Тематические беседы концерты. Формы организации музыкальной деятельности детей занятия музыка в повседневной жизни детского сада музыкальное воспитание в семье. Осень. Тематическая беседа-концерт

О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ФРАГМЕНТ

(вариант для печати в PDF-формате (296 кб))

Часть третья
ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Глава IX.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

§ 1. Общая характеристика

1
Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею.
К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье .
Занятия – основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.
Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.
Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, – вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи – развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.
Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность детей повышают результативность занятий. Для этого необходимо, чтобы педагог сам был увлечен своим трудом, владел профессиональным мастерством, был неравнодушен к тому, о чем он говорит, что и как исполняет детям.
Музыкальный репертуар, который звучит на занятиях, должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво. Для того, чтобы усилить впечатления от музыки, разъяснить ее эмоционально-образное содержание детям, педагогу нужно владеть интонационно богатой образной речью, хорошо знать своих воспитанников, методику работы во всех возрастных группах.
Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях, следует использовать проблемные методы, активизирующие детей. Методы прямого воздействия (показ, разъяснение) – наиболее легкий путь овладения каким-либо навыком, умением. Но для музыкального развития детей применять только эти методы недостаточно. Важно сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает.
Степень контрастности предлагаемых для сравнения произведений может быть различной. Задания усложняются в зависимости от уровня развития детей, их возраста. Широко применяются игровые приемы (выбрать из карточек одну, соответствующую характеру произведения; прореагировать сменой движений на изменение характера музыки и т. д.).
На музыкальном занятии недопустимы формальное заучивание репертуара, многократные, однообразные повторения, натаскивание и муштра.
Полезно ставить перед детьми задачи, требующие активности, самостоятельности: выбрать инструмент, по тембру соответствующий характеру музыки, сравнить варианты движений под музыку и выбрать наиболее близкие ей; найти «свои», оригинальные движения и др.
Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий. Однако важно соблюдать их дозировку, следить за внешними эмоциональными проявлениями детей: чтобы они не переутомлялись, не перевозбуждались.
На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания – развитие музыкальных способностей. Это происходит в активной деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку должно быть в центре внимания педагога на протяжении всего занятия. Все виды музыкальной деятельности служат этой цели при условии ведущей роли восприятия музыки. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, в музыкально-ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах – чувство ритма. Музыкально-дидактические игры, попевки и песенки из «Музыкального букваря» также помогают развитию музыкальных способностей.
Необходимо подчеркнуть, что формирование умений и навыков не является целью музыкального воспитания, а лишь средством развития музыкальных способностей.
Уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие – менее. Есть дети способные, но стеснительные.
Вера ребенка в свои силы – необходимое условие успешного развития личности. Только если ребенок поверит, что у него получится то, что ждет от него педагог, можно достигнуть положительного результата. Поэтому так необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятиях.
Важно умело использовать коллективные, групповые и индивидуальные задания, учитывая уровень каждого дошкольника. Задания должны быть разграничены по степени трудности: более развитый ребенок (группа детей) получает задание сложнее, менее развитый – доступное ему, но обязательно развивающее его способности. Каждому нужно подобрать задание по его силам, чтобы оно по возможности завершалось успехом.
Одобрение и поощрение успехов ребенка очень важно для осознания им собственного «я», необходимого для продвижения вперед в развитии, в частности, музыкальном.
Полезно побуждать детей к взаимообучению на занятиях и в самостоятельной деятельности, взаимопомощи при овладении определенными навыками (движения, игра на музыкальных инструментах). Это воспитывает в них доброжелательные отношения в общении, внимание друг к другу.
Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т. д. Они проводятся индивидуально, по подгруппам и фронтально. В зависимости от содержания занятия бывают различных видов: типовые, доминантные, тематические и комплексные.
Обучение детей на занятиях должно подкрепляться разнообразными впечатлениями от музыки, получаемыми в других формах деятельности.
Следует всегда помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей.

2
Музыка в повседневной жизни детского сада – еще одна форма организации музыкальной деятельности детей. Она включает в себя использование музыки в быту (слушание аудиозаписей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утренняя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развлечений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракционы и т. д.), праздничные утренники .
Использование музыки в быту входит в обязанности воспитателя. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подбирает задания и упражнения для обучения детей игре на музыкальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утренники готовит музыкальный руководитель с помощью воспитателей.
Виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная, музыкально-игровая деятельность) приобретают различное содержание в зависимости от организационных форм, в которых они протекают.
Методы руководства деятельностью в каждой из форм тоже специфичны. Так, слушание музыки на занятии – активный, целенаправленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки, осмысление ее содержания. Педагог руководит этой деятельностью, организует произвольное внимание детей. В повседневной жизни детского сада ребята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее. Во время тихих игр, рисования под музыку, внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений.
В группе, под руководством воспитателя, дети могут упражняться в выполнении движений, играть в музыкальную сказку (при наличии фонограммы), меняясь ролями и запоминая каждую музыкальную характеристику. Дети по собственной инициативе музицируют самостоятельно – поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах. Участие педагога здесь носит косвенный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удается самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.
Используются в повседневной жизни детского сада и различные виды музыкальных развлечений, которые проводит музыкальный руководитель совместно с воспитателями. Они могут носить познавательный характер: беседы о музыкальных инструментах, концерты-угадайки, викторины, тематические концерты, беседы-концерты. Педагог может сосредоточить внимание детей на какой-либо важной музыкальной теме, например, рассказать о старинных музыкальных стилях, жанрах, сопровождая беседу показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которой было создано произведение, об искусстве тех времен.
Музыку разных эпох можно сравнить на примере танцев, потанцевав их.
Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композитора (И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, П. И. Чайковский и др.), рассказу о его жизни. Например, в беседе-концерте о музыке Л. Бетховена детям рассказывают, что она очень мужественна, в ней слышатся страдания, боль, потому что у самого композитора была очень нелегкая судьба: глухота, непризнание его музыки при жизни, личные переживания из-за невозможности жениться на любимой девушке (Джульетте Гвиччарди), унизительное положение музыканта при дворе в те времена и т. д. Рассказ, сопровождаемый фрагментами музыкальных произведений Л. Бетховена, надолго запоминается детям.
Прекрасные темы для таких бесед-концертов – «Сказка в музыке» (по произведениям А. К. Лядова «Баба-Яга», «Кикимора», фрагментам из опер Н. А. Римского-Корсакова «Садко», «Сказка о царе Салтане» и др.) и «Музыка о природе» (со слушанием пьес П. И. Чайковского «Времена года», скрипичных концертов А. Вивальди «Времена года», пьес Э. Грига «Весной», «Ручеек», песен Ц. А. Кюи и П. И. Чайковского «Осень» и многих других произведений зарубежной, отечественной классики и народной музыки).
Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса), ценностного отношения к музыке.
Форма занятия не всегда позволяет включать подобные развернутые беседы о музыке, ее продолжительное слушание из-за недостатка времени и необходимости решать разносторонние задачи музыкального воспитания детей в других видах деятельности (исполнительстве и творчестве).
Исполнительская и творческая деятельность на занятии тоже отличается от использования ее в повседневной жизни детского сада и в семье. Различны и методы руководства ею.
На занятиях под руководством педагога ребенок овладевает всеми видами исполнительства: приобретает певческие, музыкально-ритмические навыки и умения, учится играть на музыкальных инструментах. С помощью этих видов исполнительства педагог стремится заинтересовать детей музыкой, обучить их самостоятельным способам действий, умениям и навыкам, которые они будут применять в жизни.
В повседневной жизни детского сада (в семье) ребенок по-своему применяет то, что усвоил на занятиях.

3
Один из вопросов, определяющих направление работы с детьми, – содержание и форма проведения праздничных утренников в детском саду. За многие годы сложилось мнение, что именно праздник – показатель работы музыкального руководителя, его творческий отчет перед коллективом дошкольного учреждения, родителями. Такая точка зрения верна лишь отчасти. Праздник должен приносить детям радость творчества, способствовать формированию эстетических чувств, основ художественной культуры. На самом деле подготовка и проведение праздничных утренников в практике работы дошкольных учреждений занимает неоправданно большое количество времени и содержит в себе ряд негативных тенденций. Педагог готовит сценарий, который часто представляет собой концерт детей для родителей, требующий многократных повторений, что притупляет интерес к музыке. При этом требование высокого уровня художественности произведений (стихи, песни) соблюдается далеко не всегда.
Иногда детей наряжают в «звезд эстрады» и они «поют» под фонограмму, изображая взрослых артистов. Такая безвкусица, как ни парадоксально, нравится многим родителям и руководителям дошкольных учреждений, не обладающим достаточным уровнем музыкальной и общей культуры.
На таком празднике музыка не служит какой-либо воспитательной или образовательной цели, а является чисто развлекательной, примитивной.
Педагог, готовясь к празднику, часто ущемляет ребенка в возможностях музыкального развития, сокращает разделы занятия «слушание музыки», «музыкальное творчество», «игра на детских музыкальных инструментах», так как на них уже не остается времени, и натаскивает детей к очередному мероприятию – «шоу» для взрослых. Так как праздничных утренников довольно много, то вся работа музыкального руководителя зачастую сводится к их подготовке. При таком подходе праздничный утренник не включает в себя живого творчества детей, не приносит им радость, а утомляет.
На праздничных утренниках должны звучать произведения, любимые детьми, эмоционально привлекательные и непременно отвечающие требованиям художественности. Можно включать в сценарий праздника не только стихи, пение, танцы, но и свободные творческие импровизации, и слушание музыки, знакомой и не знакомой детям, чтобы они получали удовольствие от нее в праздничной обстановке.
Привлекательной для детей формой проведения праздничных утренников является музыкальная игра-сказка. Озвученная классической музыкой и включающая в себя творческие импровизации (ритмопластические, песенные, инструментальное творчество), а не заученные танцы, движения и т. п., музыкальная игра-сказка приносит детям радость как при ее разучивании (дети постепенно «проживают» все роли), так и при ее показе на празднике.
Именно творчество способствует развитию у детей интереса к музыке, воспитания у них основ вкуса. В музыкальной игре-сказке ребенок учится вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, выразительно играть свою роль, в которой совмещается слово, музыка, ритмопластика, вокальные импровизации. Рисование декораций, элементов костюмов также проводится под музыку, что очень нравится детям, имеет большое развивающее значение – способствует возникновению познавательных интересов, творческой эстетической активности. Создавая коллективные импровизации в играх-сказках, дети учатся общению друг с другом на фоне эмоционально захватывающей музыкально-эстетической деятельности, что сближает, облагораживает их.
Музыкальную сказку можно включить в любой праздничный утренник, не обязательно соответствующий по тематике. В начале утренника (вводная часть) педагог дает детям возможность прочувствовать идею праздника (песни, стихи). Но, чтобы не перегружать праздник, эта часть должна быть достаточно короткой. Отобранные фрагменты пьес, озвучивающие сказку, не должны быть длинными, чтобы действие ее было динамичным. Такие яркие впечатления запоминаются надолго. Дети продолжают играть в сказку и после показа ее на празднике родителям, меняются ролями, запоминают все музыкальные характеристики, имена композиторов-классиков. Такие праздничные утренники способствуют развитию музыкальной культуры не только детей, но и их педагогов (всего коллектива дошкольного учреждения!) и родителей.

4
Проведение праздничных утренников тесно связано с еще одной формой организации музыкальной деятельности детей – музыкальным воспитанием в семье , ведь родители всегда приходят на детские праздники, хотят видеть успехи своих детей. Если педагог способен увлекательно проводить утренники преимущественно на основе произведений музыкальной классики, делает это талантливо и интересно, многие родители переосмысливают, пересматривают свои собственные взгляды и вкусы. Видя, с каким увлечением, восторгом их дети импровизируют, слушая музыку, которую сами взрослые не привыкли считать для себя интересной, родители начинают интересоваться, кто написал то или иное произведение, как оно называется. В результате воспитание детей в семье обогащается звучанием произведений, которые дети слушают вместе с родителями. После праздников, включающих игры-сказки (на основе музыкальной классики), многие родители, видя силу воздействия музыки на детей и самих себя, просят руководителя дошкольного учреждения проводить их именно в этой форме.
После таких праздников очень интересно проходят совместные с родителями «музыкальные гостиные». На таких встречах могут звучать классические произведения о природе, времени года и др. Некоторые песни, музыкально-ритмические импровизации могут исполняться как детьми, так и взрослыми, или взрослыми вместе с детьми.
Музыкальный руководитель проводит индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, посвященные организации условий для музыкального воспитания детей в семье. Он советует, какие радио- и телепередачи можно посмотреть вместе с детьми, какие аудиозаписи полезно приобрести для ребенка и совместного слушания в семье, как развивать творческие проявления детей (ритмопластические, песенные, инструментальные импровизации), какие детские музыкальные инструменты желательно иметь и как помочь ребенку освоить их. Педагог разъясняет и пользу рисования под музыку, слушания «фоном» во время тихих игр.
Но самая главная тема для бесед – это качество музыкальных произведений, звучащих в семье. Педагог тактично пытается убедить родителей, что их отношение к музыке передается малышу: увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор, что музыкальная среда формирует его вкусы, воздействует на нервную систему.
Основная заповедь педагогики «Не навреди!», как и во врачебной практике, требует очень осторожного, уважительного, внимательного и терпеливого отношения к ребенку. Ведь взрослый своими оценками, своим отношением к звучащей в семье музыке, хочет он того или нет, формирует у детей представления о красоте. Увлечь детей можно только тем, чем увлечен сам взрослый.
Чтобы увлечь ребенка музыкой, сам педагог должен обладать достаточно высоким уровнем музыкальной культуры или стремиться к этому. Тогда он найдет и интересные формы работы с родителями, которые, хорошо зная своего ребенка, его характер, склонности, могут оказывать огромное влияние на формирование основ музыкальной культуры своего ребенка.
Таким образом, все формы организации музыкальной деятельности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семьи) взаимодополняют друг друга (см. схему 4). Чтобы разнообразить музыкальные впечатления детей, развивать их эмоции, мышление, воображение, способствовать общему личностному становлению, необходимо использовать возможности каждой формы организации музыкальной деятельности как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Вопрос и задания
1. Охарактеризуйте различные формы организации музыкальной деятельности детей.
2. Каковы особенности педагогического руководства в каждой организационной форме?
3. Опишите особенности различных видов музыкальной деятельности в зависимости от организационных форм.
4. Приведите примеры тематических бесед-концертов.

Алла Машкина
Тематическая беседа-концерт для старшей группы «Ах, этот вальса звук прелестный»

Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас посетить тематическую беседу-концерт ! Эта форма занятия позволяет глубоко проработать и закрепить знания детей на какую-то определенную тему.

Тематическая беседа-концерт для старших дошкольников «Ах, этот вальса звук прелестный »

Цель : углубить представления детей о жанре -вальс .

Задачи :

Развивать музыкально-творческое воображение, желание и способность высказаться о музыке;

Учить различать средства музыкальной выразительности, форму музыкального произведения;

Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку;

Развивать умение передавать характер музыки в движениях.

Ход мероприятия

Я помню вальса звук прелестный :

Весенней ночью в поздний час

И песня чудная лилась.

Да, то был вальс , прелестный , томный,

Да, то был дивный вальс .

Дорогие ребята! Сегодня у нас новая встреча в музыкальном салоне. Нашу встречу мы начали с чудесных слов русского романса.

О чем они были? Правильно, эти строки говорили о вальсе ? И сегодня нам предстоит удивительное путешествие в чудесный мир музыки вальса !

С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях и в пышных дворцовых залах. Некоторые танцы так и остались в своей эпохе, а другие из них смогли дожить и до нашего времени. Одним из таких танцев, не утративших популярность и доныне, является ВАЛЬС .

А вы знаете, что обозначает слово вальс ? (Ответ детей.)

Правильно, в переводе с французского языка оно означает «кружиться» . Это плавный танец, слушая его, чувствуешь чередование трёх долей с мягким подчёркиванием первой : раз, два, три,раз, два, три. Сейчас я исполню вам «Маленький вальс » Н. Леви, а вы постараетесь услышать ритм вальса , его трехдольность.

(Педагог исполняет фрагмент вальса , а дети первое исполнение слушают, а при повторе прохлопывают ритм вальса .)

Сейчас в нашей музыкальной гостинной прозвучит еще один вальс . Этот вальс написал композитор Д. Кабалевский. Я предлагаю вам послушать его очень внимательно и подумать, сколько музыкальных частей в этом вальсе и чем они отличались друг от друга.

Исп-ю Вальс Д . Кабалевского.

Дети : в музыке 2 части, 1-я звучала в нижнем регистре, а 2-я в высоком.

(Педагог исполняет вальс , а дети первое исполнение слушают, а при повторе предложить детям показать регистры движением рук)

Вальс танцуют так , как подсказывает музыка, кружась быстро,стремительно или более медленно, плавно. Вальс произошёл от народного крестьянского танца Германии и Австрии, но потом его стали слушать и танцевать и в других странах. Со временем вальс стали танцевать на балах, и он превратился в бальный танец. (слайд)

Вальс – один из красивейших бальных танцев. В столице Австрии, Вене, ежегодно проводится рождественский бал, где под волшебную музыку И. Штрауса кружатся нарядные пары. (Показ слайдов, видеозапись танца, (слайды)

По характеру вальсы бывают разные – грустные, печальные, плавные, весёлые, задумчивые, праздничные, грациозные. По темпу – быстрые, медленные, спокойные, а бывают порывистые, стремительные.

Послушайте и скажите, какие чувства, настроения передаёт этот вальс ?

Исполняю вальс Т . Ломовой

Дети : нежный, спокойный, светлый задумчивый, песенный, взволованный,благородный.

Давайте послушаем этот вальс еще раз и представим где этот вальс могли танцевать .

К вальсам в своем творчестве обращалось много композиторов. Среди иностранных композиторов можно назвать Ф. Шопена, Ф Шуберта, и конечно надо назвать композитора, которого так и называют - «Королем Вальса »

И. Штраус написал великое множество красивейших разнохарактерных вальсов . Сейчас я предлагаю вам послушать небольшой фрагмент Вальса И . Штрауса. (Звучит фонограмма)

Но и нашими русскими композиторами написано немало замечательных вальсов . Это и вальсы П . Чайковского, М. И. Глинки, Г. Свиридова,А. Гречанинова, А. Грибоедова, С. Майкапара, Д. Шостаковича, Глиера и многих других.

И сейчас, в нашей муз. гостинной прозвучит один очень красивый вальс , к-рый написал русский композитор С. Майкапар. Слушаем…

Исп-ю Вальс Майкапара .

(Хар-р, сколько частей)

Вот и подошла к концу еще одна наша встреча с музыкой. Сегодня мы говорили о вальсе . Так что же это за танец, вальс ? Мы с вами прослушали произведения разных композиторов, разных стран, разных времен.

О Вальсе сказано не мало !

За два столетия подряд

На вечерах и карнавалах

Не потускнел его наряд!

Вальсов в мире очень много . Я уверена, что они непременно еще

встретятся в вашей жизни. Ведь вальс – это танец выпускников, а у вас скоро выпускной. Это танец жениха и невесты, а вы, наверняка, когда вырастите, станете девочки – невестами, а мальчики – женихами. И просто, вальс – это удивительно красивый танец. И сейчас я предлагаю вам представить себя на какое-то мгновение на красивом балу и закружиться в знакомом вам вальсе дружбы .

Дети исп-т Вальс дружбы .

Наша встреча подошла к концу. До свидания.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Тематическая беседа «Герои необъявленной войны» для старшего дошкольного возраста Тематическая беседа «Герои необъявленной войны» для детей старшего дошкольного возраста Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно.

Цель: Воспитание в детях уважения к ветеранам войны и труда,любви к Родине. Задачи: Организовать праздничную атмосферу "Дня Победы". Оборудование:.

Концерт «Для наших мам» для старшей и подготовительной группы Концерт «Для наших мам» в старшей, подготовительной группы. Звучат фанфары и торжественная музыка, под которую на сцене появляется ведущие.

Концерт ко Дню дошкольного работника для старшей и подготовительной группы День дошкольного работника. Концерт для старшей и подготовительной группы. Цель:Создание позитивного настроения, расширение представления.

Музыкальный досуг для подготовительной группы «Ах, этот дивный звук оркестра» Автор: Кузьмина Наталия Николаевна Музыкальный руководитель ГБДОУ д/с №12 Музыкальный досуг для подготовительной группы «Ах, этот дивный.

Ирина Мандрик
Беседа-концерт «Сказка в музыке» для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Актуальность

Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания дошкольников. Приобщая ребенка к музыкальному искусству , музыкальный руководитель решает важную педагогическую задачу, которую В. А.Сухомлинский определил так : «не кем вырастет, а каким вырастет ребенок» . Таким образом, музыка – своеобразный мостик в детскую душу, помогающий становлению личности ребенка-дошкольника.

Беседа-концерт «Сказка в музыке » направлена на поиск новых форм работы по слушанию музыки с дошкольниками , качественному подходу в реализации задачи по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Цель : развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста от 5-ти до 7-ми лет, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах музыкальной деятельности .

Образовательные задачи :

1) познакомить детей с классической музыкой русских и зарубежных композиторов : С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского,

Н. А. Римского - Корсакова, Э. Грига;

2) познакомить детей с жанрами музыки (сюита, симфоническая сказка , видами музыкального сценического искусства (балет) ;

музыкальными инструментами симфонического оркестра (скрипка, флейта, гобой, кларнет фагот, валторна) ;

3) формировать элементарные представления о средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, регистры) .

Развивающие задачи :

4) развивать музыкально-эстетические потребности , вкус;

5) развивать музыкальное мышление , творческое воображение (образные высказывания о музыке , проявления творческой активности);

6) развивать у детей компоненты музыкального слуха – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления , ритмический, тембровый, динамический слух;

7) развивать умения выражать свои музыкальные впечатления в музыкально-исполнительской , творческой деятельности в выполнении музыкальных движений , игре на музыкальных инструментах ;

Воспитательные задачи :

8) воспитывать интерес и любовь к классической музыке , признание ценности классической музыки ;

9) воспитывать сопереживание музыке , проявление эмоциональной отзывчивости, эстетические чувства;

10) побуждать к эмоциональной и словесной оценке музыки , воспитывать проявления оценочного отношения к музыке .

Интеграция образовательных областей :

речевое развитие;

познавательное развитие;

социально-коммуникативное развитие;

Материальное обеспечение :

Мультимедийная система

Музыкальный центр

Детские музыкальные инструменты : бубны, молоточки, маракасы,

ложки, трещотка

Презентация беседы-концерта «Сказка в музыке »

Литература :

Н. А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка »

О. П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников»

Репертуар :

Видеозапись симфонической сказки «Петя и волк»

Видеозапись балета «Щелкунчик»

Видеозапись музыки П . И. Чайковского «Вальс цветов»

Музыкальная запись симфонической сказки «Петя и волк»

«Музыка не может мыслить ,

но она может воплощать мысль»

Р. Вагнер

Дорогие ребята! Тема нашей сегодняшней беседы : «Сказка в музыке » .

(Слайд 1)

Сказку любят все : и взрослые, и дети. В чем же секрет этой всеобщей любви к сказке ? Главное здесь, наверное, то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Народный сказочный герой , идеал народа - носитель правдивости и великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить

эту силу на службу добру и справедливости.

Сказка развивает фантазию , помогает понять музыку . Но и музыка «наполняет» сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит нас в «мир добра» .

В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением , эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое , эмоциональное изложение сказочных событий , имеющих духовно-нравственное содержание.

Итак, мы начинаем наше сказочное путешествие по

замечательным музыкальным страницам великих композиторов. (Слайд2)

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) - замечательный русский композитор, который сочинил музыкальную сказку и называется она : «Петя и волк» . (Слайд3,4)

Сказка не очень волшебная , но все же необыкновенная, потому, что разыгрывают её не драматические артисты, а артисты оркестра. При этом, сами они не говорят ни слова, за них разговаривают музыкальные инструменты . У каждого героя сказки есть своя мелодия , которая звучит всегда, когда он появляется.

Главный герой-Петя, а какой он по характеру и какие инструменты его изображают - догадайтесь сами. (Ответы детей )

(Петя - весёлый, бодрый, беззаботный, смелый, добрый) . (Слайд 5,6,фрагмент записи скрипки) .

Следующий персонаж-птичка. Угадайте инструмент (Ответы детей ) (фрагмент записи флейты) . Мелодия птички - быстрая, легкая и отрывистая, потому, что голоса птички и флейты очень похожи.

Следующий персонаж-кошка. Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он очень подвижный, с разными тембровыми красками. (фрагмент записи кларнета) .

Ещё один персонаж-утка. Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый тембр. (Слайд7,звучит фрагмент) .

Старого дедушку изображает строгая, ворчливая мелодия. Эту мелодию играет фагот - самый низкий деревянный духовой инструмент. (фрагмент)

В каждой сказке есть свой отрицательный персонаж. В этой сказке это волк .

Волка изображают три валторны. Звучание валторн – резкое, хриплое, немного устрашающе грозное. (фрагмент)

Симфоническая сказка «Петя и волк» , помогает различать тембры духовых и струнных музыкальных инструментов .

Еще один русский композитор, с которым мы сегодня с вами познакомимся, это Николай Андреевич Римский-Корсаков. (Слайд 8)

Он говорил так : «Мой род - это сказка , былина. и непременно русские» . Римский-Корсаков - композитор-сказочник , так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин . Мы остановимся на опере «Сказка о царе Салтане » . (Слайд9)

В год создания оперы исполнилось 100 лет со дня рождения Пушкина, это вдохновляло композитора и возлагало на него большую ответственность. Музыка оперы получилась солнечной, яркой, необычной, а почему необычной - вы догадаетесь сами. Сказочное чудо стихов А . С. Пушкина композитор Н. А. Римский-Корсаков передал в музыке…

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.» (Слайд 10)

Тема моря проходит через всю оперу, и никто из композиторов так красочно не раскрывал эту тему, как Римский-Корсаков, ведь он был морским офицером, и удивительные картины океана во время кругосветного плавания остались у него в памяти навсегда.

Назовите пожалуйста три чуда в этой сказке ? (Ответы детей )

(Слайд 11 : 33 богатыря, белка, царевна-лебедь) .

…Есть там белка, что при всех,

Золотой грызёт орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладёт,

И с присвисточкой поёт.

При честном при всём народе :

«Во саду ли, в огороде!»

Я сегодня предлагаю вам, ребята, оркестровать фрагмент одного из трех чудес. (Слайд12,звучит на ДМИ оркестр на мел. рус. нар. песни «Во саду ли, в огороде!» )

А сейчас мы с вами совершим путешествие в удивительную страну-Норвегию. (Слайд 13)

Полна величия северная природа. Прекрасен далёкий край скал, бездонных озёр, снежных вершин. В зимних метелях и вьюгах, в рокоте угрюмого моря, в мерцании белых ночей рождала свои песни Норвегия.

Эта суровая, непреступная, но полная сказочных красот страна взрастила и дала миру своё самобытное искусство и своего певца Э. Грига. (Слайд 14)

Место, где жил композитор называется Тролльхауген («Холм Троллей» ).(Слайд 15,16,17)

Э. Григ жил в стране, где очень любили сказки , поэтому, многие его произведения волшебные и сказочные . Большую известность получила музыкальная сюита (произведение, состоящее из нескольких частей, разных по характеру, но объединённых общим смыслом, написанная к драматической поэме «Пер Гюнт» Генрика Ибсена. Герой драмы, именем которой она названа - норвежский крестьянин. Фантазёр и искатель,

Пер Гюнт, много лет странствовал по дальним краям и встречал на своём пути сказочных персонажей - горного короля, кобольдов и троллей. И сейчас мы с вами, ребята, послушаем фрагмент сюиты, которая называется «В пещере горного короля» . (Слайд 18,19, звучит фрагмент сюиты «В пещере горного короля» ).

В 1888 году, когда была написана сюита «Пер Гюнт» , Э. Григ и П. И. Чайковский познакомились в Германии, г. Лейпциге. (Слайд 20)

С первой же встречи они подружились. П. И. Чайковский был покорён не только творчеством норвежского мастера, но и его личным обаянием, приветливостью, сердечностью, простотой.

Историческими стали слова П. И. Чайковского, сказанные им вскоре после встречи : «Э. Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца» . Музыка Э . Грига по - прежнему радует и волнует миллионы людей. Нет страны, где не знали бы имени Э. Грига, не любили и не ценили бы его музыку .

Ребята, назовите сказку , к которой П. И. Чайковский написал музыку (Ответы детей )

(Слайд 21, 22 «Щелкунчик» )

Сюжет балета «Щелкунчик» взят из сказки Гофмана . Как и в народных сказках , в Щелкунчике причудливо сплетаются фантастика, действительная жизнь, мир детских игр и впечатлений. (Слайд23)

Ребята, сейчас я предлагаю вам раскрыть свои творческие способности в танцевальной импровизации под музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» (Видеозапись «Вальс цветов» , игра «Собери букет» )

Наша беседа подошла к концу . Ребята, что вам особенно понравилось?

(Ответы детей ) .

Как называются люди, создающие музыкальные произведения ?

(Слайд 24,25,26)

(Ответы детей )

Творчество какого композитора больше всего произвело впечатление и чем?

(Ответы детей )

Назовите композитора, написавшего симфоническую сказку «Петя и волк»

(Ответы детей (Слайд 27,28)

Вам понравилась сказка ?

(Ответы детей ) .

Отгадайте загадку :

На листочке, на страничке –

То ли точки, то ли птички.

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки.

(Ответы детей ) .(Слайд29,30,31)

Сказка – это мир фантазии , переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку , нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку , тоже нужна фантазия и воображение.

Таким образом, сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку .

Спасибо за внимание! (Слайд 32)

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Музыкальное развитие детей зависит и от форм организа­ции музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обога­щают и разнообразят содержание деятельности и методы ру­ководства ею.

К формам организации музыкальной деятельности детей от­носятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье.

Занятия - основная форма организации, в которой осущест­вляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

Занятия предполагают активную взаимную деятельность педа­гога и детей.

v Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии,- вы­звать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи - развить музыкальные способности, сформиро­вать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навы­кам, которые они смогут затем применить в самостоятельной дея­тельности в детском саду и семье.

Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность де­тей повышают результативность занятий. Для этого необходимо, чтобы педагог сам был увлечен своим трудом, владел профес­сиональным мастерством, был неравнодушен к тому, о чем он говорит, что и как исполняет детям.

Музыкальный репертуар, который звучит на занятиях, должен соответствовать как художественным, так и педагогическим це­лям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво. Для того чтобы усилить впечатления от музыки, разъяснить ее эмоционально-образное содержание детям, педаго­гу нужно владеть интонационно богатой образной речью, хорошо знать своих воспитанников, методику работы во всех возрастных группах.

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях, следует использовать проблемные методы, активизирующие де­тей. Методы прямого воздействия (показ, разъяснение) - наи­более легкий путь овладения каким-либо навыком, умением. Но для музыкального развития детей применять только эти методы недостаточно. Важно сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает.

Степень контрастности предлагаемых для сравнения произ­ведений может быть различной. Задания усложняются в зави­симости от уровня развития детей, их возраста. Широко приме­няются игровые приемы (выбрать из карточек одну, соответствую­щую характеру произведения; прореагировать сменой движений на изменение характера музыки и т. д.).

На музыкальном занятии недопустимы формальное заучива­ние репертуара, многократные, однообразные повторения, натас­кивание и муштра.

Полезно ставить перед детьми задачи, требующие активности, самостоятельности: выбрать инструмент, по тембру соответствую­щий характеру музыки; сыграть на нем вместе с педагогом (ис полнение пьесы на фортепиано); сравнить варианты движений под музыку и выбрать наиболее близкие ей; найти «свои», ориги­нальные движения.

Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий. Однако важно соблюдать их дозировку, следить за внеш­ними эмоциональными проявлениями детей: чтобы они не пере­утомлялись, не перевозбуждались.

На занятиях решается одна из важнейших задач музыкаль­ного воспитания - развитие музыкальных способностей. Это про­исходит в активной деятельности. Развитие эмоциональной отзыв­чивости детей на музыку должно быть в центре внимания педа­гога на протяжении всего занятия. Все виды музыкальной дея­тельности служат этой цели при условии ведущей роли восприя­тия музыки. В пении, игре на музыкальных инструментах у де­тей развивается звуковысотный слух, в музыкально-ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах - чувство ритма. Музыкально-дидактические игры, попевки и песенки из «Музыкального букваря» также помогают развитию музыкальных способностей.

Необходимо подчеркнуть, что формирование умений и навы­ков не является целью музыкального воспитания, а лишь средст­вом развития музыкальных способностей.

Уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие - менее. Есть дети способные, но стеснительные.

Вера ребенка в свои силы - необходимое условие успешного развития личности. Только если ребенок поверит, что у него по­лучится то, что ждет от него педагог, можно достигнуть поло­жительного результата. Поэтому так необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятиях.

Важно умело использовать коллективные, групповые и инди­видуальные задания, учитывая уровень каждого дошкольни­ка. Задания должны быть разграничены по степени трудности: более развитый ребенок (группа детей) получает задание сложнее, менее развитый - доступное ему, но обязательно развивающее его способности. Каждому нужно подобрать задание по его силам, чтобы оно по возможности завершалось успехом.

Одобрение и поощрение успехов ребенка очень важно для осо­знания им собственного «я», необходимого для продвижения впе­ред в развитии, в частности музыкальном.

Полезно побуждать детей к взаимообучению на занятиях и в самостоятельной деятельности, взаимопомощи при овладении определенными навыками (движения, игра на музыкальных ин­струментах). Это воспитывает в них доброжелательные отноше­ния в общении, внимание друг к другу.

Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимос­ти от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, вклю­чения всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т. д.

Они проводятся индивидуально, по подгруппам и фронтально. В зависимости от содержания занятия бывают различных видов: типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Обучение детей на занятиях должно подкрепляться разнооб­разными впечатлениями от музыки, получаемыми в других фор­мах организации деятельности..

Следует всегда помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и роди­телей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей.

Музыка в повседневной жизни детского сада еще одна фор­ма организации музыкальной деятельности детей. Она включает в себя использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утрен­няя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развле­чений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракцио­ны и т. д.), праздничные утренники.

Использование музыки в быту входит в обязанности воспита­теля. Музыкальный руководитель консультирует его: рекомендует музыкальный репертуар, музыкально-дидактические игры; подби­рает задания и упражнения для обучения детей игре на музы­кальных инструментах и т. д. Развлечения и праздничные утрен­ники готовит музыкальный руководитель с помощью воспита­телей.

Виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполни­тельство, творчество) приобретают различное содержание в зави­симости от организационных форм, в которых они протекают. Методы руководства деятельностью в каждой из форм тоже спе­цифичны. Так, слушание музыки на занятии - активный, целе­направленный процесс, включающий установку на восприятие, данную педагогом, переживание музыки, осмысление ее содержа­ния. Педагог руководит этой деятельностью, организует произ­вольное внимание детей. В повседневной жизни детского сада ре­бята могут слушать музыку как с установкой на ее восприятие, так и без нее. Во время тихих игр, рисования под музыку, зву­чащую по радио или в грамзаписи, внимание ребенка могут привлечь наиболее понравившийся ему музыкальный фрагмент, мелодия. Такое непроизвольное восприятие также способствует накоплению музыкальных впечатлений.

Используется в повседневной жизни детского сада и активное восприятие музыки: тематические концерты, беседы-концерты. При этом дети получают глубокие и разнообразные впечатления. Педагог может сосредоточить внимание ребят на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказать о старинной музыке и дать послушать ее в исполнении различных музыкальных инструмен­тов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ан самбль, оркестр, орган).

Беседу о музыке полезно сопроводить показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпо­хи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен.

В тематической беседе-конце рте можно сравнить музыку раз­ных исторических эпох, например танцы (или взять другие жан­ры).

Беседа-концерт может быть посвящена творчеству композито­ра (И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, П. И. Чайковский и др.), рассказу о его жизни. Например, в беседе-концерте о музыке Л. Бетховена детям рассказывают, что она очень мужественна, в ней слышатся страдания, боль, потому что у самого композито­ра была очень нелегкая судьба: глухота, непризнание его музыки при жизни, личные переживания из-за невозможности жениться на любимой девушке (Джульетте Гвиччарди), унизительное поло­жение музыканта при дворе в те времена и т. д. Рассказ, сопро­вождаемый фрагментами музыкальных произведений Л. Бетхове­на, надолго запоминается детям.

Прекрасные темы для таких бесед-концертов - «Сказка в му­зыке» (по произведениям А. К. Лядова «Баба-Яга», «Кикимора», фрагментам из опер Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», М. И. Глинки «Руслан и Люд­мила» и др.) и «Музыка о природе» (со слушанием пьес П. И Чай­ковского «Времена года», скрипичных концертов А. Вивальди «Времена года», пьес Э. Грига «Весной», «Ручеек», песен Ц. Кюи и П. И. Чайковского «Осень» и многих других произведений зарубежной, отечественной классики и народной музыки).

Необычные новые музыкальные впечатления обогащают детей, запоминаются надолго, способствуют формированию музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок, вкуса), цен­ностного отношения к музыке.

Форма занятия не всегда позволяет включать подобные раз­вернутые беседы о музыке, ее продолжительное слушание из-за недостатка времени и необходимости решать разносторонние за­дачи музыкального воспитания детей в других видах деятельности (исполнительстве и творчестве).

Исполнительская и творческая деятельность на занятии тоже отличается от использования ее в повседневной жизни детского сада и в семье. Различны и методы руководства ею.

На занятиях под руководством педагога ребенок овладевает всеми видами исполнительства: приобретает певческие, музыкаль­но-ритмические навыки и умения, учится играть на музыкаль­ных инструментах. С помощью этих видов исполнительства пе­дагог стремится заинтересовать детей музыкой, обучить их само­стоятельным способам действий, умениям и навыкам, которые они будут применять в жизни.

В повседневной жизни детского сада (в семье) ребенок использует наиболее близкие ему виды исполнительской и творчес­кой деятельности. Музицируя самостоятельно, дети поют любимые песни, играют на музыкальных инструментах по собственной ини­циативе. Участие педагога (или родителей) здесь носит косвен­ный характер. Взрослый помогает детям советом, а если нужно, и действием освоить то, что им не удается самим, поддерживает интерес, не давая ему угаснуть из-за неудач.

В самостоятельной деятельности качество исполнения произ­ведений, как правило, несколько хуже, чем на занятии (ребенок поет без сопровождения), но ценность ее велика, так как она свидетельствует о сформировавшемся интересе к музыке, о со­стоявшемся развитии музыкальных способностей.

Самостоятельные музыкальные проявления у детей в некото­рой степени могут быть показателем работы музыкального руко­водителя на занятиях.

В повседневной жизни возможны и другие виды музицирова­ния, более активные. Силами ребят ставятся оперные спектак­ли, как специально созданные для детей детские оперы («Пету­шок», «Муха-Цокотуха» М. И. Красева и др.), так и сочинен­ные самими детьми, по мотивам русских народных сказок («Реп­ка», «Колобок» и др.). Постановки таких спектаклей позволяют педагогу уделять внимание развитию каждого ребенка, предо­ставляя ему возможность наиболее полно проявить свои способ­ности, склонности.

Помимо оперных спектаклей для инсценировки используется и музыка сказок-балетов («Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Зо­лушка» С. С. Прокофьева и др.).

При инсценировке сказки-балета П. И. Чайковского «Щел­кунчик» (музыкальный руководитель А. Н. Кукушкина, Москва) дети сами включаются в действие: маршируют вокруг новогод­ней елки во время звучания марша (в самом начале балета), затем Маша убаюкивает сломанного Щелкунчика и напевает ему колыбельную, внезапно появляются мыши во главе с мышиным Королем и т. д.

Действия детей могут быть частично подготовленными, но вводятся и творческие импровизации. Например, танец мышей (де­ти одеты в характерные костюмы и шапочки) строится на сво­бодных импровизациях. Таким же свободным, содержащим им­провизации движений может быть «Вальс снежных хлопьев», звучащий во время путешествия Маши и Принца в сказочное Царство сластей. (Девочки танцуют, держа в руках блестящие нити «дождика».) А танец феи Драже дети сопровождают игрой на музыкальных инструментах - ксилофоне, румбе, палочках, «волшебном» треугольнике.

Инсценируя сказку-балет, ребята слушают музыку, двигаются, играют на музыкальных инструментах, подпевают, что делает их восприятие активным, усиливает интерес к музыке.

Для праздничных утренников и концертов отбираются хорошо выученные песни, танцы, музыкальные игры, пьесы (испол­няемые на музыкальных инструментах соло, в ансамбле, в ор­кестре) .

На праздничных утренниках должны звучать яркие произве­дения, любимые детьми, способные оказать на них эмоциональ­ное воздействие. Рекомендуется включать в утренники не только пение, танцы, но и слушание музыки, знакомой и незнакомой детям, чтобы они получали удовольствие от ее восприятия в празд­ничной обстановке, понимали, что сама музыка может создать радостное настроение. Слушание музыки бывает связано с тема­тикой утренника (например, на утреннике, посвященном 8 Марта, слушают пьесы «Мама» П. И. Чайковского и «Материнские ласки» А. Т. Гречанинова) или не связано.

Педагогическое руководство на празднике носит организующий характер: педагог следит за эмоциональным состоянием детей, регулирует смену их впечатлений.

Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио- и телепередач, грампластинок и магнитофонных записей детских музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки; обучение детей игре на музы­кальных инструментах; самостоятельное музицирование.

Слушание музыки в семье обладает большой силой воздейст­вия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведение вместе с ним и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируются его вкус, привязанности. И, наоборот, равнодушие родителей к музыке или увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обед­нят его кругозор.

Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увле­чения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересо­вать его музыкой, постоянно обогащать музыкальные впечатления. При этом полезно привлекать вспомогательные средства воздейст­вия: рассказывать сказки, читать книги, рассматривать репродук­ции картин, смотреть диафильмы и т. д.

Таким образом, все формы организации музыкальной дея­тельности детей (занятия, музыка в повседневной жизни дет­ского сада и семье) взаимодополняют друг друга, обогащая про­цесс музыкального воспитания. Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыке, необходимо использовать возможности каждой формы организации музыкальной деятельности.

Вопроси задания

1. Охарактеризуйте различные формы организации музыкальной деятель­ности детей.

2. Каковы особенности педагогического руководства в каждой организацион­ной форме?

3. Опишите особенности различных видов музыкальной деятельности в за­висимости от организационных форм.

4. Приведите примеры тематических бесед-концертов.

Глава XII ЗАНЯТИЯ

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИИ

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фрон­тальные в зависимости от числа участвующих в них детей. Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми


Раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятий при­меняется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. В них представлены все виды музыкальной деятельности: восприя­тие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной дея­тельности.

В доминантном какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия - выстраивание его содержания для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды деятель­ности, которые могут ее развить. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяю­щая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может быть фронтальным, индивидуальным и по под­группам.

Комплексное занятие содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности. Оно бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития. Рассмотрим подробно содержание всех видов занятий.

Заполнить заявку у нас на сайте

Для оформления заявки на изготовление документа Вам необходимо будет заполнить форму заказа у нас на сайте или скачать анкету (находится в шапке сайта), заполнить ее и заполненную отправить нам на электронную почту: [email protected] Просим очень внимательно отнестись к заполнению формы заказа. Если появляются какие-то вопросы при оформлении, просим эти строчки в форме не заполнять. Наши менеджеры Вам перезвонят и в телефонном режиме помогут это сделать.

Связь с менеджером для уточнения всех деталей

Получив от Вас заявку на изготовление документа, наш менеджер связывается С Вами, проверяет правильность заполнения всех указанных данных в анкете и уточняет все детали по Вашему заказу. Он так же даёт полную квалифицированную консультацию по всем возникшим вопросам при оформлении заказа.

Изготовление "макета" документа для утверждения

В течение нескольких дней (обычно около 1-2 дня, в зависимости от выбранного Вами качества бланка), нами изготавливается так называемый «макет» Вашего диплома, аттестата или любого другого документа. Это будет полностью заполненный документ в электронном виде, со всеми Вашими данными, оценками по предметам, темой дипломной или выпускной работы в тд. На этом этапе Вы должны проверить все заполненные данные и утвердить «макет» для изготовления оригинала документа. Если захотите внести какие-либо коррективы (улучшить или ухудшить оценки по предметам, изменить название дипломной или выпускной работы н т д.). Вы это проговариваете по телефону ведущему Вас менеджеру или в письменном виде пишите на электронную почту все свои пожелания или изменения.

Полная готовность документа

После утверждения «макета», полная готовность документа обычно занимает 2-4 дня для настоящих бланков фабрики Гознак и 1-2 дня для бланков на Типографской копии. Когда Ваш документ будет полностью готов, мы его снимем на фото, видео, можем под ультрафиолетовой лампой (актуально для настоящих бланков фабрики Гознак), чтобы Вы наглядно смогли увидеть полную готовность и подлинность Вашего документа дистанционно. Далее, начинаем договариваться о подходящем для Вас способе доставки.

Доставка документа

В ряде больших городов России, у нас есть представители нашей компании, которые сами подвезут готовый документ в удобное для Вас место и Вы в спокойной обстановке сможете его еще раз проверить и убедиться в его качестве. После этого сделать оплату. Этот вариант хорош ещё и тем, что курьер нашей компании, для встречи с клиентом, может взять с собой лампу с ультрафиолетовым излучением, чтобы Вы еще раз смогли полностью убедиться в оригинальности и качестве своего документа (при заказе настоящего бланка ГОЭНАК). Хорошую типографию за настоящий Гознак никогда не выдавали. В города и населенные пункты, в которых нет наших представительств, документ отправляем с помощью курьерских служб наложенным платежом (DHL, Пони Экспресс, EMS). Оплата происходит при получении документа на руки.