Урок"подготовка к написанию сочинения по роману "отцы и дети". Духовный конфликт между поколениями в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Костромского муниципального района

«Кузьмищенская средняя общеобразовательная школа»

Костромской области

Конспект

урока литературы

в 10 классе

по теме

«

И. С. Тургенева

"Отцы и дети"

учителя русского языка и литературы

Марковой Татьяны Александровны .

2017 год

Тема занятия : Урок-подготовка к написанию сочинения по роману

И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Цель занятия: формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения .

Задачи занятия.

Образовательные:

Учить устанавливать связи между частями сочинения;

Учить различать главную и второстепенную информации.

Развивающие:

Повторить материал о структуре сочинения;

Повторить информацию о теме и основной мысли текста;

Формировать умение исследовать литературный текст с целью выделения необходимой информации;

Развивать устную и письменную речь учащихся через работу над литературным текстом;

Обогащать словарный запас обучающихся;

Совершенствовать умение обобщать и делать выводы;

Совершенствовать умение логически мыслить;

Формировать умение критически мыслить, рассуждать через самостоятельно выполняемые задания.

Воспитательные:

Формировать интерес к чтению художественной литературы;

Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

Воспитывать ответственное отношение к учёбе;

Воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников.

Место проведения занятия: кабинет русского языка и литературы

Продолжительность занятия: 45 минут

Материально-техническое обеспечение занятия:

Мультимедийное оборудование для показа сопровождающей урок презентации;

Карточный материал (см.приложение)

Методическое и дидактическое обеспечение занятия:

- В.Н. Александров. Знаю, понимаю, могу. Пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., «Школа-пресс», 1999;

Теория и практика сочинений разных жанров. Методические указания к факультативному курсу под ред. Ладыженской Т.А., Зепаловой Т.С. М., «Просвещение», 1977;

- «Раздумье перед сочинением». Ю.А. Озерова. М., «Высшая школа», 1990;

Тип занятия: урок развития речи

Методы:

По характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, частично поисковый;

По степени активности учащихся: продуктивный творческий;

По источнику знаний: словесный, практический, наглядный;

По организации деятельности: индивидуальный, фронтальный, групповой.

Оформление доски: записи по ходу урока

Ход урока .

1. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя о сочинении вообще и особенностях работы на уроке.

Учитель: Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно сказать вслух. И цель сегодняшнего урока – выявить ваше отношение «вечно живому роману» И.С. Тургенева «Отцы и дети» и научить вас самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости. Итак, начинаем.

2. Проверка домашнего задания.

« Аукцион тем» (опрос домашнего задания).

Учитель : Хочется понять, что вас взволновало и заинтересовало в романе Тургенева, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Темы, сформулированные и представленные вами, помогут нам понять это.

Ученики представляют и защищают темы сочинений, которые самостоятельно составили дома, обосновывают свой выбор.

3. Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?»

3.1Осмысление темы, подбор эпиграфа, составление плана.

Работа в группах.

а) Определим основное направление рассуждения

Геро́й (от др.-греч. ἥρως, «доблестный муж, предводитель») - человек исключительной смелости и доблести, либо главное действующее лицо литературного произведения
Тема сочинения и эпиграф.
Философский смысл пейзажа в романе «Отцы и дети» .
Природу надобно представлять себе, по аналогии с человеком, ищущей и заблуждающейся, доброй и злой, - борющейся и становящейся выше себя. (Фр. Ницше)
Сущность конфликта Базарова с Павлом Петровичем.
...Это - не диспуты, а живые, страстные, драматические споры, где каждое действующее лицо высказывает себя, как человека и характер, отстаивает, так сказать, свое нравственное существование. (В. Г. Белинский)
Смысл эпилога в романе «Отцы и дети» .
Спешим, хлопочем, бьемся - жизнь проходит... Покинем этот мир, а жизнь идет... (А. Ю. Линдберг)
Почему И. С. Тургенев заканчивает роман «Отцы и дети» смертью Базарова?
Для смертного сна
Никто не стар! (М. И. Цветаева)
Почему Д. И. Писарев назвал смерть Базарова подвигом?
Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг; этот подвиг остается без последствий, но та доза энергии, которая тратится на подвиг, на блестящее и полезное дело, истрачена здесь на простой и неизбежный физиологический процесс. (Д. И. Писарев)
«Отцы» и «дети» в романе И. С. Тургенева.
Декабристы - наши великие отцы, Базаровы - наши блудные дети. (А. И. Герцен)
Нигилизм и нигилисты в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» .
Нужно иметь смелость высказывать свои убеждения. (И. М. Сеченов)
Нигилизм Базарова: «за» и «против» .
...Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером... (И. С. Тургенев)
Молодое поколение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» .
Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, а сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда. (Д. И. Писарев)
Каковы взгляды Базарова на природу, искусство и общество?
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. (И. С. Тургенев)
Какие проблемы романа «Отцы и дети» можно считать вечными?
...У Базарова нет друга, потому что он не встречал еще человека, «который бы не спасовал перед ним»... (Д. И. Писарев)
Как раскрывается в романе «Отцы и дети» авторское отношение к героям?
Тургенев, как нервная женщина, как растение «не тронь меня» , сжимается болезненно от самого легкого соприкосновения с букетом базаровщины. (Д. И. Писарев)
Как композиция романа «Отцы и дети» позволяет понять его художественный смысл?
...Тургенев может возбудить недоумение в той части публики, которая не привыкла трудом собственной мысли дополнять то, что не договорено или не дорисовано в произведении писателя. (Д. И. Писарев)
Как и почему меняется Базаров на протяжении романа?
...Умирающий Базаров, распустивший свою натуру, давший себе полную волю, возбуждает больше сочувствия, чем тот же Назаров, когда он холодным рассудком контролирует каждое свое движение и постоянно ловит себя на романтических поползновениях. (Д. И. Писарев)
Братья Кирсановы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Истинно благородные люди никогда ничем не кичатся. (Ф. де Ларошфуко)
«Болезнь века» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» .
Характер эпохи заключается в ее практическом направлении. (Д. И. Писарев)
Базаров в «испытании любовью». Базаров и Одинцова.
Есть встречи, есть чувства, когда делается сразу все и продолжения не нужно. Продолжать, ведь это - проверять. (М. И. Цветаева)

Почему Герасим повиновался барыне. Поединок в душе Герасима. Стал бегать, искать, кликать. Герасим везет воду. Обучать элементам характеристики главного героя. Муму в гостиной барыни. Иван Сергеевич Тургенев. Черты характера. Герасим около дома барыни. Герасим и Татьяна. План характеристики героя. Герасим и дворня. Выставка рисунков. Победа или поражение Герасима.

«Отцы и дети» - Роман в оценке Писарева. Взгляд Д. Минаева. Человек без самолюбия ничтожен. Взгляды Базарова-нигилиста. Нигилист. Уход из "Современника". Отцы и дети. Николай Добролюбов. Определите сильные и слабые стороны нигилизма. Жалок тот, кто живет без идеала. В дрожь бросало Тургенева от таких "откровений". Народничество. Споры вокруг романа «Отцы и дети». Базаров - герой своего времени. Рассудочная теория.

«Книга «Ася»» - И.С.Тургенев. Любовь. Эпиграф к уроку. Знакомо ли вам имя И.С.Тургенева. Человек высокоразвитый. Тургеневские герои. Тургенев. Дворянское воспитание. Повесть «Ася» заставляет задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений. Повесть «Ася». Жизнь Тургенева.

«Темы «Стихотворений в прозе» Тургенева» - Цикл, объединённый общей тональностью. Стихотворения в прозе. Иван Сергеевич Тургенев «Стихотворения в прозе». Полина Виардо. Иллюстрация к стихотворению «Порог». Творчество И.С.Тургенева. Лаконизм и свобода. Буживаль. К уроку литературы. Иллюстрация к стихотворению «Старик». Стихотворения. Иван Сергеевич Тургенев. Темы стихотворений. Мысли и чувства.

«Записки охотника» - М.Е. Салтыков -Щедрин. Прелюбопытные крестьянские типы привлекли внимание автора в маленьком селе Колотовка. Рассказы, очерки, зарисовки, новеллы, объединены общим героем-автором. И.С. Тургенев сожалеет о бессмысленно загубленном таланте. Основной прием - антитеза. Спор двух Россий: официальная, крепостная, и народно-крестьянская, поэтическая. «Записки охотника» 1852г. Обилие многоточий указывает на протяженность во времени нарисованных картин, на эпизодичность и одновременно на вечность происходящего.

«И.С.Тургенев «Бирюк»» - И. С. Тургенев «Бирюк». Пейзаж. Комплексный анализ прозаического текста. Викторина. Сюжет и фабула. Композиция. Урок литературы. Конфликт. Портрет героя. Интерьер. Иван Сергеевич Тургенев.

Роман «Отцы и дети» посвящен памяти Виссариона Григорьевича Белинского, во взглядах которого Тургенев совершенно справедливо усматривал истоки философских и эстетических учений революционеров-демократов 60-х годов - Чернышевского и Добролюбова. В письмах К. К. Случевскому, Н. А. Ооновскому, А. В. Топорову, в лекции о Пушкине, в «Воспоминаниях о Белинском» Тургенев настойчиво подчеркивает идею преемственности взглядов.

разночинцев-демократов 60-х годов с критической деятельностью Белинского, развернувшейся в 40-х годах. Тургенев называет Белинского «центральной натурой», «одним из руководителей общественного сознания своего времени». В письме А. В. Топорову из Парижа от 26 ноября (8 декабря) 1882 года Тургенев очень настоятельно напоминал: «Кстати, я забыл одну важную вещь: под заглавием «Отцов и детей» непременно нужно поместить в скобках: «Посвящено памяти Виссариона Григорьевича Белинского». Не забудьте!». В рукописи роману был предпослан эпиграф: «Молодой человек (человеку средних лет): В вас было содержание, но не было силы.

Человек средних лет: А в вас - сила без содержания. (Из современного разговора)». Из эпиграфа вытекало прямое авторское осуждение базаровской «силы без содержания». Но всем ходом романа писатель доказывал, что Базаров - человек весьма умный и содержательный. Это противоречило эпиграфу.

Тургенев, сняв эпиграф, вложил приговор базаровской силе в уста Павла Петровича Кирсанова, героя, несостоятельность которого будет доказываться на протяжении всего романа. Так появились в X главе на полях рукописи, очевидно, по совету П.

В. Анненкова, слова Павла Петровича о «грубой монгольской силе»: «Сила! И в диком калмыке и в монголе есть сила - да на что нам она?. Нам дорога цивилизация, да-с, милостивый государь; нам дороги ее плоды. В России крепостные крестьяне делились на три группы: помещичьи, государственные и удельные. Первые принадлежали помещикам, занимались сельским хозяйством на земле, юридически закрепленной за помещиками, или обслуживали их личные потребности. Государственные, «ли казенные, крестьяне были прикреплены к землям, доход с которых шел в государственную казну.

Удельные крестьяне являлись собственностью императорской семьи. 5 апреля 1797 года Павел I издал «Учреждение об императорской фамилии», устанавливавшее источники, размеры и средства обеспечения членов императорского дома. Недвижимые имущества, выделенные для этой цели, стали называться удельным и. Управление этими имуществами было сосредоточено в особом ведомстве-департаменте уделов, возглавлявшемся министром. Основанный Павлом I департамент уделов был самостоятельным правительственным учреждением, подчиненным "непосредственно высочайшей власти. В 1826 году департамент уделов был присоединен ко вновь учрежденному в то время министерству императорского двора и назван «Министерством императорского двора и уделов». Во главе его стал князь М. П. Волконский. В 1852 году уделы были отделены от Министерства двора, и министерством уделов до 1856 года управлял граф Л. А. Перовский. В 1856 году уделы снова были присоединены к Министерству двора. Вспомним, что и Н. Успенский, и В. Слепцов, и Л. Левитов, и М. Воронов, и С. Максимов, и другие писатели-шестидесятники были студентами-медиками. I [е удивительно, что Тургенев сделал своего Базарова именно медиком и заставил его работать над серьезными опытами по изучению различных закономерностей строения и развития организмов. - Он в будущем году хочет держать на доктора. - А! он по медицинскому факультету,- заметил Николай Петрович и помолчал. По поводу этого диалога Г. А. Бялый пишет: «...внимательный читатель тургеневских времен знал, что В Петербургском университете медицинского факультета Не было, и, следовательно, слова Николая Петровича не должен был понять буквально: «по медицинскому факультету» - это могло обозначать «по медицинской специальности». «На до-ктора» Базаров мог в Петербурге учиться только в Медико-хирургической академии, считавшейся рассадником материализма, радикальных идей и демократических настроений» (Бялый Г. А. Роман Тургенева «Отцы и дети». М. -Л., 1963, с. 16). - Хлопоты у меня большие с мужиками в нынешнем году, - продолжал Николай Петрович, обращаясь к сыну. - Не платят оброка. Что ты будешь делать? Положение оброчных крестьян в России было несколько лучше, чем барщинных: первые меньше соприкасались с помещиками и не испытывали повседневного их произвола. Но к середине XIX века (в предреформенный период) размеры оброка настолько увеличились, что помещичьи крестьяне не в состоянии были его выплачивает. Таким образом, мы можем заключить, что естественнонаучные опыты Базарова - не модничанье и не фиглярство. Они преследуют цель научного исследования природы живых организмов. Тургенев это прекрасно понимал, поэтому он не иронизировал по поводу занятий Базарова экпернментальной медициной, ботаникой, геологией. Не случайно именно эта сторона деятельности Базарова импонировала прогрессивной молодежи 60-х годов, и представители молодого поколения воспринимали опыты Базарова как дело серьезное и в высшей степени важное. Они видели, что в Базарове «сгруппированы наиболее характерные стремления, симпатии и антипатии молодого поколения; он серьезно изучает медицину и естественные науки, ботанизирует, режет лягушек, работает с микроскопом... ».