Тест по произведению сашка кондратьева. «Подвиг не рождается сразу: для этого нужно щедрую душу иметь. оказавшегося в самое трудное время

В число произведений, правдиво повествующих о страшных фронтовых буднях ВОВ, входит повесть писателя-фронтовика В. Кондратьева «Сашка». Здесь нет красивых слов, восхваляющих подвиг солдата, пожертвовавшего жизнью в страшном бою. Автор не показывает доблестных побед советских войск. Повседневная жизнь простого воина, «оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте», - это главная тема произведения «Сашка» Кондратьева. Анализ поступков героя помогает понять, что беспокоило и томило человека, вырванного из мирной жизни и брошенного в самое жерло войны.

Из истории создания повести

Кондратьев ушел на фронт в декабре 1941 года. В составе стрелковой бригады он принимал участие в развернувшихся в 42-м ожесточенных боях за Ржев, был ранен, награжден медалью. Впечатления от тех страшных лет остались на всю жизнь, о чем свидетельствует анализ повести «Сашка». Кондратьева, взявшегося за перо в довольно зрелом возрасте (повесть «Сашка» была опубликована в 1979 году, а в 80-м ее автору исполнилось 60 лет), каждую ночь беспокоили сны, в которых он видел боевых товарищей из-под Ржева. Он даже пытался разыскать однополчан, но так никого и не нашел, отчего возникла жуткая мысль: «А может, я один выжил?»

Писатель признавался, что перечитал много произведений о войне, но не находил в них того, что так и не отпускало его душу. И тогда он решил рассказать о «своей» войне, иначе какая-то ее страничка так и «останется нераскрытой». С этого момента начал свою литературную деятельность Вячеслав Кондратьев.

«Сашка»: краткое содержание повести

Действие разворачивается ранней весной. Главный герой, рядовой Сашка, второй месяц воюет на передовой близ Ржева, но для него все здесь уже «как обычно». Немцы все бьют и бьют, а у них и с едой плохо (из-за распутицы даже хлеба не хватает), и со снарядами, и просушить одежду да обувь негде. Военный быт с мельчайшими подробностями вырисовывает в повести «Сашка» Вячеслав Кондратьев. Анализ этих сцен подводит к мысли, как трудно было человеку в таких условиях остаться «Человеком» и не переступить через законы совести.

  • добывает валенки для ротного (не для себя!), у которого пимы так прохудились, что уже и не высушишь;
  • берет в плен немца, которого застрелить так и не поднялась рука;
  • принимает на себя чужую вину и избавляет от трибунала молоденького лейтенанта;
  • встречается с медсестрой Зиной и уходит с ее дороги, узнав, что у нее любовь с другим.

Таков сюжет повести «Сашка» Кондратьева. Анализ этих сцен помогает понять, как сумел пройти через уготованные испытания и не уронить достоинства герой.

Пленение немца

Эта сцена одна из ключевых в произведении. Сашка берет языка «голыми руками», так как был безоружен. И вдруг в этот момент он, побывавший в самых опасных и безнадежных атаках, увидел в облике пленного не врага, а обманутого кем-то человека. Он пообещал ему жизнь, так как на листовке, подобранной по пути в штаб, было написано, что русские солдаты над пленными не издевались. По дороге Сашка постоянно ощущал чувство стыда и за то, что оборона у них была никудышная, и за то, что мертвые товарищи лежали непохороненные. Но больше всего он испытывал неловкость от того, что ощутил вдруг безграничную власть над этим человеком. Таков он, Сашка Кондратьева. Анализ его душевного состояния показывает, почему он так и не смог застрелить пленного и в результате нарушил приказ комбата. Чувствуя свою правоту, он сумел прямо взглянуть ему в глаза, отчего командир вынужден был отменить свое первоначальное решение о расстреле «языка». Позже Сашка подумал, что коль останется жив, о плененном им немце будет для него самым памятным событием войны.

Вот оно - одно из главных качеств русского воина: всегда сохранять в себе гуманизм, помнить, что ты человек. Это особо подчеркивает в повести Кондратьев. Сашка - анализ произведения тому доказательство - смог в один из самых тяжелых периодов жизни противопоставить добро злу.

Защита лейтенанта

Еще один важный эпизод - случай в госпитале, когда Сашка вступился за своего нового знакомого (молоденького лейтенанта) перед особистом. Они и знакомы-то были всего ничего, однако Сашка прекрасно осознавал, чем может грозить лейтенанту, имевшему звание, затеянная Владимиром ссора. А ему, рядовому, ничего не будет: дальше передовой все равно не пошлют. В результате лейтенант остался в госпитале, а Сашка вынужден был отправиться дальше в Москву сам. Отчаянный и горячий лейтенант на деле оказался слабее превосходящего его по силе духа и смелости рядового - к этому подводит анализ повести «Сашка» Кондратьева.

Испытание любовью

На войне Сашка встретился с Зиной. Знакомство с ней грело его душу, так как никого роднее ее для героя уже не было. Через традиционное в литературе испытание любовью проводит своего героя Вячеслав Кондратьев. Сашка (краткое содержание взаимоотношений которого с любимой девушкой умещается в несколько сцен) и здесь ведет себя с достоинством: способность понять другого человека и душевная доброта оказываются сильнее.

Сначала он с нетерпением ожидает встречи с девушкой, а когда она состоялась, узнает, что появилась у Зины новая любовь. Глубокие разочарования переживает в этот момент Сашка. Это и непонимание того, как можно устраивать вечеринку, когда там, на передовой, все поля в «наших». Это и боль от того, что она предпочла Сашке другого. Но он просто уходит, ни в чем не упрекая Зину и не требуя от нее никаких объяснений.

Так какой же он, Сашка Кондратьева?

Анализ повести и поступков главного героя помогает понять самое главное, что хотел донести до читателя автор: возможно пройти через страшные испытания войной и сохранить в себе Человека. Он подчеркивает это фразой, принадлежащей Сашке: «Люди же мы, а не фашисты». И таких солдат было большинство. Многие фронтовики видели своих боевых товарищей в образе героя. А это значит, что победу добыли как раз такие воины, в число которых входят сам В. Кондратьев, Сашка.

Анализ произведения помогает воссоздать образ русского солдата: мужественного, выносливого, сумевшего сохранить гуманизм, веру в победу.

Цели урока: вызвать у обучающихся размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока:

Методические приёмы: анализ текста, беседа.

Ход урока

I . Слово преподавателя

Вячеслав Кондратьев предваряет свой рассказ так: «Всем павшим подо Ржевом — живым и мертвым посвящена эта повесть». Насколько она автобиографична? Наверное, это неважно. Судьба автора во многом сходна с судьбой его героя, с судьбой его боевых товарищей. Насколько важна правда факта, документальность в произведении? Главное, как писал Виктор Некрасов, даже не «так было», а «не могло быть не так».

II. Беседа

(Автор сразу вводит читателя в повествование, без всяких предварительных слов: «К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время заступать Сашке на ночной пост». Он не называет бойца по фамилии, не называет его звания, герой — просто Сашка.

Просмотр содержимого документа
«Урок 5. Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка»»

Урок 5. Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка»

Цели урока: вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: можно попросить принести на урок какие-нибудь семейные реликвии времен войны: письма, документы, фотографии, газеты, вещи.

Методические приёмы: анализ текста, беседа.

Ход урока

I . Слово преподавателя

Вячеслав Кондратьев предваряет свой рассказ так: «Всем павшим подо Ржевом - живым и мертвым посвящена эта повесть». Насколько она автобиографична? Наверное, это неважно. Судьба автора во многом сходна с судьбой его героя, с судьбой его боевых товарищей. Насколько важна правда факта, документальность в произведении? Главное, как писал Виктор Некрасов, даже не «так было», а «не могло быть не так».

II. Беседа

(Автор сразу вводит читателя в повествование, без всяких предварительных слов: «К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время заступать Сашке на ночной пост». Он не называет бойца по фамилии, не называет его звания, герой - просто Сашка. Повествование ведется, кажется, от лица автора, но в то же время создается впечатление, что рассказывает сам герой. Этому способствует и сталь рассказа - простой, разговорный, и инверсии, характерные для разговорной речи: «У края рощи прилеплен был к ели редкий шалашик для отдыха, а рядом наложено лапнику густо...», и просторечия: «середка», «побоязничали», «подремливали», «свербит» и т. д.)

Чем занимается Сашка на фронте?

(В первом эпизоде мы видим Сашку, когда он задумывает достать валенки с мертвого немца для своего ротного. Речь идет не о боеприпасах, не о боевой задаче - о валенках, это жизненно важно. Вообще «жизнь такая» - откладывать ничего нельзя».)

Как изображается война?

(«А ночь плыла над передовой, как обычно... Вплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле... Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или отдаленная артиллерийская канонада... Как обычно...» Дважды повторяется «как обычно», хотя речь идет о страшных вещах. «Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке...» Война оставляет следы разрушения и смерти: «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые... Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки...» Странное сочетание - «живые танки».)

Автор показывает военный быт: «Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась битая-перебитая в шалашиках (это зимой!). Только у ротного был жиденький блиндажик. И со жратвой туго, и с боеприпасами... нету силенок ребят хоронить, нету... Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах». Жалкие слова - «шалашик», «окопчик», «блиндажик» подчеркивают шаткость, ненадежность положения.

Мы узнаем о численности личного состава Сашкиной роты:

«- Сколько у вас в роте было человек? - спросил Сашку капитан.

Сто пятьдесят...

Сколько осталось?

Шестнадцать…»

Выходит, меньше чем за два месяца из каждых десяти человек девять погибли!

(Сашка добывает валенки для ротного; раненый Сашка возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; Сашка ведет санитаров к раненому; Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять; встреча с Зиной; Сашка выручает лейтенанта Володю. Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходил испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.)

III. Пересказ и работа с эпизодом пленения немца

Сашкина рота напоролась на немецкую разведку и стала поспешно отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку: полетели мины. «Но все это было привычное, испытываемое ими каждодневно и потому особого страха не вызывало». Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Сашка проявляет отчаянную храбрость - берет немца голыми руками, патронов у него не было, свой диск он отдал ротному. При этом вовсе не считает себя героем - на вопрос ротного, как это вышло, отвечает: «А шут его знает. Дуриком». На допросе немец молчит, и ротный приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка думает, что немец не трус, раз не поддакивает на его «Гитлер капут» говорит, немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Комбат в штабе, не добившись от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился.

Почему Сашка не подчиняется приказу?

Как расценивать этот его поступок?

Сашке нетрудно было бы убить немца в бою. Этот же был пленным, расстрелять его, после того как обещал сохранить жизнь, Сашка не мог. Между двумя солдатами - русским и немецким - завязываются человеческие отношения: оба умываются и чистят одежду перед тем, как прийти в штаб; немец угощает Сашку сигаретами; Сашка обращается к пленному уже не так, как сначала, - «фашист», а «фриц», более нейтрально, ведь Фриц - немецкое имя; Сашке уже хочется поговорить с немцем, жаль, немецкого не знает. И главное вдруг понял Сашка - «какая у него сейчас страшная власть над немцем. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. И стало Сашке не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком». Сашка увидел в пленном не просто врага, а другого человека: «когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым... Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе».

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то виновен.

Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании». И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет пленного немца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чувствуя свою правоту. «И отвернул глаза капитан», отменил свое приказание. Сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит будто впервые и «церкву разрушенную», и «синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо» и думает: «коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным...»

Можно обсудить этот поступок Сашки в классе, найдутся те, кто считает его неправым - приказы на войне надо выполнять.

Какова роль эпизодического героя, связного комбата Толика?

(Девиз Толика - «наше дело телячье», он уже примеривается к часикам еще не расстрелянного немца, готов торговаться с Сашкой, чтобы «трофей» не упустить. Нет у него в душе заслона, преграды как у Сашки. И Сашка понимает, что «Толик похвалиться любит, а сам слабак». Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.)

Какое качество героя подчеркивает Кондратьев в эпизоде возвращения раненого Сашки в роту?

(Сашка очень совестливый человек чувством ответственности, ему, раненому, «неловко как-то и совестно - вот он уходит, а ребята и небритый осунувшийся ротный должны остаться здесь, в этой погани и мокряди, и никто не знает, суждено ли кому из них уйти отсюда живым, как уходит сейчас он, Сашка». Сашка все эти страшные два месяца только и делал, чего неохота. И в наступлении, и в разведке - все это ведь через силу, превозмогая себя, заколачивая страх и жажду жить на самое донышко души, чтоб не мешали они делать ему то, что положено, что надо».)

I V . Работа с эпизодом о любви Сашки к Зине

Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?

(Сашка спас Зине жизнь. Это его первая любовь. По дороге в госпиталь, когда страшное напряжение передовой постепенно отпускает и радость, что он все же живой, нахлынула в душу, Сашка разрешает себе подумать о Зине, сестренке из санроты, которую прикрыл своим телом от обстрела. Ожидание встречи с Зиной постоянно прерывается тревогой о родной роте: ей опять дрожать в шалашиках, а «кого-то беспременно сегодня шлепнет». Предстоящая вечеринка, о которой он узнает от Зины, вызывает у него гнев: «Какие танцы! Врешь, Зина! Быть этого не может!», и шатнуло его даже. Он говорит строго: «Понимаешь, нельзя это... Веселиться нельзя, когда все поля в наших! Понимаешь?»

Думается Сашке, что любовь их с Зиной будет такой же короткой, как вспышка ракеты. «Погорит немного, согреть как следует не успеет и... погаснет - разведет их война в разные стороны».

А потом Сашка узнает, что Зина все-таки пошла на вечер, танцует с лейтенантом, и «нарастало комом в груди что-то холодное, тяжелое, подступало к горлу, давало...» Будто разорвалось что-то в Сашкиной голове», когда он увидел в окне Зину, услышал ее разговор с лейтенантом и понял, что «любовь у них...»

Но, несмотря на потрясение, боль и обиду, припомнив их с Зиной разговоры и представив ее жизнь тут за эти месяцы, пришел он к тому - неосудима Зина... Просто война... И нету у него зла на нее...» А раз любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он по-другому не может, справедливость и доброта опять берут верх.)

Обсуждение в классе - может, Зина достойна осуждения, предала их с Сашкой любовь, изменила ему?

Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

(В эпизоде в эвакогоспитале румяный, сытый майор успокаивает возмущенных раненых - дали всего две ложки каши. В сердцах лейтенант запустил в майора тарелкой, и Сашка выгораживает друга, которого подведут под трибунал, а ему, рядовому, ничего не будет - дальше передовой не пошлют. Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке».)

V . Заключительное слово преподавателя

Характер Сашки - открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства - все это соединилось в цельном характере гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки - это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности - солдатской». «…Не прочитав я Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек», - писал К. Симонов.

Домашнее задание

1. Написать сочинение по повести Кондратьева «Сашка» по следующему плану:

1) Мое впечатление от повести «Сашка».

2) Легко или трудно иметь такого друга, как Сашка?

3) Что главное в Сашки ном характере?

4) Время и пространство в повести.

Недавно мы отметили 50-летие Победы над фашизмом. Но говоря о всемирно-историческом величии нашей Победы, попробуем прикоснуться сердцем к ее живым истокам, прежде всего нравственным, "примерить на себя" и героизм, и трагизм тех дней. Творчество В. Кондратьева дает для этого богатый материал. В. Кондратьев вошел в литературу позже других писателей фронтового поколения: Бакланова, Быкова, Астафьева, К. Воробьева; они начали публиковаться еще в период "оттепели", в конце 50-х, он же написал первое свое произведение в конце 70-х. Его повести "Сашка", "Селинаровский тракт", "Отпуск по ранению", "Встречи на Сретенке" - своеобразный монолог о путях фронтового поколения. Не принимая лжи, малейшей неточности в показе исторической наукой минувшей войны, ее участник писатель В. Астафьев сурово оценивает сделанное: "...К тому, что написано о войне, я как солдат отношения не имею. Я был совершенно на другой войне... Полуправда нас измучила". Свою правду о войне, пропахшую потом и кровью, открыл нам и В. Кондратьев, хотя сам он считал, что "Сашка" - "лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате-Победителе". Повесть "Сашка" была опубликована в 1979 г. Время действия повести - страшный 1942 год, изнурительные бои подо Ржевом. Кругом мертвые деревни, развороченная снарядами и минами земля. О многом говорит заведенный на передовой порядок: "ранило - отдай автомат оставшемуся, а сам бери родимую трехлинейку". Про житье-бытъе хвастаться нечем: "со жратвой туго, и с боеприпасами, ...нету силенок ребят хоронить". Из ста пятидесяти человек в роте осталось шестнадцать, а воюет рота всего два месяца. Кондратьев проводит своего героя через испытания властью, любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания?

Проявляя отчаянную храбрость, он берег в плен немца. Берет практически голыми руками, патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но "язык" молчит, и ротный приказывает вести пленного в штаб. По дороге Сашка обещает немцу жизнь, говоря, что у нас пленных не расстреливают. Но комбат, не добившись от "языка" никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился. Он понял, что неограниченная власть над жизнью и смертью другого человека страшна. Сашка наделен обостренным чувством ответственности за все, происходящее вокруг;

ему стыдно перед немцем за некудышнюю оборону, за незахороненных солдат. Он свято верит в правдивость нашей листовки, обещающей военнопленному хорошую жизнь". И не может Сашка принять позицию связного комбата Толика, что, дескать, "наше дело телячье". Решение Сашки, его сомнения повлияли на комбата:

он отменил приказ о расстреле пленного. Правда, в случае из жизни, положенном в основу данного эпизода, все завершилось куда трагичнее: командир приказа не отменил, военнопленный, поверивший листовке, был расстрелян, а солдат, выполнивший приказ и позднее поведавший эту историю писателю, всю жизнь терзался: правильно ли он поступил? Мог ли поступить иначе, не нарушив воинского долга?

Испытание любовью не менее важно для понимания сути характера Сашки. Он спас Зине жизнь, полюбил ее, ждал встречи. Но радость свидания омрачена думами о родной роте: "кого-то беспременно сегодня шлепнет". Он не может понять, как можно веселиться, "когда все поля в наших". А потом на Сашку обрушивается известие, что Зина на вечеринке танцует с лейтенантом. Тяжелую ночь проводит Сашка, и все-таки приходит к выводу, что "неосудима Зина... Просто война... И нету у него зла на нее!" Справедливость и доброта и тут берут верх. Сашка понимает, что у Зины и лейтенанта - любовь, и он уходит, не причиняя девушке боли лишними разговорами.

Краткая фронтовая дружба связывает Сашку с лейтенантом Володей, встречаются они по дороге в госпиталь, и когда отъевшийся майор приходит успокоить недовольных раненых, которым дают на ужин по две ложки пшенки, летит в него тарелка, брошенная рукой разъяренного Володи, а Сашка всю вину берет на себя. Он рассудил так: лейтенанту эта выходка с рук не сойдет, трибунал в военное время суров, а его, рядового, "дальше передка не пошлют", а там ему не привыкать.

Кондратьев стремится рассказать о поступках Сашки и его однополчан языком, лишенным патетики, прозаично, сдержанно. Вот раненые ждут погрузки на лодку, направляющуюся к ним под огнем врага. Под тем же огнем им предстоит плыть обратно. О чем они думают в этот - возможно, для кого-то из них последний момент? "И направились мысли к другому. На завтрак они опоздали, придется обеда ожидать, а каков он будет - с хлебушком или с сухарями, опять ли пшенка или в тылу чего другого дадут?"

Рассказ о том, что случилось с Сашкой за несколько дней его военной жизни, строится как цепь последовательно развертывающихся эпизодов, увиденных глазами самого героя. Отсюда "сказовая" манера повествования, дающая возможность и читателю вслед за писателем как бы войти "внутрь" героя, перевоплотиться в Сашку. По мнению критика И. Дедкова, "Повесть о Сашке становится повестью о жизни, мучимой войной, но сохраняющей поистине героическим усилием живое разнообразие, достоинство и человеческое лицо. Начинаясь с Овсянниковского оврага, с пяди фронтовой земли, повесть все время как бы расширяется, захватывая все большее пространство лиц, жизни, все более глубокой, народной, достигая, наконец, как бы поднимаясь из тайны в гору, -Москвы!"

И еще один мотив присущ творчеству Кондратьева: цена победы, долг живого перед павшими. Недаром место действия повести - Ржев, тот самый Ржев, где был убит безымянный солдат Твардовского. Сколько народу полегло в этих "боях местного значения", а могли бы жить, любить, растить детей...

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же... -

эти слова Твардовского созвучны мыслям и чувствам Кондратьева и его героев. Там, на войне, Кондратьев понял самоценность каждой отдельно взятой жизни, оттого и переживал так горько наши невозвратные потери.

23 сентября 1993 г. Кондратьева не стало. Причину его самоубийства искать трудно, но нельзя не задуматься о трагедии поколения фронтовиков, надежды которого на изменение жизни к лучшему во многом не сбьлись. Выстояв в военное лихолетье, они оказались беззащитными перед людской черствостью, перед жесткими словами равнодушия, перед забвением и попранием тех истин, ради которых жили и погибали их сверстники. Жестокая память о войне не должна уйти из сознания и сердца живущих ныне:

Война - жесточе нету слова,
Война - печальней нету слова,
Война - святее нету слова...
(А.Т. Твардовский)

Кондратьев Вячеслав Леонидович(1920 - 1993) - русский
писатель советского периода.
Вячеслав Кондратьев -
фронтовик, свидетель и
участник описываемых им
событий.
Писал с начала 1950-х, но
впервые опубликовался
только в возрасте 49 лет.
Первую повесть -
«Сашка» - опубликовал в
феврале 1979 года в
журнале «Дружба народов».

История создания повести

В течение четырех лет
войны не было ни одного
хоть сколько-нибудь
значительного события,
которое не находило бы
немедленного отражения
в литературе.
Произведения тех лет на
военную тему создавались
буквально по горячим
следам. Эту прозу называют «лейтенантской», что
многое говорит о ее
авторах.
Кондратьева спрашивали, как
случилось, что в немолодые уже
года он вдруг взялся за повесть
о войне.
«Видимо, подошли
лета, пришла зрелость, а вместе
с ней и понимание того, что
война-то – что самое главное,
что было у меня в жизни»,
признавался писатель.
- «О самой войне рассказать
могу только я сам. И должен
рассказать. Не расскажу – какаято страничка войны останется
нераскрытой».

Ржевская битва

В 1942 году 132-я
стрелковая бригада, в
составе которой воевал
В. Кондратьев, вела
тяжёлые бои
подо Ржевом.
Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю
историю человечества. На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий
армии "Центр" для наступления на Москву. Потери советских войск в
боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек. В лесах подо
Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный
пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек.
После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.

Повесть «Сашка»

Свою правду о войне,
пропахшую
потом
и
кровью, открыл нам и
Кондратьев, хотя сам он
считал, что "Сашка" "лишь малая толика того,
что нужно рассказать о
Солдате-Победителе".
Время действия повести страшный
1942
год,
изнурительные бои подо
Ржевом. Кругом мертвые
деревни, развороченная
снарядами и минами
земля.
Как поведет себя человек
на войне? Поступится ли
он, оказавшись в
экстремальной ситуации,
своими жизненными
принципами, либо же
останется самим собой?
Именно эти вопросы
находятся в центре
внимания автора.

Образ главного героя

Повествуя о событиях
минувших военных лет,
писатель убеждает нас, что
даже на войне человек может
остаться верным себе. Молодой
кадровый боец Сашка – главный
герой повести.
Для него главным в жизни является защита Родины, он исполняет
свой долг, руководствуясь уже сложившимися жизненными
ценностями. Сашке присуще чувство жалости, сострадания. Он для
других готов сделать то, чего никогда не сделал бы для себя. Уже в
начале произведения Кондратьев показывает нам героизм
молодого бойца: Сашка, рискуя жизнью под обстрелом,
отправляется за валенками для своего товарища.

Три испытания

О многом говорит
заведенный на передовой
порядок:
"ранило - отдай автомат
оставшемуся, а сам бери
родимую трехлинейку".
Про житье-бытье хвастаться нечем: "со жратвой туго, и с
боеприпасами, ...нету силенок ребят хоронить". Из ста пятидесяти
человек в роте осталось шестнадцать, а воюет рота всего два
месяца. Кондратьев проводит своего героя через испытания
властью, любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти
испытания?

Три испытания. Испытание властью

Проявляя отчаянную храбрость, практически
голыми руками Сашка берет в плен немца. Но
"язык" молчит, и ротный приказывает вести
пленного в штаб. По дороге Сашка обещает немцу
жизнь, говоря, что у нас пленных не расстреливают.
Но комбат, не добившись от "языка" никаких
сведений, приказывает его расстрелять. Сашка
приказу не
подчинился. Он понял, что
неограниченная власть над жизнью и смертью
другого человека страшна. Сашка наделен
обостренным чувством ответственности за все
происходящее. Он свято верит в правдивость
нашей листовки, обещающей военнопленному
«хорошую жизнь».
Решение Сашки и его сомнения повлияли на
комбата: он отменил приказ о расстреле пленного.

Три испытания. Испытание любовью

Испытание любовью не менее важно для
понимания сути характера Сашки. Он спас Зине
жизнь, полюбил ее, ждал встречи. Но радость
свидания омрачена думами о родной роте: "когото беспременно сегодня шлепнет".
А потом на Сашку обрушивается известие, что Зина на вечеринке
танцует с лейтенантом. Тяжелую ночь проводит Сашка, и все-таки
приходит к выводу, что "неосудима Зина... Просто война... И нету у него
зла на нее!" Справедливость и доброта и тут берут верх. Сашка
понимает, что у Зины и лейтенанта - любовь. Юноша готов понять, а
значит, и простить даже то, что ему предпочли другого. Он готов
перетерпеть любую боль. А боится только одного – лжи и жалости.

10. Три испытания. Испытание дружбой

Краткая
фронтовая
дружба
связывает Сашку с лейтенантом
Володей, встречаются они по
дороге в госпиталь, и когда
отъевшийся
майор
приходит
успокоить недовольных раненых,
которым дают на ужин по две
ложки пшенки, летит в него
тарелка,
брошенная
рукой
разъяренного Володи, а Сашка всю
вину берет на себя.
Он рассудил так: лейтенанту эта выходка с рук не сойдет, трибунал
в военное время суров, а его, рядового, "дальше передка не
пошлют", а там ему не привыкать.

11. Своеобразие главного героя

По мнению критика И. Дедкова, "Повесть о Сашке становится
повестью о жизни, мучимой войной, но сохраняющей поистине
героическим усилием живое разнообразие, достоинство и
человеческое лицо…"
«Много, очень много видал Сашка смертей за это время -
проживи до ста лет, столько не увидишь,- но цена человеческой
жизни не умалялась от этого в его сознании». И это определяющая черта в образе Сашки - умение в нечеловеческих
условиях сохранить в себе человеческое, «есть у него в душе
заслон какой или преграда, преступить которую он не в
силах». «Ну, Сашок... Ты человек...» - говорят о нем товарищи.
Есть «надо», а есть «сверхнадо».
делает сверх надобного.
Сашка, по мнению критика,

12. Образ рядового

В повести «Сашка» Кондратьев
нарисовал образ честного, смелого,
мужественного,
доброго
и
отзывчивого человека.
Писатель
развернул
перед
читателем объективную картину
войны,
беспощадной
и
смертоносной.
«История «Сашки» - это история человека, оказавшегося в самом
трудном месте и на самой трудной должности - солдатской»,- так
сказал о повести Кондратьева Константин Симонов.

13. Примеры использования повести в качестве аргументов

Определение
проблемы
Примеры раскрытия
Проблема
нравственного
выбора
Автор в повести показывает нам солдата честного, отзывчивого,
человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед
тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.
Истинная дружба
Истинная
дружба
подразумевает
духовную
близость
и
бескорыстную самоотдачу.
В. Кондратьев рассказывает о фронтовой дружбе Сашки с
лейтенантом Володей, с которым он познакомился по пути в
госпиталь. Сашка принимает вину Володи, бросившего тарелку в
толстого майора, который приходит в эвакогоспиталь утихомирить
недовольных питанием солдат. Сашка понимает, что Володе не
простят этот поступок, накажут по всей строгости военного
времени, а его, рядового солдата, не накажут строго – дальше
ставшего привычным «передка не пошлют».
Проблема
героизма
Сашка голыми руками схватил немца – тема подвига на войне, когда
человек не думает о собственной жизни.
Человек и война
Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая
жизнь обесценивается.