Солженицын биография по датам. Солженицын Александр: биография кратко, факты из жизни. Краткая биография Солженицына

Введение

Глава 1 А. И. Солженицын. Творческий путь

1.1 Анализ литературных произведений…………………………...6

1.2 «В круге первом»………………………………………………..31

1.3 Система творческих координат Солженицына – «Архипелаг ГУЛАГ» …………………………………………………………54

1.4 Один день зэка и история страны………………………………75

Глава 2 Владимирская страница Солженицына

2.1 «Не стоит село без праведника»……………………………….93

2.2 Раковый корпус……………………...………………………….93

2.3 Солженицын и Я……………………………………………….109

Заключение……………………………………………………………….114

Список литературы………………………………………………………120


Введение

Творчество Солженицына в последнее время заняло подобающее ему место в истории отечественной литературы 20 века. Современные последователи творчества Солженицына больше внимания уделяют, на мой взгляд, политическим, философским, историческим аспектам. Лишь касаясь художественных особенностей произведений, очень многое остается за пределами внимания критики.

А ведь книги А. И. Солженицына – это история возникновения, разрастания и существования Архипелага ГУЛАГ, ставшего олицетворением трагедии России 20 века. От изображения трагедии страны и народа неотделима тема страдания человека, проходящая через все произведения. Особенность книги Солженицына в том, что автор показывает «противостояние человека силе зла…»

Каждое слово и точно, и верно. Герои произведений настолько мудры. Солженицын вернул в литературу героя, в котором соединились терпение, разумность, расчетливая сноровистость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не потеряв лица, мудрое понимание и правых, и виноватых, привычка напряженно думать «о времени и о себе».

С 1914 года начинается для «всей земли нашей» «страшный выбор». «… И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся.» Вот здесь – то и лежит начало развала во всей России. Отсюда пошли и безответная кротость, и дикая озлобленность, и жадность, и доброта сильная и счастливая «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю». А между этим – целая жизнь. Солженицынские герои являют собой пример золотого сердца. Тип народного проведения, который поэтизирует Солженицын, есть основа и опора всей земли нашей. Солженицын ратовал за подлинных чернь, борцов, не склонных смириться с несправедливостью и злом: «Без них – то и не стоит село. Ни народ. Ни вся земля наша».

Цель моей дипломной работы – выявить особенности художественного исследования жизни писателя, диапазон идейно – художественных исканий Солженицына. Это наиболее трудный и важный вопрос для понимания задач, которые автор поставил перед собой.

Большой писатель – всегда фигура неоднозначная. Вот и в творчестве Солженицына трудно понять и осознать, принять все безоговорочно, разом.

Солженицын. Человек, прошедший по фронтам Великой Отечественной и арестованный в конце ее как изменник Родины. Тюрьмы, лагеря, ссылка и первая реабилитация в 1957 году. Смертельная болезнь – рак – и чудесное исцеление. Широкая известность в годы «оттепели» и замалчивание в пору застоя. Нобелевская премия по литературе и исключение из союза писателей, мировая слава и изгнание из СССР… Что значит Солженицын для литературы нашей, для общества? Задаю себе этот вопрос и задумываюсь над ответом… я считаю, что в мире сейчас писатель номер один – Солженицын, а вершиной русской новеллистики является, на мой взгляд, «Матренин двор». Хотя вхождение в литературу обычно связывают с «Одним днем Ивана Денисовича». Эту повесть выдвигали на Ленинскую премию. «Иван Денисович» стал для всех откровением. Это было открытием лагерной темы.

«Матренин двор» стал откровением для меня. Нет, до этого работали Овечкин, Абрамов, Солоухин…

уже были написаны ранее рассказы Носова, «Деревня Бердяйка» Белова. Задел деревенской прозы был. Но отправная точка – «Матренин двор». Наша деревенская проза вышла из «Матренина двора». Дело коснулось, наконец, как и в «Привычном деле» Белова, судьбы простейшей и трагической. Я считаю «Привычное дело» при всем глянце, какой новелла на эту повесть критика, трагедией русской семьи и русской бабы. Трагедия деревенской русской женщины, описанная Солженицыным – наиболее концентрированная, наиболее выразительная, вопиющая.

И на каком художественном уровне! А язык?! Солженицын – явление русской литературы, художник мирового масштаба.

Оставаясь в любви к своей Родине, земле, людям, Солженицын в то же время поднимается до трагических, страшных моментов истории нашей.

Весь творческий процесс писателя, на мой взгляд, - это прежде всего процесс внутреннего борения и самоусовершенствования. Внутреннее усовершенствование дается, во-первых, огромным знанием жизни, соприкосновением большой культурой, беспрестанным чтением хорошей литературы. Писатель всегда, если он настоящий писатель, был над жизнью. Всегда немножко впереди, выше. И всегда должен иметь возможность оглянуться назад, осмыслить время.

Как сложно настоящему художнику творить. Надо иметь огромное мужество, благородство и культуру – внутреннюю культуру, – чтобы подняться над своими обидами.

Присутствие в мире Александра Исаевича, его работа, его честь – путеводная звезда. Чтобы мы не совсем уж в темном углу – то тыкались, на бревна не натыкались – освещает он нам путь.

Аскетизм, высочайшее самоотречение, когда человек так поглощен своим творческим трудом, что все земное отпадает.

Совестливый художник, просто хороший писатель Солженицын написал просто русского человека с достоинством. Можно его на колени поставить, но унизить трудно. А унижая простой народ, любая система унижает прежде всего себя.

Матрена, Иван Денисович и есть истинно русские люди. Как станционный смотритель Пушкина, Максим Максимова в «Герое нашего времени», мужики и бабы из «Записок охотника Тургенева, толстовские крестьяне, бедные люди Достоевского, подвижники духа Лескова

.Глава 1 А. И. Солженицын. Творческий путь

1.1Анализ литературных произведений

Александр Исаевич Солженицын сказал в одном из своих интер­вью: «Я отдал почти всю жизнь русской революции».

Задача свидетельствовать об утаенных трагических поворотах рус­ской истории обусловила потребность поиска и осмысления их исто­ков. Они видятся именно в русской революции. «Я как писатель дей­ствительно поставлен в положение говорить за умерших, но не только в лагерях, а за умерших в российской революции, - так обозначил задачу своей жизни Солженицын в интервью 1983 г. - Я 47 лет рабо­таю над книгой о революции, но в ходе работы над ней обнаружил, что русский 1917 год был стремительным, как бы сжатым, очерком мировой истории XX века. То есть буквально: восемь месяцев, кото­рые прошли от февраля до октября 1917 в России, тогда бешено про­крученные, - затем медленно повторяются всем миром в течение всего столетия. В последние годы, когда я уже кончил несколько томов, я с удивлением вижу, что я каким-то косвенным образом пи­сал также и историю Двадцатого века» (Публицистика, т. 3, с. 142).

Свидетелем и участником русской истории XX в. Солженицын был и сам. Окончание физико-математического факультета Ростовского университета и вступление во взрослую жизнь пришлось на 1941 г. 22 июня, получив диплом, он приезжает на экзамены в Московский институт истории, философии, литературы (МИФЛИ), на заочных курсах которого учился с 1939 г. Очередная сессия приходится на на­чало войны. В октябре мобилизован в армию, вскоре попадает в офи­церскую школу в Костроме. Летом 1942 г. - звание лейтенанта, а в конце - фронт: Солженицын командует звукобатареей в артиллерийской разведке. Военный опыт Солженицына и работа его звукобатареи отражены в его военной прозе конца 90-х гг. (двучастный рассказ «Желябугские выселки» и повесть «Адлиг Швенкиттен» - «Новый мир». 1999. № 3). Офицером-артиллеристом он проходит путь от Орла до Восточной Пруссии, награждается орденами. Чудесным образом он оказывается в тех самых местах Восточной Пруссии, где проходила армия генерала Самсонова. Трагический эпизод 1914 г. - самсоновская катастрофа - становится предметом изображения в первом «Узле» «Краен Колеса» - в «Августе Четырнадцатого». 9 февраля 1945 г. капитана Солженицына арестовывают на командном пункте его на­чальника, генерала Травкина, который спустя уже год после ареста даст своему бывшему офицеру характеристику, где вспомнит, не по­боявшись, все его заслуги - в том числе ночной вывод из окружения батареи в январе 1945 г., когда бои шли уже в Пруссии. После ареста - лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, в спецтюрьме № 16 в северном пригороде Москвы (та самая знаменитая Мар­финская шарашка, описанная в романе «В круге первом», 1955-1968). С 1949 г. - лагерь в Экибастузе (Казахстан). С 1953 г. Солженицын - «веч­ный ссыльнопоселенец» в глухом ауле Джамбулской области, на краю пустыни. В 1957 г. - реабилитация и сельская школа в поселке Торфо-продукт недалеко от Рязани, где он учительствует и снимает комнату у Матрены Захаровой, ставшей прототипом знаменитой хозяйки «Матрениного двора» (1959). В 1959 г. Солженицын «залпом», затри недели, создает переработанный, «облегченный» вариант рассказа «Щ-854», который после долгих хлопот А.Т. Твардовского и с благословения са­мого Н.С. Хрущева увидел свет в «Новом мире» (1962. № 11) под назва­нием «Один день Ивана Денисовича».

К моменту первой публикации Солженицын имеет за плечами серьезный писательский опыт - около полутора десятилетий: «Две­надцать лет я спокойно писал и писал. Лишь на тринадцатом дрогнул. Это было лето 1960 года. От написанных многих вещей - и при пол­ной их безвыходности, и при полной беззвестности, я стал ощущать переполнение, потерял легкость замысла и движения. В литературном подполье мне стало не хватать воздуха», - писал Солженицын в авто­биографической книге «Бодался теленок с дубом». Именно в литератур­ном подполье создаются романы «В круге первом», несколько пьес, киносценарий «Знают истину танки!» о подавлении Экибастузского восстания заключенных, начата работа над «Архипелагом ГУЛагом», Эвмыслен роман о русской революции под кодовым названием «Р-17», воплотившийся десятилетия спустя в эпопею «Красное Колесо».

Реферат на тему

Проза Солженицына «Лагерная».

Выполнил студент С-13 группы

Соболев Алексей

Преподаватель

Горбунова А. П.

Белгород.

В русской прозе 1970-90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Лагерная тема нашла отражение в прозе В. Шаламова, А. Солженицына,
Ю. Домбровскою, О. Волкова и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа. Многое из того, что пережили наши соотечественники полвека назад, конечно же, страшно. Но еще страшнее забыть прошлое, оставить без внимания события тех лет. История повторяется, и кто знает, все может произойти снова в еще более жесткой форме. А.И.Солженицын был первым, кто показал в художественной форме психологию времени. Он первый открыл завесу тайны над тем, о чем знали многие, но боялись рассказать. Именно он сделал шаг в сторону правдивого освещения проблем общества и отдельно взятого человека. Каждый, кто прошёл репрессии, описанные Солженицыным (да и не только им), заслуживает особого внимания и почтения, вне зависимости от того, где он их провел. «Архипелаг Гулаг» является не только памятником всем, «кому не хватило жизни об этом рассказать», это своего рода предостережение будущему поколению.

Краткий обзор творчества А.И.Солженицына.

В 1962 в журнале "Новый мир", главным редактором которого был А.Т.Твардовский, был опубликован рассказ "Один день Ивана Денисовича", сделавший имя Солженицына известным всей стране и далеко за ее пределами. Образ главного героя сложился из солдата Шухова, воевавшего в советско-германскую войну (никогда не сидевшего) и личного опыта автора. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями. В своём рассказе он практически открыл для отечественного читателя лагерную тему, продолжив разоблачение сталинской эпохи. В эти годы Солженицын в основном пишет рассказы, которые критика иногда называет повестями: «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела». Потом увидел свет рассказ «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР, поэтому они печатались в самиздате и за рубежом (роман "В круге первом", 1955 - 68; 1990; повесть "Раковый корпус", 1966, 1990). В 1962 году Солженицына приняли в Союз писателей и даже выдвинули на Ленинскую премию. В 1960-е Александр Исаевич работал над книгой "Архипелаг ГУЛАГ" (1964 - 1970), которую приходилось писать тайком и постоянно прятать от органов КГБ, так как они бдительно следили за деятельностью писателя. Но письма бывших заключенных и встречи с ними способствуют работе над многими произведениями. Публикация трехтомного художественно-документального исследования "Архипелаг ГУЛАГ" произвела на российского и мирового читателя не меньшее впечатление, чем "Один день Ивана Денисовича". Книга не только представляет подробнейшую историю уничтожения народов России, но и утверждает христианские идеалы свободы и милосердия, одаривая опытом сохранения души в царстве "колючей проволоки". Работа писателя ставит своей целью проследить соотношение категорий "правда факта" и "художественная правда" на материале произведения документальной прозы "Архипелаг ГУЛАГ". Создававшееся на протяжении десяти лет, это произведение стало энциклопедией лагерной жизни. Но что такое "Архипелаг ГУЛАГ" - мемуары, автобиографический роман, своеобразная историческая хроника? Александр Солженицын определил жанр этого документального повествования как "опыт художественного исследования". То, что изображено в его книгах, не может быть подвергнуто искажению, неся своеобразный отпечаток времени, власти и истории. В 1967 Солженицын был исключен из Союза писателей. В сентябре 1965 КГБ захватывает архив Солженицына, что перекрывает возможности публикаций некоторых книг. Напечатать удается лишь рассказ "Захар Калита" ("Новый мир", 1966, № 1). А повесть «Раковый корпус» начинает публиковаться за границей. Например, одну главу («Право лечить») автор отдал для напечатания в Словакии. К весне 1968 вся первая часть полностью, но с большими погрешностями, была напечатана. Нынешнее издание – первое выверенное автором и окончательное. Присуждение Нобелевской премии по литературе "за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы” в 1975 г. возбуждает новую волну преследований и клеветы. Писатель переезжает жить в Цюрих. После декабря 1975 он совершает поездку в США, где выступает перед профсоюзными деятелями в Вашингтоне и Нью-Йорке. Солженицын - человек, глубоко верующий, не приемлющий насилия, во многих своих произведениях стремится обосновать альтернативный реальный исторический путь мирового развития. В 1974 он основал "Русский общественный фонд", передав в него все гонорары за "Архипелаг ГУЛАГ". А в 1977 создал "Всероссийскую мемуарную библиотеку" и "Исследования новейшей русской истории". Теперь основной работой на долгие годы становится эпопея «Красное Колесо». Исторические главы детально рисуют конкретные события, показывая участвующих в них лиц. Изображая любого исторического персонажа, Солженицын стремится с максимальной полнотой передать его внутренний строй и побудительные мотивы действий. Соединяя личные свидетельства с уникальными архивными документами, автор пытается дать развёрнутое повествование о революции в России. Лишь в 1989 редактору "Нового мира" С.П. Залыгину удалось после долгой борьбы напечатать отобранные автором главы «Архипелага ГУЛАГа» в России. Хотя, как и за границей, так и на родине личность и творчество Солженицына вызвали множество как восторженных, так и резко критических книг и статей. С 1990 проза Солженицына широко печатается на Родине. А 16 августа того же года Указом Президента СССР писателю возвращено гражданство. 18 сентября "Комсомольская правда" и "Литературная газета" публикуют статью "Как нам обустроить Россию?", где Солженицын предупреждает о трудностях при выходе из-под коммунистического гнета. Писатель работает над книгой «Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания». Рассказы и лирические миниатюры («Крохотки») , опубликованные Солженицыным в "Новом мире" (1995-97), свидетельствуют о неувядаемой мощи его дара.


Роль и место в литературе

Александр Исаевич Солженицын — выдающийся, известный писатель, не только у себя на родине, но и зарубежом, получивший за свои произведения Нобелевскую премию в 1970 году. Он был писателем, публицистом, драматургом, поэтом, политическим деятелем. Его образ был уникальным, труды стали значительными ценностями для русской литературы. Солженицына называли крупнейшим мыслителем и писателем-пророком ХХ века. Жил и работал не только в СССР, но и в США, Швейцарии и России. С 1960 по 1980 год он выступал против идеи коммунизма, против политики СССР.

Писатель создавал не только сочинения, в которых были отражены острые общественно-политические вопросы, но и произведения, в которых описывает историю России XIX — XX веков.

Происхождение и ранние годы

Отец писателя, Исаакий Семёнович, происходил из крестьянской семьи. Когда началась Первая мировая война, он добровольно ушел на фронт, был награжден за храбрость.

Мать писателя, Таисия Захаровна Щербак, была родом с Кубани. Ее отец был богатым хозяином экономии. Она окончила гимназию с золотой медалью. После гимназии она едет на учебу в Москву, где и знакомится в 1917 году с Исаакием — будущим мужем и отцом своего сына, А.И. Солженицына.

Отец писателя не дожил до рождения своего сына шесть месяцев, погиб в результате несчастного случая на охоте. Мать осталась вдовой в 24 года, и ради своего сына замуж больше не выходила. В эпопеи «Красное колесо» Александр Исаевич изображает своего отца, как Саню Лаженицына. Образ он создал по рассказам своей матери.

В 1924 году семья Солженицыных в связи с бедствующим положением переехала в Ростов-на-Дону. Здесь в 1926 году маленький Саша идет в школу. Во время учебы в школе он написал свои первые стихи и эссе. На протяжении десяти лет, с 1924 по 1934 год, Саша с мамой жили в маленьком деревянном домике в квартире-коморке.

Когда мальчику исполнилось девять лет, он твердо решил, что в будущем станет писателем. У них дома было мало книг, но мама иногда покупала книги на свою маленькую зарплату, а также брала почитать книги у своих хороших знакомых. Она сама некоторое время обучала Сашу французскому языку и музыке, но долго эти занятия продолжаться не могли, так как ей приходилось много и тяжело работать, чтобы прокормить себя и ребенка. Книгу «Война и мир» Толстого, мальчишка прочитал, когда ему было только 10 лет, и она стала для него примером для подражания.

В школе у Саши было двое лучших друзей, Кирилл Симонян и Лида Ежерец. Они так же, как и Саша, любили литературу и пробовали писать самостоятельно. Однажды друзья решили сочинить втроем одно произведение, которое назвали «Роман трех сумасшедших», главы они писали в порядке очереди.

Саша, Кирилл и Лида очень были привязаны к своей учительнице по русской литературе Анастасии Сергеевне Грюнау, которая любила свой предмет и вкладывала душу в свою профессию. На уроках она заставляла учеников читать пьесы по ролям, и иногда устраивала спектакли. Саня принимал в них участие и в будущем мечтал стать актером. Он в 1936 году пытался поступить в театральную студию Ю.Завадского, но его не приняли, потому что у него было слабое горло (катар).

По окончании школы в июне 1936 года, Александр Солженицын был награжден золотым аттестатом, по которому он мог поступать в высшее учебное заведение без экзамена.

Образование

После окончания школы в 1936 году А.И. Солженицын идет в Ростовский университет на факультет физики и математики. Однако, несмотря на учебу, он не перестает заниматься литературной деятельностью.

В 1941 году Солженицын отлично оканчивает университет, и ему присваивают квалификацию научного работника. Он получает рекомендацию на должность ассистента вуза или аспиранта.

Параллельно с учебой в Ростовском университете, будущий писатель в 1939 году поступает в Московский Институт, где учится на заочном отделении. Вот только закончить это высшее учебное заведение ему не удалось из-за начала войны.

Творчество

Творчество А.И.Солженицына относится к литературе «возвращенной», которая стала в России доступная широкому кругу читателей только в постсоветском периоде.

В литературных произведениях А.И.Солженицына есть сильный идейно-нравственный потенциал, очень выражено патриотическое начало.

К ранним произведениям писателя относятся: поэма «Дороженька», написанная в 1948-1953 гг., также некоторые пьесы – «Пир победителей» (1951) и «Республика труда».

С 1990-х годов Солженицын возвращается к малой эпической форме, он подготавливает книгу «Россия в обвале» (1997-1998). Также трудится над созданием «Двухчастных рассказов».

Главные произведения

Слава к Солженицыну пришла после его произведение «Один день Ивана Денисовича». Теперь к его работам прикован огромный читательский интерес. Книги выходили в печать большими тиражами и на полках долго не пылились. Только в последние годы жизни читательский интерес к его творчеству немного поутих.

Главным произведением писателя, по его мнению, был роман «Красное колесо». Первый раз книга публикуется в 1972 году на английском языке, а в 1993 году ее издают на русском. А.И.Солженицын писал, что для создания этого романа ему потребовалась целая жизнь, чтобы изучить период, который начался в начале XX века. В этой книге он старался не упустить значительные факты истории.

Роман «Архипелаг ГУЛАГ» создавался писателем в течение 10 лет, с 1958 по 1968 гг. Первый том этого романа-исповеди вышел в свет в 1972 году в Париже, а полностью его опубликовали в 1990 году. За основу этого романа взят не только личный опыт автора, но и рассказы, письма узников сталинских лагерей и их родственников. В литературе словосочетание «Архипелаг Гулаг» стало именем нарицательным. Но само отношение к этому роману, так же как и к его автору, осталось противоречивым даже и в теперешнем XXI веке.

К известным произведениям относится и работа автора под названием «В кругу первом». Роман опубликован в 1968 году заграницей. В 1990 году — в СССР. Этот роман в последствие был назван классикой русской литературы XX века. В центральной линии романа проходит спор двоих главных героев, которым вместе довелось пройти через войну и ГУЛАГ.

В большой части книг писателя героями являются люди, реально жившие, но под выдуманными именами.

Произведения автора известны широкому кругу читателей. Александра Исаевича Солженицына считают свободолюбивым и талантливым писателем своего времени, его творчеству присущий идейно-нравственный потенциал и политическое начало.

Последние годы

Александр Исаевич Солженицын в последние годы жизни тяжело болел, так как сказывались тяжелые условия тюремных лагерей и отравления при покушении. Ему пришлось пережить тяжелый гипертонический криз, вследствие которого у него отказала одна рука, и сложную операцию. Жил он в этот период на подмосковной даче, которую ему подарил Борис Ельцин.

3 августа 2008 года, не дожив до своего 90-летия несколько месяцев, Александр Солженицын уходит из жизни из-за острой сердечной недостаточности, прожив неординарную, тяжелую жизнь.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы) Событие
1918 Год рождения А.И. Солженицына
1924 Переезд с матерью в город Ростов-на-Дону
1936-1941 Учится в университете в Ростове
1939 Поступает в Московский институт (заочное отделение)
1941 Мобилизован; учится в офицерской школе
1942 Отправление на фронт
1943-1945 Командует артиллерийской батареей в звании капитана
1945 Осудили на 8 лет исправительно-трудовых лагерей за антисоветскую деятельность
1962 Принят в Союз писателей СССР
Публикуется за границей
1976 Едет в США
1994 Возвращается на Родину
Награждение высшей наградой РАН Золотой медалью им. Ломоносова
2000 Лауреат Большой премии французской Академии
Не стало Александра Солженицына

Интересные факты из жизни писателя

  • А.И. Солженицына признавали ограниченно годным к военной службе, но он добился мобилизации, и оказался на передовой. Был награжден орденом.
  • Во время войны Александр Солженицын делал записи в своем дневнике, что было строго запрещено.
  • Все личные идеи он отправлял в письмах к своим друзьям, что и стало причиной ареста писателя.
  • Его лишают звания капитана и арестовывают в феврале 1945 года, и летом отправляют в лагеря на 8 лет.
  • Жена Солженицына Наталья фиктивно разводится с ним через 3 года после отправки писателя в ГУЛАГ.
  • В середине 1950-х годов Солженицына освободили, а через год – полностью реабилитировали.
  • Получив свободу, писатель едет в деревню, где преподает в сельской школе. Его бывшая жена к нему возвратилась, и они повторно заключили брак. А после 13 лет совместной жизни Солженицын полюбил другую женщину — и брак распадается.
  • Первый свой рассказ Солженицыну помогает опубликовать Никита Хрущев. Это его произведение было очень успешным и переизданным на другие языки.

Музеи писателя

Открыли музей в доме тети писателя М.З. Гориной, там будущий писатель провел свои детские годы.

Жизнь и судьба писателя и выдающегося деятеля XX века представлена в мультимедийном контенте.

Александр Исаевич Солженицын

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. Это великий писатель, академик Российской академии наук, политический деятель и общественный активист, знаменитый историк, диссидент, Нобелевский лауреат.
Отец – рабочий крестьянин, а мать – казачка. Бедная семья от тяжелой жизни в 1924 году переехала в Ростов на Дону.
Обучение Александра начинается в 1926 году, когда его отдают в местную школу. Именно столь ранний возраст и становится началом его становления как писателя – в школе он создает свои дебютные стихотворения и эссе.
Через 10 лет, в 1936 году, Александр продолжает обучение, поступая в университет в Ростове на факультет физики и математики, но, при этом, не бросая активной литературной деятельности. По окончанию университета, в 1941 году и получив красный диплом, Александр Исаевич решает на этом не заканчивать образование. В 1939 году он подает документы в Институт философии в Москве на факультет литературы и истории, но, по причине начала военных действий получить диплом этого института Александр не смог.
Во время войны, Александр очень хотел попасть на фронт, и, не обращая внимания на плохое состояние здоровья, в 1941 году поступает на службу в транспортно-гужевое направлении. Военное училище Костромы встречает писателя 1942 годом, где Александр получает звание лейтенанта. Уже в 1943 году, писатель служит как командир звуковой разведки. Заслуги во времена военных лет Александра были столь заметны, что за них он получил два почетных ордена и главное звание для него - старший лейтенант, а после - капитан.
Политика Сталина была для Александра чуждой, из-за чего он в 1945 году и был осужден и адресован на восьмилетнее пребывание в лагере и пожизненную ссылку. В зиму 1952 года врачи ставят Александру неизлечимый диагноз – рак.
Александр Солженицын был два раза женат, и оба раза на девушках с именем Наталья. Первой женой была Наталья Решетовская, а вторая - Наталья Светлова. От брака с Натальей Светловой у писателя Александра осталось трое сыновей, не обделенных талантами и дарами – Степан, Игнат, и Ермолай Солженицыны.
Нельзя скрыть и тот факт, что Александр Исаевич еще при жизни был удостоверен больше, чем двадцатью почетными наградами, а так же Нобелевской премией, которую ему присудили за произведение «Архипелаг ГУЛАГ».
В литературных кругах, о нем очень часто говорят как о Толстом или Достоевским, но в своей эпохе.
Начиная с 1975 и вплоть до 1994 года, Александр успел посетить Германию, Испанию, Швейцарию, Великобританию, США, Францию и Канаду.
А уже в 1994 году писатель возвращается на родину, где продолжает свою литературную деятельность. Первые тридцать томов собрания произведений Александра Солженицына выходят в свет в период 2006-2007 года.
Умер Александр Исаевич Солженицын 3 августа 2008 года в Москве. Похороны писателя проходили у Донского монастыря в некрополе.
Каменный крест стоит на могиле Александра, который был создан согласно проектному изданию известного скульптора Шаховского.

Великий русский писатель Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 в Кисловодске. Его отец, Исаакий Семёнович , происходил из крестьян села Саблинского (ныне Ставропольский край). Офицер Первой Мировой войны , он погиб за полгода до появления на свет сына от несчастного случая на охоте. Мать Солженицына, Таисия Захаровна , была дочерью крупного землевладельца с Кубани, Захара Щербака, который в молодости начинал нищим батраком, работавшим за одну еду, а потом разбогател собственными трудами.

Новый секретарь ЦК по идеологии Демичев провёл личную беседу с Солженицыным, склоняя его стать лояльным советским писателем. Но КГБ обложило А. И. слежкой, установив прослушки у большинства его друзей. Вечером 11 сентября 1965 по материалам прослушиваний был сделан обыск у двух знакомых писателя – В. Теуша и И. Зильберберга. Чекисты захватили у них архив Солженицына – все его уже написанные произведения, кроме тщательно скрываемого «Архипелага». Из этих материалов кремлёвским вождям окончательно прояснилось то, что они уже давно подозревали: в своей критике советского строя писатель идёт гораздо дальше, чем можно было предполагать из «Ивана Денисовича» и «Матрёны» – он отрицает коммунизм целиком, а не отдельные его «недостатки».

Солженицын ждал ареста, но власти выбрали по отношению к нему иную тактику. Опасаясь бурной общественной реакции в СССР и на Западе, они решили не поднимать шума, а «удушить» писателя медленно и постепенно: окончательно пресечь ему возможность печататься на родине и развернуть кампанию клеветы. Наёмные лекторы стали рассказывать на партсобраниях, что Солженицын сидел в лагере по уголовному делу, а на войне был власовцем . Напечатанный «Новым миром» в январе 1966 почти «нейтральный» рассказ «Захар-Калита » стал последней легальной публикацией Солженицына в Советском Союзе до 1988 года. КГБ давал читать захваченные им «антикоммунистические» произведения А. И. виднейшим официальным литераторам, и те писали «возмущённые» рецензии на них в ЦК.

Зимы 1965-1966 и 1966-1967 Солженицын проработал в Эстонии над «Архипелагом». Он продолжал писать и начатую ранее повесть «Раковый корпус » о бывшем зэке, подвергшемся смертельной болезни. Первая часть «Корпуса» вскоре была предложена в «Новый мир». Твардовский вначале хотел публиковать её, но потом заявил, что выступать с такой вещью сейчас рискованно. Когда повесть отклонили и другие журналы, А. И. отдал её в Самиздат.

Общественность проявляла горячие симпатии к Солженицыну. Осенью 1966 его стали приглашать на выступления перед коллективами научных и культурных учреждений Москвы. Власти запрещали эти встречи, но две из них всё же удалось провести – в институтах Атомной энергии и Востоковедения. На обе собрались сотни слушателей, которые рукоплесканиями приветствовали чтение Александром Исаевичем самых «смелых» отрывков из «Корпуса» и «Круга». 16 ноября 1966 московские писатели, вопреки препонам сверху, устроили в Доме литераторов обсуждение «Ракового корпуса». Большинство выразило здесь полную поддержку автору повести.

В мае 1967 состоялся IV съезд Союза советских писателей. Солженицын обратился к нему с открытым письмом , где указывал, что на протяжении всей советской эпохи литература пребывала под гнётом ничего в ней не понимавших администраторов, и лучшие мастера пера подвергались суровым гонениям. Президиум съезда замолчал письмо, но около 100 писателей в особом обращении потребовали обсудить его – это было неслыханным для СССР событием!

Многие партийные бонзы требовали суровых репрессий против Солженицына, однако перед лицом широкого одобрения письма советской и зарубежной интеллигенцией власти побоялись вконец очернить себя. В июне и сентябре 1967 секретариат Союза писателей дважды приглашал Александра Исаевича к себе «на беседы». Солженицына убеждали решительно и публично «отмежеваться от буржуазной прессы», которая отказывала ему поддержку. Взамен обещали дать разрешение на публикацию «Ракового корпуса» и опровергнуть распространяемую клевету. Однако ни один из этих посулов не был исполнен. КГБ, напротив, прибег к новому «хитрому плану». В 1968 он через своих агентов Виктора Луи и словака Павла Личко передал «Корпус» для публикации в несколько западных издательств. Чекисты скрывали свою причастность к этой акции. После новых изданий на Западе они рассчитывали усилить яростную кампанию против «связей Солженицына с враждебной заграницей» и внушать всем, что он печатается там из-за денег. А. И. в ответ заявил, что никто из зарубежных издателей не получал от него права на публикацию «Ракового корпуса».

С конца апреля по начало июня 1968 Солженицын с женой и преданными помощницами Е. Воронянской и Е. Чуковской отпечатал на даче в Рождестве-на-Истье окончательную редакцию «Архипелага». Через неделю плёнка руками внука Леонида Андреева , Александра, была переправлена в Париж. Однако она попала в руки нечистоплотной внучки Андреева Ольги Карлайл, которая тянула с переводом книги на английский, желая правдами и неправдами присвоить себе копирайт на неё. В 1971 Солженицыну пришлось передать на Запад новую плёнку «ГУЛАГа».

Тайная история «Архипелага ГУЛАГ». Документальный фильм

11 декабря 1968 Александру Исаевичу исполнилось пятьдесят лет. В Рязань пришло более 500 поздравительных телеграмм и 200 писем со всей страны. В ответном письме верным друзьям юбиляр говорил: «Я обещаю… никогда не изменить истине. Моя единственная мечта – оказаться достойным надежд читающей России».

Н. Решетовская была не слишком довольна отказом мужа от сытой карьеры ласкаемого властями советского литературного мэтра. Её раздражало и то, что ради конспиративной работы над новыми книгами он подолгу отсутствует дома, «не живёт с семьёй». Детей у Решетовской и Солженицына не было. В августе 1968 Александр Исаевич познакомился с новой молодой помощницей – Натальей Дмитриевной Светловой . Очень целеустремлённая, энергичная и трудолюбивая, она помогла устроить самое крупное и безотказное хранение архивов писателя. Между нею и Солженицыным вскоре завязались любовные отношения.

С начала марта 1969 А. И. стал писать эпопею о революции 1917 – «Красное колесо », которую считал главной книгой своей жизни. Росла вероятность, что КГБ попытается его убить, и в сентябре 1969 Солженицына пригласила поселиться на своей даче в элитной Жуковке знаменитая музыкальная чета – Мстислав Ростропович и Галина Вишневская . В ноябре 1969 по настоянию властей Солженицын был исключён из Союза Писателей. В ответ он составил гневное обличительное письмо Секретариату СП. Протест против исключения выразили многие советские (Можаев, Бакланов, Трифонов, Окуджава, Войнович, Тендряков, Максимов, Копелев, Л. Чуковская) и западные литераторы.

В 1970 Солженицын был выдвинут за границей кандидатом на Нобелевскую премию по литературе как «величайший писатель современности, равный Достоевскому ». Кремль оказывал давление на правительства Франции и Швеции с целью не допустить присуждения премии Солженицыну, но 8 октября 1970 он был объявлен её лауреатом. Однако советская кампания угроз всё-таки оказалась небезуспешной. А. И. вначале хотел ехать за премией в Стокгольм, чтобы «грянуть» там пламенной речью против коммунизма. Но напуганные шведы настаивали: его визит должен пройти максимально тихо. Они предлагали Солженицыну по возможности избегать общения с прессой и ограничиться трёхминутной благодарностью во время нобелевского банкета, под стук ножей и вилок. Поездка в Стокгольм потеряла общественный смысл, и писатель от неё отказался.

Летом 1970 узналось, что у Натальи Светловой будет ребёнок от А. И. Не желая расставаться с мужем-нобелевским лауреатом, Решетовская 14 октября предприняла на даче Ростроповича демонстративную попытку самоубийства. Она напилась таблеток снотворного, но её откачали. В ночь на 30 декабря Наталья Дмитриевна родила сына, Ермолая Солженицына.

Зимой 1970-1971 Александр Исаевич окончил первый узел «Красного колеса» – роман «Август Четырнадцатого ». Он был переправлен в Париж, к Никите Струве, главе издательства «ИМКА-пресс», и в июне вышел там на русском языке. Эта написанная с русско-патриотических позиций книга вызвала не только новый истошный вой коммунистических прихвостней, но и оттолкнула от Солженицына западническую часть интеллигенции, в том числе ряд его недавних близких помощников.