Ясный осенний вечер грабарь. Описание картины Грабаря «Ясный осенний вечер. Описание картины Грабаря «Ясный осенний вечер»

Творчество известного российского художника Игоря Эммануиловича Грабаря после Октябрьской революции получило свое новое развитие. Художник часто путешествовал по великим русским рекам Волге и Оке, любовался природой родного Подмосковья и писал пейзажи. Одним из таких чудесных пейзажей стала картина «Ясный осенний вечер» написанная автором в 1923 году.

На полотне перед нами предстает высокий берег, поросший кустарником с уже багряными листьями. С берега открывается широкая панорама с видом на переливающийся золотом простор полей, уходящих вдаль, к линии горизонта. Вода в реке уже холодна, поэтому в ней нет особой величавости, хотя резкие переходы оттенков и создают ощущение быстроты течения. Плавный изгиб реки теряется в вечерней почти сиреневой дали.

Еще теплые осенние солнечные лучи окрасили своим розоватым светом листву деревьев и кустов. Они переливаются на зеленых кронах, которые отражаются словно в зеркале в водах тихой речушки. Немного задумчивый пейзаж наполняет душу очарованием осени, новыми природными красками, которые стали в эти дни еще ярче, не утратив своей свежести.

В картине Ясный осенний вечер написанной на фоне серо-голубого неба особо выделяется сочетание немного увядшей зелени и сочных желто-красных оттенков золота, которое характеризуют наступление осени в средней полосе России и в полной мере раскрывает богатое убранство природы. Уже облетели листья осины с самой макушки, да и на других ветках их уже осталось немного, но яркий наряд прощальных дней осени все еще великолепен. Это и сумел отобразить художник.

Грабарь показал в своем произведении декоративность и неповторимую торжественную величавость российской природы. Для этого он использовал устойчивость композиции и гармонию цветового решения. Ведь именно ранней весной и с наступлением первых осенних деньков воздух одурманивает нас необыкновенной чистотой, свежестью и прозрачностью. Зелень уже утрачивает свою яркость, а ей на смену приходят желто-багряные оттенки. Вдали голубовато-зеленое тонкое марево, почти невидимое, но ясно ощутимое.

Игорь Грабарь над линией горизонта пишет фон цвета топленого молока, лишь немного разнообразив его почти невидимой грядой небольших известняковых или песчаных холмов, которые успели порасти зеленью. Поля и луга еще зеленые, но свежести в них уже нет. Поле за речушкой, засеянное рожью, художник передает светло-зеленым цветом, а вот лужайка, расположенная поближе к нам - более темного оттенка.

Осенью, если небо безоблачно, то оно становится высоким и прозрачным. Солнышко клонится к закату, но небо еще светлое, молочно-голубое. И только вдали на востоке оно уже темнеет. Лучи солнца пробиваются через поредевшие кроны высоких деревьев. Художник пунктиром обозначает почти прямые линии, которые и создают для зрителя визуальный эффект легких перистых облаков. Но над ними ясно видно скопление темно-голубых облаков, поэтому горизонтальные линии здесь выражены еще четче.

На данный момент сие осеннее произведение Игоря Грабаря, картина Ясный осенний вечер находится в Государственной Третьяковской галерее.

Сочинение по картине: И. Э. Грабаря "Ясный осенний вечер".
И. Э. Грабарь вошёл в историю русского искусства как замечательный живописец, тонкий знаток искусства, архитектор, крупный музейный деятель, педагог.
В какой бы области он ни работал, он сохранял творческую активность и энергию.
Оптимистическое восприятие жизни определяло общее настроение его произведений, сказывалось и на самом выборе тем и мотивов: "Лучезарное утро", "Разъяснивается" и др. Художник словно не замечает дождливых осенних дней, хмурых вечеров. Для него в родной природе всё ясно, светло, всё поднимает дух человека.
Таким настроением проникнута картина "Ясный осенний вечер". Лазурное небо, ярко-жёлтые листья орешника, изумрудная зелень травы и синяя-синяя река среди широких просторов полей - всё это удивительно крепко, бодро, жизнерадостно. Природа ещё не окончательно простилась с летом, до увядания далеко. Начало осени поражает контрастом красок, прозрачностью воздуха, разлитой кругом тишиной и покоем.
Сочные мазки положены свободной, широкой кистью. Художник показал всю прелесть среднерусского простора в первые дни осени, его спокойную красоту

Описание картины Грабаря "Ясный осенний вечер".
Осенью в солнечные вечера воздух необыкновенно чист, свеж и прозрачен. Буйство зелени уже проходит, и отчетливо проступают бежево-желтые тона. Даль просматривается как будто в зеленовато-голубом тумане, тончайшем, невидимом, но ощутимом. Туч нет, и от этого прозрачность неба только усиливается. До захода солнца еще далеко, небо светлеет высоко над горизонтом. Грабарь дает небо в центре своей композиции белесовато-голубым. Чем выше над горизонтом, тем небо темнее. Достигает художник этого следующим образом: над линией горизонта он дает почти сплошной белесый фон, разнообразя его только слева, над грядой синих холмов, голубоватой сетчатой паутиной. Справа, просвечивая сквозь поредевшую уже листву осин, небо тоже темнеет. Чуть выше количество голубых вкраплений увеличивается. Легкие пунктирные прямые линии создают визуальный эффект перистой облачности. Еще выше голубых линий становится больше, и приобретают они у Грабаря четкое горизонтальное расположение. Ближе к зениту художник делает скопления облаков темно-голубыми, а их края - светло-голубыми. Горизонтальность линий выражается еще более четко. Примерно тем же методом пользовался Айвазовский, изображая границы и гребни волн. Больше всего в композиции работы взгляд автора привлечен к перспективе. Горизонт выделен синей грядой холмов. Левее от группы высоких осин в перспективе достаточно четко просматривается высокий известняковый или песчаный холм. За лето верхушка его уже успела обрасти зеленью. В летний солнечный день ни автор, ни зрители этот холм разглядеть не смогли бы. Только глубокая прозрачность осеннего дня позволила Грабарю передать его очертания. Луга и поляны перед холмами еще хранят летнюю зелень, но свежести в ней уже нет. Грабарь указывает на это резкими переходами тональности: от светлых - через еще более светлую линию - сразу к темным. Поле ржи за рекой справа передано молочно-зелеными оттенками. Ниже ржаного поля - темно-зеленый травянистый луг. Никто из русских художников не избежал соблазна изобразить воды и берега равнинной русской речки средней полосы. Всех их привлекала возможность передать игру голубого цвета воды в сравнении с голубизной неба и осенней охрой берегов. Вода в речке у Грабаря не создает впечатления ни величавости, ни покоя. Извилистые берега, резкие переходы светлой и темной голубизны с белыми вкраплениями создают впечатление волнистости и быстрого течения.

С небольшого пригорка открывается осенняя даль. Тихо течет река, далеко позади весеннее половодье, хотя и сейчас немного вскипают буруны.

ЛИСТОПАД

Под ногами листопад,
Листья желтые лежат,
Листья желтые лежат,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха, и Шуршонок-
Папа, мама и листенок

Голяровский.

С небольшого пригорка открывается осенняя даль. Тихо течет река, далеко позади весеннее половодье, хотя и сейчас немного вскипают буруны. Безоблачное, синее-синее небо, такое, какое оно бывает только в ясные осенние дни. Ни зверя, ни птицы.
Только два дерева на первом плане красуются разноцветной листвой, ещё не все опало, а дальше, ближе к реке вообще деревья стоят все в золоте листьев.
Художник любил изображать ясные, солнечные дни, когда нет место унынию и скорби. Нет нависших, плачущих туч, готовых забросать вас дождем, нет слякоти, унылых фигур, олицетворение увядания природы.
Художник показал нам, что осень - это закономерный этап в развитии природы, что без этого буйства золота не будет весеннего обновления, что придет пушистая зима и все будет хорошо.
Грабарь являлся знатоком искусства, замечательным живописцем и музейным деятелем. Он преподавал в Академии художеств.
В своем творчестве Грабарь всегда сохранял оптимистическое настроение и бодрость духа.

Цель: формировать умение писать сочинение по картине, передавать в определенной композиционной последовательности ее содержание с использованием своих наблюдений;

учить определять основную мысль сочинения, систематизировать собранный материал;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Устное сочинение по картине И.Э. Грабаря «Ясный осенний вечер» (упр. 397).

Цель: создание устного сочинения по картине И.Грабаря.

Планируемые результаты:

Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Метапредметные : формулируют учебную задачу, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, делают обобщения и выводы.

Предметные: знают особенности художественного стиля, осознают возможность русского языка для самовыражения.

  1. формировать умение писать сочинение по картине, передавать в определенной композиционной последовательности ее содержание с использованием своих наблюдений;
  2. учить определять основную мысль сочинения, систематизировать собранный материал;
  3. закрепить и углубить представление об описании как о типе речи;
  4. закрепить навыки работы над сочинением-описанием;
  5. обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;
  6. провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинении;
  7. дать понятие о пейзаже как о жанре живописи;

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося

  1. развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи;
  2. обогатить речь школьников словами искусствоведческого характера, активизировать “пейзажную” лексику;
  3. развивать речь учащихся на основе образного ассоциативного мышления;
  4. создавать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения , высказывать и аргументировать ее;
  5. дать новые сведения искусствоведческого характера, повышать общую культуру школьников;
  6. обеспечивать ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.

Воспитательные цели:

  1. воспитывать самостоятельность и творческую активность;
  2. воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.
  3. воспитывать любовь к своей родине

Оборудование:

  1. репродукции картины И. Э. Грабаря “Ясный осенний вечер”;
  2. музыкальный альбом П.И.Чайковского “Времена года”;
  3. стихи об осени
  4. подготовленный материал для словарной работы, мультимедийная презентация.

Эпиграф

Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом... Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство.
В. Сухомлинский

Сценарий урока:

1.Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя. Обращение к эпиграфу урока. Создание эмоционального настроя.

Красота природы, смена времен года, а каждое из них – осень, зима, весна, лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для музыкантов, художников, поэтов. Однако самым поэтическим временем года многие считают именно осень. Помните, у Александра Сергеевича:

Унылая пора! Очей очарованье!

Богатством своих красок осень привлекла внимание великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал музыкальный альбом “Времена года”, в который вошли 12 пьес. Я предлагаю вам послушать фрагменты пьес “Сентябрь. Охота” и “Октябрь. Осенняя песня”.

Задание: прислушайтесь внимательно, определите тональность звучащей музыки, проследите за меняющимся настроением.

В разных видах искусства мы найдем замечательные выражения чувств, настроений и образов осени. Человеку всегда хотелось запечатлеть прекрасное, все то, что удивляло, радовало, останавливало взгляд. Искусство, позволяющее посредством изображения не только рассказать об увиденном, но и выразить свои мысли и чувства, мы называем изобразительным.

От всех других оно отличается наглядностью, образностью. Художник показывает нам окружающий мир таким, каким он его видит. Глядя на картины, мы как бы беседует с их создателями, через изображенное на них мы узнаем об их мыслях и чувствах.

Как вы думаете, что вдохновляет художников, поэтов, музыкантов писать об осени? Прочтите те подборки стихов об осени, которые вы приготовили для сегодняшнего урока.

(Выразительное чтение стихотворений)

– Итак, поэты стихами, композиторы музыкой, а художники красками изображают красоту и величие родных просторов. Французы называют окружающую природу пейзажем.

6. Этимологическая страничка. Презентация.

(Работа со словарем) Каждая группа получает задание - найти значение слова.

Картина (от русского "карта") - произведение живописи в красках.

Репродукция (лат.) - воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.

Пейзаж (франц.)-1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу.

Пейзажист - художник, пишущий пейзаж.

Так что же такое пейзаж в изобразительном искусстве?

3.Знакомство с новым материалом.

В изобразительном искусстве пейзаж – воспроизведение естественной или преображенной человеком природы. В пейзаже важным моментом является избранный художником естественный или сочиненный природный мотив, который становится как бы “героем” произведения. Задача художника-пейзажиста – изображение природы в ее бесконечном разнообразии.

Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и передаваемому в ней настроению. Пейзажи бывают разного характера: описательные, лирические, романтические, философские.

Речь на сегодняшнем нашем уроке пойдет о лирических пейзажах. Лирический пейзаж – это “пейзаж настроения”. Расцвет его приходится на период национального самоутверждения русской живописи – 1870 годы. Лирический пейзаж стал продолжением и развитием того видения природы, которое уже было открыто нашей классической литературой.

В русской живописи есть мастера кисти, которые все свое творчество посвятили изображению родной природы. Мы называем их пейзажистами. Это А. Саврасов, И.Шишкин, В.Поленов, И.Левитан, И.Э.Грабарь.

Их полотна написаны удивительно ярко, трогательно, правдиво. Они и у нас вызывают чувства восхищения щедрой красотой осени, любви и глубокой привязанности к родным местам. На сегодняшнем уроке речь пойдет об одной замечательной картине, называется она “Ясный осенний вечер”, а написал ее Илья Эммануилович Грабарь.

Познакомимся с художником.

Презентация.

5. Беседа по картине.

– Внимательно рассмотрите репродукцию на своем столе. Удалось ли художнику передать кистью то прекрасное, что открылось ему, казалось бы, в обычном, будничном сюжете? Каким настроением пронизана картина и как оно отражено в цветовой гамме? Обратите внимание на сочетание холодных и теплых тонов.

Яркие, праздничные оттенки, тонко согласованные друг с другом, передают атмосферу не только радости, но и легкой грусти. Они передают гармонию ясного осеннего вечера.. Золотисто-желтая гамма чередуется с яркими пятнами изумрудной зелени, лазурного неба. В картине господствует воздух, он заполняет почти все полотно.

– Не зная, как называется картина, какой бы вариант названия вы предложили? Докажите, что картина “Ясный осенний вечер” относится к лирической пейзажной живописи.

Прозвучали варианты: “Прощальная краса”, “Родные просторы”, “Царство художницы осени”, “Красавица осень”.

Перед нами именно пейзаж, естественная природная среда, которая окружает человека, создает настроение покоя и радости бытия.

– Как любое произведение искусства живопись имеет свой сюжет, свое композиционное построение. Давайте детально рассмотрим репродукцию картины И.Э. Грабаря «Ясный осенний вечер” и проследим сюжет и композицию этого полотна. Рассмотрите все подробности, при помощи которых создается художественный образ. (Ребята предлагают свои сюжетные линии.)

Большое значение для воплощения замысла художника имеет формат композиции. Чтобы показать просторы Родины, значительность каких-либо явлений, художники обычно используют вытянутые по горизонтали форматы. Картина поделена на задний и передний планы. Попробуем внимательнее всмотреться в картину и отметим наиболее яркие детали полотна.

На переднем плане художник изобразил деревья. Под деревьями по-летнему зеленая трава. Листва на деревьях еще зеленая, но уже есть пожелтевшие листья.

На заднем плане видны убегающие вдаль поля, желтые, с изумрудными всходами озимых.

Поля простираются до самого горизонта.

И над всем этим огромное высокое синее безоблачное небо. Оно отражается в реке. На горизонте небо светлеет. Огромное синее небо обнимает землю и как будто укрывает ее.

6. Подготовка к сочинению-описанию картины И. Грабаря «Ясный осенний вечер»

– Что, по-вашему, значит написать сочинение по картине?

Понять замысел художника.

Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма, освещение).

Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.

Опишите подробно каждый из образов, изображенных на картине.

Материал для сочинения:

Река. Неширокая речушка, с медленным течением. Убегающая вдаль, течет средь полей. Вода в реке глубокого синего цвета, перекликающего с цветом неба.

Деревья. Ветвистые деревья с зеленой листвой

Трава. Изумрудная зелень.

Небо. Высокое, лазурное, ярко-синее.

Поля. Изумрудная зелень озимых всходов, отдыхающее поле.

– Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было таким же красочным, выразительным, точным? Давайте попробуем собрать словесную “палитру” для картины И.Левитана.

1 группа Метафоры: зеркало реки, художник- осень, теплое золото листвы, панорама озимых полей, ворохи рыжей листвы, праздник красок, царство осени.

2 группа Сравнения: словно праздничные сияние, как лоскутное одеяло, будто облитые золотом деревья.

3 группа Эпитеты: чистый и прозрачный воздух, чарующая красота, удивительная картина.

4 группа Олицетворения : солнце льет последнее тепло, березы танцуют, природа призадумалась.

– Обратим внимание на композиционное построение сочинения-описания. Совместно составляем развернутый план сочинения, продумываем варианты вступления и концовки.

Задание по группам

1 группа - вступление

2 группа план основной части

3 группа - заключение

Вступление. Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть и развернутым.

Осень – любимое время года многих поэтов, музыкантов, художников.

И.И.Левитан – певец красоты русской природы.

Яркая гамма красок русского пейзажа рождает радостное настроение.

Основная часть. Самая большая по объему. Здесь дается описание самой картины.

Картина И.Э.Грабаря «Яркий осенний вечер».

Общий план картины.

Деревья на картине

Осенняя река.

Лазурь небес.

Задний план картины.

Заключение.

Оно может состоять из 2–3 предложений, а может быть и развернутым.

Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы, изображенный великим живописцем?

Вспомните свои наблюдения в осеннем лесу, свое настроение, свои чувства

Какова главная мысль этой картины и вашего сочинения?

7. Словарно-орфографическая работа. Составьте словосочетания по картине, которыми вы сможете воспользоваться во время работы над сочинением.

1 группа.

Изобразительное искусство, известный живописец, темно-синий оттенок, лазурное небо, светло-голубая полоска реки, палитра художника, мастер кисти, осенний пейзаж, выдающийся пейзажист, величие и совершенство природы, тишина осеннего дня, чувство восторга от увиденного, чуть прохладный воздух, написать полотно, картину, репродукция, мастерство и талант художника, колорит и контраст картины, произведение искусства.

2 группа Словарь наречий, словосочетания глагол + наречие :

слева, справа, вдалеке, вблизи, здесь, вглубь

Убегает вдаль, виднеются вдале находится справа, изображено слева ке,

Н. Рыленков в одном из своих стихотворений написал:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Грабарю удалось всмотреться в природу и передать её красоту и величие.

7.Подведение итогов урока.

Что удалось вам сегодня?

Что получилось?

Что не получилось?

7.Домашнее задание. Написать сочинение по картине

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом... Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. В. Сухомлинский.

Иван Иванович ШИшкин

Саврасов Алексей Кондратьевич

Исаак Ильич Левитан

Игорь Эммануилович Грабарь

Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин. С 1913 - 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией. Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др. Все они проникнуты радостным, светлым чувством.

Лучезарное утро

Хризантемы

Этимологическая страничка Картина (от русского "карта") - произведение живописи в красках. Репродукция (лат.) - воспроизведённый посредством печати рисунок или картина. Пейзаж (франц.)-1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу. Пейзажист - художник, пишущий пейзаж.

Вступление. Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть и развернутым Осень – любимое время года многих поэтов, музыкантов, художников. И. Э. Грабарь – певец красоты русской природы. Яркая гамма красок русского пейзажа рождает радостное настроение.

Основная часть. Самая большая по объему. Здесь дается описание самой картины Картина И.Э.Грабаря «Яркий осенний вечер». Общий план картины. Деревья на картине Осенняя река. Лазурь небес. Задний план картины.

Заключение. Оно может состоять из 2-3 предложений, а может быть развернутым Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы, изображенный великим живописцем? Вспомните свои наблюдения в осеннем лесу, свое настроение, свои чувства Какова главная мысль этой картины и вашего сочинения?

И.Э.Грабарь внес большой вклад в русскую культуру, став попечителем и директором Третьяковской галереи (1913-1925), а также организатором и директором Центральных реставрационных мастерских в Москве (1918-1930, с 1944 - научный руководитель), которым позднее было присвоено его имя.

Н. Рыленков в одном из своих стихотворений написал: Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце.