусство создания «садов камней». Этот «Сад сухого ландшафта» состоит только из гравия и камней. Линии, которые проведены граблями по гравию, передают структуру водных потоков или водоемов, как и в обычных садах.

Еще есть интересная разновидность этого инструмента – грабилка. Она служит для сбора ягод с низких кустов, например, черники и брусники. Выглядит она, как ковш с ручкой с длинными зубцами.

Для сгребания сена, хлебных колосьев или для подготовки пашни к рядовому посеву раньше использовали конные грабли. Сейчас для этих целей используют тракторные грабли, современные сложные механизмы с вращающимися элементами.

Забавной особенностью граблей является то, что если их положить на землю вверх зубьями и наступить на зубья, то они моментально поднимутся вверх, при этом ударив наступившего. Чаще всего – по лбу, но могут и в другое место. Отсюда происходят сочетание слов «бег по граблям», означающее бессмысленное занятие, наносящее вред самому себе. Также существует выражение «…дважды наступить на одни и те же грабли», что означает повторить свою ошибку.

...

Зубы имеют, а зубной боли не знают.

...

Зубастые, а не кусаются.

Стоят в один ряд

Острые пальчики -

Цап-царапки:

Подбирай охапки.

(Грабли)

В эпоху неолита, т. е. около 6000 лет дон. э., древний человек придумал инструмент, который стал прототипом современной дрели. Это было приспособление из лука и сверла (прочной палки), которое вращалось при малейшем повороте первого. Использовать такой инструмент нужно было двумя руками: одна – прижимала сверло, другая – качала лук. С помощью этого инструмента люди добывали огонь и обрабатывали различные материалы.

Ручная дрель – инструмент для сверления, в котором используется сила человека. Применяется для сверления отверстий в различных материалах. Простейшая ручная дрель – это коловорот, инструмент с ручкой в виде скобы (колена) и патроном для зажима сверл.

Сверло – неотъемлемая часть дрели. Обычные спиральные сверла бывают разных размеров в толщину от 0,1 мм до 8 см. При бурении горных пород, металлообработке, когда требуется высокая твердость или жаропрочность, используют сверла с очень крепкой вставкой на конце – из сплава, называемого победит. Это сплав карбида вольфрама и кобальта. По твердости он близок к алмазу, самому твердому материалу.

Принцип действия современной дрели зародился в далеком прошлом. Создателями современной дрели и с электрическим приводом считают двух людей, которые пришли к одинаковым результатам, занимаясь разработкой дрели абсолютно независимо друг от друга. Ими были шотландский инженер-электрик и немецкий изобретатель из Штутгарта Вильгельм Эмиль Файн, который в 1895 году представил свой вариант электрической дрели. Шотландец же, приехавший в Мельбурн (Австралия) для участия в строительстве большой электрической станции, запатентовал свою электрическую дрель на шесть лет раньше.

Инструмент совершенствовался с каждым годом. Первые модели, имеющие универсальный мотор, появились к концу Первой мировой войны. Затем последовало усовершенствование мощности и уменьшение размеров и веса инструмента. Появились ударные дрели, где патрон совершает еще и поступательное движение.

ЗАГАДКА

Везде сует свой нос витой.

Дыру проделает в стене,

Чтобы узнать, а что на той,

Обратной стороне.

(Дрель)

Косари на лугу размахалися острыми косами,

Что им Божий цветок?

Им бы кончить работу свою…

С. Матковский

Коса является одним из древнейших орудий человека и символом земледелия. У древних греков этот инструмент использовала для работы богиня плодородия Деметра. Это был металлический предмет в форме полумесяца с заточенным краем (лезвием) и деревянной ручкой.

Как только человек научился обрабатывать металл, появился этот инструмент. Он необходим для земледелия. Урожай зерновых культур убирали с помощью серпа или косы.

Это инструмент индивидуальный, требует настройки под размеры косаря. Кто любит использовать серп, одной рукой придерживает скашиваемое растение, другой – срезает его. А кому-то удобнее работать большой косой с длинной ручкой и не таким изогнутым лезвием, как у серпа. Работают такой косой двумя руками, удерживая ее за деревянную рукоятку (косье) и небольшую ручку посередине древка – лучек. Косят такой косой, совершая полукруговые движения, ведя лезвие косы параллельно, близко от поверхности земли. Движения энергичные, требующие хорошей физической формы работника. Лезвие косы не точат, его отбивают молотком на специальной подставке (бабке). После отбивки и во время работы периодически лезвие правят точильным абразивным бруском с мелким зерном. Хорошая коса после отбивания выдерживает три, четыре часа косьбы.

В горных районах Осетии существовала традиция: во время сенокоса проводили соревнования. Косари обычно поднимались в гору и оттуда начинали косить сверху вниз. Работая на обрывистых, опасных местах, косари старались обогнать друг друга. В процессе этой работы тренировалась сила и выносливость, вырабатывалась смелость и особенно развивался плечевой пояс. ЗАГАДКИ

Маленький, горбатенький,

Все поле обыскал,

Домой прибежал -

Всю зиму пролежал.

(Серп)

Наточили Острый Нос,

Колотили Острый Нос.

Поработал Острый Нос -

Увезли зеленый воз.

(Коса) ПОГОВОРКА Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой.

Прототипом лопаты является палка-копалка, один из первых инструментов, который использовал человек. Древние люди делали лопату из камня или дерева и применяли для копания и разрыхления почвы.

Лопата – инструмент для подъема и перемещения сыпучих материалов, таких как почва, песок, уголь, гравий, снег. Она широко используется в сельском хозяйстве, строительстве и садоводстве. Обычно лопата состоит из двух частей: собственно лопаты (рабочей части) и черенка (ручки). Лопата может быть сделана из различных материалов: стали, титана, нержавейки, алюминия, дерева и пластика.

На первый взгляд лопата – очень простая вещь, однако это не так. Существует много типов лопат для разного вида работ. Они бывают широкие и узкие, длинные и короткие, штыковые и совковые. У всех есть достоинства и недостатки. Например, лопаты из титана хороши тем, что к ним почти не прилипает почва. Они легче, чем из стали, и не окисляются. Но стоят такие лопаты гораздо дороже. Деревянные и пластиковые лопаты используют обычно для уборки снега. Они легкие, недорогие, но не долговечные, и не такие прочные, как, например, алюминиевые.

Существует много модернизаций и усовершенствований обычной лопаты. Для комфортной работы лопата должна подходить по размеру, высоте и весу. Ручка лопаты должна быть хорошо обработана, не иметь задиров и трещин. Форма рабочей части лопаты изготавливается в зависимости оттого, для каких целей она используется. Например, лезвие штыковой лопаты обычно остро заточено и имеет зауженную форму. У совковой лопаты рабочая часть широкая, с боковыми ребрами и затупленным краем. Хлебная лопата – целиком сделана из дерева. Она предназначена для помещения в печь (и вынимания из нее) хлеба и других продуктов, в том числе и пиццы. Младшие братья лопаты – различные совочки, ими удобно работать с маленькими растениями в саду и дома.

Малая пехотная лопата, оказывается, является оружием солдат в армии и используется, главным образом, для рытья окопов и для ведения ближнего (рукопашного) боя. Выглядит она как небольшой широкий совок с хорошо заточенными краями и короткой ручкой. Служит универсальным инструментом, в том числе и для разрубания чего-либо.

ЗАГАДКИ

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом,

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом.

(Лопата)

Раз – копаю. Два – копаю.

Когда в землю вхожу, становлюсь острее,

А без дела полежу – быстро заржавею.

(Лопата)

Самый бойкий я рабочий в мастерской.

Колочу я что есть мочи день-деньской.

Как завижу лежебоку,

Что валяется без проку,

Я прижму его к доске

Да как стукну по башке!

Молоток (молот) – самое древнее орудие труда, использующееся для нанесения ударов по чему-либо. Сам молоток от этого не портится. Молоток используют при ковке металлов, разбивании камней, забивании гвоздей…

Кузнечный, или ручной, молоток обычно делается из ковкого железа, а концы его навариваются сталью. Очень маленькие молоты делаются целиком из стали, а большие – из чугуна. Один конец ручного молота делают плоским или с легкой выпуклостью, он называется боек, а другой – клинообразным, и называется задок. В средней части имеется сквозное отверстие, глазок, для насадки молотка на деревянную рукоять, или молотовище.

Самые маленькие кузнечные молоты, так называемые ручники, которыми можно работать одной рукой, весят от полукилограмма до 2 килограммов, большие же ручные молоты, кувалды, которые приводятся в движение обеими руками с размаху, весят от 3 до 9 килограммов.

Молотки делают не только из металла, но и из резины и дерева. Такие молотки – киянки служат для подбивания каких-либо мягких материалов или для выправления (рихтовки) листовых металлов.

В больших мастерских используют молоты весом от 40 до 100 килограммов, а на железных и сталелитейных заводах бывают молоты до 50 тонн.

С конца XIX века самые крупные паровые молоты стали заменять гидравлическими прессами, позволяющими достигать более высокого качества обработки металла без сотрясения зданий.

Важнейшим спутником молотка является гвоздь. Это штырь, обычно из металла, заостренный с одного конца и имеющий на втором, тупом конце плоскую рифленую или декоративную шляпку. Гвоздь держится в детали за счет силы трения. В древности человек изготавливал гвозди из костей рыб, шипов растений, из древесины твердых пород. Гвозди стоили не дешево, в XIII веке за горсть гвоздей давали целого барана.

...

На работу вышел – каждый услышал.

(Молоток)

...

Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет.

(Молоток и гвоздь)

...

Лоб – пудовый, костыль – дубовый.

(Молоток)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Золото не золото, не побывав под молотом.

Гвоздь от молота визжит, от гвоздя стена трещит.

Как только человек начал заниматься земледелием, а было это тысячи лет назад еще в каменном веке, появился инструмент для обработки почвы – мотыга. Этот простейший инструмент дошел до нас практически в неизменном виде, прежним осталось и его назначение – ручное рыхление верхнего слоя земли и подрезание ненужной растительности – сорняков. Древние мотыги представляли собой просто палки с заостренным концом или палки с широким наконечником из кости или камня.

Отличительная особенность мотыги – расширенный плоский, заостренный наконечник – налопатник – прикрепляется перпендикулярно ручке. Форма налопатника может быть разной. Для мелкой обработки и работы на более легких почвах используют более широкий налопатник, для взрыхления на большую глубину и работы на тяжелых почвах – более узкий. Разновидность мотыги – кайло, или кирка, инструмент с длинным плоским молотом с острым лезвием на одном конце (реже на обоих), насаженный на ручку. Второй конец молота обычно затуплен и используется как рычаг при отрывании чего-либо. Рабочая часть кирки длиннее и массивнее, чем у мотыги. Используется она при дроблении горных пород и разрыхлении очень плотного грунта при строительных работах. На киянку похож ледоруб – инструмент, используемый альпинистами при восхождении на горные вершины.

Иногда мотыгу называют сапка, цапка, тяпка – это разные названия одного и того же инструмента.

«Хлопцы покраснели, и один из них, выше ростом, ткнул сапкой в моем направлении и обиженно прогудел: – Так сапки тупые…» (А. С. Макаренко «Педагогическая поэма»)

Приручение волов в Месопотамии, уже в VI тысячелетии до н. э. дало человечеству хорошую тяговую силу, необходимую для развития орудий для вспашки. Мотыга видоизменилась и превратилась в плуг, который и сейчас используют для вспашки земли на полях.

Мотыга – символ земледелия, и ее изображение можно встретить на гербах и на флагах разных государств. На гербе государства Мозамбик перекрещены оружие и мотыга – символизируя принцип трудолюбия, мира и готовность защиты с оружием в руках от врагов.

«Насечешь тяпкой, не сотрешь тряпкой» – поговорка, отражающая необратимое действие с выраженными последствиями.

ЗАГАДКА

Палка – ручка и топор,

Поперек насаженный.

И меня всегда берут

В огород посаженный.

Где взрыхлить, где подкопать,

Где сгрести земли под куст,

Уничтожить сорняки -

Я за все берусь.

(Мотыга)

ОТВЕРТКА

Одним из самых распространенных инструментов является отвертка. Невозможно представить наш мир без этого инструмента, почти все вещи вокруг нас являются сборными, а для крепления применяются различные винтики, шурупы, саморезы и болты. Еще их называют метизы – металлические изделия соединительного крепежа. Это такие небольшие штыри, имеющие по всей длине спиральную нарезку – резьбу, а также утолщение на одном конце – головку. С помощью резьбы метиз вворачивается в предмет и крепко там держится. А вот как раз для вкручивания или выкручивания служит отвертка. На головке метиза имеется либо прорезь, либо фигурное углубление с четкими краями. Чаще всего это просто прорезь или крестообразное углубление. Другой способ крепления – это наворачивание гайки на конец болта.

В словаре Даля отвертка описана как «орудие в виде тупой стамески». В таком виде она и просуществовала до начала XX века.

Отвертку начали использовать примерно в XV веке. Винты тогда применяли для изготовления подвижных соединений брони, шлемов средневековых рыцарских доспехов и в некоторых странах для огнестрельного оружия.

Ну и конечно, отвертка требуется в производстве точных механизмов. В то время все крепежные элементы изготавливали вручную. Процесс был трудоемким и дорогостоящим. Головки винтов (болтов) имели форму квадрата, сделать их проще всего. Позже появились головки с пропилом (пазом), крестообразные, в виде звездочки, и др. Для раскручивания разных болтиков появилась универсальная отвертка со сменными наконечниками (насадками).

Для сильно закрученных и закисших соединений была разработана специальная – ударная отвертка. Это массивный металлический инструмент, похожий на отвертку с наконечником. По его торцевой части ударяют молотком. От удара отвертка сильнее надавливает на откручиваемый винт, а поворотный механизм сдергивает его и выкручивает из отверстия с резьбой.

В последнее время все чаще стали использовать отвертки с электрическим приводом, работающие от сети переменного тока, либо от аккумуляторов. Работать таким инструментом удобно. Скорость вращения регулируется от степени нажатия на специальную кнопку (клавишу). Такие отвертки можно вращать в разные стороны, что позволяет не только быстро закручивать, но и выкручивать винты и шурупы.

ЗАГАДКА

Вострушка-вертушка

Уперлась в винт ногой,

Потерял болтун покой.

(Отвертка)

Если бы сосны да ели

Бегать и прыгать умели,

Они от меня без оглядки умчались бы

И больше со мной никогда не встречались бы,

Потому что – скажу вам, не хвастая, -

Я стальная и злая, и очень зубастая.

Пила – одно из древнейших орудий труда. Небольшие кремневые пилы стали применять около 5 тысяч лет до н. э.

Пила служит для распиливания твердых материалов (древесина, пластик, камень, металл и др.).

Работают девчонки,

В руках поет пила,

Им сразу подала.

А. Барто

Простая (обычная) пила представляет собой металлическую пластину, на рабочей кромке которой расположены зубья. Зубцы затачивают под определенными углами, причем соседние зубья точат по-разному. Для распиливания чего-либо пилой водят туда и обратно с небольшим нажимом. В результате зубья разрывают распиливаемый материал, а т. к. зубьев на пиле много (например, около 100 шт.), распил увеличивается пропорционально скорости движения пилы.

Пилы могут иметь разную конструкцию. Распространенный вид пил – ножовка – полотно с зубцами, обладающее достаточной прочностью и упругостью, чтобы удерживать форму. Самая производительная из такого вида пил – двуручная пила. Ей работают вдвоем, с ее помощью хорошо валить стоящие деревья, но лежащее дерево не распилить. Для этого необходимо использовать специальную подставку.

Двуручную пилу еще используют как музыкальный инструмент в оркестре народных инструментов.

У лучковых пил тонкое полотно натянуто между двумя держателями. Примером такой пилы может служить лобзик. Полотно у него тонкое и узкое, благодаря этому можно изменять направление пиления, что удобно при выпиливании деталей из фанеры или другого плоского материала.

А еще бывают пилы, у которых полотно круглое, с множеством зубцов. Иногда зубья заменяет режущая кромка, выполненная в виде абразивного напыления (например, алмазного – для резки камня, плитки и других особо твердых материалов). Это циркулярная пила. Чаще всего такая пила вращается от электричества и с большой скоростью.

Самая компактная пила – это цепная ручная. Ее легко сложить, т. к. она состоит из звеньев.

ЗАГАДКА

Принялась она за дело, завизжала и запела.

Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.

(Пила)

Для выравнивания поверхности деревянных изделий, уменьшения их толщины, а также для создания протяженных выемок различной формы служит этот инструмент. Обычно рубанок состоит из колодки с упорными ручками и из заостренного металлического лезвия (резца), закрепленного под углом к обрабатываемой поверхности. Рубанок – изобретение человека, дошедшее до нас из далеких веков. Известны рубанки, найденные в Помпеях и относящиеся к I веку. Хотя упоминания об этом инструменте еще более ранние. Гомеровский Одиссей хорошо владел этим инструментом, а ведь события происходили в XII веке до н. э.

Широко применяться рубанок начал только в XV–XVI веках. В Россию его завез царь Петр I, будучи большим любителем плотницкого дела. До этого управлялись топором и стругом – железным ножом с двумя ручками.

Хорошие инструменты всегда дорого стоили. К примеру, в 1901 году цена обычного рубанка французской фирмы в России доходила до двух рублей, что было сопоставимо со стоимостью коровы.

В зависимости от того, как нужно обработать поверхность дерева, служат всевозможные модификации рубанка. Это и фуганок, и цинубель, и шерхебель, и фальцгебель, и зензубель, и шпунтубель, горбач, медведка… Различие у них в размерах, форме резца и колодки (подошвы). Например, цинубель не строгает поверхность, а лохматит ее, поднимает ворс и служит для подготовки поверхности перед склеиванием. Резца у него нет, а есть железка с зазубринами, оставляющими нужные бороздки.

В настоящее время в промышленности применяются электрорубанки, выполняющие ту же функцию. Производительность их гораздо выше.

Но работы старых мастеров-деревщиков с годами только набирают красоту, становясь неподвластными времени. Ручная работа способна не травмировать волокна, а бережно, срезая излишки, проявлять структуру и красоту. Рубанок, становясь продолжением руки настоящего мастера, способен снять тончайшую стружку, проявляя нрав дерева. И чем стружка тоньше и прозрачнее, тем ярче и красивее становится текстура дерева.

ЗАГАДКИ

По деревянной речке плывет кораблик новый,

Свивается в колечки дымок его сосновый.

(Рубанок)

У конька, у горбунка

Деревянные бока.

Как зажмешь его в руке,

Заскользит он по доске.

(Рубанок)

Я по лысине бегу -

Кудри с лысины стригу.

(Рубанок)

СТЕКЛОРЕЗ

До изобретения стекла люди по-разному закрывали окна в жилищах. Китайцы, например, затягивали их тонкими роговыми пластинками. В Европе применяли слюду, промасленную бумагу или вощеное полотно, на Руси использовали пленку бычьего пузыря. Все это кое-как защищало от холода, но света пропускало совсем мало; в таких жилищах был вечный полумрак.

После изобретения плоского стекла потребовался инструмент, которым можно было аккуратно раскраивать (вырезать) нужные по размеру куски стекла. Причем срез должен был быть ровным, без сколов.

Конструкция инструмента оказалась простой. В нем использовался принцип, основанный на физическом свойстве стекла. Дело в том, что стекло твердый, но хрупкий материал. При возникновении мельчайшей трещины, стекло может под воздействием нагрузки разделиться по разные стороны в месте этой трещины. Поэтому стеклорез стал представлять собой небольшую ручку с твердым наконечником. Причем твердость его должна быть выше, чем у стекла. Алмазный стеклорез является одной из первых моделей стеклорезов. Сегодня алмазный стеклорез по-прежнему остается востребованным, он удобен в работе. Выглядит он просто – на кончике ручки с помощью специального припоя закреплен алмаз.

Максимальная толщина стекла, которую можно разрезать алмазным стеклорезом, – 10 мм. Цена такого стеклореза довольно велика. Алмазный стеклорез необходимо держать как карандаш, взявшись у самого его основания, и затем легким движением, не прилагая особых усилий, провести по намеченной линии. Во время резки будет издаваться потрескивающий звук – не стоит бояться, это говорит о том, что вы все делаете правильно.

Гораздо дешевле стоят стеклорезы, в которых используется синтетический алмаз. Но и максимальная толщина стекла, которое могут разрезать такие алмазы, составляет только 5 мм.

Роликовый стеклорез похож на алмазный, но режущим инструментом в нем являются ролики, которые изготовлены из вольфрамо-кобальтового сплава. Количество роликов может быть разное, от 3 до 6 штук. Недостаток таких стеклорезов – быстрый износ ролика (заточка), из-за трения о стекло. В масляных стеклорезах смазка подводится под самый ролик и трение уменьшается – ресурс инструмента увеличивается.

ЗАГАДКА

На зеркальном на катке,

На единственном коньке

Он проехался разок,

И распался весь каток.

(Стеклорез)

Топор – один из самых древних инструментов, который используют в разных сферах деятельности человека.

Первобытные топоры были из камня. Твердый камень обтесывали и заостряли. Этот инструмент был одновременно и молотом, и долотом, и скребком, и оружием. Затем камни – лезвие топора, стали привязывать к крепкой палке, служившей рукояткой топора. Этот прообраз современного топора появился около 6 тысяч лет до н. э. Топоры использовались для рубки деревьев и обработки полученной древесины. Люди искали твердые материалы для лезвий топоров, использовали кости и рога животных. Лучшим материалом для лезвий служили каменные породы: жадеит и нефрит как породы твердые, компактные и вместе с тем не хрупкие и поддающиеся шлифовке. Но эти породы встречаются редко, поэтому чаще топоры делали из кремния, мелкозернистого песчаника и различных сланцев. Когда люди научились добывать медь, появились медные топоры. Затем бронзовые, затем железные. Современные топоры тоже делают из железа.

У многих народов топор использовался как оружие. Наши предки называли топор секирой.

Ну а в мирной жизни топор применяется там, где нужно рубить. Прежде всего, это инструмент лесоруба и плотника. У каждого на даче есть топор. Для колки дров применяют топор с тупым лезвием в виде треугольной призмы, но с длинной ручкой около 80 см. Он так и называется – колун. Это тяжелый топор до 5 кг. Работают им двумя руками. В каждом пожарном уголке должен быть топор. Но это тоже особый – пожарный топор. Это обычно цельнометаллический топор, у которого вместо обуха (обратная тупая часть лезвия) заостренный конец или крюк, наподобие багра. Еще топор незаменим при разделке мяса. Здесь используется свой поварской топор – тяжелый остро заточенный топор с короткой ручкой. Рубящая часть топора может быть прямой или слегка закругленной.

Ну и конечно, топором (обухом) можно работать как молотком и как гвоздодером. А еще есть хорошая сказка про солдата, который сумел сварить суп из топора! Вот такой он непростой, топор…

ЗАГАДКИ

Хоть и ростом невелик,

А к почтению привык:

Перед ним дубы, и клены,

И березы бьют поклоны.

(Топор)

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется.

(Топор)

ЦАНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Есть несколько инструментов, объединенных одним принципом работы и похожих по конструкции, но служащих для различных целей. Этот тип инструментов называют цанговый, или шарнирно-губцевый. Первое название происходит от немецкого слова «цанги», что дословно переводится как клещи. Второе название отражает форму конструкции инструмента и его рабочую часть – губки (лезвия).

Первые инструменты подобного рода служили для захвата и перемещения горячих предметов. Щипцы с осью-стержнем придумали еще в неолите, но тогда их мастерили из обожженного дерева. Самые ранние изображения этого инструмента встречаются на древнегреческих вазах. Покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец, бог огня Гефест, изображен на них именно с клещами.

Самые древние ножницы найдены археологами в Древнем Риме. Их возраст 3–4 тысячи лет, римляне использовали их для стрижки овец. Эти ножницы походили на большой пинцет с двумя лезвиями на концах. Работать ими очень неудобно. Однако такими ножницами пользовались долгое время, пока не были изобретены ножницы, больше похожие на современные.

Шарнирно-губцевые инструменты состоят из трех частей: головки (губки или лезвия), двух рукояток (ручек) и подвижного соединения – шарнира.

Можно с уверенностью сказать, что в любом доме есть эти инструменты. Чаще всего это ножницы, кусачки или плоскогубцы. Каждый вид выполняет определенные функции, способствующие наибольшему удобству проведения тех или иных работ.

Пассатижи – многофункциональный инструмент, у которого рабочая часть – губки – представляют собой массивные части с плоскими, смыкающимися рифлеными поверхностями.

Пассатижи используются для зажима небольших деталей при обработке, обжатии соединителей на проводах, перекусе различных видов проволоки, захвате раскаленных предметов (как кузнечные щипцы). Для работы с электрическим током используют инструменты со специальными ручками, покрытые диэлектрическим (не проводящим ток) материалом.

Круглогубцы – щипцы с круглыми концами (губками) для сгибания различных металлических предметов, проволоки и т. д. С помощью плоскогубцев выполняют краевые и угловые переходы, с помощью круглогубцев, напротив, – мягкие и плавные закругления. Ими можно загнуть проволоку в петлю.

А вообще существует множество инструментов подобной конструкции. Самое главное в них – это использование принципа рычага. Рабочую часть можно придумать той, какая требуется: режущей, кусающей, удерживающей, делающей отверстия и т. д.


В одном из гаражей жили-были инструменты, и когда хозяева замыкали гараж, инструменты оживали и всё время спорили между собой – кто же из них самый главный?
«Я, главный» - говорил молоток: «Посмотрите, какая у меня голова, я всегда помогаю хозяину забить гвоздь, отремонтировать забор»
- « А я, чем тебя хуже?» - закричала отвёртка:
- «Ведь без меня даже шуруп не завинтишь, ничего не смонтируешь, прибор не отремонтируешь и не отрегулируешь.»
-« Уж если зашёл разговор об аппаратуре - сказал паяльник
- без меня точно не обойтись, посмотрите, как я прочно спаиваю провода, какие надёжные контакты появляются благодаря мне!»
Тут в разговор вмешался тестер, это такой прибор, с помощью которого можно замерить напряжение, ток, сопротивление и другие электрические параметры,
-« Как же вы без меня обойдётесь? Как найдёте неисправность в аппаратуре?»
- «Ну, что вы все раскричались, что вы всё спорите, меня разбудили?» -
Сердито проворчала дрель:
– «Разве вы не знаете, что без меня ни одно отверстие не сделать, значит, я главная!»
- «Ха-ха-ха, какая же ты главная, если не можешь так ровно постругать доски, чтобы они стали такими ровными и красивыми?» - рассмеялся рубанок.
-« Но, что ты будешь строгать?» -
Почти хором спросили топор и пила
-« Если мы не срубим и не распилим дерево - значит мы главные!
- Мы главные – без нас ни наколоть дров, ни печку растопить, ни обогреть хозяина».
- «Вот уж если речь зашла о печке, тут я главная»- важно сказала зажигалка.
- «Как же вы без меня и моих сестричек-спичек разожжёте печь, кто поможет путнику зажечь костёр в лесу, конечно же, мы, мы, мы!»
- «Да, а когда я была молодая, - сказала керосинка, которой уже никто не пользовался, и она тихонько стояла в уголке
- Я всегда помогала готовить пищу хозяину, но теперь меня вытеснили мои внучки и правнучки – электроплиты и микроволновые печки…»
-« А помнишь, соседка, какая я была молодая, да заводная?» - спросила радиола
- «Ни один праздник не обходился без меня и моих пластинок, меня тоже вытеснили видеомагнитофоны и компьютеры – теперь мы живём здесь никому не нужные…»
-« Ну, уж нет, - промолвил утюг - вот мой дедушка, очень тяжёлый утюг, который разжигали углями и его приятель медный самовар и тётушка Прялка теперь живут в музее, их начищают, за ними ухаживают, чтобы люди не забывали, что мы в своё время, тоже были нужны своим хозяевам».
Тем временем расшумелись гаечные ключи, пассатижи, клещи и даже тиски и станки споря, кто же из них самый главный, но тут повернулся ключ в замочной скважине, открылась дверь гаража, и вошёл хозяин. Дверь тихонько рассказала хозяину о споре инструментов и попросила, кто же всё-таки из них самый главный?
Хозяин подошел к инструментам и сказал – « Вы мне нужны, вы все главные, и без каждого из вас я не смогу обойтись, пусть то будет большой станок, или маленький гвоздик – вы все мне очень-очень нужны». Но тут он увидел очень старые вещи: «А вас, пожалуй, я подарю в музей, чтобы мои внуки и правнуки могли посмотреть, чем пользовались их дедушки и бабушки, и как изменилась наша жизнь, благодаря прогрессу».
Хозяин собрал все старые вещи, погрузил их в машину и увёз в музей.

Дорогие друзья! Разрешите вновь пригласить вас в .

Со многими музыкальными инструментами мы уже познакомились. И сегодня вернемся к семейству струнных и поговорим о гитаре. Логичнее было бы знакомиться с гитарой после . Но ничего, сделаем это сегодня.

Кто же в наши дни не знает, что такое гитара? В современное время это один из наиболее популярных музыкальных инструментов.

У кого-то папы играют на гитаре, а у кого-то и мамы.

Это сейчас гитара для нас обычный инструмент, а раньше это был атрибут кавалеров, которые с гитарой и шпагой завоевывали сердце своей возлюбленной.

Родина гитары точно неизвестна. Есть предположения, что этот инструмент появился в Древней Греции, а широкую известность получил уже в Испании.

После нашего первого дебюта мы решили продолжить эту традицию и придумывать сказки про музыкальные инструменты сами.

Просматривая картинки средневековых гитаристов, родилась у нас такая сказка о гитаре. Прошу не судить строго, мы не писатели. Сюжет сказки «Волшебная гитара » полностью придуман детьми, я лишь помогала им правильно строить предложения.

Жил-был король и было у него три сына. Старшие сыновья ради денег на любой обман могли пойти, а младший был добрый и честный, за деньгами не гнался.

Умер король, и все наследство оставил старшим братьям, а младшему достался лишь пятак. Загрустил младший сын, не стал с братьями спорить, а пошел куда глаза глядят.

Проходит он мимо одного города, а там в окошке девушка сидит, глаз не отвести. Полюбил он ее с первого взгляда и стал просить, чтобы она стала его женой. А она и говорит:

— Выполнишь мое желание, стану твоей женой. Слышала я во сне прекрасные звуки, неведомые мне ранее. Достань мне этот музыкальный инструмент у мудреца, который живет на восточном западе — южном севере, тогда выйду за тебя замуж.

Пошел королевич куда глаза глядят, на южный север – восточный запад.

Добрался он наконец до мудреца и рассказал ему о сне своей возлюбленной.

А мудрец и говорит:

— Спрячешься от меня, да так, что я тебя не найду, дам тебе, что ты просишь. Даю тебе три попытки.

Наступил день и надо королевскому сыну прятаться первый раз. Залез он в лисью нору и сидит там, ждет. А у мудреца была такая подзорная труба, в которую глянешь и весь свет увидишь. Заметил он, конечно, в норе королевича.

Пришлось ему вылезти.

Наступил второй день. Нырнул он под воду, а мимо проплывала большая рыба, которая проглотила его. Целый день его высматривал в свою подзорную трубу мудрец, но ничего не видит. Но вдруг открыла рыба рот, чтобы заглотить новую добычу, и в этот момент заметил мудрец юношу и приказал рыбе выплюнуть его.

Пришел третий день. Думал-думал королевич, куда ему спрятаться и решил сделать подкоп к дому мудреца. И оказался как раз под тем местом, где стояла подзорная труба. Смотрел-смотрел мудрец, ничего не видит. Солнышко уж закатилось, а мудрец все ищет да ищет.

— Хорошо, — закричал мудрец, — победил ты меня. Дам тебе, что ты просишь.

А что просил юноша, он и сам не знал. Очень удивился он, когда увидел, что мудрец вынес ему какую-то деревянную грушу.

— Что это, — воскликнул он, — что мне с этим делать.

И тут мудрец стал перебирать по струнам и полился чудесный звук. Прожил королевский сын у мудреца еще неделю и научился играть на этом музыкальном инструменте. А была это обыкновенная гитара, которую мы теперь знаем очень хорошо.

Отправился королевич с гитарой к своей возлюбленной. Пришел и запел под окном юной красавицы.

Удивилась девушка, услышав знакомые из сна звуки, вышла на балкон, а там стоит юноша с гитарой в руках и поет:

Я здесь, Инезилья, Я здесь, под окном, Объята Севилья, И мраком и сном. Исполнен отвагой, Окутан плащом, С гитарой и шпагой Я здесь под окном.

И согласилась девушка выйти замуж за юного рыцаря и жили они долго и счастливо. А с тех пор стала неотъемлемым атрибутом юных кавалеров.

А напоследок предлагаю послушать, как играет юная гитаритка Юля Кузнецова. Юле 8 лет, и она сыграет для Вас произведение, которое называется «К Элизе».