Специальность "художественный грим". Художник-гример театра «Et Сetera»: «Грим – один из видов современного искусства, который не все могут принять Профессия художник гример

Надежда БОНДАРЕВА работает в театре гримером-постижером (постижер – мастер по изготовлению театральных уборов. – авт.).

– Надя, много у гримера хлопот перед премьерой?

– Конечно, в этот день очень волнуемся и приходим на работу намного раньше обычного. Надо тщательно проверить все уборы, подготовить и разложить грим, еще раз отработать с костюмером схему «смены декораций». Так у нас в балете называют переодевания и перегримировывание артистов по ходу спектакля. Приходится и психотерапевтом поработать: многие наши балетные в этот день особенно нервничают – пока их гримируешь, надо успокоить, поддержать. Но, сказать по правде, основная работа для гримера начинается задолго до премьеры: за 2–3 месяца до нее начинаем подготавливать уборы к новому спектаклю.

– В чем состоит подготовка к спектаклю? Делаете парики?

– У нас всего два человека в гримерном цехе, поэтому большинство уборов мы заказываем в мастерских. Это очень трудоемкая работа: на изготовление одного парика уходит два-три дня. Ведь чтобы сшить парик, сквозь ткань-основу одним стежком прошивают лишь несколько волосков! В основном эта работа делается один раз: созданные однажды парики могут использоваться в течение многих лет, пока спектакль идет на сцене. Но и нам работы хватает. Несмотря на то что мы холим и лелеем наши уборы, парики со временем теряют форму, распускаются локоны и букли, поэтому мы восстанавливаем изделие, укрепляем и заново завиваем его щипцами-плойкой и, если надо, подкрашиваем. Но чаще всего парики приходится аккуратно стирать и начесывать – это входит в обязанности гримера.

– С какими еще изделиями приходится работать гримеру-постижеру, кроме париков, бород и усов?

– Существует большое разнообразие деталей, которые «украшают» голову артиста балета и используются для создания индивидуального образа персонажа. Это мушки, вклейки, шляпы, маски, банты, ленты, перья – все, что соответствует замыслу постановщика спектакля.

– Участвует ли гример в процессе создания образа?

– Образ создается совместными усилиями режиссера, артиста, художника по костюму и гримера. Прежде всего, мне как гримеру необходимо понять, как режиссер задумал поставить спектакль: насколько можно проявить фантазию. Многое в гриме зависит от костюмов и освещения сцены. А сольный грим – от индивидуальной внешности самого артиста. У нас, как и в других театрах, существует форма работы гримера по эскизам или по описаниям. Их, как правило, выполняет художник-оформитель спектакля, но в отдельных случаях это может быть доверено и гримеру высокой квалификации.

– Насколько родственны друг другу искусство визажиста и театрального гримера? Мог бы, скажем, визажист после окончания курсов работать в вашем театре?

– На курсах визажистов учат корректировке, украшению лица: правильно наложить тон, подвести глаза, покрасить губы. Перед гримером стоит иная задача: совершенно преобразить внешность человека. Поэтому обычные визажисты в театре, особенно в балете, не котируются, им просто не хватает навыков.

– В чем секрет волшебства? Как накладывается театральный грим?

– Незаметный макияж ценится только в повседневной жизни, но не на сцене театра. Артиста балета должен хорошо видеть даже зритель с галерки. Сочетая светлые и тёмные тона, добиваюсь того, чтобы лицо на сцене выглядело естественно, но в то же время объёмно и ярко. Подбором разных тонов можно корректировать черты лица: нос становится тоньше, лицо – уже, скулы – шире. Тот же подбородок или нос можно вылепить скульптурно с помощью специальной пасты. Гримеру под силу пожилого человека превратить в молодого, а молодого сделать стариком.

– Какими средствами вы пользуетесь в своей работе?

– Прежде всего, театральным гримом. Жидкий грим, или, по-нашему, морилка, позволяет нанести сплошной тон, например, превратить артиста в негра. Для ювелирного «рисования» на лице используется грим на масляной основе и сухой театральный грим. В моем профессиональном наборе всегда есть различные лаки, муссы, пудры, тональные кремы и средства для снятия грима, вазелин, специальная ватная пуховка, губки-спонжи для растушевки и наложения тона. Все эти вещи вместе с уборами к спектаклю мы бережно храним в большом железном кофре. После каждого спектакля все позиции в нем собираются, проверяются по описи, и подписанный баул везде путешествует вместе с труппой.

– Что гримеру необходимо иметь под рукой во время спектакля?

– За кулисами я ношу в фартуке марлю и шпильки, лак для волос, зеркало и расческу, а также специальный клей для быстрого приклеивания усов, бород и бровей. Надо успеть за считанные секунды заменить убор. Или за антракт полностью «разобрать голову» артисту и сделать новую прическу: ликвидировать в ней неровности и петлевые пряди, зачесать и залачить.

– Каким образом держится во время стремительных балетных па на голове балерины высокий парик или корона?

– Убор, как правило, крепится с помощью заколок-невидимок на волосы, собранные в пучок, а парик прочно фиксируется шпильками на скрученную в трубочку марлю, повязанную как бандана вокруг головы.

– Гример – профессия редкая. Как случилось, что вы выбрали именно ее?

– Танец, театр влекли меня с детства. Несколько лет успешно танцевала современный балет в «Нике», юношеском филиале «Тодеса», объездила с коллективом полмира. Другая моя страсть – рисунок, творчество. Окончила художественную школу, некоторое время работала помощником гримера на «Мосфильме». Потом мне несказанно повезло: я попала в гримерный цех этого удивительного театра, где семимильными шагами пошло мое развитие как гримера-постижера.

– А как стать дипломированным гримером?
– Осенью планирую продолжить обучение в единственном в Москве Театральном художественно-техническом училище, которое оканчивали практически все гримеры, работающие в московских театрах, включая Большой.

– Что изучают в этом учебном заведении?

– Не только специальные дисциплины: грим, историю прически, постиж, парикмахерское дело, основы театрально-декорационной композиции, но и пластическую анатомию, рисунок, живопись, скульптуру, историю театра и изобразительного искусства.

– Что нужно, чтобы стать в этой сфере хорошим специалистом?

– Требуется развитое творческое воображение, образное мышление, тактильное восприятие (другими словами, чуткие и умелые руки), хорошее зрение, аккуратность и терпение. Обычно гримёрами становятся люди, беззаветно преданные искусству. Ведь наши имена всегда остаются «за кадром», зарплата небольшая, а работа, хоть и творческая, но нелёгкая и кропотливая.

– Надя, какое реальное место, на ваш взгляд, занимает гример в театре?

– Из всей художественно-постановочной части труппы, куда входят осветители, костюмеры, работники сцены, – наш гримерный цех ближе всего к артистам балета. Я не только занимаюсь лицом и прической танцовщика, но привожу в порядок его душу. У наших балетных очень высокие нагрузки, поэтому мы относимся с пониманием к их проблемам и эмоциональным всплескам. Нас артисты не просто уважают – мы для них как мамы. Должны и выслушать, и помочь в трудную минуту. И поэтому наша миссия в театре – добрые волшебники.

Валерий МИРГОРОДСКИЙ
вакансия.ру

Программа курса включает:

  • Гримм и косметика в истории грима и народов
  • Основные сведения о гриме и косметике
  • Подготовительные работы для выполнения грима
  • Разновидности грима. Портретный, национальный, сказочный грим. Гримм для цирка, кинематографа
  • Схемы грима. Эскизирование.
  • Классификация гримировальных красок.
  • Взаимосвязь грима, прически и костюма
  • Значение пастижерных изделий при создании сценического грима
  • Классификация пастижерных изделий, парики, шиньоны, косы, бороды, усы, накладки

По окончании курса и сдаче экзамена присваивается квалификация «Гример - пастижер»

Гример-постижер – это высококлассный специалист широкого профиля, работающий в кино, на телевидении или в театре. При помощи специальных красок, наклеек и прочих профессиональных атрибутов он изменяет внешность ведущих актеров, придает необходимый облик лицам участников групповых сцен и массовки, создает портретные и персональные гримы по эскизам и описаниям или в соответствии с указаниями художника-гримера.

Если для роли или сценического образа требуется изготовить или подобрать парики, усы, бороды или бакенбарды, этим тоже занимается гример-постижер.

Профессия «Гример-постижер»: чему обучают на занятиях

Курс разработан с учетом самых прогрессивных требований современного кино и теле-индустрии. Вы получите базовые теоретические знания и практические навыки по самым актуальным и востребованным техникам гримерно-постижерного искусства, таким как:

  • основные правила и принципы работы с художественным и пластическим гримом (специфика применения грима в кино и театре, материалы для изготовления художественного грима, анатомия лица и мимические особенности, старение/омоложение лиц с помощью грима, характерный и сказочный грим, иллюзорные эффекты для мужских и женских образов, грим животного);
  • пластика (как правильно использовать специфические инструменты и материалы, как создавать пластические эффекты синяков, ожогов, обморожения и пр., пластический грим для кино и телевидения, гримирование участников тематических шоу-программ).
  • азы постижерского мастерства (начальная подготовка волоса: мытье, расчесывание, первичная сортировка, перетяжка и пр.).
  • правила создания постижерных изделий (изготовление крепа, треса, шиньонов, кос, локонов и прядей из сарлычного или искусственного волоса).
  • деление волос на пряди, накрутка на коклюшки разного диаметра, завивка париков и пр.
  • отличительные особенности и специфические свойства красок и материалов, используемых при изготовлении постижерских изделий.
  • усы, бороды, мушки, ресницы, брови (какие для них необходимы материалы, примерный расход, принципы закрепления на лице).

Все слушатели, посещавшие занятия, по окончании курса получат сертификационное свидетельство установленного образца.

Подробности Обновлено: 21.01.2020 17:05

Гримером называют мастера, который в совершенстве владеет искусством преобразования внешности актера путем применения красок, наклеек и других материалов. Если он занимается изготовлением реквизита, то его называют постижером.

Слово «грим» в переводе с древнегреческого звучит как «морщина». Появление европейского реалистического грима стало возможным благодаря античному театру.

Профессия гример была востребованной в течение многих веков. Живописные маски украшали лица театральных актеров до XVI ст. Родоначальником реалистического грима принято считать французского актёра - трагика Тальма.

С появлением кинематографа, в театре были позаимствованы некоторые идеи относительно перевоплощения героев. Поначалу на съемках фильмов зачастую использовали именно театральный грим.

С появлением цветной плёнки в начале 50-х годов его дальнейшее применение стало практически невозможным, ведь появились новые требования к гриму: естественность, незаметность на лице актера, безвредность компонентов.

Особенности профессии

Гример - это настоящий профессионал в области перевоплощения. Он оказывает активную помощь актерам в работе над образом.

Читайте также: Администратор салона красоты

Есть 2 вида грима: живописный и пластический (объёмный).

С помощью первого типа можно кардинально изменить внешность, подчеркнув определенные черты.

Настоящим шедевром в области гримерного искусства является именно пластический грим. Путем его применения можно сделать человека абсолютно неузнаваемым.

Обязательно надо, чтобы грим делал лицо актера выразительным, а его детали можно было рассмотреть даже с галёрки.

На телевидении гримера уместнее стало бы называть гримером - визажистом.

Профессиональный визажист усердно трудится над лицами ведущих и гостей студии, но в его обязанности входит подчеркнуть все выигрышные стороны их внешности и скрыть возможные дефекты.

Обязанности

За некоторое время до постановки либо начала съемок гример представляет мельчайшие детали грима, чтобы результат соответствовал режиссерскому замыслу. При этом мастер во всех случаях обязан учитывать силуэт лица актера , характерные черты, чтобы образ гармонировал со сценическим костюмом.

Читайте также: Костюмер

Как истинный специалист, по форме лица он обязан мгновенно определить, какой именно реквизит и материалы ему понадобятся, чтобы достичь желаемого результата.

Также гример обязан хорошо знать сценарий. На первоначальной стадии своей работы мастеру необходимо изучить детали, чтобы после заняться подбором наиболее подходящего образа и внешностью актеров .

Перед самым началом постановки, выступления либо съемок надо мастерски наложить грим, а по их окончанию необходимо снять его, отклеить бороды, усы, снять парики, разложить использованный ранее реквизит по своим местам. Гримёр должен постоянно наблюдать за их пригодностью к использованию, а когда они теряют первоначальный вид, то заказать новые экземпляры.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать гример:

  • творческий подход к работе;
  • отличная зрительная память;
  • сосредоточенность;
  • аккуратность;
  • хорошая мелкая моторика;
  • к оммуникабельность;
  • отсутствие аллергии на компоненты, что входят в состав грима.

Навыки и знания

Работа гримером невозможна без владения на должном уровне навыками наложения различных видов грима, создания причесок, хранения рабочего реквизита в подходящих условиях.

Максимум полевых работ в команде и немного теории — вот отличительные черты учебной программы по специальности художник-гримёр , разработанной в нашем Учебном центре кино и телевидения UHD (ЮЭйчДи). Мы ведем этот практический курс, потому что верим: у нового поколения мастеров грима есть все возможности для того, чтобы раскрыть свой творческий потенциал на закулисной TV-кухне. Этому способствуют современные технологии, рост популярности ежедневных телепрограмм, и желание медийных лиц выглядеть на все 100% без фотошопа.

Зачем нужен художник гримёр на телевидении

Современные стандарты не позволяют режиссеру показывать только всю студию целиком, крупные планы ведущего и героев — обязательная часть телешоу. Это значит, что роль гримёра возрастает с каждым новым сезоном и, вероятно, в дальнейшем не потеряет своей актуальности.

Профессия позволяет мастеру по гриму изменять форму человеческого лица при помощи красок, париков и так далее. И в этом она по художественной задаче схожа с ремеслом в театре, кино или цирке. Но работа художника-гримёра на телевидении отличается своими техническими приемами: цифровая съемка отображает действительность с высокой четкостью, то есть видны абсолютно все дефекты на коже, и у специалиста нет права на ошибку.

Коррекция физиологии лица — это не прикрытие недостатков толстым слоем краски и модным макияжем, а поиск решения для каждого конкретного персонажа вместе с оператором. Например, даже очень красивую девушку, но со сложной фактурой лица, лучше снять на мягкий фокус, чем жертвовать естественностью в угоду глянцу. То есть мы скрываем бросающиеся в глаза недостатки кожи и убираем блеск, а забота оператора подобрать аппаратуру, которая «полюбит» человека в кадре. В этом и заключается вся сложность и прелесть нашего искусства.

Чему Вы научитесь в нашем учебном центре

За 12 месяцев обучения гриму вы, вместе со своими однокурсниками, успеете понять: что включает в себя мастерство гримера, актера и телеоператора; зачем на площадке нужен режиссер; каковы правила работы в прямом эфире. А самое главное — изучите технологию нанесения легкого грима и приемы для полного перевоплощения.

У нас преподают только опытные художники по гриму. Поэтому минимум теории, все задания будут проходить по методу «разведка боем». На практических занятиях мы понаблюдаем за тем, как видоизменяется грим под действием света в процессе съемки, научимся работать на зелёном фоне (хромакейный). Кроме того, пройдем боевое крещение в составе команды настоящей съемочной группы, которую сформируют из студентов режиссерского, телеоператорского и других курсов.

Миссия курса художника гримёра: привить ученикам все необходимые для успеха в профессии навыки, дать базовые знания по предмету, научить взаимодействию в команде специалистов.

Ваши знания и способности будут в итоге протестированы курсовой и дипломной работой. Фотографии процесса подготовки и сам дипломный телефильм станут отличной визитной карточкой для молодого специалиста и началом профессионального портфолио.

Три направления в работе художника-гримёра

  1. Парикмахер . После обучения вы сумеете уложить волосы как женщине, так и мужчине. Прическа в нашей профессии — это инструмент, который позволяет точно выразить индивидуальность человека. Мы не делаем праздничную завивку или будничное выпрямление волос просто потому, что сейчас они в моде. На съемочной площадке художник-гримёр, в первую очередь, выполняет задачу режиссера. Внешний вид телеведущих должен соответствовать формату, жанру и настроению программы. А образ актеров телевизионных фильмов должен быть правдивым и помогать зрителю угадывать характер, эмоциональное состояние и возраст героя.
  2. Визажист . Специалисты по гриму с помощью макияжа способны омолодить, состарить, украсить или обезобразить медийное лицо. Все завит от целей авторов конкретной телепередачи, для участия в которой гримируется артист. Очень часто абитуриенты думают, что наше предназначение делать из всех героев красавиц и красавцев, но в реальной работе все немного не так. В вашем профессиональном багаже должна присутствовать широкая палитра идей для самого разного макияжа.
  3. Творец . Говорят, что художники мыслят цветовыми пятнами. И это очень похоже на правду. Каждый гримёр видит перед собой прежде всего цвет и линии, которые необходимо усилить, ослабить или создать. В наших хрупких руках имидж всех без исключения телевизионных деятелей. Потому что в зависимости от того угадал ли оператор с ракурсом, осветитель с количеством софитов, а гримёр с геометрией лица и цветовым сочетанием внутри образа, зрители или будут восхищаться красотой и привлекательностью героя, или будут обсуждать недостатки внешнего вида артиста.

Обучение гриму и главный профессиональный секрет...

По мере приобретения опыта, вы научитесь и ещё одной важной составляющей мастерства художника — психологически грамотной работе с людьми. Как сказать иностранному гостю телестудии, что его лицо бликует и требует дополнительного грима? Как объяснить звезде театра и кино почему вы именно так, а не иначе укладываете волосы? Со временем вы поймете, о чем и как разговаривать с людьми, которые волнуются перед съемкой. Это и есть секрет профессионального художника по гриму. Он состоит не только из способности делать мейкап, но и из умения преподнести свою работу, сгладить углы в конфликтной ситуации, найти подход к каждому телеведущему или актеру на площадке.

Психологический настрой каждого из них зависит от умения гримёра держать свои эмоции под контролем. Хорошо ли будет сыграна сцена, не запнется ли диктор на сложном слове, во все ли ноты попадет певица в прямом эфире — многое на телевидении зависит от умения гримёра приободрить человека перед выходом на авансцену съемочного павильона.