Какие размеры креста на могилу из металла. Размеры и формы деревянных крестов на могилу

После похорон принято устанавливать на могиле деревянный крест

Символ Христова распятия одухотворяет место захоронения, а согласно наставлениям Церкви он является единственным возможным видом памятника, так как своей животворящей силой помогает душе спокойно проститься со своими мирскими делами и отправиться в небесную обитель.

Существует много разновидностей крестов, которые так или иначе имеют отношение к христианству.

Это и египетский, изображающийся в виде иероглифа “жизнь”, и равносторонний греческий, который считается первым появившимся на Руси символом христианства, и различные монограммные формы (солнцеобразный, константиновский, трезубец), и более привычный для нас четырехконечный. В православной традиции почитаются все формы культового символа, так как в каждой из них сокрыт глубокий духовных смысл. Но именно восьмиконечный крест олицетворяет собой великую жертву Христа во имя всего человечества и считается наиболее приближенным к достоверному, на котором был распят Иисус. И именно такую форму рекомендуется устанавливать на могиле.

Схема восьмиконечного креста

Православный восьмиконечный крест состоит из четырех перекладин, каждая из которых имеет сакральное значение и занимает свое место.

Их расположение соответствует пропорциям тела человека, иначе говоря, правилу “золотого сечения”. Согласно этому правилу коэффициент наиболее гармоничного соотношения двух сторон равен 1,618.

Если для удобства взять базовый размер креста за 1,618 метра, то схема расположения его перекладин и их размеры будет выглядеть следующим образом:

Самая длинная продольная перекладина имеет размер 1,618 метра.

Верхняя перекладина является прототипом таблички с надписью: “Сей есть Иисус, царь Иудейский”, прибитой над головой Христа. Ее размер равен расстоянию от верха креста до центра средней перекладины, в нашем случае составляет 0,382 метра.

Расстояние между двумя поперечными перекладинами равно 0,236 метра.

Разница двух предыдущих размеров составляет расстояние от верхнего конца продольной перекладины до центра верхней поперечной - 0,146 метра.

Косая перекладина - это подножие. Она олицетворяет собой весы праведности. Согласно библейским сказаниям, на Голгофе по обе стороны от Иисуса были распяты два разбойника. Тот край подножия, который находится по левую руку от Спасителя, указывает на разбойника, хулившего и попиравшего Христа и его последователей. Разбойник, распятый по правую руку, покаялся и получил прощение, которое символизирует конец косой перекладины, направленный вверх. От земли до нижней перекладины-подножия расстояние составит 0,5 метра.

Крест может иметь любую высоту, однако соразмерно с высотой должны меняться и другие его размеры.

Кроме того, от размеров деревянного креста зависит и способ его установки на могилу. Таким образом, массивные, высокие изделия потребуют дополнительных мер по укреплению, чтобы крест простоял на месте захоронения минимум год и не был повален ураганом. По истечении года после похорон и установки деревянного распятия почва уже достаточно осаживается, чтобы установить памятник из натурального долговечного камня.

Компания-производитель “Данила-Мастер” выпускает широкую линейку моделей памятников на могилу, среди которых представлены надгробия-кресты.

Все памятники нашего производства соответствуют высоким стандартам качества, смотрятся достойно и величественно.

В нашей организации стоимость надмогильных крестов минимальна, потому что мы являемся прямыми представителями крупнейших производителей данных похоронных предметов ритуала в России. В наличии, всегда, достаточно, большой ассортимент, который способен удовлетворить многих покупателей и заказчиков. Также, для вас, имеется возможность подобрать любую другую модель надмогильного креста под заказ. Доставка по Москве, в пределах МКАД: 1000 рублей.

Крест сосна

Цена: 2000 рублей

Крест сосна "Резной"

Цена: 2400 рублей

Крест дуб: "Резной" (без иконки)

Высота: 210 см., ширина: 10 см., толщина: 5 см.

Цена: 4500 рублей

Крест сосна: "Домик"

Высота: 210 см., ширина: 10 см., толщина: 5 см

Цена: 3000 рублей

Крест дуб: "Элит"

Высота: 210 см., ширина: 10 см., толщина: 5 см.

Цена: 5000 руб. (без иконки и распятия)

Крест дуб: "Вечная Память"

Высота: 210 см., ширина: 8 см., толщина: 8 см.

Цена: 4500 рублей

Крест дуб: "Купол"

Высота: 210 см., ширина: 12 см., толщина: 10 см.

Цена: 5000 рублей (без иконки)

Крест сосна или дуб: "Католический"

Высота: 210 см., ширина 10 см., толщина: 5 см.

Цена: сосна: 2000 рублей., дуб: 3500 рублей

Крест металлический с распятием

Цена: 1600 рублей

Крест металлический: "Православный"

Высота: 200 см., ширина: 3 см., толщина: 3 см

Цена: 1900 рублей

Крест металлический: "Золотой" с распятием

Высота: 200 см., ширина: 3 см., толщина: 3 см

Цена: 2500 рублей

Таблички на крест

Материал: пластик

Цена: 600 рублей

О могильных крестах

Могильные кресты считаются обязательным атрибутом для верующих христиан, который должен присутствовать на месте захоронения покойного в родственную могилу. В той или иной форме изображение креста присутствует на большинстве надгробий, символизируя вечную жизнь усопшего. Считается, что установка креста на могиле обязательна, даже если впоследствии он будет заменен на надгробие. Даже при установки памятника, крест вкапывают за ним, либо, зарывают на этом же участке.

Традиция обозначать места погребений резными или простыми крестами имеет глубокие корни. До крещения Руси у славян было принято погребать усопших сначала в домовинах, а чуть позже тела начали сжигать в ритуальных кострах или возводить курганы. Традиция погребения тел умерших в могилы с последующей установкой памятных надгробий или крестов стала результатом влияния византийской культуры и следствием прихода на Русь христианства.

После христианизации населения на стилистику погребальных крестов долгое время оказывала влияние языческая культура. К примеру, широко применялась установка подобия крыши над конструкцией креста, что имитировало древние домовины, а также крест, заключенный в круг - символ солнца древних славян. Такие кресты можно увидеть в захоронениях старообрядцев, которые наиболее подробно воспроизвели в своих христианских ритуалах языческие культы и символы.

Из-за популярности этого атрибута захоронений, на данный момент существует большое разнообразие ритуальных надмогильных крестов. Кресты на кладбища могут иметь различную стилистику, цвет, размер, материал, и, разумеется, стоимость. На сегодняшний день выделяют три разновидности погребальных крестов: католический, православный и старообрядческий. Каждый из них имеет свои особенности.

Так, католический крест может отличаться лаконичностью и минимализмом оформления, он, в отличие от православного, лишен нижней и верхней поперечины. Как правило, католические кресты выполняются из камня, реже из дерева. Они, так же, лишены декоративных элементов, а памятная надпись высекается либо на плите у основания конструкции, либо на самом кресте.

Другая разновидность католических крестов, наиболее часто встречающаяся у южных католиков - португальцев, испанцев и латиноамериканцев, - пышное убранство могил с установкой декорированных каменных крестов, украшенных растительным орнаментом, гравировкой, барельефом и изображениями ангелов и святых. Также, здесь может применяться богато украшенная надгробная плита и скульптуры ангелов.

Православные кресты наиболее часто изготавливаются из сосны, дуба или металла - самых доступных и недорогих материалов. Такой подход продиктован постулатами православной церкви, пропагандирующей отказ от роскоши и выражающей негативное отношение к чрезмерному пафосу в подходе к похоронам и богатству мест погребений усопших. Поверхность деревянного креста обрабатывается лаком или краской, чтобы повысить его долговечность и улучшить внешние данные.

Несмотря на это, в России широко применяются и более долговечные и эстетичные каменные и гранитные кресты на могилу. Они могут быть декорированы гравировкой. Памятная надпись о покойном может быть нанесена, как на самом кресте, так и на памятной табличке, прикрепленной к конструкции. Также, к современным надмогильным крестам часто прикрепляют фото овальной формы или выбитые на граните портреты умерших.

На сегодняшний день, существует огромный выбор ритуальных крестов на могилу, кроме того, всегда есть возможность приобрести этот погребальный атрибут, изготовленный в соответствии с индивидуальным заказом. Таким образом, в наше время традиционный образ погребального креста становится все более размытым, а требования к погребальным обрядам упрощаются. Однако неизменным остается одно - в первое время после погребения традиционно на могиле усопшего устанавливается ритуальный деревянный крест. Купить крест на могилу, похороны,

Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе. Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции - оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку...

Крест - символ Бога - Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека.

Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения - человека. Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618.

Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре.
Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста - деление отрезка прямой в « золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня.

Греческий (корсунский крест)

Рисунок 1.

Крест - древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» - на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста. Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1) , по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2) ; барочный крест (рисунок 3) .

Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест. Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки - металлические пластины с просечной резьбой. Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы.

Русский восьмиконечный крест

Рисунок 2.

Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя - на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая - вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад.

Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 - 0,618 = 0,382;
2) 0,382: 2 = 0,191 (см. рис.2).

В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана).

Барочный крест

Рисунок 3.

Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля - «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом.

Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины - 1,000: 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины - цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента.

В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен - стремятся по высоте к двойному квадрату.
Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.

Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут - в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай - дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.

Информация отсюда.

Могильные кресты, которые устанавливают на христианские могилы сразу после похорон усопшего, чаще всего бывают выполнены из дерева.

Обычно их вместе с другими необходимыми аксессуарами приобретают в ритуальном магазине. Однако иногда возникают ситуации, когда, например, магазин недоступен, а крест необходим. Кроме того, кто-то может просто захотеть сделать распятие для могилы самостоятельно, чтобы таким особенным образом выразить свою любовь к умершему.

Конечно, для этой работы от человека потребуются и художественные, и специальные технические данные.

Только их наличие позволит плодотворно работать с тем материалом, из которого планируется произвести крест. Кроме того, на каждой стадии процесса изготовления понадобится свой специальный инструмент.

Расчеты и создание модели

Вначале необходимо нарисовать эскиз модели будущего креста.

При этом вы разработаете дизайнерскую концепцию и заложите необходимые размеры изделия. Они рассчитываются в соответствии с пропорциями «золотого сечения», характерного для идеального тела человека.


Эта традиция идет из античной древности. Таков был и крест Спасителя, на котором его распяли.

Размеры

Если в качестве базовой высоты креста принять значение в 1,618 м., то дальнейшие

соотношения должны иметь следующий вид:

— длина центральной перекладины будет равняться 1,618 м;

— расстояние от нее до верхушки, а также длина верхней планки составят 0,382 м.;

— верхняя перекладина должна отстоять от средней на 0,236 м.;

— от вершины до первой короткой поперечины расстояние рассчитывается в 0,146 м.;

— между нижней косой и основанием нужно отмерить 0,5 м.

Только после тщательных измерений и расчетов, а также последующей точной отрисовки эскиза приступайте к созданию макета, по которому впоследствии и можете начинать мастерить сам крест.

Материалы для изготовления


Необходимо определиться, из чего будет сделано могильное распятие. Именно от этого в первую очередь зависит и весь последующий процесс подготовки, а потом и собственно изготовления изделия.

Наиболее популярными материалами в нашем случае являются дерево, металл и камень.

Легче всего самостоятельно сделать деревянный крест. Чтобы получился правильный и красивый остов модели, вам понадобятся базовые столярные навыки.

Если же вы захотите затем украсить почти готовое изделие резьбой, потребуются еще и художественные способности. В самом конце работы древесину необходимо обработать морилкой и покрыть лаком, чтобы защитить ее от негативного воздействия окружающей среды.

Металл является менее податливым материалом, чем дерево, и требует совершенно особых навыков и подходов.

При этом он не менее пригоден для художественной обработки. Искусный мастер способен произвести из него очень красивые вещи. Наиболее распространенным способом изготовления металлического могильного креста считается ковка.


Результаты обмеров оказались очень радостными. Крест 1637 года практически совпал с , в котором в качестве большой перекладины используется царская сажень, а ось составляет сумму церковной и народной саженей!
Действительно:
1) Большая перекладина креста Никона равна 193,5 см. Это только на 4 см. меньше величины царской сажени, приведенной в и использованной при составлении проектов. При рассмотрении надо учесть, что проекты предусматривают изготовление крестов из бревен с вытесыванием верхней части оси и перекладин на брус. А крест Никона сделан из толстых досок.
2) Высота креста Никона от Голгофы составляет 309,5 см. Точная высота первоначальной Голгофы не известна. Если положить ее равной 20 см., то высота креста Никона с Голгофой точно совпадает с высотой креста проекта (тоже с Голгофой).
3) Ширина перекладины креста Никона равна 21,5±0,3 см., что наиболее В проектах автора сайта этот размер предлагается брать как пяди от базовых саженей: царской, церковной и народной. Следовательно, в кресте 1637 года использовалась, по-видимому, четвертая базовая сажень - мерная маховая.

При анализе полученных результатов надо учитывать следующие обстоятельства:
1) Размеры древнерусских саженей определялись в на основании обмеров многочисленных сооружений. Причем в основном больших сооружений - церковных зданий. А при обмерах больших сооружений погрешности неизбежно большие, чем при обмерах относительно небольших сооружений, таких как крест. имеют неизбежно оценочный характер, при этом оценка погрешности полученных результатов не дается. Из этого можно предположить, что или номинал значения царской сажени, приведенный в требует коррекции, или проведение , снимающий различие между 197,4 и 193,5.
2) Любой крест при установке уходит в землю чуть больше или чуть меньше, чем планировалось. Голгофа из валунов складывается тоже без использования миллиметровки.
3) Существуют и производственные погрешности. Наметил, например, сделать перекладину шириной 23,3 см., а после разметки бревна, затески топором, зачистки скобелем можешь получить и 22 см. При этом на разных сторонах перекладины размеры всегда хоть немного, но различаются. Кстати, производственная погрешность по ширине перекладин на кресте патриарха Никона составляет около 0,6 см.
Следовательно, некоторое расхождение размеров крестов (которые даже не переносились с места на место) совсем не говорит, что они изготовлялись по разным проектам. Перенос креста на другое место (как случилось с крестом патриарха Никона) неизбежно изменяет его размеры.
Интересно, относительные параметры проектов и креста 1637 года практически совпадают:
Таблица №8.

H/A B/A D/A
Крест 1637 г. 339,4/193,5=1,75 274,9/193,5=1,42 21,5/193,5=0,11
Проекты (старинная схема)
Dнародная=19,9 см. 1,72 1,41 19,9/197,4=0,1
Dцерковная=23,3 см. 1,72 1,36 23,3/197,4=0,12
Dцарская=24,68 см. 1,72 1,34 24,68/197,4=0,13

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что проекты крестов точно совпадают с древнейшим из сохранившихся крестов 1637 года. Поскольку проекты разрабатывались на основании древнерусской системы мер длины без использования обмеров креста Никона, можно с большим основанием надеяться, что проекты крестов приближаются к Божественному Закону. Одновременно можно с большой долей уверенности считать, что раскрыт метод, которым пользовались древние мастера при проектировании креста Никона и, по-видимому, и других подобных крестов.
Учитывая, что наши предки значительно более ревностно следовали традициям, можно предположить, что на кресте именно таких размеров был распят Спаситель.

Правило определения размеров крестов

Можно сформулировать следующее правило проектирования крестов:
При определении габаритных размеров крестов надо использовать 2-4 сажени из . Между большой перекладиной (A) и расстоянием от большой перекладины до земли (B) должно выполняться соотношение B = sqrt(2)* A. Наилучшим набором саженей является церковная, царская, народная. Именно этот набор саженей использовался при проектировании храмов.
Важно отметить, что в таком кресте оказывается зашифрованной формула, спасительная для России: "Православие, Самодержавие, Народность".