Станцы рафаэля. Станцы Рафаэля в Ватикане: невозможно пропустить Фреска рафаэля санти в ватиканском дворце

Четыре станцы Рафаэля являются открытыми для посещения комнатами Дворца Ватикана. Больше всего они известны удивительными фресками, написанными Рафаэлем и его талантливыми учениками. Наряду с потолочными фресками Микеланджело в Сикстинской капелле они являются самыми выдающимися работами, относящими к эпохе Возрождения. Изначально станцы являлись личными апартаментами Папы Юлия II, который не желал занимать те же комнаты, что когда-то принадлежали представителям рода ненавистных Борджиа.

Именно он пригласил Рафаэля, на тот момент относительно молодого художника из Урбино (ему было только двадцать пять лет), чтобы тот полностью изменил интерьер комнат. Со смертью Юлия в 1513 году, Папой стал Лев X. Он продолжил контролировать оформление комнат, но, к великому сожалению, великий художник также скончался. Заканчивали фрески ученики Рафаэля — Джанфранческо Пенни, Джулио Романо и Рафаэллино дель Колье. Таким образом, каждую из стен украшает фресковая композиция, всего на станцу их, соответственно, четыре.

В станце делла Сеньятура собраны самые выдающиеся фрески Рафаэля. Все они, кроме первой Ватиканской работы великого художника, относятся к началу периода Возрождения. Название станцы буквально переводится как «комната подписи» — до середины XVI века понтифик проводил здесь встречи и подписывал важные документы. Изначально, правда, она использовалась Юлием II в качестве библиотеки и личного кабинета, о чем красноречиво повествуют фрески, написанные между 1508 и 1511 годами. Они отражают три величайших стороны человеческого духа: Истину, Добро и Красоту. Сверхъестественная Истина проиллюстрирована в «Диспуте», а Истина разумная — в «Афинской школе».

Добро представлено в «Добродетели и законе», а Красота — в «Парнасе». «Афинская школа» по праву считает одной из величайших работ Рафаэля. Художник изобразил на полотне выдающихся философов (порядка пятидесяти персонажей), поместив в центр Аристотеля и Платона: первый указывает вниз в знак связи с землей, второй — воздевает руки к нему.

На прекраснейшей фреске «Парнас» Рафаэль нарисовал Аполлона, играющего на лире, и девять муз с талантливыми писателями: Гомером, Данте, Горацием, Овидием и др. Во время правления Льва X комната использовалась как учебный или музыкальный класс, здесь он хранил свои музыкальные инструменты. Обстановку времен Юлия II заменил Фра Джованни да Верона. Он покрыл древесиной все стены.

Станца д’Элиодоро

Эта станца изначально была предназначена для частных аудиенций Папы и была декорирована сразу после окончания Рафаэлем работ на Сеньятурой. Изображения фресок исполнены одной идеей — верой в чудесную защиту Богом церкви. На потолке красуются четыре эпизода Ветхого завета — все написаны самим Рафаэелем, в то время как в гротесках и арках остались некоторые работы Луки Синьорелли, Брамантино, Лоренцо Лотто и Чезаре да Сесто. Фреска «Изгнание Элиодора» подарила станце её название – она изображает небесного всадника, изгоняющего сирийца Элиодора из храма в Иерусалиме.

В другой работе «Месса в Больсене» показано удивительное чудо — руки неверующего священника обагрились кровью. Ещё одна фреска — «Освобождение апостола Петра» — повествует об освобождении из тюрьмы апостола. Работа разделена на две части: в правой Петр сбегает из темницы, ведомый ангелом, в левой — проснувшиеся стражники поднимают тревогу. Искусствоведы сходятся во мнении, что работа над светом проведена колоссальная. Преломления лучей и тени, мерцание пламени, ослепляющий мрак – трудно представить, что такое написал один человек.

Станца дель Инчендио ди Борго

Во времена Юлия II станца использовалась в качестве помещения для собраний высшего суда Святейшего Престола под председательством Папы Римского. Об этом говорят фрески на потолке, исполненные Пьетро Ваннуччи. Во времена Льва X комната использовалась как столовая, а расписать стены поручили Рафаэлю, кто, правда, большую часть работ доверил своим ученикам.

Написание фресок заняло три года, с 1514 по 1517. Фрески иллюстрируют политические устремления Льва X через повествование о жизни двух предыдущих Пап с тем же именем: Лев III («Коронация Карла Великого Папой Львом III») и Льва IV («Пожар в Борго»). Во всех эпизодах Папа изображен с лицом правящего на тот момент понтифика Льва X. Именно благодаря работе «Пожар в Борго» станца обрела своё имя, а сама фреска отражает древнюю легенду, в соответствии с которой у Папе Льву IV получилось укротить пламя и защитить горожан.

Станца Константина

Комната, оформленная для проведения приемов и иных официальных мероприятий. После скоропостижной кончины Рафаэля в 1520 году, она была закончена его учениками на основе набросков и прежних работ художника. Станцу назвали в честь Константина — первого императора-христианина, что официально признал христианскую веру и предоставил остальным свободу вероисповедания.

Росписи стен отражают четыре эпизода из жизни великого правителя: свидетельства о поражении язычества и триумфе христианской религии, битву с Максенцием — тираном-захватчиком и видение Христоса, крещение Константина и пожертвование Рима. Оригинальная деревянная крыша, возведенная при папе Лео X была заменена указом Грегори XIII на современные перекрытия. Украсили их уже по указу папы Томасо Лаурети, изобразив в центре победу Христианства. Работа была завершена в конце 1585 года под руководством папы Сикста V.

Где находится и как добраться

Станцы Рафаэля занимают четыре комнаты Папского Дворца в самом центре Ватикана. Точный адрес: 00120 Vatican City, Папский Престол, Apostolic Palace, Апостольский дворец.

Метро: линия А, в сторону Баттистини (Battistini), станции Оттавиано (Ottaviano) и Чипро (Cipro).

Автобусы: № 49 – останавливается на площади напротив Ватиканского музея; № 32, 81, 982 – остановка Piazza del Risorgimento.

Станцы Рафаэля(от итальянского слова «комната», Stanze di Raffaello) – четыре комнаты, которые стали частью комплекса музеев в Ватикане. Это небольшие помещения прямоугольной формы, площадь каждого составляет около 50 м кв. Их стены расписал огромными фресками мастер эпохи Возрождения Рафаэль Санти и его ученики. Картины безупречно вписаны в архитектурное пространство интерьера, тем не менее, каждая является отдельным законченным произведением. Эпические полотна отличает внутренняя гармония, композиционная ясность, насыщенность образов, глубокий замысел, яркость цветов, внимание к деталям, символизм.

Стилистика и сюжеты фресок

Сюжетные линии воспроизводят цельную эпопею Италии. Экскурсант, рассматривая фрески, как бы присутствует на грандиозном представлении, где один образ сменяется другим. Даже не зная истории Древнего Рима, не будучи знакомым с библейскими сюжетами, зрителя потрясает и завораживает духовная и физическая красота изображенных персонажей, их величие, благородство, мудрость.

В этой работе раскрылся художественный дар Рафаэля как монументалиста . Это первая работа мастера в подобной технике. Никогда ранее ему не приходилось сталкиваться со столь глобальными картинами. Однако он гениально справился с задачей, сумев собрать в стройные композиционные ряды множество отдельных персоналий. Повороты головы, жесты, фигуры, световые решения плавно и непринужденно разворачиваются в роскошные панорамы.

Первая фреска Рафаэля «Афинская школа» – достойный образец монументальной живописи. В Ватикане множество достопримечательностей, но вот уже более 500 лет Станцы Рафаэляпроизводят неотразимое впечатление. Фрески размещаются в четырех комнатах: Станца делла Сеньятура, Станца д’Элиодоро, Станца дель Инчердио ди Борго, Станца Константина. Современный экскурсионный маршрут начинается с последней, к оформлению которой мастер уже не успел приложить кисть. Наше описание пойдет в хронологическом порядке, по мере создания шедевров.

Первое помещение в Папском дворце, к оформлению которого приступил 25-летний Рафаэль, служило Понтифику кабинетом. Название дословно переводится как «подпись». Стены комнаты расписывались на протяжении 3 лет (1509–1511 гг.). Сюжеты фресок подчинены единой теме – духовным деяниям человека. Они воплощают идеалы гуманизма эпохи Возрождения, подчеркивая духовное и физическое совершенство свободного индивидуума, высокое призвание и творческий потенциал благородной личности.

Фрески охватывают 4 сферы жизнедеятельности: философию («Афинская школа»), богословие («Диспут»), поэзию («Парнас») и добродетель («Добродетели и закон»).

Рафаэль создал сложные пространственные композиции, на которых группы философов, богословов, поэтов и мудрецов размещены среди архитектурных декораций или живописных пейзажей. Герои изображены как мудрые, уверенные в себе люди с высоким достоинством и сильной волей. Потолок украшает аллегорическая фигура Правосудия, изображенная традиционно с весами и мечом.

Станца д’Элиодоро

Вторая комната в личных покоях Понтифика отводилась под частные встречи Юлия II с видными деятелями современности: политиками, дипломатами, кардиналами. Тематика фресок соответствует обстановке, подчеркивая могущество Римской церкви, которой подчинены все земные силы, и божественное проведение, охраняющее ее. Сюжеты отображают реальные и вымышленные истории из жизни Папства. Рафаэль с учениками расписывал помещение в период с 1511 по 1514 гг. Лично мастер оформил 4 стены. Арки, кариатиды и потолок, украшенный Папским гербом, – другие корифеи по эскизам Рафаэля.

Фреска «Изгнание Элиодора» дала название всему помещению. На ней изображен сюжет из Ветхого Завета. Возжелав похитить золото, предназначенное для детей и вдов, сирийский вождь Элиодор понес Небесную кару. Прекрасный Ангел в золотых доспехах изгоняет его из храма в Иерусалиме. Левый угол композиции занимает Папа Юлий II. Считается, что картина носит аллегорический подтекст относительно позорного изгнания французов из Папской области.

«Месса в Больсене» отображает божественно проведение, которое произошло 1263 году во время литургии. В честь чуда был учрежден праздник Тела Господня. На картине присутствует и Юлий II со своей стражей.

Триптих «Изведение Петра» рассказывает об удивительном освобождении апостола из темницы.

«Встреча Святого Льва I Великого с Аттилой» показывает особую заботу Господа над Римом. В центре композиции Лев I (изображен Лев X), восседающий на белой лошади, встречается с королем гуннов Аттилой (на черном коне). Понтифик с помощью святых Петра и Павла преграждает путь завоевателям. Задний план фрески заполняют главные архитектурные памятники Рима: Акведук, Базилика и обелиск, Колизей.

Станца «Пожар в Борго»

Последнее помещение, которое с 1514 по 1517 год оформлял Рафаэль. Сюжеты фресок связаны с историческими событиями из жизни Папы Льва III и Папы Льва IV. Хотя аллегорически они прославляют Господа и правящего Понтифика Льва X.

Зал назван в честь лучшей одноименной фрески, сюжет которой повествует о том, как Лев IV крестным знамением остановил пожар, охвативший в 847 году один из районов Рима. Композицию отличает динамизм, колорит и пластика изображенных персонажей.

Противоположную стену занимает «Битва при Остии». Сюжет показывает морское сражение в устье Тибра между римлянами и сарацинами. Сидящий на мраморной глыбе Лев IV (изображен Лев X) с благодарностью за дарованную свыше победу смотрит на небо.

«Коронование Карла Великого» украшает следующую стену. Исторический факт имел место в в 800 году. Персонажам приданы черты современников: Лев III имеет поразительное сходство с Львом X, а Карла не отличить от французского короля Франциска I.

Четвертая фреска это – «Оправдание Льва III». Сюжет рассказывает о событиях 800 года: Понтифик клянется в своей чистоте и безгрешности. Торжествует вера и правда.

Потолочные росписи оформил Перуджино. Рафаэль оставил работу своего учителя без изменений.

Станца Константина

Последняя комната оформлялась учениками Рафаэля (Джулио Романо и Джан Франческо) уже после смерти художника. В работе они использовали эскизы своего учителя. Это самое просторное помещение в покоях Понтифика. Здесь проходили все торжественные мероприятия: аудиенции, банкеты, свадьбы родственников Папы. Зал посвящен римскому императору Константину, фрески прославляют борьбу христиан с язычниками и очевидную победу добра над злом.

Начинается осмотр с южной стены, на которой изображено «Видение Креста». Фреска повествует о том, как накануне решающего сражения с Максенцием у Мульвийского моста императору Константину снизошло видение сверкающего креста с надписью на греческом языке «С этим знаком победишь».

Вторая картина (на западной стороне) показывает уже ход самой битвы, победа в которой принесла Константину абсолютную власть над империей.

Третье изображение (на северной стороне) показывает крещение императора. Таинство проводит Понтифик Сильвестр (314-335 гг. н. э.), хотя на картине изображен правивший во время написания фрески Климент VII.

Завершает повествование фреска «Дар Константина» – символическая грамота, пожалованная Сильвестром. Легенда гласит, что именно этот документ даровал Римским Понтификам абсолютную власть над Западной Римской империей.

Потолок украшает картина «Триумф христианской религии над язычеством» (1565 г.), написанная Томмазо Лауретти.

Где увидеть фрески?

  • Станцы Рафаэля находятся в музее Ватикана по адресу: Roma, Viale Vaticano;
  • режим и время работы: музейный комплекс открыт все дни недели, исключая воскресенье, с 8:45 до 16:45, в субботу короткий рабочий день – до 13:45;
  • попасть туда можно по единому билету, который разрешает посещение всех выставок музейного комплекса. Цена вопроса составляет 16 EUR, для студентов и пенсионеров половина стоимости полного билета, т. е. 8 EUR. Если заказывать заранее по интернету стоимость обойдется на 4 EUR дороже: 20 EUR и 12 EUR соответственно;
  • перед походом стоит уточнить информацию на сайте музея.

Как добраться самостоятельно?

  • из обоих аэропортов («Фьюмичино», «Чампино») доехать до станции метро «Термини»;
  • от центрального железнодорожного вокзала (станция метро «Термини», линия А) ехать в направлении конечной остановки «Баттиснини». Выйти на «Оттавиано-Сан-Пьетро» либо «Кипро». От обеих станций расстояние составит порядка 10 мин. прогулочным шагом;
  • можно также воспользоваться наземным транспортом, автобус №49 останавливается непосредственно перед входом в музей. Автобусы №№982, 81, 32 доезжают до площади Рисорджименто, сюда же можно доехать на трамвае №19. Оттуда до музея – 5 минут пешком.

  • нанося визит в музейный комплекс, стоит помнить, что Ватикан требует от гостей определенного уважения и, как следствие, дресс-кода. Внутрь вас не пустят в открытой одежде, в шортах или майках;
  • лучше всего при осмотре музея заказать экскурсию с лицензированным гидом.

Вам также может понравиться:

Зал Константина фресками украсили уже после смерти Рафаэля. По его эскизам Франческо Пенни и Джулио Романо написаны картины событий из жизни императора Константина.

Росписи в Станца д"Элидоро рассказывают о чудесном покровительстве, оказываемом Богом папству, религии, апостолам и Церкви. С поразительным мастерством написана Рафаэлева фреска «Освобождение Петра» - первая «ночная сцена» художника.

Росписи в Станца-делла-Сеньятура, рабочем кабинете папы, представляют духовные сферы деятельности человека: поэзию, богословие, философию и правосудие. Фрески считаются шедевром эпохи Высокого Ренессанса. На фреске «Афинская школа» изображены великие древнегреческие философы: в центре - Платон и Аристотель, слева от Платона - Сократ, на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников, почти в центре с циркулем в руках сидит Эвклид, а справа стоят великий географ Птолемей и астроном Зороастр с небесным глобусом. На ступенях лежит Диоген, а на мраморный блок спиной опирается сидящий Гераклит. Рафаэль изобразил и себя - в облике одного из юношей, беседующих с Птолемеем и Зороастром.

В Станца-делль-Инчендиоди-Борго фреска «Пожар в Борго» изображает, как папа Лев IV останавливает пожар, случившийся в 847 г. в жилом квартале Святого Петра, осенив крестным знамением спасающуюся толпу.

Через вестибюль рядом с Залом Константина можно пройти в Капеллу Николая V, расписанную около 1447-1550 гг. Фра Анджелико. На фресках изображены сцены из жизни св. Лаврентия и Стефана.

Шесть помещений папы Александра VI Борджиа расписывались фресками в 1492-1495 гг. под руководством Пинтуриккио. В его частных покоях хранится часть собрания современного религиозного искусства, в котором представлены все направления искусства XX в. Основная часть произведений находится в помещениях под Сикстинской капеллой.

Музеи Ватикана. Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) — помещения (станца — комната) в папском дворце Ватикана. Они существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м.), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Четвёртое помещение — Зал Константина — было расписано учениками Рафаэля, поэтому менее известно. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo)

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo) - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно - эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - "Пожар в Борго".
По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general I)

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general II)

«Пожар в Борго» Stanza dell"Incendio di Borgo

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

Коронация Карла Великого

Коронация Карла Великого (фрагмент)

Клятва, или оправдание Льва III

Клятва, или оправдание Льва III (франмент)

Битва при Остии

Битва при Остии (фрагмент)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) была папским рабочим кабинетом, и здесь же подписывались папские указы. Это первая из станц, расписанных Рафаэлем (1508-1511 гг.). Тема росписи - духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: "Афинская школа" - философию, "Диспута" - богословие, "Парнас" - поэзию, а "Мудрость, умеренность и сила" - правосудие.

Станца делла Сеньятура 1

Станца делла Сеньятура 2

"Афинская школа" - философия

Афинская школа (Escuela de Atenas)

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается "Афинская школа" - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) - у ворота его одеяния.

Диоген (Diogenes) Афинская школа (фрагмент)

Гераклит Эфесский (Микеланджело)
Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) Афинская школа (фрагмент)

Пифагор (Pitagora) Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) и Аристотель
(Афинская школа (фрагмент)

"Диспута" - богословие

Фреска "Диспута" - это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним - Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже - голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.

"Диспута" - богословие (Disputation of the Holy Sacrament)

Диспута (фрагмент)

Диспута (фрагмент) 2

"Парнас" - поэзия

"Парнас". В центре - Аполлон, вокруг него девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо, справа - Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций.

"Парнас"

Парнас (Parnaso) Гомер, Данте (фрагмент)

Парнас (фрагмент)

Три главные добродетели (достоинства) - The Cardinal Virtues

Требониан, вручающий Пандетты Юстиниану

Григорий IX, одобряющий Декреталии

Росписи потолка (свода)

Потолок (свод) Estancia del Sello (Boveda)

Фреска на потолке (Адам и Ева)

Философия

Юстиция (Правосудие)

Комната Элиодора (Stanza di Eliodoro)

Станцу д"Элиодоро (Stanza d"Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511-1514 гг. Тематика её росписей - чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro») I

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro» ) II

Изгнание Элиодора

Фреска "Изгнание Элиодора", по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

Изгнание Элиодора (фрагмент)

Месса в Больсене (Massatbolsena) 1512

В "Мессе в Больсене" изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

Освобождение Святого Петра

С большим мастерством написана фреска "Освобождение Петра" , рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой - проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Освобождеие Петра (фрагмент)

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой (фрагмент)

Станцы Рафаэля (букв. «комнаты Рафаэля») - помещения в Папском дворце Ватикана, с фресками Рафаэля. Существовали уже при папе Николае V (1447-1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Станцы Рафаэля - это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м.), расписанные в 1508-1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи отличают глубина замысла, образная насыщенность и композиционная ясность.

Станца делла Сегнатура

Когда художник начал расписывать ее, ему едва исполнилось 25 лет, однако юность не помешала ему создать подлинный шедевр. Работа над Делла Сеньятура продолжалась три года – с 1508-го по 1511-й. Роспись стен помещения посвящена единой теме – человеческой деятельности в сфере духовных свершений. Фрески, украшающие стены, отражают четыре ипостаси такой деятельности: философию (работа «Афинская школа»), теологию («Диспута», иначе – «Спор о Святом Причастии»), правосудие (роспись «Мудрость, умеренность и сила»), поэзию («Парнас»).

Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете, Станца делла Сеньятура.Кабинет расписан Рафаэлем в 1509-1511 гг. Тема росписи - духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа» - философию, «Диспута» - богословие, «Парнас» - поэзию и музыку, «Добродетели и закон» - главные гуманистические и христианские добродетели.

«Афинская школа»
Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа» - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом.

Платон(Леонардо да Винчи) и Аристотель

2.Гераклит Эфесский(Микеланджело)

Рассказывают,что в Станце Подписей,однажды под вечер побывал Микеланджело с кем-то из своих людей,он долго рассматривал фрески,и по выражению его лица можно было понять,что увиденным он остался доволен,а узнав себя в образе Гераклита,хитро ухмыльнулся и промолвил:- Одно радует,что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев.

Юноша с чертами Рафаэля

Евклид(Браманте)

«Афинская школа» (философия)

На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) - у ворота его одеяния.

Фреска «Диспута»

Действие, изображённое на фреске, происходит одновременно на земле и небесах. В верхней половине восседают Христос с Пресвятой девой Марией и Иоанном Крестителем, окружённые рядом библейских персонажей - Адамом, Иаковом, Моисеем и другими. Над Иисусом изображён Бог Отец на фоне золотого сияния небес, у ног Иисуса - Святой Дух. Внизу под ними - алтарь с дароносицей.

У алтаря проходит богословский диспут о Пресуществлении.Таинство Евхаристии обсуждают первые римские Отцы Церкви: папа Григорий I и Иероним Стридонский, сидящие слева от алтаря, и Августин Блаженный с Амвросием Медиоланским, сидящие справа. В диспуте принимают участие другие представители Церкви: Савонарола, папы Юлий II и Сикст IV. Последний изображён в правой нижней части картины в золотом папском облачении, за ним стоит Данте Алигьери в красном одеянии, увенчанный лавровым венком, символизирующим славу поэта. Человек, с книгой в руках облокотившийся на перила в левом углу фрески - знаменитый архитектор эпохи Высокого Возрождения, создатель базилики Святого Петра в Ватикане и наставник Рафаэля Донато Браманте.

Данте Алигьери, фрагмент фрески

Фреска "Диспут о Таинстве Причастия"-это не столько беседа о таинстве причастия,сколько прославление и триумф церкви.Вверху,на небесах,изображён Бог-отец,под ним-Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем,ниже-голубь,символ Святого Духа,восседающие на облаках святые и патриархи Ветхого Завета.Внизу,на земле,представлены отцы церкви-Иероним,Амвросий,Августин,Фома Аквинский,Святой Бонавентура и другие богословы,в то время как в толпе по правую руку можно увидеть Данте-величайшего поэта,и почти скрытого под черным капюшоном доминиканца Саванаролу.Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.

Фреска «Парнас». В центре - Аполлон, играющий на лире да браччо. Вокруг него девять муз и литераторы - античные, средневековые и ренессансные.

Каким визуальным образом мог изобразить Поэзию,Рафаэль?Художник изобразил холм с рощей,символизирующий Парнас,знаменитую греческую гору,считавшаяся в античные времена местом жительства Муз.В центре-Аполлон,вокруг него девять муз и поэты,как античные,так и эпохи Возрождения.Слева изображены слепой Гомер,Вергилий,Данте,Петрарка,Боккаччо,Анакреонт,Стаций,справа-Пиндар,Теренций,Ариосто,Овидий,Саннадзаро,Катулл и Гораций в голубых одеждах.

Итак,слева возвышается мощная фигура вдохновенно поющего Гомера в тёмно-синем паллиуме.Видимо,Рафаэлю были незнакомы греческие бюсты эпического поэта,и он придал ему черты Лаокоона,недавно извлечённого из-под земли близ базилики Санта-Мария Маджоре.Слепец протягивает вперёд правую руку,словно определяя на ощупь путь.Дабы уравновесить его фигуру,справа спиной к зрителю помещена муза Урания в ярко-красном одеянии.Пением слепца Гомера заворожён юнец,сидящий на камне под деревом,торопливо записывающий на грифельной дощечке и старающийся не упустить ни одного слова "Илиады".Рядом с Гомером фигура со знакомым по фреске "Диспут" профилем Данте,но на сей раз в более ярком одеянии.Из-за левого плеча Гомера видна голова Вергилия,указывающего рукой Данте на играющего на виоле Аполлона.За певцом "Энеиды" стоит подражавший ему поэт Стаций,чьи тонкие черты напоминают самого Рафаэля.

Справа от Аполлона сидит на земле с семиструнной лирой Эрато,муза лирической поэзии.За ней стоят муза истории Клио,написанная в профиль,рядом Талия с маской комедии в руке и муза музыки Евтерпа. Ниже по правую сторону окна старец Пиндар что-то вещает,повелительно указывая перстом вниз,словно советуя служителям муз спуститься с парнасских высот на грешную землю и заклеймить своим пером царящий там произвол.С ним не согласен один из поэтов,разводящий руками.Это,по-видимому,Гораций,а рядом с ним,возможно,лирик Катулл,на лице которого отражено недоумение.Над ними неаполитанский поэт Саннадзаро,с которым автор был дружен.А вот выше наискосок молодой темноволосый мужчина с резко повернутым торсом устремил на зрителя выразительный взгляд,говорящий о сильном волевом характере.Это не кто иной,как снова запечатлённый Микеланджело.Потрясённый попавшими в руки некоторыми его поэтическими откровениями, Рафаэль смело причислил Микеланджело к сонму поэтов,с чем были согласны многие современники.

Рафаэлевский"Парнас"-это апофеоз гармонии и вечной красоты,познав которую человек освобождается от зла и присущих его натуре пороков,приближаясь к божественному.На фреске прекрасные лица в момент высшего духовного озарения.Рафаэль,как никто другой,тонко чувствовал природу античного мира,оставаясь при этом типичным итальянцем с присущими его народу отзывчивостью,доброжелательностью и природным артистизмом.

Станца дель Инчендио ди Борго

«Пожар в Борго»
(Станца дель Инчендио ди Борго)
Станца дель Инчендио ди Борго - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно - эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - «Пожар в Борго».

Первая фреска,написанная в третьем зале,называется "Пожар в Борго"(1514 г.),она дала название самому залу.Все росписи в нём прославляют деяния пап каролингской эпохи Льва III и Льва IV.Согласно легенде,папа Лев IV потушил в 847 году своим благословением страшный пожар,опустошивший прилегающий к Ватиканскому дворцу многонаселённый квартал Борго.Поднявшийся сильный ветер способствовал распространению огня,и пламя уже угрожало собору Святого Петра.Этому чудодейственному событию посвящена одна из лучших работ Рафаэля по композиции,динамизму,колориту и пластике.Написание многих фигур было доверено ученикам

Вынужденный заниматься больше делами архитектуры,Рафаэль особое внимание уделил размещению на фреске зданий с коринфскими и ионическими колоннами.В глубине на возвышении,куда ведут четырнадцать мраморных ступеней,видна половина фасада старого собора Святого Петра,разрушенного до появления Рафаэля в Риме. Чуть правее угол Ватиканского дворца с открытой лоджией,откуда папа в тиаре и красной накидке поверх светлой рясы обращается к римскому люду с благословением.Но его фигура дана в глубине картины,утратив своё главенствующее значение.Всё внимание сосредоточено на картине пожара.По ступеням широкой лестницы к папскому дворцу поднимается молодая мать с нагим дитя,ища спасения от огня,а около дворца под лоджией толпа стоящих на коленях перепуганных женщин взывает о помощи.

На остальных фресках этой станцы,написанных в основном учениками по эскизам мастера,отражены некоторые исторические события. Например,на противоположной стене "Битва при Остии"(1514-1515 гг.)-сцена морского сражения между папскими и сарацинскими галерами,произошедшее в IX веке близ порта Остия в устье Тибра

В 846 году сарацины напали на Остию,разграбили местный собор и увезли с собой множество пленных, набив ими трюмы своих кораблей.Через три года они вновь вернулись за добычей,но на сей раз победа осталась за папскими воинами,и восседающий на мраморной глыбе,как на троне,понтифик обращает благодарственный взор к небесам.Это ещё одно изображение Льва X, а рядом узнаваемы кардиналы Джулио Медичи,Биббьена и другие высокопоставленные лица

Станца д"Элиодоро

«Изгнание Элиодора»

С 1511 по 1514 год Рафаэль работал над оформлением помещения, получившего впоследствии название Станца д"Элиодоро. Тематика росписей в этой станце – божественное покровительство охраняющее Церковь.

Станцу д"Элиодоро (Stanza d"Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511-1514 гг. Тематика её росписей - чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

«Stanza di Eliodoro»

Фреска «Изгнание Элиодора», по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

Фреска "Месса в Больсене"(1512 г.)вызывает в памяти еще один случай чудесного вмешательства Господа в защиту Церкви.
Фреска посвящена произошедшему в XIII веке событию в тихом городке Больсена,на берегу одноимённого озера.Во время обедни в местной церкви один богемский священник в момент освящения Даров вдруг усомнился в таинстве божественного перевоплощения и тут же увидел, как покрывающий остию (просфору) плат и его руки окрасились кровью. В ознаменование этого чуда был учреждён церковный праздник Corpus Domini-день Тела Господня.Отправляясь в очередной поход против строптивой Болоньи,Юлий II посетил те места и подсказал Рафаэлю идею фрески.При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II,а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы

Ниша окна первой торцевой стены прорублена не посредине,что вынудило Рафаэля считаться с этим изъяном,нарушившим среднюю ось фрески.Но ему удалось найти блестящее композиционное решение.Как бы срезав ребром оконного проёма часть изображения,он тем самым создал иллюзию того,что пространство сдвинуто влево и частично сокрыто аркой архитектурного обрамления фрески.Благодаря этой гениальной находке точка зрения зрителя чётко фиксируется в центре изображения.

В «Мессе в Больсене» изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

Фреска "Встреча Святого Льва I Великого с Аттилой"(1514 г.),иллюстрирует особую заботу Создателя о Риме.Слева изображен папский кортеж,возглавляемый Папой Львом I Великим(440-461 гг.н.э.) на белом коне,который,согласно легенде,остановил продвижение войск короля гуннов Аттилы.На самом деле этот эпизод имел место на севере Италии,но фантазия художника переносит действие к воротам Рима,так как именно Рим считался сердцем христианства.

На втором плане картины видны самые примечательные архитектурные памятники Рима:Колизей,Акведук,Базилика и обелиск.В центре композиции Аттила верхом на черном коне с ужасом смотрит в небеса,где ему открывается видение-апостолы Петр и Павел,вооруженными мечами.Когда Рафаэль работал над фреской,Папа Юлий II умер,и изображение Льва I Великого является на самом деле портретом Льва X,приемника Юлия II.

Явление Бога Моисею

Этот Зал был отведен по распоряжению Папы Юлия II для частных аудиенций,которые понтифик часто предоставлял крупным политическим и религиозным деятелям и дипломатам.Естественно,художественное оформление зала должно было отражать важность этого места.Тематика её росписей-чудесное покровительство,оказываемое Богом церкви.
Рафаэль был творцом четырех главных стен,расположенных в стенных арках,в то время,как кариатиды и роспись потолка гротесками принадлежат кисти других художников.Тем не менее,росписи потолка гармонично продолжают композиции стенных фресок,выполненные по эскизам Рафаэля.В центре свода помещён круг с гербом папы Юлия II.

Лестница Иакова

Явление Бога перед Ноевым потопом

Жертвоприношение Исаака

С большим мастерством написана фреска «Изведение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать.

Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой - проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Рафаэль оставил нетронутыми как росписи Перуджино,так и общую архитектуру зала,и сосредоточился на фресках в четырех стенных арках зала.Это помещение оказалось последним,которую он расписал собственноручно.Хотя следует признать,что с каждым годом его интерес к росписям Станц убывал.Прошло семь лет с тех пор,как он впервые появился в Ватиканском дворце,где познал почёт и славу.Но в последнее время всё это перестало приносить ему удовлетворение,поскольку он заранее знал,что надлежит делать дальше,и помимо воли рука механически водила карандашом или углём по картону,превращаясь в руку ремесленника,и можно было смело большую часть работ поручать ученикам,хорошо усвоившим его манеру.В воображении Рафаэля рисовались другие образы,не связанные с ватиканскими станцами.Но папский двор ждал от него всё новых свершений,и приходилось волей-неволей возвращаться к наскучившей ему заданной теме.

Фрески Stanza della Segnatura остальные

«Добродетели и закон»

Наконец аллегорической фигуре Правосудия на потолке,в соответствии с традицией изображенной с весами и мечом,сопутствуют настенные росписи по обеими сторонам окна,напоминающие нам об основополагающих моментах Истории Права.
По левую руку изображен акт учреждения Гражданского права-император Требониан передает свод решений и мнений римских юристов,изданный в IV в.н.э.-Юстиниану (527-565 гг.н.э.)

Первым залом,где были закончены росписи,стала Станца Подписей,названная так по той причине,что здесь заседал Церковный Трибунал.Тем не менее,с самого начала Юлий II предполагал отнести комнату под свой личный кабинет и библиотеку,поэтому он пожелал,чтобы росписи стен были тесно связаны с назначением зала.Идея оформления несомненно разрабатывалась с помощью теологов и литераторов Римской курии.В четырех тондо потолка Рафаэль изобразил в виде прелестных женских фигур аллегорические воплощения тех дисциплин,которые особо интересовали Юлия I

Философия

Фрески на стенах представляют четыре области духовной деятельности человека:"Афинская школа" - философию,"Диспут о Таинстве Причастия" - богословие,"Парнас" - поэзию,а "Основные и теологические добродетели" - правосудие.

Благословие

Sala di Costantino

Зал Константина-самое просторное помещение Апартаментов.Использовали зал,в первую очередь для торжественных случаев-банкетов,церемоний бракосочетания родственников Папы или больших полуофициальных аудиенций.Его оформлением занимались подмастерья школы Рафаэля,так как сам Учитель к тому времени умер,оставив ученикам эскизы фресок и работу удалось совершить только при Клименте VII.Общая идея фресок Зала преследует те же цели,что и художественное оформление других залов-прославление Церкви.

Руководил проектом Рафаэля его ученик Джулио Романо,которому помогал Джан Франческо Пенни.Цокольные панели украшены монохромными росписями с историями из жизни императора Константина

Явление Креста Константину

Estancia de Constantino

Явление Креста Константину
В Видении Святого Креста император Константин обращается к войскам перед решающим сражением против языческого императора Максенция,и подняв глаза к небу,видит сверкающий крест с греческой надписью"с этим знаком победишь".

Batalla en Puente Milvio entre Constantino y Majencio

Дар Константина
В Даре Константина изображен император Константин,передающий Папе Сильвестру право на мирское правление,символически представленное в виде позолоченной статуэтки богини Рима.

Потолок.Триумф христианской веры.

Vision of the Cross (school of Raphael)