Айседора Дункан: биография и некролог. Айседора Дункан: история жизни танцовщицы

Айседора Дункан – американская танцовщица, основоположница свободного танца, супруга русского поэта .

Айседора Дункан родилась 26.05.1877 г. в Сан-Франциско. Урожденная Дора Энджела была младшей из четырех детей Джозефа Чарльза Дункана (1819-1898), банкира, горного инженера и известного ценителя искусства, и Мэри Айседоры Грей (1849-1922). Вскоре после рождения Айседоры глава семейства обанкротился, и семья некоторое время жила в крайней бедности.

Родители Дункан развелись, когда той не было и года. Мать переехала с детьми в Окленд и устроилась швеей и преподавателем фортепиано. Денег в семье было мало, и вскоре юная Айседора бросила школу, чтобы вместе с братьями и сестрами зарабатывать уроками танцев для местных детей.

Танцы

Айседора с детства воспринимала танцы иначе, чем другие дети – девочка «следовала своей фантазии и импровизировала, танцуя так, как ей вздумается». Мечты о большой сцене привели Дункан в Чикаго, где она безуспешно ходила на прослушивания в разные театры, а затем и в Нью-Йорк, где в 1896 году девушка устроилась в театр известного критика и драматурга Джона Августина Дэйли.


В Нью-Йорке девушка некоторое время брала уроки у знаменитой балерины Мари Бонфанти, но, быстро разочаровавшись в балете и почувствовав себя недооцененной в Америке, Айседора переехала в 1898 году в Лондон. В столице Великобритании Айседора начала выступать в богатых домах – неплохие заработки позволили танцовщице арендовать студию для занятий.

Из Лондона девушка направилась в Париж, где произошла ее судьбоносная встреча с Лои Фуллер. Лои и Айседора имели сходные взгляды на танец, рассматривая его как естественное движение тела, а не жесткую систему отработанных движений, как в балете. В 1902 году Фуллер с Дункан отправились в танцевальный тур по европейским странам.


Много лет своей жизни Дункан ездила с выступлениями по Европе и Америке, хотя она вовсе не была в восторге от гастролей, контрактов и прочей суеты – Дункан считала, что это отвлекает ее от истинной миссии: обучения молодых танцовщиков и создания чего-то прекрасного. В 1904 году Айседора открыла свою первую танцевальную школу в Германии, а затем еще одну в Париже, но она вскоре была закрыта из-за начала Первой мировой войны.

Популярность Айседоры в начале 20 века не подвергается сомнению. В газетах писали, что танец Дункан определяет силу прогресса, изменений, абстракции и освобождения, а ее фото, на которых представлено «эволюционное развитие танца», каждое движение которого рождается из предыдущего в органической последовательности, стали знаменитыми на весь мир.


В июне 1912 года французский модельер Пол Пуаре устроил в шикарном особняке на севере Франции один из самых знаменитых вечеров «La fête de Bacchus» (воссоздание «вакханалий» Людовика XIV в Версале). Айседора Дункан, одетая в греческое вечернее платье, сшитое Пуаре, танцевала на столах среди 300 гостей, которые за несколько часов успели выпить 900 бутылок шампанского.

После очередных гастролей в США в 1915 году Айседора должна была плыть обратно в Европу – выбор пал на роскошный лайнер «Лузитания», но из-за ссоры с кредиторами, которые грозились не выпустить девушку из страны, пока та не выплатит $12,000, Дункан в итоге пришлось сесть на другой корабль. «Лузитания», торпедированный германской субмариной, затонул недалеко от берегов Ирландии, унеся жизни 1198 человек.


В 1921 году политические симпатии Дункан привели танцовщицу в Советский Союз. В Москве нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский предложил американке открыть танцевальную школу, пообещав финансовую поддержку. Однако в итоге большую часть расходов по содержанию школы Айседора выплачивала из своих собственных денег, переживая при этом голод и бытовые неудобства.

Московская школа быстро разрасталась и набирала популярность. Первое выступление учащихся заведения произошло в 1921 году на сцене Большого театра в честь годовщины Октябрьской революции. Айседора вместе с учениками исполнила танцевальную программу, в которую, помимо прочих, вошел танец «Варшавянка» под мелодию польской революционной песни. Программа, во время которой революционное знамя подхватывалось из рук павших борцов полными сил бойцами, имела успех у зрителей.

Впрочем, впечатлены были не все. Некоторых озадачило, что эта «пожилая женщина» рискнула выйти на сцену чересчур голой. Невысокая (168 см), с дряблыми полными ляжками и уже не столь упругим бюстом, Дункан не могла быть столь же легкой и изящной, как в юности – годы брали свое.

Танцовщица прожила в советской России 3 года, но различные неурядицы заставили Айседору покинуть страну, оставив управление школой на одну из своих учениц, Ирму.

Личная жизнь

В своей профессиональной и личной жизни Айседора нарушала все традиционные устои. Она была бисексуалкой, атеисткой и настоящей революционеркой: во время своего последнего тура по США на последних аккордах концерта в бостонском Симфони-Холл Айседора стала размахивать над головой красным шарфом, выкрикивая: «Это красный! И я такая же!».

Дункан родила двух детей вне брака - дочь Дердри Беатрис (1906 г.р.) от театрального режиссера Гордона Крейга и сына Патрика Августа (1910 г.р.) от Париса Зингера, одного из сыновей швейцарской магната Айзека Зингера. Дети Айседоры погибли в 1913 году: автомобиль, в котором малыши находились со своей няней, на полном ходу рухнул в Сену.


После гибели детей Дункан впала в глубокую депрессию. Ее брат и сестра решили отвезти Айседору на несколько недель на остров Корфу– там американка подружилась с молодой итальянской феминисткой Линой Полетти. Теплые отношения девушек вызывали множество сплетен, однако подтверждений того, что дамы состояли в романтических отношениях, нет.

В своей автобиографии «Моя жизнь. Моя любовь», опубликованной в 1927 году, Дункан рассказала, как из-за отчаянного желания завести еще одного ребенка она умоляла молодого итальянского незнакомца - скульптора Романо Романелли - вступить с ней в интимную связь. В итоге Дункан забеременела от Романелли и родила 13 августа 1914 года сына, который умер вскоре после родов.


В 1917 году Айседора удочерила шесть своих подопечных, Анну, Марию-Терезу, Ирму, Лизель, Гретель и Эрику, которых она обучала еще в школе в Германии. Коллектив юных талантливых танцовщиц прозвали «Isadorables» (игра слов от имени Isadora и «adorables» («очаровательные»).

После окончания школы, в которой позже преподавала сестра Айседоры Элизабет (Дункан постоянно была в разъездах), девушки стали выступать с Дункан, а затем и отдельно, имея огромный успех у публики. Несколько лет спустя коллектив распался – каждая девушка пошла своим путем. Эрика была единственной из шести девушек, не связавшей свою дальнейшую жизнь с танцами.


В 1921 году в Москве Дункан познакомилась с поэтом Сергеем Есениным, который был на 18 лет младше ее. В мае 1922 года Есенин и Дункан стали мужем и женой. Танцовщица приняла советское гражданство. Поэт больше года сопровождал Дункан в ее турне по странам Европы и США, не стесняясь тратить ее деньги на престижное жилье, дорогую одежду и подарки родным. При этом Есенин испытывал сильную тоску по России, о чем он указывал в своих письмах друзьям.

После двух лет общения без знания языков (Айседора знала едва ли больше 30 слов по-русски, а Есенин – и того меньше по-английски) между супругами начались трения. В мае 1923 года поэт покинул Дункан и вернулся на родину.


Прямых посвящений Айседоре в стихах Есенина не содержится, однако образ Дункан четко прослеживается в поэме «Черный человек». Стихотворение «Пускай ты выпита другим..» посвящено актрисе Августе Миклашевской, хотя Дункан утверждала, что эти строки поэт посвятил именно ей.

Позже Дункан завела роман с американской поэтессой Мерседес де Акоста – об этих отношениях узнали из писем, которые девушки писали друг другу. В одном из них Дункан признавалась:

«Мерседес, веди меня своими маленькими сильными руками, и я пойду за тобой - на вершину горы. На край света. Куда бы ты ни пожелала».

Смерть

В последние годы жизни Дункана мало выступала, накопила множество долгов и была известна скандальными интимными историями и любовью к выпивке.

В ночь на 14 сентября 1927 г. в Ницце Айседора вышла от своей подруги Мэри Дести (матери Престона Стёрджеса, режиссера фильма «Странствия Салливана») и села в автомобиль «Амилкар» к франко-итальянскому механику Бенуа Фальчетто, с которым американку, вероятно, связывали романтические отношения.


Шарф и колесо автомобиля - причина смерти Айседоры Дункан

Когда машина резко тронулась, ветер поднял в воздух края длинного, расписанного вручную шелкового шарфа танцовщицы, и опустил за борт машины. Шарф тотчас запутался в спицах колеса, женщину вдавило в борт автомобиля, а затем выбросило на мостовую.

Дункан погибла мгновенно от перелома позвоночника и разрыва сонной артерии. Тело Дункан было кремировано; урну с пеплом поместили в колумбарии на парижском кладбище Пер-Лашез. Машина, погубившая американскую танцовщицу, была продана за огромную по тем временам сумму – 200 000 франков.


У Айседоры Дункан с детства было ощущение, что в ее биографиии все предначертано. Она предчувствовала свою мировую славу и знала: за признание и талант ей придется заплатить страшную цену.

Судьба словно наказывала ее за успех, отбирая самых дорогих людей. Айседора много раз любила и готова была отдать всю себя, но избранники, как правило, бросали ее. Ей пришлось пережить самое страшное для любой матери - смерть собственных детей. Последней насмешкой судьбы стала нелепая гибель самой танцовщицы.

Айседора Дункан - детство: Дочь Терпсихоры

В детстве она любила танцевать на берегу моря; позже Айседора рассказывала, что необычному стилю ее научили волны и ветер. Она танцевала босая - просто потому, что в семье не было денег на балетные туфли. Эта привычка осталась с ней на всю жизнь, став одной из «изюминок» образа ее биографии.

Младшую дочь семейства Дункан окружающие считали немного странной, не от мира сего. Учителя часто жаловались, что девочка витает в облаках, вместо того чтобы думать об уроках. Ее мать только отмахивалась: она осталась одна с четырьмя детьми, ей было не до причуд дочери. Сыта, здорова - и хорошо. В 13 лет Айседора без сожаления бросила школу и присоединилась к гастролирующей труппе. Она хотела заниматься только танцами, и никто не мог ее остановить.

Через несколько лет в Чикаго появилась необычная танцовщица, которая стала главной сенсацией сезона. Она выступала в короткой тунике, надетой практически на голое тело, без привычного в те времена гимнастического трико. Ее танцевальная манера была уникальной и ни на что не похожей. Сама «босоножка» называла себя наследницей древнегреческих традиций.

Ужасное пророчество

Эротизм ее танцев воспламенял мужские сердца, у Айседоры появились толпы пылких поклонников. Тем не менее до 25 лет она оставалась девственницей: считала, что истинная служительница муз должна хранить целомудрие и не растрачивать себя на плотские наслаждения. Правда, ее сердце не всегда подчинялось разуму: еще в Чикаго Айседора впервые влюбилась в 45-летнего художника польского происхождения Ивана Мироцкого. Он трогательно ухаживал за ней, предложил руку и сердце. А потом девушка узнала, что в Польше у него осталась законная супруга...

Залечивать душевные раны Айседора уехала в Европу, где ее выступления произвели настоящий фурор. В Париже, городе любви, она встретила того, кто пробудил ее чувственность. Оскар Бережи, с которым Айседора познакомилась на гастролях в Будапеште, был никому не известным актером, но Дункан видела в нем благородного рыцаря, непризнанного гения. Однако Оскар, которому быстро надоело быть тенью «божественной Айседоры», оставил ее.

Вскоре танцовщица встретила новую любовь -режиссера Гордона Крэга. Они не просто встречались, а жили вместе. Через год Айседора родила дочь. Материнство преобразило ее настолько, что она была готова оставить карьеру ради семьи. Но счастье длилось недолго. Крэг, который так и не стал официально мужем Айседоры, вернулся к своей бывшей любовнице.

Айседора, погрузившаяся в пучины мрака и депрессии, отправилась к известному прорицателю. То, что она узнала, отнюдь не облегчило ее состояния. Хиромант сказал, что ее ждут всемирная слава и успех, но ей предстоит потерять двух самых любимых людей.

Предсказание сбывается

Утешение можно было найти только в работе, и Айседора вновь окунулась в мир танца. Она постоянно придумывала что-то новое и неизменно вызывала восторг у самой искушенной публики. Миллионеру Пэрису Юджину Зингеру, наследнику огромной империи по производству швейных машин, пришлось потратить немало сил, чтобы покорить ее сердце. Он дарил Айседоре меха и бриллианты, ежедневно присылал роскошные букеты. Весь мир он готов был бросить к ее ногам.


Зингер и Дункан прожили вместе несколько лет, у них родился сын -очаровательный мальчик, в котором оба души не чаяли. Но семейная жизнь снова не сложилась. Зингер изнывал от ревности: он хотел запереть Айседору дома, чтобы она принадлежала ему одному, а Дункан не могла жить без сцены. И хотя чувства еще не остыли, пара рассталась.

Айседора отправилась на гастроли в Россию. Всю дорогу ее мучили самые мрачные предчувствия, она постоянно вспоминала предсказание хироманта. Однажды по дороге с очередного концерта ее посетило видение: два детских гробика в снегу. Сердце охватил леденящий ужас. Она поспешила в Париж, где остались дети и жил Зингер. Айседора решила помириться с ним в надежде, что у них будет полноценная семья. Но все ее надежды рухнули в один миг.

Отправив детей с няней на автомобильную прогулку, Айседора ждала возлюбленного для серьезного разговора. Он вбежал в комнату со страшным известием: машина, в которой ехали дети, упала с моста в Сену. Дверцы в воде заклинило, выбраться не удалось никому.

Роковой шарф Айседоры Дункан

Айседора слегла в горячке. Она не хотела жить, силы постепенно покидали ее. Врачи отправили безутешную мать на курорт и прописали полный покой.

Она была безразлична ко всему, с утра до вечера оплакивая погибших малышей. Однажды она брела по пляжу и увидела невдалеке две детские фигурки. Это были они, ее дети! Они шли среди волн, и Айседора бросилась к ним. Обезумевшая женщина наверняка утонула бы, если бы ее не вытащил проходивший мимо молодой итальянский офицер. «Спасите меня, спасите мой рассудок, подарите мне ребенка!» -прошептала Айседора... Он стал ее любовником, и танцовщица снова забеременела. Но последовала новая трагедия: мальчик умер всего через несколько часов после появления на свет.

После этого Айседора поняла, что ей не суждено быть счастливой, что ее удел - одиночество. Отныне работа - единственное, что удерживает ее в этой жизни. В сценическом образе танцовщицы появилась новая деталь - длинный красный шарф, выделявшийся на фоне белой туники, как кровавая рана. Он и символизировал незаживающую рану - в ее сердце.

Айседора Дункан и Сергей Есенин

Айседора Дункан пережила еще один яркий роман - с русским поэтом . Он был на 18 лет моложе, они говорили на разных языках, но устоять перед его напором и обаянием она не смогла. Ей было безразлично мнение окружающих: влюбленная, как девчонка, Айседора расцвела, ей снова захотелось жить... Но Есенин не вписался в европейское общество. Пока они жили в России, отношения складывались прекрасно, но за границей он не смог писать, начал пить, а больше всего его раздражало, что здесь никто не знал поэта Есенина. Его называли «мужем Айседоры»! Есенин бросил все и уехал на родину. А спустя два года пришло известие о его самоубийстве.

Айседора Дункан (1877-1927) – знаменитая американская танцовщица-новатор, являлась основоположницей свободного танца. Ей принадлежала разработка целой системы и пластики, связанной с древнегреческими танцами. Неоднократно в результате опросов Дункан признавалась величайшей танцовщицей мира.

Айседора известна также тем, что была женой великого русского поэта Сергея Есенина.

Детство

Айседора появилась на свет 27 мая 1877 года. Произошло это в американском штате Калифорния, в городе Сан-Франциско на улице Гири. Её настоящее имя – Дора Энджела Дункан.

Её отец, Джозеф Чарлз Дункан, провернул крупную банковскую аферу, после чего забрал все деньги и сбежал, оставив беременную жену с тремя детьми без средств к существованию.

Мать будущей танцовщицы, Мэри Дора Грэй Дункан, по своему переживала эту трагедию, она ничего не могла кушать кроме устриц, которые запивала холодным шампанским. Впоследствии, когда журналисты задавали Айседоре вопрос, в каком возрасте она впервые начала танцевать, женщина в шутку отвечала, что, наверное, ещё в утробе матери, так давали о себе знать шампанское и устрицы.

Детство девочки счастливым никак нельзя назвать. Мать еле-еле вытягивала на своих плечах теперь уже четверых детей и долгое время отбивалась от обманутых отцом вкладчиков, которые то и дело митинговали под их окнами.

Надо отдать должное маме Айседоры, женщину не сломили такие беды и неприятности. Она дала себе слово, что воспитает своих детей, обеспечит всем необходимым и вырастит из них хороших людей. По профессии мама была музыкантом, и чтобы содержать семью, ей приходилось очень много работать, давая частные уроки. Из-за этого она просто физически не могла уделять своим детям должного внимания, особенно самой маленькой Доре.

Чтобы не оставлять малышку дома одну надолго, её уже в пять лет отдали в школу, скрыв при этом настоящий возраст девочки. Навсегда в сердце и в памяти Айседоры остались те неприятные воспоминания и ощущения из детства, когда она чувствовала себя неуютно и одиноко среди старших по возрасту благополучных одноклассников.

Но были в детстве девочки и хорошие моменты, хоть и редкие. Самоотверженная мама вечерами принадлежала только своим детям, она играла им произведения Бетховена и других великих композиторов, читала Уильяма Шекспира, с ранних лет прививая любовь к искусству. Дети, как цыплята вокруг курочки, объединились вокруг мамы, образовав крепкий и сплочённый клан Дунканов, который готов был бросить вызов всему миру, если потребуется.

Увлечение танцем

Можно сказать, что уже в шестилетнем возрасте Дора открыла свою первую школу танцев. Это потом она создавала их по всему миру, а тогда маленькая девочка вместе с сестрой просто учила соседскую детвору танцевать, красиво и пластично двигаться. А к десяти своим годам Дункан уже зарабатывала танцами свои первые деньги. Она не просто обучала младших детей, но и придумывала новые красивые движения. Это были её первые шаги в создании своего авторского стиля в танцах.

Очень рано заинтересовали Айседору представители противоположного пола. Нет, она вовсе не была распущенной нимфеткой, просто с юных лет отличалась влюбчивостью. Впервые ей приглянулся молодой мужчина Вернон, работавший на аптечном складе. Доре было на тот момент всего одиннадцать лет, но она так настойчиво добивалась внимания к себе, что Вернону пришлось соврать, якобы он помолвлен. И только когда молодой человек заверил Айседору, что скоро женится, она от него отстала. Девочка была ещё совсем юной, влюблённость оказалась по-детски наивной, но уже тогда стало понятно, что вырастет из неё настойчивая и эксцентричная особа.

Школьная программа давалась Доре с трудом. И не потому, что она чего-то не понимала, напротив, Дункан была весьма способной. Просто школьные занятия вызывали у Айседоры ужасную скуку. Девочка много раз убегала с уроков и бродила по берегу моря, прислушиваясь к музыке прибоя и придумывая под шум волны лёгкие воздушные танцевальные движения.

Айседоре было тринадцать лет, когда она бросила школу, заявив, что не видит в обучении никакого смысла, считает это занятием бесполезным, в жизни она и без школьного образования сможет добиться многого. Она серьёзно стала уделять внимание музыке и танцам. Поначалу девушка занималась самообразованием. Но вскоре ей повезло и без чьих-либо протекций и рекомендаций, без блата и денег: она попала к знаменитой американской танцовщице и актрисе Лои Фуллер, которая являлась основательницей танца модерн.

Фуллер взяла Айседору к себе в ученицы, но уже в скором времени юная Дункан стала выступать вместе со своей наставницей. Так продолжалось несколько лет, а к восемнадцати годам талантливая ученица отправилась покорять Чикаго.

Свои танцевальные номера она показывала в ночных клубах, где её представляли публике как экзотическую диковинку, поскольку выступала Айседора босиком и в коротком древнегреческом хитоне. Публика была шокирована манерой исполнения Дункан, она танцевала так чувственно и нежно, что невозможно было оторвать взгляд от её движений и подняться с кресел после окончания танца. Такая длина платья в те времена была немыслимой даже для прогрессивной Америки, тем не менее никто ни разу не назвал танцы Айседоры вульгарными, настолько они были легки, изящны и свободны.

Выступления Айседоры были успешными, что позволило ей улучшить материальное состояние и отправиться покорять Европу.

В 1903 году она приехала со всем семейством Дункан в Грецию. Уже в 1904 году прошли оглушительные выступления Айседоры в Берлине, Мюнхене, Вене. В Европе она очень быстро завоевала известность.

В 1904 году состоялись первые гастроли Айседоры в Санкт-Петербурге. Потом она ещё не раз приезжала в Россию, где было очень много почитателей её таланта.
Несмотря на такой успех, Дункан не была богатой женщиной, все заработанные деньги она тратила на открытие новых танцевальных школ. Бывали моменты, когда у неё совсем не было денег, тогда Айседоре помогали друзья.

Личная жизнь

После служащего аптекарского склада Вернона, в которого Айседора влюбилась в одиннадцатилетнем возрасте, в течение шести лет она была занята исключительно танцами, работой и карьерой. Её юные годы прошли без любовных приключений.

А начиная с 17 лет, Дункан испытала все чувства, которые подвластны женщине на Земле, – любовь, разочарования, счастье, горе, боль, трагедии. У неё, принципиальной противницы брачных отношений, была слишком бурная личная жизнь. Её любовниками становились разные мужчины: старые и юные, женатые и холостые, богатые и бедные, красивые и талантливые или вообще никакие.

Когда она выступала в чикагских ночных клубах, в Айседору до беспамятства влюбился польский эмигрант, художник Иван Мироцкий. Он не слыл красавцем, носил бороду, а его копна волос на голове была яркого рыжего цвета. Тем не менее Дункан прониклась к нему симпатией, даже несмотря на то, что мужчина был старше почти на тридцать лет. Их роман с прогулками по лесу, поцелуями, ухаживаниями продолжался полтора года. Дело начало двигаться к свадьбе, и уже была назначена её дата, когда брат Айседоры узнал, что Мироцкий женат, его супруга проживала в Европе. Дункан мучительно переживала этот разрыв, он стал для неё первой серьёзной трагедией в жизни. Чтобы обо всём забыть, она приняла решение уехать из Америки.

Затем в её жизни появился актёр-неудачник Оскар Бережи. Ей было 25 лет, Оскар стал первым мужчиной Айседоры, несмотря на то, что она постоянно вращалась в богемных кругах. Свадьбы снова не получилось, так как Бережи предложили выгодный контракт, и он предпочёл Айседоре карьеру, уехав в Испанию.

Спустя четыре года Дункан познакомилась с театральным режиссёром Гордоном Крэгом. Айседора родила от него дочь, но в скором времени Крэг их бросил и женился на своей давней знакомой.

Наследник знаменитой династии, придумавшей швейные машинки, Парис Юджен Зингер – следующий мужчина в жизни Дункан. Он очень хотел познакомиться с танцовщицей и однажды после выступления сам пришёл к Айседоре в гримёрку. Замуж за Зингера она не вышла, хотя родила от него сына.

Трагедия с детьми

У неё был уникальный дар: Дункан предчувствовала, когда рядом ходила смерть. В её жизни не раз бывало, что сама природа посылала ей какой-то знак, а вскоре после этого умирал кто-то из близких, друзей или знакомых Айседоры.

Поэтому, когда в 1913 году её начали мучить страшные видения, женщина потеряла покой. Ей постоянно слышались похоронные марши и виделись маленькие гробики. Она с ума сходила, переживая за своих детей. Дункан пыталась сделать жизнь малышей абсолютно безопасной. С гражданским мужем и детками они перебрались в тихое уютное местечко Версаль.

Однажды Айседора находилась с детьми в Париже, у неё появились там неотложные дела, и она отправила малышей с шофёром и гувернанткой домой в Версаль. По пути машина заглохла, водитель вышел, чтобы выяснить причину. В этот момент автомобиль поехал и упал в реку Сену, детей спасти не удалось.

Депрессия у Айседоры была жуткая, тем не менее она нашла в себе силы выступить в защиту шофёра, понимая, что у него тоже есть маленькие дети.

Она была как камень, не плакала и никогда ни с кем не говорила об этой трагедии. Но однажды во время прогулки у реки увидела призрак своих маленьких детей, они держались за руки. Женщина закричала, у неё началась истерика. На помощь к ней кинулся молодой человек, проходивший мимо. Айседора глянула ему в глаза и прошептала: «Спасите… Подарите мне ребёнка!» От этой мимолётной связи она родила малыша, но он прожил лишь несколько дней.

Дункан и Есенин

В 1921 году в её жизнь пришла самая большая любовь. Она познакомилась с русским поэтом Сергеем Есениным.

Бурный роман начался сразу же в день знакомства. Она влюбилась в него, потому что Сергей напоминал ей маленького светленького сына с голубыми глазами. Разница в восемнадцать лет не помешала им стать супругами в 1922 году, в жизни Дункан это был первый и единственный брак.

Есенин любил Айседору безумно и восхищался ею, они путешествовали по Европе и Америке, были счастливы, но недолго. Он совсем не знал английского языка, а Айседора русского. Но не только эти сложности в языковом общении нарушили их идиллию. Есенина угнетало, что заграницей все воспринимали его лишь как мужа великой Айседоры Дункан. Страсть прошла, и вечного любовного союза не получилось. Сергей вернулся в Россию через два года после свадьбы, а Айседора продолжала его любить.

Он умер в 1925 году, в жизни Дункан не стало ещё одного светловолосого, голубоглазого, самого любимого.

Смерть

Одна близкая подруга говорила про Айседору, что для неё быстро двигаться было также необходимо, как дышать. Дункан всю жизнь неслась, как сумасшедшая, делая остановку лишь для того, чтобы поесть и выпить. У неё были все предпосылки, чтобы разбиться на машине минимум раз двадцать.

Автомобили стали в жизни Айседоры каким-то наваждением и играли мистическую роль. Её дети погибли в автокатастрофе, сама танцовщица не один раз разбивалась, рассекая на машинах по России. За время европейского путешествия с Есениным они поменяли четыре автомобиля, потому что Дункан просто терроризировала шофёров, требуя ехать как можно быстрее, и несколько раз эти её требования заканчивались плачевно.

Она как будто всю жизнь играла с автомобилями: кто кого? Машины приносили ей боль, разочарования и трагедии, а она снова садилась и мчалась. 14 сентября 1927 года в Ницце наступил финал, Дункан проиграла. У неё было свидание с очередным любовником Бенуа Фалькетто. Айседора села на пассажирское сидение его двухместного спортивного автомобиля и не заметила, как край длинной шали остался за бортом и зацепился за заднее колесо. Бенуа дал газу, автомобиль сдвинулся с места, шаль натянулась, как струна, и в одно мгновение сломала шею Айседоры. В 9.30 вечера в клинике Сен-Рош медики зафиксировали смерть великой танцовщицы.

Во всяком случае, жизнь и смерть знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан вполне подтверждает эту версию.

«Гениальная босоножка»

Эта выдающаяся женщина родилась в мае 1878 года в Америке. Ее отец, обанкротившись, сбежал из дома, оставив жену с четырьмя детьми без средств к существованию. Так что, можно сказать, отношения с мужчинами не заладились у Айседоры Дункан с самого юного возраста.

Фото: www.globallookpress.com

В 13 лет Айседора бросила школу, занявшись серьезно только музыкой и танцем. А еще через пять лет она уехала в большой город Чикаго, чтобы добиться успеха и славы на ниве искусства. Тут ее поджидала первая любовь — рыжий поляк Иван Мироский , старше ее почти на четверть века и к тому же женатый. Однако неудача в личной жизни была восполнена первыми успехами в танце — отрицавшая классическую школу балета, выражавшая в движении свои сиюминутные чувства, юная Дункан, танцевавшая босиком в прозрачных одеждах, покорила изысканную публику светских салонов. У начинающей танцовщицы появились деньги, она тут же направилась в Европу, надеясь, что там ей откроется какой-то неведомый мир.

В Греции танцовщица увлеклась античным искусством, с той поры туника стала постоянным атрибутом ее выступлений. Но до Греции был Будапешт, где заокеанскую звезду заметил и оценил сам наследник австрийского престола — эрцгерцог Фердинанд . Здесь же, на Дунае, встретилась Дункан и новая любовь, тоже оказавшаяся краткой. Избранником Айседоры на этот раз был молодой венгерский актер Оскар Бережи . Общение с ним привело Дункан к печальному выводу, что обычная семейная жизнь с любимым мужчиной для нее невозможна.

Она побывала в Германии, где увлеклась величественной музыкой Вагнера и попыталась выразить ее в своих пластических импровизациях. В Германии у нее случился короткий и вполне платонический роман с местным искусствоведом Генрихом Тоде . Чуть позже, попав впервые на гастроли в Россию, знаменитая уже танцовщица сумела покорить еще одного деятеля искусств — уже прославленного к тому времени режиссера Константина Станиславского . Правда, и с ним отношения дальше нежных поцелуев не пошли.

Впервые долгие и серьезные отношения с мужчиной возникли у Дункан в Берлине, где она познакомилась с великим английским театральным режиссером Гордоном Крэгом , тоже попавшим под очарование и личности Дункан, и ее искусства. Первые недели совместной жизни были счастливыми, однако вскоре Крэг стал намекать, что хотел бы видеть Айседору не знаменитой артисткой, а просто домашней хозяйкой. На такое танцовщица согласиться не могла. И хотя у них родилась дочь, которой Крэг дал поэтичное ирландское имя Дидрэ, союз двух художественных натур распался.

Между тем слава Айседоры Дункан уже гремела по всему миру. Ее называли «божественной босоножкой», а ее манера танцевать стала модной и ведущей во многих культурных столицах Европы, включая Петербург.

Пляска смерти

Окрыленная материнством, Айседора Дункан решила заняться и другими детьми — она открыла в Париже школу танца. Содержание этой детской школы стоило дорого, и тут Дункан познакомилась с одним из самых богатых людей Европы. Это был сын изобретателя и производителя знаменитых швейных машинок — Парис Юджин Зингер . Он охотно дал деньги на школу. Знакомство переросло в дружбу, а затем и в любовь.

Танцовщица из бедной американской глубинки стала завсегдатаем светских приемов и обладательницей неслыханной роскоши. Родился сын Патрик . Казалось, наступило счастье, сбылись все мечты. Но вот на одной из вечеринок Зингер страшно приревновал Айседору, поссорился с ней и уехал в Египет. Дети остались в Париже, а сама Дункан отправилась на гастроли в Россию. Здесь у нее начались вдруг кошмарные видения: среди белых сугробов ей чудятся два гроба, а по ночам ей слышится «Траурный марш» Шопена .

Фото: www.globallookpress.com

С мрачными предчувствиями Айседора вернулась в Париж и, забрав детей, отвезла их на отдых в живописное местечко Версаль неподалеку от французской столицы. Вскоре туда явился и Зингер, произошло примирение. Снова возникло ощущение идиллии. И опять судьба разрушила все самым ужасным образом.

После прогулки по Парижу с Зингером и детьми Айседора решила остаться в городе, чтобы заняться танцем у себя в ателье. Были дела в Париже и у Зингера, поэтому детей вместе с шофером отправили на автомобиле в Версаль. По дороге машина заглохла, шофер вышел осмотреть мотор, а тем временем автомобиль скатился в Сену, и дети погибли. Смерть шестилетней Дидрэ и трехлетнего Патрика столь сильно потрясла Дункан, что она даже не могла плакать, а впала в глубокую депрессию. При этом она ходатайствовала за шофера, зная, что у него тоже есть дети.

Она хотела покончить жизнь самоубийством, и только маленькие воспитанницы из школы танца остановили Дункан. Чтобы как-то отвлечься, Айседора уехала на Средиземное море. Но и здесь ее преследовали образы погибших детей. Однажды они почудились ей в морских волнах, и Айседора упала в обморок. А когда пришла в себя, то увидела перед собой симпатичного молодого человека. «Я могу вам чем-нибудь помочь?» — спросил он. «Да, дайте мне ребенка».

Их связь оказалась недолгой, итальянец был помолвлен и отменять свадьбу не стал. А их сын умер через несколько часов после рождения.

Фото: www.globallookpress.com

Последний узел

В Европе произошли огромные события — началась и закончилась Первая мировая война, пали империи, в России свершилась революция. В советскую Россию и отправилась по приглашению наркома Луначарского в 1921 году Айседора Дункан. Она заявила: «Я хочу, чтобы рабочий класс за все свои страдания и лишения получил бы награду, видя своих детей прекрасными». В Москве она открыла очередную школу танцев для детей.

Когда Айседоре было всего два года от роду, в их доме случился пожар, и девочку из окна выбросили на руки полицейскому. С той поры языки алого пламени стали для Дункан неким символом жизни и смерти. Она часто выступала на сцене с огромным алым шарфом, создавая им образ сполохов огня. Теперь в советской России этот шарф стал еще и символом революции. Она танцевала на сцене Большого театра под «Интернационал», а из бывшей царской ложи ей рукоплескал Ленин . Пройдет несколько лет, и алый шарф завяжет на жизни Дункан свой последний узел.

В Москве немолодая уже танцовщица познакомилась с юным и очень популярным русским поэтом Сергеем Есениным . И хотя они не знали языка друг друга и общались через переводчика, но вспыхнула страстная любовь, которая закончилась официальным браком — первым в жизни Дункан. Но и эта любовь просуществовала недолго. Поэт, как известно, сильно пил, они часто ссорились, в конце концов, он прислал ей телеграмму: «Я люблю другую, женат, счастлив». Когда через два года Есенин погиб (по официальной версии он покончил жизнь самоубийством) и Дункан узнала об этом уж в Европе, то сказала: «Я рыдала и страдала из-за него так много, что он исчерпал все мои возможности для страдания». При том Айседора Дункан поступила очень благородно — все права на гонорары Есенина она отдала матери и сестрам поэта, хотя, как вдове, они полагались ей.

В те годы сама Дункан очень нуждалась, ей было почти 50 лет, с былой грацией и былым успехом она танцевать уже не могла. К тому же она повсюду, где только можно, открывала школы танца для детей, которые затем обычно быстро закрывались из-за отсутствия средств. Только московская школа танца на Пречистенке просуществовала два десятилетия, благодаря поддержке правительства. Руководила школой ученица и приемная дочь Айседоры — Ирма Дункан .

Школа танцев Айседоры Дункан. Фото: www.globallookpress.com

О последних днях великой танцовщицы известно немного. Среди ее последних мужчин называют русского пианиста-эмигранта Виктора Серова , который был ее вдвое младше. Она страшно ревновала его и даже хотела однажды покончить жизнь самоубийством. Но через несколько дней после этого судьба распорядилась иначе. Отправляясь на прогулку в открытом автомобиле, Айседора Дункан повязала свой любимый алый шарф с длинными концами. Машина тронулась с места, шарф попал в ось колеса, затянулся и задушил Дункан. Произошло это ясным осенним днем 14 сентября 1927 года.

Похоронена великая танцовщица и женщина необычной трагической судьбы на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез.


Айседора Дункан – явление в истории культуры исключительное. После её остались лишь легенды и армия подражателей. Потомкам остаётся просто верить в то, что она была гениальна. Её танец был отражением её натуры, в которой удивительным образом сочеталась жажда любви и стремление к свободе, верность себе и необходимость обновления. Её личная жизнь была ярчайшим фейерверком страстей, а в сердце постоянно жила горечь и боль от невосполнимой утраты.

Детство, отрочество, юность

«Этот ребенок не может быть обычным. Еще в моей утробе она прыгала и скакала»- именно эти слова произнесла Мэри Дункан 27 мая 1878 г., как только Айседора появилась на свет. И действительно, девочка оказалась очень подвижной. В 13 лет она решила оставить школу, заявив, что это никчемное занятие, и сделала выбор в пользу музыки и танцев. В 18 юная американка отправилась покорять Чикаго. Стиль ее танца был легким, грациозным, свободным. Она танцевала босиком, в легкой и укороченной тунике, напоминавшей древнегреческую. Однажды Станиславский спросил у Дункан «Кто научил вас так танцевать?», улыбнувшись, Айседора гордо ответила «Терпсихора».

Дочь Дейдре

Изящная танцовщица не могла не привлекать мужчин, у нее было немало поклонников. Судьбоносной оказалась встреча с Гордоном Крегом театральным режиссером из Германии. Забеременев, Айседора продолжала танцевать, чтобы иметь средства к существованию. В 1906 г. у Дункан рождается дочка Дейдре. Как можно скорее Айседора, возвращается на сцену.


Во время очередного спектакля она теряет сознание, что лишает Гордона финансирования его очередного проекта. Вскоре они разводятся.

Сын Патрик

После одного выступления в Париже в дверь танцовщицы постучался Парис Зингер, наследник изобретателя швейной машинки. Мужчина делал ей ценные подарки, окружал заботой и вниманием, но был очень ревнив. В 1910 г. у Айседоры рождается сын Патрик.


Выйти замуж за Зингера Дункан категорически отказалась, поскольку очень дорожила своей независимостью. «Меня нельзя купить»- заявила она и продолжила флиртовать с другими мужчинами.

Трагедия



Однако за талант и популярность приходится платить. Диву мучили ужасные предчувствия и видения смерти. Ей мерещился похоронный марш, перед глазами стояли два детских гробика в снегу. Те же ощущения не покидали ее и во сне.


Айседора переехала с детьми в тихое местечко Версаль, неподалеку от Парижа. Однажды, находясь вместе с детьми в столице, у нее возникли неотложные дела. Дункан пришлось отправить детей и гувернантку в Версаль с шофером. По дороге автомобиль сломался - заглох двигатель. Водитель покинул машину, чтобы осмотреть его и разобраться в причине поломки. Машина резко сдвинулась с места, двери заклинило. Автомобиль упал в Сену. Дети пали жертвой автомобильной катастрофы вместе с няней.

Жизнь после потери

Несмотря на душераздирающую трагедию, Айседора Дункан нашла в себе силы выступить на суде на стороне шофера, ведь дети были и у него. Однако оправиться от потери она не смогла: ее постоянно преследовали галлюцинации. Однажды ей показалось, что она видит своих детей в реке. Танцовщица бросилась на землю и зарыдала, склонившийся над ней юноша предложил помощь. «Спасите меня, подарите мне ребенка!»- умоляла она. Молодой человек был помолвлен, их отношения продлились недолго. Родившийся ребенок прожил лишь несколько дней.


Ирма Дункан



Одна из 6 удочеренных девочек, Ирма Дункан, продолжила деятельность своей попечительницы, судьбы остальных неизвестны. Ирма была из бедной и многодетной семьи. Мать привела ее к Айседоре в возрасте 8 лет, во время набора учениц в первую школу танца под Берлином. Девочка всегда сопровождала Дункан во время ее гастролей, вместе с ней приехала в Москву.


После отъезда Айседоры в Европу в 1924 г. Ирма продолжила руководить школой танца в России. Стала женой журналиста И.И. Шнейдера. После смерти Айседоры Ирма развелась с мужем. В 1929 г. открыла танцевальную школу в Нью-Йорке, которой руководила многие годы. Московская танцевальная школа прекратила свое существование в 1949г. Ирма стала заниматься живописью и литературой, стала женой юриста Шермана Роджерса. Она написала книги, посвященные технике танцев Айседоры, методике их преподавания. В 1977г. Ирма Дункан скончалась в Калифорнии в возрасте 80 лет.

Биографы танцовщицы и сегодня спорят - а