Стиль у син китайская живопись. Китайская живопись у-син. Какие китайские кисти для акварели подходят

Какие китайские кисти подходят для акварели и где их купить – один из часто задаваемых мне вопросов. Поэтому решила написать об этом статью и собрать в нее ссылки на интернет-магазины, где можно приобрести качественные кисти для акварели.

Только предупреждаю, что по кистям в магазине сужу по описанию и картинке. Качество могу гарантировать только откликами моих учеников, которые там их заказывали.

Традиционные китайские кисти, используемые в каллиграфии и живописи гохуа, предназначаются для туши и минеральных красок. В соответствии с их назначением, все они имеют разную форму и состав ворса. Ворс в таких кистях только натуральный.

Кисти собираются вручную. Именно поэтому в китайской живописи кисть считается “драгоценностью”, наряду с тушью и рисовой бумагой. Стоимость хороших (действительно хороших, профессиональных кистей) даже в Китае сильно кусается.

Однако для акварели можно подобрать вполне бюджетные кисти. По крайней мере они будут очень сильно выигрывать в цене между профессионального качества белкой или колонком, ничем не уступая в качестве.

Сравнительный обзор:

Однако, запомните, хорошая китайская кисть не может стоить дешевле 200 рублей !

Кисти, продаваемые в канцтоварах или сувенирных магазинах – именно сувенирные, для профессиональной работы не предназначены.

Я не претендую на глубокое знание китайских кистей. В данном случае покажу вам те, что есть у меня, и выскажу свое сугубо субъективное мнение.

Какие китайские кисти для акварели подходят?

Это часть моей коллекции китайских кистей. Поскольку я несколько раз выезжала в Китай на обучение гохуа и каллиграфии, то что-то покупала сама, что-то нам давали преподаватели.

У каждого из них были свои требования к кистям, и они приносили нужные именно для их сюжетов или стиля.

Итак, кисть первая. Вернее, “кисти”. У меня их кучка. Поскольку они действительно дешевые. Относятся к ученическим, для детей и студентов, для обычного ежедневного письма.

Это кисть из ворса козы . Она достаточно мягкая, при работе ворс держит плохо, требует постоянного заполнения раствором туши – краски. Аналог нашей белки .

Обратите внимание, что у такой кисти ворс напрямую вставлен в бамбуковую палочку. По моим наблюдениям в большинстве случаев с крупными кистями это признак ученических, дешевых кистей. Профессиональные идут с пластмассовым наконечником.

Это кисть “Белое облако” . Тоже полностью из ворса козы. Но в отличие от предыдущей она лучше собрана, отлично держит форму за счет более упругого ворса в середине.

В гохуа обычно используется для изображения цветов. Считается мягкой. Поэтому в акварели ее можно рекомендовать для больших заливок.

Она будет аналогом хорошей дорогой белки , хотя чуть более упруга.

Для ориентировки приведу размеры моих кистей и ссылку на подобные в интернет-магазине.

Белое облако – диаметр 14 мм, длина ворса – 50 мм

Кисть смешанного ворса, коза сверху, внутри – волк.

Вот так выглядит, если распушить:

Она отлично держит воду, упругая. Будет аналогом хорошо собранного колонка.

Я ей делаю все: и заливки, и детали, и мелкие детали. Одну такую уже “износила”, она начала вылезать. Вторая пока держится…

Диаметр 11 мм, длина ворса – 38 мм.

Похожие в магазине:

Еще одна кисть такого же рода, но крупнее:

Диаметр 15 мм, длина 55 мм.

Еще одна. Кисть из темного ворса. Не знаю, что за зверь. Должен быть волк, но вполне может быть, что нет. Потому как мягкая. Похожа на не очень упругую кисть из колонка.

Диаметр 8 мм, длина 30 мм.

Не вразумительная кисть. Хотя были у меня более крупные кисти из волка, раздала ученикам.

Вот они были хорошие, упругие. И для заливок, и для письма мазками.

И еще немного о тонких каллиграфических кистях

Они имеют длинный ворс и тонкий кончик. Хороши для рисования тонких линий, веточек деревьев.

Первая по ворсу это, наверно, барсук.. Держит ворс, не переламывается в работе. Исконное ее назначение – кисть для гунби, для контурной обводки рисунка.

Управление образования Администрации г. Юрги Кемеровской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок»

«Китайская живопись У-син»

Внеурочное занятие с использованием ИКТ

для детей старшего дошкольного возраста

г. Юрга 2015

Образовательная область:

Художественно-эстетическое развитие , познавательное развитие , социально – коммуникативное развитие , речевое развитие .

Цель:

Ознакомление детей с традиционной китайской живописью У-син.

Задачи:

  • развивать зрительное внимание и восприятие, слуховую память, образное мышление и пространственную ориентировку;
  • познакомить с китайской живописью У-син;
  • формировать представление об особенностях рисования бамбука, птиц;
  • воспитывать эстетические чувства от соприкосновения с прекрасным.

Материалы и оборудование:

Гуашевые краски, кисточки, вода, салфетки, альбомные листы, ноутбук, проектор для показа презентации «Китайская живопись У-син», мультимедийный центр проигрывания аудиозаписи «Китайская традиционная музыка».

Ход занятия

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в путешествие. Скажите, а кто уже путешествовал? А на чем вы путешествовали?

Ответы детей.

Сегодня мы с вами отправимся в Китай.

Игра – рисование «Соедини точки»: детям предлагается соединить точки с 1 по 17. Что у вас получилось?

Дети:- Самолет.

Игра – путешествие на самолете .

Поиграем в самолет? Да!

И отправимся в полет!

Вы все - крылья, я – пилот.

Получили инструктаж –

Начинаем пилотаж. Строятся друг за другом.

В дождь летим и в пургу. У-у-у-у!

Видим чьи – то берега. А-а-а-а!

Ры-ры-ры, - рычит мотор. Делают круговые движения руками.

Мы летаем выше гор. Дети передвигаются по всей площадке.

Вот снижаемся мы все. Приседают на одно колено.

К нашей взлетной полосе!

Что ж – закончен наш полет.

До свиданья, самолет. Машут рукой.

Воспитатель : Вот мы прилетели с вами в Китай. Здесь мы познакомимся с китайской живописью «У-син».

Показ презентации. Звучит китайская традиционная музыка.

Воспитатель : Ребята присаживайтесь на места и посмотрите на экран.

Слайд№1

К.ж.у-син появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием.

Слайд№2

У-син – это система 5-ти первоэлементов: дерево, огонь, земля, металл, вода. На ней основано все мировоззрение древнего Китая.

Слайд№3

Мандала Инь-Ян, состоящая из белой и черной капель, описывает закономерности окр.реальности. именно это мандала является ключом к пониманию У-син. Ян, белое-это небесное начало, Инь – черное – начало земное.

Ян энергию дает, а Инь – принимает, качественно преображает энергию. Небо дает дождь, свет, тепло, а Земля все это впитывает и порождает различные формы жизни, такие как травы, деревья, животные.

В живописи У-син задача художника- передать суть предмета, а не его форму. Для этого нам надо научиться видеть не умом, а глазами.

Слайд №4(мазки)

Живопись У-син – это живопись 5-ти мазков.

Дерево и Огонь – движения сильные и быстрые (мужское начало Ян)

Металл и Вода – движение медленные и тонкие (женское начало Инь)

Мазок Земля – лежит в основе всех 5-ти.

Слайд №7

Дерево – мазок прямоты, прямолинейности. Движение отталкивающее от точки до точки (движется плечо)

Слайд №8

Огонь- мазок всполох, полет фантазии (движется запястье «форма лодочки»)

Слайд №9

В Землю- мазок бесформенный, нажимаем на кисть

Слайд №10

Металл- вытянутые линии. Успокоение, плавность (движение локтя)

Слайд №11

Вода- мазок вращаем, крутим (движения пальцами)

Слайд №12 (вывод)

Философия 5-ти первоэлементов у-син является базой для всей китайской культуры. Самое главное научиться чувствовать кисть и делать нужные именно вам мазки. Мазок – это основа, он произошел от каллиграфических штрихов.

Физминутка:

По дороге мы идем. Дети шагают

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под бамбуком посидим. Садятся

Мы под бамбуком полежим. Ложатся

Полежим, отдохнем.

Слайд №13 (Бамбук)

Сегодня мы будем рисовать растение бамбук.

Слайд №14 (оборудование)

Слайд №15

Изображая бамбук, чаще всего его рисуют в монохромной гамме.

Набираем на кисть черной краски.

Слайд №16

Рисуем стебель бамбука. Просто ворс кисти прислоняем к бумаге и просто толкаем ее взглядом. Точка-линия, точка- линия…….., выходя за край. Каждая часть стебля должна быть прямой, расстояние между узлами –одинаковые. Макаем кончик кисти в ч. краску и обозначаем узел на стволе.

Слайд №17 (передние листья)

Листья-огонь. Покрутим запястьем. Касаемся кончиком, потом всей кистью и заканчиваем кончиком. Обращаем внимание на расположение листьев. Макаем кисть в черную краску, наносим передние листья (создаем веер). Каждый листок – одно прикосновение к бумаге. Сколько мазков, столько и листьев.

Слайд №18 (второстепенные стволы)

Кисть окунаем в воду, цвет проверяем на палитре. Рисуем второстепенные стволы бамбука. Первый план – темные цвета, чем дальше – светлее.

Слайд №19 (второстепенные листья)

Листья второго плана рисуем разбавленной краской.

Слайд №20 (тонкие веточки)

Кончиком кисти добавляем тонкие веточки. Веточки бамбука бьют фантанчиком, важен ритм. Не забываем про общую композицию. И бамбук готов.

Слайд №21 (беседа о калибри)

Представьте что вы внутри картины. Расскажите, что вокруг происходит? Как вы думаете, что здесь делает эта птичка?

Нарисуйте ее самостоятельно.

Слайд №22 (птица)

Предлагаю начать рисовать с клюва и глаз. От них строится оперение и общая картина пернатого.

Слайд №23 (итог)

Молодцы! Вы хорошо нарисовали бамбук. Давайте полюбуемся своими работами.

Воспитатель: Дети нам пора возвращаться в Россию, в наш детский сад. Давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три – повернись и в России окажись».

Дети произносят волшебные слова.

Рефлексия.
Воспитатель предлагает детям выбрать конфету:

Ребята, если вам сегодня все понравилось, и вы считаете, что у вас все получилось, возьмите себе конфету желтого цвета, если вы считаете, что вам не очень понравилось – красную, а если уж совсем путешествие не принесло вам удовольствия – синюю.

Дети выбирают конфеты.


Добрый день. Меня зовут Андрей Щербаков. Я являюсь руководителем московской Школы живописи У-син. Сегодня я хотел бы познакомить вас с нашим творчеством, показать картины, которые рисуем мы и учим рисовать наших учеников, а также рассказать о взаимосвязи нашей живописи, системы пяти элементов У-син и китайской традиционной живописи.

Живопись у-син – это техника саморазвития, выстроенная на основе совмещения приёмов китайской живописи го-хуа, системы 5-и элементов у-син и других понятий даосской натурфилософии. Изображение предметов, существ и пейзажей в технике живописи у-син связано больше с познанием их внутренней сути, чем внешней формы. Художник, развивающийся в технике живописи у-син, сосредотачивается на познании принципов следования дао через кисть. В живописи у-син есть несколько базовых принципов.

Первый принцип позволяет художнику проработать свои психологические качества через движение. На первом этапе обучения художник создаёт мазки лишь при помощи движений рукой. Второй этап связан с включением в процесс рисования корпуса, на третьем этапе создание картины превращается в полноценный танец. На последнем этапе для человека, практикующего живопись у-син, важно чувствовать крайне тонкие аспекты движения. Процесс увеличения чувствительности связан с преодолением скованности и ограниченности в движениях. Известным фактом является то, что психологические проблемы человека неразрывно связаны с физическими зажимами. Поэтому можно сказать, что живопись у-син является своеобразной разновидностью телесно ориентированной психотерапии.

Второй принцип – заключается в системе У-Син. 5 элементов у-син, знаменуют собой 5 качеств энергии – дерево, огонь, земля, металл, вода. В живописи каждому из этих элементов соответствует определенное движение, и только этими пятью видами мазков художник У-син пишет свои картины. В этом аспекте живопись у-син больше похожа на ушу, чем на академические техники живописи. Особенно много сходства с синъицюань, где 5 базовых форм соответствуют 5-и элементам у-син.

Третий принцип состоит в совмещении в одном рисунке сразу нескольких искусств. Учась живописи у-син, ученик очень быстро выходит за рамки живописи, когда стремится украсить рисунок каллиграфической надписью. Вследствие увлечения каллиграфией, как правило, просыпается интерес к изучению китайского. Необходимость подобрать красивую надпись влечёт за собой интерес к поэзии. И каллиграфия и живопись основаны на координации движений и дыхания, так что очень скоро ученик начинает осваивать элементы цигун. Интерес к отработке движений и необходимость рисовать всем телом порождает интерес к у-шу, танцам и йоге. Создание рисунка в китайской традиции, как правило, завершается печатью. А ведь печать тоже интересно изготовить самому, и так ученик уже начинает увлекаться резьбой и лепкой. А ведь нарисованную картину нужно ещё и красиво оформить и правильно разместить. И т.д. Таким образом, начиная заниматься живописью у-син, человек оказывается втянутым в процесс постоянного самосовершенствования.

Четвёртый принцип: в непривязанности к художественному результату. Цель художника, развивающегося в живописи у-син – самосовершенствование. Картина, которая получается в результате, выступает лишь как критерий развития художника, не являясь при этом целью самого творческого процесса.

Что такое 5 элементов у-син и как эта система воплощена в живописи.

Лучше всего посмотреть видео, в котором я подробно об этом рассказываю:

В качестве образцов живописи у-син, предлагаю посмотреть видео с моими последними картинами:

Тема живописи У-син весьма обширна, количество картин велико, поэтому, если у вас есть желание познакомиться с творчеством поближе, рекомендую

В этом видео ролике Щербаков Андрей (Мастер У-син), художник и преподаватель живописи У-син рассказывает об этой технике. В ролике говорится о том, что в основе китайской живописи У-Син лежат два главных принципа.

Первый принцип позволяет художнику проработать свои психологические качества через движение. Считается, что проблемы человека, его психологические заморочки, скованность, связаны с ограниченностью движений. Движение – это энергия, и работая с энергией, мы прорабатываем какие-то определенные качества человека. И проработка этих качеств помогает дальше людям по жизни.

Второй принцип – это именно система У-Син . Существует 5 качеств энергии – дерево, огонь, земля, металл, вода – в живописи каждому из них соответствует определенное движение, и только этими пятью видами мазков художник Усин пишет свои картины. Во время отработки движения тело должно быть расслаблено, а ум сконцентрирован. Особое внимание стоит уделить расслабленности плечевой зоны. Поясница, грудь и затылок, взаимодействуя друг с другом, растягивают позвоночник, как струну, выравнивая осанку человека, и нормализуя потоки ци. Специальным способом держат писчую кисть. Рука должна быть расслаблена от плеча до самых кончиков пальчиков. Человек как будто бы берет и держит шарик, и в этот шарик вкладывает кисть.

Существует 2 способа держать кисть: более художественный и более каллиграфический. При художественном способе все пальцы касаются кисти (как в видео ролике). Каллиграфический связан с более жёстким контролем за кистью: указательный и средний давят на кисть с одной стороны, безымянный и мизинец компенсируют давление с другой, Большой палец фиксирует кисть. В обоих случаях Ладонь и Кисть одновременно строго зафиксированы и расслаблены.

5 видов энергии – 5 видов мазков.

1. “Дерево” – сильная прямая энергия. Это движение делается от плеча с небольшим разворотом корпуса. Кисть, прижимается к бумаге, и мощным движением прямым переносим кисть в другую точку. Здесь снова акцентируем кисть, ставя точку. Вот у нас получился прямой сильный мазок – начало мужской энергии Ян. Прорабатывая это движение, художник постепенно переносит его в свою жизнь. Так же происходит и с энергией “Огня”.

2. “Огонь” – это быстрота, мимолетность, движение кисточки, как полет бабочки. Взяв кисть, мы делаем порхающие движения кистью, работая запястьем. Когда кисть касается бумаги, это движение образует вот такой вот мазок по форме похожий на лодочку.

3. Энергии “Земли” свойственна некая структурность. Это простые точки, образующиеся в результате одинарного нажатия кистью. Несколько точечек, поставленных плотно, создадут почвообразную структуру.

4. Энергия “Металл” – это что-то нежное, гибкое, женственное, поэтому движения плавные, длинные. “Металл” – это начало энергии “Инь” В движении “Металл” работает локоть. Самый характерный мазок “Металла” напоминает перегнувшуюся через себя травинку, лист дикой орхидеи. Движение связано с постепенным увеличением давления по мере движения вперёд и затем столь же постепенным поднятием кисти. Дыхание глубокое, мерное, постепенное. Здесь мы как раз начнем понимать, какие качества отрабатывает человек, рисуя эти мазки. Если в нем нет мягкости, нежности, тонкости то, наверняка, он и мазок этот сможет сделать с большим трудом.

5. Последний элемент – “Вода”. Это ощущение вращения, вовлечения в круговорот, погружённости, старости, запутанности. В этом движении работаем пальчиками. При помощи “Воды” можно создать ствол старого дерева, продвигая кисть вперёд при помощи вращения.

В живописи У-Син задача художника – передать суть предмета, а не ее форму. А для этого нужно выработать свое восприятие мира, научиться видеть не умом, а глазами. Чтобы правильно изобразить предмет, чтобы передать всю его жизненность, человеку нужно понимать, каким мазком (его рисовать). Понимать, это значит видеть суть, видеть, какое, движение в этом предмете преобладает: мужская прямота, настойчивость или женская гибкость, например. Взрывная мимолетность или водное погружение во что-то очень глубокое. Или это вообще что-то структурное, нейтральное.

Китайская живопись - это древнее искусство, для занятия которым вам понадобятся особые художественные материалы. О них мы и расскажем в данной статье.

Сначала мы поговорим о "четырех драгоценностях кабинета ученого" - так уважительно называли кисть, тушь, тушечницу и рисовую бумагу в древности.

Кисти

Для китайской живописи используются аутентичные китайские кисти. Их особенность - острый кончик, который мы используем для выполнения мазков, каллиграфических линий, а также способность удерживать большое количество влаги (туши или воды) и постепенно ее отдавать.

Кисти бывают разных размеров - от тоненьких в несколько волосков контурных кистей для техники гунби (в пер. "работа кистью" или "тщательная кисть") до огромных с длинными ручками, которыми можно писать иероглифы или рисовать стоя, ощущая особую амплитуду работы с кистью, задействуя в процессе практики все тело.

По степени жесткости кисти бывают мягкие, жесткие и комбинированные.

Мягкие (в большинстве случаев используется ворс козы, "янхао") позволяют делать красивые пятна - лепестки цветов, листья, горы на дальнем плане, используются также для тонирования изображения в пейзажах.

Жесткие кисти (обычно с темным ворсом, "ланхао", это может быть волк, барсук, кролик, конский волос и т.д.) идеально подходят для рисования веток, стебельков, контурных линий. Однако, кистями большого размера с тем же успехом можно рисовать листья, лепестки и использовать для тонирования. Тут уже речь идет о личных предпочтениях художника и тех спецэффектах, которых можно достичь, используя тот или иной тип ворса.


Очень хороши в использовании комбинированные кисти: мягкий ворс снаружи и упругий внутри. Такие кисти очень маневренные.

Хорошая кисть - залог успешной практики. Ворс должен быть ровно пострижен, не должен лезть, должен быть упругим, однородным по составу. Кисти после использования нужно тщательно промыть в прохладной воде и подвесить за специальную петельку для просушки.

Тушь и тушечница

Тушь в китайской живописи - это больше чем "черный цвет", это, можно сказать, ее кровь, основа основ. Китайская тушь состоит из сажи и клея животного происхождения. Сажу могут получать от сжигания смолы различных пород деревьев, растительных масел, животных жиров или натуральных минералов. Полученную смесь в ходе специальной технологической обработки формируют в бруски. Полученные бруски туши могут быть красиво декорированы.

Для того, чтобы приготовить тушь для живописи или каллиграфии, брусок туши растирают на специальном тушечном камне в небольшом количестве воды до получения необходимой консистенции. Это своего рода медитация и настройка перед практикой.



На уроках мы используем уже готовую жидкую тушь. Для учебных целей она вполне подходит.


Рисовая бумага

Бумага для китайской живописи изготавливается из древесных и растительных волокон, чаще это волокна коры тутового дерева, конопли, бамбука, рисовой соломы, других натуральных материалов, обработанных специальным образом. Высококачественная рисовая бумага изготавливается большими листами вручную. Существует множество сортов рисовой бумаги разной степени впитываемости, цвета, фактуры. Самая лучшая рисовая бумага называется "сюань" и производится в провинции Аньхой.

У рисовой бумаги можно выделить 3 основных вида. Существуют разные версии перевода. Я укажу некоторые из них:

Непроклеенная, сырая, "молодая" (шен сюань), хорошо впитывающая, отлично подходит для живописи в свободном стиле се-и (пер. с кит. "пишем смысл, идею"), степень впитываемости может быть самой разнообразной, а также появляющиеся спецэффекты у расплывающихся пятен;

Проклеенная, обработанная, "зрелая" (шу сюань), плохо впитывающая воду, подходит для стиля гунби ("тщательная кисть") и многочисленных слоев тонирования;

Бумага для пейзажей (ни зрелая, ни молодая), сочетает в себе оба свойства вышеперечисленных видов, позволяет прорисовать тонкие контуры деревьев и фактуру гор и делать тонирование.

Для знакомства с китайской живописью и тренировочных работ подойдет рисовая бумага в рулонах, которую можно купить в художественных магазинах.

Минеральные краски

Для ученических целей мы используем готовые краски фирмы "Maries". Краски состоят из растительных и минеральных пигментов, смешанных с клеем. Можно купить набор из 12 или 18 цветов (по 12 мл). Потом можно будет докупать отдельно закончившиеся цвета.

Войлочный коврик

Необходим, чтобы рисовая бумага не прилипала к столу, не пачкалась и не рвалась. Лучше покупать коврик размером 50 на 70 см.

Вместо специального коврика можно использовать кусок войлока, байковое одеяло или что-то подобное:)

Керамические палитры

Для смешивания красок или разведения оттенков туши можно использовать специальные палитры, хотя я предпочитаю использовать обычные керамические блюдца белого цвета - они позволяют смешивать необходимые цвета и в необходимых количествах без ограничений.


Печати и киноварь

Необходимым атрибутом любой работы, выполненной в технике китайской живописи или каллиграфии является печать. Печать представляет собой красивый камень самых разнообразных форм и размеров, на котором вырезают важные для заказчика иероглифы: имя, псевдоним, философскую фразу, реже - изображение цветка, животного и т.д. Печати бывают янские (красные иероглифы на белом фоне) и иньские (белые иероглифы на красном фоне). Играют большую роль в композиции художественного произведения. Печати были не только у художников, но и у коллекционеров. Заполучив древний свиток прославленного мастера, коллекционер ставил на нем свой оттиск. Поэтому на картинах древних мастеров мы видим столько разнообразных печатей!

Для оттиска используется специальная паста - киноварь, она красного цвета. Кстати, сейчас в Китае можно встретить пасту для печатей различных оттенков.



Аксессуары

Для удобства можно еще приобрести подставки под кисти, чтобы не пачкать коврик, но я ими не пользуюсь, т.к. в порыве творчества обычно кладу кисти просто рядом на блюдце или черновик.

Для фиксации рисовой бумаги используются пресс-папье различных форм и размеров. Это могут быть деревянные бруски, большие металлические монеты в дизайне древних денег, небольшие статуэтки - можете придумать себе сами подходящий вариант.

Особая тема - это подставки под кисти и керамические ёмкости для воды. И то, и другое представлено в большом количестве в художественных магазинах Китая. Выбрать очень сложно, потому что все это очень красиво. Подставки под кисти украшены резьбой по дереву, а керамические миски для воды расписаны различными сюжетами китайской живописи, которые мы так любим! Устоять невозможно!

О том, как правильно использовать все эти материалы и создавать картины в технике китайской живописи, мы учим и !

Все необходимые материалы для занятий в нашей студии мы предоставляем. Вы также можете купить материалы для китайской живописи в специализированных интернет-магазинах, чтобы практиковать дома.

В заключение хочется сказать, что не стоит воздвигать барьеров по покупке материалов перед своим желанием начать рисовать! Ведь можно дома тренироваться и на обычной серой, самой дешевой писчей бумаге любыми красками и даже кисточкой из белки с острым кончиком. Творчество присутствует в каждом человеке от рождения, поэтому если вы чувствуете, что ваш творческий путь лежит через живопись - пробуйте, и все получится!

Искренне ваша,

Елена Касьяненко