Узнавание неречевых звуков. Речь. Речевые и неречевые звуки Занятие логопеда речевые и неречевые звуки

Тема. Звуки речевые и неречевые.

Цели:

    Развивать слух, слуховое внимание, память.

    Учить выделять и различать неречевые звуки.

    Развитие понимания инструкций из 3 частей.

    Коррекция слухового внимания и мелкой моторики.

Оборудование: набор погремушек, вещи, издающие звуки, ширма, «Волшебная ниточка», зеркала, игра «угадай предмет по звуку»

Ход занятия.

I Орг. момент. Повторение речевки из предыдущего занятия.

II Актуализация знаний. Какие упражнения помнит, как называются органы речи. Повторение упражнения по показу картинки: «улыбка», «трубочка», «окошко», «лопатка», «блинчик-иголочка», «часики», «змейка», «качели».

III Продолжение сказки «О веселом язычке».

Гвозди, молоток и клещи –

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит: «Тук – тук!»

Язычку он лучший друг. (Упражнение «молоточек»)

Вот банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать. (Упражнение «маляр»)

Язычок наш кончил дело,

Отдыхать он может смело.

Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю. (Упражнение «лошадки», «гармошка»)

Погоняю я в футбол,

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача

Загонять в ворота мячик. (Упражнение «футбол»)

Скрылось солнце за горой.

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок,

Лег в кроватку и умолк. (Упражнение «горка», «кроватка»)

IV Беседа о звуках, которые нас окружают. Прислушаться и сказать, что они слышат за дверью, за окном на улице, в классе.

    показ вещей, издающих звуки. Отгадывание звука, издающегося за ширмой. Ответы полные «Я слышу, как звенит стакан, шуршит бумага, звякает монета и т.п.»

    Работа с погремушками. Отгадай, какая крупа гремит. Показ, слушание, запоминание. Дети отгадывают, в какой баночке, какая крупа.

V Игра «выполни команду».

Возьми книгу, открой и положи сверху карандаш.

Возьми ручку, подойди к окну, положи ручку на подоконник.

Возьми карандаш, встань, покажи им окно и спрячь его в карман и т.п.

VI Игра «Кто позвал?» (звучание игрушек)

VII Игра «Угадай предмет по звуку»

VIII Беседа об увиденном. Что вы слышали, какие были звуки.

VIII Итог. Это все были неречевые звуки, которые издают разные предметы. Если сливается много звуков, то получается шум, шум часто мешает хорошо слышать, сосредоточиться.

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Речевые и неречевые звуки» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №9 .

Тема. Речевые и неречевые звуки .

Цель : дать понятие о звуках речи как строительном материале для слов, сопоставить с неязыковыми звуками ;

учить слышать звучащее слово, устанавливать последовательность звуков в слове ; способствовать развитию фонематического слуха.

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

Воспитатель : Сейчас, все внимание на меня. Возьмите друг друга за руки. Улыбнитесь друг другу.

1МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимают игрушки - Мишутка и Буратино)

Мы с Мишуткой столкнулись с проблемой. Всё из чего – то состоит. Книга из бумаги. Дом из кирпичей. Салат из овощей. Мы даже знаем из чего состоит речь. Правда, ребята? Из чего? (Из предложений.)

А знаете, из чего состоит предложение? (Из слов.)

А вот слова из чего состоят слова?

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем , что же является строительным материалом для слов.

3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Как ты думаешь, Буратино, из чего же состоят слова (из букв)

А ты как думаешь, Мишутка, из чего же состоят слова (я не знаю)

А вы как думаете, дети, из чего же состоят слова?

Из букв состоят слова, которые мы видим в книгах, газетах, на вывесках. А вот из чего состоят слова, которые мы произносим и слышим? А вот это мы сейчас и узнаем. Давайте сыграем в игру молчанка.

Игра «Молчанка» .

Всё, что мы слышим, - это звуки . Они все разные, и мы их отличаем один от другого.

(дети закрывают глаза, в тишине воспитатель незаметно скрипнет стулом, зазвенит колокольчиком, топнет ногой и т. д. дети узнают, какой предмет издал звук )

Что вы слышали?

Какие звуки вы можете услышать на улице, в лесу?

Беседа о разных звуках , которые мы слышим в окружающем нас мире (мычание коровы, пение петуха, кукование кукушки, стук дятла, карканье вороны и др.)

Нас окружает много звуков : шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. это неречевые звуки . С их помощью не построишь слово.

(второй раз дети закрывают глаза, в тишине воспитатель произносит звуки : [б], [о], [у],[в] дети узнают, что эти звуки произнёс воспитатель)

Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки . Это звуки человеческой речи . Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой : если они станут в определённом порядке, получится слово.

Что я произношу :, [М], [О](звуки )

А сейчас я построю эти звуки в определённом порядке : , [О], [М].

Что получилось?

Что значит это слово?

Условно мы будем обозначать звук квадратиком .

Сколько звуков в слове сом ? (воспитатель протягивает каждый звук : с-с-с-с о-о-о-о м-м-м-м.)

Значит, сколько на схеме будет квадратиков? (три)

Мы получили звуковую модель слова сом .

Развитие артикуляционных ощущений с целью закрепления представлений о речевых органах . (работа с зеркалом)

(Воспитатель организует наблюдение за такими основными речевыми органами : язык (кончик, средняя и задняя части, зубы (верхние и нижние, твёрдое нёбо. Каждый ребёнок смотрит в зеркальце) .

Что помогает произносить речевые звуки ?

звуки [б] , [п]. Мы их произносили плотно сжав губы.

Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [д] , [т], [л], [н]. Мы их произносили прижимая кончик языка к верхним зубам.

Смотрите в зеркало. Произнесите звук [р] . При произнесении этого звука язык дрожит .

Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [х] , [г], [к]. Эти звуки образуются глубоко во рту, с помощью задней части языка.

Физкультминутка «Ванька –встанька» .

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два – привстали,

Руки к верху все подняли.

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

Давайте попробуем определить количество звуков в следующем слове .

Кто изображён на картинке? (кот)

Для того, чтобы узнать количество звуков в слове . Его нужно обязательно произнести, при этом необходимо тянуть каждый звук .

(Некоторые звуки тянуть невозможно . Воспитатель показывает, как можно акцентировать «протяжность» таких звуков : к-к-к-к о-о-о-о т-т-т-т.)

Верно, мы получили звуковую модель слова кот .

Работа над составлением звуковых моделей слов : шар, оса, лук.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

Игра «Поймай звук » .

У каждого на столе лежит картинка. Воспитатель просит детей показать картинки, в названии которых первый звук [м] .

Что вы делали для того, чтобы определить первый звук ? (произносили слово, тянули первый звук .)

Физкультминутка (по выбору детей)

Работа с картинками.

(СТОЛ)

Что нарисовано на этой картинке? (СТУЛ)

Под ними звуковые модели . Сколько звуков в каждой модели ?

Чем похожи эти слова? Чем отличаются?

Слова по звучанию похожи. Отличаются одним только звуком , а обозначают разные предметы.

5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Беседа.

Из чего же состоят слова?

Что вы можете сказать о звуках ? (Мы их слышим и произносим)

Как мы договорились обозначать звук ?

Игра «Не ошибись» .

Я называю звук , а вы – слова, которые с него начинаются.

Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (произнести слово)

6. Итог занятия

Что нового вы узнали на занятии ?

, Коррекционная педагогика

Какими бывают звуки?

Звуки – это все что мы слышим вокруг себя.
Их великое множество и они все разные.
Даже когда очень тихо, они всё равно присутствуют вокруг нас, только надо хорошо прислушаться. Мы можем узнавать знакомые звуки, закрыв глаза, а можем вспомнить и представить их, даже не слыша. Это благодаря тому, что у нас есть слуховая память.

Звуки бывают речевые , неречевые и музыкальные .

Речевые звуки – это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим.
(проговорить своё имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша, Ми-шень-ка)

Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда.(привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)

Игра «Узнай по голосу»

Ваня ты сейчас в лесу.
Мы зовём тебя: «ау»!
Ну-ка глазки закрывай не робей

Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов.
Для того чтобы изобразить как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты:
Трещотки, барабаны, тарелки, ложки.
Шелест деревьев могут изобразить маракасы (привести пример игрой на этих музыкальных шумовых инструментах)

Музыкальные звуки

Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть.
У них есть мелодия.
Звуки музыкальные различаются тембром– окраской звука.
Громкостью
Длительностью
Высотой
Человеческий голос – это тоже музыкальный инструмент
По высоте звуки бывают:
Высокие и низкие
По громкости :
Громкие и тихие
По длительности :
Длинные и короткие
По тембру :
Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.(примеры проиграть на баяне).
В отличие от музыкальных звуков, в шумовых нельзя определить
их высоту.

Без мелодии музыка немыслима.
Музыкальные инструменты способны передать очень много разных оттенков в музыке.

Человеческий голос – это волшебный инструмент

Он может петь высокие и низкие звуки. У детей тонкие высокие голоса. У мужчин гулкие и низкие, а у женщин нежные и мелодичные. (примеры прослушать высокий женский голос–сопрано, мужской низкий голос – бас)

Смена времен года – это ритм планеты

В любой музыке кроме мелодии важен ритм. Всё в мире имеет ритм.
Наше сердце – сердечный ритм, есть ритм мозга, есть суточный ритм – утро, день вечер и ночь.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» – это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.
Сыграть примеры разных ритмов (колыбельной, марша, вальса)
Плавный ритм придаёт музыке лиричность.
Прерывистый ритм – создаёт ощущение тревоги, волнения

Метроном – источник ритма в музыке

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков а не мелодия.
Метроном – это такой прибор, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как «громкие часы».
Он помогает музыканту держать определённый ритм длительное время.
Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. (Слушание метронома)

Средства музыкальной выразительности в музыке

Кроме мелодии и ритма в музыке важен тембр , лад , динамика , темп и размер .
Тембр – это окраска звука.
Каждый человеческий голос имеет свой тембр голоса. Благодаря тембру мы можем различать голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.
Динамика – это сила звучания музыки.
Музыкальное произведение может исполняться громко «Форте», или тихо «пиано»

Дети становятся в круг выбирают водящего.Он встаёт в круг, все идут по кругу держась за руки со словами:

Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: Ау,
ну-ка, глазки закрывай, не робей,
Кто позвал тебя узнай поскорей!

Учитель показывает на одного из ребенка, он говорит «Ваня!», тот кто находится в круге должен открыв глаза узнать по тембру голоса ребенка назвав его по имени.

Лад: мажор, минор

Темп: быстро, медленно

В музыке существуют два контрастных лада – мажор и минор.
Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, ясная, радостная.
Минор – как печальная и мечтательная. Пропеть Солнышко мажорное трезвучие, показать картинку солнышка,
Пропеть тучка – показать картинку дождика или тучки.
Пропеть песенку «Чижик-пыжик» (раздать по числу детей карточки где нарисована тучка–означающая минор, и карточка с солнышком, который рисует мажор)

Чижик-пыжик, где ты был?
Я всю зиму в клетке жил
Где ты клювик замочил?
В клетке я водичку пил.
Что ты чижик похудел?
Я всю зиму проболел
Чем же клеточка плоха?
Ведь неволя так горька.
Чижик, хочешь к нам сюда?
Ой да да да да да да!
Ну-ка, чижик, вылетай!
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!

Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает медленный, умеренный и быстрый.
Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире.
Быстрый темп – аллегро, престо; умеренный темп – анданте; медленный адажио.

Провести игру «Карусель» (закрепление понятия темп)

Еле, еле, еле, еле,
закружились карусели
а потом, потом, потом.
Все бегом бегом, бегом
Тише тише, не спешите
Карусель остановите.
Раз, два, раз два.
Вот и кончилась игра.

Программное содержание:

закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;

повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;

учить придумывать слова с данными звуками;

закрепить буквы А, О, У;

развивать слуховую и зрительную память, восприятие, мышление, речь, мелкую моторику;

воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, правильно выполнять задания.

Методы и приемы: словесный (вопросы, объяснение), наглядный (мультимедиа, показ артикуляции), игровой (Д/и «Чудесный мешочек», «Узнай звук», « Найди звук в начале слова», «Назови лишнее слово», «Найди место звука в слове») , практический (упражнения).

Оборудование:

демонстрационный материал: знаки-символы звуков, куклы, предметные картинки; раздаточный материал: карточки звуковых рядов, косточки, палочки, шнурочки; ТСО: мультимедиа, ноутбук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ:

Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У». Программное содержание:

закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;

повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;

учить придумывать слова с данными звуками;

закрепить буквы А, О, У;

развивать слуховую и зрительную память, восприятие, мышление, речь, мелкую моторику;

воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, правильно выполнять задания. Методы и приемы: словесный (вопросы, объяснение), наглядный (мультимедиа, показ артикуляции), игровой (Д/и «Чудесный мешочек», «Узнай звук », « Найди звук в начале слова», «Назови лишнее слово», «Найди место звука в слове» ) , практический (упражнения). Оборудование:

демонстрационный материал: знаки-символы звуков, куклы, предметные картинки; раздаточный материал: карточки звуковых рядов, косточки, палочки, шнурочки; ТСО: мультимедиа, ноутбук.

Ход занятия:

слайд 1. РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ. ЗВУКИ [а], [о], [у]. БУКВЫ А, О, У.

Прислушайтесь… Как много разных звуков издают живые и неживые предметы вокруг нас! (Дети слушают запись звуков с закрытыми глазами). - Что вы услышали? - Какие это звуки: речевые или неречевые? - Какие еще не речевые звуки вы можете назвать? (За окном чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, в кране на кухне шумит вода, на диване мурлычет кошка) - Молодцы. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы)

Правильно, не речевые звуки это звуки природы, звуки окружающего мира.

– А что же такое речевые звуки?

Правильно, когда человек говорит, он тоже произносит различные звуки. Эти звуки называются речевыми или звуками речи.

слайд 2. Посмотрите на слайд. Давайте вспомним правило о звуках: Звуки произносим и слышим.

слайд 3. Игра «Узнай звук» (по артикуляции). Посмотрите на наших помощников. Угадайте, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (по карточкам-символам) . - Какие это звуки гласные или согласные?

А почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь, тянуть, кричать. Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык). - Как мы обозначаем гласные звуки? (красным квадратиком)

Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.

Игра «Узнай звук» (по карточкам-символам). – У вас на столах лежат карточки со звуковыми рядочками, прочитайте их.

Физ. минутка. «Кто внимательнее» (Я произношу звук без звука, а вы вслух. А - хлопок, О - на руки пояс, У – присесть)

Игра «Найди звук в начале слова» слайд 4. Что вы здесь видите? Как назвать одним словом? Назовите только те фрукты, названия которых начинаются со звука [а].

слайд 5. слайд 6. Что изображено на этом слайде? Назовите: 1. Время года, которое начинается со звука [о] . 2. Время года, которое заканчивается на звук [о]. слайд 7.

слайд 8. Что вы видите здесь? Найди животных названия которых начинаются на звук [у] . слайд 9.

Игра «Назови лишнее слово» слайд 10-15. Посмотрите внимательно. Как вы думаете, что здесь лишнее? Почему?

Игра «Найди место звука в слове» слайд 16. Давайте вспомним, где звук может находиться в слове? (в начале, середине, конце слова) Определи место расположения звука [а] в следующих словах: мак, аист, кошка, мазь, майка, март, арка. Определи место расположения звука [о] в следующих словах: каток, осы, сок, окна, моль, крот, пальто. Определи место расположения звука [у] в следующих словах: утка, туча, дудка, ау, мука, улитка, куча, утюг, несу.
слайд 17. Придумай имена для ребят на звуки [а], [о], [у].

А теперь давайте обозначим звуки буквами.

слайд 19-20. Звук и буква А.

I. Подготовительный этап

Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.

Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями:

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)

С этой игры можно начать занятие на тему «Формирование представления о звуках». Логопед может предложить детям определить, что они слышат. Тот, кто ответит правильно, садится на свое место. Таким образом, каждый ребенок примет участие в игре.

Игра «В мире звуков»

Описание игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.

Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.)

Описание игры: логопед знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.

Эту игру можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Развитие слухового восприятия».

Игра «Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).

Описание игры: логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Логопед и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем логопед перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.

Эту игру также можно предложить на индивидуальном занятии на тему «Развитие слухового восприятия».

Игра «Поставь по порядку»

Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов.

Описание игры: логопед показывает музыкальные инструменты, играет на них на глазах у ребенка, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Предлагает поиграть на них ребенку. Знакомит с правилами игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит. Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Положи картинку перед собой на стол. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучит последней. Найди соответствующую картинку». Когда ребенок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов.

Эта игра довольно сложная, поэтому ее лучше предложить в основной части индивидуального занятия.

Игра «Угадай, кто кричит».

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.

Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия на тему «Развитие речевого восприятия». Логопед предлагает ребенку внимательно послушать и угадать, кто пришел к нам в гости вместе с Машей.

Игра «Встречайте гостей».

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звукоподражаний.

Оборудование: шапочки с ушками разных животных.

Из детей выбираются гости (три-четыре), им даются шапочки с ушками разных животных. Они уходят за ширму, поочерёдно подают звуки за ширмой, а дети угадывают, кто появится. Собравшись, гости под аплодисменты пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости.

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном занятии на тему «Знакомство со словом», попросив детей угадать, какие животные к ним пришли. В начале игры логопед просит детей показать, как подают голос те животные, появление которых он запланировал.

Дифференциация по способу воспроизведения:

Игра «Солнце или дождик».

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: бубен.

Описание игры: логопед говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь логопед стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Игра «Что делала Маша?»

Оборудование: кукла.

Описание игры: Взрослый показывает куклу, называет её имя, просит представиться детей. Предлагает поиграть с ней. (Выполнить действия в соответствии с текстом: Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы топаем ногами – топ, топ, топ.

Мы чмокаем губами (почмокать три раза).

Мы носиком сопим (посопеть три раза).)

Логопед предлагает детям закрыть глаза и угадать, что делает кукла. Логопед выполняет действия и каждый раз спрашивает, что делала Маша.

Игра «Льет или капает»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: емкость с водой, резиновая груша, металлический тазик, ширма.

Описание игры: логопед говорит детям, что в сказочной стране начался дождь. Он то сильно льет (логопед сильно нажимает воду на грушу с водой), то капает (логопед капает воду из груши). Логопед за ширмой чередует эти действия, а дети говорят, льет дождь или капает.

Эту игру можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Развитие слухового восприятия». Логопед может показать изображение лягушонка и сказать, что он поможет найти похищенного теленка, если ребенок поиграет с ним в эту игру.

Дифференциация звучания по темпу:

Игра «Угадай, кто идёт».

Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.

Описание игры: логопед показывает картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда взрослый быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи.

Эту игру можно предложить детям во время динамической паузы на фронтальном занятии на тему «Слова – действия».

Игра «На поляне»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Оборудование: шапочки с изображениями зайцев и волков по числу детей, барабан.

Описание игры: логопед делит детей на две группы: зайцы и волки. Логопед объясняет детям, что когда он будет медленно стучать в барабан, на поляне будут гулять волки, когда быстро – будут прыгать зайцы. Логопед чередует быстрое и медленное звучание.

Эту игру можно предложить детям на фронтальном занятии на тему «Знакомство с предложением» во время динамической паузы.

Игра «Дождик»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация темпа звучания.

Оборудование: картинка с изображением дождя.

Описание игры: логопед предлагает рассмотреть картинку, повторить рифмовку.

Дождик капнул на ладошку: Кап – кап! (медленно)

На цветы, на Мурку – кошку: Кап – кап! (медленно)

А потом он разыгрался. Лил да лил,

Во всю старался: Кап – кап – кап –кап! (быстро)

Логопед предлагает показать, как медленно идет дождь (ударять указательным пальцем одной руки по ладошке другой, произнося: «Кап – кап!».) Затем предлагает показать, как дождь идет быстро (выполнять те же действия в более быстром темпе: «Кап – кап – кап –кап!».)

Затем предложить ребенку поиграть в эхо: «Повторяй, как я». Из – за экрана произнести звукоподражание, попросить повторить.

1) кап – кап- кап; 2) кап; 3) кап – кап; 4) кап – кап – кап – кап.

Эту игру можно предложить детям в основной части занятия на тему «Слова-признаки» после проведения психогимнастики, во время которой дети «превращаются» в овощи. Логопед может попросить детей превратиться в дождь и полить растения так, как он покажет. Можно предложить такую игру во время артикулиционной гимнастики на индивидуальном занятии, предложив ребенку выполнить упражнение столько раз, сколько капель упадет (например, столько же раз пощелкать языком при пыполнении упражнения “Лошадка”).

Дифференциация по ритму:

Игра «Кто стучится?»

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Описание игры: Логопед говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм), второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Логопед предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

Эту игру можно предложить в основной части занятия на тему «Звуки «п», «пь». У нас в гостях поросята Пик, Пак и Пок». Логопед может попросить детей научить Пика определять по стуку, кто к нему пришел.

Игра «Звенит капель»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.

Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям

повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...

Эту игру можно предложить в начале фронтального занятия, предложив детям внимательно послушать песенки весны и повторить их так же. Тот, кто повторит правильно, садится на место. Таким образом, все дети примут участие в игре. Описание игры: логопед объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Логопед показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

Эту игру первый раз лучше предложить в основной части индивидуального занятия. Когда дети усвоят правила игры, можно предложить в организационном моменте фронтального занятия для деления детей на команды, если запланировано проведение соревнования. Логопед может положить на столы команд карточки с изображением ритмов. Затем для каждого ребенка логопед отхлопывает ритм. Ребенок должен определить, где карточка с его ритмом и занять свое место.

Дифференциация по силе звучания: Оборудование: бубен.

Описание игры: логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий- бежит.

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии.

Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: небольшая игрушка.

Описание игры: один ребёнок выходит из комнаты. Другой ребенок прячет в комнате игрушку. Когда первый ребёнок возвращается в комнату, логопед объясняет ему, что другие дети помогут найти игрушку. Когда он подойдёт близко к спрятанной игрушке, дети будут громко хлопать в ладоши. Когда он отойдёт от неё, хлопать будут тише.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия на тему «Слова - действия».