Японские сказки на японском с переводом. Японские народные сказки. Важные особенности сюжетов

Особый восточный колорит имеют японские сказки, которые также называются «рассказы старины». Это могут быть совсем короткие истории или длинные повествования. Но мудрость нации имеющей тысячелетнюю историю чувствуется во всём.

Жанры японских сказок

Детские сказочные произведения Японии условно подразделяются по жанрам на несколько групп:

    смешные сказки, где главные герои плуты и хитрецы;

    рассказы об оборотнях – все страшные произведения;

    о необычном – то, что нам привычнее называть волшебными сказками;

    про умных – сказания-притчи, имеющие свою мораль;

    выдумки о животных, где главные герои – представители животного мира;

    рассказы о соседях – часто юмористические, похожие на новеллы;

    сказки-шутки – таковые только по названию, могут состоять из двух предложений или сюжетно повторяться много раз.

Значительно отличаются сказки Японии для детей по географическому положению. Например, в Осаке преобладают задорные и лукавые, жители Киото рассказывают романтичные истории, более похожие на легенды, на острове Хоккайдо – строгие и даже суровые.

Важные особенности сюжетов

Особенностью сказок японского народа является бесконечное уважение и рачительное отношение к миру животных и растений. Лучшие герои живут в тесном сотрудничестве с окружающей природой.

Большое место в повествовании часто занимают праздники. Это может быть описание самого празднования, различных игр, легенд, посвящённых великой дате и так далее.

В любом сказочном сюжете обязательно с раннего детства закладывается мысль о необходимости уважения к старшему поколению, почтения к их советам. Положительно оценивается любая помощь окружающим. Волшебная страна сказочной Японии в лёгкой, поучительной форме помогает младшему поколению войти во взрослую жизнь с нужными представлениями о добре и зле.

Лучшие японские сказки на русском – это настоящий подарок для старшего поколения, которое хотело бы видеть своих дочерей и сыновей в будущем добрыми и отзывчивыми людьми.

К автору сайта "Самоучитель Японского Языка" обратился Александр Сивухин - один из один читателей книги "Японский для души" с предложением разместить на сайте его личные разработки, направленные на более лучшее запоминание иероглифов.

НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ВЫСТАВЛЕНЫ:

Пособие для запоминания японских слов и знаков. Построено на таблице в которой на основе небольшой группы кандзи в количестве 40 штук, собраны связанные слова и мини тексты в шуточной стихотворной форме на их основе. Сами шуточные стихи приведены на русском языке со вставками японских слов в двух вариантах: кириллицей и окуриганой. Для основных кандзи даны чтения, значения и мнемообразы на графику и чтения. Для дополнительных кандзи, которые входят в состав связанных слов, даны только значения и чтения кириллицей. Для всех кандзи приведены прописи с порядком начертания строк в каждом знаке. Если добросовестно и полностью проработать пособие, то есть возможность запомнить около двух сотен иероглифов и около 300 японских слов...

Самоучитель японского разговорного языка

Основным отправным материалом для данного пособия по разговорному японскому языку,
явилась книга автора О.Н.Кун "Японский язык за один месяц", изд. "Восток-Запад" 2006г, но в этой книге нет ни одного иероглифа, ни одного знака японской
азбуки. Зато есть ясная и понятная грамматика и множество речевых примеров и образцов, которые записаны кириллицей. Захотелось все тексты и
речевые образцы записать знаками японской письменности, появились тексты фуриганой и окуриганой, потом пришлось, естественно, добавить словари и списки новых слов,
записанных окуриганой, затем ахотелось добавить описания и мнемообразы на иероглифы, которые встречаются в текстах и так далее...

Образовательные тексты

Идея создать эти тексты возникла во время работы с Самоучителем японского языка Лаврентьева Б.П. (Москва, "Живой язык", 2002г.). Тексты показались очень неудобными для работы, поэтому посидел над ними, поколдовал и получил материал, по которому можно учиться более эффективно. Здесь выставляется один лишь из подготовленных уроков (десятый), хотя есть и другие. Сама идея обработки текста навеяна "Самообучающими текстами" Александра Вурдова: чтобы все было перед глазами, когда читаешь текст, чтобы не рыться в словарях. Тут все тебе пожалуйста: словарь, транскрипция, фуригана, окуригана, перевод... Очень удобно. Единственное, чего нет, так это грамматических комментарий... На это уже духа не хватило. Может быть сделаю это потом, как-нибудь...

Учим кандзи и японские сказки

Обучающие тексты семи сказок, с подробным переводом, словарем, прописями входящих кандзи в текстах фуриганой и окуриганой. Подробная проработка пособия позволит выучить около 300 кандзи и около 500 новых слов, получить навыки перевода с японского языка на русский и с русского на японский.

Кандзиландия

В этом файле собраны пять пособий в одно: Азбуки, Лирика, Пословицы, Песни, Обучающие игры. Получилась как бы книга первая, с прицелом на продолжение.

Учим сказки с помощью сказок. Карлик Нос.

Опорой для запоминания служат мнемонические образы на начертание, ОН и КУН чтения
знаков, которые в некоторых случаях, для привлечения внимания, представлены в виде шуточных стихов и куплетов. Тексты и игры, закрепляющие знания, построены по принципу угадывания и замены русских слов знаками кандзи и японскими словами
Переход на страничку с "Карликом">>>

Пособие к книге "Путь бесхвостой птички" Адиля Талышханова

Используя несложные игры, манипулируя в разных вариантах этими знаками и словами, добиваемся устойчивого запоминания
Переход на страничку с Птичкой>>>

Фантастический рассказ "Записки странника".

Хочется отметить, что разработки могут нести в себе какие-либо моменты, которые, возможно, могут вызвать снисходительную улыбку у профессионала, однако следует не забывать, что иногда видение неспециалиста помогает увидеть проблему с неожиданной точки зрения, что позволит кому-то из начинающих получить некоторую дополнительную помощь в начале их пути. Самое главное, что такие люди, как А. Сивухин, не могут стоять на месте, идут своей дорогой и грех не воспользоваться этими дополнительными путями для достижения такой трудной цели как освоение японского языка.

В дальнейшем, по мере поступления, предполагается выставлять и другие авторские материалы Александра Сивухина. Если у вас возникнут вопросы к автору этих разработок, пишите на адрес: [email protected] .

АЛЕКСАНДР СИВУХИН

К японскому языку каждый приходит своим путем - это известно всем, а вот в изучении японского языка путей не так уж и много, но мне, например, особо интересны случаи, когда человек эту дорогу пытается пройти самостоятельно: кто-то хочет, но не может по ряду причин учиться на японоведческих факультетах, а кто-то может, да не хочет (и таких немало), кто-то находит репетиторов, кто-то посещает курсы, а кто-то «карабкается» сам. Но есть отдельная категория дерзнувших, которые не смогли найти для себя ресурсов, которые бы их устраивали полностью, и решили пойти наиболее сложным путем - сами для себя решили написать учебные пособия, пособия, о которых им мечталось. К числу таких авторов своих же учебных пособий относится и знакомый всем нам по публикациям в нашей группе Александр Сивухин. Меня поражает работоспособность этого человека, он не перестает удивлять и удивлять все новыми и новыми разработками. Но кто он? Как и почему он? Попробуем разобраться, составив на него некоторое «досье».

Сивухин Александр Васильевич, родился в городе Пучеже, Ивановской области. Учился в радиотехникуме г. Горького. Служил в армии, в войсках связи, группы Советских войск в Германии. После армии год работал на узле связи, затем поступил в Горьковский политехнический институт на факультет радиоэлектроники. После окончания института женился и четыре года по направлению работал в Псковской области, на Великолукском радиозаводе. Из-за нехватки жилья, с семьей переехали жить на Украину, в город Лисичанск. Работал мастером и наладчиком КИПиА на Лисичанском НПЗ. Проходил стажировку по наладке приборов аналитического контроля в Италии. Там увлекся итальянским и английским языками. На своем предприятии вел клуб любителей английского языка и клуб авторской песни. Является членом поэтического литературного объединения "Исток" города Лисичанска. В клубе иностранных языков, на спор начал самостоятельно учить японский язык. В процессе изучения японского языка, в качестве обмена опытом, написал для начинающих учить японский язык самостоятельно ряд пособий, с использованием мнемотехник, облегчающих запоминание иероглифов и японских слов. Из них, наиболее популярные, размещенные для бесплатного скачивания в интернете на сайтах: "ЛИТ.МИР", "ВСЕ ДЛЯ СТУДЕНТА", "В КОНТАКТЕ", "САМОУЧИТЕЛЬ ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА" А.Вурдова, такие как: "Кандзи Ландия", "В гостях у Бесхвостой птички", "Босиком по солнцу", "Учим кандзи и японские песни", "Учим кандзи и японские сказки", "Карточки кандзи 1-2 класс", "Карлик Нос", "Японская лирика", "Самоучитель разговорного японского языка", "В гостях у Б.П.Лаврентьева" и др. В настоящий момент совместно с Александром Вурдовым обсуждается проект многотомного печатного издания под общим названием: "Кандзи Ландия", объединяющий наиболее удачные разработки...

Про себя автор говорит: "Не знаю, как надо было осветить ключевые моменты вхождения в японский язык... Но основная идея - хотелось написать книги, какие сам бы хотел прочитать... Но поскольку таких книг нигде нет, пусть буду я, кто их напишет... Коротко и ясно!... Божий промысел, скорее всего... Иного объяснения не нахожу..."

С уважением, Александр Вурдов.

Copyright © 2011-2014 Александр Сивухин
Copyright © 2000-2014 Александр Вурдов


Для детей от 4 до 6 лет

Детская книжка-картинка о том, как одновременно с нами большой-большой мир вокруг живёт своей жизнью: кто-то смотрит телевизор, кто-то играет с котом, кто-то продаёт хлеб, а кто-то - умирает. Всё движется, всё меняется, и в одну и ту же секунду другой ребёнок в другой части света может испытывать совсем не те же эмоции, что испытываем сейчас мы.
История Ёсифуми Хасэгава откроет читателю мир Другого: оказывается, кроме тебя, малыш, есть на свете и кто-то ещё, чем-то на тебя похожий. Книга помогает объяснять детям такие вещи и явления, которые облечь в слова не так-то легко.

Нобуко Итикава «Когда папа приходит поздно»
Для детей от 5 до 8 лет

Не книга, а признание в любви всем папам планеты. Конечно, папа задерживается с работы исключительно потому, что он спасает мир и всех добрых зверей по пути, а как же иначе?Истории под этой обложкой фантасмагоричны и немного абсурдны, их юмор напоминает Даниила Хармса или Бернара Фрио - а потому больше всего книга понравится детям-фантазёрам.
Весёлая книжка японской писательницы Нобуко Итикава подойдёт и для чтения вслух (особенно если читать будет папа), и в качестве одного из первых текстов, прочитанных самостоятельно.

Кадзуми Юмото «Друзья»
Для подростков от 12 лет

Что скрывают соседские заборы, занавески и жалюзи? Три школьника, долговязый Кияма, очкарик Кавабэ и Ямашта по кличке Пончик, мечтают взглянуть на чужую жизнь хоть одним глазком. Мальчишки никогда не видели ни одного мёртвого человека, а это ведь жутко интересно. Вот и принялись они день за днём следить за одиноким соседом-стариком - и слежка стала началом большой дружбы.
Книга посвящена сложным темам: смерти, непрерывной изменчивости мира. В 12 лет кажется, будто старые люди никогда не были юными, будто они какие-то совсем другие, непохожие на тебя, так что и разговаривать с ними – не известно, как. Преодолеваются эти иллюзии запоздало и болезненно: старики уходят, а ты по мере приближения к их возрасту всё отчетливее осознаёшь, как много они могли бы рассказать и посоветовать.

Стоит зима, а с облачного неба

На землю падают прекрасные цветы…

Что там, за тучами?

Не наступила ль снова

Весна, идущая на смену холодам?

Киёхара-но Фукаябу

Как рождаются сказки? Эта удивительная форма творчества возникает у всех народов одинаково. Их внешняя форма зависит от «места рождения» и обусловлена особым духом каждого народа. Но повод для создания сказки один – это общечеловеческое желание «раскусить крепкий орешек» окружающего мира, понять его, а, если не получается докопаться до истины, то наделить этот мир своей «расшифровкой». И тут в дело вступает самое удивительное качество, присущее человеку, – фантазия, которая стирает грани между живым и неживым; между человеком и остальным животным миром; между видимым и невидимым. Пространство начинает жить особой жизнью и взаимодействовать: природа говорит с человеком и делится с ним своими секретами, оживают страхи, происходят чудесные превращения, исчезают границы и становится возможным всё.

Мы говорим сегодня о японских сказках - смешных и грустных, лукавых и назидательных, как и положено сказкам, в которых отражается душа и совесть народа, бесценное наследие предков, старинные традиции. Но на то они и сказки, что время для них не помеха: современный мир вторгается в полотно сказочных историй, и уже никого не удивляет то, что лисица морочит машиниста, обернувшись встречным поездом, а хитрый барсук болтает по телефону.

Три группы японских сказок

Характерной чертой японских сказок и легенд является их различие по исторически сложившейся форме и по степени современного восприятия. Они делятся на три большие группы. Наиболее живучи так называемые «великие сказки». Они известны всем. Без этих сказок немыслимо детство ни одного ребенка, на их морали воспитано не одно поколение японцев. Для них в современной японской фольклористике существует даже своеобразный термин – дарэ дэ мо ситтэ иру ханаси («сказки, которые знают все»). Многие из них вошли в мировую сокровищницу сказок.

Особенностью их можно считать то, что на протяжении веков в каждой области, городе, местечке или деревне формировалось свое собственное представление о сказке, о ее сюжете и персонажах. Сказки каждой префектуры Японии – это своеобразный фольклорный мир со своими законами и канонами. И потому сказки Осаки, брызжущие задором и лукавством, никогда не спутать с утонченно-романтическими сказками Киото, а простодушные сказки южных островов Рюкю – с суровыми и строгими сказками северного острова Хоккайдо.

И наконец, среди японских сказок выделяется значительная группа локальных сказок, которые условно можно было бы назвать храмовыми, так как зачастую они известны лишь в небольшой деревне или храме. Они глубоко привязаны к породившей их местности. Повествование о барсуке-оборотне обязательно ассоциируется у слушателя с тем барсуком, который, как считают, обитает в храмовой роще, а старик со старухой – те самые, которые когда-то жили у подножия близлежащей горы.

Японские сказки разнообразны и по жанрам.

Сказки о глупцах, недотепах, хитрецах и обманщиках объединяются, как правило, в жанр варай-банаси («смешные сказки»). К жанру о-бакэ-банаси («рассказы об оборотнях») относятся все страшные сказки: о привидениях, таинственных исчезновениях, о ночных происшествиях на горной дороге или в заброшенном храме. Жанр фусаги-банаси («о том, что необычно») включает повествования о различных чудесах – добрых и не очень, но всегда поражающих своей оригинальностью и эмоциональной глубиной. Ряд сказок объединен и в жанр тиэ-но ару ханаси («о том, что умно»). Это своего рода дидактические сказки-притчи, нередко с прозрачно выраженной моралью. Они близки к жанру добуцу-но ханаси («рассказы о животных»). Можно выделить популярные тонари-но дзисан-но ханаси («рассказы о соседях»).

Популярны в Японии и всевозможные сказки-шутки, известные под названием кэйсики-банаси («сказки только по виду»), например, так называемые нагай ханаси («длинные рассказы»), в которых монотонно могут пересчитываться падающие с дерева каштаны или прыгающие в воду лягушки до тех пор, пока слушатель не закричит: «Довольно!» К сказкам-шуткам относятся и мидзикай ханаси («короткие рассказы»), по сути это докучные сказки, которыми охлаждали пыл надоедливых слушателей, требующих новых и новых историй. В префектуре Нагасаки, к примеру, бытовала такая форма самозащиты сказителя: «В старину это было. А-аи. На озере плавало множество уток. Тут пришел охотник. А-аи. Прицелился он из ружья. А-аи. Рассказывать дальше или не рассказывать?» - «Расскажи!» - «Пон! Выстрелил, все утки улетели. Сказке конец».

Все перечисленные разновидности сказок объединяются единым термином - «мукаси-банаси », что дословно означает «рассказы старины».

Как рассказывать японские казки

Несмотря на близость сказок и легенд, оба жанра в Японии исконно развивались самостоятельно, и различия между ними ощущались с первых же слов повествования. Сказка всегда имела традиционный зачин: «В старину» («мукаси» ) или «Давным-давно» («мукаси-о-мукаси» ). Далее обязательно рассказывалось о месте происходящего, чаще всего неопределенном: «в одном месте…» («ару токоро ни.. .») или «в некоей деревне..» («ару мура ни. ..»), а потом следовало короткое пояснение: у подножия горы или на берегу моря… И это сразу настраивало слушателя на определенный сказочный лад.

Если действие происходит на берегу моря, то приключения героев будут обязательно связаны с морскими духами, подводными царствами, добрыми или коварными обитателями морской стихии; если же деревня где-то в горах, то речь наверняка пойдет о происшествиях на рисовом поле, на горной тропинке или в бамбуковой роще.

Японская сказка и легенда различались и по концовке. У сказки, как правило, был счастливый конец: добро побеждает зло, добродетель вознаграждена, жадность и глупость беспощадно наказаны.

Обогатились японские сказки и за счет устного творчества других народов Японии: сказаний народа айну, ныне живущего на северном острове Хоккайдо, и рюкюсцев – исконных жителей южной части страны – архипелага Рюкю.

Японская сказка как орудие добра

Японская сказка глубоко поэтична. Поэзия и сказка всегда почитались в Японии как орудие добра и справедливости, способное укрощать сердца людей и ярость стихий. Те герои сказок, которые наделены великим даром стихотворца, всегда вызывают уважение, любовь и сострадание. Тот, кто творит, не может быть источником зла… И потому невеста, умеющая к месту сложить красивое стихотворение, берет верх над своими завистливыми соперницами. Барсук украдкой таскает из чужого дома свитки со стихами и самозабвенно декламирует их на поляне, освещенной лунным блеском. А разбойник по кличке Красный Осьминог всходит на эшафот, отдавая людям свой последний дар, простой и величественный, – поэзию.

В японской сказке искусство живет. Статуя богини становится женой бедняка. Черный ворон, взмахнув крыльями, навсегда покидает кусок холста.

А еще сказка имеет свой мелодический рисунок: в ней слышны раскаты грома и шуршание осенней листвы, шум весеннего дождя и потрескивание стебельков бамбука в новогоднем огне, ворчание старого краба и мурлыканье кошки. В сюжеты сказок вплетаются и описания многочисленных праздников и ритуалов.

Японская сказка любит остроумную игру слов, загадки как пробу ума, смешное использование созвучий: решил попросить крестьянин Дзинсиро у волшебной колотушки кладовые, полные риса («комэ-кура »), да запнулся, вот и посыпались из мешка слепые карлики («ко-мэкура »).

Герои сказок ищут ответы на вечные вопросы, пытаясь открыть мир вокруг себя. Странники переходят одну за другой множество гор, удивляясь их количеству. Дождевые черви в рюкюской сказке горько плачут, решив, что во всей вселенной они одни на своем маленьком острове.

Трансформация буддийских божеств

В связи с этим нельзя не сказать о влиянии буддизма (начал распространяться в VI веке), благодаря которому сформировался новый пантеон богов в японской сказке.

Буддийские божества в сказках существовали в двух ипостасях. Это были широко известные божества, которым поклонялись повсеместно, и вместе с тем некоторые из них продолжали бытовать на локальном уровне, постепенно становясь в восприятии японцев чисто местными божествами.

Так было, например, с богом Дзидзо (санскр. Кситигарбха). Известный в Китае как Бодхисаттва, избавляющий от страданий и опасностей, в Японии Дзидзо приобрел особую популярность как покровитель детей и путников. По поверьям, Дзидзо творит много добрых дел: спасает от пожара (Хикэси Дзидзо ), помогает в полевых работах (Тауэ Дзидзо ), гарантирует долголетие (Эммэй Дзидзо ).

Страшные сказки

«Нечисть» японских сказок строго дифференцирована по среде обитания и властвования: часть ее относилась к горной, лесной «нечисти», а другая – к водной стихии. Самый распространенный демон лесов и гор – тэнгу. По поверьям, он обитает в глухих чащах и живет на самых высоких деревьях.

Это не человек, не птица, не зверь – лицо красное, нос длинный, на спине крылья. Тэнгу может, если захочет, наслать на человека безумие, сила его страшна, и, если нет у путника смекалки и ума, обязательно обморочит его горный тэнгу. Самым замечательным богатством демона является его волшебный веер. Он обладает особой силой: шлепнешь по носу правой стороной веера – станет нос расти, пока не достигнет облаков; шлепнешь левой – вновь нос маленьким сделается. С течением времени волшебный веер тэнгу становится своеобразным критерием нравственности сказочных героев: добрые с помощью веера обязательно становятся счастливыми, злые будут им наказаны.

Особое место занимают в сказках оборотни. Способностью перевоплощаться обладают птицы, звери и разные предметы – кошелки и чайники, ношеная обувь и метлы. Но самыми непревзойденными мастерами превращений издревле считались лисы (кицунэ ) и барсуки (тануки ).

Проделки лисы и барсука были зачастую лукавы и безобидны, но подчас за внешне милым зверьком скрывался настоящий коварный демон. Лисица чаще всего принимала облик юной девушки и являлась на горной тропинке перед запоздалым путником. Горе тому, кто не распознает сразу проделок хитрой лисы.

Барсук превращался во всякую домашнюю утварь, например, в котелок для кипячения воды.

Такой барсук был своего рода домовым, иногда капризным, и тогда от него в доме житья не было, а иногда хозяйственным и бережливым.

Случалось, что превращались барсуки в букеты хризантем и в маленьких девочек. Немало сказок о том, как лисы и барсуки помогали людям, о том, что женившись на лисице, можно обрести счастье, а подружившись с барсуком – стать богатым.

Добродетель в японских сказках

Значительное место занимают сказки о девах-птицах: журавле, соловье, лебеде. Эти героини наделены милосердием и добротой, способны прийти на помощь и пожертвовать собой. Девы-птицы не только неизменные красавицы, но и носители самых высоких добродетелей.

Такими же сложными и неоднозначными предстают образы тех героев, рождение которых связано с растениями: из персика рождается отважный Момотаро, из дыни – пленительная Ури-химэ.

У рыбаков и мореходов были свои поверья. Каждый корабль имел своего духа-хранителя, именуемого в большинстве сказок «фунадама » («сокровище корабля»), «фунэ-но ками » («божество корабля») или «фунэ-но тамасий » («душа корабля»). Конечно, в морской пучине обитают и злые духи.

В японской сказке сильна идея общности: деревни или родовой общины. Выжить в борьбе с прекрасной, но суровой природой Японских островов можно только сообща: распахать землю на отрогах гор и оросить рисовые поля. Верность общине, способность пожертвовать собой ради других – долг и предел мечты.

Правда, в сказках позднего средневековья, когда японская община уже не едина, а расколота на богатых и бедных, даже в пределах одной семьи, появляется противоборство.

Нищета ужасна: бедняк идет в горы просить волка, чтобы тот его съел. Труд в сказке почитается, но никто не ждет от него богатства. Оно или невероятный случай, или предопределение судьбы.

Жизнь в волшебном мире - это непрерывная борьба светлого и темного, доброго и злого. Это постоянный выбор, поиск пути для героя, проверка его нравственной сути и истинности стремлений.

А какие японские сказки вы читали? Есть ли среди них ваши любимые? Напишите об этом в комментариях!