Жанровая разновидность романа преступление и наказание. Жанр достоевского преступление и наказание. Тест по произведению

История создания романа Замысел написания романа
относится, вероятно, ко времени
пребывания Ф. М. Достоевского
на каторге. 9 октября 1859 г. из
Твери он пишет брату: «В декабре
я начну роман... Не помнишь ли я
тебе говорил про одну исповедь роман, который я хотел писать
после всех, говоря, что еще
самому нужно пережить. На днях
я совершенно решил писать его
немедля... Все сердце мое с
кровью положится в этот роман. Я
задумал его в каторге, лежа на
нарах, в тяжелую минуту грусти и
саморазложения... Исповедь
окончательно утвердит мое имя».

История создания романа

Сам Достоевский определяет
содержание своего произведения
таким образом: «Это психологический отчет одного
преступления... Молодой человек,
исключенный из студентов
университета, мещанин по
происхождению и живущий в крайней
бедности, по легкомыслию, по
шаткости в понятиях, поддавшись
некоторым странным,
«недоконченным» идеям, которые
носятся в воздухе, решил разом выйти
из скверного своего положения. Он
решился убить одну старуху,
титулярную советницу, дающую
деньги на проценты. ...
В повести моей есть, кроме того,
намек на ту мысль, что налагаемое
юридическое наказание за
преступление гораздо меньше
устрашает преступника, чем думают
законодатели, отчасти потому, что он
и сам его нравственно требует».
Замысел романа вынашивался
автором более 6 лет.
В Висбадене в 1865 г.
Достоевский задумал повесть,
замысел которой стал основой
для будущего романа
«Преступление и наказание».

Сюжет, композиция

НАКАЗАНИЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Занимает 1 часть
повествования
Рассказывается о
замысле и совершении
преступления
Описывается в 5 частях
Рассказывается о
влиянии преступления на
душу Раскольникова и
пути героя к
постепенному раскаянию

Свидетель
обездоленности
униженных и
оскорбленных
(ч.II, гл.6
утопленница).
Крайняя
степень
нищеты.
(ч.I, гл.1)
Гордыня, желание испытать себя:
“Тварь ли я дрожащая или право
имею…”
(ч.V, гл.4)”…разрешение крови по
совести”
Обыкновенные
(низкие)
Страх за
судьбу
матери и
сестры.
На
Николаевском
мосту
(ч.II, гл.2)
Необыкновенные
(собственно люди)
Разговор
студента
и офицера в
трактире
(ч.I, гл6.)
Люди
Теория “сильной личности”
(ч.III, гл.5)
Одиночество, отчуждение от
людей:
В
полицейской
Конторе
(ч.II, гл.1)
Встреча с
Лизаветой
(ч.I, гл.5)
Во время
Встречи с
Матерью и
Сестрой
(ч.II, гл.7)
ч.III, гл.6
“…я не человека
убил, я принцип
убил!...а
переступить-то
не переступил… ”
Случайности
Душевная борьба
После
встречи
с
мещанином
(ч.III, гл.6)
Перед
явкой
с повинной
(ч.VI, гл.7)
Разговор с
Соней
(ч.V, гл.4)

Жанр романа

роман
? социально-бытовой
? детективный
? любовный
? психологический
? философский
? религиозный

Основной цвет романа желтый:
Желтый цвет в романе
создает дополнительное
ощущение болезненности,
усиливает атмосферу
нездоровья, расстройства,
надрыва, истеричности и
одновременно затхлости и
безысходности.
Раскольников
Желтая каморка с желтенькими
обоями; «Тяжелая, желчная, злая
улыбка змеилась по его губам».
Соня
Комната с «желтоватыми,
обшмыганными и истасканными
обоями».
Порфирий Петрович
Мебель из «желтого отполированного
дерева».
Свидригайлов
Желтый цвет обоев в комнате
гостиницы, где остановился герой.
Старуха-процентщица
Одета в «истрепанную и пожелтелую
кацавейку», комната обставлена
мебелью из желтого дерева.

Символика цвета, имен и чисел в романе

Имя
Раскольников
София
Лебезятников
Авдотья Романовна (сестра
Раскольникова)
Разумихин
Лизавета Ивановна
Его значение в романе
«Раскол» - «раздвоение» - с одной
стороны страстная любовь к людям, с
другой - полное безразличие к своим
интересам.
Смиренномудрие, Соня Мармеладова смиренно несет крест, выпавший на ее
долю, и верит в победу добра и
справедливости.
Человек, способный подличать,
лебезить, поддакивать. Но автор
переводит героя в новую категорию
(сцена со сторублевкой), когда честное
сердце Лебезятникова не выдерживает
и он вступается за Сонечку и
раскрывает замысел Лужина.
Прототипом этой героини является
Авдотья Яковлевна Панаева, первая
любовь писателя.
Рассудительный Лужин, ошибаясь,
называет героя «Рассудкиным».
«Елисавета» - почитающая Бога.

Символика цвета, имен и чисел в романе

ГЕРОЙ
Оставила
три тысячи
рублей
КАК
СВЯЗАН
С
ЧИСЛОМ
«3»
Марфа Петровна
Соня
Дуне по завещанию.
Выкупила Свидригайлова за
тридцать тысяч сребреников.
«Три раза приходила» к
Свидригайлову.
Вынесла Мармеладову на
похмелье свои последние
тридцать копеек.
Катерине Ивановне
«выложила тридцать
целковых».
В ее комнате три больших
окна.

Символика цвета, имен и чисел в романе

Раскольников
КАК СВЯЗАН С ЧИСЛОМ «3»
Трижды позвонил в
колокольчик старухи.
Трижды встречается с
Порфирием
Петровичем.
Думает, что у Сони
три дороги, когда она
стоит в трех шагах от
стола.

Символика цвета, имен и чисел в романе

Свидригайлов
Дуня
Хотел предложить Дуне
до тридцати тысяч.
Вручает Соне три билета.
Стреляет в
Свидригайлова в трех
шагах.

Символика цвета, имен и чисел в романе

Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом
святости, здоровья и разума,Число 7 называют «истинно святым
числом», так как число 7-это соединение числа 3,
символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа,
которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается
вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с человеком,
символом общения между Богом и его творением.

Символика цвета, имен и чисел в романе

ДЕТАЛЬ,
Сам романЭПИЗОД РОМАНА
1-я и 2-я части романа
7 часов вечера
7 лет каторги
СВЯЗАНО
С ЧИСЛОМ
«7»
КАК
Состоит
из 6 частей
и эпилога.
Состоят из 7 глав.
Роковое время для
7 лет
7 детей
Раскольников в 7 лет
730 шагов
Раскольникова, так как на это
время он назначает убийство
старухи-процентщицы.
Такой срок определен в
качестве наказания герою
романа.
Прожил Свидригайлов со
своей женой, Марфой
Петровной.
У портного Капернаумова.
Видит сон, в котором
представляет себя семилетним
мальчиком.
До дома старухипроцентщицы.

РЕФЛЕКСИЯ

МИНИ-ДИСКУССИЯ

Благодарю за работу на уроке!

Домашнее задание

Подобрать цитатный материал для
обсуждения темы «Маленькие люди в
романе».

Сюжет, композиция, жанровые особенности романа “Преступление и наказание”

Ф. М. Достоевский, как писатель, придавал большое значение занимательности повествования, был непревзойденным мастером острой, авантюрной фабулы, захватывающей читателя, держащей его в напряжении

От первых до последних страниц романа. Никому прежде не удавалось соединить детективный сюжет с тончайшим психологизмом и глубиной философского смысла.

“Преступление и наказание” – роман о преступлении, но отнести его к “криминальному, детективному” жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших философско-психологических романов. В романе для читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всем его протяжении мы напряженно следим за каждым движением воспаленной мысли Раскольникова, за одинокими

Блужданиями его души, за лихорадочной сменой решений и противоречивых поступков.

Другие персонажи романа обрисованы таким образом, чтобы, не утрачивая большого самостоятельного значения, они, каждый по-своему, “разъясняли” ту драму, которая развертывается в сознании Раскольникова между помыслами и душой. “. Раскольников – единственный герой книги. Всеостальные – проекции его души. Тут-то и находит объяснение феномен двойников. Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, отражает частичку его личности” (П. Вайль, А. Генис. “Страшный суд”). В “Преступлении и наказании” история главного героя тесно переплетается с двумя сюжетными линиями: историей семьи Мармеладовых и судьбой Дунечки и Пульхерии Александровны, а также связанными с ними историями Свидригайлова и Лужина. Эти две параллельно развивающиеся фабулы теснейшим образом связаны с Раскольниковым и его теорией.

Но не только композиционным центром является Раскольников. Трагические метания его духа вовлекают в свою орбиту всех действующих лиц, каждый по-своему пытается объяснить противоречия его личности, отгадать тайну его роковой раздвоенности. С ними он ведет страстный спор в своих внутренних монологах. “Каждое лицо входит. в его внутреннюю речь не как характер или тип, не как фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т. п.), а как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают” (М. М. Бахтин). Разумихин, Свидригайлов, Лужин, Мармеладов, Соня, Порфирий Петрович становятся для Раскольникова как бы воплощенным разрешением его собственного вопроса, “разрешением, не согласным с тем, к которому пришел он сам, поэтому каждый задевает его за живое и получает твердую роль в его внутренней речи”. Таким образом, Раскольников становится духовным и идейным центром романа.

Совершенство композиции “Преступления и наказания” не имеет себе равных у Ф. М. Достоевского. Состоящий из шести частей и эпилога роман, “построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка – преступление. Вторая – наказание” (П. Вайль, А. Генис. “Страшный суд”). Причем Достоевский пишет больше о наказании, чем преступлении Раскольникова: из шести частей описанию преступления посвящена лишь одна, все же остальные представляют собой своеобразный анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления. Но даже и не наказание, а “восстановление погибшего человека” более всего волнует Достоевского как художника и мыслителя, поэтому, сменяя друг друга, в романе звучат мотивы осуждения и защиты Раскольникова, нарастая к эпилогу, где намечен путь к возрождению героя и его постепенному обновлению, за которое необходимо “заплатить. великим, будущим подвигом”. Вся поэтика романа подчиняется основной цели – воскресению, преображению героя. Особую роль в эпилоге играет пейзаж. Из мрачного, душного, давящего Петербурга действие переносится на берега широкой и пустынной реки: “С высокого берега открывалась широкая окрестность. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди. ” В гармонии с миром и с самим собой изображен Раскольников в эпилоге, “он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим. “. Отказ Раскольникова от бесчеловечной “недоконченной теории” и возвращение к вечным ценностям происходит только в эпилоге и подчеркивается многократно повторенным эпитетом: “бесконечное счастье”, “бесконечные источники жизни”, “бесконечно любит”, “бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания”. На страницах эпилога в третий раз в романе упоминается Евангелие и воскресение Лазаря (впервые – в разговоре с Порфирием Петровичем о статье Раскольникова, второй раз – когда Соня читает ему эту легенду, возвращая читателя к главной, глубинной мысли Достоевского – к его надежде на “восстановление падшего человека” через приобщение к христианскому идеалу “великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех. по Христову евангельскому закону”.

Сочинения по темам:

  1. “Преступление и наказание” – роман о преступлении, тем не менее никак не подходящий по определение детективного жара: повествование развивается не...
  2. Ф. М. Достоевский, как писатель, придавал большое значение занимательности повествования, был непревзойденным мастером острой, авантюрной фабулы, захватывающей читателя, держащей его...
  3. Общеизвестно, что роман “Преступление и наказание” в списке самых читаемых произведений на земле. Актуальность романа возрастает с каждым новым поколением,...
  4. Глазами бродящего по Петербургу Родиона Романовича Раскольникова читатель видит грязные улицы и темные переулки, убогие жилища и трущобные гостиницы, дома...

«Преступление и наказание» — первый из пяти наилучших романов Достоевского. Сам писатель этому произведению придавал огромное значение: «Повесть, которую я пишу теперь, возможно, лучшее из всего, что я написал». Он изобразил в произведении такую бесправность и беспросветность жизни, когда человеку уже «некуда идти». Роман «Преступление и наказание» был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа трансформировался в «психологический отчет одного преступления». Сам Достоевский в письме издателю М. И. Каткову четко перескажет сюжет будущего произведения: «Молодой человек, исключенный из студентов университета, который живет в крайней бедности… подвергнувшись некоторым странным незаконченным идеям… решился выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну бабу…».

При этом деньги, полученные таким путем, студент хочет использовать в благих целях: закончить курс в университете, помочь матери и сестре, выехать за границу и «потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в выполнении гуманного долга перед человечеством». В этом высказывании Достоевского нужно особенно подчеркнуть две фразы: молодой человек, что живет в крайней бедности» и «подвергнувшись некоторым странным незаконченным идеям». Именно эти две фразы являются ключевыми для понимания причинно-следственных действий Раскольникова. Что было раньше: тяжелое положение героя, которое привело к болезни и к болезненной теории, или теория, которая стала причиной ужасного положения Раскольникова?

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, т. е. логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию — и наиболее передовую, революционную, и наиболее преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя, и потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, которые опровергают эту теорию. Теория Раскольникова построена на неравности людей, на избранности одних и унижении других. И убийство ростовщицы задумано как жизненная проверка этой теории на отдельном примере.

Такой способ изображения убийства очень ярко показывает авторскую позицию: преступление, совершенное Раскольниковым, — это подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он сделал его сознательно, переступив через свою человеческую натуру, через самого себя. Своим преступлением Раскольников вычеркнул себя из разряда людей, стал обездоленным, изгоем. Я не старуху убил, я себя убил», — признался он Соне Мармеладовой. Эта отделение от общества мешает Раскольникову жить, его человеческая натура не принимает этого. Оказывается, человек не может идти без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников.

Поэтому борьба героя становится все более и более напряженной, она идет по множеству направлений, и каждое из них приводит в глухой угол. Раскольников, как и раньше, верит в непогрешимость своей идеи и ненавидит себя за слабость, за бездарность, раз за разом называет себя негодяем. Но в то же время он страдает от невозможности общаться с матерью и сестрой, думая о них так же болезненно, как думает об убийстве Лизаветы. Он старается не делать этого, так как начнешь думать, то непременно должен будешь решить вопрос, куда же их отнести в своей теории — к какому разряду людей. Согласно логики его теории относятся к «низшему» разряду, а, итак, топор другого Раскольникова может упасть на их головы, и на головы Сони, Полечки, Екатерины Ивановны. Раскольников должен, согласно своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен ненавидеть, убивать тех, кого любит, и он не может этого пережить.

Для него невыносима мысль о том, что его теория похожа с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как люблю я их! Почему теперь я их ненавижу?». Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И потому Достоевский будто приходит на помощь человеческой натуре своего героя. Сразу же после этого монолога он дает третий сон Раскольникова: тот снова убивает старуху, а она над ним смеется. Сон, в котором автор выносит преступление Раскольникова на суд народный. Эта сцена оголяет весь ужас действия Раскольникова. Достоевский не показывает морального возрождения своего героя, так как его роман совсем не об этом. Задача писателя заключалась в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной может быть эта идея. Таким образом, идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию.

Жанровые особенности романа Достоевского «Преступление и наказание» нельзя очертить определенными границами. И не только потому, что это произведение сложное относительно своего замысла и большое по объему. Можно назвать несколько жанрово разных определений, и каждое из них будет по-своему справедливым. Роман — философский, так как в нем возникает проблема осуждения воинствующего индивидуализма и так называемой «сверхличности» находится в центре внимания. Роман — психологический, поскольку речь идет, прежде всего, о человеческой психологии, в разных ее, даже болезненных проявлениях. А к этому еще можно прибавить и другие более конкретные жанровые особенности, связанные уже с самой структурой произведения: внутренние монологи, диалоги-дискуссии действующих лиц, картины будущего мира, в котором бы воцарилась идея индивидуализма. Также роман является полифоническим: каждый из героев утверждает свою идею, т. е. имеет собственный голос.

Итак, разножанровость «Преступления и наказания» является в данном случае главным условием успешной творческой реализации масштабного авторского замысла (его дидактической установки).

Жанровые особенности романа «Преступление и наказание»

Другие сочинения по теме:

  1. Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского...
  2. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена...
  3. По жанру «Преступление и наказание» — абсолютно новый тип произведения. В романе «Преступление и наказание» объединено несколько жанровых разновидностей романа,...
  4. Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание» Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но...
  5. В курортном немецком городке Висбадене, начал работу над романом «Преступление и наказание» (1866), в котором отобразился весь сложный и противоречивый...
  6. «Преступление и наказание» — это первый в ряду пяти крупных романов Достоевского («Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Подросток»). В нем раскрылся...
  7. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не...
  8. Перечитаем первую и вторую части романа, которые составляют один этап в развитии душевной борьбы Раскольникова. В плане философском Достоевский изображает...
  9. Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Говоря о...
  10. Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл...
  11. «Преступление и наказание» прочно устанавливает характерную форму Достоевского. Это первый у него философский роман на уголовной основе. Это одновременно и...
  12. Роман «Преступление и наказание» был задуман Ф. М. Достоевским на каторге «в тяжелую минуту грусти и саморазложения». Именно там, на...
  13. Теория Родиона Раскольникова: «тварь дрожащая» и «право имеющий» Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души,...
  14. «Преступление и наказание» — это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных потрясений....
  15. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». «Преступление и наказание» — один из самых лучших романов Достоевского. Создавалось...
  16. На страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины XIX ст. Среди персонажей...
  17. Открывает роман глава «Обращение к читателю», стилизованная под старинный слог, в которой писатель знакомит своих читателей со своей целью: «изобразить...
  18. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского принадлежит к наиболее сложным произведениям русской литературы. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в...

Роман «Преступление и наказание» - роман об абсолютной ценности человеч. личности. Это роман соц-философский, религиозно-нравств., идеологический. Роман вышел в 1866 г. Это была эпоха, когда старые нравственные законы были отвергнуты обществом, а новые – еще не сформировались. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа. Д. смог показать весь ужас этой потери. Р-н «ПиН» обладает рядом особенных черт: 1) Идеологический р-н (Раскольников – герой-идеолог, эта идея становится его страстью и определяющей чертой его л-сти). 2) Абвивалентность сознания ГГ (в нем сочетаются противоположные начала, добра и зла; Р. – не заурядный убийца, а честный и одаренный чел. с философским складом ума, вставший на ложный путь, увлекшийся ложной теорией). 3) Диалогизм повествования . Всегда присутствует спор и защита своей позиции (Два главных героя романа - Раскольников и Соня образуют два полюса. Полюс Раскольникова представляет Наполеоновскую идею, бесчеловечную и антигуманную: Сонин полюс - Христова идея, идея прощения. Они между собой находятся в отношении двойничества-антогонизма. Оба преступники (убийца и блудница). Они оба жертвы социального зла. Именно потому Раскольников тянется к Соне, она для него символизирует иное общественное и нравственное явление. Теория Р. символиз-т духовную смерть человека. Соня Мармеладова дает возможность Р. ощутить кризис и неправомерность своей теории. Она – носитель подлинной веры в романе, явл. выразителем авторской позиции. Для нее чел-к – высшая ценность на земле. Соня считает, что Р. совершил преступление п/д Богом, п/д землей, п/д русским народом, поэтому и отправляет его искать спасения и возрождения среди людей. Р. видит, что религия, вера в Бога – единственное, что у нее осталось. Для Д. в понятии Бог слиты представления о высших началах бытия: вечной красоте, справедливости и любви. И герой приходит к выводу, что Бог – воплощение гуманности.). 4) Полифонический р-н (слияние разных голосов, точек зрения в одну полную, многообразную картину, отражающую современное общество). 5) Принцип двойничества (Двойники в романе - одновременно противники : Двойником Раскольникова является Разумихин: оба бедные студенты, борются за жизнь. Но средства борьбы разные. Разумихин занимается репетиторством. помогает Раскольникову (предлагает работу), сидит у постели больного Раскольникова, принимает на себя заботы о семье Родиона. но он резко противопоставлен Родиону, так как не приемлет идею «крови по совести». Своеобразным двойником Раскольникова является Свидригайлов. который, как это свойственно цинику, доводит идеи Раскольникова до логического конца, советуя ему бросить думать о благе человечества. Еще один персонаж, оттеняющий образ главного героя, Лужин Петр Петрович. Герой берет практическую часть теории Раскольникова о праве на преступление, но полностью выхолащивает из нее весь возвышенный смысл. Лужин отражает философию Раскольникова в кривом зеркале цинизма, и сам Раскольников с отвращением смотрит на Лужина и его теорию. Лужин олицетворяет: «возлюби самого себя». Свидригайлов – другая сторона теории Раскольникова, кот. символизирует безбожие. Лужина, Свидригайлова и Раскольникова сближает то. что они берут на себя право распоряжаться чужими жизнями для достижения своих целей. Но их главное отличие в том, что у Раскольникова - это заблуждение, вызванное социальными обстоятельствами. У Лужина и Свидригайлова - это свойство их натуры. Дублируют идею, выраженную в образе Сони, образы Лизаветы и Дуни. Лизавета воплощают кротость и любовь к Богу, жервенность. Соня и Лизавета крестные сестры и невинные жертвы. Соня и Дуня - обе добровольные жертвы. Сила характера в Дуне проявляется ярче, но через призму образа Дуни, эта сила высвечивается и в Соне.) 6) Соединение философской основы с детективом (убийство старухи-процентщицы и расследование. правовое начало представлено Порфирием Петровичем, следователем. Это антипод Раскольникова. но и в нем есть что-то раскольниковское. потому-то он быстрее и лучше всех понимает главного героя. Следователь Порфирий не чужд «идее» Раскольникова. Это человек, переживший в молодости свою полосу гордых порывов и мечтаний. Порфирий Петрович чувствует «привязанность» к убийце, ибо ему самому «эти ощущения знакомы». Как и Свидригайлов, Порфирий в Раскольникове узнает в какой-то мере свою собственную молодость. Отсюда его тайное сочувствие герою, вступающее в противоречие с его ролью блюстителя официального правосудия. Осуждая убийцу, Порфирий, как и сам автор романа, не может отделаться от восхищения смелостью бунтаря против человеческих страданий и несправедливости общества. Оттого считает его «страшным бойцом», если тот сумеет найти подлинную «веру иль бога». Он убеждает Раскольникова явиться с повинной, чтобы вновь обрести способность к жизни).7) Реалистический р-н. (Достоевский определял свой метод как «реализм в высшей степени» – т.е. чтобы показать истинную природу человека, надо изобразить его в пограничных ситуациях, на краю бездны, представляя пошатнувшееся создание, заблудшие души).

Весь роман – путь Раскольникова к самому себе. Роман посвящен преображению Раскольникова. ГГ волновали неразрешимые вопросы: почему умные, благородные люди должны влачить жалкое сущ-е, а в то время как другие – ничтожные и подлые – живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Как изменить такой порядок? Кто такой человек – «тварь дрожащая» или владыка мира, «право имеющий» преступить нравственный закон? Внешние причины преступления – это причины, которые вызваны соц. положением героя. А то, что происходит в его душе, все его болезненные переживания автор раскрывает п/д читателем, описывая сны Р. Сон п/д убийством сгущает краски, появляются мрачные детали – Р. Видит себя ребенком и видит избиение загнанной лошади, которую в тупой злобе хозяин забивает насмерть. Сон героя многозначен: в нем выражен протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли; сон – символ сущ-х порядков – жизнь несправедлива, груба и жестока; самое главное значение сна – внутреннее отношение Р. к преступлению. Ужасная сцена, пролитая кровь связаны в сознании Р. с задуманным убийством. Р. чувствует страх и сомнение – пока теория осваивалась логически, страха не было, но вот вступили в свои права чувства героя. Еще никого не убив, Р. осознает обреченность своей кровавой идеи. Р. слышит в трактире разговор студентов об убийстве старухи-процентщицы ради денег, на которые можно сделать «1000 добрых дел», 1 жизнь и сотни жизней взамен. Очень важной оказалась для Р. фраза о множестве страдающих. С этого момента смутные представления формируются в идею о делении людей на избранных и рядовых. Поэтому Р. близок Наполеон. Д. доказывает, сколь чудовищно это мировоззрение, ибо оно ведет к разобщенности м/у людьми, превращает чел-а в раба собственных страстей и тем самым разрушает его. Мир – построенный на этих принципах – мир произвола, где рушатся общечеловеческие ценности. Это путь гибели рода чел-го. После убийства произошел перелом в душе Р. Будто пропасть разверзлась м/у ним и людьми – одиночество, отчуждение, безысходная тоска. Содеянное стало непреодолимой преградой. И в этом горестном одиночестве начинается мучительное осмысление содеянного.

«Преступление и наказание», история создания которого длилась почти 7 лет, является одним из самых известных романов Федора Достоевского как в России, так и за рубежом. В этом творении классика русской литературы как никогда раскрылся его талант психолога и знатока человеческих душ. Что же натолкнуло Достоевского на мысль написать произведение об убийце и ведь эта тема не свойственна литературе того времени?

Федор Достоевский - мастер психологического романа

Писатель появился на свет 11 ноября 1821 г. в городе Москва. Его отец - Михаил Андреевич - был дворянин, надворный советник, а мать - Мария Федоровна - происходила из купеческого рода.

В жизни Федора Михайловича Достоевского было всё: громкая слава и бедность, темные дни в Петропавловской крепости и многолетняя каторга, пристрастие к азартным играм и обращение к христианской вере. Еще при жизни писателя к его творчеству применялся такой эпитет, как «гениальное».

Достоевский скончался в возрасте 59 лет от эмфиземы легких. Он оставил после себя огромное наследие - романы, стихотворения, дневники, письма и т.д. В русской литературе Федору Михайловичу отводится место главного психолога и знатока человеческих душ. Некоторые литературные критики (например, Максим Горький), особенно советского периода, называли Достоевского «злым гением», поскольку считали, что писатель в своих произведениях отстаивал «неверные» политические взгляды - консервативные и в какой-то период жизни даже монархические. Однако с этим можно поспорить: романы Достоевского - не политичны, зато всегда глубоко психологичны, их цель - показать человеческую душу и саму жизнь такой, какая она есть. И произведение «Преступление и наказание» - самое яркое тому подтверждение.

История создания романа «Преступление и наказание»

Федор Достоевский в 1850-м году был отправлен на каторгу в Омск. «Преступление и наказание», история создания которого началась именно там, было впервые опубликовано в 1866 г., а до этого писателю пришлось пережить не самые лучшие дни в своей жизни.

В 1854 г. писатель получил свободу. Достоевский в 1859 г. в письме к брату писал, что замысел некого романа-исповеди пришел к нему, когда он еще в 50-х лежал на грязных нарах и переживал самые тяжелые минуты в своей судьбе. Но начинать это произведение он не торопился, поскольку даже не был уверен в том, что выживет.

И вот, в 1865 г. Достоевский Федор Михайлович, остро нуждающийся в деньгах, подписывает договор с одним издателем, по которому обязуется предоставить к ноябрю 1866 г. новый роман. Получив гонорар, писатель поправил свои дела, но пагубное пристрастие в рулетке сыграло с ним злую шутку: он проиграл все оставшиеся деньги в Висбадене, хозяева отеля не выселили его, однако перестали кормить и даже отключили свет в номере. Именно в таких условиях Достоевский начал «Преступление и наказание».

История создания романа близилась к завершению: сроки поджимали - автор работал в гостинице, на пароходе, по дороге домой в Петербург. Он практически окончил роман, а потом… взял и сжег рукопись.

Достоевский начал работу заново, и пока первые две части произведения выходили в печать и ими зачитывался весь Петербург, он в ускоренных темпах создавал оставшиеся три, включая эпилог.

«Преступление и наказание» - тема романа отчетливо просматривается уже в самом названии произведения.

Главный герой - Родион Раскольников - решается на убийство и ограбление старухи-ростовщицы. С одной стороны, молодой человек оправдывает свой поступок тем, что он сам и его родные пребывают в нужде. Родион чувствует свою ответственность за судьбы близких людей, но чтобы помочь хоть чем-нибудь сестре и матери, ему нужна большая сумма денег. С другой стороны, убийство остается безнравственным и греховным поступком.

Родион удачно совершает задуманное преступление. Но во второй части романа он сталкивается с проблемой серьезнее, чем нищета - его начинает мучить совесть. Он становится нервным, ему кажется, что все вокруг знают о его поступке. В результате Родион начинает тяжело болеть. После выздоровления молодой человек всерьез задумывается о том, чтобы сдаться властям. Но знакомство с Соней Мармеладовой, а также приезд в город матери и сестры на время заставляют его отказаться от этой затеи.

На руку сестры Родиона - Дуни - претендуют сразу 3 жениха: надворный советник Петр Лужин, помещик Свидригайлов и друг Родиона - Разумихин. Родиону и Разумихину удается расстроить запланированную свадьбу Дуни и Лужина, но последний уходит обозленным и думает о том,

Родион Раскольников всё больше привязывается к Соне Мармеладовой - дочери его покойного друга. Они беседуют с девушкой о жизни, проводят вместе время.

Но над Родионом нависает черная туча - нашлись свидетели, который подтвердили в полицейском участке, что в последнее время Раскольников часто заходил к убитой ростовщице. Молодого человека пока что отпускают из полицейского участка, но он остается главным подозреваемым.

Самые важные события романа «Преступление и наказание» по главам приходятся на 5-ю часть произведения и эпилог.

Обиженный Лужин пытается подставить Соню Мармеладову, выдав её за воровку и тем самым рассорив с Раскольниковым. Однако его план не удаётся, зато Родион не выдерживает и признается Соне в совершенном убийстве.

Вину за преступление Раскольникова берет на себя посторонний человек, однако следователь уверен в том, что именно Родион совершил преступление, поэтому навещает молодого человека и пытается еще раз убедить его явиться с повинной.

В это время Свидригайлов пытается добиться расположения Дуни силой, испуганная девушка стреляет в него из револьвера. Когда оружие дает осечку, а Дуня убеждает помещика, что не любит его, Свидригайлов отпускает девушку. Пожертвовав 15 тысяч Соне Мармеладовой и 3 тысячи семье Раскольникова, помещик кончает жизнь самоубийством.

Родион признается в убийстве ростовщицы и получает 8 лет каторги в Сибири. Соня отправляется за ним в ссылку. Прежняя жизнь для бывшего студента окончена, но благодаря любви девушки, он чувствует, как начинается новый этап в его судьбе.

Образ Родиона Раскольникова

В романе «Преступление и наказание» характеристика Родиона Раскольникова и оценка его поступков самим автором даётся неоднозначная.

Молодой человек хорош собой, достаточно умен, можно сказать, честолюбив. Но жизненная ситуация, в которой он оказался, а точнее социальная ситуация, не позволяет ему не то что реализовать свои таланты, но и даже доучиться в университете, найти достойную работу. Его сестра вот-вот должна «продаться» нелюбимому человеку (выйти замуж за Лужина ради его состояния). Мать Раскольникова бедствует, а любимая девушка вынуждена заниматься проституцией. И Родион не видит ни одного способа помочь им и себе, кроме как добыть большую сумму денег. Но реализовать идею мгновенного обогащения можно только с помощью ограбления (в данном случае оно повлекло за собой и убийство).

Согласно морали, Раскольников не имел права лишать жизни другого человека, а рассуждения о том, что старухе и так осталось недолго жить, или что она не имеет права «жидовать» на горе других людей - это не оправдание и не повод для убийства. Но Раскольников, хоть и мучается из-за своего поступка, до последнего считает себя невиновным: он объясняет свои действия тем, что думал в тот момент только о том, как помочь близким.

Соня Мармеладова

В романе «Преступление и наказание» описание образа Сони так же противоречиво, как и Раскольникова: читатель сразу узнает в них

Соня - добра и в каком-то смысле самоотверженна, это видно из её поступков по отношению к другим людям. Девушка зачитывается «Евангелием», но в то же время является проституткой. Набожная проститутка - что может быть парадоксальней?

Однако Соня занимается этим промыслом не потому что имеет тягу к разврату - это единственный способ необразованной привлекательной девушке заработать на жизнь, причем не только себе, но и своей большой семье: мачехе Катерине Ивановне и троим сводным братьям и сестрам. В итоге Соня - единственная, кто отправилась в Сибирь вслед за Родионом, чтобы поддержать его в трудную минуту.

Такие парадоксальные образы - основа реализма Достоевского, ведь в реальном мире вещи не могут быть только черными или только белыми, как и люди. Поэтому чистая душой девушка в определенных жизненных обстоятельствах может заниматься таким грязным ремеслом, а благородный по духу юноша - решиться на убийство.

Аркадий Свидригайлов

Аркадий Свидригайлов - еще один персонаж романа (50-летний помещик), который во многих аспектах буквально дублирует Раскольникова. Это не случайность, а прием, избранный автором. В чем же его суть?

«Преступление и наказание» наполнено двойственными образами, возможно для того, чтобы показать: многие люди обладают в равной степени положительными и отрицательными чертами, могут ходить по одним и тем же жизненным дорожкам, но исход своей жизни всегда выбирают сами.

Аркадий Свидригайлов - вдовец. Еще при живой жене он домогался сестры Раскольникова, находившийся у них в услужении. Когда супруга его - Марфа Петровна - померла, помещик приехал просить руки Авдотьи Раскольниковой.

Свидригайлов имеет за своими плечами много грехов: его подозревают в убийствах, насилии и разврате. Но это не мешает мужчине стать тем единственным человеком, который позаботился о семье покойного Мармеладова не только в финансовом смысле, но и даже пристроил детей в сиротский дом после смерти их матери. Свидригайлов варварским способом пытается расположить к себе Дуню, но вместе с тем его глубоко ранит нелюбовь девушки и он кончает жизнь самоубийством, оставив сестре Раскольникова внушительную сумму в наследство. Благородство и жестокость в этом человеке сочетаются в своих причудливых узорах, как и в Раскольникове.

П.П. Лужин в системе образов романа

Петр Петрович Лужин («Преступление и наказание») - еще один «двойник» Раскольникова. Раскольников до совершения преступления сравнивает себя с Наполеоном, так вот Лужин - это Наполеон своего времени в чистом виде: беспринципный, заботящийся только о себе, стремящийся сколотить капитал любой ценой. Может быть, поэтому Раскольников ненавидит удачливого молодца: ведь и сам Родион считал, что ради собственного процветания он вправе убить человека, судьба которого казалось ему менее важной.

Лужин («Преступление и наказание») - очень прямолинеен, как персонаж, карикатурен и лишен противоречивости, присущей героям Достоевского. Можно предположить, что писатель намеренно сделал Петра именно таким, дабы он стал явным олицетворением той буржуазной вседозволенности, которая сыграла такую злую шутку с самим Раскольниковым.

Публикации романа за рубежом

«Преступление и наказание», история создания которого заняла более 6 лет, был высоко оценен и заграничными изданиями. В 1866 г. несколько глав из романа были переведены на французский и опубликованы в «Courrier russe».

В Германии произведение вышло под названием «Raskolnikov» и к 1895 г. издаваемый тираж его был в 2 раза больше, чем какого-либо другого произведения Достоевского.

В начале XX в. роман «Преступление и наказание» был переведен на польский, чешский, итальянский, сербский, каталанский, литовский языки и т.д.

Экранизации романа

Герои романа «Преступление и наказание» настолько колоритны и интересны, что за экранизацию романа не раз брались как в России, так и за рубежом. Первый фильм - «Преступление и наказание» - появился в России еще в 1909 г. (реж. Василий Гончаров). Затем последовали экранизации в 1911 г., 1913 г., 1915 г.

В 1917 г. мир увидела картина американского режиссера Лоуренса МакГилла, в 1923 г. фильм «Раскольников» выпустил немецкий режиссер Роберт Вине.

После этого было снято еще около 14 экранизаций в разных странах. Из российских работ самой последней стал многосерийный фильм «Преступление и наказание» 2007 г. (реж. Дмитрий Светозаров).

Роман в массовой культуре

В кинофильмах роман Достоевского часто мелькает в руках у отбывающих заключение героев: в м/ф «Невероятные приключения Уоллеса и Громита: Стрижка «под ноль»», т/c «Волчица», «Отчаянные домохозяйки» и т.д.

В компьютерной игре «Sherlock Holmes: Crimes & Punishments» в одном из эпизодов книга с названием романа Достоевского отчетливо видна у Шерлока Холмса в руках, а в игре GTA IV «Преступление и наказание» - это название одной из миссий.

Дом Раскольникова в Петербурге

Существует предположение, что Достоевский Федор Михайлович поселил своего героя в дом, который реально существует в Петербурге. Исследователи сделали такие выводы, поскольку Достоевский в романе упоминает: находится в «С-м» переулке, рядом с «К-м» мостом. По адресу Столярный переулок-5 действительно стоит дом, который вполне мог бы послужить прототипом для романа. На сегодняшний день это здание является одной из самых посещаемых туристических точек в Петербурге.