Уровень газификации стран мира в году. Программа газификации села. генеральными схемами газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации

Одновременно с обустройством месторождений и строительством магистральных газопроводов проходит и развитие снабжения субъектов. Фото с сайта www.gazprom.ru

Не будет преувеличением сказать, что по исходным данным топливно-энергетические ресурсы России огромны. В стране, занимающей 13% планеты, но заселенной менее чем 3% населения мира сосредоточено свыше 34% мировых запасов газа и 13% нефти, прогнозные запасы угля составляют 4 трлн т. По совокупному производству энергоресурсов страна входит в первую пятерку мира: в 2012 году получено 1700 млн т у.т. всех видов энергоресурсов, российский газ обеспечивает треть потребностей европейского рынка, примерно 130-145 млрд куб. м, транзит в Европу из стран Центральной Азии – 50 млрд куб. м.

По мнению экспертов, энергоемкость мирового ВВП снизится к 2035 году на 36%, но спрос на энергоносители увеличится на 41%. Индия и Китай обгонят Европу по суммарному энергопотреблению.

Объем поставок природного газа (ПГ) к 2035 году достигнет 500 млрд куб. м. Россия останется самым крупным поставщиком энергоресурсов, ее экспорт равен 736 млн т н.э. Газ сохранит лидирующую роль в энергобалансе – 50% (сейчас 54%).

Соотношение экспорта и внутреннего потребления

Россия сталкивается с острой конкуренцией в континентальной структуре потребления газа. Это по большей части связано с появлением новых вариантов газовых поставок, включая подводные газопроводы из Северной Африки и СПГ из Катара. Вместе с тем Россия потребляет столько же газа, сколько Германия, Франция, Италия, Япония, Китай и Индия, вместе взятые. На экспорт идет только 30% добычи – по сравнению с 96% у Норвегии. Структура нашего газового баланса напоминает узбекскую и иранскую (см. табл. 1).

Напротив, Россию во многих отношениях можно назвать страной природного газа. По данным компании ВР, в 2008-м у нас было произведено больше этого топлива, чем в любой другой стране, – 602 млрд куб. м, или 19,6% мировой добычи. На втором месте США (582 млрд куб. м), все остальные страны сильно отстают.

По доказанным запасам газа Россия – мировой лидер, причем с большим отрывом: на конец 2008 года они составляли 43,3 трлн куб. м против, например, 6,7 трлн у США. Запасы свыше 10 трлн куб. м газа помимо России имеют лишь две страны – Иран (29,6 трлн) и Катар (25,5 трлн).

Для России газ является основным топливом: его доля в потреблении первичной энергии составляет 55,2%. Среди развитых стран такой высокой доли газа в топливном балансе не имеет ни одна газодобывающая страна: в Великобритании его доля в балансе 40%, в Нидерландах – 38%, в Канаде – 27%, в США – 26%, а в Норвегии с ее преобладанием гидроэнергетики – всего лишь 9%. Россия ежегодно сжигает и перерабатывает 420 млрд куб. м газа, уступая по этому показателю только США.

Большинство стран, богатых газом, экспортируют не менее 40% от объемов своей добычи. Для Алжира, Катара и Туркмении эта доля превышает 70%, а Норвегия вывозит 96% добываемого газа (см. табл. 1).

Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ не экспортируют природный газ и сами потребляют практически 100% своей добычи. Отчасти такой расклад обусловлен отсутствием удобных соседей-потребителей, к которым можно протянуть газопроводы, однако в Катаре наладили на мировом уровне экспорт сжиженного природного газа (СПГ) танкерами.

Конкуренция на европейском рынке газа усилится, а это означает, что наша страна может рассчитывать только на энергетические ресурсы тех стран, логистика которых делает невыгодным поставки топлива в Северную и Центральную Европу, главный регион – потребитель энергии.

Страны Центрально-Азиатского региона и Каспийско-Черноморского региона владеют существенными запасами природного газа: 12% мировых – 22 трлн куб. м (для сравнения, в России 32,6 трлн куб. м). Уже сейчас они являются крупными экспортерами газа в Европу и страны СНГ: природный газ ЦАР минимум на 10–15% дешевле для потребителей, чем газ Ближнего Востока и Северной Европы, и на 30–35% – чем тюменский газ.

Проектируются трассы газопроводов через Каспийское море. Главная цель была исключить Украину из газоснабжения Европы и направить туда потоки туркменского газа. ЕС добился остановки этого проекта, поскольку он не соответствовал критериям демонополизации, а именно – разделению финансов потребителей энергии и поставщиков.

За газовый рынок юга Европы конкурируют Северная Африка и потенциально Израиль, с одной стороны, и Россия плюс страны Центральной Азии и Иран – с другой. Сравнение логично проводить по критерию протяженности газопроводов и сложности маршрутов.

Объем газа из этих стран, намеченного к поставке на уровне 2020 года, – 10 млрд куб. м в год, что составляет 2% от ежегодного потребления Европы, равного 560 млрд куб. м. Для сравнения: «Газпром» продает Европе в 15 раз больше.

Расширение доли голубого топлива в энергобалансе субъектов

Одновременно с обустройством газовых месторождений, строительством магистральных газопроводов «Газпром» развивал газоснабжение и газификацию субъектов РФ. Принимая Россию за 100%, удельный вес затрат на газификацию по округам выглядит следующим образом: Центральный – 35%, Приволжский – 32%, Северо-Западный – 11%, Уральский – 6%, Сибирский – 2% и Дальневосточный – 1%.

Приоритеты финансирования газификации следующие: полная оплата текущих поставок газа потребителями в регионе и погашение задолженности за ранее поставленный газ; обеспечение экономической эффективности строящихся объектов газификации и готовности потребителей к приему газа; загрузка отводов и газораспределительных станций (ГРС); внедрение энергосберегающих технологий.

Вложенные средства позволили обеспечить строительство 1300 газопроводов (протяженность более 18,5 тыс. км); газификацию 2,5 тыс. населенных пунктов; перевод на газовое топливо 3 тыс. котельных; подключение к местным газовым коммуникациям до 600 тыс. домовладений и квартир. В 2014 году было завершено строительство 221 объекта газификации в 49 субъектах РФ, построено 23 межпоселковых газопровода, завершено строительство 244 межпоселковых газопроводов общей протяженностью до 2,5 тыс. км. Однако уровень газификации природным газом к началу 2015 года составил только 63,2% в среднем по России (в городах – 70%, в сельской местности – менее 50%).

Структура потребителей газа в России существенно отличается от европейских стран. Этот перекос связан с климатическими и географическими факторами и с так называемой газовой паузой, которая началась в нашей стране в 70-х годах прошлого века. Суть ее состояла в активном наращивании потребления газа энергетикой для модернизации мощностей генерации, работавшей на угле. В результате экономика быстро «привыкла» к дешевому газу, и по мере экономического роста в последние несколько лет его потребление стало еще быстрее нарастать.

В дальнейшем структура потребителей будет больше походить на европейскую, но основную лепту будут вносить не социальные нагрузки, а промышленные предприятия. Доля потребления энергетикой снизится, но в абсолютных значениях останется примерно на уровне 2005 года, а возможно, даже несколько меньше. В абсолютном выражении потребление газового топлива будет оставаться на высоком уровне по следующим причинам: газ сложно заменить (сложное транспортное плечо для угольной отрасли, нехватка запасов урана, невыгодность использования мазута); несмотря на рост тарифов, газ будет оставаться достаточно дешевым. По-настоящему механизмы межтопливной конкуренции могут заработать после 2020 года; стоимость строительства энергоустановок на газе существенно ниже, чем на других видах топлива; энергобаланс России не критически перекошен в сторону газа. Мнение, что Россия потребляет слишком много газа, не соответствует действительному положению: темпы роста потребления за последние 10 лет существенно отставали от общемировых.

Структура и объемы потребления газа по отраслям на 2010 год следующие: промышленность – 150 млрд куб. м (30%), энергетика – 180 млрд куб. м (36%), население – 120 млрд куб. м (24%), коммунально-бытовое хозяйство – 50 млрд куб. м (10%), прочие – 40 млрд куб. м (8%). Программа газификации регионов РФ начиная с 2011 года наряду с сетевой рассматривает возможность автономной газификации. Начата реализация проектов по автономной газификации сжиженным природным газом (СПГ) в Сибири и на Дальнем Востоке.

На всем пути развития газовой отрасли одновременно с обустройством газовых месторождений, строительством магистральных газопроводов развивались программы газификации субъектов Российской Федерации.

Объемы инвестиций в новое строительство предусматриваются там, где по итогам работы в отчетном году администрациями была успешно выполнена подготовка потребителей к приему газа. В регионах же, где администрации не выполняют обязательств, инвестиции выделяются только на производство работ по уже начатым строительством объектам. Выделение инвестиций на строительство новых объектов предусматривается только после завершения подготовки потребителей. Программа газификации регионов РФ предусматривает выделение бюджетных средств (проектно-изыскательские работы, разработки и корректировки генеральных схем газоснабжения и газификации и строительства газораспределительных сетей в 65 субъектах РФ), которые структурируются на три группы: первая группа – регионы с развитой системой газопроводов и возможность подключения к Единой системе газоснабжения (ЕСГ), что обеспечит их газификацию преимущественно сетевым природным газом; вторая группа – субъекты РФ, в которых существует местная система газоснабжения, обособленная от ЕСГ, или есть газовые (газоконденсатные) месторождения, поэтому их газификация будет проводиться за счет создания или развития уже имеющихся собственных систем газоснабжения, подключения к системам соседних краев и областей; третья группа – регионы, газификация которых возможна только автономным способом. Проекты по автономной газификации сжиженным природным газом предназначены в первую очередь для Сибири и Дальнего Востока.

Регионы Сибири и Дальнего Востока занимают 66% территории России, составляют в совокупности 11,3 млн кв. км. Здесь сосредоточены основные запасы нефти, газа, угля, леса, рудных и нерудных ископаемых, а также гидроресурсов. В то же время в большинстве регионов весьма суровые климатические условия. Ввиду этих обстоятельств Сибирь и Дальний Восток имеют малую плотность населения (там проживают всего 28 млн человек – 18,8% от общего населения РФ). Для эффективного развития промышленного производства, сельского хозяйства и освоения столь обширных территорий имеется значительная потребность в трудовых ресурсах. Решающим фактором привлечения населения для дальнейшего проживания в эти регионы является создание инженерной и социальной инфраструктуры регионов; комплексная газификация городов и сельских поселений.

В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах газифицировано сетевым природным газом свыше 560 тыс. квартир и индивидуальных домостроений (около 35% используют газ для отопления). В системе жилищно-коммунального хозяйства и в качестве автономных источников теплоснабжения природный газ использует свыше 600 различных котельных. Реализация Федеральной программы газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока с развитием сети магистральных газопроводов и ГРС, а также реализация региональных программ от действующих газопроводов, безусловно, дают положительные результаты. Ежегодно газифицируется 40–50 тыс. квартир и индивидуальных домостроений, на природный газ переводится свыше 100 котельных.

Вместе с тем в 12 из 28 субъектов восточнее Урала отсутствует газоснабжение сетевым природным газом. В республиках Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальском крае и ряде других регионов где полностью, а где частично отсутствует в ближайшие годы возможность газификации сетевым природным газом.

Согласно действующим схемам газификации, от магистральных газопроводов в 35% общего жилого фонда и в коммунальных отопительных котельных возможна только автономная газификация. Для автономной газификации возможно использовать: компримированный (сжатый) природный газ (КПГ); сжиженный природный газ (СПГ); сжиженный углеводородный газ (СУГ). Производство и газоснабжение СПГ – сложный процесс, для которого необходимо иметь специальные заводы по сжижению, транспорт для перевозки, установки по регазификации, хранилища СПГ непосредственно на объектах газоснабжения.

Автономная газификация является одним из важнейших факторов повышения эффективности экономики и улучшения условий проживания населения значительной части регионов и поселений Сибири и Дальнего Востока, отдаленных от систем газоснабжения сетевым природным газом. Региональные программы газификации должны формироваться с учетом газификации отдаленных поселений автономно от систем газоснабжения природного сетевого газа, включая развитие всей инженерной инфраструктуры.

В целях стимулирования развития автономной газификации необходимо установить государственное регулирование по поставкам и ценообразованию на всех уровнях до конечных потребителей на КПГ, СПГ, СУГ по подобию сетевого природного газа. Для достижения 100% газификации необходимо:

– обеспечить достаточное и долгосрочное финансирование строительства газораспределительных систем и разводку газовых магистралей непосредственно на объектах потребителя, включая частное домовладение. Это облегчит участь дотационных регионов, число которых в России значительно;

– рассматривать автономную газификацию комплексно в связи со строительством дорог, массовым переводом различных транспортных средств на сжиженный и сжатый газ и развитием транспортных средств большой грузоподъемности, не зависящих от наличия дорог, например строительство грузовых дирижаблей.

Выполнение таких сложных программ возможно, если диверсифицировать бюджетное финансирование программ регионального газифицирования. Для этого используются принципы проектного финансирования. Последнее широко применяется в США и странах Евросоюза для капиталоемких и длительных по реализации проектов. Структура и условия привлечения заемных средств примерно таковы: 15–20% должны составлять собственные средства инициатора; 80–85% – на основе экспортного проектного финансирования за счет ресурсов одного или нескольких западных банков; объем кредитов от 5 млн евро и выше; процентная ставка по кредиту, включая страхование, – 5,0–6,5%; срок предоставления кредита – 5–10 лет.

Выводы

Итак, реализация задачи полной газификации регионов России сопряжена со значительными трудностями. К объективным относятся географическая специфика нашей страны, прежде всего ее протяженность и недостаточно развитые транспортные коммуникации, но также и низкая разведанность на обширных территориях малых и средних месторождений углеводородов регионального значения. К субъективным – несовершенство управленческих моделей, чрезмерная централизация и монополизм газовой отрасли. Требуется критически пересмотреть отечественный и мировой опыт газификации территорий и приоритеты инвестиций в газоснабжении. В первоочередном порядке рационализировать условия присоединения к газоснабженческим структурам предприятий малого и среднего бизнеса, а также муниципалитетов малых населенных пунктов.


В комитете Госдумы по энергетике 21 ноября обсудили газификацию России и необходимые для этого законодательные решения. Открывая дискуссию, председатель комитета Павел Завальный заявил, что газификация необходима стране и газовой отрасли для поддержания и расширения спроса на газ на внутреннем рынке. Это одно из обязательных условий устойчивого развития отрасли в условиях профицита добычных и магистральных транспортных мощностей, усиления конкуренции на внешних рынках, а также при перспективе снижения темпов роста спроса на энергию по мере роста энергоэффективности и применения возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

«Но газификация должна быть экономически рентабельной. А это невозможно сегодня, при нашей системе ценообразования на газ. В условиях низких цен на газ на внутреннем рынке для «Газпрома» газификация нерентабельна, для независимых производителей – неинтересна. Отказ от государственного регулирования цен на газ в пользу межтопливной конкуренции резко увеличил бы темпы газификации в стране, так как заработала бы экономика», – полагает Завальный.

По мнению Кирилла Молодцова, заместителя Министра энергетики РФ, для реализации задач, заложенных в документах стратегического планирования, в том числе в части газификации страны, в ближайшие годы необходимо определиться и с моделью ценообразования на газ, и с концепцией внутреннего рынка в целом. Главной целью при принятии решений должно быть обеспечение граждан страны природным газом на приемлемых условиях и в долгосрочной перспективе.

«Стопроцентная газификация страны невозможна и экономически нецелесообразна. Целевой показатель – 85%, включая автономную газификацию»,

– отметил Кирилл Молодцов.

Сегодня основная ответственность за газификацию лежит на субъектах РФ и ПАО «Газпром». В 38 регионах действуют утвержденные программы, в 33 программы проходят стадию согласования, в семи программы пришлось вернуть на доработку. Еще в семи регионах – на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, вне зоны Единой системы газоснабжения, – таких программ пока не может быть: вопрос можно будет решать по мере реализации Восточной газовой программы или через автономную газификацию.

Одной из основных проблем замминистра энергетики назвал неисполнение субъектами Федерации обязательств по подготовке потребителей к приему газа в части строительства газотранспортной инфраструктуры. По его данным, порядка трети регионов в той или иной степени нарушают взятые на себя обязательства.

«Не менее важно снятие разного рода барьеров, упрощение процедуры подключения к газотранспортной инфраструктуре. Минэнерго работает над этим. Целевой показатель – сокращение срока подключения (с момента обращения до момента подачи газа) с 500 дней до 135», – сообщил Молодцов.

В свою очередь, и.о. директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития РФ Дмитрий Вахруков отметил необходимость расширения пропускной способности существующей газотранспортной инфраструктуры.

«Газораспределительные сети перегружены, недостаток возможностей по присоединению к газопроводам ограничивает экономическое и социальное развитие регионов. Так, в Московской области из-за этого не реализуется порядка 50 инвестиционных проектов»,

– заявил Вахруков.

Минэкономразвития предлагает законодательно прописать механизмы, которые обязали бы собственника системы газоснабжения вести расширение пропускной способности инфраструктуры. Это потребует меньших капитальных затрат, чем строительство новой, имея большой потенциал расширения газопотребления в уже газифицированных регионах.

Наталья Пронина, заместитель начальника Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС, рассказала о намерении службы внедрить в двух регионах – Тюменской области и Пермском крае – пилотные проекты по заключению так называемых регуляторных контрактов между ФАС, региональным тарифным органом и поставщиком газа, предполагающих другой подход к тарифообразованию. ФАС полагает, что они дадут более прозрачную систему цен, возможность долгосрочного планирования и оптимизацию затрат на газификацию, при этом цена на газ для потребителя не меняется.

Новации, предлагаемые Минэкономразвития и ФАС, вызвали большой скепсис у заместителя председателя правления ПАО «Газпром» Валерия Голубева. Он отметил, что «Газпром» фактически остается единственной организацией, занимающейся газификацией, и основным поставщиком природного газа для населения, несмотря на то, что его доля на внутреннем рынке газа за 10 лет снизилась со 100% до 45% без учета собственного потребления.

Проводя газификацию, «Газпром» решает поставленную перед ним государством социальную задачу, а экономически газификация является нерентабельной.

Неудивительно, что независимые поставщики газа, поставляя газ промышленным потребителям на внутреннем рынке по коммерческим ценам, совершенно в ней не участвуют. При этом «Газпром» систематически сталкивается с нарушениями платежной дисциплины, что является одной из серьезнейших проблем.

«Сегодня неплатежи достигают 170 млрд руб. Это сопоставимо с объемом инвестиций, вложенных в программы газификации с 2005 года. Получается парадоксальная ситуация: чем больше мы вкладываем в газификацию, чем больше потребителей подключаем, тем меньше денег получаем. Они заложены в инвестиционные программы, но реально они не будут получены. Мы вынуждены изыскивать другие источники для выполнения задач газификации, для поддержания надежности газоснабжения, ремонта и модернизации единой системы газоснабжения (ЕСГ), и на этом фоне нас хотят еще к чему-то обязывать законодательно», – заявил Голубев.

Между тем, несмотря на экономические сложности, совместная работа «Газпрома» и администраций субъектов РФ, начатая в 2005 году, идет достаточно эффективно. С 2005 по 2016 год в нее было вложено около 295 млрд руб., построено 2046 газопроводов протяженностью более 28 тыс. км, газифицировано 5060 котельных, 815 тыс. домовладений. Средний уровень газификации в России за это время вырос с 53,3% до 67,2%, в том числе в городах – с 60% до 70,9%, в сельской местности – с 34,8% до 57,1%.

В 2017-2020 годах в стране планируется построить около 24 тыс. км газопроводов, создать условия для газификации в 3,5 тыс. населенных пунктов, что будет соответствовать 3 тыс. котельных и 700 тыс. домовладений.

Если эти планы будут реализованы, темпы газификации увеличатся более чем в два раза.

Участники круглого стола предоставят в комитет Госдумы по энергетике конкретные предложения с целью их внесения в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации», посвященный стимулированию газификации.

Когда мы слышим слова «деревня» или «село», нам тот час представляются старенькие домики с покошенными крышами, поля, заросшие сорняком, отсутствие дорог, постоянные перебои с электричеством, колодцы с ключевой водой и бабушки, сидящие на лавочках вдоль столетних заборов, якобы заботящихся об их безопасности и безопасности их скудного хозяйства.

Чтобы изменить стереотипы малых населённых пунктов в XXI веке, требуется внедрение на их территориях инновационных энергоэффективных нересурсоёмких экологичных технологий, позволяющих с избытком обеспечить хозяйство жителей таких территорий и их самих достаточным потенциалом для модернизации, улучшения и развития «жизни на селе».

Немаловажным критерием внедряемых инноваций должен стать принцип экономической эффективности эксплуатации и производства конечного продукта.

Таким образом, мы приходим к тому, что главными задачами Государства в настоящий период должны стать:

  • развитие и организация инфраструктуры;
  • улучшение инвестиционного климата не только региона, но и отдельно взятых населенных пунктов, что в свою очередь зачастую невозможно без совершенствования Российского законодательства.

Когда мы говорим об инфраструктуре, мы должны учитывать весь необходимый для современной жизни и ведения бизнеса спектр ресурсов.

Ключевыми здесь должны стать :

  • газификация,
  • электрификация,
  • водоснабжение,
  • водоотведение,
  • телефонизация,
  • Интернет,
  • дороги.

Развитие инфраструктуры значительным образом повлияет, в том числе, и на улучшение инвестиционного климата для того, чтобы регион или населённый пункт стал более инвест-привлекательным.

Но без установления специальных налоговых режимов или особых экономических зон, решение столь сложного вопроса считаю не возможным! Необходимо дать все возможности отечественному инвестору организовывать и развивать бизнес в экономически неэффективных неразвитых регионах, привлекать свежую рабочую силу, осуществлять идею социального развития региона.

Каждый здравомыслящий человек понимает, что первостепенным критерием развития инфраструктуры региона является показатель газификации данного региона. От того, в каждом ли малом населённом пункте есть газ, напрямую зависит – есть ли там более или менее цивилизованная «жизнь».

В отсутствие газификации деревни и села погибают – жители покидают свои дома в поисках «нормальной» жизни, достойной уровня XXI века. Остаются лишь те, кто принял решение «доживать свой век здесь», а зачастую это люди, которые защищали нашу Родину - те, о ком Государство обязано позаботиться в первую очередь!

Ярким примером беспрецедентной безответственности Государства и несовершенства Российского законодательства, может стать деревня Кощейково, расположенная на 43-ем километре трассы «Холмогоры», вошедшая в состав городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области.

По настоящее время деревня не газифицирована. Совет депутатов городского поселения Лесной в 2010 году выдели 2 млн. рублей на проектно-изыскательские работы по газификации данной деревни, которые были выполнены. Проект прошёл экспертизу с положительным заключением ГАУ МО «Мособлэкспертиза» № 50-1-5-0135-11 от 16.02.2011г., после чего в Топливно-энергетический комитет Московской области было направлено письмо Администрации Пушкинского муниципального района с просьбой о включении деревни Кощейково в программу Правительства Московской области «Газификация населённых пунктов Московской области на 2005-2012 годы».

28.06.2011 года за № 1/12-2590 в адрес руководителя Администрации Пушкинского муниципального района пришёл ответ, в котором сообщается, что деревня Кощейково не включена в Программу по причине недостаточного количества постоянно зарегистрированных жителей.

В ответ на наше обращение на имя Заместителя Председателя Правительства Московской области о газификации д. Кощейково городского поселения «Лесной» Пушкинского муниципального района Московской области (Исх. № 39 от 22.03.2012г.) Топливно-энергетический комитет Московской области (в воём письме № 10/2741 от 16.04.2012) сообщает, что согласно реализуемой в настоящее время на территории Московской области Программы Правительства Московской области «Газификация населённых пунктов Московской области на 2005-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50, предусмотрено строительство газопроводов высокого давления к населённым пунктам с количеством постоянно зарегистрированных жителей от 200 человек.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области количество постоянно зарегистрированных жителей в д. Кощейково составляет 26 человек, в связи с чем газификация деревни не предусмотрена вышеуказанным нормативным правовым актом.

В случае с деревней Кощейково есть готовый проект, положительное заключение ГАУ МО «Мособлэкспертиза», фактическая необходимость газификации домов, где постоянно прописаны 26 человек, а постоянно проживают 82 семьи, но нет возможности бюджета городского поселения «Лесной» и бюджета Пушкинского муниципального района профинансировать работы по газификации.

Стоит обратить внимание, что обсуждаемая проблема - это проблема не только Пушкинского муниципального района, но и ряда других районов Московской области, и России в целом.

Замечу, что проблема газификации имеет большую социальную важность и способствует снятию социальной напряжённости среди населения. Также отмечу, что газификация малых населенных пунктов (таких, как деревня Кощейково) позволит развивать территории малых деревень, сделать их более привлекательными в инвестиционном плане для малоэтажного строительства, развития индивидуального жилищного строительства и, в конечном счете, будет способствовать улучшению качества жизни и росту сельского населения в России.

Таким образом, в деревне Кощейково решить вопрос газификации можно лишь двумя способами:

  • Изыскать возможность выделения бюджетом Московской области городскому поселению Лесной Пушкинского муниципального района целевых средств (субсидий) в сумме 12 млн. рублей для завершения мероприятий по газификации деревни Кощейково.
  • Внести изменения в концепцию формирования Перечня мероприятий по газификации сельских населенных пунктов в Московской области в 2007-2014 годах, утвержденную Постановлением Правительства Московской области от 30.08.2006 № 837/33 «О мероприятиях по газификации сельских населённых пунктов в Московской области в 2007-2014 годах» (в части изменения ценза – числа постоянно зарегистрированных жителей с 200 человек до 25 человек).

Андрей Одинцов , депутат Совета депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области, участник проекта «Я - Депутат»

Тема газификации регионов РФ стала настолько актуальна, что даже ранним-ранним утром было пущено в эфир интервью с замминистра энергетики РФ К. Молодцовым. Голосовать!

Москва, 5 июл - ИА сайт. Тема газификации регионов РФ стала настолько актуальна, что даже ранним-ранним утром было пущено в эфир интервью с замминистра энергетики РФ К. Молодцовым.

К. Молодцов отлично разбирается в теме, в газовой отрасли он с 1998 г.

Тезисы от К. Молодцова:

Со времен СССР исторически сложилось, что тогда у РФ коэффициент газификации был ниже 50%, а газ уходил, в основном, в Белоруссию и на Украину;

Программа газификации существует с 2004 г;

Задача в том, чтобы рынок газа для населения стал не рынком поставщика, а рынком потребителя;

Методологическая неточность в том, что федеральной программы газификации нет, а есть Программа газификации между Газпромом и регионами, в которой участвуют порядка 85 регионов;

Принятые в 3 м чтении поправки к Закону о газификации от 1999 г направлены на изменение этой ситуации;

В ФЗ уточнено понятие газификации, с другой - дана возможность муниципальным властям указывать на приоритеты газификации;

Есть сложности с подключением населения (в тч с разводкой внутри домов), работа по которым идет последние 3 года с Газпромом и др участниками рынка: по ценам, по ответственности исполнителей, работа с участниками рынка:

2 задачи, которые власти пытаются решить: сделать прозрачным ценообразование, убрать административные барьеры, а значит - сократить сроки подключения потребителей;

Нужно поменять принцип формирования бюджета, сейчас этим занимаются власти, а должна - газоснабжающая организация;

Задача газификации населенных пунктов, расположенных в створах магистральных газопроводов (МГП) высокого давления или рядом с уже существующими ГРС, должна решиться в течение 10-15 лет;

Мы не газифицируем сетевым газом все регионы РФ, к примеру, арктический регион. Там логичнее обеспечить автономную газификацию;

Целевой показатель газификации регионов РФ - 85% , это не самый большой %, но самый нуждающийся. Ранее он заявлял о том, что показатель на уровне 85% в среднем по России может быть достигнут к 2030-2032 гг.

Пока в РФ России уровень газификации составляет 68,1%.

Попытки граждан вложить свои деньги в газификацию успешны только на этапе вложения кровных денежек.

Нередко деньги вложены, СМР проведены, но газ не идет.

Уровень газификации - это тоже лакмусовая бумажка эффективности работы властей.

Денег то в стране собирается - ой, как много.

Многим кажется, что если и своровать немножко, то от страны не убудет.

На самом деле - убудет.

Денег должно было бы хватить и на газификацию отдаленных регионов, где газ нужен даже больше, чем в крупных мегаполисах.

В деревне - нет газа, топи дровами.

Тогда в г Д. Медведев даже предлагал проработать подключение независимых производителей газа к программе газификации.

В ноябре 2017 г правительство РФ решило принять поправки в ФЗ о газоснабжении регионов РФ.

В ноябре 2017 г К. Молодцов, выступая в рамках круглого стола Комитета ГД РФ по энергетике, поведал о том, что инвестиции в газификацию РФ до 2020 г оцениваются в 350 млрд руб.

Распоряжением № 2501-р от 11 ноября 2017 г правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, направленный на стимулирование темпов газификации регионов.

Наконец, 3 июля 2018 г ГД РФ приняла в 3 м, окончательном, чтении ФЗ, определяющий полномочия органов власти и местного самоуправления в важном деле газификации страны:

ФЗ уточнил понятие Газификация. Теперь, Газификация - это деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса на объектах ЖХК, промышленных и иных объектах;

ФЗ определил полномочия органов местного самоуправления по организации газоснабжения населения:

  • подготовка населения к приему газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации ЖКХ,
  • согласование схем газоснабжения населения.

Развитие газификации регионов осуществляется на основании схем газоснабжения населения, порядок разработки и реализации которых устанавливается правительством.

Правительству РФ дано право утверждать методику расчета показателей газификации или определять орган власти, уполномоченный утверждать такую методику.

Закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Осталось понять, как это повлияет на реальную газификацию в стране?

Достаточны ли действия властей по газификации регионов РФ?