Задания и подготовка егэ по литературе. Подготовка к егэ по литературе с нуля. Требования на испытании. Сочинения

Как это ни удивительно, но для того, чтобы набрать высокие баллы на ЕГЭ по литературе, недостаточно просто уметь хорошо писать и иметь в своем багаже огромное количество прочитанных книг. Нет, это, безусловно, важно и необходимо, но надо помнить, что выпускной экзамен в форме ЕГЭ имеет четкую структуру, а у проверяющих есть определенные критерии, по которым они и оценивают работы одиннадцатиклассников. Как бы вы не были креативны и оригинальны, если ваша работа не отвечает основным требованиям задания, то, увы, 100 баллов вы не наберёте. Поэтому в этой статье мы раскроем все секреты и дадим вам полезные советы, прислушавшись к которым, вы сможете получить высокий результат и поступить в университет своей мечты.

Как уже было отмечено, выпускникам, сдающим экзамен по литературе, просто необходимо точно знать, как именно оценивается ЕГЭ по литературе. На самом деле, все очень просто и не так страшно, как кажется на первый взгляд.

При выполнении 8 и 15 заданий, требующих развёрнутого ответа в 5-10 предложений, надо дать прямой и лаконичный ответ на вопрос. есть у нас на сайте. Старайтесь не отходить от темы, не использовать пространных рассуждений, следуйте простой схеме – тезис, доказательства. Ничего сверхсложного от вас не требуется, важно внимательно прочитать отрывок из приведённого художественного произведения, проанализировать его и дать краткий, но четкий ответ на вопрос, приводя в пример доказательства из текста. Критериями являются:

  1. глубина приводимых суждений
  2. убедительность аргументов
  3. следование нормам речи.

Всего за 8 и 15 задания можно получить 4 балла за каждое (не забывайте, что набранные вами первичные баллы переводятся в стобалльную систему, и даже 1 допущенная вами ошибка может стоить 4 тестовых балла, так что будьте внимательны).

В 9 и 16 вопросах от вас требуется сопоставить предложенный отрывок из литературного произведения с двумя другими текстами. вы можете посмотреть на сайте. Здесь самым важным является убедительное обоснование, почему вы считаете приведённые вами примеры из художественных произведений подходящими и в чем именно вы находите их сходство. Не стоит забывать, что нужно правильно указать названия произведений и их авторов. Критерии, по которым будут оцениваться ваши ответы:

  1. включение произведения в литературный контекст
  2. убедительность аргументов

Так как экзамен всегда является для выпускников стрессовой ситуацией, мы советуем вам заранее продумать примеры произведений под различные тематики, удобнее это сделать в таблице. Разделить ее на конкретные темы, к примеру, война, безответная любовь и т.д. (брать их можно из примерных КИМов), и подбирать тексты, в которых встречаются эти проблемы. Так в час икс вам будет гораздо легче, и вы сможете набрать высший балл за это задание.

И, наконец, последнее задание – написание большого эссе на одну из трех предложенных тем. вы можете посмотреть на сайте. Здесь вы должны показать:

  1. знание художественного текста
  2. владение литературоведческими терминами
  3. литературный кругозор

Проверяющий будет оценивать:

  1. глубину понимания темы
  2. убедительность приводимых в качестве аргументов суждений
  3. уровень владения теоретико-литературными знаниями
  4. обоснованность привлечения текста произведения
  5. композиционную цельность
  6. логичность изложения
  7. следование нормам речи.

Единственный совет, который мы можем вам дать при написании этого сочинения, – это подготовиться к нему. Вы должны знать все критерии оценки и, следуя им, написать цельную работу, которая будет отражать глубину ваших знаний и осмысленность приводимых вами аргументов.

Что нужно знать?

Перед тем, как начать готовиться к ЕГЭ по литературе, вы должны узнать, из чего состоит экзамен, сколько времени отведено на решение каждого задания, что нужно прочитать и многое другое.

Начнём по порядку:

  1. Сколько длится ЕГЭ по литературе?

Выпускникам даётся 3 часа 55 минут. Поверьте, этого времени достаточно для выполнения и проверки всех заданий. Но, несмотря на это, из года в год многие выпускники теряют драгоценные баллы как раз из-за того, что просто не успевают ответить на все вопросы или переписать сочинение на чистовик. Поэтому мы настоятельно рекомендуем всем, кто готовится сдавать ЕГЭ по литературе, потренироваться написать КИМ за время, которое будет отведено на экзамене. Засеките время и объективно оцените, успеваете ли вы написать, проверить и переписать все сочинения. Если нет, то попробуйте пересмотреть свои затраты времени, может быть, вам удобнее начать с последнего задания, а потом вернуться к первой части работы. Определите, какое максимальное количество минут вы можете потратить для ответа на тот или иной вопрос и старайтесь не превышать данный лимит.

  1. Сколько заданий на экзамене?
  2. ЕГЭ по литературе состоит из двух частей. 1 часть делится на 2 блока – в первом от вас требуется ответить на 7 вопросов, которые проверяют ваше знание теории литературы, и на 2 вопроса с развёрнутым ответом в 5-10 предложений. Весь первый блок посвящён эпическому или драматическому родам литературы. 2 блок касается лирики и также состоит из 7 вопросов по теории и 2 вопросов, при ответе на которые вы должны написать «маленькое сочинение».

    Часть 2 представляет собой написание сочинений на одну из трех предложенных тем. Каждая тема касается определённой эпохи (1 тема – древнерусская литература, литература 18 века или литература первой половины 19 века, 2 тема – вторая половина 19 века и 3 тема затрагивает литературные произведения, написанные с конца 19 до начала 20 века). Объём сочинения должен составлять не менее 200 слов.

    1. Что читать?
    2. Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно прочитать весь перечень художественной литературы, составленный именно для этого экзамена, так называемый, , который вы можете прочесть на сайте.

      Но должны сразу предупредить вас, если в течение всех школьных лет вы не читали практически ничего из школьной программы, то наверстать упущенное за 1 год невозможно. А вот если вы, напротив, всегда ответственно относились к списку школьной литературы, то ничего дополнительного вам читать уже не придётся.

      1. Когда придут результаты?

      И на самом экзамене, и на официальном сайте ЕГЭ будут обозначены сроки получения результатов. Не переживайте, в неведении вы не останетесь. Постарайтесь сохранять спокойствие, даже если ваши результаты по литературе задерживаются (такое бывает), все, что было в ваших силах, вы уже сделали. И не бойтесь, проверяющие – не звери, они просто выполняют свою работу, и если вы усердно трудились, то ваш труд оценят по достоинству.

      Как готовиться?

      Смотри предыдущий пункт. Действительно, начинать подготовку к ЕГЭ по литературе, если ты еще не прочитал большую часть произведений, просто бесполезно. Если же со списком прочитанной литературы все в порядке, то стоит обратиться к теории литературы. В первой части есть целых 14 вопросов, касающихся литературоведческих терминов (жанр и род литературы, размер стихотворения и т.д). Все эти вопросы абсолютно несложные, так что терять на них свои баллы будет очень обидно. А чтобы подготовиться, вам достаточно просмотреть, знание которых будет проверяться, понять и подробно разобрать их, тогда вы никогда не перепутаете ямб с хореем.

      Ну а к заданиям с развёрнутым ответом способ подготовиться только один – тренировка. Пишите как можно больше сочинений, старайтесь соблюдать все требования, внимательно перечитывайте свои работы (очень важно уметь замечать собственные ошибки), и, конечно, будет очень хорошо, если найдётся человек, который будет проверять ваши литературные достижения хотя бы в первое время (думаю, ваш школьный учитель не должен отказать в такой просьбе).

      Как проходит экзамен?

      Точно так же, как и любой другой ЕГЭ. Вы приходите в пункт проведения экзамена, оставив перед этим все электронные устройства дома (вы ведь весь год усиленно готовились, и они вам ни к чему, правда?), идёте в определённую аудиторию и ждёте начала экзамена. Когда наступает час икс, наблюдающий еще раз подробно озвучивает правила проведения мероприятия. Далее вы приступаете к заполнению бланков (отнеситесь к этому серьезно, не забудьте перепроверить, все ли вы заполнили верно, иначе будет обидно, если на блестяще выполненной, стобалльной работе не будет вашей фамилии).

      Когда все организационные моменты закончатся, вы наконец-то получите свой КИМ и сможете приступить к его выполнению. Очень внимательно читайте задания! В стрессовой ситуации можно легко перепутать Толстого с Достоевским, так что перечитывайте несколько раз не только свои ответы, но и вопросы (даже прекрасно написанная работа о проблеме маленького человека в творчестве Чехова не будет засчитана, если вопрос был о Гоголе). Проходит 3 часа 55 минут, вы сдаёте все свои заполненные бланки и со спокойной душой идёте домой.

      Как сдали ЕГЭ по литературе в 2017 году?

      Немного статистических данных: в 2017 году ЕГЭ по литературе сдавали 43548 выпускников, из них только 4,3% не смогли пройти порог (минимальный балл) в 32 балла. А 44% сдававших экзамен смогли набрать более 61 балла. Так что, дорогие выпускники, не все так страшно.

      Каждый одиннадцатиклассник, сдающий литературу, однажды спрашивал в отчаянии: «Что нужно, чтобы сдать ЕГЭ по литературе?». Но вы даже не представляете, насколько прост ответ – нужно готовиться. Не нужно считать, что если на экзамене от вас требуется не конкретный, единственно правильный ответ на вопрос, а развёрнутый ответ в виде сочинения, то можно пустить процесс подготовки на самотёк и довериться интуиции, а при написании сочинений дать волю фантазии и просто порассуждать на заданную тему. Такой подход не приведёт вас к успеху, вы должны четко знать, что от вас требуется, ваши эссе должны соответствовать «запрашиваемому» формату, а знания по литературе в вашей голове должны быть четко структурированы. В идеале вам необходимо хорошо представлять себе тот или иной исторический контекст, чтобы лучше понять темы творчества того или иного автора. Также вы должны уметь подтверждать свои мысли цитатами (которые нужно знать наизусть), а это возможно только при одном условии – начать готовиться к ЕГЭ по литературе нужно заранее! Тогда у вас не возникнет никаких проблем, и даже если вы очень эмоциональный человек (какими становятся все в момент сдачи экзамена), вы будете более спокойны и уверены в себе, а это и есть залог отличного результата.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Как известно, с 2009 года ЕГЭ по литературе стал обязательным испытанием при поступлении на целый ряд специальностей, в том числе таких востребованных сегодня, как “Журналистика”, “Реклама”, “Графическое искусство и дизайн” и другие. Этот факт не мог не заставить выпускников выбрать в качестве обязательного экзамена предмет “Литература”.

Мои обучающиеся тоже не стали исключением. Оказавшись в ситуации необходимости подготовить выпускников к экзамену, я начала с того, что купила литературу, которая помогла бы мне определить с чего начать работу. Проанализировав полученные пособия, я сделала вывод, что она, как правило, состоит из следующих компонентов:

  • методических рекомендаций для учащихся по подготовке к ЕГЭ,
  • особенностей типов заданий,
  • тренировочных заданий из открытых вариантов КИМ,
  • тренировочных вариантов ЕГЭ,
  • критериев проверки и оценки выполнения заданий С1, С2, С3, С4, С5-1 – С5-3,
  • списка художественных текстов для обязательного чтения.

Всего этого оказывается недостаточно, чтобы ответить на вопросы: с чего начать подготовку к экзамену, как разделить материал, какая научно-учебная литература может пригодиться и на подобные. Обозначилась проблема : отсутствие достаточной методической помощи в решении трудностей при подготовке к ЕГЭ по литературе

Востребованность предмета сегодня и ряд нерешенных вопросов в этой связи позволяют говорить об актуальности моей работы.

Настоящая методическая разработка имеет целью создание рекомендаций (шпаргалок) для подготовки выпускников к экзамену по литературе в формате ЕГЭ.

  1. Советы психологов выпускникам.
  2. Структура контрольных измерительных материалов.
  3. Список художественных текстов в соответствии с различными литературными эпохами.
  4. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С1, С2, С3, С4).
  5. Памятки анализа эпического, драматического и лирического произведений.
  6. Критерии проверки и оценки выполнения части С5 (С5.1, С5.2, С5.3 на выбор экзаменующегося).
  7. Рекомендации к сочинению-рассуждению части С5.
  8. Рекомендуемая литература и сайты Интернета.

Как подготовиться к сдаче ЕГЭ

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
  • Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
  • Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  • Готовясь к экзамену, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах. Приложение 1
  • Часть 4

    Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (С1, С2, С3, С4)

    Задания типа С1 – С4 относятся к заданиям повышенного уровня сложности – это вопрос, на который нужно дать краткий (ограниченно развернутый) связный ответ. Выполнение заданий С1 – С4 предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи курса.

    Оценка выполнения заданий С1 и С3

    Оценка выполнения заданий С2 и С4

    [www.fipi.ru

    Часть 5

    Памятки анализа эпического, драматического и лирического произведений

    Анализ эпического и драматического произведения

    1. Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения;
    2. Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений);
    3. Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются;
    4. Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности;
    5. Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью;
    6. Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается;
    7. Тема и проблема произведения, которое получили здесь своё развитие, значение эпизода для раскрытия идеи произведений, выражения авторской позиции.

    Анализ лирического произведения

    1. Автор, заглавие;
    2. Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь, миниатюра, письмо);
    3. Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество, поэт и поэзия);
    4. Сюжет, композиция, проблема.
    5. Мотив создания: что послужило источником написания, вдохновения;
    6. Лирический герой;
    7. Место автора в произведении;
    8. Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения;
    9. Художественные средства (портретные зарисовки; речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма; диалоги; монологи);
    10. Языковые средства (фонетические, лексические, тропы, морфологические, синтаксические); [www.metodist.ru ]

    Часть 6

    Критерии проверки и оценки выполнения части С5 (С5.1, С5.2, С5.3 на выбор экзаменующегося)

    1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе Баллы
    Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют. 3
    2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями.
    Экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов. 3
    3. Обоснованность привлечения текста произведения.
    Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.). 3
    4. Последовательность и логичность изложения.
    Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов. 3
    5. Следование нормам речи.
    Максимальный балл

    [www.fipi.ru ]

    Как писать сочинение?

    Композиция сочинения:

    Вступление

    Основная часть

    Заключение

    1. Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

    Во вступлении может:

    • содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
    • представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”);
    • содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
    • сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

    2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

    В основной части следует избегать:

    • Пересказа литературного произведения;
    • Изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме;

    В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли;

    Основная часть– это проверка того, насколько верно понята тема.

    3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное.

    Заключительная часть должна быть:

    • Короткой, но емкой;
    • Органически связанной с предыдущим изложением.

    В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

    В заключительной части работы обозначу наибольшие трудности, которые возникают при подготовке к ЕГЭ по литературе, и пути их решения

    Трудности Пути решения
    1. Психологические: тревожность, растерянность, отсутствие четкости структурированности мышления и т.п. 1. Сформировать внутренний план действий;

    2. Организовать рабочую зону;

    3. Понять специфику работы;

    4. Отобрать необходимую литературу;

    5. Изучить пространство Интернета в поисках полезных ссылок.

    2. Недостаток информационной базы 1. Обратиться за помощью к товарищам;

    2. Просмотреть и отобрать необходимую литературу в каталогах библиотеки;

    3. Посетить официальные сайты, подготавливающие к ЕГЭ

    3. Большой объем материала 1. Разделить материал на удобные для повторения блоки;

    2. Создать понятийный словарик с необходимыми литературоведческими терминами;

    3. Воспользоваться справочниками и пособиями типа “Все произведения русской литературы в кратком изложении”;

    4. Систематизировать материал с помощью читательского дневника.

    5. Отсутствие необходимой практики в написании сочинений на уроках литературы. 1.Подобрать удобную памятку для написания развернутых ответов и необходимые рекомендации для написания литературного сочинения;

    2. Практиковаться в написании небольших работ, анализируя эпизоды из эпических, драматических и лирических произведений в соответствии с критериями;

    3. Отбирать наиболее часто встречающиеся темы сочинений части С5 и прорабатывать подробно некоторые из них.

    6. Малое количество репетиционных экзаменов в формате ЕГЭ. 1. Систематическое прорешивание вариантов ЕГЭ с самопроверкой;

    2. Контрольное выполнение тестов с учителем литературы.

    Не стоит забывать, что по возможности необходимо последовательное чтение и изучение литературных текстов в соответствии со школьной программой!!!

    Практическое использование работы:

    1. Психологический настрой.
    2. Разделение материала на удобные блоки.
    3. Экономия времени при поиске информации.
    4. Готовые памятки и алгоритмы анализа.
    5. Такая систематизация материала позволяет лучше подготовиться и к части С ЕГЭ по русскому языку.

    Перспективными направлениями работы являются

    – составление словаря в соответствии с блоками;
    – систематизация тем сочинений по разделам;
    – подбор образцов сочинений части С5 и ответов части С1-С4.

    Среднее общее образование

    Литература

    Задание №1 ЕГЭ по литературе

    Предлагаем вашему вниманию разбор 1 задания по литературе к ЕГЭ 2019 с комментариями

    Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2019 по литературе

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

    – Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

    – Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

    – Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.

    Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

    – Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь?

    – В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? -проговорил он внушительно.

    – Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

    – Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.

    – Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

    – Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

    Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать». Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

    – Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

    – Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.

    (И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

    Анализ результатов ЕГЭ по литературе показывает, что трудности возникают при выполнении заданий, требующих знания содержания произведений художественной литературы (имен персонажей, названий мест события, значимых деталей и т.п.), а также заданий на установление различных соответствий: между персонажами и их характеристиками, авторами и названиями их произведений, героями и их репликами. Это объясняется недостаточным вниманием к самому художественному тексту при подготовке к экзамену. Нередко школьники пытаются подменить чтение полного текста литературного произведения знакомством с материалами, содержащими общие сведения о его сюжете и поэтике или сжатый пересказ, а также обращением к экранизациям и театральным постановкам.

    Поэтому при подготовке к ЕГЭ по литературе необходимо акцентировать внимание на основных знаниях о литературном произведении, касающихся:

    1. Жанровой разновидности и родовой принадлежности произведения.
    2. Наличия эпиграфов и посвящений.
    3. Принадлежности произведения к определенному литературному направлению.
    4. Расстановки образов в сюжетной линии.
    5. Особенностей конфликта произведения, основной темы и идеи произведения.

    В конечном итоге чтение учащимися литературных произведений должно быть направлено на построение системы образов персонажей. Необходимо уметь ориентироваться в героях, особенностях их взаимодействия друг с другом, выделять конфликтные ситуации, так как именно они определяют проблематику художественного произведения.

    Задание 1

    К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

    Разбор задания

    Данное задание требует актуализации таких литературоведческих понятий, как роды и жанры литературы.

    Литературные произведения можно поделить на три рода - эпос, лирику и драму. Деление на роды обусловлено различными подходами к изображению мира и человека: эпос объективно изображает человека, для лирики характерен субъективизм, а драма изображает человека в действии, причем авторская речь имеет вспомогательную роль.

    Эпос(по-гречески означает повествование, рассказ) - повествование о событиях в прошлом, сосредоточен на объекте, на изображении внешнего мира. Основными признаками эпоса как литературного рода выступают события, действия как предмет изображения (событийность). В эпосе большую роль играет беспристрастный, объективный повествователь или рассказчик Иногда повествователь передает историю со слов рассказчика.

    Лирика (от греч. lyra- музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи и песни), в отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, рисует отдельные состояния героя в отдельные моменты его жизни. Лирика изображает внутренний мир личности в его становлении и смене впечатлений, настроений, ассоциаций.

    Драма изображает человека в действии, в конфликтной ситуации, но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Основной ее текст - цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Большинство драм построено на внешнем действии, которое связано с противоборством, противостоянием героев. Но может преобладать и внутреннее действие (герои не столько действуют, сколько переживают и размышляют, как в пьесах Чехова, Горького). Драматические произведения, как и эпические, изображают события, поступки людей и их взаимоотношения, но в драме отсутствует повествователь и описательное изображение. Основной текст драматического произведения составляют монологи и диалоги персонажей, которые создают иллюзию настоящего времени.

    Таким образом, эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, драма делает то же самое, но не от лица автора, а в непосредственной беседе, диалоге самих действующих лиц, лирика же сосредоточивает свое внимание не на внешнем, а на внутреннем мире.

    Деление на роды - первое деление в классификации литературных произведений. Следующей ступенью является деление каждого рода на жанры. Жанр - исторически сложившийся тип литературного произведения. Жанры бывают: эпические (роман, повесть, рассказ, очерк, притча), лирические (лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет) и драматические (комедия, трагедия, драма). Наконец, жанры обычно получают дальнейшие подразделения (например, бытовой роман, авантюрный роман, психологический роман и т. п.). Кроме того, все жанры по объему принято делить на крупные (роман, роман-эпопея), средние (повесть, поэма) и малые (рассказ, новелла, очерк).

    Эпические жанры

    Роман (от фран. romanorconteroman - рассказ на романском языке) - большая форма эпического жанра, многопроблемное произведение, изображающее человека в процессе его становления и развития. Действие в романе всегда насыщено внешними или внутренними конфликтами или теми и другими вместе. События в романе не всегда описываются последовательно, иногда автор нарушает хронологическую последовательность («Герой нашего времени» Лермонтова).

    Романы можно делить по тематическому признаку (исторические, автобиографические, авантюрные, приключенческие, сатирические, фантастические, философские и т. д.) и по структуре (роман в стихах, роман-памфлет, роман-притча, роман-фельетон, эпистолярный роман и другие).

    Роман-эпопея (от греческого epopiia - собрание сказаний) - роман с широким изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. Например, «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

    Повесть - эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. Иногда повесть определяется как эпическое произведение, среднее между романом и рассказом - она больше рассказа, но меньше романа по объему и количеству действующих лиц. Но границу между повестью и романом следует искать не в их объеме, а в особенностях композиции. В отличие от романа, тяготеющего к остросюжетной композиции, в повести материал излагается хроникально. В ней художник не увлекается размышлениями, воспоминаниями, деталями анализа чувств героев, если они строго не подчинены основному действию произведения. В повести не ставятся задачи глобального исторического характера.

    Рассказ - малая эпическая прозаическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей (чаще всего повествуется об одном или двух героях). В рассказе, как правило, ставится одна проблема и описывается одно событие. Например, в рассказе Тургенева «Муму» основным событием является история приобретения и потери Герасимом собаки. Новелла отличается от рассказа лишь тем, что в ней всегда неожиданный финал (ОТенри «Дары волхвов»), хотя в целом границы между этими двумя жанрами весьма условны.

    Очерк - малая эпическая прозаическая форма, одна из разновидностей рассказа. Очерк отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.

    Притча - малая эпическая прозаическая форма, нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни (евангельские притчи, Соломоновы притчи).

    Лирические жанры

    Лирическое стихотворение - малая жанровая форма лирики, написанная или от лица автора («Я вас любил» Пушкина) или от лица вымышленного лирического героя («Я убит подо Ржевом...» Твардовского).

    Элегия (от греческого elegos - жалобная песня) - малая лирическая форма, стихотворение, проникнутое настроением грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышления, грустные раздумия, скорбь.

    Послание (от греческого epistole - письмо) - малая лирическая форма, стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и т. д. Послание может быть адресовано одному конкретному лицу или группе лиц.

    Эпиграмма (от греческого epigramma - надпись) - малая лирическая форма, стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Эмоциональный диапазон эпиграммы очень велик - от дружеской насмешки до гневного обличения. Характерные черты - остроумие и краткость.

    Ода (от греческого ode - песня) - малая лирическая форма, стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержания.

    Сонет (от итальянского soneto - песенка) - малая лирическая форма, стихотворение, обычно состоящее из четырнадцати стихов.

    Поэма (от греческого poiema - творение) - средняя лироэпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. В поэме соединились черты двух литературных родов - лирики и эпоса. Основными чертами этого жанра является наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание к внутреннему миру лирического героя.

    Баллада (от итальянского ballada - плясать) - средняя лироэпическая форма, произведение с напряженным, необычным сюжетом, рассказ в стихах.

    Драматические жанры

    Комедия (от греческого homos - веселая процессия и ode - песня) - вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. В жанровом отношении различают комедии сатирические («Недоросль» Фовизина, «Ревизор» Гоголя), высокие («Горе от ума» Грибоедова), лирические («Вишневый сад» Чехова).

    Трагедия (от греческого tragodia - козлиная песнь) - вид драмы, произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. К жанру трагедии относится, например, пьеса Шекспира «Гамлет».

    Драма - пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Специфика драмы заключается, во-первых, в том, что она строится на современном, а не античном материале, во-вторых, драма утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.

    Родовую принадлежность произведения опреледить проще, чем жанровую. Если принимать во внимание объём произведения, то “Отцы и дети” можно назвать повестью, так как это произведение меньше по объёму, чем роман Гончаровоа “Обломов”, Достоевского “Преступление и наказание”.

    Значит не объём, а другие признаки данного произвдения позволяют причислить его к роману. Это прежде всего острая проблематика. Несмотря на то, что сам Тургенев в начале работы называл свое произведение повестью: "...Я начал понемногу работать; задумал новую большую повесть – что-то выдет?.." (письмо И. А. Тургенева к графине Е. Е. Ламберт, 6 (18) августа 1860 г.)”.

    Чем отличается роман от повести?

    Роман отражает социальные и исторические события, а в повести они служат только фоном для повествования. Жизнь персонажей романа предстает в социально-психологическом или историческом контексте. А в повести образ главного героя может быть раскрыт только в определённых обстоятельствах. В романе существует один главный сюжет и несколько второстепенных, которые образуют сложную структуру. Повесть в этом плане намного проще и не осложнена дополнительными сюжетными линиями. Действие романа происходит в большом временном промежутке, а повести – в очень ограниченном. Романная проблематика включает большое число вопросов, а повесть затрагивает лишь несколько из них. Герои романа выражают мировоззренческие и социальные идеи, а в повести важен внутренний мир персонажа и его личностные качества.

    Купить

    Июнь 4th, 2018 risusan7

    Тема деревни звучит во многих произведениях русских поэтов, и у каждого из авторов эта тема раскрывается по-своему. С.А. Есенин изображает деревню через призму переживаний лирического героя. В стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…» поэт показывает деревню, свою малую родину, как самое дорогое воспоминание детства. Эпитетами («ласково и кротко») и олицетворениями («изба-старуха», «ветер крадётся», «ветер шепчет» […]

    Май 28th, 2018 risusan7

    Пример выполнения задания 16 по творчеству Н.А.Некрасова [ЕГЭ по литературе] No related posts.

    Март 8th, 2016 risusan7

    Человек, соблюдающий общечеловеческие нормы морали, ведёт праведную жизнь. Так толковые словари определяют понятие «праведник». Праведность определяется жизнью человека, тем, как его будут вспоминать после смерти… Изначально А.И. Солженицын назвал свой рассказ «Не стоит село без праведника». Старая крестьянка Матрена живёт тяжелой и трудной послевоенной жизнью, как и её односельчане. Она не ощущала себя праведницей, просто […]

    Февраль 29th, 2016 risusan7

    Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» — одно из последних больших произведений писателя. На первый взгляд, Пушкин писал в этом произведении о пугачевском восстании. Но это слишком простое понимание повести. Помимо темы бунта здесь идет речь еще и о большой, светлой и сильной любви. Действительно, великий писатель обратился к истории пугачевского бунта, ранее запретной темы […]

    Февраль 13th, 2016 risusan7

    Любовь к Дону, Кубани всегда была для Шолохова на первом месте. Описывая природу родной земли, он становился мягким и лиричным. Для него дороги были казаки с их основательностью, любовью к земле и семье. Поэтому семья в романе «Тихий Дон» становится основой жизни народа. Время, изображенное в романе, жестокое и кровавое, потому и ценность этого понятия […]

    Январь 20th, 2016 risusan7

    Жанр народной сказки пользовался популярностью у многих писателей – предшественников М.Е.Салтыкова-Щедрина. Они воспроизводили народные суждения о мире, а порой служили сатирическим отражением существующего строя. Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказок не без причины. В рамках ужесточившейся цензуры издание сказок не вызвало подозрений власть предержащих по отношению к сатирику. Сказки написаны с целью обличения политического строя и […]

    Январь 11th, 2016 risusan7

    Удивительной личной наполненностью, глубиной и силой воображения дышит каждое стихотворение этой женщины, Поэта (с большой буквы). Для Марины Цветаевой на протяжении всей жизни было характерным романтическое восприятие целостности жизни и творчества. Она, по ее собственным словам, так и осталась «чистым лириком». Цветаева каждой строчкой своих стихов доказывала искренность поэзии. Однажды она сказала, что не верит […]

    Декабрь 10th, 2015 risusan7

    Наташа Ростова.… Самый романтический и обаятельный персонаж великого романа Льва Николаевича Толстого. Для писателя она стала символом идеальной женщины, олицетворением любви к людям вообще. «Сущность ее жизни – любовь», — писал Толстой. Я думаю, что с ним можно согласиться. Первое впечатление от Наташи, когда мы читаем описание ее именин, оставляет впечатление свежести, энергии, неукротимой радости […]

    Изменений в КИМ ЕГЭ 2020 по литературе нет.

    ЕГЭ по литературе выбирают выпускники, решившие поступать на гуманитарные факультеты. Это сложный экзамен, для успешной сдачи которого нужно прочесть большой объем лирических и прозаических произведений. Поэтому подготовку нужно начинать как можно раньше, желательно с начала 10 класса.

    Структура экзамена

    Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий.

    Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

    • Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).
    • Второй комплекс заданий относится к анализу лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16). Ответы к заданиям 1–7 и 10–14 записываются по приведённым ниже образцам в виде слова, или словосочетания, или последовательности цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

    Часть 2 включает в себя 4 задания (17.1–17.4), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

    На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

    Требования к оформлению

    1. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
    2. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
    3. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.

    Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

    Баллы за задания по литературе

    • 1 балл - за 1-7, 10-14 задания.
    • 6 балла - 8, 15.
    • 10 балла - 9, 16.
    • 14 балла - 17.

    Всего: 58 баллов.

    Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

    Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

    С чего начать подготовку к ЕГЭ по литературе?

    1. Просмотрите по данному предмету. Выделите прочитанные вами произведения и теоретические понятия, которыми вы полностью владеете.
    2. После этого, приступайте к изучению остального материала. Чтение будет продуктивным, если выбудете последовательно изучать творчество каждого автора. В этом случае вы сможете проследить изменения в произведениях, продиктованные историческими переменами.
    3. Также советуем завести и дневник чтения. В первый будете записывать определения и термины. Например, что такое рефрен, аллегория, олицетворение и т.д. В дневник фиксируйте сюжет, имена героев, основную идею книги. Эти записи пригодятся вам в будущем, когда до экзамена останется совсем мало времени.
    4. Хорошо усваивать материал помогают таблицы и схемы. В них можно отображать различие литературных жанров, разнообразие стихотворных размеров и другую учебную информацию.

    Решение практических заданий

    • После наработки теоретической базы, приступайте к практике. Примеры тестов вы можете взять на нашем сайте. Сначала отвечайте на задания с краткими ответами. Здесь вам пригодятся ваши знания терминологии, умение сравнивать литературные течения, жанры.
    • Далее приступайте к вопросам, на которые нужен развернутый ответ. Отвечайте на них без отвлечений, только по существу, можно цитировать авторов.
    • После этого следует написание сочинения. Это задание потребует навыка выстраивать композицию, состоящую из вступления, основной части и заключения. Наработать его можно, регулярными тренировками. Чем больше вы напишите в процессе подготовки к ЕГЭ по литературе, тем увереннее будете чувствовать себя на экзамене.

    Несколько слов о сочинении

    Творческие задания традиционно оценивает экзаменационная комиссия. Основные критерии оценивания сочинения по литературе 2020 таковы:

    • умение грамотно излагать мысли, наличие обоснованного собственного мнения;
    • уровень знаний по теории литературы;
    • глубина понимания поставленной проблемы;
    • последовательность и логичность повествования;
    • соблюдение всех правил русского языка.

    Максимальный балл за сочинение - 14

    Что важно для подготовки

    Каждый индивидуально формирует план подготовки к экзамену, но универсальными пунктами остаются:

    • чтение художественной литературы (произведений вне программы, в том числе);
    • регулярное написание коротких тренировочных сочинений;