Театры италии. Оперная жемчужина Италии: театр Ла Скала Знаменитый оперный театр в италии

Что заставляет ценителей классической музыки бронировать авиабилеты в Европу, что бы посетить оперные выступления? В европейских городах уровень оперы находится на высоком уровне, архитектура театров поражает воображение. Для всех, кто любит такой вид искусства предлагаем обзор самых значимым оперных театров Европы.

«Ла Скала», Милан
Оперный театр «Ла Скала» открыл свои двери для посетителей в 1778 году. Сегодня, забронировав авиабилеты в Милан, и отправившись в самый знаменитый оперный театр можно послушать мировые шедевры Беллини, Верди, Пуччини, Доницетти, Россини. Кстати, вместимость зрительного зала составляет 2 030 зрителей, а стоимость билетов варьируется от 35 до 300 евро. Уникальна «Ла Скала» тем, что сезон открывается 7 декабря (это день св. Амвросия, покровителя Милана) и длится до ноября. В «Ла Скала» действует строгий дресс-код, посещение театра разрешено только в черном платье или смокинге.

«Сан-Карло», Неаполь
«Сан-Карло» – самый большой оперный театр не только Италии, а и Европы. По размерам его обганяют только театр в Нью-Йорке и Чикаго. Театр начал действовать с 1737 года. В 1817 году после пожара его заново восстановили. Невероятно роскошный театр вмещает 3 283 зрителя, стоимость билетов начинается от 25 евро. Если Вы решили забронировать авиабилеты в и посетить этот замечательный город, то обязательно послушайте в «Сан-Карло» «Отелло» Джузеппе Верди — Вы получите огромное удовольствие.

«Ковент-Гарден», Лондон
Если забронировать авиабилет в , то можно увидеть не только Тауэрский мост и королевский караул, но и королевский театр. Открытый в 1732 году под руководством Генделя, театр переживал более 3 пожаров, и каждый раз его восстанавливали, сохраняя изысканную архитиктуру. Исключительность театра состоит и в том, что многие постановки демонстрируются на английском языке. Стоимость билетов от 10 до 200 фунтов. В «Ковент-Гарден» рекомендуем послушать оперу «Норма» Винченцо Беллини.

«Гранд Опера», Париж
Что бы оценить величие театра, достаточно перечислить великих композиторов, которые исполняли свои произведения в нем: Деелиба, Россини, Мейербера. В самом посещаемом театре мира стоимость билетов достигает 350 евро, а вместимость зала — 1900 зрителей. Фасад с 7 арками, скульптурами Драмы, Музыки, Поэзии и Танца и интерьер с мраморными лестницами, фресками Пилза, росписью Шагала и Бодри. Забронировать авиабилеты в стоит ради того, что бы хоть раз посетить «Гранд Оперу»

Королевская опера, Версаль
Королевская опера Версаля находится в большом роскошном дворце и это самый большой дворцовый театр в мире. Архитектурная уникальность его в том, что он полностью сконструирован из дерева, а все мраморные поверхности – это только имитация. В театре состоялись премьеры гениальных опер, среди которых «Ифигения в Тавриде» Глюка. Сейчас этот театр является обязательной частью культурной программы для тех, кто забронировал авиабилеты в Париж. Минимальная стоимость билета — 20 евро.

Венский государственный оперный театр, Вена
Оперный театр в Вене – это поистине королевский стиль и размах. На открытии театра исполняли «Дон Жуана» Моцарта. В оперном театре все пропитано духом великого австрийского композитора: фасад театра, выполненный в стиле неоренессанса, расписан фресками по мотивам оперы «Волшебная флейта». А самым популярным художественным руководителем был дирижер Густав Малер. Ежегодно в феврале в театре проводят венский бал. Забронировав авиабилет в Вену, обязательно посетите оперный театр!

Театр Карло Феличе, Генуя
Театр Карло Феличе в Генуе – это символ города, на который не пожалели ни денег ни сил. Например, проект сцены создавал Луиджи Каноника, который строил «Ла Скала». Театр неразрывно связан с именем Джузеппе Верди, который много сезонов подряд проводил премьеры своих опер в . И до сегодня на афише театра можно увидеть творения гениального композитора. Если Вы забронировали авиабилеты в Геную, то советуем послушать оперу «Мария Стюарт» Гаэтано Доницетти. Кстати, цены на билеты достаточно демократичны и начинаются от 7 евро.

«Гран Театр Лисео», Барселона
, любить оперу и пройти мимо «Гран Театр Лисео» просто невозможно! Театр славится как классическим репертуаром, так и модерновым подходом произведений. Театр пережил взрыв, большой пожар, и был восстановлен точно по оригинальным чертежам. Кресла в зрительном зале сделаны из литого чугуна с обивкой из красного бархата, а люстры сделаны из латуни в форме дракона с хрустальными плафонами.

Сословный театр, Прага
Пражский театр — единственный в Европе, который сохранился почти без изменений. Именно в «Сословном театре» Моцарт впервые представлял миру свои оперы «Дон Жуан» и «Милосердие Тита». И до сих пор произведения австрийского классика составляют основу репертуара театра. Среди виртуозов, выступавших на этой сцене – Антон Рубинштейн, Густав Малер, Никколо Паганини. Кроме оперы, здесь дают балетные и драматические представления. А чешский режиссер Милош Форман снимал здесь свой фильм «Амадей», принесший множество «Оскаров».

Баварская государственная опера, Мюнхен
Государственная опера в Баварии считается одним из самых старых театров в мире, он был открыт аж в 1653 году! Театр вмещает 2100 зрителей, а цена билетов начинается от 11 евро и заканчивается 380 евро. Здесь были представлены премьеры Вагнера – «Тристан и Изольда», «Золото Рейна», «Валькирия». Ежегодно дает 350 представлений (включая балет). Для тех, кто забронировал авиабилет в Мюнхен, must see Баварскую оперу.

Итальянский театр

После того как в Италии была создана комедия дель арте, в течение 200 лет итальянцы не внесли в мировую культуру значительного вклада. Италия в этот период времени была значительно ослаблена внутриполитической борьбой.

В Европе были известны старинные итальянские памятники, там, наряду с римскими древностями, имелись произведения искусства, которые были созданы в эпоху Возрождения. Но взлета культуры в Италии уже не было, итальянцы чаще продемонстрировали достижения своих предков.

В этот период Венеция была самым притягательным городом Италии. В то время, когда государство было поделено между несколькими иностранными державами, Венеция осталась независимым городом, в котором было республиканское правление. Конечно, прежних доходов от заморской торговли уже не было, но венецианцы не дали ни Италии, ни Европе забыть о своем существовании.

Этот город стал центром увеселений, венецианский карнавал продолжался целых полгода. Для этой цели в городе работало несколько театров и множество мастерских по производству масок. Люди, приезжавшие в этот город, хотели увидеть Италию старых добрых времен.

Комедия масок стала не более чем музейным зрелищем, потому что актеры сохранили свое мастерство, но играли без прежнего общественного задора. Образы комедии масок не соответствовали настоящей жизни и не несли современных идей.

В самом начале XVIII века в общественной и политической жизни Италии наметились перемены. Прошли некоторые буржуазные реформы, после расширения торговли постепенно начался подъем экономики и культуры. Довольно прочные позиции стала приобретать просветительская идеология, которая проникла во все области духовной жизни.

Итальянскому театру необходимо было создавать литературную комедию нравов. С ее помощью просветители могли бы отстаивать свою точку зрения на жизнь, сохраняя привычную итальянской публике яркую сочность красок театральных постановок. Но это было не так-то просто.

Из ранее сказанного известно, что актеры комедии масок были импровизаторами и не умели заучивать заранее написанный литературный текст. Помимо этого, каждый актер всю жизнь играл одну и ту же маску и не умел создавать другие образы. В комедии масок персонажи разговаривали каждый на своем диалекте, а комедия нравов предполагала литературный язык. В этом, как все считали, было средство культурного объединения нации и государства.

Гольдони

Первым реформой итальянского театра занялся Карло Гольдони (1707-1793) (рис. 54 ). Он родился в интеллигентной семье, в которой все давно увлекались театром. Уже в 11 лет он сочинил свою первую пьесу, а в 12 лет впервые вышел на сцену. Как говорил сам Гольдони, в 15 лет у него стали возникать мысли о том, что в театре нужны реформы. Об этом он стал думать после того, как прочел комедию Макиавелли «Мандрагора».

Рис. 54. Карло Гольдони

Провести такие реформы сам Карло не мог, потому что его родители сначала хотели, чтобы он стал врачом, а потом отправили его в университет, где он учился на юриста. В 24 года Гольдони окончил учебу, а еще через три года, работая адвокатом, стал постоянно писать пьесы для труппы Джузеппе Имера, который работал в театре Сан-Самуэле, находящемся в Венеции. Так продолжалось с 1734 по 1743 год. Следующие пять лет были бесплодными в литературном отношении, т. е. Карло почти ничего не писал. В этот период он сделал попытку устроиться как адвокат, т. е. приобрел большую практику в Пизе.

В это же время к нему пришел посланец от антрепренера Джилорамо Медебака с предложением работы. И Гольдони не смог удержаться от искушения. Он заключил с Медебаком договор, по которому он должен был для венецианского театра Сант-Анджело в течение пяти лет писать по 8 пьес в год.

Гольдони справился с таким заданием. Более того, когда в театре был трудный сезон, он, чтобы поправить его трудное положение, написал 16 комедий! После этого он попросил Медебака о прибавке жалованья. Но скупой антрепренер отказал драматургу. Из-за этого Гольдони по истечении срока контракта ушел в театр Сан-Лука, в котором проработал с 1753 по 1762 год.

Театральную реформу Гольдони решил провести быстро и решительно. К этому времени у него уже имелся кое-какой драматический опыт. Тем не менее проводил он перемены довольно осторожно и осмотрительно.

Для начала он создал пьесу, в которой целиком была написана только одна роль. Это была комедия «Светский человек, или Момоло, душа общества». Постановка была осуществлена в 1738 году. После этого, в 1743 году, Гольдони поставил пьесу, в которой были написаны уже все роли. Но это было только начало реформы. Поскольку не было актеров, умеющих играть заранее написанные роли, драматургу предстояло переучить или заново научить этому целое поколение новых актеров. Для Гольдони это не составило большого труда, потому что он был прекрасным театральным педагогом и неутомимым человеком. С поставленной им же самим задачей он справился, хотя на это ушло несколько лет.

Итальянский драматург следовал придуманной им схеме реформ. В 1750 году была создана пьеса «Комический театр», сюжетом которой являлись взгляды автора на драматургию и сценическое искусство. Гольдони рассказывал в своем сочинении о том, что в задуманных им переменах нужно действовать настойчиво, но осторожно. Оказывая влияние на актеров и зрителей, следует учитывать их вкусы и желания.

В реальной жизни драматург действовал точно так же. Первые его пьесы были со старыми масками, персонажи разговаривали на диалекте. Потом маски постепенно начали исчезать или изменялись почти полностью; если где-то еще оставалась импровизация, то она заменялась написанным текстом; комедия постепенно переводилась с диалекта на литературный язык. Вместе с этими новшествами стала также меняться и техника игры актеров.

Система Гольдони вовсе не призывала к тому, чтобы полностью отринуть традиции комедии масок. Эта система предлагала развить старые традиции, развить очень быстро, но не во всех сферах. Драматург возродил и стал использовать все то реалистическое, что имелось в комедии масок. У этого жанра он научился мастерству интриги и остроте положений. Но при этом все фантастическое и буффонное его совсем не интересовало.

Гольдони в своих комедиях собирался изображать и критиковать существующие обычаи, т. е. он хотел, чтобы его произведения стали своеобразной школой морали. В связи с этим он называл свои творения «комедиями среды» или «коллективными комедиями», вместо того, чтобы именовать их комедиями нравов. Такая специфическая терминология многое отображала по-своему в театрах Гольдони.

Драматург не любил пьесы, в которых действие переносилось с места на место. Он был поклонником Мольера. Тем не менее Гольдони считал, что стройность постановки не должна оборачиваться узостью. Иногда он выстраивал на сцене очень сложную, многоплановую декорацию.

Вот какое описание декорации к комедии «Кофейная», поставленной в 1750 году, имеется в литературе: «Сцена представляет собой широкую улицу в Венеции; на заднем плане три лавочки: средняя – кофейная, направо – парикмахерская, налево – игорная; над лавками – комнаты, принадлежащие нижней лавке, с окнами на улицу; справа, ближе к зрителям (через улицу), дом танцовщицы; слева – гостиница».

В такой обстановке происходит насыщенное и увлекательное действие пьесы. Люди входят и выходят, ссорятся, мирятся и т. д. В таких комедиях, как считал Гольдони, не должно быть главных героев, никому не нужно отдавать предпочтения. Задача драматурга состоит в другом: он должен показать реальную обстановку того времени.

Драматург с большой охотой показывает в своих произведениях сценки городского быта, рисует повседневную жизнь людей разных сословий. После первой своей пьесы он строго следует принципам коллективной комедии в таких произведениях, как «Кофейная», «Новая квартира», «Кьоджинские перепалки», «Веер» и многих других. На особом положении была пьеса «Кьоджинские перепалки», потому что жизнь таких низких слоев общества не показывал еще никто. Это была очень веселая комедия из жизни рыбаков.

Были у Гольдони и такие произведения, в которых он изменял своим принципам. И тогда в комедии появлялся герой настолько блестящий, что затмевал всех вокруг. Например, в одной из своих ранних комедий – «Слуга двух господ», написанной в 1749 году, драматург создал просто превосходный, имеющий множество комических возможностей образ Труффальдино. Этот персонаж стал первым на пути все большего усложнения образов комедии дель арте. В образе Труффальдино Гольдони соединил двух Дзани – ловкого проныру и простодушного растяпу. Характер этого героя оказался полным противоречий.

Такое соединение противоположностей в дальнейшем стало основой для более откровенной обрисовки внутренне контрастных, полных неожиданностей и вместе с тем по-своему последовательных характеров в уже зрелых комедиях Гольдони. Лучший из таких характеров – это Мирандолина в комедии «Хозяйка гостиницы» (1753). Это простая девушка, ведущая смелую, талантливую, не лишенную расчета игру с графом Альбафьорита, титул которого покупной, маркизом Форлипополи и кавалером Рипафратта. Одержав победу в этой игре, Мирандолина выходит замуж за слугу Фабрицио, человека своего круга. Эта роль является одной из известных и прославленных в мировом комедийном репертуаре.

Театроведы считают Гольдони самым наблюдательным и нелицеприятным критиком нравов. Он, как никто, умел подметить все смешное, недостойное и глупое в человеке, принадлежащем к любой прослойке общества. Но все-таки главным объектом его насмешек было дворянство, причем насмешка эта была отнюдь не добродушной.

Деятельность не только Гольдони, но и других итальянских просветителей, их пропаганда сословного равенства, борьба со старым укладом жизни, проповедь разумного нашли живой отклик за пределами Италии. Значение итальянской культуры вновь возросло.

В 1766 году Вольтер писал: «Двадцать лет тому назад в Италию ездили для того, чтобы посмотреть античные статуи и послушать новую музыку. Теперь туда можно поехать для того, чтобы повидать людей, которые мыслят и ненавидят предрассудки и фанатизм».

Тип комедии нравов, который был создан Карло Гольдони, оказался уникальным в середине XVIII века. Этим и объясняется то общеевропейское признание, которое получили произведения Гольдони еще при его жизни. Но в своем родном городе он приобрел довольно серьезных врагов. С ним соперничали, на него писали пародии и памфлеты. Гольдони, конечно же, не был равнодушен к таким нападкам. Но поскольку он был первым комедиографом Италии, то мог не принимать близко к сердцу эти происки.

Однако в 1761 году его, казалось бы, незыблемое положение слегка пошатнулось. Огромный успех сопутствовал постановке театральной сказки (фьябы) Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Гольдони усмотрел в этом измену себе со стороны венецианской публики. Он ответил согласием на предложение занять место драматурга Театра итальянской комедии в Париже и в 1762 году навсегда покинул Венецию.

Но и с этим театром драматургу вскоре пришлось расстаться. Причиной этому послужило то, что театральное руководство требовало от него сценариев комедии дель арте. Другими словами, от него требовали, чтобы он поддерживал тот жанр, с которым он боролся у себя на родине. С таким положением вещей Гольдони не мог смириться и стал подыскивать себе другое занятие.

Какое-то время он преподавал итальянский язык. Его ученицами, среди прочих, были принцессы, дочери Людовика XV, что позволило ему получить королевскую пенсию. Обучая других своему родному языку, Гольдони прекрасно выучил французский язык.

В 1771 году на празднике по случаю свадьбы дофина, будущего короля Людовика XVI, в театре «Комеди Франсез» была поставлена написанная по-французски комедия Гольдони «Ворчун-благодетель». Приняли ее просто великолепно, но это был последний театральный успех Гольдони.

В 1787 году он написал и издал свой трехтомник «Мемуары». Этот труд и в наши дни остается очень ценным источником сведений об итальянском и французском театрах XVIII века.

Во времена Французской революции у Гольдони отняли королевскую пенсию. Впоследствии Конвент принял решение возвратить ему пенсию согласно докладу французского драматурга Мари Жозефа Шенье. Но Гольдони об этом уже не узнал, так как умер накануне.

Карло Гоцци (1720-1806) (рис. 55 ) начал соперничество с Гольдони с пародий, которые он писал вместе с литературной группой под названием «Академия гранеллесков». Это шутовское название переводится как «академия пустословов».

Рис. 55. Карло Гоцци

Гоцци был категорически против театральной реформы Гольдони, потому что видел в ней (и не без основания) покушение на имеющиеся взгляды на искусство и на устои современного мира. Гоцци же всей душой был за старый, феодальный уклад жизни, за то, чтобы каждая из прослоек общества занимала положенное ей место. В связи с этим народные комедии Гольдони казались ему совершенно недопустимыми, тем более что он описывал в них низы общества.

Гоцци был не только противником просветительского культа разума. Эмоции в его взглядах и действиях играли намного большую роль, чем холодный и трезвый рассудок.

Гоцци родился в старинной патрицианской, некогда очень богатой, но затем обедневшей семье. Естественно, что он жил прошлым. Он ненавидел Францию и французов за то, что они стояли во главе Просвещения. Заодно он ненавидел и тех своих соотечественников, которые не хотели жить по старинке.

Он сам никогда не следовал никакой моде – ни в мыслях, ни в укладе жизни, ни в одежде. Свой родной город – Венецию – он любил за то, что в нем, как ему казалось, жили духи прошлого. Эти слова не были для него пустым звуком, потому что он свято верил в существование потустороннего мира и уже на старости лет все свои неприятности относил за счет того, что это духи мстят ему – человеку, узнавшему и сообщившему другим их тайны.

Члены «Академии гранеллесков» выпускали пародийные листки, в которых они изощрялись в остроумии. Но такой вид деятельности скоро перестал удовлетворять Гоцци. В начале 1761 года он получил возможность выступить против своего соперника в качестве драматурга. И Гоцци не упустил такого шанса.

Его произведение «Любовь к трем апельсинам» было очень успешно сыграно труппой Антонио Сакки. Пародию перенесли на подмостки, и Гольдони подвергся остракизму на венецианской сцене, которая, казалось, была им навсегда завоеванной. Но значение этого спектакля было намного больше, чем рамки простой литературной полемики.

По сути своей Гоцци был ретроградом. Поэтому он так рьяно защищал прошлое. Но у него был огромный талант и искренняя любовь к театру. Написав свою первую фьябу (театральную сказку), он положил начало новому и довольно плодотворному направлению в искусстве.

В 1772 году драматург издал собрание своих сочинений с весьма обширным предисловием. В нем он написал: «Если только в Италии не закроются театры, импровизированная комедия никогда не исчезнет и маски ее никогда не будут уничтожены. Я вижу в импровизированной комедии гордость Италии и смотрю на нее как на развлечение, резко отличающееся от писаных и обдуманных пьес».

В чем-то Гоцци был, конечно, прав. Ведь традиции комедии дель арте и в самом деле оказались весьма плодотворными и живучими. Пьесы Гоцци не были примерами традиционной комедии дель арте. Он способствовал не застою, а развитию этого жанра. Драматург страстно желал очистить комедию масок от новшеств, предложенных Гольдони, и снова сделать театр «местом невинных развлечений». Но у него ничего не получилось. Вместо этого Гоцци создал новый театральный жанр, который был связан с комедией масок, но очень отличался от нее, т. к. комедия была не импровизационная, а писаная. Отныне под масками скрывались очень разные характеры, порой масок вообще не было на переднем плане. Гоцци хотел очистить театр от новых эстетических веяний, но они настолько уже прижились, что ему оставалось только постараться обратить их себе на пользу.

Драматург настолько ненавидел просветителей, что не хотел тратить на них время и разбираться в их идеях. Ему казалось, что он защищал от просветителей лучшие идеалы человечества: честь, честность, благодарность, бескорыстие, дружбу, любовь, самоотверженность. Но, по большому счету, разногласий у них никаких и не было. Во многих произведениях Гоцци звучали призывы к верности традициям народной морали, т. е. в этом смысле Карло делал то же самое, что и его враги – просветители. Примером этому может служить сказка «Король-олень», написанная в 1762 году. Андиана, которую король Дерамо выбрал себе в жены, не перестала его любить и тогда, когда душа его перевоплотилась в тело нищего. Это произведение было написано во славу высокой духовности и преданной, бескорыстной любви.

Некоторые пьесы, независимо от воли автора, были прочтены совсем не так, как он этого хотел. Например, в сказке «Зеленая птичка» Гоцци очень много нападал на просветителей, но его выпады не достигли цели, потому что никто из просветителей не был повинен в проповеди эгоизма и неблагодарности, в чем он их обвинял. Но зато у него получилась замечательная сказка о неблагодарных, избалованных детях, которые после многих жизненных невзгод научились сочувствию, благодарности и честности.

Гоцци хотел со сцены критиковать человеческие нравы и ложные, как ему казалось, учения того времени. И если с учениями он не смог ничего сделать, то в критике нравов просто преуспел. В своих сказках он делает довольно много метких и злых замечаний в адрес буржуа. Например, колбасника Труффальдино из сказки «Зеленая птичка» он назвал делягой, пролазой и ошалелым болтуном.

Драматург при постановке своих пьес использовал множество постановочных эффектов. Впоследствии он стал относить успех своих пьес за счет строгой морали, накала страстей и серьезного исполнения. И это было вполне справедливо. Иногда он писал целиком притчи, иногда его захватывала логика образов, иногда он использовал волшебство, иногда предпочитал вполне реальные мотивировки. Одно у него было неизменным – это его неиссякаемая фантазия. Она проявлялась у него по-разному, но всегда присутствовала во всех его сказках.

В смысле фантазии драматургия Гоцци оказалась прекрасным дополнением к жизненной, умной, но весьма сухой драматургии его соперников. Вот эта фантазия и процветала на сцене театра Сан-Самуэле в Венеции, где шли первые пьесы Гоцци.

На родине фьябы Гоцци пользовались большим успехом, но за пределами Италии их не ставили. Написав за 5 лет десять сказок, драматург отказался от этого жанра. Писал он после этого еще несколько лет, но прежнего вдохновения у него уже не было. В 1782 году труппа Сакки распалась, и Гоцци совсем оставил театр. Умер Гоцци в возрасте 86 лет, всеми покинутый и забытый.

Пьесы Гольдони вскоре снова завоевали венецианскую сцену. Произведения Гоцци вернули к жизни Шиллер и многие из романтиков, которые сочли его своим предшественником. В его творчестве имелись все предпосылки романтических тенденций, которые в то время начали распространяться по всей Европе.

Из книги Популярная история театра автора Гальперина Галина Анатольевна

Итальянский театр После того как в Италии была создана комедия дель арте, в течение 200 лет итальянцы не внесли в мировую культуру значительного вклада. Италия в этот период времени была значительно ослаблена внутриполитической борьбой.В Европе были известны старинные

Из книги Повседневная жизнь восточного гарема автора Казиев Шапи Магомедович

Итальянский театр Хотя после Первой мировой войны Италия оказалась в числе победителей, все же эти события обострили имевшиеся в стране внутренние противоречия. Экономический кризис, инфляция, безработица, упадок сельского хозяйства стали причиной развития

Из книги Кино Италии. Неореализм автора Богемский Георгий Дмитриевич

Театр Когда вместе с европейскими веяниями в Турцию проникло и театральное искусство, дамы гарема употребили все свои способности, чтобы убедить султана в необходимости открытия в серале собственного театра.Видимо, султан и сам был не против новых увеселений, раз

Из книги Повседневная жизнь Калифорнии во времена «Золотой Лихорадки» автора Крете Лилиан

Джузеппе Де Сантис. За итальянский пейзаж Значение пейзажа, его использование в качестве основного выразительного средства, внутри которого персонажам предстоит прожить, как бы неся следы его влияния, как это было у наших великих живописцев, когда они хотели особенно

Из книги Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки автора Арнонкур Николаус

Из книги Чеченцы автора Нунуев С.-Х. М.

Стиль итальянский и стиль французский В XVII и XVIII веках музыка еще не была тем международным, общепонятным искусством, каким - благодаря железным дорогам, самолетам, радио и телевидению - пожелала и смогла стать сегодня. В разных регионах формировались абсолютно

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Из книги Гении эпохи Возрождения [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Театр Первый придворный театр, существовавший в 1672–1676 годах, сам царь Алексей Михайлович и его современники определяли как некую новомодную «потеху» и «прохладу» по образу и подобию театров европейских монархов. Театр при царском дворе появился далеко не сразу. Русские

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Театр Довольно глупо было бы начинать с какой-то даты основания, зарождения, открытия этого вида искусства, а точнее, одной из граней человеческого существования. Театр родился вместе с этим миром, по крайней мере, с тем миром, который знаем сейчас мы, и поэтому можно

Из книги Русская Италия автора Нечаев Сергей Юрьевич

Театр Необходимо упомянуть, что изначально трагедия служила средством очищения души, возможностью достичь катарсиса, освобождающего человека от страстей и страхов. Но в трагедии обязательно присутствуют не только люди с их мелочными и эгоистичными чувствами, но и

Из книги Демон театральности автора Евреинов Николай Николаевич

Из книги Избранное. Молодая Россия автора Гершензон Михаил Осипович

Представляем вторую часть нашей подборки самых красивых театров Италии.

Вконтакте

Римский Оперный Театр


Первое здание Римского оперного театра, известное как Театр «Костанци», было построено в 1874 году. Главный зал театра был соединён подземным переходом с отелем Квиринале, построенным в 1865 году, именно в то время, когда вследствие объединения Италии происходила интенсивная застройка Рима между центральным вокзалом и площадью Венеции.

В 1926 году театр был выкуплен администрацией Рима. Достройка, расширение и перепланировка были поручены архитектору Марчелло Пьячентини, который полностью изменил его внешний облик, увеличив до четырёх количество ярусов зрительного зала и установив самую большую в мире люстру из муранского хрусталя. Театр получил имя «Королевский оперный театр» и был торжественно открыт 27 февраля 1928 года Нероном ди Арриго Боито.

После второй мировой войны в 1956 году театр вновь стали расширять и перестраивать. Помимо прочего, было решено создать зал для почётных гостей и фойе. Работы завершились в 1960 году. Таким образом, вместимость театра составила 1700 мест.

Премьера «Тоски» Пуччини прошла в театре «Костанци» в 1900 году. Здесь же прошла итальянская премьера его «Девушки с запада» с участием дирижёра Артуро Тосканини в 1911 году, а также «Джанни Скикки» в 1919 году. В 1910 году в театре прошла премьера «Майи» Руджеро Леонкавалло, десятью годами позже здесь состоялась премьера «Ромео и Джульетты» Риккардо Зандонаи.

Пьетро Масканьи был завсегдатаем римской оперы, был её художественным руководителем в 1909-1910 году, в этом же театре прошли такие премьеры композитора, как «Сельская честь» в 1890 году, «Друг Фриц» в 1891 году, «Ирис» в 1898 году с участием Энрико Карузо, и «Жаворонок» в 1917 году.

Помимо премьер, зрителям запомнились такие постановки, как «Женитьба Фигаро» Моцарта (1964 год), «Дон Карло» Джузеппе Верди (1965 год, дирижёр Карло Мария Джулини, режиссёр Лукино Висконти).

Неаполитанский Оперный Театр Сан-Карло


Открытие театра, построенного по приказу Карла III, состоялось в 1737 году оперой «Ахилл на Скиросе» Доменико Сарро по либретто Пьетро Метастазио. Это самый старый оперный театр Европы и один из самых больших в Италии. Его вместимость составляет 2000 зрителей. Вскоре театр становится сердцем неаполитанской оперной школы и центром культуры международного уровня: в 1751 году на его сцене ставят «Милосердие Тито» Глюка, в 1761 году – «Катона в Утике» и «Александра в Индии» И.К. Баха, впоследствии с театром сотрудничали Гендель, Гайдн и молодой Моцарт, впервые посетивший театр как зритель в 1778 году.

«Глаза ослеплены, душа повержена. […] Нет ни одного театра в Европе, способного даже не приблизиться к нему, а лишь составить его бледную тень». (Стендаль, 1817 год).

В XIX веке, когда Неаполь блистал среди европейских столиц и был обязательным этапом «Большого путешествия» детей знатных семейств, началось золотое время Сан-Карло, где тогда дирижировали Россини и Доницетти. Все известные артисты того времени почитали за честь выступить на сцене этого театра. В 1819 году здесь дал два концерта Николо Паганини, а в 1826 году на его сцене состоялась премьера «Бьянки и Фернандо» Винченцо Беллини, написанной специально для Сан-Карло.

Позже его зрители наслаждались операми Пучини, а на рубеже XIX-XX века – музыкой «молодой школы» Масканьи и неаполитанцев по рождению и образованию Леонкавалло, Джордано, Чилеа и Альфано.

Венецианский Гран-театр «Ла Фениче»


Строительство театра началось в 1789 году по проекту архитектора Джаннантонио Сельвы и закончилось в 1792 году. Главный оперный театр Венеции находится в Сестьере ди Сан Марко. Театр появился благодаря семье Веньер, так как предыдущий театр Сан-Бенедетто, один из самых элегантных и престижных в городе, был уничтожен пожаром. Название нового театра («Феникс») символизирует возрождение искусства из пепла. Имя стало вещим, так как впоследствии театр неоднократно горел и восстанавливался. Последнее возрождение состоялось в 2003 году после сильнейшего пожара 1996 года, полностью его уничтожившего.

На восстановление и реконструкцию потребовалось целых семь лет. На его открытии 21 декабря 2003 года увертюрой «Освящение дома» дирижировал Риккардо Мутти, также были исполнены «Симфония псалмов» Стравинского (композитор похоронен на о. святого Михаила в Венеции) и «Те Deum» Антонио Кальдары, видного венецианского композитора XVII-XVIII веков. Церемонию завершило исполнение «Трёх симфонических маршей» Вагнера, композитора, тесно связанного с Венецией.

Невозможно перечислить все премьеры «Ла Фениче». В XIX веке это были оперы Россини, Беллини, Доницетти и Верди. Не меньше и список дирижеров, певцов и режиссёров, поднимавшихся на его сцену. С 1930 года на сцене «Ла Фениче» проходит отделение Современной музыки венецианского Биеннале. В рамках Биеннале впервые были исполнены некоторые произведения Стравинского, Бриттена, Прокофьева, Ноно, Мадерны и Малипьеро.

Туринский королевский театр

Театр был построен по приказу короля Карла-Эммануила III всего за 2 года архитектором Бенедетто Алфьери. Открытие состоялось 26 декабря 1740 года. Он вмещал до 2500 зрителей в просторном партере и пяти ярусах лож и галерей, здесь ставились самые интересные спектакли с роскошными декорациями. С 1997 года театр входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. С театром тесно связаны имена Джакомо Пуччини, доверившего театру «Реджо» премьеру «Манон Леско» и «Богемы», а также Рихард Штраус, дирижировавший «Саломеей» во время её итальянской премьеры в 1906 году.

В ночь на 9 февраля 1936 года театр был уничтожен пожаром. Для его восстановления потребовалось почти 40 лет.

Повторное открытие театра состоялось 10 апреля 1973 года оперой Джузеппе Верди «Сицилийская вечерня» в постановке Марии Каллас и Джузеппе ди Стефано. Театр вновь становится значимым центром культурной жизни Пьемонта и Италии. В 1990 году в театре отпраздновали 250-летие со дня основания, в 1996 году – столетие мировой премьеры «Богемы». В 1998 году отметили 25-летие восстановления театра, а в 2006 – XX зимние олимпийские игры и Олимпиаду культуры. С 2007 года музыкальным руководителем театра является композитор Джанандреа Нозеда.

Театр Петруццелли в Бари


Театр Петруццелли – четвёртый по величине в Италии и самый большой частный театр Европы. Своим появлением в 1903 году он обязан семье Петруццелли, пожелавшей полностью вызолотить его изнутри, а также оборудовать его отоплением и электрическим освещением.

С самого начала на его сцене выступали величайшие музыканты своего времени, включая композитора Пьетро Масканьи, теноров Беньямина Джильи и Марио дель Монако, дирижёров Герберта фон Караяна и Риккардо Мути, певицу Ренату Тебальди и Лучано Паваротти. В восьмидесятых в театре состоялись две громкие премьеры: «Ифигения таврическая» Никколо Пиччинни, ни разу более не исполнявшаяся после парижской премьеры 1779 года, и неаполитанскую версию «Пуритан» Беллини, написанную специально для Марии Малибран и ни разу не исполнявшуюся.

В ночь на 27 октября 1991 года театр был повреждён во время пожара. На восстановление ушло почти 18 лет. Повторное открытие было ознаменовано исполнением Девятой симфонии Бетховена, которой дирижировал Фабио Мастранджело. Оперный сезон открылся в этом же году «Турандот» Пуччини.

Оперный театр Джузеппе Верди в Триесте


Оперный театр «Джузеппе Верди» — один из старейших действующих оперных театров в мире. Начало его постройки было положено в 1798 году по проекту архитектора Джан Антонио Сельвы (он же проектировал венецианский «Ла Фениче»). Строительство завершилось в 1801 году уже под руководством Маттео Пертша. По строению здание напоминает миланскую Ла Скалу. Первой постановкой стала «Женевьева Шотландская» Симона Майра.

Во время оперного сезона 1843-44 года «Набукко» Джузеппе Верди имела ошеломляющий успех у публики. В 1848 году в театре состоялась премьера вердиевских «Корсара», а в 1850 году – «Стиффелио». В честь великого композитора городской совет Триеста решил назвать городской оперный театр его именем.

Театр Массимо в Палермо


Театр Массимо Витторио Эмануэле в Палермо – это самый большой оперный театр Италии и третий по размеру в Европе после парижской Опера и венской государственной оперы. Его площадь составляет 7700 квадратных метров.

Здание построено в неоклассическом стиле на земле церкви Стигматов и монастыря святого Юлиана, снесённых ради постройки театра. Работы начались в 1875 году по проекту архитектора Джованни Баттиста Филиппо Базиле. Открытие состоялось 16 мая 1897 года оперой «Фальстаф» Джузеппе Верди в постановке Леопольда Муньоне.

Любопытный факт: в 1990 году театр стал местом съемок «Крестного отца III» Фрэнсиса Форда Копполы с участием Аль Пачино, Энди Гарсии и Софии Коппола. Здесь снималась сцена, когда Майкл Корлеоне, приехавший в Палермо, присутствует на дебюте дочери в «Сельской чести» Пьетро Масканьи.

В первый оперный сезон театр давал «Аиду» (15 выступлений), затем были поставлены «Лоэнгрин», «Травиата», «Манон Леско». Огромным успехом в те годы пользовалась опера «Король Лахорский» Жюля Массне. Её сыграли 17 раз в одном сезоне.

1906-1919 годы пришлись на расцвет «палермского либерти», ознаменованного локальными премьерами опер Вагнера: «Валькирия», «Зигфрид», «Сумерки богов», «Тристан и Изольда», «Парсифаль». Были поставлены мировые премьеры четырёх опер: «Потерявшиеся в темноте» Стефано Донауди, «Венеция» Риккардо Сторти, «Месяц Марии» Умберто Джордано, «Баронесса Карини» Джузеппе Муле.

Пармский Театр Реджо


Здание театра «Реджо» в Парме начали строить в 1821 году по проекту архитектора Никола Беттоли по инициативе герцогини Марии-Луизы Австрийской, жены Наполеона, поставленной управлять герцогством Пармы и Пьяченцы после Венского конгресса. Герцогиня поддерживала великие традиции итальянской музыки и сочла существующий театр Фарнезе недостойным потребностям города. Открытие нового театра состоялось 16 мая 1829 года оперой «Заира», специально сочинённой ради этого события Винченцо Беллини. Первый оперный сезон продолжился «Моисеем и Фараоном», «Смертью Семирамиды» и «Севильским цирюльником» Джоакино Россини.

С самого момента основания театр «Реджо» стал свидетелем и участником глубоких изменений оперного жанра, ознаменовавших закат эпохи Россини и расцвет Верди, рост интереса к немецкой и французской опере, движение в сторону реализма в творчестве Масканьи, Леонкавалло и Пуччини.

Театр и сегодня считается настоящим хранителем итальянской оперной традиции, не уступающим миланскому Ла Скале и венецианскому Фениче, хотя, конечно, он менее известен в мире.

Если вы хоть раз бывали в Италии, то вы знаете, чем гордятся жители Аппенинского полуострова. Галерея Уффици и собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, Колизей и фонтан Треви в Риме, Базилика Святого Марка и Гранд Канал в Венеции. Кажется, в этом списке чего-то не хватает? Правильно, недостает миланского театра Ла Скала, одного из самых известных оперных театров мира..

Ласковое имя

Тех, кто немного знаком с итальянским языком, название театра Ла Скала может удивить. Действительно, итальянское слово skala в переводе на русский обозначает, как ни странно, обычную лестницу. Но на самом деле свое имя театр получил от церкви Санта-Мария делла Скала, на месте которой он и был построен. А церковь так окрестили в честь могущественной покровительницы, одной из рода правителей Вероны, которые носили фамилию Скалигер.

Миллион лир на новый театр

В 70-х годах XVIII века в Милане уже существовал Королевский Герцогский театр. Но в 1776 году он был поглощен пожаром, так что жителям города пришлось задуматься о создании нового театра — терять славу столицы итальянской оперы не хотелось. С согласия императрицы Марии-Терезы Австрийской известному архитектору Джузеппе Пьермарини было поручено спроектировать новое здание на месте церкви.

В XVIII веке в Милане уже существовал Королевский Герцогский театр

Театр обошелся городу почти в миллион лир, что по тогдашним меркам было огромной суммой! 90 самых именитых городских аристократов распределили между собой расходы и раскошелились. На создание блестящего образца неоклассического стиля архитектору Пьермарини и его помощникам понадобилось два года, и уже в 1778 году театр был открыт для посетителей.

Здание театра Ла Скала

Центр миланской жизни

С самого своего открытия Ла Скала полюбился зрителям. Зал театра, выполненный в виде огромной подковы (100 на 38 метров!), оснащенный почти двумя сотнями лож, каждая из которых вмещала до 10 зрителей, богато украшенный позолотой, никогда не пустовал.

Зал театра, выполненный в виде огромной подковы

Правда, далеко не все горожане приходили в театр послушать оперу. В то время Ла Скала стал настоящим центром миланской жизни. Его оборудовали игорными комнатами и буфетами, в стенах театра проводили картежные вечера, балы и даже корриду!



Зал театра Ла Скала

Россини, Верди и Чайковский

Первым произведением, поставленным на сцене новорожденного театра, стала опера Антонио Сальери «Узнанная Европа», которую композитор написал специально для боевого крещения Ла Скала. Интересно, что после реконструкции в 2004 году «Узнанная Европа» вновь открыла череду постановок на подмостках театра. Наверное, жители Милана видят в этом что-то символичное.

На сцене театра беспрерывно ставились шедевры именитых композиторов

На сцене театра беспрерывно ставились шедевры именитых композиторов. За многие годы своей работы Ла Скала успел посотрудничать с Керудини, Паизиелло, Россини (знатоки даже говорят об особом россиниевском периоде в истории театра). Нельзя не упомянуть Доницетти, Беллини, Пуччини и, конечно, Верди! Правда, с миланским театром последний подружился не сразу. После постановки его «Жанны Д`Арк» композитор расторгнул контракт с Ла Скала и ушел. Чуть позже вернулся снова, уже по уши влюбленный в этот театр. На сцене «миланца» не раз ставились произведения и русских классиков. Например, с восторгом были приняты «Пиковая дама» Чайковского, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Катерина Измайлова» Шостаковича.


Джузеппе Верди

Битва титанов

Конечно, разве бывает театр без исполнителей? В числе знаменитых оперных певцов, выступавших на сцене Ла Скала, можно называть Карузо и Руффо, де Лука и Скипа, Джильи и Бензанцони, Канилья и Дель Монако, а также известнейшего русского певца Шаляпина! Середина XX века любителям оперы запомнилась как легендарное противостояние двух примадонн — Тебальди и Каллас. У каждой из певиц появился свой настоящий фан-клуб. Страсти иногда накалялись настолько, что поклонников оперных див приходилось разнимать полиции. Нельзя сказать, кто победил в этом соперничестве, но в 1955 году Каллас заслужила титул «божественной», исполняя партию в «Травиате».



Рената Тебальди


Мария Каллас

Двадцатилетний гений

Для многих любителей оперы название театра Ла Скала прочно ассоциируется с именем его самого знаменитого дирижера — Артуро Тосканини. Впервые на сцену миланского театра он вышел в 1887 году в 20 лет, уже тогда будучи знаменитым — он прославился, исполняя в Бразилии «Аиду». Юный дирижер дебютировал с оглушительным успехом, взял в руки бразды правления театром и ввел железную дисциплину. Тосканини был неутомим, он проводил многочасовые репетиции, невзирая на то, что многие актеры едва не валились с ног от усталости. В начале 30-х годов гению пришлось покинуть Италию из-за несогласия с идеологией правительства, и дирижер уехал в Америку. Когда в 1943 году Тосканини узнал, что театр разрушен бомбами, он впал в уныние. В 1945 он пожертвовал миллион лир на восстановление своего любимого детища, а уже в 1946 приехал в солнечный Милан, чтобы вновь дирижировать в обновленном театре.



Артуро Тосканини

Рука об руку с балетом

Кроме оперы театр Ла Скала знаменит, конечно, и своим балетом. Самые именитые балетмейстеры Европы работали на подмостках этого театра: Росси, Франки, Клерико, Вигано, Тальони, Казати — это далеко не полный список.

Кроме оперы театр Ла Скала знаменит, конечно, и своим балетом

На сцене Ла Скала выросла целая плеяда прекрасных танцоров и танцовщиц: Вулькани, Пелозини, Фабиани, Франки, Черрито, Сальвиони и многие другие. Среди постановок и до сих пор известны «Творения Прометея», «Весталка», «Жизель», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дафнис и Хлоя», «Ромео и Джульетта».

Екатерина Астафьева

Авторы очерка - Л. А. Соловцова, О. Т. Леонтьева

Родина оперы - Италия. Вызванный к жизни гуманистическими идеалами эпохи итальянского Возрождения, этот жанр возник в конце XVI в. В единении поэзии, музыки и театра группа просвещенных флорентийских поэтов и музыкантов искала пути к возрождению античного театра, к созданию синтетического искусства, способного правдиво выразить человеческие чувства. Флорентинцы провозгласили господство поэзии над музыкой; Отказавшись от средневековой полифонии, выдвинули новый, гомофонно-речитативный стиль. По словам Б. Асафьева, речитативные пасторали флорентинцев были «своего рода пропилеями» к опере.

В течение первой половины XVII в. опера постепенно формировалась как жанр, приобретая новое направление в своем развитии: выйдя за пределы узкого круга флорентийских поэтов и музыкантов, она соприкоснулась с широкой аудиторией в Мантуе, в Риме, затем в Венеции, где в 30-х гг. XVII в. был открыт первый в мире постоянный оперный театр. Камерные спектакли флорентинцев сменились пышными театральными постановками; в то же время музыка стала брать перевес над текстом - декламационный стиль постепенно вытеснялся кантиленой.

Наивысшее достижение итальянской оперы XVII в.- творчество двух замечательных композиторов: Клаудио Монтеверди (1567-1643) и Алессандро Скарлатти (1660-1725).

Монтеверди работал в Мантуе, а затем в Венеции, где создал лучшие свои сочинения. Это был первый великий оперный композитор, воплотивший на театральной сцене сильные характеры и большие страсти. Он обогатил оперу рядом новых музыкально-выразительных средств; напевную декламацию соединил с кантиленой; мелодику, гармонию и оркестровое письмо подчинил драматическому замыслу. Опередив свою эпоху, Монтеверди шел по пути создания реалистической музыкальной драмы.

В спектаклях последующих итальянских композиторов драматическое содержание постепенно отходило на второй план; при Этом в оперной музыке все больше и больше возрастала роль виртуозного пения.

Развитие итальянской оперы во второй половине XVII и в XVIII в. связано с пышным расцветом вокального искусства. Творчество А. Скарлатти положило основание прославленной неаполитанской школе, которая на рубеже XVII и XVIII вв. заняла главенствующее место, принадлежавшее ранее венецианской школе. Переняв опыт флорентийских, римских и венецианских мастеров, неаполитанцы использовали их творческие достижения.

В Неаполе окончательно сложился жанр итальянской оперы, где музыка господствовала над текстом, где определились типы вокальных форм и достигло высокого расцвета певческое искусство. Замечательные итальянские певцы прославились по всему миру не только прекрасными голосами, но и высочайшим вокальным мастерством, получившим название bel canto. Однако на протяжении XVIII в. искусство bel canto постепенно принимало все более внешний, виртуозный характер. Лучшие итальянские певцы владели творческим даром импровизации; исполняя арии, они варьировали их и импровизировали каденции. Пытаясь подражать прославленным мастерам bel canto, менее талантливые вокалисты часто переходили в своем исполнении границы художественно оправданного.

Увлечение певцов виртуозной техникой влияло и на творчество композиторов. Уступая вкусам публики и привычкам певцов, композиторы часто перегружали арии виртуозными украшениями. Приобретая внешний блеск, музыка постепенно теряла ту эмоциональную выразительность, которой было отмечено творчество А. Скарлатти и его ближайших последователей. Певцы-виртуозы заняли в опере первое место, оттеснив на второй план композитора и либреттиста. Сочиняя оперу, приходилось прежде всего обеспечивать «эффектными номерами» выступающих в ней любимцев публики.

Композиторов неаполитанской школы даже в период ее наивысшего расцвета мало занимали вопросы драматургии. Сформировавшийся в Неаполе тип так называемой «серьезной» оперы (опера seria) представлял собой в основном чередование арий и речитативов; ансамбли существенной роли не играли; хоры почти отсутствовали; главное место занимали арии и дуэты, выражавшие чувства героев; в речитативах преимущественно излагались события, ход драмы. По мере того как усиливалась власть виртуозов-певцов, внимание к драматическому содержанию все более ослабевало. Весьма отрицательно сказались на развитии оперы seria вкусы завсегдатаев придворных театров. Фабулы оперных либретто часто сводились к бессодержательным любовным интригам.

Героико-пасторальная тематика, сюжеты из мифология и средневековья служили лишь канвой, дающей повод для блестящих виртуозных арий. Насколько равнодушны были и исполнители и слушатели к стилистическому единству музыки, можно судить по тому, что в 20-х гг. XVIII в. распространился тип опер, в которых все акты принадлежали разным композиторам. Такие оперы назывались пастиччо («паштет»).

Неоднократно на протяжении XVIII в. и поэтами и композиторами делались попытки укрепить драматургию «серьезной» оперы. Немалая заслуга принадлежит в этом поэтам А. Зено и Пьетро Метастазио. Но схематизма в построении оперного спектакля они не преодолели: как и их предшественники, Зено и Метастазио исходили не из требований драматургии, а из установившегося порядка в распределении арий и речитативов по актам. Музыкальная драматургия оперы оставалась по существу прежней; в частности, речитативные эпизоды носили характер формальных связок между вокальными номерами. Во время исполнения речитативов публика обычно громко разговаривала или покидала зал, чтобы закусить и поиграть в карты.

Сказанное не означает, что «реди итальянских композиторов не было серьезных, мыслящих художников. Во второй половине XVIII в., в эпоху итальянского просветительства, усиливались стремления повысить художественный уровень «серьезной» оперы, однако никто из итальянских композиторов не решался в ту пору отойти от общепринятой структуры оперы seria, отказаться от бессодержательной виртуозности арий.

Одновременно с «серьезной» оперой в недрах той же неаполитанской школы зародилась и комическая опера (опера buffa). С первых шагов завоевав широкую популярность, она быстро распространилась по всем городам Европы, вытесняя «серьезную» оперу даже со сцен придворных театров.

Истоками своими уходящая в XVIII в., итальянская комическая опера выросла из комедийных сцен и интермедий, которыми перемежались венецианские и неаполитанские оперы того времени; ее другим источником были диалектные (основанные на народных говорах) комедии, исполнявшиеся обычно с незамысловатыми песенками. Как жанр комическая опера утвердилась в интермедиях Джованни Баттиста Перголези (1710-1736); в последней четверти века она достигла классической зрелости в произведениях Джованни Паизиелло (1740-1816) и Доменико Чиморозы (1749-1801). Демократическая по своим устремлениям, опера buffa возникла как реакция против оторвавшегося от жизни искусства «серьезной» оперы, возникла в ответ на запросы новой эстетики, требовавшей от искусства конкретной связи с современностью.

Итальянская комическая опера показывала на сцене занимательные приключения из жизни современников; высмеивала пороки и нередко пародировала самый жанр «серьезной» оперы. Ходульному пафосу оперы seria, ее виртуозным ариям и утратившим выразительность речитативам опера buffa противопоставила комедийно-бытовую тематику, простые народные и бытовые напевы, живые танцевальные ритмы, характерные речитативы, столь близкие скороговорке народных диалектных комедий. Большое значение в комической опере приобрели насыщенные действием динамичные ансамбли.

На пути своего развития опера buffa эволюционировала; отдельные элементы «серьезной» оперы проникали в комическую, и наоборот. Но жанры эти продолжали сосуществовать раздельно даже в XIX в.

На заре всколыхнувшего всю Италию национально-освободительного движения (первые десятилетия XIX в.) эстетическим выразителем прогрессивных идей становится литературный романтизм. Первые итальянские романтики, участники революционного движения поэты-карбонарии, считали основной задачей искусства и литературы служение народу. Они боролись за развитие национальной культуры, призывали к изучению жизни народа, его дум и чаяний, истории и искусства.

Воспитывая в итальянском народе национальное самосознание, они призывали страну к объединению и к свержению ига поработителей.

Национально-освободительное движение нашло отражение и в оперном искусстве, вдохнув в него веяние современной жизни. Новое направление в опере сформировалось под прогрессивным воздействием итальянского литературного романтизма. Отказываясь от традиционных мифологических сюжетов, итальянские композиторы обращались к человеку, к его душевному миру.

Творчество Джоаккино Россини (1792-1868) явилось как бы связующим звеном в развитии итальянской оперы, завершая ее предшествующий этап и положив начало новой национальной школе. В комических операх композитора (лучшая из них - «Севильский цирюльник»), с их смелым, злободневным содержанием, опера buffa достигла наивысшего расцвета.

Россини обогатил также область «серьезной» оперы, переживавшей в ту пору глубокий идейный и драматургический кризис. Правда, в его произведениях оставалось немало условностей, нарушавших естественность драматического развития. Достаточно сказать, что Россини с легкостью переносил фрагменты музыки из одной оперы в другую. И тем не менее в жанре «серьезной» оперы он создал ряд замечательных сочинений.

Россини обратился к героической тематике, отвечающей запросам современности; в его операх зазвучали мощные хоры, появились динамичные, развитые ансамбли, красочным и драматически выразительным стал оркестр. «Вильгельм Телль» Россини положил основание новому жанру героико-исторической романтической оперы.

Творчество гениального Россини и его младших современников и последователей - Винченцо Беллини (1801-1835) и Гаэтано Доницетти (1797-1848) - лучшие достижения итальянского оперного искусства в первой трети XIX в. Эти композиторы обновили музыкальный язык итальянской оперы, насытив его прекрасными мелодиями, интонационно близкими к народной песне. Они умели создавать мелодии, в которых выявлялись лучшие стороны дарования певцов. С именами Россини, Беллини и Доницетти связана исполнительская деятельность таких великих певцов, как Дж. Паста, Дж. Рубини, М. Малибран, А. Тамбурини, Л. Лаблаш, Дж. Гризи, утверждавших славу итальянской оперы на всех европейских сценах.

Расцвет итальянской оперы был непродолжительным. Создав «Вильгельма Телля» (1829), Россини опер больше не писал. В середине 30-х гг. умер молодой Беллини. К началу 40-х гг. творчество тяжелобольного Доницетти шло под уклон. Национальная опера вновь переживала серьезный кризис. Итальянские сцены наводнял поток посредственных опер, сочинявшихся многочисленными подражателями Россини, Беллини и Доницетти. В произведениях, которые по большей части создавались наспех, к очередному сезону, и тотчас же забывались, вопросам идейного содержания и проблемам драматургии уделялось чрезвычайно мало внимания. Оперные мелодии изобиловали эффектами, не вытекавшими из характера образов, а порой даже вступавшими в противоречие с содержанием. Композиторы продолжали писать на либретто, составленные по принятым трафаретам; музыкальные номера в операх следовали по привычным схемам, не связанные органически действием.

Созданию полноценных оперных либретто мешала рутина, царившая в оперных театрах. Даже тогда, когда либретто писали лучшие поэты того времени - такие, как знаменитый Феличе Романи, - когда либреттисты обращались к произведениям классиков мировой литературы, они укладывали сюжеты в стандартную схему, что неизбежно обедняло их.

Из идейно-драматического кризиса вывел итальянскую оперу Джузеппе Верди (1813-1901), смелый новатор, горячий, убежденный и последовательный поборник реалистических принципов итальянской литературы эпохи национально-освободительного движения.

Если основоположником национальной оперной школы был Россини, то в творчестве Верди она достигла наивысшего расцвета. Композитора, равного Верди по значению и по силе дарования, Италия не имела ни при жизни Верди, ни после его смерти. Первые героические оперы композитора, появившиеся в 40-х гг., были рождены нараставшим подъемом революции, когда все культурные силы страны включились в освободительное движение. Убежденный демократ и патриот, Верди создавал искусство высоко-идейное и вместе с тем доступное широким массам. Величайшая заслуга музыканта в том, что с первых творческих шагов, опираясь на традиции национальной оперы и отстаивая национальную самобытность, он шел по пути новаторства, по пути неутомимых поисков драматической правды.

Проницательный художник и прирожденный драматург, он понял, что формальная рутина, равнодушие к драматическому содержанию завели итальянскую оперу в тупик. Осознав, что в схематизме построения коренятся основные дефекты итальянских опер, он вел неутомимую борьбу за создание драматически полноценных либретто и активно руководил работой своих либреттистов.

Верди постоянно стремился к реалистической жизненности характеров и драматических ситуаций. Он искал новые драматически-правдивые формы. Все выразительные средства в опере он старался подчинить выявлению основной идеи.

Пройдя через увлечение «неистовым романтизмом» Гюго и близких к нему испанских романтиков, критически освоив достижения современной ему западноевропейской оперы, Верди в своих поздних произведениях - в «Аиде», «Отелло» и «Фальстафе» - достиг идеального слияния действия, слова и музыки, пришел к созданию подлинной реалистической музыкальной драмы.

В 70-80-х гг. прошлого века в итальянской опере, переживавшей период исканий и борьбы направлений, двумя полюсами, вокруг которых группировались музыкальные силы, были имена Верди и Вагнера. Увлечение немецкими романтиками - и особенно Вагнером,- стремление подражать им захватило значительную часть итальянской молодежи. Увлечение это, сводившееся нередко к простому подражанию, имело свои положительные и отрицательные стороны.

Изучение немецкой музыки вызвало у итальянских композиторов повышенный интерес к гармонии, полифонии, оркестру. Но в то же время они шли по ложному пути, отметая традиции итальянской оперы, отбрасывая классическое оперное наследие. Даже к творчеству Верди они относились пренебрежительно. Наиболее ярким представителем этого направления был Арриго Бойто (1852-1918), опера которого «Мефистофель» пользовалась в ту пору большим успехом.

В последнее десятилетие века вагнеризму, распространявшемуся по Италии, противопоставило себя новое оперное направление - веризм (от слова «vero» - истинный, правдивый). Почва для возникновения оперного веризма была подготовлена литературным движением 80-х гг., носящим то же название.

Первая веристская опера - «Сельская честь» Пьетро Масканьи (1890) - была написана на сюжет новеллы Джованни Верга. И «Сельская честь», и вслед за ней «Паяцы» Руджеро Леонкавалло (1892) имели огромный успех у публики, уставшей от туманного символизма в оперных сюжетах итальянских подражателей Вагнера.

Творческое кредо веризма - жизненная правда. Тематику своих опер веристы брали из обыденной жизни. Герои их - не выдающиеся личности, а обыкновенные, заурядные люди с их интимными драмами. В этом итальянский веризм близок к французской лирической опере. На мелодическом языке итальянских веристов сказалось влияние чувствительной мелодии Гуно, Тома, Массне. Особую любовь среди веристов завоевало реалистическое творчество Бизе и Верди. «Кармен» Бизе веристы ценили так же высоко, как оперы Верди, от которого они восприняли подчеркнутую эмоциональность музыки и остроту драматических ситуаций. Именно этими чертами своего творчества, а также темпераментными, доступными мелодиями веристы завоевали широкую популярность. Однако трактовка сюжетов в их операх нередко приобретала мелодраматический характер. Желая показать повседневную жизнь «без прикрас», веристы часто подменяли реалистическое воспроизведение действительности «фотографированием» ее. И это приводило к измельчанию характеров, подчас - к поверхностной иллюстративности музыки, к натурализму.

К веризму в значительной мере примыкает и творчество наиболее выдающегося среди итальянских композиторов XX в. Джакомо Пуччини (1858-1924), не избежавшего в своих ранних операх влияния немецкого романтизма. По основным творческим устремлениям и по характерным чертам стиля Пуччини - верист, хотя многое в его творчестве выходит за пределы веризма. Пуччини - наиболее талантливый и многогранный среди композиторов этого направления.

Веризм Пуччини проявляется прежде всего в его отношении к оперному сюжету. В обыденной, неприкрашенной жизни Пуччини находит материал для глубоко волнующей драмы. Музыкальная речь его всегда эмоционально правдива. По богатству и свежести музыкального языка композитор выделяется среди своих современников - веристов. И хотя Пуччини не смог подняться в творчестве до реалистических вершин Верди, но по эмоциональной непосредственности воздействия музыки, по органической ясности мелодики, по силе и яркости драматического дарования он - прямой наследник Верди и подлинно итальянский художник.

Лучшее наследие итальянской классической оперы - творчество Россини, Беллини, Доницетти, Пуччини и, в особенности, Верди. Произведения этих композиторов входят в репертуар большинства музыкальных театров, неизменно звучат в концертах и по радио.

Итальянской классической опере, с ее прогрессивным идейным содержанием, с прочными национальными традициями, с ее подлинной «вокальностью», принадлежит почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры.

Далее, в XX в. итальянские композиторы ярче проявили себя в формах инструментальной музыки. Однако и опера в современной Италии не забыта. Автором десяти опер, из которых особым успехом пользовалась поставленная в 1904 г. в Турине опера «Воскресенье» по роману Л. Толстого, был Франко Альфано (1877-1954). В начале XX в. выступил в оперном жанре Отторино Респиги (1879-1936), представитель итальянского импрессионизма, переживший также значительное влияние Римского-Корсакова. Его первыми операми были «Король Энцио» (1905) и «Семирама» (1910), поставленные в Болонье. В 1927 г. на сцене Гамбургского театра прозвучала его опера «Затонувший колокол» по одноименной драме Герхарда Гауптмана. В позднем периоде своего творчества Респиги эволюционировал к неоклассицизму. Результатом этого поворота была свободная обработка оперы К. Монтеверди «Орфей» (1935), сыгравшая важную роль в возрождении и новом открытии оперного творчества этого великого итальянского композитора.

Крупнейшим представителем старшего поколения современных итальянских композиторов, работавших в оперном жанре является Ильдебрандо Пиццетти (1880-1968). Его композиторский стиль сформировался в изучении классических и доклассических традиций национального искусства. Пиццетти постоянно сочинял оперы для знаменитого миланского театра «Ла Скала». На премьерах многих из них дирижировал прославленный Артуро Тосканини. Первой была «Федра» по драме Габриэля д"Аннунцио (1915). С успехом ставилась в 1928 году опера «Фра Герардо» на сюжет исторической хроники Пармы XIII в. Пиццетти, сочинившего пятнадцать опер, нельзя назвать новатором в музыкальном театре, но произведения его всегда имели достаточный успех, чтобы оставаться подолгу в репертуаре. В годы после второй мировой войны маститый композитор продолжал интенсивно работать для театра. Новые оперы Пиццетти появлялись регулярно: в 1947 г. - «Золото», в 1949 - «Ванна Лупа», в 1950 - «Ифигения», в 1952 - «Калиостро». В этих произведениях сохранились некоторые черты позднего итальянского веризма, сочетающиеся с влиянием Дебюсси (утонченной и напевной декламации его «Пеллеаса и Мелизанды»). В свои поздние годы старый итальянский мастер не утратил высокого авторитета в оперном театре. Примечательно, что именно три его последние оперы оказались наиболее удачными и завоевали признание за пределами Италии: это «Дочь Йорио» на текст Г. д"Аннунцио (1954), поставленная в Неаполе известным режиссером Роберто Росселини, «Убийство в соборе» (1958) и «Клитемнестра» (1964). «Убийство в соборе», опера с особенным интересом принятая английской публикой, написана на стихотворный текст популярной пьесы современного английского поэта и драматурга Т. С. Элиота. Драма повествует о жизни и смерти архиепископа Кентерберийского Томаса Беккета, бывшего канцлером английского короля Генриха II. Два мотива образуют глубокий идейный конфликт этого произведения: демагогически обоснованное «исторической необходимостью» политическое убийство Беккета - «во имя абсолютной власти монарха» - и добровольно принятое героем мученичество. Драматург в композиции своей пьесы заранее предусмотрел возможную музыкальную структуру. Он оригинально сочетает формы католического богослужения и древнегреческой трагедии с комментирующим хором.

По масштабу творческого дарования и роли в музыкальном театре рядом с Пиццетти может быть поставлен лишь Джан Франческо Малипьеро (1882-1973). Как и многие итальянские композиторы XX в., он прошел через увлечение импрессионизмом, сказавшееся в особом внимании к оркестровой красочности. Но уже в 20-х гг. этот композитор обратился к глубокому изучению итальянских мастеров барокко и Ренессанса и стал приверженцем широко распространившегося неоклассицизма. Посвятив много времени и сил редактированию и реставрации сочинений Клаудио Монтеверди и Антонио Вивальди, Малипьеро сам подвергся сильному стилистическому воздействию этих композиторов. Большое значение в формировании его стиля имела также диатоническая мелодика старинной народной песни и григорианского хорала.

Малипьеро сочинил не менее тридцати различных музыкально-театральных произведений. С 1918 по 1922 г. композитор работал над оперными трилогиями «Орфеиды» и «Гольдониана». В 1932 г. он завершил третью трилогию под названием «Венецианская мистерия». Одна из самых известных опер Малипьеро - «История подмененного сына» (1933) по пьесе Луиджи Пиранделло. Отметим также оперы «Забавы Калло» (1942) по повести Э. Т. А. Гофмана «Принцесса Брамбилла» и «Дон-Жуан» (1964) по «Каменному гостю» Пушкина.

Обзор оперного творчества современных итальянских композиторов старшего поколения был бы неполным без имени Альфредо Казеллы (1883-1947), хотя область инструментальной музыки, не связанной со словом, привлекала этого крупного мастера значительно больше, чем опера. В оперном жанре он сочинил три произведения: «Женщина-змея» (1931) по пьесе К. Гоцци (стилизация староитальяиской оперы buffa), одноактную камерную оперу «История Орфея» (поставлена в 1932 г.) и одноактную оперу-мистерию «Пустыня искушения» (1937), выполненную по государственому заказу в фальшивом «монументально-парадном» стиле и повествующую о «культурно-созидательной» миссии итальянской армии, оккупировавшей Эфиопию. В условиях фашистской диктатуры творческие усилия даже самых талантливых композиторов часто ограничивались и искажались демагогически извращенными требованиями «этнографизма», «историзма» и ложно трактуемой народности и политической актуальности. Эти требования в атмосфере провинциальной замкнутости характеризовали собой псевдоклассицизм «муссолиниевской эпохи», которая хвастливо именовала себя «золотым веком» искусства.

Принципиальным противником фашизма и его политики в искусстве оставался Луиджи Даллапиккола (1904-1975), творчество которого получило заслуженное признание уже в послевоенные годы. В молодости Даллапиккола был близок общераспространенному в Италии неоклассическому направлению, но уже в конце 30-х гг. его музыка обнаруживает черты экспрессионизма. Популярности Даллапиккола в послевоенные годы немало способствовали две одноактные оперы, поставленные в ряде стран как телевизионные спектакли. Это «Ночной полет» (1940) по повести А. де Сент-Экзюпери и «Заключенный» (1949) по новелле В. де Лиль-Адана «Пытка надеждой». Даллапиккола - яркий выразитель идей итальянского Сопротивления в музыкальном искусстве. В его опере «Заключенный» действие переносится в Испанию XVI в. В испанской тюрьме томится безымянный борец за свободу Фландрии. Его мучают лживыми обещаниями свободы, провокационными слухами о событиях на его родине и, наконец, ведут на казнь. У слушателей не остается сомнений в том, что тема оперы - фашистский террор и Сопротивление, борьба с политической диктатурой, посягающей на свободу личности и народа.

Музыка Даллапиккола глубоко выразительна, хотя сложность его музыкального языка и препятствует временами легкому восприятию его сочинений.

В 50-е и 60-е гг. итальянские оперные театры ставили сочинения некоторых композиторов, прославившихся прежде своей музыкой для кино. Это Нино Рота (1911-1979) и главным образом Ренцо Росселини (1908-1982), брат известного кинорежиссера. Усилия этих композиторов ознаменовали собой попытку демократизации и актуализации современной итальянской оперы. Росселини в своих операх «Война» (1956), «Вихрь» (1958), «Спрут» (1958), «Вид с моста» (1961) сознательно выбирал современные сюжеты и стремился к упрощению музыкального языка, сближению своей музыки с фольклором и массовыми песенными жанрами.

Еще более решительный опыт обновления итальянского музыкального театра представляет собой опера Луиджи Ноно (1924-1990), «Нетерпимость», с 1961 г. завоевавшая широкую известность за пределами Италии. Этим произведением композитор намеревался возродить традицию политического, агитаторского театра Брехта. Идейно-эстетическая программа Ноно требовала решения ряда сложных проблем, и прежде всего композитору предстояло как-то совместить требования доступности, доходчивости произведения с новыми, современными техническими средствами композиции. Ноно один из тех немногих представителей послевоенного «авангарда», кто принимает марксистское учение о роли искусства в жизни общества и сознает необходимость создания искусства для народа, искусства, понятного широким массам слушателей. Поэтому в своей опере Ноно заботится о простоте и напевности, вводит популярные мелодические обороты, характерные народно-танцевальные ритмы, в целях остроты и непосредственности воздействия использует говорящий хор. Поющиеся хоры, предварительно записанные на магнитофонную пленку, транслируются через многочисленные репродукторы. Их мощное «стереофоническое» звучание должно вызывать представление о монументальной музыке улиц и площадей, о музыке под открытым небом. Либретто оперы, написанное самим композитором, очень сжато и схематично, допускает варьирование отдельных сюжетных ситуаций в интересах наибольшей актуальности содержания. В текст включается монтаж из разных стихотворных строф разных авторов, афористических высказываний, лозунгов, которые, с точки зрения композитора, ясно выражают дух времени. Первый вариант оперы имел название «Нетерпимость. 1960» и содержал протест против войны в Алжире. Ставившаяся позже, эта опера была наполнена иными злободневными лозунгами, цитатами из политически-актуальных документов текущего дня. Опера начала свой путь по европейским сценам политическим скандалом на венецианском фестивале 1961 г. Причиной скандала была ее тема - сопротивление насилию, непримиримость, пропаганда идей социалистического преобразования общества. Это произведение ставилось во многих европейских театрах, несмотря на его несколько «пробный», экспериментальный характер. Оно существует теперь уже в новом варианте под заголовком «Нетерпимость. 1970», корректированное новыми режиссерскими приемами, новыми сюжетными деталями, но композитор все еще продолжает дальнейшие поиски в этом направлении, стремясь к возможно более полному синтезу драматургических приемов современного политического театра с новыми музыкально-выразительными средствами.