Творческий коллектив. Принципы организации творческого коллектива. Психологические особенности создания творческих групп Создание творческого коллектива

Д. В. Мочалов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Ключевые слова: творчество, личность, развитие, педагогические инновационные технологии, самодеятельный

хореографический коллектив.

В ходе комплексного исследования творческой направленности личности участников самодеятельного хореографического коллектива, с использованием традиционных и инновационных технологий обучения в сотрудничестве, были выявлены психологические особенности личности - участника самодеятельного хореографического коллектива; определены критерии творчества личности; раскрыт

формирующий потенциал хореографии; экспериментально проверены организационно-

педагогические условия формирования и развития творческой личности в условиях самодеятельного хореографического коллектива.

Keywords: creativity, personality, development, pedagogical innovative technologies, amateur choreographic collective.

During complex research of a creative orientation of the identity ofparticipants of amateur choreographic collective, with use of traditional and innovative technologies of training in cooperation, psychological features of the personality - the participant of amateur choreographic collective were revealed; criteria of creativity of the personality are defined; the forming potential of a choreography is opened; organizational and pedagogical conditions of formation and development of the creative person in the conditions of amateur choreographic collective are experimentally checked.

В условиях инновационных процессов происходящих сегодня в обществе развитию творческой личности уделяется особое внимание, поскольку творчество лежит в основе формирования, подготовки и осуществления инновационных преобразований. Развитие творческой личности может протекать в различных сферах общественной жизни, в том числе и во время занятий в самодеятельных хореографических коллективах. Хореографическое искусство, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта творческого опыта личности с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным как в профессиональном искусстве, так и в народном творчестве .

Как свидетельствует практика, в современных условиях недостаточно внимания уделяется вопросам развития творческой личности в самодеятельных хореографических коллективах, которые в большей степени ориентированы на постановочные занятия и показательные

выступления.

По нашему мнению развитие творческой личности в условиях самодеятельного хореографического коллектива должно

рассматриваться с точки зрения системного подхода как целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Танец раскрывает духовные силы личности, воспитывает художественный вкус, любовь к прекрасному и творчеству. И если с одной стороны танец оказывает оздоравливающее действие на растущий организм, благотворно влияя на работу сердца, органов дыхания, кровообращения, укрепляя мышцы и

улучшая осанку, то с другой стороны танец способствует воспитанию гармонически развитой личности, позволяет развивать ее творческую направленность.

Волна суицидов в подростковом возрасте, потрясших Россию в последние годы и выведших ее по этому показателю на одно из первых мест, настоятельно требует пристального внимания к личности, а к творческой личности вдвойне, что и актуализирует проблему исследования.

Активизация внимания к вопросам творчества особенно важна в современной социокультурной ситуации в нашей стране, так как только творческий человек способен осуществлять ответственный социальный выбор, принимать эффективные решения в условиях неопределённости и кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности.

Большинство авторов считают, что для творческой личности творческая деятельность является жизненной потребностью и для нее наиболее характерным является творческий стиль поведения . На наш взгляд отличительным показателем, отличающим творческую личность, ее признаком, является наличие творческих

способностей, которые рассматриваются как индивидуально-психологические способности

человека, которые отвечают требованиям творческой деятельности и являются условием ее успешной реализации. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.

Часто рядом с термином «творческая

личность» находится термин «креативная личность». Креативную личность можно определить как

личность, которая имеет внутренние условия, обеспечивающие её творческую активность, то есть не стимулированную извне исследовательскую деятельность .

Но творческая активность не всегда является производительной. Производительную творческую активность назовем творческим процессом, вследствие которого возникает новое достижение. Таким образом, можно определить, что творческая личность это есть личность креативная, которая в результате влияния внешних факторов приобретает необходимые для актуализации творческого потенциала человека дополнительные мотивы, личностных образований, способностей, что способствует достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности. Важно, чтобы каждый человек совершенствовал навыки творческого мышления. Для этого необходимо создавать условия для развития творчества, руководить ими, и полностью использовать возможности процесса творчества.

Творческая личность помимо творческой активности включает творческое мышление, творческие способности и творческие возможности.

Творческое мышление - это познание чего-то нового. Оно является составным человеческого интеллекта. Творческие способности - это умения, а также возможности творчески выполнять какую-то работу, выполнять какие-то действия, направленные на конкретный результат для улучшения чего-нибудь или кого-нибудь. Творческие возможности - это качества и способности, умения и особенности мотивационной сферы участников

хореографического коллектива, которые

развиваются и ведут к формированию творческой личности, раскрытию потенциальных возможностей каждого участника.

С философской точки зрения творчество трактуется как деятельность, которая порождает что-то качественно новое, чего никогда не было .

Психологи рассматривают творчество как высший уровень логического мышления, которое является толчком к деятельности, «результатом которого имеются созданные материальные духовные ценности» .

Обобщая мнение большинства

исследователей, определим творчество личности как созидательную деятельность, характеризующую неповторимость по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален.

Создание условий для развития творческой личности, формирование у участников

хореографического самодеятельного коллектива устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата возможно с использованием различных методов, как традиционных, так и инновационных, что особо актуально на занятиях в хореографическом коллективе.

Традиционные методы подготовки включают методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, общее эстетическое развитие

участников самодеятельного хореографического коллектива.

Инновационные методы включают современные педагогические технологии развития лидерских способностей, педагогические аспекты творческой деятельности, методы развития

межличностного общения в коллективе, интеграцию

в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива, методы создания художественной среды средствами хореографии.

Опыт работы в самодеятельных хореографических коллективах Республики Татарстан и Нидерландов позволяет предложить комплексный метод, включающий элементы

традиционного и инновационного подходов для развития творческой способности личности -участника художественного самодеятельного коллектива.

Комплексный метод включает:

Визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры);

Теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей участников);

Практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую видеосъемку, для работы на следующем этапе);

Рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается установка на мысленный повтор разученных комбинаций);

Творческий компонент (предполагает

самореализацию личности в постановке танцевальной комбинации, посредством

собственных предложений по эскизу танца).

В своей работе педагог-хореограф должен стремиться к тому, чтобы применяемые им формы, методы и педагогические технологии соответствовали интересам и потребностям личности

Участника самодеятельного хореографического коллектива .

Например, ведущей технологией должна стать технология обучения в сотрудничестве, согласно которой на занятиях по хореографии проводится как индивидуально-групповая работа, так и командно-игровая работа. В первом случае, участники разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные

танцевальные элементы. Это чрезвычайно

эффективная работа для усвоения нового материала каждым участником самодеятельного коллектива. Разновидностью индивидуально-групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, проверяют, указывают на ошибки.

Таким образом, можно отметить, что развитие творческой личности в самодеятельном хореографическом коллективе должно идти не только на досуговых и творческих мероприятиях, но и на этапе подготовки к обязательным учебным занятиям (хореографический станок).

В педагогической деятельности педагогу-хореографу рекомендуется использовать следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:

Групповая форма (группы формируются с учетом возраста участников, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

Коллективная форма (применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);

Индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее творческими участниками; такая форма также необходима для участников, не усвоивших пройденный материал).

Для работы с младшими участниками хореографического коллектива целесообразно педагогу-хореографу применять игровые технологии обучения. При этом учитывается психология участников данного возраста и берется во внимание то, что ведущей деятельностью при этом является игра, и многие занятия выстраиваются в форме танцевальных и музыкальных игр. В данном случае речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы раскрыть и далее развить творческую личность, средством намеченной педагогом цели .

Так, например, в своей работе с данной возрастной группой автор статьи использует методику проведения нетрадиционных занятий в форме сказок. На примере такого занятия можно проследить, как традиционные хореографические па приобретают одушевленные формы в виде животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивает воображение и эмоциональность, закладывает истоки творчества у участников.

И в этой творческой работе у участников самодеятельного хореографического коллектива закрепляются с интересом и удовольствием и профессиональные качества, такие как выворотность, гибкость, растяжка, мышечные ощущения и др.

В Центре Аллы Юрьевны Романенко (г. Казань) занимаются хореографией более 210 детей в 9 возрастных группах, начиная от 3 лет и до 17 лет.

Воспитанникам подготовительной группы (3-6 лет) предлагается система упражнений начальной танцевальной и хореографической подготовки, способствующей развитию базовых двигательных навыков и умений. Они танцуют на сцене маленькие сказочные номера, такие как «Шаловливые кошки», «Матрешки» передавая зрителям идеи добра, дружбы, раскрывая свой творческий подход к передаче образа.

Младшая группа представлена детьми от 6 лет до 12 лет. Рисунок танца усложняется. Появляются номера, требующие большей гибкости,

пластичности, точности и выразительности движений, эмоциональности и выразительности исполнения, например, «Татарский танец»,

отличается усложнением танцевальных элементов национальной направленности. От участников требуется определенная сноровка, координации движений, слаженность и ответственность за себя и партнера по танцу.

Приемы работы с детьми при создании образа могут быть разными. Педагог-хореограф всегда должен учитывать интересы, мысли участников, попытаться приблизиться к их миру. В связи с этим поиск хореографического образа может происходить в сотворчестве участников коллектива и педагога. Например, педагог детям представляет для прослушивания музыкальный материал, несущий в себе образное содержание. При прослушивании дети должны на листе бумаги нарисовать то, что бы им хотелось увидеть в рамках данного музыкального материала. Таким образом, мир педагога-хореографа и мир участника хореографического коллектива могут найти общие образные решения при создании танцевального номера. Но не всегда и не все участники открывают мир своих фантазий, то есть проявляют творчество. Некоторым участникам нужно время, чтобы воплотить в танце придуманные образы. В этом случае педагог может задать изобразить в движениях конкретный образ. Здесь главное для хореографа это увидеть мир глазами участника. Как показывает опыт работы, большинство участников младшего возраста радуются каждой возможности поговорить, то есть высказать свое мнение, активно стремятся к общению, эмоционально воспринимают все, с чем их знакомит педагог-хореограф, проявляют большой интерес к окружающему миру. Давая такие задания, педагог помогает участникам в их творческом самоутверждении. Пусть это будет, например, «бабочка», но у каждого ребенка найдется свой подход к воплощению этого образа.

При создании хореографического номера по сюжетам сказок работа может строиться следующим образом: участники самостоятельно находят сказки, которые, по их мнению, можно приблизить к заданной теме и невольно выбирают интересующие их образы героев, взаимоотношения между ними и возникающие ситуации, знакомится с сюжетами

сказок. Творческое воображение, произвольность и потребность самостоятельно действовать образуют совершенно иной подход участника к занятиям хореографией. Возникает активность участника в поиске новых сюжетов, персонажей. А для хореографии это - создание номеров, интерес к которым не иссякнет долгое время. Если работа идет с подростками, которые только начали заниматься хореографией, для них лексически воплотить образ довольно сложно. Для этого можно включить для них музыку, чтобы они, интуитивно чувствуя ритм, попытались танцевать. Конечно, их движения неловки, неумелы, но для педагога это почва для фантазий. Основываясь на ритмических движениях участников, хореограф создает свободную пластику, которую можно исполнить. По такому принципу создаются интересные номера, где участники очень ярко и творчески проявляют себя.

Так, создание хореографических образов в работе с участниками самодеятельного хореографического коллектива процесс творческий и увлекательный. Тот хореограф испытывает затруднения в создании номеров, который не интересуется уровнем творческого мышления участников. Лишь коллективный подход, заинтересовывающий всех участников, поможет найти образное воплощение любимых сюжетов и персонажей, а самое главное вовлечь участников в творческую атмосферу развития творчества личности .

Особое место в развитии творчества личности участников самодеятельного хореографического коллектива занимает их психологическая

диагностика. Как показал анализ существующих подходов к диагностике участников самодеятельного коллектива, они определяются взглядами авторов на феноменологию этого психического явления и направлены преимущественно на выявление специфических характеристик проявлений и признаков одаренности. При этом не достаточно внимания отводится изучению целостной творческой личности.

На наш взгляд, обоснование принципов диагностики психологического изучения творчества личности участников самодеятельного

хореографического коллектива должно основываться на двух положениях:

а) рассмотрение творчества, как уникального качества личности, представляющего из себя целостную психологическую систему высшего уровня;

б) рассмотрение творчества, в соответствии с динамической теорией одаренности (ДТО), как развивающегося качества личности.

Опираясь на данные положения, в качестве основополагающих принципов, выделены следующие принципы психодиагностики творчества личности:

1) личностно-ориентированный подход. Обследование должно быть направлено на изучение целостной системы взаимосвязанных качеств творческой личности, с учетом возрастных

новообразований, взаимосвязи и взаимодействия интеллекта и аффекта, особенностей самосознания, уровня развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер и т.д., а не отдельных способностей или качеств психики;

2) динамический подход (длительность изучения, развернутость во времени наблюдения за поведением испытуемого в разных ситуациях, изучение динамики его развития, выявление психологических "преград" и определение средств их преодоления). В основе динамического подхода лежит динамическая теория одаренности (ДТО), которая обуславливает смену парадигмы: переход от диагностики отбора к диагностике развития;

3) прогностический подход, при котором

результатом обследования является не только определение уровня общего и психического развития человека, развития общих и специальных способностей, уровня одаренности, но и прогноз творческого развития личности, ориентация на выявление творческих потенциальных

возможностей.

Эти принципы легли в основу проведенного нами комплексного экспериментального

исследования личностно-профессионального и творческого развития участников самодеятельного хореографического коллектива. Проблема личностно-профессионального развития особо высвечивается в настоящее время, в связи с необходимостью освоения нового социальноэкономического опыта. С одной стороны, появившиеся в связи с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны, происходит болезненный процесс ломки традиционных форм профессионализации, которые претерпевают изменения в современных условиях.

В настоящее время можно выделить три главных направления, по которым происходят изменения мира профессий:

Во-первых, отмирание, исчезновение некоторых профессий;

Во-вторых, ряд профессии обновляется по составу входящих в них действий и операций;

В-третьих, появляются новые профессии, не имеющие аналогов в прошлом. Все указанные изменения в мире профессий прогрессивны и необратимы. Соответственно будут меняться и требования к творческой личности, причем в сторону повышения по сравнению с ныне существующими требованиями к общему умственному развитию, уровню образования и личностным качествам. Следует также учитывать, что личностнопрофессиональное самоопределение является основным новообразованием человека в ранней стадии его развития.

В экспериментах по комплексному исследованию творческой направленности личности участников самодеятельного хореографического коллектива приняли участие самодеятельные хореографические коллективы Центра Аллы

Юрьевны Романенко, музыкальной школы № 30, общеобразовательных школ № 174 и 175. Всего в исследовании приняли участие 89 участников хореографических коллективов. Из них: 56

участников в возрасте от 8 до 11 лет (младший школьный возраст) и 33 участника подросткового возраста от 12 лет до 15 лет.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что многие участники характеризуются недифференцированностью и разбросанностью профессиональных интересов. Так, анализ показателей выраженности познавательных и профессиональных интересов показал, что в среднем для одного участника характерна представленность от 6 до 15 познавательных и профессиональных интересов из 29 возможных. Показатели соответствия между типом личности, творческой направленностью личности и и познавательными интересами у участников исследуемых групп достигают не более 50% (табл.1).

Таблица 1 - Показатели соответствия между типом личности, творческой направленностью личности и профессиональными и

познавательными интересами, (%)

Показатели соответствия между типом личности, творческой направленностью личности и профессиональными и познавательными интересами у участников самодеятельного хореографического коллектива

показатели соответствия «чистых» типов личности, творческой направленности и интересом показатели «смешанных» типов личности, творческой направленности и интересов

младший школьный возраст от В до 11 лет подростко вый возраст от 12 до 15 лет младший школьный возраст от В до 11 лет подростко вый возраст от 12 до 15 лет

4В,4 51,б 42,4б 57, 54

В целом, эксперименты показали, что участники хореографического самодеятельного коллектива испытывают значительные трудности в профессиональном самоопределении, о чем свидетельствует наличие почти у половины учащихся двух и даже трех типов направленности, сфер профессиональных предпочтений и разнонаправленности интересов. Эти данные позволяют говорить о необходимости

систематического проведения занятий,

способствующих развитию творческой

направленности личности или раскрытию

творческой личности и профессиональному

становлению участников, то есть на основе развития творческой направленности личности, повысить эффективность профориентации личности.

Среди обследованных участников были выявлены интеллектуально одаренные, количество которых составило в среднем 29,8% от общей выборки. Количество выявленных творчески одаренных участников составило в среднем 6,1% по показателям образной креативности и 7,7% по показателям вербальной креативности от общей выборки. В ходе исследования было отмечено снижение показателей креативности с увеличением возраста участников. Выявлено также отсутствие среди участников с высоким интеллектуальным уровнем показателей высокой творческой креативности. В основном интеллектуально одаренные участники имеют средний и выше среднего уровень творческой креативности.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что интеллектуально одаренные участников самодеятельного хореографического коллектива в условиях традиционного образования постепенно теряют свой интеллектуальный и творческий потенциал. Отсутствие специальных условий приводит к тому, что не раскрываются и не развиваются творческие способности, что в ряде случаев приводит к дезинтеграции личности.

Накопленный на сегодняшний день совместными усилиями педагогов-хореографов инновационный опыт, будет не только изучен, обобщен, но и эффективно внедрен в образовательную практику, что станет импульсом для новых творческих и педагогических проектов.

Данные проведенных исследований содержат обоснованные критерии сформированности творчества личности, позволяющие оценивать эффективность организаторской и воспитательной работы в самодеятельных хореографических коллективах относительно развития творчества личности - участника самодеятельного коллектива.

В итоге осуществленного исследования выявлены психологические особенности личности -участника самодеятельного хореографического коллектива; определены критерии творчества личности; раскрыт формирующий потенциал хореографии; экспериментально проверены организационно-педагогические условия

формирования и развития творческой личности в условиях самодеятельного хореографического коллектива.

Литература

1. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие / И.Б Бовина // Социологический журнал. 2010. - № 3. - С. 5.

2. Гарифуллина Р. С. Технологии социально-культурной деятельности молодежи: (духовно-нравственный ресурс воспитания): учеб. пособ. / Р. С. Гарифуллина. - Казань: Изд-во Казанского. ун-та, 2007. - 288 с.

2010. - №12. - С.279-284.

4. Краткий философский словарь /под ред. А. Алексеев -М.: Проспект, ТК Велби, 2008. - 496 с. 1БВ№ 978-5-48201782-1

5. Психологический словарь / под. ред. П. С. Гуревич. -М.: Словари, 2007. - 800 с. 1БВ№ 978-5-373-00614-9; 978-5-94849-630-6.

6. Явгильдина З.М. Педагогические условия

формирования музыкальной культуры молодежи в культурно-досуговых учреждениях малого города

/З.М. Явгильдина, Г.Р. Муртазина // Вестник КТУ,

2011. - № 24.- С. 324-333.

7. Гончарук Н.П. Использование психодиагностики в

процессе интеллектуально-развивающего обучения /

Н.П. Гончарук, Г.С. Сагдеева // Вестник КТУ, 2010.-№ 12. - С.107-112.

8. Кабурнеева Е.О. Становление хореографического образования в России: традиции балетного искусства в культурно-историческом контексте / Е.О. Кабурнеева // Вестник МГУКИ.- 2010.- №5.- С.185-189.

© Д. В. Мочалов - ст. препод. каф. современного и спортивно-бального танца Казанского госуд. университет культуры и искусств» [email protected]

Воспитание -это один из важнейших компанентов образования человека.

Показателями эффективности педагогической деятельности является

уровень развития классного коллектива, его психологический климат,

структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого коллектива

Как ключевая задача воспитательной работы в классе.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно-нравственного совершенствования. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Современное общество востребует не только человека информированного, знающего, сколько способного к познанию сложности быстро изменяющегося мира, к ценностному осмыслению этого многоликого мира через человека, его деятельность и взаимодействие с людьми.

Разрешение этой задачи составляет формирование личности ученика как субъекта морали. Одним из способов развития индивидуальной нравственности школьника является формирование способности к моральному и ценностному выбору, который становится основанием для организации собственной жизни.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека. Показателями эффективности педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.

Цель и задачи воспитательной работы

Цель:

  • создание условий для полноценного развития индивидуальных способностей ребенка и формирование у детей младшего школьного возраста активной жизненной позиции, интереса к общественной, познавательной и трудовой деятельности, развитию коммуникативных и организаторских способностей, умений самооценки и самоконтроля.

Задачи:

  • способствовать развитию детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного и деятельностно-отношенческого подхода к воспитанию;
  • построить отношение на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива;
  • создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;
  • воспитать духовно-нравственные ценности и утверждать их в сознании и поведении через чтение художественной литературы, семейные традиции, народные праздники и обычаи;
  • формировать здоровый образ жизни учащихся;
  • формирование дружного классного коллектива.

Ведущие направления деятельности,

способствующие реализации данной цели.

Основные направления деятельности для достижения данной цели я считаю следующие:

  • Координация жизнедеятельности детского коллектива;
  • Содейство вать организации учебно-познавательной деятельности учащихся для повышения успешности каждого;
  • Обеспечить участие во внеклассной деятельности школьного коллектива;
  • Установить связь с родителями и взаимодействие с семьей учащегося;
  • Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города;
  • Вовлечение учащихся и их родителей в социальное проектирование.

Приоритетными в моей воспитательной системе класса становятся следующие

принципы :

  • принцип природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;
  • принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность;
  • принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
  • принцип успешности - оптимистический настрой жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения.
  • деятельностно-отношенческий подход – в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками;
  • личностно - ориентированный подход – уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
  • принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости. Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.
  • принцип сотрудничества детей и взрослых , основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).

Общность – первое условие воспитания детей .

Что даёт?

  • воспитывает мировоззрение;
  • способствует взрослению;
  • формирует отношение к культурным ценностям;
  • формирует культуру досуга;
  • способствует развитию способностей, новой культуры мышления;
  • даёт возможность проявляться инициативам.

Ведущими идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были ученые – педагоги В.А. Сухомлинский, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов. Ценности наиболее значимые для меня, как классного руководителя: добро, семья, Родина, взаимоуважение.

Основополагающим для меня как классного руководителя в воспитательной системе является принцип семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости. (И.Г.Абрамова, РГПУ им Герцена, С.-Петербург)

Свою работу классного руководителя я начинала с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Основная моя обязанность - это организация и воспитание классного коллектива. Я стремлюсь организовывать и сплачивать коллектив, создавать условия и предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Индивидуально -групповой компонент

Смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации потребностей индивидов и групп этого компонента.

Существование и функционирование данного компонента обеспечивает три «С»;

сотрудничество, сопереживание, сотворчество.

Ценностно - ориентационный компонент

Воспитание без цели не бывает, т.к. ценностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремлённость, целенаправленность.

Функционально -деятельностный компонент

Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие её основных элементов и связей.

Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Как наиболее значимые я выделила следующие Функции:

  • Образовательную (познавательную) , направленную на формирование мировоззрения учащихся;
  • воспитательную , содействующую социализации учащихся. Данная функция, на мой взгляд, является ключевой в воспитательной системе, поэтому требует более подробного рассмотрения.

Диагностический компонент

Необходимость данного компонента в системе воспитания очевидна, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.

Мерилом эффективности функционирования воспитательной системы класса служат:

  • Образованность учащихся;
  • Воспитанность учащихся;
  • Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива;
  • Сформированность классного коллектива.

Данный компонент позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.

Созданная модель помогает мне более целенаправленно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. При такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Все ориентировочные мероприятия исходят из детских желаний, предложений, советов. Каждый год в сентябре ребята высказывают пожелания (мы записываем их на доске), что они хотят увидеть в этом году, куда сходить, что сделать, какие праздники или беседы их интересуют. Затем дома каждый из детей вместе с родителями обсуждают и записывают свои пожелания о проведении того или иного мероприятия. Суммируя все желаемое, я привожу это в систему и определяю направление. Сама я только корректирую эти пожелания и придаю им форму реального дела. Система воспитательной работы, разработанная с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.

Ожидаемые результаты:

  • Наличие положительной динамики состояния уровня воспитанности учащихся класса;
  • создание сплоченного классного коллектива;
  • проявление инициативы и ответственности за порученное дело;
  • наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности ребенка;
  • участие в конкурсах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях;
  • посещение спортивных секций, кружков по интересам;
  • высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.

Развитие органов самоуправления,

организация коллективной деятельности

Ведущим замыслом воспитательной системы является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника. Воплощение такого плана предполагает целенаправленное и поступательное освоение учащимися азбуки организаторского навыка, формирование реально действующего самоуправления в классе. Ключевым принципом организации самоуправления является идея сотрудничества детей и взрослых. Главным условием подготовки и проведения любого дела - делать вместе с ребятами, а не за них.

Формирования детского коллектива происходит в игре. Класс поделен на 3 команды, которые собирают «радугу» В каждой команде выбраны: командир, Знайка, спортивчик, затейник. В конце каждой недели подводятся итоги работы за неделю и четверть. Совет класса возглавляет командир – староста.

Воспитательная система класса строится на основе содружества и соуправления, т. е. через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход, на основе формирования отношений содружества классного руководителя и детей, содружества между самими детьми. Содержание работы определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий.

Высший орган классного самоуправления – собрание класса.

Совет коллектива класса – главный исполнительный орган, избираемый на классном собрании на один год. Его члены, как правило, руководят работой команд, создаваемых для организации в классе разнообразных видов деятельности. Наряду с постоянными в классе могут действовать и временные органы самоуправления (совет дела, временные творческие группы).

Первый шаг – обсуждение на собрании класса того, что будем делать, для кого, с кем вместе. Намечаем интересные и полезные дела. Этап коллективного планирования сменяется этапом организации коллективных творческих дел, на котором задача классного руководителя – помочь в выполнении конкретных поручений. Инициативы, желания у ребят всегда много, а опыта коллективных дел мало. Тут важно, чтобы ребята в группах увидели в лице классного руководителя доброжелательного союзника, чтобы могли помочь друг другу. Ведь в организационной работе рождается коллективное, общественно направленное творчество.

В процессе подготовки коллективных творческих дел ярко проявляется и межличностная система взаимоотношений, симпатии и антипатии. Эти отношения отражают принятие или неприятие микрогруппой той или иной личности, степень того уважения и авторитета, которым она пользуется. Поэтому в создании содружества между детьми классного руководителя должен видеть свою задачу в том, чтобы при формировании групп учитывать сложившиеся привязанности, симпатии и антипатии, а также помочь утвердиться в коллективе каждому ребенку. Что касается этапа проведения то здесь самое главное совместное переживание, создающее напряжение и яркий эмоциональный выход. Одной из важных задач на этом этапе – подготовиться и подвести итоги.

Заключительный этап очень важен в формировании отношений содружества, самоуправления в коллективных творческих делах.

Задача классного руководителя – способствовать тому, чтобы ребята размышляли о причинах успехов и неудач, учились видеть влияние отношений на результативность общего дела . Коллективное подведение итогов способствует выработке общественного мнения. Отношение содружества между классного руководителя и детьми являются предпосылкой того, что педагогическая оценка классного руководителя является для детей личностно значимой и способна оказывать воздействие на формирование их оценки и самооценки. Опыт работы показывает, что такая методика коллективных творческих дел формирует отношения содружества, в которых гармонируют доброжелательность, требовательность, отзывчивость, ответственность


Творческий студенческий коллектив в учебной и внеучебной деятельности выступает основным объектом воспитательной работы педагога.

Коллектив -- группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистским самоопределением, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в изложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. Подобные отношения в коллективе способствуют воспитанию коллективистских качеств. В коллективе проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития .

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений, С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Развитие творческой индивидуальности личности взаимосвязано с уровнем её самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее личность в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше её статус в коллективе и тем выше её влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше её статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие её самостоятельности .

Развитие личности и коллектива -- взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

С начала 20-х до 60-х гг. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук.

Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Социальная психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений.

Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т.е. к обществу.

Юриспруденция и ее отрасль - криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни.

Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для всестороннего развития личности, т.е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив. Основной целью воспитания, считал А.В. Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. "Мы хотим, -- писал он, -- воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами". В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А.В. Луначарский.

Н.К. Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие как активная позиция ребенка в установлении коллективистических отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой и основы гуманизации межличностных отношений; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С.Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающего широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко. Он доказал, что никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива. Он первым всесторонне обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.

Последовательное развитие идеи А.С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А. Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного, педагогического процесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллективом. В.А. Сухомлинский в основу своей воспитательной системы творческого развития личности положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

В последние десятилетия педагогические исследовании были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, М.Д. Виноградова, Л.Н. Мудрик, О.С. Богданова, И.Б. Первин и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М. Короток и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова и др.).

Современная концепция воспитательного коллектива (Г.Л. Куракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. Детский коллектив является средством достижения стоящих перед обществом воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленною предшествующими поколениями.

В настоящее время исследуются такие вопросы ценностной теории коллектива как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания, ведущими среди которых рассматриваются приобщение к различным аспектам культуры, формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и другие .

Выделяют основные характерные признаки коллектива:

1. Наличие общественно значимых целей;

2. Их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;

3. Систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;

4. Соответствующая организация совместной деятельности;

5. Систематическая практическая связь коллектива с обществом .

Не менее значимы такие признаки коллектива как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.

Признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности.

Существуют три воспитательные функции коллектива: организационная -- коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; воспитательная -- коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования -- коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

Творческий коллектив и специфика его формирования и развития объясняется спецификой самого творческого процесса (творчества) -- процесса создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения, процесс претворения наблюдений действительности в художественный образ. Творческая деятельность -- это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психологических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В процессе обучения студентов в вузе, где они не создают качественно новые общественные ценности, творчество следует определять как форму деятельности обучающегося, направленную на создание объективно или субъективно качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т. е. важных для формирования личности как общественного субъекта .

Творчество - особый характер любой деятельности человека (художественной, научной, педагогической и т.д.). Кроме того, творчество предполагает выдвижение новых идей, подходов к решению проблем, принятие нестандартных решений. Искусство невозможно без творчества (творческой деятельности композиторов, художников, актёров и т.д.).

Особый взгляд на творчество с позиций религиозной философии содержится в известном труде Н.А. Бердяева «Смысл творчества». Автор рассматривает творчество как проявление божественного предначертания, выявляет его трансцендентальную сущность. Он рассматривает проблемы творчества в контекстах морали, любви, брака и семьи, красоты, мистики и т.д. .

Будучи сложным культурно-историческим явлением и важным феноменом жизнедеятельности человека, творчество с давних пор привлекало внимание философов, учёных, художников, педагогов (Платона, Августина, Канта, Бергсона, Дьюи, Гуссерля, Дж. Гилфорда, Б. Г. Ананьева, Д. Б. Богоявленской, Е.Л. Яковлевой, Г. Уоллеса, Я. А. Пономарева и многих других). Несмотря на разносторонность их взглядов и на отсутствие до конца разработанной и единой позиции по вопросам природы творчества, они едины в одном. Творчество - прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности. Творчество - способ «личностного» существования. Творческая личность - это свободная личность, личность, способная быть самой собой, слышать свое «Я».

Изучение проблемы творчества в науке насчитывает десятки лет. Создано большое количество теоретических и экспериментальных работ отражающих различные стороны творчества человека. Но в целом, как это отмечают исследователи в разных областях науки, творческая деятельность человека остается непознанной сферой .

В связи с этим выдающийся русский психолог Л.С. Выготский писал: «... было выдвинуто чрезвычайно много различных теорий, каждая из которых по-своему разъясняла процессы художественного творчества или восприятия. Однако чрезвычайно немногие попытки были доведены до конца. Мы не имеем почти ни одной совершенно законченной и сколько-нибудь общепризнанной системы психологии искусства» .

Полностью совпадает с мнением Л.С. Выготского положение известного ученого Д.И. Узнадзе о необходимости психологического исследования творческого поведения личности. Особенность такого поведения состоит в специфике его детерминации. По мнению Д.И. Узнадзе, оно не есть реакция на внешнее воздействие, а представляет собой акцию, внутренне обусловленную и, следовательно, свободную автономную активность.

Личная опосредованность творческой деятельности, достижение результатов высокого уровня, по мнению многих авторов, требует для выяснения условий проявления творческих способностей обращения внимания на саму личность творца, ее культурные, ценностные ориентации, способ деятельности и достижение результатов, взаимодействие с окружающими и т.д. Поэтому для более глубокого понимания природы творческой деятельности следует обратиться к вопросам теории творчества и теории личности.

Понятие «творчество» дается в словаре «Психология». «Творчество -деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений благодаря которым создается продукт, отвечающий новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей».

С точки зрения некоторых учёных творчество - генерирование новой информации в той или оной области науки, техники, производства, искусства или жизнедеятельности людей в целом.

Крамар П.П. считает, что творчество составляет сущность деятельности человека. Творчество человека есть еще одна из форм развития мира, его особо важная форма развития, осуществляемая через человеческую деятельность. Поэтому понятие развития должно входить в определение творчества «понимаемого, прежде всего, и, главным образом, как развивающаяся деятельность человека и именно благодаря развитию, приводящая к качественно новым результатам, которые человек (человечество) не мог (не могло) достичь ранее по той причине, что его деятельность еще не была развита в достаточной степени. Творчество «есть в высшей степени диалектический процесс... творческая по содержанию деятельность является наиболее адекватным выражением законов материалистической диалектики», - отмечает П.П. Крамар.

Шумилин А.Т. дает несколько определений творчеству. «Творчество - форма развития общества и его среды» и «Творчество - деятельность человека, созидающая новые духовные и материальные ценности».

Если творчество - процесс создания нового, то социальное значение творчества, его основной смысл и историческая необходимость его возникновения состоит в том, что оно является формой качественного развития общества и окружающей его среды, ноосферы, всей культуры. Творчество в этом случае следует рассматривать как проявление высших способностей человека, высшая форма деятельности человека. Определение человека как существа «творящего, созидающего» полнее и точнее, так как именно в творчестве раскрывается с предельной ясностью сущность человека как преобразователя мира.

Наиболее полное общее определение понятия творчества раскрыто Я.Л. Пономаревым. «Творчество - необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм», - пишет он.

Проблемы творчества и развития творческой личности активно разрабатываются в современной педагогике. «Формирование способностей личности к самостоятельной творческой деятельности, создание условия для раскрытия, реализации и развития её творческого потенциала - одна из важнейших целей занятий искусством, художественным творчеством».

Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её «необходимое, существенное, неотъемлемое свойство». Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.

Творчество - это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможности человека, создавая условия для покорения новых вершин.

В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека.

Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важнейшим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой - творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству. Преобразующая деятельность человека, воспитывает в нем, субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить.

Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества.

Культурологический аспект исходит из принципа преемственности, единства традиции и новаторства.

Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно - дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей.

Возникающее в творческом процессе взаимодействие между различными качественными уровнями культуры выдвигает вопрос о взаимосвязи традиции и новаторства, ибо нельзя понять природу и сущность новаторства в науке, искусстве, технике, правильно объяснить характер инноваций в культуре, языке, в различных формах социальной деятельности вне связи с диалектикой развития традиции. Следовательно, традиция является одной из внутренних детерминаций творчества. Она составляет основу, изначальную базу творческого акта, прививает субъекту творчества определенную психологическую установку, способствующую реализации тех или иных потребностей общества.

Несмотря на то, что официально декларируется воспитание творческой личности, в реальности для стабильности государства, общества необходимы конформные личности. А для развития общества - творческие личности. Необходимость одновременно и стабильности, и развития социальных систем включает противоречие в развитии общества и личности. Возможно, баланс конформных и творческих личностей в обществе является одним из условий его позитивного эволюционного развития.

Творческий студенческий коллектив имеет свою специфику, так как студент в процессе занятий творчеством строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализирует ситуацию; проектирует результат в соответствии с исходными данными; анализирует имеющиеся средства, необходимые для проверки предположения и достижения искомого результата; оценивает полученные данные; формулирует новые задачи .

Следовательно, творческая деятельность студентов складывается из следующих этапов: возникновение замысла, проработка замысла, преобразование замысла в идею - гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Но без специальной подготовки и знаний успешное творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку студент на основе анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые пути и способы ее решения.

В сфере личности творчество проявляется как самореализация студента на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей и построение программы самосовершенствования. Исключительно важной в этой связи является такая организация работы со студентами в системе их подготовки, которая способствовала бы появлению, созданию и формированию их художественно-творческого потенциала.

Подлинный профессионализм студенческой молодёжи вузов культуры и искусств подразумевает наличие у неё творческих способностей, творческой активности, а её творческая деятельность - достижение творческих результатов. Соответственно, профессиональная подготовка будущего специалиста социально-культурной деятельности предусматривает актуализацию и развитие художественно-творческой активности студентов в учебное и внеучебное время, накопление у них творческого потенциала.

1.1 Понятие, содержание и особенности творческих коллективов

«Коллектив» (от лат. соllective -- собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения .

Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом -- высокую степень развития группы .

Коллектив как социальный феномен характеризуется наличием единой общественно значимой цели, совместной деятельности по ее реализации, отношений взаимной зависимости и ответственности при равенстве членов в правах и обязанностях, в связи со средой, другими коллективами. Концепция коллектива, разрабатываемая под руководством Л.И.Новиковой, рассматривает коллектив в рамках целостной воспитательной системы как механизм, обеспечивающий педагогам переход управляемых сфер деятельности в сферу отношений .

Коллектив необходимо представлять как развивающийся социальный организм, развитие которого существенно зависит от характера отношений его членов в процессе организации деятельности и общения.

Творчество - это деятельность человека или группы людей, заключающейся в создании новых по замыслу или интерпретации существующих духовных или материальных ценностей .

Многообразие проявлений творчества отражает богатство сущностных сил человека и, вместе с тем, потребность общества в прогрессивных изменениях. Определенные виды творчества тяготеют преимущественно к материально-практической или к духовной сфере общественной жизни. Существует дифференциация творчества по видам (научное, техническое, художественное, социальное) и по форме (ценностные различия, профессиональное - любительское, индивидуальное - коллективное) .

Обзор существующей научной литературы по проблеме коллективного творчества и творческих коллективов показал, что современные знания о коллективном творчестве в основной своей массе созерцательно-объяснительны и эмпиричны. Они не вскрывают в должной мере механизмы коллективного творчества, не выявляют особенности организации и управления деятельностью творческих коллективов.

Творческий коллектив является организованной социальной группой, основой деятельности которой является творчество как создание новых по замыслу или интерпретация существующих духовных или материальных ценностей .

Особенности творческих коллективов проявляется в трех наиболее значимых аспектах? творческом, социально-психологическом и организационно-управленческом. Первый аспект выражается в творческом саморазвитии, стремлении к тесному творческому общению, творческой согласованности действий и творческом взаимопонимании. Второй? в обостренном чувстве творческой индивидуальности, творческой состязательности и творческом лидерстве, высокой значимости эмоциональных факторов во внутригрупповом взаимодействии, референтности, коллективистской идентификации, надситуативной активности.

Такие качества как повышенная способность к самоорганизации, целенаправленность, мотивированность, целостность (интегрированность), структурированность, организованность, согласованность, результативность отражают организационно-управленческие особенности творческих коллективов .

Процесс развития творческого коллектива является одним из важнейших объектов исследований в области педагогики. В философии процесс развития творческого коллектива рассматривается как развитие социального организма, основные критерии которого - целеустремленность, сплоченность, эффективность деятельности (В.Г. Иванов). В социальной психологии процесс развития рассматривается через такие параметры, как нравственная направленность, организационное и ценностное ориентационное единство, подготовленность к той или иной деятельности в рамках социально-психологической общности, возникающей в коллективе (А. В. Петровский, Л. И. Уманский и др.) .

Л.И Новикова, А.Т Куракин и другие ученые-педагоги, продолжая изучение проблем творческого коллектива, рассматривают его как инструмент воспитания, в котором вычленяются три стадии развития .

На первой стадии творческий коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагогов и руководителей, стремящихся превратить ту или иную организационную единицу в социально-психологическую общность, где отношения детей опосредуются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями, где есть условия, обеспечивающие совпадение взглядов, оценок, переживаний детей. О наступлении такого состояния можно судить по действенности организационной структуры коллектива, увлеченности детей совместной деятельностью, их реакциями на нарушения установившихся норм коллективной жизни, по развитости внешних связей коллектива.

На второй стадии развития детский творческий коллектив выступает как инструмент целенаправленного формирования определенных качеств и способностей личности. На этой стадии развивается система внешних связей; возрастает сознательное стремление его членов независимо от групповой принадлежности к реализации коллективных целей. Коллектив становится способным требовать от своих членов соблюдения определенных норм поведения. Меняется и характер внешних связей и отношений коллектива. Если на предыдущем этапе эти связи помогали главным образом объединению детей в рамках заданной структуры, в формировании самосознания «мы - коллектив», то теперь их смысл изменился. На их основе детский коллектив осознает не только свою целостность, но и принадлежность к обществу в целом. У детей начинает формироваться сознание коллектива как ячейки общества. На этом этапе основная цель педагогов и руководителей - в максимальном использовании возможностей коллектива в реализации тех творческих функций, ради которых коллектив создается. Педагоги призваны продолжать укреплять детский коллектив за счет совершенствования его структуры, при которой все входящие в него группы становятся носителями творческих ценностей.

На третьей стадии своего развития творческий коллектив используется педагогами и руководителями в целях корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого отдельного ребенка. На этой стадии возникает атмосфера доброжелательности каждого по отношению к каждому, высокий уровень требовательности, социальных ожиданий, стимулирующих раскрытие положительных сторон личности. Коллектив становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию.

Вычленение в едином процессе развития и управления коллективом трех стадий условно, ибо, создавая творческий коллектив, организуя его жизнедеятельность, педагог одновременно регулирует возникающие в среде детей отношения. На каждой из трех стадий развития творческого коллектива характер управления им со стороны педагогов и руководителей будет различным .

Таким образом, коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом -- высокую степень развития группы. Творчество - это деятельность человека или группы людей, заключающейся в создании новых по замыслу или интерпретации существующих духовных или материальных ценностей. Творческий коллектив является организованной социальной группой, основой деятельности которой является творчество как создание новых по замыслу или интерпретация существующих духовных или материальных ценностей. Особенности творческих коллективов проявляется в трех наиболее значимых аспектах? творческом, социально-психологическом и организационно-управленческом. Творчество требует иногда значительной интимности, непосредственности, особенно на стадиях начального поиска. Товарищеское общение, сопереживание в процессе возникновения новых решений, идей -- наиболее важные факторы хорошего микроклимата в коллективе. Четкая и рационально построенная сеть связи между отдельными членами коллектива активизирует творчество.

Анализ формирования трудового коллектива МОБУ "СОШ №3 п. Саракташ"

Рассмотрим отдельные виды коллективов с точки зрения практики управления. По составу коллективы бывают гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные). Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, статуса...

Взаимодействие в группе: управление коллективом

Рассмотрим классификацию коллективов. 1. По составу коллективы бывают гомогенными (однородными) и гетерогенными(разнородными). Гетерогенные коллективы, различия между членами которых могут касаться пола, возраста, профессии, статуса...

Влияние мотивации на инновационный менеджмент (на примере филиала ООО "Росгосстрах" в Кировской области)

Мотивационная деятельность филиала ООО «Росгосстрах» развита очень хорошо. Сотрудники заинтересованы в работе - у них достойные оклады (которые не разглашаются, они являются коммерческой тайной), индивидуальные надбавки, премии...

Менеджмент и персонал сельскохозяйственного предприятия

Для того чтобы понять содержание процесса развития кадрового потенциала, нужно ответить на вопрос зачем? Когда-то работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том...

Организация управленческого труда

Управленческий труд непосредственно не выступает создателем материальных благ, но является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего, и в этой части является трудом производительным...

Творческие работники в широком смысле встречаются не только на сцене театра, музыкальных группах или индустрии создания кинофильмов. Креативные сотрудники присутствуют во всех сферах бизнеса...

Особенности управления творческим коллективом на предприятии культуры и искусства

Творческий работник -- физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника...

Развитие трудовых коллективов в новых исторических условиях

Конец XX столетия характерен тем, что в большинстве стран СНГ развертывается постиндустриальная, научно-индустриальная модернизация, организационно связанная с рыночно-демократическим переустройством общества...

1.1 История возникновения клубов и их разновидности Прежде чем написать об истории, я расскажу, определение слова «клуб». Клуб - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения...

Разработка проекта "Клуб молодых поэтов и музыкантов "Третья суббота" в баре-ресторане Coffeeshop Company в Санкт Петербурге"

Природа, это как бы душа, мир творческих клубов. Сущность, что же происходило в некоторых из них. Центр культурной жизни серебряного века конечно Литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака». Никогда -- ни до...

Роль и функции менеджера по управлению персоналом в современной организации

Любая организация хочет, чтобы новый сотрудник как можно быстрее приступил к своим обязанностям и начал хорошо выполнять их. Часть компаний озабочена тем, насколько быстро сотрудник найдет контакт с коллегами, впишется в коллектив...

Система управления персоналом на предприятии ОАО "ГЕНТа"

Предприятие (организация, фирма), будучи целостной производственно-хозяйственной системой, тем не менее может быть представлено как совокупность составляющих ее элементов (подсистем)...

Управление коллективом

Рассмотрим классификацию коллективов. 1. По составу коллективы бывают гомогенными (однородными) и гетерогенными (разнородными). Гетерогенные коллективы, различия между членами которых могут касаться пола, возраста, профессии, статуса...

Управление творческими людьми

менеджер персонал творческий конфликт Рассмотрим десять наиболее часто встречающихся особенностей представителей творческих профессий. Творческие люди очень легко начинают скучать. Творческим людям быстро надоедает одна и та же работа...

Управление творческими процессами в PR-деятельности

Творческий работник -- физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или не связано трудовыми соглашениями, и является членом какой-либо ассоциации творческих работников или нет.

Участник коллектива, работник предприятия культуры и искусства обладает определенными навыками и качествами.

Во-первых, это общие, универсальные требования, в том числе:

· психосоматическое здоровье -- физическое здоровье;

· психическое здоровье;

· внешняя привлекательность или, как минимум, не отталкивающая внешность, что особенно благоприятно при обилии контактов в сфере культуры;

· профессиональная компетентность -- достаточный уровень образования, умения, навыки, профессиональный и деловой опыт;

· организаторские способности;

· личностно-нравственные качества -- добросовестность, порядочность, надежность, принципиальность (или личная преданность).

Во-вторых, помимо общих требований, работнику сферы культуры рекомендуется соответствовать также ряду специфических требований, вытекающих из особенностей сферы. Это особая ориентация на творческую деятельность и на работу с людьми, способность к публичной импровизации и т. д. Работнику культуры следует хорошо разбираться в вопросах истории культуры, современной культурной жизни, текущей политической ситуации. Поскольку его работа часто оказывается связанной с детьми, работнику культуры рекомендуется быть в известной степени педагогом и воспитателем подрастающего поколения.

В большинстве случаев высоких результатов добиваются те организации, в которых коллектив ясно представляет цель своей деятельности, вокруг которой и происходит объединение людей. Ради ее достижения коллектив организован и обладает органами управления.

Учитывая специфику творческого коллектива, вполне возможно, опираясь на средства социальной психологии, планировать его деятельность. И, по возможности, прогнозировать качество его творчества. Для достижения целей творческого коллектива лидеру следует понимать структуру коллектива, закономерности образования в нём неформальных групп, которые либо помогают, либо препятствуют деятельности творческого коллектива. Следовательно, руководитель учитывает:

Психологические явления, связанные с индивидуальностью человека;

Явления коммуникации и взаимодействия в парах;

Взаимодействия внутри малых (до 10 человек) группах и взаимодействия групп друг с другом.

Исполнитель, в ряде случаев (если он не солист), лишь в коллективе может осуществлять свою деятельность. Для социологии индивид - человек, взятый в совокупности всех его качеств: биологических, социальных, психологических, профессиональных и т.д. Между индивидами в группе и индивидом и группой существуют определённые взаимоотношения. "Исследование индивида и группы связано, с одной стороны, изучением группового давления (т.е. влияний, оказываемой группой на протекание психических процессов), поведения индивида, а с другой - изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. изучением феномена лидерства".

Одной из важных проблем современного менеджмента является проблема лидерства, так как она приобретает приоритетное значение в изучении и освоении менеджмента. Такое повышенное внимание к этой проблеме определяется возрастанием роли человеческого фактора в управлении организациями, усложнением управления и усилением его зависимости от факторов и ценностей человеческих отношений.

Члены коллектива воплощают одновременно две функции: профессиональную - "творец" и социальную - сотрудник. И если права и обязанности первого не строго определены в связи неопределимостью уровня творчества, то второй защищён всеми формальными законами предприятия и открыт действию неформальных законов группы. Исторически сложилось, что коллектив творческий управляется именно человеком, ответственным за творческую реализацию функций данного коллектива. А как отдел на предприятии, он управляется подобно коллективу, для которого при выполнении им своих функций, творчество не учитывается и подвергается всем процедурам, принятым в данном социуме по отношению к любому коллективу. Лидеру творческого коллектива, исходя из его особенностей, невозможно строго поделить функции лидера и управленца, именно по причине врождённого дуализма любого творческого коллектива.

В ходе групповой деятельности возникают и закрепляются определённые групповые нормы. Подобного рода феномены имеются как в формальных, так и в неформальных группах. Нормы могут быть стандартными для коллективов одного типа и существовать исключительно в данном коллективе. Нормы - это установленные правила, передаваемые от индивида к индивиду за всё время существования коллектива. Соблюдение этих норм поощряется (повышается статус индивида, уровень его эмоционального приятия другими членами коллектива). В случае их нарушения индивида ждут негативные для него действия со стороны остальных членов коллектива (группы). Он может подчиняться или не подчиняться этим нормам, а это означает, что внутри групп также существуют явления конформизма и нонконформизма. "Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы".

Формальные группы - это группы, возникающие по инициативе администрации, они входят определенным подразделением в организационную структуру и штатное расписание предприятия.

Формальные группы возникают по воле руководства и поэтому в определенной мере являются консервативными, так как зачастую они зависят от личности руководителя и людей, работающих в этой группе, но как только они возникают, сразу становятся социальной средой, где люди начинают взаимодействие между собой по другим законам, создавая неформальные группы.

Неформальные группы - это свободно образованные малые социальные группы людей, которые вступают в постоянное взаимодействие для достижения личных целей (см. Приложение 2).

Неформальные группы создаются не руководством путем распоряжений и формальных постановлений, а членами организации в зависимости от их взаимных симпатий, общих интересов. Эти группы существуют во всех организациях, хотя они не отражены в структурных схемах. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций, эти группы имеют явно или неявно определенного лидера.

Установление неформальных отношений в коллективе нередко приводит к существованию двух лидеров: формального и неформального. Неформальное лидерство может носить как деловой, функциональный, так и социально-психологический межличностный характер.

Творческая группа включает в себя хотя бы одного генератора идей. Другие члены команды, исполняют вспомогательные функции: оценщика предлагаемой идеи или информатора, снабжающего коллег полезной информацией.

У участника творческого коллектива может возникнуть идея, которую он не высказывает, что может быть по двум причинам: первая - работник не уверен в ее ценности, стесняется ее высказать, особенно в присутствии авторитета. Обучение, практика работы в творческом коллективе способствует преодолению подобных трудностей. Вторая причина: желание единолично использовать возникшую у него идею. В таком случае руководитель объясняет реальный путь появления, что идея, которую один из членов творческой группы посчитал за собственную, возникла у него в результате коллективного обсуждения вопроса.

Ценным участником творческой группы является "резонатор" - это человек, который умеет переформулировать новую идею, помочь увидеть ее суть, придать ей выражение (словесное, графическое, символическое и т. д.). Этот процесс называется объективизацией, он возникает в связи с тем, что не все "генераторы идей" умеют понятно преподнести свою идею. Объективизация новой идеи происходит, как правило, в диалоге "генератора" и "резонатора". Ее важность состоит в том, что непонимание партнерами творческого общения друг с другом полностью блокирует процесс решения творческой задачи.

Творческая обстановка на функционирующем предприятии, поощряемая и направляемая должным образом весьма благоприятна, она является наибольшим достижением руководителя коллектива. Для того чтобы ее создать, следует поддерживать инициативные и творческие устремления сотрудников. Перед руководителем стоит сложная задача создать такой микроклимат внутренней среды компании (творческую атмосферу), чтобы творческие личности, работая в группе, не теряли своей индивидуальности.

Творческая атмосфера - это, в первую очередь, доброжелательное окружение, обеспечивающее поддержку и ощущение причастности к команде, принятие, отсутствие оценочных взглядов, отношения, которые создают ту безопасную среду, в которой творческие способности смогут раскрыться. Когда у людей хорошее настроение, они выкладываются на работе. Позитивный настрой помогает людям воспринимать информацию и оперировать логическими правилами при принятии сложных решений, а также мыслить более гибко. Для создания такой творческой атмосферы следует учитывать специальные усилия менеджеров по формированию команды и налаживанию коммуникаций.

Грамотно построенная творческая обстановка в компании прямым образом связана с улучшением качества работы, благодаря тому, что ее наличие позволяет решить ряд проблем, существенным образом повышает качество организационных решений, помогает внедрять выгодные, перспективные, многообещающие новшества, повышает профессиональные навыки работников.

Психологическая совместимость - это способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом. Наличие высокой психологической совместимости сотрудников способствует их лучшему взаимодействию, а в итоге - высокой эффективности труда. Выделяются следующие критерии оценки совместимости: результаты совместной деятельности, эмоционально-энергетические затраты участников деятельности и удовлетворенность участников этой деятельностью.

Выделяют несколько уровней психологической совместимости, обусловленных как свойствами личности работников, так и содержанием, уровнем трудности решаемых задач:

I уровень - психофизиологическая совместимость, которая выражается в сходстве природных свойств людей: тип нервной системы (темперамент), физическая выносливость, работоспособность, эмоциональная устойчивость и другие. В ряде видов профессиональной деятельности требуются именно такие качества.

II уровень - психологический, который проявляется в совпадении свойств, являющихся результатом обучения и воспитания. К этому уровню относятся совпадение черт характера, профессиональных интересов, уровня интеллектуального развития, моральных качеств людей и др.

III уровень - социально-психологический, который выражается в сходстве личностных свойств, рекомендуемых для социального взаимодействия на основе общности их мировоззрения: коммуникабельность, принципиальность, социальные установки, политические взгляды, ценностные ориентации. Указанные свойства полезны для принятия решений в верхних эшелонах руководства в социальных системах управления, социально-политических организациях и в какой-то мере в рядовых рабочих группах, где люди проявляют интерес к социальным проблемам и общению.

При совпадении людей по всем уровням можно говорить о полной их психологической совместимости. При полном же их несовпадении возникает психологический барьер, когда люди не желают общаться, не воспринимают друг друга, не желают сотрудничать ни в какой области. Однако как при полной совместимости, так и при полной несовместимости барьер возникает сравнительно редко. Чаще можно наблюдать преимущественную совместимость по ряду психологических свойств индивидов, оценивая ее уровень с точки зрения требований определенной деятельности. Так, чем глубже несовместимость сотрудников, тем выше вероятность возникновения конфликтов и как следствие - распад рабочих групп.

Для создания эффективной творческой группы руководителю следует изучить, какими качествами и навыками обладает творческий работник, понимать закономерности образования в нем неформальных групп, которые помогают или препятствуют творческой деятельности, рекомендуется обращать особое внимание на психологическую совместимость работников, так как чем больше уровень совместимости - тем выше качество творческой деятельности. Специфика управления творческим коллективом предполагает наличие собственного стиля руководства, представляющего собой синтез авторитарного, демократического и либерального стилей. Также в управлении творческой деятельностью благоприятным является стремление руководителя к развитию качеств решимости и ответственности своих подчиненных.

Таким образом, руководителю, обладающим специфическими управленческими функциями, при создании творческого коллектива, рекомендуется учитывать к какому виду коллективов относится творческая группа, а также исследовать совместимость сотрудников, причины возникновения неформальных групп и их воздействия на деятельность коллектива.