Александр Харитонов. Радость грядущего Преображения

Николай Васильевич Харитонов (1880-1944) Гений живописи из Мологи

Чай в саду

Молодая девушка с яблоком

Миссис Хаббард

Портрет дамы

Портрет дамы

Портрет дамы

Русская балерина

Автопортрет

Харитонов, Николай Васильевич (1880 -1944)

В Русском музее Петербурга и в театральном музее имени Бахрушина, а также в частных коллекциях России, Европы и США хранятся картины выдающегося живописца, портретиста, уроженца ныне затопленного Мологского края Николая Васильевича Харитонова.

Николай Харитонов родился в крестьянской семье 9 декабря 1880 года. Как и у многих деревенских детей того времени, детство его прошло в тяжелых трудах и православных молитвах. Трудолюбие и вера, привитые в семье, стали главной движущей силой его творчества.

Еще в детстве художественные способности Харитонова были замечены учителями и родителями. Тогда было решено после окончания школы отправить его продолжать обучение, приумножать и воплощать в реальность свой талант. В 1892 году он с отличием окончил сельскую школу и один отправился в Петербург. Там в двенадцатилетнем возрасте Харитонов начал свою трудовую биографию. Два года работал в писчебумажном магазине и по совместительству в мастерской, которая занималась изготовлением вывесок для контор и магазинов. Через два года уже вполне самостоятельный, состоявшийся 15-летний юноша принял решение ехать изучать иконописное дело. В 1895 году он поступил послушником в Спасо-Преображенский мужской монастырь на острове Валаам. Два года осваивал древнее иконописное мастерство.

В 1897 году, вернувшись в Петербург, Николай Васильевич начал заниматься в рисовальной школе Императорского общества поощрения художников и в мастерской академика Льва Евграфовича Дмитриева-Кавказского. В 1901 году Харитонов, сдав экзамены, поступил учиться на живописное отделение Высшего художественного училища при Императорской академии художеств, а через год стал учеником в мастерской Ильи Репина. Успешно справляясь с академической программой, он участвовал в ученических конкурсах и удостаивался множества наград и похвал, в том числе совета Императорской академии.

Весной 1907 года в качестве экспонента Екатеринодарской картинной галереи Николай Харитонов принял участие в III периодической выставке картин Академии художеств, проводимой Федором Акимовичем Коваленко, знаменитым на юге России музейщиком, галеристом и коллекционером. В этой выставке этюд Харитонова «Девочки на снегу» имел огромный успех у городской публики, и Коваленко приобрел его для своей галереи. Это окрылило Николая Васильевича, и в следующем, 1908 году он отправил в Екатеринодар уже десять своих работ.

Упорная учеба и неизменная поддержка самого Ильи Репина определили дальнейшие успехи Харитонова. В 1909 году работа «Цыганка»,

в которой ярко проявились широкие живописные способности автора, прославила его и дала возможность участия в других, более значимых выставках, в том числе международных. «Экспрессивная живопись несет в себе и горячность цыганского темперамента, и зажигательность национального танца. Вся стихия цветовых пятен подчинена единому многозвучному ритму», — сказал о картине «Цыганка» Федор Коваленко.

В том же году Николаю Харитонову было присвоено официальное звание художника. С этого времени началась новая активная творческая деятельность живописца, сделавшая впоследствии его повсеместно известным.

Закончив учебу, Харитонов много путешествовал по России и Европе. Несколько лет жил во Франции. В 1912 году в Париже познакомился с Федором Ивановичем Шаляпиным и написал два его портрета, в том числе знаменитую картину «Федор Иванович Шаляпин в роли Бориса Годунова».

Была также сделана серия карандашных рисунков Шаляпина. Немалое количество полотен Николай Васильевич посвятил Русскому Северу и Кавказу.

Создано им и несколько портретов членов царской семьи Николая II. Вот один из них -

Великий князь Андрей Владимирович Романов (1879-1956) внук Александра II. Исполнен с натуры и изображает Андрея Владимировича в походном мундире, со знаками отличия генерал-майора Свиты и знаками ордена Св. Владимира 4-й (1905) и 3-й (1911) степеней. На портрете имеется собственноручный автограф великого князя: Андрей. 10 Декабря 1916.

Картины Николая Харитонова выставлялись на выставках Императорской Академии художеств и общества Архипа Куинджи, мастера пейзажной живописи. На заграничных выставках Харитонов, не жалея, продавал свои работы, многие из которых до сих пор хранятся в запасниках зарубежных музеев. Например, картина «Дама в черном», была куплена немцами на международной выставке в Мюнхене, сегодня она хранится в лейпцигском музее.Картина «Няня» 1910, приобретена Музеем АХ

Первую свою премию Харитонов получил в 1911 году от Императорского общества поощрения художников по жанровой живописи за картину «На качелях». Второй премии, имени принцессы Евгении Ольденбургской, он был удостоен через три года за картину «Праздник в деревне».

В годы Первой мировой войны Харитонов был мобилизован по заказу Трофейной комиссии для выполнения портретов и карандашных зарисовок генералов русской армии. 1917 год разделил его жизнь на две части. Первую половину можно условно назвать «На Родине»: он часто бывал в родном Мологском крае, мог свободно передвигаться по стране и заниматься любимым делом. Во второй половине жизни он вынужден был жить и работать за границей, не имея даже возможности переписываться с родными.

Здесь, в России, одна из последних его работ — «Автопортрет» — ярко отразила всю жизнь художника: не-

устроенность и одиночество, внутреннее смятение. Поднятый воротник плаща, надвинутая на лоб шляпа и вопрошающий взгляд, выражающий тревогу… Да, личная жизнь Харитонова была весьма сложной: у него не было семьи, детей, весь круг его родных и близких жил на Мологской земле, куда он очень часто приезжал и где подолгу жил в свободное от основной работы время.

Осенью 1917 года Николай Васильевич вынужден был эмигрировать в доживающее последние дни Королевство СХС (Сербия, Хорватия, Словения). В Загребе он устроился на работу в Хорватский народный театр оформителем спектаклей, а в 1923 году с труппой театра переехал в Нью-Йорк, оттуда — в Европу. В Россию уже никогда не вернулся.

В США Николай Харитонов получил американское гражданство и продолжил работу как свободный художник, став знаменитым американским портретистом-профессионалом, ведь учеников Репина и выпускников Императорской Академии художеств в Америке можно было пересчитать по пальцам.

По свидетельству родственников, проживающих в Мологском районе и изредка получавших весточки, Харитонов любил Россию и мечтал вернуться на родину, в тихую богомольную Мологу, но сложная международная обстановка лишила его даже возможности вести переписку. После эмиграции из Хорватии в США его связь с родиной навсегда прервалась. Связи с белогвардейскими офицерами на Кубани и гибель многих его работ лишь усугубили забвение Харитонова в России, и потому сегодня имя этого замечательного художника, удивительного человека не встречается в воспоминаниях современников и искусствоведческих исследованиях. Даже в собраниях Рыбинского музея-заповедника, правопреемника и хранителя Мологской культуры и свидетельств выдающихся людей, хранятся всего лишь два его полотна. Первое — «Автопортрет», выполненный в конце ХIХ века. Харитонов изображен еще молодым мужчиной, в пиджаке, с галстуком и в шляпе. Второе — «Валаамский этюд», сделанный в конце ХIХ — начале ХХ века. Обе картины в Рыбинский музей попали в 1930-е годы, когда Мологский край готовили к затоплению и фонды Мологского краеведческого музея были переданы в Рыбинск.

Церковь Шествие в Псково-Печерский Монастырь

Гораздо больше работ художника хранится в краснодарском музее, который создавал в свое время друг Харитонова Федор Коваленко. Именно ему Николай Васильевич перед эмиграцией продал почти всю коллекцию. Немало среди них и картин с видами Мологи — храмов, деревень, природы, портретов местных жителей. Те полотна, что участвовали в крупных выставках в дореволюционной России, сегодня хранятся в Русском музее и музее имени Бахрушина в Москве. Но несмотря на гениальность и историческую ценность, нынче 43 работы Харитонова выставлены на аукцион. Цена — от двух до девяноста тысяч евро…

Умер Николай Васильевич Харитонов 30 сентября 1944 года в Нью-Йорке, где и был кремирован. К тому времени его малая родина Молога уже почти полностью ушла на дно рукотворного Рыбинского моря.

Художник
Валерий Георгиевич Харитонов
(часть 1)

(работы из Античного и Библейского циклов, а также по «Божественной комедии» Данте)

- 1939 - Родился в Москве.
- 1957 - По окончании Московской средней художественной школы (МСХШ) поступает во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК).
- 1957-1962 - Учеба во ВГИКе, где, будучи студентом художественного факультета, оформляет свои первые театральные постановки на сценах учебных театров ВГИКа и ГИТИСа (Государственный институт театрального искусства): "Игрок" Ж. Реньяра и "Трехгрошовая опера" Б. Брехта.
- 1962-1964 - Работа на киностудии «Мосфильм» в качестве художника-постановщика.
- 1965 - Начало работы по контракту в Малом театре - первой драматической сцене России, где как сценограф оформляет пьесы русской и зарубежной классики
.
Эскизы декораций, костюмов и макеты театральных постановок находятся в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина (Москва), в музеях Малого театра (Москва), драмтеатра г. Паневежиса (Литва), Театра им. Ленинского Комсомола (Москва).
Середина 70-х годов - живописный цикл по мотивам «Божественной Комедии» Данте («Ад», «Чистилище» и «Рай»). С этого времени художник практически оставляет театр, чтобы найти в живописи и графике свой собственный стиль мистического экспрессионизма. http://www.shazina.com/ru/persons.aspx?InfoID=1550

По мотивам "Божественной Комедии" Данте

"Поэтические мистерии Данте не отъединены от земного бытия рекой забвения, но явлены в космическом зеркале будущих посмертных проявлений как в образах уплотненной материи греха (Ад), так и в светоносной гармонии праведности (Рай). Их сакральная мощь состоит в том, что фоном для них на всем пространстве поэмы остается дарованная человеку Законом Неба свобода, что уже на земле готовит ему ту приближенность или удаленность от Бога, которая потом, возведенная в степень возмездия (или воздаяния) будет императивно продолжена для него в вечности."

Ничтожные, 1987, Огр., м. 120x80 Тираны и убийцы, 1987, Огр., м. 120x80

Самоубийцы, 1987, Огр., м. 120x80 Предатели, 1987, Огр., м. 120x80

Чистилище (1), 1987, К., смеш.техн. 84x60 Чистилище (2), 1987, Х., м. 120x80

"Причинно-следственная связь симфонирует теологические концепции Данте, куда православное сознание неизбежно вносит одну, но существенную ноту — многомилостивости Божьей, исключающей Чистилище как область искупительного действия, ибо там, где уже упразднена свобода, там нет и действия, но все снова возвращено Творцу и передано Его милосердию и любви."

Чистилище (3), 1987, Х., м. 120x80

Чистилище (4), 1987, Х., м. 120x80

Преддверие, 1988, Доска, смеш.техн. 100x100

Чистилище (5), 2003, К., смеш.техн. 84x60

"Следование космогоническому построению Поэмы — это дать ее образной силе и мистическому опыту одного из самых великих и возвышенных страстотерпцев человечества.
"Об эзотерической посвященности великого флорентийца, как и о символике скрытых в поэме чисел, даже о математической закодированности “Божественной Комедии” было написано достаточно. Непреходящим же остается в ней то пророческое провидение Тайны, которое парадоксальным образом облекло в тайну саму поэму. В солнечной системе Поэзии и Теологии это одна из самых загадочных планет с бурлящей бездной своих кратеров и слепящим сиянием вершин, высвеченных космическим Словом Создателя. Поэтому при всей астрономической выверенности символов и строгой каноничности небесных иерархий так прозрачно-невесом и расширителен дантовский Рай и поэтому вдохновленный им художник и пишет свою музыку света, партитуру своего гимна. Поэме ли? Вдохновению ли? Или — той любви, которая по Данте, “движет солнца и светила”.

http://www.kharitonov.org/dante.htm

Рим, век первый

Катакомбы 120x100, Х./м. 2005

Палатинский холм 120x100, х./м. 2005

Триумфальная арка 120x100, х./м. 2005

Аппиева дорога 120x100, х./м. 2005

Проповедь в Риме 100x100, х./м. 2004

Рим, век первый (тетраптих)

Апостол Пётр 120x100, х./м. 2007

Сенат 120x120, х./м., 2008

Термы 120x120, х./м. 2007

Апостол Павел 120x100, х./м. 2007

http://www.kharitonov.org/roma1.htm

Античный цикл

античных мифах, как и пластической культуре древней Эллады, этом венце гармонии эллинского духа с полнотой природной роскоши, основа любого профессионального образования художника. В школе мы знали наизусть каждый локон гипсовой Афродиты и каждый акантовый лист капители могли нарисовать по памяти, и уже тогда на всю жизнь вперед мы были убеждены, что художник начинается тогда, когда он готов сказать: я — из Эллады. Однако и фронтоны Фидия и эпос Гомера — это Греция для всех; для русских же любовь к ней не исчерпывается, а только начинается ими. Чувство это вообще не есть почитание “чужих” античных руин; оно метафизично в главном, не нуждающемся в объяснении ощущении духовного родства, может, не всегда и не всеми осознаваемом. В Греции не только Олимп — гора небожителей, но и Афон — гора земного богоприсутствия, и в грядущем веке, который, как сказал Андрэ Мальро, будет либо религиозным, либо не будет вовсе, благодарно вспомнится многими, что именно от греческих монахов в свое время преизобильно текли к нам традиции Православия."

Ахилл в битве с амазонками, 1998, Х., м. 100x100

Меч Эллады, 2008, К., м. 103x73

Афродита в Троянской войне, 1998, Х., м. 100x100

Триумфатор, 2002, Х., м. 100x90

Колесница, 2004, К., м 103x73

Гомер, 2008, Х., м., 100x100

Из "Троянского цикла", 2003,К., смеш.техн. 94x60

Одиссей, 1996, Х., м. 90x90

Елена Прекраснокудрая, 2008, Х., м. 100x100

Эллада. Пир, 1995, Х., м. 80x60

Античная колесница, 2008, Х., м. 100x100

Падение Трои, 2002, Х., м. 100x100

Чаша Сократа, 2008, Х., м. 100x100

Пир, 2002, Х., м. 100x90

"Обращение к мифу — это оглядка в свою юность, как Эллада — чарующая юность человечества во всей ее эпически-пылающей и мраморно-канонической красоте и рукотворном величии." *

* В сообщении приведен текст автора с сайта художника (текст в кавычках и цветной)

http://www.kharitonov.org/ancient.htm

"Да, Италия прочно вошла в его жизнь. Выставки стали регулярны (на родине, впрочем, тоже, — у Валерия Харитонова прошло много персональных выставок в лучших столичных залах). Но любовь к Италии в судьбе русского художника не превратилась в «итальянщину» — обе стороны смогли удержаться в границах продуктивного творческого диалога. Например, Харитонов пишет цикл «Рим. Век первый». Ему был важен Рим первых христианских общин, Рим как сердце огромной империи, откуда началось мощное движение по распространению христианства. Он научился чувствовать и смог нам передать, как в эту имперскую римскую мощь вошла ещё большая сила и пронзила её острым лучом веры — идеей Спасения. Ему был важен и Рим, который боролся против засевания своего поля этими первыми духовными семенами…
Не мог художник пройти и мимо античности, — и это тоже русская традиция не с «баррикадной близости» смотреть на Древнюю Элладу, а напротив, удалившись на такое расстояние, чтобы глаз впитывал всю природную и человеческую роскошь, чтобы видеть панораму фундамента европейской культуры. Цветовая палитра таких живописных полотен как «Ахилл в битве с амазонками», «Одиссей», «Афродита в Троянской войне», «Эллада. Пир» — цветовая палитра здесь торжествующая и пылающая: все зрело (золото, глубокий коричневый цвет) и всё ещё в поре цветения (глубокий зеленый, пурпурно-красный цвета). Все живет, дышит в своих совершенных пропорциях, чтобы навсегда стать образцом, перелиться в словесный миф. И нет тут (в симпатии к античности) никакого искривления судьбы художника. Вспомним лучшего знатока античности С.Аверинцева, который говорил: «Античная пластика? Пластика — совсем не универсальный ключ к пониманию античностью, скорее уж ключ — это слово. Средневековье из античной культуры усваивало именно словесность. Это теперь античность — зримая и молчащая, потому что туристов стало больше, а знающих язык — меньше».

Капитолина Кокшенёва http://www.kharitonov.org/texts.htm

24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис - автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
    • 19.04.2019 В четверг, 25 апреля 2019 года, состоится очередной аукцион. Каталог составили 656 лотов: живопись, графика, религиозные предметы, серебро,ювелирные изделия, стекло, фарфор и пр.
    • 17.04.2019 18 апреля аукционный дом «Литфонд» проведет 151-й аукцион, в каталог которого вошли свыше 400 лотов редких книг, рукописей, автографов, фотографий, плакатов, исторических бумаг и открыток на общую сумму свыше 20 000 000 рублей
    • 17.04.2019 18 апреля 2019 года «Русская эмаль» проводит Аукцион антикварных открыток и филателии № 6. В каталоге - 225 лотов
    • 16.04.2019 В субботу, 20 апреля, «Антиквариум» проведет два очных аукциона. В 15:00 начнется аукцион «Литература и искусство Бронзового века» (№ 54), а сразу же после его завершения - «Не все по рублю» (№ 55)
    • 16.04.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это семь живописных работ, одиннадцать лотов оригинальной графики и две работы в смешанной технике
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 21.01.2019 Нужны ли коллекционеру документы на владение картиной? Новичкам хочется окончательной бумаги, фактической, брони. А что если украдут? А что если нужно будет продавать? Чем потом я докажу, что картина моя?
    • 16.01.2019 Работая над базой данных аукционных результатов, нам чаще всего удается вычислить повторные продажи. То есть зафиксировать, когда работа продавалась ранее и сколько на ней удалось заработать. Лучшие примеры 2018 года - в нашем обзоре
    • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
    • 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
  • 29.03.2019 Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью - в том крыле дворца, где жил Николай I
  • Москва.

  • 1965 - Персональная выставка. , Москва.
  • Персональная квартирная выставка. Ленинград.
  • 1967 - A Survey of Russian Painting, Fifteenth Century to the Present. Gallery of Modern Art, Нью-Йорк.
  • 1967 - New Painting from the USSR. Galerie Maison de la Tour, Сен-Реститю (фр.) , Франция.
  • 1970 - New Tendencies in Moscow. Museo Belle Arti, Лугано .
  • 1970-71 - Alexey Smirnov and the Russian Avant-garde from Moscow. Galerie Fourmiere, Villa Egli-Keller, Цюрих .
  • 1971 - Ten Artists from Moscow. Копенгагенский культурный фонд, Копенгаген .
  • 1973 - Персональная выставка. Краеведческий музей, Дмитров .
  • 1974 - Eight Painters from Moscow. Musee de Peintures et Sculptures, Гренобль .
  • 1974 - Painters from Moscow. Высшая школа (датск.) , Валлекиле (датск.) , Дания.
  • 1975 - Выставка живописи . Павильон «Пчеловодство» , ВДНХ , Москва.
  • 1975 - Unofficial Russian Art. Шарлоттенберг , ФРГ .
  • 1976 - Семь художников. Горком художников-графиков , Москва.
  • 1976 - Religious Motifs in Unofficial Russian Art (Glezer Collection), Parkway Focus Gallery, Лондон.
  • Unofficial Art from the Soviet Union. The Russian Museum in Exile, Париж.
  • Russian Noncomformist Art (Glezer Collection), Stat Galerie die Fujre, Saulgau, West Germany
  • Alternatives (Glezer Collection of Nonconformist Russian Art), Kunstverein, Esslinger, West Germany
  • Opening Exhibition of Museum of Russian Art in Exile, Montgeron, France
  • Contemporary Russian Painting, Palais de Congres, Paris, France
  • 1976-1989 Ежегодные выставки в Горкоме художников-графиков, Малая Грузинская, 28, Москва, СССР
  • 1977 New Soviet Art, Venice Biennale, Venice, Italy
  • New Art from the Soviet Union, Arts Club and Kiplinger Editors Building, Washington, DC, USA
  • Modern Russian Art (from collection of Russian Museum in Exile Montgeron), Palais de Congres, Paris, France
  • 1978 New Art from the Soviet Union, Herbert F. Johnson Museum of Art at Cornell University, Ithaca, NY, USA
  • New Soviet Art. Biennali, Turin, Italy
  • Modern Unofficial Art from the Soviet Union, Municipal Museum, Tokyo, Japan
  • New Russian Art, Biennale, Bellinozona, Switzerland
  • 1979 Exhibition Moscow/Paris, Museum of Contemporary Russian Art in Exile, Montgeron, France
  • 1981 °C.A.S.E. Museum of Russian Art in Exile, Jersey City, USA
  • 1981-82 25 Years of Soviet Unofficial Art: 1956-1981, Museum of Contemporary Russian Art in Exile, Montgeron, France
  • 1985 Персональная выставка в Горкоме художников-графиков, Малая Грузинская, 28, Москва, СССР
  • 1986-89 Двадцать московских художников. Ежегодные выставки, Горком художников-графиков, Москва, СССР
  • 1988 Тысячелетие христианства на Руси, Горком художников-графиков, Москва, СССР
  • 1989 Коллекция Л. Талочкина , Областной художественный музей, Куйбышев, СССР
  • 1989 Коллекция Тани и Наташи Колодзей , Республиканский музей, Ташкент, Узбекистан, СССР
  • 1990 Христианство: традиции и современность. Выставочный зал на Солянке, Москва.
  • 1990 Апокалипсис и Божий мир на земле. Выставочный зал на Солянке, Москва.
  • Выставка «15 лет Горкому художников-графиков», Горком художников-графиков, Москва, СССР
  • 1990-91 Другое искусство. Третьяковская галерея , Москва.
  • 1991 Персональная выставка.