Зинаида Серебрякова: биография и фото. Зинаида Серебрякова. Наследственный талант и сила характера Художник, неоднократно помогавший в Париже Зинаиде Серебряковой, рассказывал: «Она такая жалкая, несчастная, неумелая, все ее обижают»

Зинаида Серебрякова — русская художница, прославившаяся в начале 20 века своим автопортретом, прожила длинную и богатую событиями жизнь, большая часть которой прошла в эмиграции в Париже. Сейчас, в связи с проведением в Третьяковской галерее огромной выставки ее работ, хочется вспомнить и рассказать о ее нелегкой жизни, о взлетах и падениях, о судьбе ее семьи.

Зинаида Серебрякова: биография, первые успехи в живописи

Она родилась в 1884 г. в знаменитой художественной семье Бенуа-Лансере, которая прославилась несколькими поколениями скульпторов, художников, архитекторов и композиторов. Ее детство прошло в прекрасной творческой атмосфере в кругу большой семьи, окружавшей ее нежностью и заботой.

Семья жила в Петербурге, а на лето всегда переезжала в поместье Нескучное около Харькова. Живописи Зинаида Евгеньевна Серебрякова обучалась частным образом вначале у княгини Тенищевой в Петербурге, далее у портретиста О. Браза. Позднее она продолжила образование в Италии и Франции.

По возвращении из Парижа, художница вступает в общество «Мир искусства», объединявшее художников тех времен, названных впоследствии эпохой Серебряного века. Первый успех пришел к ней в 1910 г., после показа своего автопортрета «За туалетом» (1909), сразу же купленного П. Третьяковым для галереи.

На картине изображена красивая молодая женщина, которая стоит перед зеркалом, занимаясь утренним туалетом. Ее глаза приветливо смотрят на зрителя, рядом на столике разложены женские мелочи: флаконы духов, шкатулка, бусы, стоит незажженная свеча. В этой работе лицо и глаза художницы еще полны радостной молодости и солнца, выражают светлый эмоциональный жизнеутверждающий настрой.

Замужество и дети

Со своим избранником она провела все детство и юность, постоянно общаясь и в Нескучном, и в Петербурге с семьей своих родственников Серебряковых. Борис Серебряков был ее двоюродным братом, они с детства любили друг друга и мечтали пожениться. Однако это долго не получалось из-за несогласия церкви на близкородственные браки. И только в 1905 г. после договора с местным батюшкой (за 300 рублей) родные смогли устроить им венчание.

Интересы у молодоженов были совершенно противоположные: Борис готовился стать инженером железных дорог, любил риск и даже отправился на практику в Маньчжурию во время русско-японской войны, а Зинаида Серебрякова увлекалась живописью. Однако у них были очень нежные и крепкие любовные отношения, радужные планы на будущую совместную жизнь.

Их совместная жизнь началась с длиной в год, где художница продолжала обучаться живописи в Академии де ла Гранд Шомьер, а Борис учился в Высшей школе мостов и дорог.

Возвратившись в Нескучное, художница активно работает над пейзажами и портретами, а Борис продолжает обучение в Институте путей сообщения и занимается домашним хозяйством. У них родились четверо детей-погодок: вначале два сына, затем две дочки. В эти годы ее детям посвящены многие работы, которые отражают все радости материнства и взросления малышей.

Известная картина «За завтраком» рисует семейное застолье в доме, где живет любовь и счастье, изображает детей за столом, окружающие домашние мелочи. Художница пишет и портреты, свои и мужа, зарисовки хозяйственной жизни в Нескучном, рисует местных крестьянок в работах «Беление холста», «Жатва» и др. Местные жители очень любили семью Серебряковых, уважали за умение вести хозяйство и поэтому с удовольствием позировали для картин художницы.

Революция и голод

Революционные события 1917 г. дошли и до Нескучного, принеся пожар и бедствие. Усадьбу Серебряковых спалили «борцы революции», но сама художница с детьми успела из нее выехать с помощью местных крестьян, которые предупредили ее и даже дали в дорогу несколько мешков пшеницы и моркови. Серебряковы переезжают в Харьков к бабушке. Борис в эти месяцы работал в качестве специалиста по дорогам вначале в Сибири, затем в Москве.

Не получая от мужа никаких известий, сильно беспокоясь за него, Зинаида Серебрякова едет его искать, оставив детей у своей матери. Однако уже после их воссоединения в дороге Борис заразился тифом и умер на руках у любящей жены. Зинаида остается одна с 4-мя детьми и престарелой матерью в голодном Харькове. Она подрабатывает в археологическом музее, делая зарисовки доисторических черепов и за эти деньги покупая детям еду.

Трагичный «Карточный домик»

Картина «Карточный домик» Зинаиды Серебряковой была написана спустя несколько месяцев после гибели мужа Бориса, когда художница впроголодь жила с детьми и своей матерью в Харькове, и стала самой трагичной среди ее работ. Сама Серебрякова воспринимала название картины как метафору собственной жизни.

Она была написана масляными красками, которые были последними в тот период, т.к. все деньги уходили на то, чтобы не умереть семье от голода. Жизнь развалилась как карточный домик. И впереди у художницы не было никаких перспектив в творческой и личной жизни, главное на тот момент было — спасти и прокормить детей.

Жизнь в Петрограде

В Харькове не было ни денег, ни заказов на работы по живописи, поэтому художница решает перебраться всей семьей в Петроград, поближе к родственникам и культурной жизни. Ее приглашают на работу в Петроградский отдел музеев на место профессора в Академии художеств, и в декабре 1920 г. вся семья уже живет в Петрограде. Однако от преподавательской деятельности она отказалась, чтобы работать в своей мастерской.

Серебрякова пишет портреты, виды Царского села и Гатчины. Однако ее надежды на лучшую жизнь не оправдались: в Северной столице также был голод, приходилось даже есть картофельные очистки.

Редкие заказчики помогали Зинаиде кормить и растить детей, дочь Таня начала обучаться хореографии в Мариинском театре. В дом к ним постоянно приходили юные балерины, которые позировали художнице. Так была создана целая серия балетных картин и композиций, в которых показаны юные сильфиды и балерины, одевающиеся для выхода на сцену в спектакле.

В 1924 г. начинается оживление Несколько картин Зинаиды Серебряковой на выставке русского искусства в Америке были проданы. Получив гонорар, она принимает решение уехать на время в Париж, чтобы заработать денег на содержание своей большой семьи.

Париж. В эмиграции

Оставив детей с бабушкой в Петрограде, Серебрякова приезжает в Париж в сентябре 1924 г. Однако творческая жизнь здесь оказалась неудачной: сначала не было собственной мастерской, мало заказов, денег удается заработать очень немного, да и те она отсылает в Россию своей семье.

В биографии художницы Зинаиды Серебряковой жизнь в Париже оказалась поворотным пунктом, после которого она уже никогда не смогла вернуться на родину, а двух своих детей она увидит только спустя 36 лет, почти перед самой смертью.

Самый светлый период жизни во Франции — когда сюда приезжает ее дочь Катя, и они вместе посещают небольшие города Франции и Швейцарии, делая зарисовки, пейзажи, портреты местных крестьян (1926).

Поездки в Марокко

В 1928 г. после написания серии портретов для бельгийского предпринимателя, на заработанные деньги Зинаида и Екатерина Серебряковы отправляются в путешествие по Марокко. Пораженная красотой Востока, Серебрякова делает целую серию этюдов и работ, рисуя восточные улочки и местных жителей.

Вернувшись в Париж, она устраивает выставку «марокканских» работ, собрав огромное количество восторженных отзывов, однако ничего не смогла заработать. Все знакомые отмечали ее непрактичность и неумение продавать свои работы.

В 1932 г. Зинаида Серебрякова повторно едет в Марокко, занимаясь там опять зарисовками и пейзажами. В эти годы к ней смог вырваться сын Александр, который также стал художником. Он занимается декоративной деятельностью, оформляет интерьеры, а также изготавливает на заказ абажуры.

Ее двое детей, приехав в Париж, помогают ей зарабатывать деньги, активно занимаясь различными художественными и декоративными работами.

Дети в России

Двое детей художницы Евгений и Татьяна, оставшиеся в России с бабушкой, жили очень бедно и голодно. Их квартиру уплотнили, и они занимали только одну комнату, которую приходилось отапливать самостоятельно.

В 1933 г. ее мама Е. Н. Лансере, умерла, не выдержав голода и лишений, дети остались сами. Они уже выросли и избрали себе также творческие профессии: Женя стал архитектором, а Татьяна — художником в театре. Постепенно они устроили свою жизнь, создали семьи, однако много лет мечтали встретиться со своей матерью, постоянно ведя с ней переписку.

В 1930-е годы советское правительство приглашало ее вернуться на родину, однако в те годы Серебрякова работала над частным заказом в Бельгии, а затем началась Вторая мировая война. Уже после окончания войны она сильно заболела и не решилась на переезд.

Только в 1960 г. Татьяна смогла приехать в Париж и увидеть свою маму, спустя 36 лет после расставания.

Выставки Серебряковой в России

В 1965 в годы оттепели в Советском Союзе состоялась единственная прижизненная персональная выставка Зинаиды Серебряковой в Москве, затем она прошла в Киеве и Ленинграде. Художнице в тот момент было 80 лет, и приехать из-за состояния здоровья она не смогла, но была безмерно счастлива тем, что о ней помнят на родине.

Выставки прошли с громадным успехом, напомнив всем о забытой великой художнице, которая всегда была предана классическому искусству. Серебрякова смогла, несмотря на все бурные годы первой половины 20 в., обрести свой собственный стиль. В те годы в Европе главенствовали импрессионизм и арт-деко, абстракционизм и другие течения.

Ее дети, жившие вместе с ней во Франции, остались преданными ей до конца жизни, обустраивая ее быт и помогая материально. Они так и не завели свои семьи и жили с ней до самой смерти в возрасте 82 лет, после которой занимались организацией ее выставок.

Похоронена З. Серебрякова в 1967 г. на кладбище Сен-Женевьев де Буа в Париже.

Выставка в 2017 году

Выставка Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее — самая большая за последние 30 лет (200 картин и рисунков), приуроченная к 50-летию со дня смерти художницы, проходит с апреля до конца июля 2017 г.

Предыдущая ретроспектива ее работ состоялась в 1986 г., затем были осуществлены некоторые проекты, которые показывали ее работы в Русском музее в Петербурге и на небольших частных выставках.

В этот раз кураторы французского фонда Fondation Serebriakoff собрали большое количество работ, чтобы сделать грандиозную выставку, которая в течение лета 2017 будет размещаться на 2-х этажах Инженерного корпуса галереи.

Ретроспектива расположена по хронологии, что позволит зрителю увидеть различные творческие линии художницы Зинаиды Серебряковой, начиная от ранних портретов и балетных работ танцовщиц Мариинского театра, которые были сделаны в России в 20-е годы. Всем ее картинам присущи эмоциональность и лирика, позитивное ощущение жизни. В отдельном зале представлены работы с изображениями ее детей.

На следующем этаже собраны работы, созданные в Париже в эмиграции, в их числе:

  • бельгийские панно, сделанные на заказ барона де Броуэра (1937-1937), которые одно время считались погибшими во время войны;
  • марокканские эскизы и зарисовки, написанные в 1928 и 1932 гг.;
  • портреты русских эмигрантов, которые были написаны в Париже;
  • пейзажи и этюды природы Франции, Испании и др.

Послесловие

Все дети Зинаиды Серебряковой продолжили творческие традиции и стали художниками и архитекторами, работая в различных жанрах. Младшая дочь Серебряковой — Екатерина прожила долгую жизнь, после смерти матери она активно занималась выставочной деятельностью и работой в фонде Fondation Serebriakoff, умерла в возрасте 101 года в Париже.

Зинаида Серебрякова была предана традициям классического искусства и обрела собственную манеру живописи, демонстрирующую радость и оптимизм, веру в любовь и силу творчества, запечатлев множество прекрасных моментов своей и окружающей жизни.

Девушка со свечой. Автопортрет (фрагмент)

На долю Зинаиды Евгеньевны Серебряковой выпала непростая судьба, в которой была и большая любовь, и счастье материнства, и радость творить, и многолетняя разлука с детьми, и тоска по покинутой Родине.

Художник Зинаида Серебрякова. Жизнь и творчество

Будущий художник Зинаида Евгеньевна Серебрякова (в девичестве Лансере) родилась 10 декабря 1884 года в имении Нескучном под Харьковом, в семье известного скульптора Евгения Лансере и Екатерины Лансере (в девичестве Бенуа).

В 1886 году скоропостижно скончался папа художницы и большая семья поселилась в квартире дедушки Николая Бенуа, знаменитого архитектора.

Мама Зинаиды в молодости была художником-графиком. А ещё были два знаменитых дяди: архитектор Леонтий Бенуа и художник Александр Бенуа.

В семье Евгения и Екатерины Лансере, кроме Зинаиды, росло ещё два ребенка: Николай (в последующем знамений архитектор) и Евгений (в последующем известный художник).

Росла Зина… болезненным и довольно нелюдимым ребенком, в чем она напоминала отца и вовсе не напоминала матери, ни братьев и сестер, которые все отличались веселым и общительным нравом.

Из воспоминаний Александра Бенуа

Детство и юность будущей художницы прошли в Петербурге, и в любимом имении «Нескучном». Девочка рано начала рисовать и с талантливой племянницей много занимался дядя Александр Бенуа.

Одна из первых картин Зинаиды Серебряковой – «Яблоня». Эта картина была написана в 1900 году в «Нескучном». Молодое крепкое задорное деревце изгибает свои ветки под тяжестью румяных плодов. Много лет спустя искусствоведы скажут, что юная Зинаида, подсознательно, изобразила символ плодородия, свободной жизни в единении с природой. И этот символ определил весь творческий путь художника на всю оставшуюся жизнь.

…У нас в имении Нескучном где все, и природа, и окружавшая меня крестьянская жизнь, своей живописностью волновали и восхищали меня, и я вообще жила в каком-то «чаду энтузиазма»…

Зинаида Евгеньевна окончила, в 1900 году, женскую гимназию и без особых усилий поступила Петербургскую Академию живописи. Однако, учёба в Академии девушке не нравилась, и очень скоро будущая художница оставила стены академии и поступила в художественную школу княгини М.К. Тенишевой, а некоторое время спустя начала брать уроки живописи у знаменитого портретиста Осипа Браза.

В 1902 году девушку отправляют в Италию для лечения и изучения итальянской живописи.

Сейчас сложно сказать, насколько была больна Зинаида Евгеньевна… Всё дело в том, что у будущей знаменитой художницы был двоюродный брат Борис Серебряков. Молодые люди долго дружили, дружили и влюбились друг в друга. Родственники знали о этой связи, в конце концов смирились с неизбежным и перестали препятствовать влюблённым.

В конце концов, все родственники согласились на этот брак, но вот церковь была против венчания близких родственников. Вопрос решили при помощи «дара» в 300 рублей – священник обвенчал молодых и семья Серебряковых (Зинаида Евгеньевна взяла фамилию мужа) в 1905 году выехала в Париж.

В столице Франции Зинаида поступает в Академию де ла Гранд Шомьер и с большим увлечением учится, много рисует с натуры, пишет эскизы.

В 1906 году молодая семья возвращается в Петербург. Молодому супругу нужно заканчивать университет (он станет железнодорожным инженером), а молодой супруге приходит пора рожать первенца.

В 1906 году родился сын Евгений, а в 1907 году – сын Александр.

Семья живет в Нескучном, Зинаида занимается маленькими детьми и очень много пишет: этюды, пейзажи и портреты. И принимает решение выставить свои работы на 7-й выставке художников в Москве в 1910 году.

Автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью» приобретает Третьяковская галерея. Это был несомненный и очень громкий успех.

За туалетом

Я решила остаться с детьми в Нескучном… Мой муж Борис Анатольевич был в командировке, зима в этот год наступала ранняя, все было занесено снегом - наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя. Но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале…

Из воспоминаний Зинаиды Серебряковой

Потом случился небольшой, но очень счастливый, перерыв в творческой деятельности: в 1912 году родилась дочь Татьяна, а через год – Екатерина.

С 1914 по 1917 годы создаёт целую серию картин о русской природе и русской деревне («Крестьяне», «Спящая крестьянка», знаменитая «Беление холста»), помогает своему брату Александру расписывать Казанский вокзал, пишет композиции по античным мифам и целую серию автопортретов.

Вот для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной - это счастье, я была всегда как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль и слезы… Вы так молоды, любимы, цените это время, драгоценный друг.

Письмо Зинаиды Серебряковой к Галине Тесленко. Петроград, 28 февраля 1922 года =

А потом грянула революция, а за революцией пришла и гражданская война. Зинаида Евгеньевна вместе с детьми перебирается в Харьков, где для неё нашлась работа в археологическом музее. Родовое имение под Харьковом «Нескучное» сгорело вместе со всеми картинами художницы. Муж отправился в Сибирь на заработки, заболел тифом и умер.

С больной матерью и четырьмя маленькими детьми на руках, без средств к существованию, без постоянного жилья. Именно в это время появляется одно из самых трагических полотен художницы «Карточный домик». Масляных красок просто нет и она пишет карандашом, и углём.

Карточный домик – это её счастье, которое вдруг разрушилось, её четверо осиротевших детей. И их несчастная, выбившаяся из сил мать.

В 1920 году семья Серебряковых возвращается в Петербург, в квартиру деда Николая Бенуа. Тут, в первый раз за последние годы, обездоленному семейству улыбнулась удача – в большую квартиру подселили «на уплотнение» МХАТовских артистов, а не советских работников.

Зинаида снова начинает писать. Она пишет несколько портретов покойного мужа (сейчас они хранятся в Третьяковской галерее и Новосибирской картинной галерее), пишет целую серию работ о театре. Случилась так, что дочь Зинаиды Евгеньевны начала заниматься балетом и художница вместе с дочерьми часто бывает в Мариинском театре.

Тяжелые голодные времена сменяются некоторым оживлением – возрождается выставочная деятельность. Серебрякова снова много работает и в 1924 году становится участником большой выставки русских художников в Америке. Всё её картины проданы, но полученных за картины 500 долларов катастрофически мало для жизни большой семьи в советской России и окрыленная Серебрякова решает ехать в Париж, устроить там персональную выставку и заработать побольше денег.

Это версия официальная. А может быть, она поверила в свой успех и захотела простого благополучия и международного признания? Это уже моя версия.

Однако, в Париже и без Серебряковой огромное количество русских художников, а Париж переменчив и избалован просто невероятным предложением живописи по очень необременительным ценам. К тому же у Зинаиды Евгеньевны напрочь отсутствовала коммерческая жилка.

Впоследствии Константин Сомов рассказывал:

Она такая жалкая, несчастная, неумелая, все её обижают.

Первая выставка Серебряковой в Париже прошла только в 1927 году.

Все заработанные в Париже деньги Зинаида Евгеньевна отправляет в Петербург на содержание своей семьи. Сама же живет во Франции на птичьих правах (с паспортом беженца. Французское гражданство она получила только в 1947 году).

Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью - уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь.

Почему она не вернулась в Россию? Почему не перевезла семью во Францию? Сложные вопросы, на которые я точно не смогу ответить.

Через несколько лет во Францию приезжает дочь Катя, а потом сын Александр. И прекращается иммиграция из Советского Союза. Свою дочь Татьяну Зинаида Евгеньевна увидит только через 36 лет с наступлением хрущевской оттепели.

В 1961 году в Париж приехали два советских художника – Д. Шмаринов и С, Герасимов. Именно они помогли организовать выставки картин Серебряковой в Москве, Ленинграде и Киеве в 1966 году. Альбомы с её работами расходятся миллионными тиражами по всему миру.

К ней, наконец, приходит такая желанная слава и пришла эта слава из покинутой России – после выставки в СССР за полотнами художника начинается настоящая охота по всему миру. Серебрякову сравнивают с Ренуаром и Боттичелли.

Она так и не успела обрести независимость и финансовое благополучие, которых добивалась всю свою жизнь.
А международная слава осталась.

Сегодня её картины продаются не просто «за дорого». В 2015 году картина «Спящая девочка» была продана на аукционе за 5,9 миллионов долларов.
Жизнь ужасно несправедлива. Или справедлива? У меня нет ответа.

Картины художника Зинаиды Серебряковой

Спящая крестьянка

Беление холста

В балетной уборной («Большие балерины»)

Спящая натурщица

За завтраком

Портрет Б.А. Серебрякова

Отдыхающая негритянка

Лежащая марокканка

Портрет Веры Фокиной

Спящая девочка

Обнаженная

Карточный домик

Зеленя осенью

За туалетом. Автопортрет

Освещенная солнцем

Автопортрет в костюме Пьеро

Портрет Ольги Константиновны Лансере

Купальщица

Девушка со свечой. Автопортрет

Кормилица с ребенком

Балетная уборная. Снежинки

Автопортрет с дочерьми

Катя с куклами

Серебрякова Катя в голубом платье возле ёлки

Катя с натюрмортом

Портрет А.Д. Даниловой

Портрет В.К. Ивановой в костюме испанки

Сын Александр в карнавальном костюме

Серебрякова З. Е.

Зинаида Лансере, по мужу Серебрякова, родилась под Харьковом. Ей было суждено родить четверых детей, овдоветь, сменить Харьков нв Петроград, а потом и на Париж и там успокоиться на кладбище Сен-Женевьев- де-Буа.

Она родилась и выросла в семье, где не одно поколение поклонялось искусству. Прапрадед Катерино Кавос - родом из Италии, музыкант, автор опер, симфоний; прадед, Альберт Кавос - архитектор; родной дед - Николай Бенуа - зодчий, академик. Отец Зинаиды - известный скульптор Николай Лансере.

После смерти отца Зина жила у деда, Николая Бенуа, где царила творческая атмосфера, а духом искусства пронизана сама обстановка дома. Столовую украшали картины, написанные ее матерью, ученицей Академии художеств. В комнатах стояла антикварная мебель работы старинных мастеров. В доме собирались известные люди: Бакст, Сомов, Дягилев и другие.

Сама Зина с детства любила рисовать. Она нигде основательно не училась рисованию: всего два месяца в частной школе рисования под руководством И.Репина, два года занималась в мастерской О.Э.Браза. Но она так умела учиться, впитывать в себя все полезное и уже в 17 лет легко научилась работать акварелью в два-три цвета, добиваться чистоты и красоты тона.

По состоянию здоровья в 1901 году ее увезли в Италию, где она увлеченно и много рисовала горные пейзажи с богатой растительностью, море с прибрежными камнями, узкие, залитые солнцем улицы, дома, интерьеры комнат.

В 1905 году Зина вышла замуж за инженера-путейца Серебрякова и отправилась с ним в свадебное путешествие в Париж. Там она поступила в школу-мастерскую, где упорно занималась, подражала импрессионистам. Но кроме улиц и домов Парижа ее интересовал быт крестьян, зарисовывала скот, телеги, сараи.

Вернувшись в Москву, Зинаида много пишет, особенно любит писать портреты. В журналах о ней стали говорить, что у нее "большой, красочный темперамент". Она стала выставляться среди уже известных живописцев, и ее заметили. Позже А.Бенуа так писал о выставке работ Серебряковой:" ...она одарила русскую публику таким прекрасным даром, такой "улыбкой во весь рот", что нельзя ее не благодарить..."

В картинах Серебряковой были отмечены полная непосредственность и простота, истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное. Все ее работы поражают жизненностью, прирожденным мастерством. И деревенские парни, и студенты, и комнаты, и поля - все у Серебряковой выходит ярким, живущим своей жизнью и милым.

Перед первой мировой войной художница побывала в Италии, в Швейцарии, где написала множество пейзажей. Вернулась домой летом 1914 года, где ее встретили хмурые и растерянные мужские лица, причитающие солдаты и ревущие девки.

В 1916 году Александру Бенуа предложили роспись Казанского вокзала в Москве, тогда он привлек к работе признанных мастеров - Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева и среди этих избранных оказалась и Зинаида Евгеньевна Серебрякова.

В 1918 году имение Нескучное, где жили Серебряковы, сгорело. Семья переехала в Харьков. Борис Анатольевич, муж Зинаиды, в 1919 году заразился сыпным тифом и умер.

Серебряковы жили скудно, иногда на грани нищеты. Художница была вынуждена подрабатывать на рисовании наглядных пособий. Тянулась безрадостная жизнь. Тогда Серебряковы переехали в Петербург, поселились в пустующую квартиру деда Н.Л.Бенуа. Хоть как-то прожить, художница поступает на службу в мастерскую наглядных пособий за нищенское жалованье.

А тем временем в 1924 году в Америке была выставка Серебряковой, на которой было продано около 150 картин. По тем временем это были очень большие деньги, особенно в разрушенной Стране Советов. Поселившийся В Париже с семьей Александр Бенуа звал их к ним. Тем более, что ей поступил заказ на панно из Парижа. Что сделает мать четверых детей, живущих в "невыездном" Советском Союзе? Оставит их и метнется во Францию? Или все-таки останется с ними? На руках кроме детей у Серебряковой еще больная мать. Средств к существованию - ноль.

Серебрякова решила ехать. Биографы утверждают:"Впоследствии она раскаялась и хотела вернуться в Россию, пусть даже в СССР. Но это ей не удалось." Но почему не удалось? Или все-таки не хотелось? Например, Марине Цветаевой это удалось. Зинаиде Серебряковой - нет. Хотя к ней, во Францию, приезжал старший брат, Евгений Лансере, советский профессор. Он работал в Тбилиси и был командирован в Париж решением Наркомпроса Грузии. Двоих детей удалось-таки отправить к ней во Францию, еще двое остались в России - Серебрякова увидится с одной из дочерей лишь через 36 лет, во время хрущевской оттепели.

Франция не принесла Серебряковой счастья. Денег было мало, жила почти нищей жизнью. Детям отсылала копейки. И очень раскаивалась в своем решении уехать из России. И творчество периода эмиграции было не таким ярким, брызжущим красками, темпераментом. Все лучшее осталось дома.


Зима в Царском Селе (1911)


Беление холста (1916-17)


За туалетом. Автопортрет (1908-1909)

Автопортрет в белой кофточке (1922)


Автопортрет в костюме Пьеро (1911)

Баня


Бретань, Пон-л Аббе (1934)


Графиня Санкт-Ипполит, урожденная княгиня Трубецкая (1942)


Катя с куклами (1923)


Корзина с цветами


Купальщица (1911)


Монахиня из Кассиса (1928)


Швейцария


На террасе в Харькове (1919)

Натюрморт с овощами (1936)


Нескучное. Поля (1912)


Няня (1908-1909)


Обувающаяся крестьянка (1915)


Освещенная солнцем (1928)


Пляж


Портрет А. А. Черкесовой-Бенуа (1938)


Портрет Серебрякова. (1922)


Портрет балерины Л.А.Ивановой. (1922)

Портрет Е. Н. Гейденрейх в голубом


Портрет Наташи Лансере с кошкой (1924)


Портрет О. И. Рыбаковой в детстве (1923)


Портрет Ольги Константиновны Лансере (1910)

Портрет на синем


Птичий двор (1910)


Рынок в Пон-л Аббе (1934)


Снежинки (1923)


Спящая девочка на синем (Катюша на одеяле) 1923


Спящая крестьянка


Тата и Катя

Терраса в Коллиуре


За обедом (1914)


(1884-1967) русский живописец, график

Зинаида Серебрякова родилась в семье, где искусством занимались все. Прадед художницы А. Кавос, ее дед Н. Бе-нуа были известными архитекторами. Отец, Е. Лансере, занимался скульптурой, его работы хранятся в ведущих музеях страны и мира. Мать, Е. Лансере (урожденная Бенуа), училась живописи у П. Чистякова, у которого учились все знаменитые живописцы России семидесятых-восьмидесятых годов XIX века. Правда, она не стала профессионалом, считала себя художником-любителем. Брат, Е. Лансере, стал живописцем, графиком, членом общества «Мир искусства». Дядя Зинаиды Серебряковой, А. Бенуа считался признанным авторитетом в истории искусства и сам был незаурядным живописцем.

Зинаида родилась в имении Нескучное, принадлежавшем ее отцу. После его внезапной смерти, мать художницы с детьми переехала в Петербург и поселилась в доме своего отца Н. Бенуа. С этого времени Зинаида Серебрякова росла в атмосфере преклонения перед искусством. Способности девочки к рисованию были замечены рано, сама художница писала, что рисует столько, сколько себя помнит.

С 1901 г. Серебрякова посещала школу меценатки княгини М. Тенишевой, где преподавал И. Репин. Особое влияние на становление ее творческой манеры оказало путешествие по Италии вместе с матерью и сестрами.

Вернувшись в Россию, Зинаида продолжала брать уроки, занималась в 1903-1905 гг. в частной художественной мастерской О. Браза, живописца и графика, входившего в группу «Мир искусства». В 1905 г. она отправилась во Францию, где поступила в Академию де ля Гранд Шомьер, которой руководили художники Симон и Дошен. Вскоре к ней присоединился ее двоюродный брат Б. Серебряков. Она много занималась техникой рисунка, во время путешествий по стране постоянно делала различные зарисовки.

Первыми произведениями художницы становятся наброски, сделанные в родовом имении Нескучное, расположенном под Харьковом, где она родилась и впоследствии постоянно проводила лето. В архиве художницы сохранилось множество рисунков и акварелей: она рисовала практически все, что видела: крестьян во время сельскохозяйственных и домашних работ, животных, птиц, цветы. Интересны и ее пейзажные зарисовки. Полагают, что особое влияние на художницу оказало творчество А. Венецианова, его изображения русских крестьян.

Со временем оказалось, что большую часть творческого наследия Зинаиды Серебряковой составляют портреты добровольных натурщиков - друзей и близких, а также автопортреты. В последнем жанре последовательно зафиксированы разные состояния ее жизни: от радостного миросозерцания до тихой грусти, вызванной сложными жизненными перипетиями. Она постепенно отойдет от тщательной прописанности вещей, окружающих ее автобиографическую героиню, больше сосредоточившись на передаче собственного внутреннего состояния. Исследователи отмечали, что близкие люди не стареют на картинах Серебряковой (портреты Кати), потому что, один раз увидев их индивидуальность, Зинаида Серебрякова и отражает ее на своих полотнах.

В 1905 г. Зинаида выходит замуж за своего двоюродного брата Б. Серебрякова, в 1908 году получившего диплом инженера. Отцу пришлось испрашивать специальное разрешение церковных властей на брак. Он оказался удачным, хотя семейная жизнь Серебряковой продолжалась недолго. В революционные годы Б. Серебряков умер, и его жене пришлось одной поднимать четверых детей. Все они проявили себя в художественной сфере. Александр много работал для кино и театра, писал в технике акварели, рисуя интерьеры частных дворцов во Франции и Англии, Катя стала живописцем.

Дочь смогла сохранить последнюю квартиру матери, где находятся большинство произведений Зинаиды Серебряковой, созданных в эмиграции. Даже внук художницы, сын ее дочери Татьяны, Иван Николаев, известен своими работами в области монументального искусства: в частности, он оформлял московскую станцию метро «Боровицкая».

С 1909 года Зинаида Евгеньевна Серебрякова начинает постоянно выставляться, она участвует в седьмой выставке «Союза русских художников» (1910) и экспозиции «Современный женский портрет», устроенной в редакции журнала «Аполлон» в Петербурге. Тогда же к ней приходит профессиональная известность, а «Автопортрет» (1910) и одну из крестьянских композиций приобретает Третьяковская галерея. Исследователи отмечают, что созданные в 1914-1917 гг. картины уже представляют собой монументальные полотна, в которых последовательно раскрывается жизнь крестьян.

С 1911 года Зинаида Серебрякова является постоянным экспонентом выставок общества «Мир искусства». Она много путешествует: по Крыму в летние месяцы (1911-13), по Италии и Швейцарии (1914).

В 1914 году А. Бенуа по просьбе архитектора А. Щусева, автора проекта Казанского вокзала, возглавил работы по монументальным росписям вокзала, он привлек к работе М. Добужинского, Н. Лансере, Н. Рериха и Зинаиду Серебрякову, которая сделала целый ряд эскизов и рисунков панно на темы «Индия», «Сиам», «Турция», «Япония». Осуществляя задуманное, она многие часы провела в библиотеках, изучая искусство и историю стран Востока.

В 1917 г. Зинаида Серебрякова была выдвинута в академики наряду с А. Остроумовой-Лебедевой и другими женщинами-художницами, но из-за революционных событий выборы не состоялись.

В первые послереволюционные годы Серебрякова жила в Нескучном с семьей, там она пережила смерть мужа от тифа и пожар, в котором чуть не сгорели ее картины. В 1919 г. она работала в Харькове, участвовала в 1-й выставке подотдела искусств Харьковского Совета, а в следующем году переехала в Петроград, где продолжила работу в музеях. Несколько месяцев Зинаида Серебрякова работала в качестве художника Археологического музея, оформляла залы, проявляя поразительную силу воли и мужество. Ведь зарплата была такой мизерной, что ее хватало только на фунт масла. В залах не топили, от голода и холода опухали пальцы. Бенуа неоднократно продавал ее работы в частные коллекции и пересылал художнице деньги. Мать художницы помогала вести хозяйство.

Несмотря на сложные бытовые условия, Серебрякова продолжала работать: она покупала на барахолках краски у барышень, когда-то занимавшихся изящными искусствами, а теперь продававших свое имущество, чтобы прокормиться, писала сценки из жизни артистов балета, городские пейзажи.

Зинаида Серебрякова стремилась, чтобы ее дети получили образование. Дочь Таня обучалась в Петроградском хореографическом училище, и художница часто рисовала прямо в театре, создав целую серию картин, посвященных танцу (пастели 1922-1923 гг.). Даже в конце ее творческого пути Серебрякова оставалась верна увлечениям молодости; интересна ее лирическая зарисовка-портрет известной балерины Иветт Шовире (1962).

Дети всегда оставались самой любимой натурой Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, она рисовала их в любой обстановке: за столом, во время игр, чтения, когда они спали или одевались. Художница могла сделать набросок во время беседы, а потом на его основе создавала портрет, Удивительна ее зарисовка младшего С. Прокофьева (сына композитора) 1927 года: фигура, выполненная в голубовато-золотистых тонах, вписана в красно-коричневую мебель, которая становится своеобразным обрамлением.

Работы художницы были представлены на выставках членов Дома искусств и «Мира искусства» (в 1922 и 1924 годах). В частности, на выставку 1922 года Серебрякова представила 16 портретов, выполненных пастелью. В том же году вышла монография критика Н. Эрнста о художнице.

Любопытно, что практически всю свою жизнь Зинаида Серебрякова рисовала обнаженную натуру, не только добиваясь большего самовыражения, но и выражая свое жизненное кредо. Она всегда верила в человека, в его красоту. Поэтому нередко ее картины, написанные в разной технике (маслом, сангиной и пастелью), так богаты цветовыми переходами. Художница всегда композиционно точно выверяла расположение натуры на холсте, одновременно добиваясь и особой декоративности изображения. Своеобразной прелюдией к «ню» стали портреты «Банщиц», над которыми работала еще начинающая художница.

Заметна и эволюция творческой манеры в ее автопортретах: иногда, за неимением другой натуры, ей приходилось рисовать саму себя. От наивного кокетства девушки, только познающей мир, она приходит к изображению матери, наполняя собственное изображение мягкими лирическими и отчасти грустными тонами.

В 1924 г. Зинаида Евгеньевна Серебрякова выехала в Париж для устройства выставки, А. Бенуа предполагал, что она сможет подработать и финансово поддержать свою семью. Художница считала, что уезжает ненадолго, поэтому она взяла с собой только сына Александра. В 1928 году к ней приезжает дочь Катя. Семья оказалась разрезанной пополам: еще один сын и дочь остались с матерью художницы. Более того, закончив архитектурный институт и уехав работать во Владивосток, сын Евгений был взят на действительную военную службу и не смог вступать с матерью в переписку. Татьяна навестила близких только после войны, она стала хранительницей архива Серебряковой, устроительницей ее выставок в России. Позже она стала совершать поездки к матери вместе с братом.

Время Зинаиды Серебряковой распределялось между творчеством для себя и заказными работами. Она оставалась главой семьи, должна была зарабатывать, но не писать Серебрякова не могла. Екатерина вспоминала, что мама всегда носила с собой карандаш, пастели и акварели, постоянно во время прогулок делала наброски.

В двадцатые годы Зинаида Серебрякова участвовала в ряде выставок, проходивших по всему земному шару: работы выставлялись в Америке (1923-1924) и в Японии (1926-27). Первоначально они не пользовались спросом, хотя обычно художница выставляла до дюжины работ. Но один из покупателей, барон Броуэр, не только заказал портреты членов своей семьи, но и финансировал поездку Серебряковой в Марокко в 1928 и 1932 годах. А. Бенуа так охарактеризовал портреты и натюрморты своей племянницы: «Такая свежесть, простота, меткость, живость, столько света!» За полтора месяца Зинаида Серебрякова написала пастелью 60 этюдов, мастерски передав различные типы людей. Позже она написала декоративные панно для особняка барона Броуэра под Брюсселем (разработку интерьеров осуществил ее сын Александр). На панно отразились мотивы четырех времен года.

Хотя материальный успех от марокканской выставки Серебряковой оказался невелик, все же владельцы частных галерей решились выставлять работы художницы: в парижской галерее Шарпантье (в 1927, 1930/31, 1932, 1938 годах), в парижских галереях В. Гиршмана и Бернхейма (1929). С 1927 по 1938 годы состоялось пять персональных выставок художницы.

Известность приносила заказы, правда немного, потому что Серебрякова не любила писать парадные или кабинетные портреты. Таков, в частности, созданный в Париже портрет Г. Гиршман (1925), жены известного предпринимателя, запечатленной в свое время и В. Серовым. Но портрет Зинаиды Серебряковой более камерный. В нем парадность соединена с особой утонченностью, мы видим прежде всего элегантную светскую красавицу, а не надменную владелицу особняка, как на картине Серова.

Серебрякова всегда стремилась рассказать о человеке, его интересах, вкусах, привычках. Она тщательно фиксировала внутренний мир портретируемых, стремясь передать определенное душевное состояние. Поэтому позы ее героев естественны и непринужденны; кажется, что люди оторвались на некоторое время от своих дел, чтобы попозировать для художницы («Портрет Михаила Гринберга», 1936).

Зинаида Евгеньевна Серебрякова постоянно участвовала в совместных проектах, на которых представлялось русское искусство (в Париже, в Брюсселе в 1928 г.), в выставках русских художников в Берлине и Белграде (1930), в совместной с Д. Буше-ном выставке в Брюсселе и Антверпене (1931), в выставках русского искусства в Париже и Риге (1932), Праге (1935).

Весной 1932 г. Зинаида Серебрякова вновь работала в Марокко по предложению Броуэра и А. Лебёфа. В галерее Шарпан-тье были представлены 63 работы художницы, 40 из которых были созданы в Марокко. Уникальными можно считать несколько ню, потому что Серебрякова стала первой европейской художницей, сумевшей уговорить марокканок позировать обнаженными.

Она пользовалась любой возможностью, чтобы выехать на натуру. По приглашению своих родственников Зинаида Серебрякова несколько раз побывала в Лондоне, несколько раз ездила в Бретань, откуда привезла удивительные зарисовки бретонок, сохранились и пейзажные зарисовки юга Франции. Серебрякова нарисовала и виды Италии, где побывала в 1929 и 1932 годах, ей удалось посетить Бельгию и Швейцарию.

Важной составляющей ее творчества стали натюрморты. Когда она писала автопортреты, то просто забавлялась, стремясь изобразить каждую мелочь на туалете. Позже из составляющих, отдельных предметов стали складываться самостоятельные композиции. Они по-прежнему отражали многообразие жизни и рассказывали о красоте природы («Картина с виноградом», 1934; «Натюрморт с овощами», 1936).

После войны широко распространилось абстрактное искусство. Зинаида Серебрякова же всегда тяготела к реалистической манере письма и не могла рассчитывать на продаваемость своих картин, тем не менее в 1954 г. состоялась персональная выставка художницы в ее собственной мастерской в Париже, а в 1965-66 гг. - персональная ретроспективная выставка в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске.

Зинаида Серебрякова весьма требовательно относилась к своему творчеству, даже картину «Купальщица» (1911), хранящуюся в Русском музее, она называла этюдом, хотя картина имеет большой размер и весьма содержательна по художественному решению.

Она работала в самой разной технике: использовала масло, пастель, темперу, графитный карандаш. Только смерть смогла остановить неутомимый творческий поиск, который художница вела всю свою жизнь. Серебрякова похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

3. Е. Серебрякова выросла в атмосфере искусства. Ее отец, Е. А. Лансере, был скульптором, а воспитывалась она (после смерти отца в 1886 г.) вместе с братом, будущим графиком Е. Е. Лансере, в семье деда (по матери), Н. Л. Бенуа, петербургского архитектора.

Автопортрет

Две судьбы суждено было прожить Зинаиде Серебряковой.

В первой она — потомок художественного семейства, счастливая, любимая и любящая жена, мать обожаемых детей и талантливая художница, вошедшая в русскую живопись со своим автопортретом перед зеркалом, в котором, кажется, сконцентрировались счастье, любовь, довольство, свежесть и радость жизни.

Вторая судьба — вдова, разлученная с детьми, выбивающаяся из сил, чтобы заработать на кусок хлеба, не нашедшая места на чужбине и утратившая родину, раздираемая тревогой и снедаемая безысходной тоской.

*** ">

Автопортрет за работой

Счастливая жизнь Зинаиды Серебряковой

Рисовать Зинаиде Лансере было предназначено — судьбой не судьбой, а уж семьей — точно. Отец Зины, Евгений Лансере, был известным питерским скульптором, мать — урожденная Екатерина Бенуа, родная сестра Александра Бенуа. Зина — младший ребенок, ей не было и двух лет, когда отец умер от чахотки. Из имения Нескучное (тогда — Курская губерния Российской империи, сейчас — Харьковская область Украины) мать с детьми переехала в Петербург в родительский дом.

Балетная уборная

На фоне общительных жизнерадостных братьев и сестер Зина казалась диковатой, замкнутой. Кажется, она единственная пошла нравом в отца, а не в веселую дружелюбную материнскую родню. Она училась в гимназии, ходила с мамой на художественные выставки и театральные премьеры, рисовала, конечно, — в этой семье не могло быть иначе. Единственное, что тревожило мать — слабое здоровье девочки. Из всех детей она росла самой болезненной.

Балетная уборная (Большие балерины)

В восемнадцать лет Зинуша, как ее называли родные, уехала с матерью в Италию для восстановления здоровья. Вскоре к ним присоединился Александр Бенуа, для Зины — «дядя Шура». И он устроил дамам великолепные художественные и культурологические экскурсии! На обратном пути специально ради посещения музеев поехали через Вену. В Петербурге Зинаида, последовав совету «дяди Шуры», посещала мастерскую Осипа Браза — известного портретиста, академика императорской Академии художеств. К парадному портрету, столь любимому Бразом, душа у нее не лежала, поэтому ничего хорошего по поводу этого этапа своего обучения Серебрякова впоследствии не говорила. А вот время, проведенное в Эрмитаже, где бывала почти ежедневно, считала очень важным.

Автопортрет в костюме Пьеро

Помимо радости от живописи, жизнь девушки озаряла еще одна большая радость — любовь. Лето семейство проводило в Нескучном, где в соседнем имении жили их родственники Серебряковы. С Борисом, своим двоюродным братом, Зина была знакома с детства, со временем дружба переросла в любовь. Молодые решили пожениться, но удалось им это не сразу. Родители были за, а вот церковь воспротивилась из-за родства влюбленных. Впрочем, 300 рублей и обращение к третьему, после двух отказов, священнику позволили решить проблему. В 1905 году они обвенчались. Очень красивая пара! Высокие, статные, задорные, влюбленные, немного идеалисты. Кажется, им предстояла очень счастливая жизнь. И она у них была, но не так долго, как мечталось.

Портрет Таты в костюме Арлекина

Вскоре после свадьбы молодые уехали в Париж. Зинаида ждала рождения первенца и повышала живописное мастерство в академии де ла Гранд Шомьер(снова-таки по совету Бенуа). Она с упоением любовалась картинами Моне и Мане, Сислея, была в восторге от Дега — и пронесла любовь к последнему через всю жизнь, вступив с ним в диалог серией своих балерин( , , , ).

Балерины в уборной

Балетная уборная

Балетная уборная. Снежинки (Балет «Щелкунчик»)

С самого своего замужества и до революции Зинаида Серебрякова была счастлива, как больше никогда. Их жизнь протекала просто, спокойно и радостно. Зимой жили в Петербурге, в теплое время — в Нескучном. В светских развлечениях особо не участвовали, интересы Зинаиды вращались вокруг ее детей, горячо любимого мужа и живописи. Даже гуляя с детьми, она непременно брала с собой альбом.

За завтраком

В 1910 году на выставке Союза русских художников в Петербурге Зинаида Серебрякова поразила не только публику, но и родных, в том числе «дядю Шуру». Ее автопортрет «За туалетом» произвел фурор. Такая свежесть, такая искренность и радость молодости исходили от картины, что ни у кого не осталось сомнений: в России появился новый художник. Ее стиль определяли как неоклассицизм.

За туалетом. Автопортрет

Действительно, в этой работе мы видим мощный концентрат подлинной русской культуры.

На этой картине Зинаида Серебрякова олицетворяет идеал русской женщины - хранительницы самых высоких духовных традиций российской интеллигенции и аристократии. Она любима, у нее есть любимый муж - суженный, за которого она собиралась выйти замуж с детства. Всё, как в самых лучших народных преданиях о прекрасных матерях, мудрых отцах, кротких дочерях и суженых Богом вторых половинках для создания своей идеальной семьи. Может поэтому получилась очень добрая, теплая и светлая работа. Именно этой атмосферой уюта, радости и гармонии картина художницы нам так дорога. В 1910 году автопортрет Серебряковой произвел настоящий фурор. Картина висела на выставке рядом с полотнами известных мастеров - Врубеля, Кустодиева, Серова. Кстати, именно Валентин Серов походатайствовал, чтобы эту картину Серебряковой и еще две ее работы приобрела Третьяковская галерея.

Катя в голубом у елки

К 1913 году у Серебряковых уже было четверо детей: старшие мальчики Женя и Саша и девочки Тата и Катя. Зинаида очень любила имение в Нескучном, даже детей предпочитала рожать там, вопреки беспокойству матери. В Нескучном она вела простую жизнь, носила широкие юбки и светлые блузки и рисовала в каждую свободную минуту — детей, мужа, крестьян, пейзажи.

Катя с натюрмортом

Зинаида и Борис ладили с крестьянами. Если Борис обнаруживал, то кто-то стащил с хозяйского двора колесо или кадушку для засолки, то мягко журил виновника: «Да что ж не попросил, я бы тебе и так дал». А когда прогремел роковой залп с «Авроры», Зинаида, улыбаясь, искренне радовалась за крестьян в имении: «Ну, Никитишна, поздравляю, теперь ты не просто крестьянка, теперь ты гражданка!».

****

Беление холста

И грянул залп После революции в России с изменениями в жизни столкнулись, наверное, все. Но в случае Серебряковой — это не «изменения», это до и после, две разные жизни. Счастье осталось в той, что была до залпа. Борис арестован, имение в Нескучном сожгли. К счастью, свои крестьяне предупредили, поэтому Серебряковы вовремя уехали в Харьков. Выпущенный на свободу Борис умер на руках жены от сыпного тифа, оставив ее в строящейся «стране народной» с четырьмя детьми.

З.Серебрякова “Портрет Б.А.Серебрякова” ок.1905

Муж скончался у нее на руках в 39 лет. Именно столько лет было отцу Зинаиды, когда он ушел из жизни. Девочке было тогда всего 2 года. Эти ранние смерти двух красивых талантливых мужчин, являются рамками, в которые вошла счастливая безоблачная жизнь художницы. Ее идеальная семья, в которой все так нежно любили друг друга, распалась как карточный домик .

Портрет Б.А.Серебрякова

Карточный домик

В Харькове Зинаида устроилась в археологический институт, делала эскизы археологических находок и изнывала от желания выйти из этого морока, в который превратилась ее еще недавно счастливая жизнь. «Жалкая, беспомощная и одинокая. Говорит, что жизнь кончена, и живет только своим прошлым», — так описывают современники впечатления от встречи с ней. Впрочем, возможности целиком погрузиться в тоску у нее нет — нужно кормить детей и мать. Большим подспорьем была помощь крестьян: они привозили иногда сало, крупы, морковку — из последней заваривали чай и согревались им.

Дочка Катя с куклами

Только в декабре 1920 года удается уехать в Петроград. Становится немного легче. Дети идут в школы, картины Серебряковой участвуют в выставках, ей иногда заказывают портреты. Но жизнь все равно проходит на грани выживания. Удивительно, что как бы тяжело ни складывалась ее жизнь, картины ее в большинстве своем светлые, радостные, хотя ранние она создавала от избытка радости, а в поздние сбегала от тяжкой действительности.

Автопортрет с дочерьми

Александр Бенуа выхлопотал племяннице свободный пропуск в Мариинский театр. Там занимается ее дочь Татьяна, там Зинаида пишет своих прелестных балерин. В 1923 году ее работы участвуют в проходящей в США выставке русских художников. Она выручила 500 долларов, но они не могли залатать прорехи в семейном бюджете. Зинаида решается уехать в Париж, чтобы улучшить финансовое положение.

Александр Серебряков за чтением книги(сын)

Клетка захлопнулась

Татьяна Серебрякова вспоминала, что ей было 12 лет, когда уезжала мама. Уезжала ненадолго, но Тате было очень страшно. Словно она предчувствовала, что в следующий раз они смогут увидеться только через 36 лет. Вопреки заверениям Бенуа, золотой дождь на Серебрякову в Париже не пролился. Во-первых, в моде был авангард, ценности которого она совершенно не разделяла, придерживаясь классического подхода к живописи, во-вторых, Серебрякова весьма неловко вела дела и совершенно не умела «вращаться» — отголоски жизни счастливой женщины, живущей семьёй и своим искусством. Как не похож был этот Париж, населенный эмигрантами, на город, в который она отправилась после свадьбы с мужем и мамой, беременная старшим сыном!

Автопортрет

Художник Константин Сомов, неоднократно помогавший в Париже Зинаиде Серебряковой, рассказывал: «Она такая жалкая, несчастная, неумелая, все ее обижают». Нелюдимая в жизни, в творчестве она не оставила прямых последователей. Современники упоминают тяжелый характер художницы. Но надо учитывать обстоятельства ее жизни. Заработать денег за год, как планировала, ей не удалось. «Никто не понимает, что начать без копейки безумно трудно. А время идет, и я бьюсь все на том же месте», — в отчаянье пишет она матери. Она очень скучает по детям. Вскоре удается выписать к себе Катю, в 1927 году приезжает и Саша. А потом падает железный занавес.

Александр Серебряков в карнавальном костюме

Серебрякова не решается вернуться, потому что в Париже двое ее детей, и везти их в СССР, где они могут быть объявлены «врагами народа», она не рискует. В Париже она не может полностью включиться в новую жизнь, потому что половина ее сердца осталась там — с Женей, Таней и с мамой, которых правительство отказывается выпустить за границу.

З. Серебрякова “Катя на террасе”

При малейшей возможности Серебрякова отправляет им деньги, но и это удается далеко не всегда. В 1933 году ее мать в Союзе умирает от голода.

З.Серебрякова. Портрет дамы с собачкой

Самым светлым событием этой «жизни после жизни» для Зинаиды Серебряковой стали, пожалуй, поездки в Марокко. Бельгиец барон Броуэр увидел на одной из выставок ее картины и предложил оплатить поездки с тем, что сможет забрать себе любые понравившиеся из написанных там картин. В 1928 и 1932-м году Зинаида путешествовала по Марокко. Впоследствии она напишет дочери Татьяне: «Вообще 34 года жизни здесь — одна суета, одна нервность и отчаянье… А как же художнику творить без „радостного волненья“? Вот разве что один месяц, проведенный в Марокко в 1928 году, и затем полтора месяца там же захватили меня всецело своей непосредственной живой красотой…»

Базар, Марракеш

Таня и Женя, оставшиеся в России, были разделены с матерью, но переписка была всегда. Они встретились только через 36 лет, сделав все возможное, чтобы встретиться с мамой на родине. Дети получили прекрасное образование, реализовали себя как личности и творческие люди. Татьяна стала театральным художником, а Евгений - архитектором-реставратором. Они помогли маме приехать в Москву на ее выставку, были пропагандистами ее творчества, а значит, духовная связь между матерью и детьми постоянно сохранялась. Да и на родине ее не забывали. Если о художнице за границей знали только истинные ценители живописи и соотечественники, то в Советском Союзе ее работами можно было любоваться на страницах школьных учебников, а изучение творчества Зинаиды Серебряковой вошло в программу обязательного среднего образования.

Портрет Жени Серебрякова

К счастью, искусство Зинаиды Евгеньевны Серебряковой не утратило своей ценности как эталона подлинной русской культуры. И сейчас мы видим новый виток популярности картин этой чудесной художницы.

Серебрякова Зинаида Евгеньевна - картины художницы.

Девушка со свечой. Автопортрет

Портрет Б.А.Серебрякова, мужа художницы

Портрет балерины Е.Н.Гейденрейх в красном

Портрет балерины Л.А. Ивановой

Так заснул Бинька (Женя Серебряков)

В детской. Нескучное

Крестьянка с квасником

Беление холста

Спящая девочка

Портрет Ольги Константиновны Лансере

Девочки сильфиды (Балет Шопениана)

Девочки у рояля.

Портрет Е. Е. Зеленковой, урожденной Лансере, сестры художницы.

Перед грозой. Село Нескучное.

Горный пейзаж. Швейцария.

Версаль. Крыши города.

Портрет Е.Е.Лансере в папахе

Княгиня Ирина Юсупова.

Портрет О. И. Рыбаковой в детстве.

С. Прокофьев.

Девочка в розовом

Терраса в Коллиуре.

Ментона. Пляж с зонтиками.

Париж. Люксембургский сад.

Уборка хлеба.

Крестьянка с рулонами холста на плече и в руках

Крестьянка, расстилающая холст

Натюрморт со спаржей и земляникой

Натюрморт с цветной капустой и овощами

Бретонка

Бретонка

Араб на осле

Старый рыбак

Альпы, Аннеси

Купальщица

Лежащая обнаженная

Сын Александр

Оригинал записи и комментарии на