Злой нрав или глубокая постоянная грусть. Печорин сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Хотел ли он его обидеть или он равнодушен к нему

Подробный конспект урока-диспута « “Злой нрав” или “глубокая

постоянная грусть” лежат в характере Печорина»

(по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Урок проводится после знакомства с биографией поэта и с основными мотивами лирики. Предварительно проводится письменная работа «Мое мнение о романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Этот урок является своеобразным анализом восприятия романа учащимися. Благодаря диспуту, высвобождается время для изучения мастерства писателя. Остальные уроки могут быть посвящены новаторству М.Ю.Лермонтова в области психологизма характера героя. Детально могут анализироваться главы «Княжна Мери» и «Фаталист».

Оборудование:

1. Памятка о правилах ведения спора.

2. Высказывания современников М.Ю.Лермонтова.

«Печорин – чудовище, клевета на целое поколение». С.О.Бурачек

«В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат…» В.Г.Белинский

« Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно…» Г.А.Печорин

Ход урока

Начинает урок учитель – ведущий диспута: «Печально я гляжу на наше поколенье…» (читается часть стихотворения). 30-е годы XIX столетия. Николай I твердо усвоил уроки 14 декабря 1825 года. Он не только отправил декабристов на виселицу и каторгу, он принял все меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Всякая попытка действовать и самостоятельно мыслить пресекалась. Жизнь должна идти тихо, без бурь. В этой давящей тишине вошел в литературу М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» вышел отдельным изданием в 1840 году. Обвинения посыпались и на автора, и на героя романа. Вот перед вами высказывания современников и слова самого героя. Где же истина? «Злой нрав» или «глубокая постоянная грусть» лежит в основе характера Печорина? Цель нашего урока – выяснить это. Из ваших высказываний о романе я поняла, что одни восхищаются и защищают своего героя, другие осуждают и называют Печорина безнравственным. В споре рождается истина, попробуем ее найти.

Прошу не забывать правила ведения спора. Обратите внимание на полемические приемы. Хочу пожелать вам успеха, и чтобы истина восторжествовала. Роман состоит из отдельных повестей. Каждая должна открывать что-то новое в характере героя.

Вопросы к повести «Бэла»

1. Какое впечатление произвел на вас Печорин в повести «Бэла»?

2. Любовь Печорина к Бэле – искреннее чувство или каприз избалованного сердца?

3. Почему он становится равнодушным к Бэле?

4. Как он отнесся к ее гибели?

5. Максим Максимыч – сочувствующий свидетель или участник трагедии?

6. Почему все-таки Печорин рассмеялся, когда Максим Максимыч стал его утешать?

7. Так кто же Печорин – виновник или жертва трагедии?

Вопросы к повести «Максим Максимыч»

1. Каким же Печорин предстоит перед нами здесь, что добавляется к его характеру?

2. Что вам сказала внешность Печорина?

3. Что вас поразило больше всего в повести?

4. Можно ли назвать друзьями Максима Максимыча и Печорина?

5. Как вы объясните холодность Печорина во время его последней встречи со штабс-капитаном?

6. Есть ли у Печорина внутреннее оправдание перед Максимом Максимычем?

Сложно судить о человеке, наблюдая его со стороны, Но Печорин облегчает нашу задачу. Он оставляет свои дневниковые записи, Нам позволено заглянуть во внутренний мир героя. Приподнять завесу и разгадать этого человека.

Вопросы к дневниковым записям Печорина

1. Как вы думаете, зачем Печорин ведет дневник?

2. Разве можно в чем-нибудь обвинить Печорина в повести «Тамань»? Он здесь, по-моему, потерпевшая сторона?

3. Почему интерес к контрабандистам уступает место равнодушию и иронии героя над самим собой?

4. Чем отличается Печорин в повести «Тамань» от Печорина в повести «Максим Максимыч»?

5. Почему повесть «Княжна Мери» начинается с описания чудесного пейзажа?

6. Как меняется интонация, когда от описания природы герой переходит к описанию «водяного общества»?

7. Какие обвинения вы можете выдвинуть против Печорина в этой повести?

8. Зачем Печорину нужно, чтобы Мери влюбилась в него?

9. Цитирование «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой».

10. Вот серьезное обвинение. Кто попробует парировать его?

11. Что заставляет Печорина отвергнуть чувство Мери?

12. Почему, сострадая ей, Печорин объясняется с ней «откровенно и грубо»?

13. Что нового открывают его отношения с Верой? Чем объясняется порыв отчаяния и горя Печорина после отъезда Веры и в сцене погони за ней?

14. Как в словах, размышлениях Печорина раскрываются его желания, стремления? (Цитирование «Зачем я жил…».)

15. Почему они не реализуются? («Во мне душа испорчена светом…».)

16. Кто в этом виноват?

17. Так «злой нрав» или «глубокая, постоянная грусть» лежит в основе характера Печорина?

Ведущий подводит итог: подтверждение вашего понимания находим в стихотворении «Монолог». Читаем стихотворение до конца.

Вопросы к диспуту по роману И.А. Гончарова «Обломов»

(Каждый вопрос подразумевает наличие разных точек зрения.)

1-й урок – Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова.

2-3 уроки – Образ главного героя. Понятие «обломовщина» в романе.

4-5 уроки – Урок-диспут «Раб чужой воли или свободная личность?»

На предыдущих уроках рассмотрено понятие «обломовщина», показано, «как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель…». Очевидно, что «обломовщина» оказалась сильнее любви, что оскудевшему деградирующему дворянству в романе противопоставлена буржуазия с ее неутомимой энергией и трудолюбием. Но чем же по- настоящему интересен главный герой сегодняшнему читателю? Это и помогает выявить урок-диспут. Каждый вопрос этого диспута обращен к конкретной личности учащегося. Здесь у каждого старшеклассника появляется возможность обратить одноклассников на собственную непохожесть и уникальность.

Вопросы к теме «Раб чужой воли или свободная личность?»

1. Любовь – это долг или свободное проявление сердца?

2. Что значит «любить» для Обломова и Ольги Ильинской?

3. Как вы считаете, любящих вас людей нужно исправлять, искоренять в них недостатки или принимать и любить их такими, какие они есть?

4. Стала ли утрата любви Ольги Ильинской трагедией для Обломова?

5. Чьей любви вы отдадите предпочтение: любви Ольги или Агафьи Пшеницыной?

6. Кто из героев романа ради любви может пожертвовать всем и найти награду в любви?

7. Так в чем же смысл жизни? Чья точка зрения вам ближе, Обломова или Штольца?

8. Где же тут человек? Где его целость? Что имеет в виду Обломов, когда произносит эти слова?

9. В ком больше человечности, в Обломове или Штольце?

10. Что такое лень Обломова? Защита от внешнего мира или вся причина в «обломовщине»?

11. Почему Обломов отказался от деятельности, от участия в жизни? Это нежелание или неспособность?

12. Обломов не способен ко злу, потому что вообще не способен к чему бы то ни было в жизни?

13. Достигает он идеала в своей жизни? И что для него идеал?

14. Так кто же Обломов – раб чужой воли или свободная личность?

Ответы ребят очень интересны. Это размышления о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу». Это разговор о том, в какой мере пагубно насилие над личностью (даже с установкой «во благо»). Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее? В чем залог полноценного деятельного бытия? Жизнь и угасание Обломова – это допустимый, возможный или законный ее вариант? Эти вопросы рождаются в сознании ребят благодаря вопросам диспута и попыткам аргументированно отвечать на них. И личность Обломова становится близкой, понятной, а кому-то дорогой. Неожиданно каждый находит в себе частичку Обломова. К концу дискуссии образ главного героя поражает своей глубиной и многоплановостью.

Глава не имеет самостоятельного новеллистического значения. В чем же ее роль в романе? Сколько здесь встреч? С кем? Как встречается Максим Максимыч с офицером-рассказчиком? Подтвердите ваш ответ словами из текста. Хотел ли Печорин обидеть Максима Максимыча? Равнодушен ли он к судьбе и огорчению штабс-капитана?

Найдем портрет Печорина.

Как отражены в нем особенности внешности героя? Какие черты личности Печорина рассказывается в его психологическом портрете? Что в основе характера Печорина «злой нрав» или «глубокая, постоянная грусть»? Почему Лермонтов не мог доверить портретную характеристику героя Максиму Максимычу? Посмотрите фильм, удалось ли артистам передать психологическое состояние героев?

Видео YouTube

В чём причина отчуждения «простого Человека» Максима Максимыча и Печорина. Ситуация, подчеркивающая нетерпеливое ожидание Максимом Максимычем встречи с Печориным, заранее обвиняет героя, можно ли говорить о его жестокости и холодности к преданному штабс-капитану. Попробуем с помощью композиционного анализа и выразительного чтения диалога Печорина и Максима Максимыча преодолеть односторонность читательской оценки. Почему Печорин не остался с Максимом Максимычем? Ведь он никуда не торопился и, только узнав, что Максим Максимыч хочет продолжения беседы, спешно собрался в дорогу.

Для того чтобы представить себе, почему Печорин уехал, обратите внимание на встречу Максима Максимыча с офицером-рассказчиком. Ведь в этой новелле не одна, а две встречи. Первая из них открывается иначе, чем вторая. Ничего похожего на холодность Печорина в офицере нет: «Мы встретились, как старые приятели». Однако итог этой встречи комичен и грустен одновременно: «… я должен признаться, что без него пришлось бы остаться на сухоядении… Мы молчали. О чем нам было говорить? Он уж рассказывал мне о себе все, что было занимательного, а мне было нечего рассказывать».

Общезначимое содержание жизни штабс-капитана сводится к его отношениям с Печориным (может быть невольно чувствуя это, Максим Максимыч оттого и дорожит ими сильно). Рассказчик же, хотя его чемодан набит путевыми записками, не рассказывает о них штабс-капитану, видимо не надеясь на понимание. Итак, дело не в первом объятии, с которого не начал Печорин (он кончил разговор тем, что обнял Максима Максимыча дружески). Дело в разделенности «простого человека» и дворянского интеллигента, в той трагической пропасти, которую Лермонтов признает как одну из «едких истин».

А как Максим Максимыч объясняет нежелание Печорина остаться? Согласен ли автор с ним?

Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем и составьте «партитуру чувств» к их диалогу. Хотел ли Печорин обидеть Максима Максимыча? Равнодушен ли он к судьбе и огорчению штабс-капитана? Портрет Печорина свидетельствует о его усталости и холодности. Чувства будто покинули его лицо, оставив на нем свои следы и впечатление не растраченных до конца сил. Печорин равнодушен к своей судьбе, к своему прошлому. На вопрос Максима Максимыча о том, что делать с «бумагами», журналом Печорина, он отвечает: «Что хотите!» Но даже в этом состоянии отчуждения от всего и от себя Печорин пытается смягчить свою холодность «приветливой улыбкой» и добрыми словами: «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?» Отказ Печорина остаться дан в безличной форме, будто не его воля, а что-то более властное диктует ему это решение: «Мне пора, - был ответ». На пылкие вопросы Максима Максимыча («Ну что! В отставке?.. как?.. что поделывали?») Печорин отвечал, «улыбаясь», односложно: «скучал!»

Эту улыбка, прямо противоположная смыслу слов воспринимается как насмешка над штабс-капитаном. Но Печорин скорее иронизирует над собой, над безвыходностью своего положения, когда все попытки вторжения в жизнь заканчиваются горьким итогом. Еще в «Бэле» автор нас предупредил, что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастие, как порок». Для Максима Максимыча все прошедшее мило, для Печорина – мучительно: «А помните наше житье-бытье в крепости?.. Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять… А Бэла?..» Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся…

· Да, помню! – сказал он, почти тотчас принужденно зевнув…»

Штабс-капитан не замечает невольной иронии своих слов: «страстный охотник стрелять», Печорин «подстрелил» Бэлу (ведь его погоня и выстрел подтолкнули Казбича выхватить нож). И Печорин, кажется равнодушный ко всему на свете, не может спокойно вынести этого не прощенного им самим себе упрека, как не может спокойно, эпически вспомнить историю с Бэлой в беседе за фазаном и кахетинским с Максимом Максимычем. Не надеясь на понимание Максима Максимыча, избегая боли, Печорин отказывается от продолжения встречи и, как может, пытается смягчить свой отказ: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч… Однако прощайте, мне пора… я спешу… Благодарю, что не забыли… - прибавил он, взяв его за руку», и, видя досаду старика, добавляет: «Ну полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески – неужели я не тот же?.. Что делать?.. всякому своя дорога.

Печорин не осуждает штабс-капитана за то, что не в силах его понять, не винит никого в своем одиночестве, но с горечью признает, что у них разные дороги. Он знает, что встреча с Максимом Максимычем его скуки не рассеет, а горечь лишь усилит, и потому избегает напрасных объяснений. Когда-то Печорин пытался открыть себя (исповедь в «Бэле»), понять позицию штабс-капитана (разговор в конце «Фаталиста») и вел себя при этом без всякого высокомерия.

«Воротясь в крепость, я рассказал Максиму Максимычу все, что случилось со мною и чему был я свидетель, и пожелал узнать его мнение насчет предопределения. Он сначала не понимал этого слова, но я объяснил его как мог, и тогда он сказал, значительно покачав головою: «Да-а! Конечно-с – это штука довольно мудреная! Впрочем, эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны, или недовольно крепко прижмешь пальцем…» И далее штабс-капитан охотно рассуждает о качествах черкесского оружия. В конце концов Максим Максимыч обнаруживает, что ему свойствен фатализм: «Да, жаль беднягу… Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать! Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано!» Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений».

Доброта Максима Максимыча бессильна, потому что она лишена понимания общего смысла вещей. И потому штабс-капитан покорен обстоятельствам, тогда как Печорин пытается их преодолеть. Для Лермонтова противостояние этих героев настолько важно, что диалогом Печорина и штабс-капитана он заканчивает роман. Новелла «Максим Максимыч» завершается еще более горько. В своей обиде штабс-капитан готов спутать Печорина с его гордым лакеем. Не поняв Печорина, Максим Максимыч обвиняет его в сословном высокомерии: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара… Вишь, каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге…» Уязвленное самолюбие штабс-капитана подталкивает его к мести. Только что считавший себя другом Печорина, Максим Максимыч называет его «ветреным человеком», «с презрением» бросает его тетради на землю, готов выдать Печорина на всеобщее обозрение: «хоть в газетах печатайте! Какое мне дело!.. Что, я разве друг его какой или родственник?»

Перемена в Максиме Максимыче так разительна, что кажется немыслимой или подсказанной минутным гневом. Но автор не позволит нам заблуждаться. Добро обратилось во зло, и это не миг, а окончательный итог жизни штабс-капитана: «Мы простились довольно сухо. Добрый Максим сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин в рассеянности или от другой причины (ее-то и открыл нам автор в ремарках к диалогу. – В.-М.) протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею! Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты… хотя есть надежда, что он заменит старые заблуждения новыми… Но чем их заменить в лета Максима Максимыча? Поневоле сердце очерствеет и душа закроется… Я уехал один». Расхождение «простого человека», в котором есть сердце, но нет понимания людей другого круга, общих обстоятельств жизни, и «героя времени», а вместе с ним автора романа оказалось неизбежным.

При всех душевных достоинствах Максима Максимыча он не способен противостоять злу ни в частном, человеческом, ни в общем, социальном смысле.

  • Кто является рассказчиком в повести?

  • Где происходят события?

  • Какова завязка повести?

  • Реакция Максима

  • Максимыча

  • на известие

  • о появлении

  • Печорина.


1.Какие черты личности Печорина раскрываются в его портрете?

  • 2.Что лежит в основе характера Печорина - "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"?


Значимость «деталей» в портрете

    Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен.


  • Как вы объясните холодность Печорина во время его последней встречи со штабс-капитаном?

  • Хотел ли он его обидеть или он равнодушен к нему?

  • Что требовалось от Печорина, чтобы доставить радость Максиму Максимычу?

  • Как вы понимаете фразу: «Что делать?… Всякому своя дорога»?


  • Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем?

  • Какова авторская оценка их поведения?

  • Почему эту главу писатель назвал «Максим Максимыч»?

  • Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1-2-й глав подчеркивают его положительные качества?



Почему повесть "Максим Максимыч" следует после повести "Бэла", а не завершает роман?

    Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка образа была бы однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков.


Разделы: Литература

УРОК 1.
«Странный человек»

Тема: «Странный человек» («Бэла»)

Цель: Вывести смысл повести за рамки любовного сюжета, обнаружить в нем общие причины трагедии Печорина

Задачи:

  • выяснить первоначальное восприятие учащимися романа;
  • подвести ребят к пониманию значения композиции и роли в раскрытии идейного замысла романа;
  • заинтересовать их романтическим сюжетом повести «Бэла» и личностью странного человека – Печорина.

Концепция: Анализ повести «Бэла» интересен для учеников, так как они захвачены драматической историей любви Печорина к черкешенке и сочувствует ей. Цель урока заключается в том, чтобы вывести смысл повести за рамки любовного сюжета, обнаружить в нем общие причины трагедии Печорина. На уроке необходимо показать Печорина в его отношениях с горцами и Максимом Максимычем. Вначале выясним отношение учеников к героям повести, проводя устное словесное рисование или рассматривая иллюстрации Серова, Врубеля, Репина. Обаяние горцев, их цельность, сила чувств, смелость и естественность к решению вопроса о том, почему Печорин хочет приблизиться к ним.

Любовь к Бэле для Печорина не каприз избалованного сердца, но попытка вернуться в мир искренних чувств «детей природы». Почему эта попытка не удалась? Почему Печорин восхищает Бэлу и добивается ее любви? Можно ли было предвидеть по началу отношений Печорина с Белой трагическую развязку? Какую роль в этом предвосхищении событий читателем играют пейзажи? Кто виноват в гибели Бэлы? Разрешение в беседе этих вопросов подводит к центральному вопросу урока: кто же Печорин – виновник или жертва трагедии?

Перечитываем исповедь Печорина перед Максимом Максимычем и убеждаемся в том, что герой объясняет здесь как следствие законов времени и своего круга. Снимает ли это вину с Печорина? Как он отнесся к смерти Бэлы? Максим Максимыч винит Печорина в равнодушии: «… его лицо не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя». Правда, на своем месте Максим Максимыч, который «любил ее, как отец», пошел заказывать гроб и признается, что «частью для развлечения занялся этим».

Затем выясняем, какую роль во всей этой истории играет Максим Максимыч, кто он – сочувственный свидетель или непосредственный участник происходящего. Мысль познакомить Печорина с Бэлой принадлежит Максиму Максимычу. Сочувствуя по доброте сердца «тоненькому, беленькому» офицеру «с большими странностями», Максим Максимыч хочет развлечь его и везет на свадьбу к князю. При этом у него «было свое на уме», хотел он этой встречей с Бэлой изменить мнение Печорина о черкешенках.

Добрый порыв Максима Максимыча оборачивается бедой именно потому, что он не привык думать о следствиях своих поступков. Порой он сам винит себя в том: «Никогда себе не прощу одного: черт меня дернул, приехав в крепость, пересказать Григорию Александровичу все, что я слышал, сидя за забором; он посмеялся, - такой хитрый! – а сам задумал кое-что». Непосредственность Максима Максимыча подводит его, как и его доброта: сам того не желая, он подсказывает Печорину способ похищения Бэлы. Максим Максимыч честен и чуток, он понимает, что похищение Бэлы – «нехорошее дело», но доказать своей правоты Печорину не в силах.

Печорин здесь дан в самом невыгодном освещении: он добивается Бэлы, ничем не рискуя, хитросплетения ума заменяют отвагу. Похищение, совершенное чужими руками, скверно, но Максим Максимыч не в силах объяснить это и может лишь укорять Печорина, который постоянно ставит его «в тупик». Читаем в лицах их диалог и обращаем внимание на странность первых доводов Максима Максимыча: «Вы сделали поступок, за который и я могу отвечать». Забота о себе в такой момент менее всего свидетельствует о доброте, как разность официального и интимного тона в репликах Максима Максимыча свидетельствуют об отсутствии цельности его позиции.

Добро Максима Максимыча не может противостоять злу, которое совершает Печорин. Более того, Максим Максимыч, невольно вовлекаясь в поединок, который идет между Белой и Печориным, поддразнивает его и, как игрок, соглашается на пари. По другому поводу, говоря оботношении Максима Максимыча к горцам, автор заметит: «Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения».

Итак, доброта, непосредственность, честность Максима Максимыча оказываются явно недостаточными, чтобы противостоять злу или хотя бы понимать смысл совершающего. При этом, любя Печорина, Максим Максимыч не в силах и ему помочь, понять его трагедию: «Скажите-ка, пожалуйста, - продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, - вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужто тамошняя молодежь вся такова?» Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть вероятно, и такие, которые говорят правду… и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:

А все, чай, французы ввели моду скучать?

Нет, англичане.

Ага, вот что!.. – Отвечал он, - да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!»

Ограниченность Максима Максимыча не просто соседствует с его добротой, но подтачивает ее и противодействует ей.

В заключении урока знакомим учеников с точкой зрения Белинского на Максима Максимыча и предлагаем дома ответить на вопрос, серьезно или иронично заключение повести: «сознать, однако же, что Максим Максимыч человек достойный уважения? Если вы сознаетесь в этом, то я вполне буду вознагражден за свой, может быть, слишком длинный рассказ».

Выделение в последних строках повести отношения к штабс-капитану подчеркивает, что для автора романа смысл повести не сводится к истории Бэлы. Дома поручаем ученикам прочесть статьи учебника: «Особенности изображения природы Кавказа и быта горцев», «Казбич и Азамат», «Бэла», «Печорин и горцы» - и к одной из статей подобрать факты в романе подтверждающие те характеристики героев, которые даны в учебнике. Кроме того, поручаем ученикам перечитать вторую часть романа и ответить на вопрос: "Злой нрав» или «глубокая, постоянная грусть» лежат в основе характера Печорина?

Структура урока:

Учебные проблемные ситуации:

Экспозиция

Шел 1840 год. В свет выходит роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». На автора посыпались обвинения:

  • «оклеветал целое поколение. Назвать такого человека героем безнравственно»;
  • «Мы заявляем, - кричали другие, задетые автором романа, - Печорин – портрет самого Лермонтова».

Все эти разноречивые и несправедливые отклики заставили Лермонтова написать предисловие, где он отверг неверные толкования и раскрыл свое отношение: «… В нем больше правды, нежели вы того желали».

Итак, мы начнем изучать этот роман, постараемся с вами на этом и следующих уроках разгадать загадки произведения, раскрыть его замысел. Но сначала поговорим о предисловии к роману.

Выразительное чтение.

Учителем предисловия к роману.

Как вы понимаете высказывания критиков? С каким героем вы познакомились? Какое впечатление он на вас произвел?

I учебная ситуация.

Кто же Печорин – виновник или жертва трагедии?

Авг 11 2010

Но при всей своей одарённости и богатстве духовных сил он, по его собственному справедливому определению, - «нравственный калека». Его характер и всё его поведение отличаются крайней противоречивостью. Эта противоречивость отчётливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, по мнению Лермонтова, внутренний облик человека. Рисуя портрет Печорина, настойчиво подчеркивает странности своего . Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». говорит: «Это признак пли злого нрава, или глубокой, постоянной грусти…» «Взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжёлый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен». Походка Печорина «была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками,- верный признак некоторой скрытности характера». С одной стороны, у Печорина «крепкое сложение», с другой - «нервическая слабость». около 30 лет, а «в его улыбке что-то детское».

Максим Максимыч тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере: «В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился: ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил па кабина один на один…»

Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со леей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, «болезнь» поколения того времени.

«Целая моя , - указывает сам , - была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». В чём же они проявляются?

Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин- скептик, разочарованный , который живёт «из любопытства», с другой - в нём огромная жажда жизни, деятельности.

Во-вторых, в нём борется рассудочность с требованиями чувства, ум и сердце. Печорин говорит: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Но у Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней, «какая бы горесть ни лежала на сердце, - говорит он, - какое бы беспокойство ни томило мысль, всё в минуту рассеется, на душе станет легко».

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам. Своё внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, «есть не что иное, как жажда власти, а первое моё удовольствие, - говорит он далее, - подчинять моей воле всё, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?»

Но Печорин не такой бессердечный эгоист. Он способен на глубокую любовь. Об этом говорит нам его отношение к Вере. Получив её последнее письмо, Печорин, «как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск… Одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку… При возможности потерять её навеки, - пишет он, - Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, !» Оставшись без коня в степи, «он упал на мокрую траву и, как ребёнок, заплакал». Эта противоречивость и не даёт возможности Печорину жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души.

Накануне дуэли, вспоминая всю свою прошедшую жизнь, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Отвечая на этот вопрос, он пишет в своём дневнике: «А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Но Печорин не нашёл этого своего «высокого назначения», не нашёл деятельности, достойной его «необъятных сил». Он тратит богатые силы свои на действия, его недостойные: разрушает жизнь «честных контрабандистов», похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от неё, убивает Грушницкого. Всем, с кем он соприкасается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницкий, несчастны Вера и Мери, до глубины души огорчён Максим Максимыч: сухая встреча его с Печориным заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми.

Вот оно, самое страшное противоречие: «необъятные силы души» - и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» - и приносит людям одно лишь зло и несчастье, наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеющие душой: жажда полноты жизни - и полная безнадёжность, сознание своей обречённости.

Кто ж виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в лишнего человека? Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Во мне душа испорчена светом», т. е. тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. «Моя

бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом: лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». Но дело здесь не только в дворянском обществе. В 20-е годы из этого общества вышли и декабристы. Дело в том, что Печорин типичный герой своего времени.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Печорин сильная, волевая натура, жаждущая деятельности . Литературные сочинения!